РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 6 классов
основного общего образования
Составитель:
учитель информатики первой категории
Мирзазянова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Изучение информатики в 6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации; самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» ведется в 6 классах за счет компонента образовательного учреждения. Программа рассчитана на 35 часов.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Формы контроля и возможные варианты его проведения Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»; 71-85% — «4»; 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
6 класс |
1 | Объекты и системы | Тематический контроль | Тестирование |
2 | Создание компьютерного документа | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа |
3 | Информационное моделирование | Тематический контроль | Тестирование |
4 | Диаграммы вокруг нас | Мини-проект | Творческая работа |
5 | Создание презентации | Мини проект | Творческая работа |
6 | Алгоритмы и исполнители | Тематический контроль | Контрольная работа |
7 | Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация | Итоговый проект | Творческая работа |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание; прогнозирование; коррекция; оценка;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
опыт принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
В процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ учащиеся должны
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс 35 часов
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6
классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
.
1. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
2. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ ур | Дата | Тема | Практи кумы | Кол. час | Универсальные учебные действия Р(регулятивные), П(познавательные), К(коммуникативные), Л(личностные) | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | | | ТБ. Объекты окружающего мира | | 1 | Р (прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию). П (умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности; умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать их; умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач; формирование системного мышления; объектно-ориентированного мышления; формального мышления; критического мышления; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем). К (умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения). Л (формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ). | Введение, §1 |
2 | | | Компьютерные объекты. | Работа с основными объектами операционной системы | 1 | §2(3), ПР№1 |
3 | | | Файлы и папки. Размер файла | Работа с объектами файловой системы | 1 | §2(1,2), ПР№2 |
4 | | | Отношения объектов и их множеств. Отношения между множествами. | Повторяем возможности графического редактора | 1 | §3 (1, 2), ПР№3(1-4) |
5 | | | Отношение «входит в состав». Практическая работа «Создание графического изображения»» | | 1 | §3 (3), ПР№3(5-6) |
6 | | | Разновидности объектов и их классификация | | 1 | §4 (1, 2) |
7 | | | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа «Создание текстового документа» | | 1 | §4 (1, 2, 3), ПР№4 |
8 | | | Системы объектов. Состав и структура системы. | Графические возможности текстового процессора | 1 | §5 (1, 2), ПР№5(1-3) |
9 | | | Система и окружающая среда. | Графические возможности текстового процессора | 1 | §5 (3, 4), ПР№5(4-5) |
10 | | | Персональный компьютер как система | Графические возможности текстового процессора | 1 | §6, ПР№5(6) |
11 | | | Способы познания окружающего мира. Практическая работа «Создание компьютерного документа» | | 1 | §7 |
12 | | | Понятие. Образование понятий | Конструируем и исследуем графические объекты | 1 | §8 (1, 2), ПР№7(1) |
13 | | | Определение понятия. Практическая работа «Создание и исследование графических объектов» | | 1 | §8 (3), ПР№7(2-3) |
14 | | | Информационное моделирование. Практическая работа «Создание графических моделей» | | 1 | Р (прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию). П (выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). К (умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения). Л (формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность). | §9 |
15 | | | Знаковые информационные модели | Создание словесных моделей | 1 | §10 (1, 2, 3) |
16 | | | Математические модели. Практическая работа «Создание многоуровневых списков» | | 1 | §10 (4) |
17 | | | Табличные информационные модели. Практическая работа «Создание таблиц» | | 1 | §11 (1, 2) |
18 | | | Табличное решение логических задач Вычислительные таблицы. | Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре | 1 | §11 (3, 4) |
19 | | | Графики и диаграммы | Создание диаграмм и графиков | 1 | §12, ПР№12 (1-4) |
20 | | | Мини-проект «Диаграммы вокруг нас» | | 1 | §12 |
21 | | | Схемы и их применения | Создание схем, графов, деревьев | 1 | §13 (1), ПР№14 (1-3) |
22 | | | Графы и их использование при решении задач. | Создание схем, графов, деревьев | 1 | §13 (2, 3), ПР№14(4,6) |
23 | | | Алгоритм. Исполнитель | Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | Р (целеполагание как постановка учебной задачи; Формирование алгоритмического мышления; планирование; прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию). П (умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности ; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности ; умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать их; умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем). К (умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения). Л (формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды). | §14 |
24 | | | Формы записи алгоритмов | Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | §15 |
25 | | | Практическая работа «Работа в среде исполнителя» | Работа в среде исполнителя Водолей | 1 | §16 |
26 | | | Линейные алгоритмы | Создание линейной презентации | 1 | §17 (1), ПР№15 |
27 | | | Алгоритмы с ветвлениями | Создание презентации с гиперссылками | 1 | §17 (2), ПР№16 |
28 | | | Алгоритмы с повторениями | Создание циклической презентации | 1 | §17 (3), ПР№16 |
29 | | | Мини-проект «Создание презентации» | | 1 | §17 |
30 | | | Исполнитель Чертежник | Работа в среде исполнителя Чертежник | 1 | §18 (1, 2) |
31 | | | Использование вспомогательных алгоритмов | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | §18 (3) |
32 | | | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | §18 (4) |
33 | | | Контрольная работа «Алгоритмика» | | 1 | |
34-35 | | | Выполнение итогового проекта | | 2 | |
| | | Итого | | 35 | |
6 а,б,в
№ ур | Тема | Практи кумы | Кол. час | Дата | Приме чание |
Планируемая | Фактическая |
А | Б | В | | А | Б | В | |
1 | ТБ. Объекты окружающего мира | | 1 | | | | | | | Введение, §1 |
2 | Объекты операционной системы | Работаем с основными объектами операционной системы | 1 | | | | | | | §2(3), ПР№1 |
3 | Файлы и папки. Размер файла | Работаем с объектами файловой системы | 1 | | | | | | | §2(1,2), ПР№2 |
4 | Отношения объектов и их множеств. Отношения между множествами. | Повторяем возможности графического редактора | 1 | | | | | | | §3 (1, 2), ПР№3(1-4) |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа «Создание графического изображения»» | | 1 | | | | | | | §3 (3), ПР№3(5-6) |
6 | Разновидности объекта и их классификация | | 1 | | | | | | | §4 (1, 2) |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа «Создание текстового документа» | | 1 | | | | | | | §4 (1, 2, 3), ПР№4 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. | Графические возможности текстового процессора | 1 | | | | | | | §5 (1, 2), ПР№5(1-3) |
9 | Система и окружающая среда. | Графические возможности текстового процессора | 1 | | | | | | | §5 (3, 4), ПР№5(4-5) |
10 | Персональный компьютер как система | Графические возможности текстового процессора | 1 | | | | | | | §6, ПР№5(6) |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа «Создание компьютерного документа» | | 1 | | | | | | | §7 |
12 | Понятие. Образование понятий | Конструируем и исследуем графические объекты | 1 | | | | | | | §8 (1, 2), ПР№7(1) |
13 | Определение понятия. Практическая работа «Создание и исследование графических объектов» | | 1 | | | | | | | §8 (3), ПР№7(2-3) |
14 | Информационное моделирование. Практическая работа «Создание графических моделей» | | 1 | | | | | | | §9 |
15 | Знаковые информационные модели | Создание словесных моделей | 1 | | | | | | | §10 (1, 2, 3) |
16 | Математические модели. Практическая работа «Создание многоуровневых списков» | | 1 | | | | | | | §10 (4) |
17 | Табличные информационные модели. Практическая работа «Создание таблиц» | | 1 | | | | | | | §11 (1, 2) |
18 | Табличное решение логических задач Вычислительные таблицы. | Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре | 1 | | | | | | | §11 (3, 4) |
19 | Графики и диаграммы | Создание диаграмм и графиков | 1 | | | | | | | §12, ПР№12 (1-4) |
20 | Мини-проект «Диаграммы вокруг нас» | | 1 | | | | | | | §12 |
21 | Схемы и их применения | Создание схем, графов, деревьев | 1 | | | | | | | §13 (1), ПР№14 (1-3) |
22 | Графы и их использование при решении задач. | Создание схем, графов, деревьев | 1 | | | | | | | §13 (2, 3), ПР№14(4,6) |
23 | Алгоритм. Исполнитель | Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | | | | | | | §14 |
24 | Формы записи алгоритмов | Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | | | | | | | §15 |
25 | Практическая работа «Работа в среде исполнителя» | Работа в среде исполнителя Водолей | 1 | | | | | | | §16 |
26 | Линейные алгоритмы | Создание линейной презентации | 1 | | | | | | | §17 (1), ПР№15 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями | Создание презентации с гиперссылками | 1 | | | | | | | §17 (2), ПР№16 |
28 | Алгоритмы с повторениями | Создание циклической презентации | 1 | | | | | | | §17 (3), ПР№16 |
29 | Мини-проект «Создание презентации» | | 1 | | | | | | | §17 |
30 | Исполнитель Чертежник | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | | | | | | §18 (1, 2) |
31 | Использование вспомогательных алгоритмов | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | | | | | | §18 (3) |
| | | | | | | |
32 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | | | | | | §18 (4) |
33 | Контрольная работа «Алгоритмика» | | 1 | | | | | | | |
34-35 | Выполнение итогового проекта | | 2 | | | | | | | |
| Итого | | 35 | | | | | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для обучающихся
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2011.
Информатика. Формирование компьютерных компетенций: практические работы/ авт.-сост. Ю.И.Калашникова – Волгоград: Учитель, 2010.
Список литературы для учителя
Л.Л.Босова Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспектива, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Л.Л.Босова Преподавание информатики в 5–7 классах, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Электронные ресурсы
CD-ROM Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ». Электронные образовательные ресурсы. 5-7 класс.
http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ (поурочные разработки, лекции-презентации по методике преподавания, примерные программы, электронные образовательные ресурсы).
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.metod-kopilka.ru/page-4.html (Методическая копилка учителя информатики).
http://marklv.narod.ru/inf/ (М.Б.Львовский Информатика в школе).
http://www.videouroki.net/filecatalog.php (видеоуроки информатики)
http://www.alleng.ru/d/comp/com_ege-tr.htm (образовательные
9