«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Панкратова Ж.А./ Протокол № ____ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» __________/Бубенцова Т.Е./ «___»____________2015г. | «Утверждено» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» _____________/Авдеева О.Н,/ Приказ № _____ от «___»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
5 А,Б,В КЛАСС
Разработчик Шашлова О.М.
Учитель истории и обществознания
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»_______2015 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего Мира составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с учетом авторской программы под редакцией Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ Волгоград «Учитель» 2011., планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов.
Программа адресована учащимся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».
В процессе обучения используется УМК:
Программа: Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ
Учебник: Данилов Д. Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: Баласс, 2009
Рабочая тетрадь:Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, 1-2 ч. – М.: Баласс, 2012
Проверочные и контрольные работы: Паршина С.В., Данилов Д.Д. проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.
Атлас по истории Древнего мира
Конрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/сост. К.В. Волкова.- М.: ВАКО, 2011. – 112 с.
Цели и задачи обучения:
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития.
Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития.
Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития.
Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития.
Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
* дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
* чем отличается Древний мир от современного.
Цели курса:
* Сформировать общие представления об эпохах всемирной истории и дать детальную картину двух первых периодов –
Первобытный мир и Древний мир; раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.
* Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного
движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации.
* Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного и Древнего мира,
соотносимых с современностью.
* Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков
многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества.
Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы: работа в парах, групповой метод работы, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Основными формами контроля знаний обучающихся станут: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование
Общая характеристика учебного предмета «История»
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. Характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. Д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.
Историческое движение:
Эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
Формирование и развитие человеческих общностей;
Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса – дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» (инвариантная часть учебного плана школы).Данный учебный предмет входит в образовательную область история и является гуманитарным предметом в системе школьного образования, имеет значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта, происходит выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
В учебном плане школы отводится на изучение истории Древнего Мира часов – 70, в неделю 2 часа.
Контрольных работ – 5;
Проектов – 5.
Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся – контрольная работа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
Группировать (не по хронологии)
Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
Перечень требований к результатам обучения по программе «Российская и всеобщая история, 5–9 классы» представлен в удобной для контроля форме таблицы требований. В минимальном варианте использования учитель может заполнять одну такую таблицу на один учебный год, фиксируя в ней отметки за каждое задание (демонстрирующее овладение отдельным умением) больших контрольных работ – примерно один раз в четверть. В максимальном варианте таблица требований может использоваться учителем весь учебный год, и тогда рекомендуется заводить по одной таблице на каждую четверть, фиксируя в ней, какие крупные темы были изучены и насколько успешно ученики справлялись с заданиями по разным историческим умениям, как на текущем, так и на тематическом контроле.
Содержание учебного предмета «История»
№ п/п | Тема | К-во часов | Контрольные работы | Направления проектной деятельности обучающихся |
1 | Вводная часть. | 3 | | |
2 | Тема 1. Первобытный мир. | 8 | | 1 «Составить генеалогическое древо своей семьи» (Учебно-исследовательский монопроект) |
3 | Тема 2. Древний Египет. | 5 | 1 | |
4 | Тема 3. Древние цивилизации Азии. | 11 | 1 | 1 «Чудеса света» (Учебно-исследовательский монопроект) |
5 | Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция. | 9 | | |
6 | Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации. | 9 | 1 | 1 «Мифы: реальность или вымысел?». (Учебно-исследовательский монопроект) |
7 | Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока. | 5 | | 1 «Александр Македонский – злодей или герой!?» (Учебно-исследовательский монопроект) |
8 | Тема 7. Цивилизация Древнего Рима. | 8 | | |
9 | Тема 8. Античная греко-римская цивилизация. | 12 | 2 | 1 «Наследие Древнего мира» (Учебно-исследовательский монопроект) |
10 | Всего | 70 | 5 | 5 |
Вводная тема (3 часа)
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Модуль 1. Первая историческая эпоха (8 часов) Тема 1. Первобытный мир (8 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млнл.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока (16 часов) Тема 2. Древний Египет (5 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (11 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада (18 часов)
Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (9 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9 часов)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (25 часов)
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (5 часов)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (12 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (5 часов)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | К-во часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
план | факт |
1 | ВВЕДЕНИЕ Путешествие в страну История | 1 | | | презентация | Познавательные УУД: - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью; - находить и исправлять ошибки; - оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Предметные УУД: 1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину Определять по датам век, этапы, место события и т.д. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать Группировать (не по хронологии) Сравнивать |
2-3 | Как заглянуть в прошлое? | 2 | | | презентация, |
| МОДУЛЬ 1. Первая историческая эпоха | 8 | | | | Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью; - находить и исправлять ошибки; - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели. Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; - корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД: - осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные УУД: Линия 3. Научиться определять причины и следствия изменений, происходящих в обществе с начала истории человечества. Пользуясь достижениями современного общества, научиться выявлять истоки изменений в первых открытиях, изобретениях, правилах наших далеких предков. |
| Тема 1. Первобытный мир | 8 | | | |
4 | Первые люди | 1 | | | экранно-звуковые пособия |
5 | Первые шаги разума | 1 | | | презентация |
6 | Первые художники и «волшебники» | 1 | | | цифровые и электронные образовательные ресурсы |
7 | Первые пастухи и хлеборобы | 1 | | | презентация, таблиц, карта |
8 | Первые мастера и воины | 1 | | | презентация, демонстрационное оборудование |
9 | Первые цари и грамотеи | 1 | | | электронные образовательные ресурсы, схемы |
10 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир» | 1 | | | презентация, серия картинок, таблица |
11 | Урок контроля по модулю 1 | | | | Карточки, тесты |
| Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока | 16 | | | | Познавательные УУД: - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; - классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; - находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; - организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); - различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Личностные УУД: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; - осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; - выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Предметные УУД: Линии 1-2. Научиться различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития. Научиться определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру |
| Тема 2. Древний Египет | 5 | | | |
12 | Царство в долине Нила | 1 | | | презентация, карта |
13 | Боги Древнего Египта | 1 | | | презентация, демонстрационные пособия |
14 | Искусство строителей пирамид | 1 | | | экранно-звуковые пособия |
15 | В гостях у египтян | 1 | | | презентация, схемы |
16 | Расцвет египетского царства | 1 | | | демонстрационные пособия |
| Тема 3. Древние цивилизации Азии | 11 | | | |
17 | Цивилизация в Междуречье | 1 | | | презентация, карта |
18 | Законы Вавилонского царства | 1 | | | презентация, схемы, карта |
19 | Ассирийское «железное» царства | 1 | | | цифровые и электронные образовательные ресурсы |
20 | Евреи - народ Библии | 1 | | | презентация, карта |
21 | Персидская мировая держава | 1 | | | демонстрационные пособия |
22-23 | Индия - родина Будды | 2 | | | карточки |
24-25 | Китайская мудрость Конфуция | 2 | | | схема |
26 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток» | 1 | | | экранно-звуковые пособия, таблица |
27 | Урок контроля по модулю 2 | 1 | | | Карточки, таблицы |
| Модуль 3. Первая цивилизация Запада | 18 | | | | Познавательные УУД: - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Личностные УУД: - извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; - осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; Коммуникативные УУД: - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения -с помощью и самостоятельно; - понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Предметные УУД: Линии 1-2. Научиться ориентироваться в современном мире, проводя различия между культурным наследием Древней Греции – первой цивилизации Запада и традициями Востока. Линия 5. Извлекая уроки из истории борьбы древних греков за свои гражданские свободы, за независимость своей родины, научиться определять, какие достижения древнегреческого общества могут служить нам примером, а что недопустимо в современном мире. |
| Тема 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации | 9 | | | |
28 | У истоков греческой культуры | 1 | | | презентация, карта |
29 | Времена Гомера | 1 | | | демонстрационные пособия |
30 | Города-государства Эллады | 1 | | | презентация, карта |
31-32 | Олимпийские боги | 2 | | | цифровые ресурсы, таблицы |
33 | Афинская демократия и спартанские нравы | 1 | | | презентация |
34 | Эллинское воспитание граждан | 1 | | | электронно-образовательные ресурсы |
35-36 | Великая греческая колонизация | 2 | | | презентация, карта |
| Тема 5. Расцвет Древнегреческой цивилизации | 9 | | | |
37-38 | Эллада против «царя царей» | 2 | | | электронные образовательные ресурсы, карта |
39-40 | Афинская свобода рабовладельцев | 2 | | | презентация, таблицы |
41-42 | Столица искусств Эллады | 2 | | | демонстрационные пособия |
43 | Мудрецы Древней Греции | 1 | | | презентация |
44 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию» | 1 | | | презентация, схемы |
45 | Урок контроля по модулю 3 | 1 | | | таблицы, карточки |
| МОДУЛЬ 4. Империя эллинов и римлян | 25 | | | | Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; - пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; - находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Коммуникативные УУД: - преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; - организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Личностные УУД: - осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; - выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практичес-кой (в т.ч. в своих проектах); - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Предметные УУД: Линии 3. На примере истории древних империй греков и римлян научиться определять причины и следствия изменений в условиях жизни людей и обществе. Научиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми, зная из-за чего они возникали в древних империях и чем заканчивались. |
| Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока | 5 | | | |
46 | Покорители свободных греков | 1 | | | презентация |
47-48 | Завоевания Александра Македонского | 2 | | | презентация, карта |
49-50 | Эллинистическая цивилизация | 2 | | | экранно-звуковые пособия |
| Тема 7. Цивилизация Древнего Рима | 8 | | | |
51 | Рим - от царей к республике | 1 | | | цифровые и электронные образовательные ресурсы |
52 | Рим - властелин Италии | 1 | | | презентация, схемы |
53 | Хозяин Западного Средиземноморья | 1 | | | карта |
54 | Покоритель Восточного Средиземноморья | 1 | | | презентация, карта |
55 | Перемена «римских нравов» | 1 | | | демонстрационные пособия |
56-57 | Войны граждан и рабов | 2 | | | презентация, карта |
58 | Рим - от республики к диктатуре | 1 | | | электронные образовательные ресурсы, схемы, карта |
| Тема 8. Античная греко-римская цивилизация | 12 | | | |
59 | Первые римские императоры | 1 | | | схемы |
60 | Расцвет античной культуры | 1 | | | экранно-звуковые пособия |
61 | Золотой век Римской империи | 1 | | | схема |
62 | «Добрая весть» христианства | 1 | | | презентация |
63 | Заря христианского мира | 1 | | | презентация |
64-65 | Закат античного мира | 2 | | | демонстрационные пособия |
66 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян» | 1 | | | презентация, схема, карта |
67 | Урок-контроль по модулю 4 | 1 | | | тесты, каточки |
68 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю» | 1 | | | схемы, карты, таблицы |
69-70 | Итоговый урок-контроль | 2 | | | тесты, таблицы, карточки, схемы |
Итого: | | 70 | | | | 5 к/р. 5 пр. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Программа: Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ
Учебник: Данилов Д. Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: Баласс, 2009
Проверочные и контрольные работы: Паршина С.В., Данилов Д.Д. проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.
Атлас по истории Древнего мира
Конрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/сост. К.В. Волкова.- М.: ВАКО, 2011. – 112 с.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии (Д, Р, Ф, П) |
1 | Поурочные презентации | Д |
2 | ПК | Д |
3 | Телевизор | Д |
4 | Проверочные и контрольные работы | Р |
5 | Тесты | Ф |
6 | Атласы по истории Древнего мира | П |
7 | Карты по истории Древнего мира | Д |
8 | Наглядные пособия по истории Древнего мира | Д |
Д – демонстративный экземпляр (1 экз., всё оборудование необходимое в единственном экземпляре)
Р – полный комплект для школ с наполняемостью классов выше 25 чел.
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся, примерно в 2 раза меньше, чем полный комплект)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.)
Планируемы результаты изучения учебного предмета «История»
В результате изучения истории для базового уровня результатов выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.)
использовать историческую карту как источник информации о расселение человеческих общностей в эпохе первобытности и Древнего Мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятников Древнего Мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
рассказывать характерные, существенные черты а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия» и «колония»); б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы); в)религиозных верований людей в древности
объяснять, в чем заключились назначения и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта и произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
Лист регистрации внесенных изменений
дата | описание внесенного изменения | Виза зам. по УВР |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |