СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель

А.Ю. Бударина


____________________


протокол


№____от___________20__г.

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР

Т.И. Щепилина



_______________________




«_____»_____________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СОШ имени А.М.Горького»


_____________С.А. Иванова


Приказ №


от «_____»____________20__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

для 8 класса

на 2017-2018 учебный год

Составил: учитель
информатики Костин
Александр Владимирович



















г. Карачев

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу информатики и ИКТ разработана на основе следующих документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);

3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького».

Количество часов: 35. Количество часов в неделю – 1.

Контрольные работы: 3 часа.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 8 классе необходимо решить следующие задачи:

-включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

-создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

-расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

-организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

-создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и ИКТ и предназначена для учащихся основной школы (8 класса).

При составлении рабочей программы учитывался примерный базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Замечания: из раздела «Начала программирования» перенесён один час в раздел «Математические основы информатики» для ознакомления учащихся на первом вводном уроке с техникой безопасности в компьютерном классе и организацией рабочего места.


II. Содержание предмета из ФГОС


Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования (11 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

    • сортировка элементов массива и пр.


III. Планируемые предметные результаты


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.


IV. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Виды,

формы

контроля.

Примечание

планируемая

фактическая


Раздел 1. Математические основы информатики

13






1

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ.

1




Лекция


2

Общие сведения о системах счисления

1




Лекция


3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1




Комбиниров.


4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

1




Комбиниров.


5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1




Комбиниров.


6

Представление целых чисел

1




Комбиниров.


7

Представление вещественных чисел

1




Комбиниров.


8

Высказывание. Логические операции.

1




Комбиниров.


9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1




Комбиниров.


10

Свойства логических операций.

1




Комбиниров.


11

Решение логических задач

1




Комбиниров.


12

Логические элементы

1




Комбиниров.


13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

1




Контрольная работа



Раздел 2. Основы алгоритмизации

11




Комбиниров.


14

Алгоритмы и исполнители

1




Комбиниров.


15

Способы записи алгоритмов

1




Комбиниров.


16

Объекты алгоритмов

1




Комбиниров.


17

Алгоритмическая конструкция «следование».

1




Комбиниров.


18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления.

1




Комбиниров.


19

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1




Комбиниров.


20

Цикл с заданным условием окончания работы.

1




Комбиниров.


21

Цикл с заданным числом повторений.

1




Комбиниров.


22

Конструирование алгоритмов

1




Комбиниров.


23

Алгоритмы управления

1




Комбиниров.


24

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1




Контрольная работа



Раздел 3. Начала программирования

11




Комбиниров.


25, 26

Общие сведения о языке программирования Паскаль

2




Комбиниров.


27

Организация ввода и вывода данных

1




Комбиниров.


28

Программирование линейных алгоритмов

1




Комбиниров.


29

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1




Комбиниров.


30

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1




Комбиниров.


31

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1




Комбиниров.


32

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1




Комбиниров.


33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.

1




Контрольная работа


34, 35

Основные понятия курса. Повторение пройденного материала.

2




Комбиниров.



V. Учебно-тематическое планирование

Глава 1. Математические основы информатики

13 ч.

Глава 2. Основы алгоритмизации

11 ч.

Глава 3. Начала программирования

11 ч.

Всего:

35 ч.


VI. Литература и средства обучения


1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.

3.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.

4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с. : ил.

5.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!