СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по истории Древнего Мира составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с учетом авторской программы под редакцией Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ Волгоград «Учитель» 2011., планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по истории 5 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/Панкратова Ж.А./

Протокол № ____ от

«___»___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

__________/Бубенцова Т.Е./

«___»____________2015г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

_____________/Авдеева О.Н,/

Приказ № _____ от

«___»___________2015г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

5 А,Б,В КЛАСС


Разработчик Шашлова О.М.

Учитель истории и обществознания














Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»_______2015 г.










2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по истории Древнего Мира составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с учетом авторской программы под редакцией Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ Волгоград «Учитель» 2011., планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов.

Программа адресована учащимся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».

В процессе обучения используется УМК:

Программа: Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ

Учебник: Данилов Д. Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: Баласс, 2009

Рабочая тетрадь:Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, 1-2 ч. – М.: Баласс, 2012

Проверочные и контрольные работы: Паршина С.В., Данилов Д.Д. проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.

Атлас по истории Древнего мира

Конрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/сост. К.В. Волкова.- М.: ВАКО, 2011. – 112 с.

Цели и задачи обучения:

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития.

Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития.

Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития.

Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития.

Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

* дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

* чем отличается Древний мир от современного.

Цели курса:

* Сформировать общие представления об эпохах всемирной истории и дать детальную картину двух первых периодов –

Первобытный мир и Древний мир; раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.

* Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного

движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации.

* Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного и Древнего мира,

соотносимых с современностью.

* Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков

многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества.

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы: работа в парах, групповой метод работы, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Основными формами контроля знаний обучающихся станут: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование






































Общая характеристика учебного предмета «История»


Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. Характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. Д.

Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:

  • Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

  • Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

  • Историческое движение:

    • Эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;

    • Формирование и развитие человеческих общностей;

    • Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;

    • История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

    • Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса – дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
























Описание места учебного предмета «История» в учебном плане


Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» (инвариантная часть учебного плана школы).Данный учебный предмет входит в образовательную область история и является гуманитарным предметом в системе школьного образования, имеет значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта, происходит выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

В учебном плане школы отводится на изучение истории Древнего Мира часов – 70, в неделю 2 часа.

Контрольных работ – 5;

Проектов – 5.

Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся – контрольная работа.






































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»



Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –­­средствами предмета.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

  • Группировать (не по хронологии)

  • Сравнивать


3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности


5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

  • Толерантно определять свое отношение к иным позициям

  • Перечень требований к результатам обучения по программе «Российская и всеобщая история, 5–9 классы» представлен в удобной для контроля форме таблицы требований. В минимальном варианте использования учитель может заполнять одну такую таблицу на один учебный год, фиксируя в ней отметки за каждое задание (демонстрирующее овладение отдельным умением) больших контрольных работ – примерно один раз в четверть. В максимальном варианте таблица требований может использоваться учителем весь учебный год, и тогда рекомендуется заводить по одной таблице на каждую четверть, фиксируя в ней, какие крупные темы были изучены и насколько успешно ученики справлялись с заданиями по разным историческим умениям, как на текущем, так и на тематическом контроле.


















































Содержание учебного предмета «История»


п/п

Тема

К-во

часов

Контрольные

работы

Направления

проектной деятельности обучающихся

1

Вводная часть.


3



2

Тема 1. Первобытный мир.


8


1

«Составить генеалогическое древо своей семьи» (Учебно-исследовательский монопроект)

3

Тема 2. Древний Египет.


5

1


4

Тема 3. Древние цивилизации Азии.


11

1

1

«Чудеса света» (Учебно-исследовательский монопроект)

5

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция.

9



6

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации.

9

1

1

«Мифы: реальность или вымысел?».

(Учебно-исследовательский монопроект)

7

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока.

5


1

«Александр Македонский – злодей или герой!?»

(Учебно-исследовательский монопроект)

8

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима.


8



9

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация.

12

2

1

«Наследие Древнего мира» (Учебно-исследовательский монопроект)

10

Всего

70

5

5


Вводная тема (3 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Модуль 1. Первая историческая эпоха (8 часов) Тема 1. Первобытный мир (8 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млнл.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока (16 часов) Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (11 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада (18 часов)


Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (9 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.


Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)


Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (25 часов)


Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (5 часов)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.


Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.


Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (12 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (5 часов)



Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

К-во

часов

Даты

проведения


Оборудование

Основные виды

учебной деятельности

(УУД)

план

факт

1

ВВЕДЕНИЕ

Путешествие в страну История

1



презентация

Познавательные УУД:

-    находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-    анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне. 

Регулятивные УУД:

-    определять цель, проблему в учебной деятельности;

-    выдвигать версии;

-    планировать учебную деятельность;

-    работать по плану, сверяясь с целью;

-    находить и исправлять ошибки;

-    оценивать степень достижения цели.

Коммуникативные УУД:

-    излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Предметные УУД: 1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

  • Группировать (не по хронологии)

  • Сравнивать


2-3

Как заглянуть в прошлое?

2



презентация,


МОДУЛЬ 1. Первая историческая эпоха

8




Познавательные УУД:

-    устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

-    анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

-    определять цель, проблему в учебной деятельности;

-    выдвигать версии;

-    планировать учебную деятельность;

-    работать по плану, сверяясь с целью;

-    находить и исправлять ошибки;

-    оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

-    излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

-    корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. 

Личностные УУД:

-    осознавать целостность мира и

многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные УУД: Линия 3. Научиться определять причины и следствия изменений, происходящих в обществе с начала истории человечества. Пользуясь достижениями современного общества, научиться выявлять истоки изменений в первых открытиях, изобретениях, правилах наших далеких предков.


Тема 1. Первобытный мир

8




4

Первые люди

1



экранно-звуковые пособия

5

Первые шаги разума

1




презентация

6

Первые художники и «волшебники»

1



цифровые и электронные образовательные ресурсы

7

Первые пастухи и хлеборобы

1



презентация, таблиц, карта

8

Первые мастера и воины

1



презентация,

демонстрационное оборудование

9

Первые цари и грамотеи

1



электронные образовательные ресурсы, схемы

10

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир»

1



презентация, серия картинок, таблица

11

Урок контроля по модулю 1




Карточки, тесты


Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока

16




Познавательные УУД:

-    анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

-  классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

-    находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

-    устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

-    представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

-    излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

-    организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

-    различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

Личностные УУД:

-    аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных

ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-    осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

-    выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Регулятивные УУД:

-    определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

-    выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-    планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

-    работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;

-    оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Предметные УУД: Линии 1-2. Научиться различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития. Научиться определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру


Тема 2. Древний Египет

5





12

Царство в долине Нила

1



презентация, карта

13

Боги Древнего Египта

1



презентация, демонстрационные пособия

14

Искусство строителей пирамид

1



экранно-звуковые пособия

15

В гостях у египтян

1



презентация, схемы

16

Расцвет египетского царства

1



демонстрационные пособия


Тема 3. Древние цивилизации Азии

11




17

Цивилизация в Междуречье

1



презентация, карта

18

Законы Вавилонского царства

1



презентация, схемы, карта

19

Ассирийское «железное» царства

1



цифровые и электронные образовательные ресурсы

20

Евреи - народ Библии

1



презентация, карта

21

Персидская мировая держава

1



демонстрационные пособия

22-23

Индия - родина Будды

2



карточки

24-25

Китайская мудрость Конфуция

2



схема

26

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

1



экранно-звуковые пособия, таблица

27

Урок контроля по модулю 2

1



Карточки, таблицы


Модуль 3. Первая цивилизация Запада

18




Познавательные УУД:

-    сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

-    устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

-    анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Личностные УУД:

-    извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;

-    осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Коммуникативные УУД:

-    создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения -с помощью и самостоятельно;

-    понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

-    определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

-    выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-    планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

-    работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ;

-    оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Предметные УУД: Линии 1-2. Научиться ориентироваться в современном мире, проводя различия между культурным наследием Древней Греции – первой цивилизации Запада и традициями Востока.

Линия 5. Извлекая уроки из истории борьбы древних греков за свои гражданские свободы, за независимость своей родины, научиться определять, какие достижения древнегреческого общества могут служить нам примером, а что недопустимо в современном мире.


Тема 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации

9




28

У истоков греческой культуры

1



презентация, карта

29

Времена Гомера

1



демонстрационные пособия

30

Города-государства Эллады

1



презентация, карта

31-32

Олимпийские боги

2



цифровые ресурсы, таблицы

33

Афинская демократия и спартанские нравы

1



презентация

34

Эллинское воспитание граждан

1



электронно-образовательные ресурсы

35-36

Великая греческая колонизация

2





презентация, карта



Тема 5. Расцвет Древнегреческой цивилизации



9




37-38

Эллада против «царя царей»

2



электронные образовательные ресурсы, карта

39-40

Афинская свобода рабовладельцев

2



презентация, таблицы

41-42

Столица искусств Эллады

2



демонстрационные пособия

43

Мудрецы Древней Греции

1




презентация

44

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

1



презентация, схемы

45

Урок контроля по модулю 3

1



таблицы, карточки


МОДУЛЬ 4. Империя эллинов и римлян

25




Познавательные УУД:

-    устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

-    анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

-    пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

-    находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

-    преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

-    организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД:

-    осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

-    выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Регулятивные УУД:

-    определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практичес-кой (в т.ч. в своих проектах);

-    выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-    планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

-    работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;

-    оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Предметные УУД: Линии 3. На примере истории древних империй греков и римлян научиться определять причины и следствия изменений в условиях жизни людей и обществе.

Научиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми, зная из-за чего они возникали в древних империях и чем заканчивались.


Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока

5




46

Покорители свободных греков

1




презентация

47-48

Завоевания Александра Македонского

2



презентация, карта

49-50

Эллинистическая цивилизация

2



экранно-звуковые пособия


Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

8




51

Рим - от царей к республике

1



цифровые и электронные образовательные ресурсы

52

Рим - властелин Италии

1



презентация, схемы

53

Хозяин Западного Средиземноморья

1



карта

54

Покоритель Восточного Средиземноморья

1



презентация, карта

55

Перемена «римских нравов»

1



демонстрационные пособия

56-57

Войны граждан и рабов

2



презентация, карта

58

Рим - от республики к диктатуре

1



электронные образовательные ресурсы, схемы, карта


Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

12




59

Первые римские императоры

1




схемы

60

Расцвет античной культуры

1



экранно-звуковые пособия

61

Золотой век Римской империи

1




схема

62

«Добрая весть» христианства

1




презентация

63

Заря христианского мира

1




презентация

64-65

Закат античного мира

2



демонстрационные пособия

66

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян»

1



презентация, схема, карта

67

Урок-контроль по модулю 4

1



тесты, каточки

68

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю»

1



схемы, карты, таблицы

69-70

Итоговый урок-контроль

2



тесты, таблицы, карточки, схемы

Итого:


70




5 к/р.

5 пр.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение


  1. Программа: Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева Рабочая программа «ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5 – 9 КЛАССЫ

  2. Учебник: Данилов Д. Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: Баласс, 2009

  3. Проверочные и контрольные работы: Паршина С.В., Данилов Д.Д. проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.

  4. Атлас по истории Древнего мира

  5. Конрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/сост. К.В. Волкова.- М.: ВАКО, 2011. – 112 с.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

В наличии (Д, Р, Ф, П)

1

Поурочные презентации

Д

2

ПК

Д

3

Телевизор

Д

4

Проверочные и контрольные работы

Р

5

Тесты

Ф

6

Атласы по истории Древнего мира

П

7

Карты по истории Древнего мира

Д

8

Наглядные пособия по истории Древнего мира

Д



Д – демонстративный экземпляр (1 экз., всё оборудование необходимое в единственном экземпляре)

Р – полный комплект для школ с наполняемостью классов выше 25 чел.

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся, примерно в 2 раза меньше, чем полный комплект)

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.)


















Планируемы результаты изучения учебного предмета «История»


В результате изучения истории для базового уровня результатов выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.)

  • использовать историческую карту как источник информации о расселение человеческих общностей в эпохе первобытности и Древнего Мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятников Древнего Мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • рассказывать характерные, существенные черты а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия» и «колония»); б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы); в)религиозных верований людей в древности

  • объяснять, в чем заключились назначения и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта и произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории


























Лист регистрации внесенных изменений

дата

описание внесенного изменения

Виза зам. по УВР