СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике .ФКГОС. 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует требованиям ФКГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике .ФКГОС. 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Копейского городского округа



Рассмотрено:

на заседании ШМО

протокол №

от “___ “_____ 2017г.

Рук. МО Туманова Ю.Э._________

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Туманова Ю.Э.________

“ ___ “ __________ 2017г.

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 32»

О.А. Тарасова __________

“___ “ __________ 2017г.









Рабочая программа




Предмет Информатика и ИКТ

Образовательная область Математика и информатика

Класс 9

Учитель Бирюкова Э.В.

Категория -

Стаж 3












Кол-во часов в неделю по учебному плану 2 час

Кол-во часов по учебному плану на 2017/2018 учебный год 68 часа




Копейск-2017 г.

Содержание


1. Пояснительная записка

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

3. Содержание учебного предмета

4. Календарно-тематическое планирование

5. Учебно - методическое обеспечение предмета

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов

7.Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей








































1.Пояснительная записка

В 2017-2018 учебном году в МОУ «СОШ № 32» преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ»и «Информатика»» от 06.06.2017 г. 1213/5227 в процессе работы необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016 № 1677) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г., в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г № 422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г, № 598, от 17.07.2015 г. № 734.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. № 42729) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06..2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образованияи реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/

Региональный уровень

  1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

  2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

Школьный уровень

1. Образовательная программа ООО МОУ СОШ №32 Копейского городского округа (приказ от  31.08.2014 г. № 293).

2. Приказ от 1.09.2017 г. № 3 «Об утверждении учебного плана и календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год».

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для обучающихся с ЗПР МОУ СОШ № 32 (приказ от  01.09.2016 г. №1, приказ от 01.09.2017 г. №1).

4. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ № 32 Копейского городского округа. 

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В практике используются три формы организации работы на уроке:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • тестирование.

Задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Место предмета в учебном плане

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в 8 классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 9 классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или устного экзамена.



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий выпускник должен

знать/понимать:

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

- создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



3.Содержание учебного курса


Тема: Кодирование и обработка графической информации ( 12 час)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Тема: Кодирование и обработка текстовой информации (4 ч)

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Создание и редактирование таблиц. Форматирование таблиц. Формулы в текстовом процессоре. Графические объекты в текстовом процессоре. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Тема Кодирование и обработка числовой информации (16 час.)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Тема Основы логики (12ч )

Логические операции. Таблицы истинности. Логические схемы. Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Законы алгебры логики; правила логических операций; таблицы истинности.

Тема Алгоритмизация и основы программирования-15 часов.

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

Основные алгоритмические структуры ( линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Метод пошаговой детализации. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Тема Моделирование и формализация ( 5 часов )

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Тема: Хранение, поиск и сортировка информации (4 часа)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Практические работы:

  1. Кодирование графической информации

  2. Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе

  3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

  4. Редактирование изображений в растровых графических редакторах

  5. Кодирование и обработка звуковой информации

  6. Запись и монтаж звукового клипа

  7. Запись и монтаж видеоклипа

  8. Разработка GIF –анимаций

  9. Создание документов в текстовых редакторах

  10. Форматирование документа.

  11. Таблицы.

  12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  13. Ввод и редактирование данных в ячейки. Работа с листами рабочей книги

  14. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

  15. Построение диаграмм различных типов

  16. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

  17. Абсолютные ссылки

  18. Функции

  19. Сложные функции

  20. Решение различных задач

  21. Решение логических задач (2 ч.)

  22. Составление алгоритма

  23. Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных

  24. Практическая работа -проект «Ветвление»

  25. Практическая работа -проект «Выбор. Выставление оценки».

  26. Практическая работа -проект «Цикл».

  27. Составление информационной модели

  28. практическая работа-проект "бросание мячика в площадку"

  29. Создание базы данных в режиме заполнения

  30. Создание базы данных в режиме конструктора

Учебно – тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов


Количество практичес-ких работ

Количество контроль-ных работ

1

Кодирование и обработка графической информации

12

8

-

2

Кодирование и обработка текстовой информации

4

3

-

3

Кодирование и обработка числовой информации

16

9

1

4

Основы логики

12

2

1

5

Алгоритмизация и основы программирования

15

4

1

6

Моделирование и формализация

5

2

-

7

Хранение, поиск и сортировка информации

4

2

1

Итого:


68

30

4





4.Календарно – тематическое планирование по информатике

урока

урока в теме

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

по плану

коррект.-ка


Кодирование и обработка графической информации (12ч.)

1

.1

Инструктаж по ТБ.

Кодирование графической информации.(пиксель,растр, кодировка цвета, видеопамять)

Кодирование графической информации.(пиксель,растр, кодировка цвета, видеопамять

Эвристическая беседа


п.1.1.1, определения и свойства учить



2

2

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов

Текущий контроль.

Опрос.

.

п.1.1.1

К.в,

задания для сам-го выполнения.



3

3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

Выполнить практическую работу №1 «Кодирование графической информации»

Практ. раб.

п.1.1.1

Лекция.

П1.2.5



4


.4

Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

Составление программы «Графический редактор».

Уметь выводить графические примитивы в область рисования. Уметь определять аргументы для вычерчивания графических примитивов.

Текущий контроль.

Практ. раб.

п.1.1.2

Контрольные вопросы.



5

5

Инструменты рисования растровых графических редакторов. Редактирование изображений

Уметь выводить графические примитивы в область рисования

Фронтальный опрос.

беседа

П.1.1.3

Контрольные вопросы.




6

6

Практическая работа №4 «Редактирование изображений в растровых графических редакторах»

Компьютерный практикум, решение задач.

Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления

Текущий контроль

Выполнение практической работы

П.1.1.3

Пр.р.1.1.

Контрольные вопросы.




7

7

Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования). Практическая работа№5 «Кодирование о обработка звуковой информации»

Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования)

Решение задач..

Практ. раб.

Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры



8

8

Цифровое фото и видео. Разрешающая способность и частота кадров.

Цифровое фото и видео. Разрешающая способность и частота кадров

Решение задач.

Опрос теоретического материала.

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ






9

9

Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»

Запись и монтаж звукового клипа»

Практ. раб..

П.1.2.1

Контрольные вопросы.




10

10

GIF- анимация в презентациях и на Web-страницах

GIF- анимация в презентациях и на Web-страницах

Индивидуальный опрос.

П.1.2.2

№1.2

Контрольные вопросы.




11

11

Практическая работа№7 «Запись и монтаж видеоклипа»

Запись и монтаж видеоклипа»

Практ. раб.

П.1.2.3

№1.3 Контрольные вопросы.





12

12

Практическая работа№8 « GIF- анимация»

Разработка проекта «анимация»

Уметь создавать анимацию в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Решение задач. Проверочная работа.

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ



Кодирование и обработка текстовой информации (4ч)



13

1

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Решение задач

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ



14


2

Практическая работа№9 «Таблицы»

Электронные таблицы. Форматирование таблиц.

Работа с учебником, решение задач

карточки с заданиями на определение типа переменных



15

3

Практическая работа№10 «Форматирование документа»

Форматирование документа

Практическая работа

П.1.4

Контрольные вопросы



16

4

Практическая работа№11 «Создание документов в текстовых редакторах»

Создание документов в текстовых редакторах»

Решение задач. Опрос теоретического материала.

П.1.5

Контрольные вопросы.




Кодирование и обработка числовой информации (16ч)

17

1

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практ. раб.

Глава 1.

Контрольные вопросы.



18

2

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.

Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций.

Понимать назначение встроенных функций. Уметь определять тип аргументов и возвра­щаемого значения. Уметь вызывать функцию.

Выполнение практической работы.

Глава 1.

Контрольные вопросы.




19

3

Практическая работа №13 «Ввод и редактирование данных в ячейки. Работа с листами рабочей книги»

Функции даты и времени. Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций

Понимать назначение встроенных функций. Уметь применять функции даты и времени в программном коде.

Выполнение практической работы

Глава 1.

Контрольные вопросы.



20

4

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций.

Уметь применять оператор ветвления в систе­мах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования


Глава 1.

Контрольные вопросы.



21

5

Встроенные функции.

Встроенные функции.


Глава 1.

Контрольные вопросы.



22

6

Правила записи выражений. Табулирование функций на отрезке.

Правила записи выражений. Табулирование функций на отрезке.

Выполнение практической работы

Глава 1.

Контрольные вопросы.



23

7

Практическая работа №14 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Создание проекта введенного слова в слово-первертыш

Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Выполнение практической работы

Глава 1.

Контрольные вопросы.



24

8

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.


Глава 1.

Контрольные вопросы.



25

9

Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»

. Построение диаграмм различных типов

Выполнение практической работы

Глава 1.

Контрольные вопросы.



26

10

Практическая работа №16 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Выполнение практической работы

Глава 1.

Контрольные вопросы.



27

11

Практическая работа №17 «Абсолютные ссылки»

Абсолютные ссылки

Выполнение практической работы

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ



28

12

Практическая работа №18 «Функции»

Функции

Выполнение практической работы

Повторить изученную тему.



29

13

Практическая работа №19 «Сложные функции»

Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе

Выполнение практической работы

П.2.1 Контрольные вопросы.



30

14

Практическая работа №20 «Решение различных задач»

Моделирование как метод познания.

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования.



Выполнение практической работы

п.2.2.1

№2.1 Контрольные вопросы.



31

15

Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка числовой информации»

Модели материальные и модели информационные. Их свойства.

Знать виды, материальных и информационных моделей. Уметь строить фрагменты информационных моделей различных типов.

Выполнение практической работы

П. 2.2.2

№ 2.2 Контрольные вопросы.



32

16

Анализ ошибок контрольной работы №1

Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности.

Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма

Решение задач

п.2.2.3,

№2.3 Контрольные вопросы.



Основы логики (12ч)

33

1

Логика. Алгебра высказываний.

Изучение нового теоретического материала

Знать законы алгебры логики и уметь выполнять логические операции.

Текущий контроль.


п.2.4 составить план поэтапного моделирования процесса (индивидуально)



34

2

Логические операции.

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента.

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов.

Текущий контроль.


П.2.4

Контрольные вопросы.



35

3

Логика. Алгебра высказываний

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей

Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов

Текущий контроль.


П. 2.5

Контрольные вопросы.



36

4

Логические операции.

Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента

Текущий контроль.


индивидуальные задания



37

5

Таблицы истинности

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Текущий контроль.


П.2.6

Контрольные вопросы.



38

6

Логические схемы

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Выполнение практической работы

индивидуальные задания



39

7

Правила преобразований логических операций

Изучение нового материала. Выполнение практической работы.

Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем

Текущий контроль.


П.2.7

Контрольные вопросы.



40

8

Решение логических задач.

Практическая работа №21

Изучение нового материала. Выполнение практической работы.

Уметь создавать компьютерную модель систем управления..

Текущий контроль.


П.2.8


Контрольные вопросы.



41

9

Решение логических задач.

Практическая работа №22

Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу.

. Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов.

Письменный контроль.

Повторить тему «Моделирование и формализация»



42

10

Подготовка к контрольной работе №2

Повторение основных вопросов темы

Опрос теоретического материала.

П.3.1

Контрольные вопросы.



43

11

Контрольная работа №2 по теме:

«Логика»

Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу.

Знать изученный материал. Уметь пользоваться таблицами логических функций.

Опрос теоретического материала.

П.3.1

Контрольные вопросы.



44

12

Анализ ошибок контрольной работы №2

Изучение нового теоре-

тического материала.

Практическая работа № 3.1

Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.

Опрос теоретического материала.

П.3.2.1

Контрольные вопросы.



Алгоритмизация и основы программирования (15ч)

45

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя.

Изучить понятие алгоритма, свойства алгоритма.

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов

Письменный контроль.

Повторение глава3.



46

2

Способы записи алгоритмов.

Знать способы записи алгоритмов (словесный, школьный алгоритмический, блок-схемы). Уметь записывать алгоритмы различными способами

Опрос теоретического материала.

П.4.1

Подготовить реферат.



47

3

Практическая работа №23 «Составление алгоритма»

Работа с материалом учебника.

Знать структуру алгоритмической конструкции следование. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач..

. Выполнение практической работы

П.4.2

Подготовить реферат.



48


4

Терминологический диктант. Самостоятельная работа по теме: «Алгоритмы»

Учиться записывать арифметические, строковые и логические выражения на языке программирования.

Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке программирования.


Письменный контроль.

П.4.3

Подготовить реферат.



49

5

Формальное исполнение алгоритмов. Программирование. Языки программирования.

Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования.

Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов.

Письменный контроль.

Повторение

Главы 4.



50

6

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление) и их запись на алгоритмическом языке.

Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа

Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы

Опрос теоретического материала.

Глава1,глава2,глава3,глава 4.



51

7

Основные алгоритмические структуры (выбор, цикл) и их запись на алгоритмическом языке.

Выделять основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл

Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем

Выполнение практической работы




52

8

Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Терминологический диктант.

Учиться составлять схемы по теме «линейный алгоритм»

Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы

Письменный контроль.




53

9

Арифметические, строковые и логические выражения.

Учиться составлять схемы по теме «ветвление».

Решение задач.

Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления

Письменный контроль.




54

10

Структура программы. Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмы»

Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок. Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования





55

11

Практическая работа №24

« Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных»

Учиться составлять схемы по теме «выбор».

Решение задач.

Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор выбор..

Выполнение практической работы




56

12

Практическая работа №25 «Проект «Ветвление»»

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода.

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования.





57

13

Практическая работа №26 «Выбор. Выставление оценки»

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Выполнение практической работы




58

14

Практическая работа №26 «Проект «Цикл»»

Работа с базовой алгоритмической структурой - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования

Выполнение практической работы




59

15

Обобщающий урок по теме «Алгоритмизация и основы программирования»

Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Письменный контроль.




Моделирование и формализация (5ч)

60

1

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства





61


2


Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

Пр.раб. №27 «Сост. инф. Модели»

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.










62

3

Основные этапы разработки исследования моделей на комп.

Основные этапы разработки исследования моделей на комп





63

4

Практическая работа №28 «Бросание мячика в площадку»

Бросание мячика в площадку





64

5

Обобщающий урок по теме: Моделирование и формализация

Обобщающий урок по теме: Моделирование и формализация







Хранение, поиск и сортировка информации (4ч)



65

1

Табличные базы данных. Столбцы, типы данных. Системы управления базами данных.

Табличные базы данных. Столбцы, типы данных. Системы управления базами данных.





66

2

Практическая работа№29 «Создание базы данных в режиме заполнения»

Создание базы данных в режиме заполнения





67

3

Изменение структуры базы данных. Пр. р. №30 « Создание базы данных в режиме конструктора»

Изменение структуры базы данных. Создание базы данных в режиме конструктора»





68

4

Итоговая контрольная работа










5. Учебно-методическое обеспечение предмета

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса» – Москва, БИНОМ, 2013г.

  1. Примерная программа Н.Д.Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»

  2. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие». Москва, БИНОМ, 2011г.

  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: ВАКО, 2009.

  4. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н/д: Феникс, 2008.

  5. Информатика. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Автор-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина. – Ярославль, академия развития, 2011

  6. Готовимся к ГИА. Информатика. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ Автор-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина. – Ярославль, академия развития, 2011




Наименование объектов и средств материально технического обеспечения

Ресурсы интернета

Электронные образовательные ресурсы

Компьютерный класс, оборудованный компьютерами типа PC\Pentium, подключенными к локальной сети и сети Интернет, медиапроектор, сканер, ИД


Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Авторская мастерская Н.Д Угриновича http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

Сеть творческих учителей:

 http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com

Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2011. (CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows и Linux)



  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов



В 9 классе контрольно-измерительные материалы представлены электронным образовательным ресурсом на CD и DVD (комплект из 2-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187с. Тесты распределены по темам курса «Информатика и ИКТ», а также по 4 вариантам.

Контрольно-измерительные материалы дополнены пособием «Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2011. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. –Ростов-на Дону : Легион . –М., 2013. – 272 с.». Пособие предназначено для подготовки к ГИА учащихся 9 классов через систематическую отработку тем по всем основным разделам программы по информатике и ИКТ за курс 8-9 класса. Контрольно-измерительные материалы состоят из 20 вариантов учебно-тренировочных тестов. К заданиям 22 и23 всех вариантов в представлены задания для практической работы для выполнения на компьютере, а также развернутые решения. Все варианты заданий снабжены ответами. Контрольно-измерительные материалы содержат краткий теоретический справочник, составленный на базе обязательного минимума содержания основного образования по информатике и ИКТ.



Контрольные работы

Раздел/тематика

вид

форма

Создание документов в текстовых редакторах

Тематический контроль

Проверочная практическая работа

Кодирование и обработка числовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа №1

Логика

Тематический контроль

Контрольная работа №2

Алгоритмы

Тематический контроль

Контрольная работа №3

Итоговая контрольная работа

Итоговый контроль

Контрольная работа (практическая работа)






















7 .Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

урока

Раздел, тема урока

Содержание учебного материала. Учитывающие национальные, региональные и этнокультурные особенности

1.









Раздел:

Информация и информационные процессы

Урок№9

Тренировка ввода текстовой и числовой информации

Создание презентаций «Челябинск в годы Великой Отечественной войны», «История родного города Копейск».







2.



Раздел: Кодирование и обработка текстовой информации

Урок№ 2: Практическая работа №9

«Таблицы»

Используя диаграмму численности населения крупных городов Челябинской области, ответьте на вопросы и выполните задания. Результаты измерений занесите в таблице Excel

  1. Какие единицы измерения откладываются по вертикали?

  2. В каком из этих городов численность населения наибольшая? Наименьшая? Определите примерную численность населения в каждых из этих городов

3

Раздел Кодирование обработка текстовой информации.

Урок. Практическая работа№10

Форматирование документа

Вклад Челябинской области над победой над фашистской Германией.

(Найти сведения в интернете и написать доклад)

4.

Раздел:

Кодирование обработка числовой информации

Урок№8:

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Построение графиков и диаграмм пользователей социальной сети по городам Челябинской области.





Используя диаграмму, ответьте на вопросы:

  1. В каком городе больше пользователей этой сети – в Каслях или Снежинске?

  2. Сколько примерно процентов всех пользователей составляют пользователи из города Челябинска?

  3. В Аргаяше тоже имеются пользователи этой сети. Где их меньше – в Аргаяше или в Каслях?

4.Используя диаграмму, занесите все результаты в таблицу Excel

5



Раздел Алгоритмы и основы программирования

Урок . Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов.. Система команд исполнителя



Наименование

Внешний вид.

Дата учреждения

Обоснование символики

Авторы

Флаг Челябинска





Герб Челябинска





Устав Челябинска





Рассказ учителя об автоматизированном управлении на предприятиях Челябинской области.

Обзор языков программирования, используемых для автоматизированного управления на предприятиях Челябинской области

6

Раздел Алгоритмы и основы программирования.

Урок. Табличные информационные модели.

1.Используя возможности текстового редактора создайте и заполните таблицу.»Достопримечательности городов Челябинской области» . Практическая работа

7

Раздел Хранение поиск и сортировка информации

Урок Табличные информационные модели

Используя модели текстового редактора и информацию, полученную из сети интернет заполните таблицу: Почетные граждане города Челябинска