СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на обучающихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска

Рассмотрено

на заседании МО

руководитель МО

________ / Е.Л.Данилова/

Протокол №____

«___»________20__г.


Согласовано

Заместитель директора по НМР

__________/М.В.Щегленко/


«___»___________20__ г.

Утверждено на заседании

педагогического совета

протокол № ___

от «___»___________20__ г.






Рабочая учебная программа


по истории

для 5 классов





составитель: учитель истории, обществознания и права

Капаева Любовь Валерьевна




Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе:

  • Федерального закона Об образовании в РФ от 29.12.2012 г. ; ФЗ - № 273;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089;

  • программы по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Т.П. Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков: М.; «Вентана –Граф», 2015

  • Устава гимназии;

  • Основной образовательной программы основного общего образования;

  • Положения о рабочей программе в МБОУ гимназии №4;

  • Учебного плана МБОУ «Гимназия № 4» города Смоленска.


Предмет «История» в учебном плане МБОУ «Гимназия № 4» города Смоленска в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 5 классе – 68 часов.

Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого предусмотрен ввод пропедевтического модуля «Введение в историю» в 5 классе.

Цели и задачи обучения.

Курс истории в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения истории в 5 классе у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Содержательные линии курса история:

  1. Историческое время – хронология и периодизация процессов и событий.

  2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика, отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение

    • Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

    • Формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

    • Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

    • История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

    • Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями; проблемы войны и мира в истории.

    • Сквозная линия – человек в истории. Она предполагает характеристику условий жизни и быта, их потребностей и интересов, восприятия мира, ценностей, жизни и деятельности отдельно взятого человека.

Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Особенности организации учебного процесса по предмету: в 5 классе изучение древней истории осуществляется в форме элементарно-систематических или сюжетных курсов. На данной ступени преобладают антропологические, цивилизационные и культурологические подходы.

Современные подходы в преподавании истории и обществознания проявляются:

  1. в признании приоритетности гражданского образования и патриотического воспитания учащихся;

  1. в активном применении инновационных технологий как средства для наиболее полной реализации целей исторического и обществоведческого образования.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V классе по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.


Преподавание предмета ведется по учебникам:

  1. «История» 5 класс. А.Н.Майков. - М.: «Вентана-Граф», 2015

  2. «История древнего мира 5 класс. Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина – М.: «Вентана – Граф», 2014














Содержание тем учебного курса

Всеобщая история. История Древнего мира

Наименование темы, её содержание

Часы

1

Что изучает история Введение (пропедевтический модуль)

Ход времени и способы его измерения..Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

11

2

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

4

3

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

15

4

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

19

5

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

20

6

Резерв

1

ИТОГО

70



Результаты обучения и усвоения содержания курса:


Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметными результами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметными результами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Требование к уровню подготовки


1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Формы организации учебного процесса:


  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Формы организации учебной деятельности:

практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  • моделирование жизненных ситуаций.











Учебно-методическое обеспечение курса


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Андреевская Т.П., Белкин Н.В., Ванина Э.В. под ред. Мясникова В.С. История Древнего мира. 5 класс. Учебник (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н. История. Программа для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). 5-9 классы. (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Андреевская Т.П., Ванина Э.В. История Древнего мира. 5 класс. Проектирование учебного курса. Методическое пособие. Электронное учебное издание (CD) – М.: Вентана-Граф, 2013.

  4. Ванина Э.В., Данилова А.К. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2014.

  5. Майков А.Н. История (Введение). 5 класс. Учебник (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2014.

  6. Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс. Рабочая тетрадь (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2014.

  7. Майков А.Н. История. 5 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.


Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.

  2. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. – 2-е издание, исправленное. – М.: Планета, 2012.

  3. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

  4. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. – М.: Планета, 2012.


Список литературы для обучающихся

  1. А.Н. Майков. Рабочая тетрадь по истории. Введение в историю. М., 2014

  2. Э.В. Ванина, А.К. Данилова. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., 2014

  3. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции – Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1989 – 142 стр.


Интернет-ресурсы для использования:

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.

  4. Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.





















Календарно-тематическое планирование

5 КЛАСС


Тема урока

Дата проведения

Основные элементы содержания

образования

Основные понятия

Планируемые результаты

Д.З


Предметные

Личностные

Метапредметные

История. Введение в историю

(пропедевтический модуль «Введение в историю» автора А.Н. Майкова)

1

Что изучает история

03.09

02.09

История - наука о прошлом. Исторический факт

История,

исторический факт

Смогут раскрыть значение понятий – история, исторический факт;

объяснить значение исторического факта в науке «История»

Будет сформировано уважительное отношение к науке «История»

Смогут предположить, работая с иллюстративным рядом в учебнике, что там изображено, действительно ли эти события имели место в истории (Р).

Смогут определить особенности исторического познания и сделать выводы, на какие вопросы отвечает наука «История»

(Что произошло? когда произошло? где произошло?) (П).

Научатся составлять историю своей семьи, записывая наиболее значительные факты своей семьи по воспоминаниям родственников (К)

§1

2

Источники знаний о прошлом

05.09

08.09

Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки

Исторические источники, основные группы исторических источников (вещественные, устные, письменные), памятник, документ, архив, музей, библиотека





Научатся определять виды исторических источников, давать описания историческим источникам

Смогут осознать значение исторических источников в жизни человека и общества, будет сформировано уважительное отношение к историческому наследию

Научатся выстраивать версии, определяя, что историки называют документом (Р).

Научатся заполнять таблицу «Исторические источники», классифицируя их (Рабочая тетрадь зад.4 стр.6) (П).

Научатся ставить вопросы к кроссворду, работая в паре. (Р.Т. зад.9, стр. 8) (К)

§2

3

Измерение времени

10.09

09.09

Хронология-порядок событий. Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчета времени. Историческая хронология

Хронология, дата, мера времени, год, век,

тысячелетие

Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов, показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие

Смогут охарактеризовать название измерителей времени и соотносить исторические

события во

времени

Научатся правильно писать римские цифры, соотносить дату с веком, решать хронологические задачи (П)

§3

4

Историческая карта

12.09

15.09

Прошлое на карте. История на плане

Историческая карта, легенда карты, план

Научатся объяснять понятия: историческая карта, план, контурная карта, смогут определить информацию, заложенную в карте, научатся работать с исторической картой, планом, контурной картой

Смогут иметь историко-геогра-фическое представление о странах, городах

Смогут высказать версии, в чем отличие исторической карты от других карт, от

плана (Р).

На основе работы с иллюстрациями учебника смогут объяснить, что такое план (П).

Смогут сформулировать ответ о местонахождении родного края, указав его на исторической карте; нарисовать фрагмент карты родного края, где происходили, какие- либо исторические события (К)

§4

5

Археология – помощница историков

17.09

16.09

Что изучает хронология. Как работают археологи

Археология

Научатся определять особенности работы археологов и её

значение

Смогут показать значение труда археологов для познания

исторического прошлого

Смогут высказать версии, почему иногда шутливо археологию называют «наукой лопаты» (Р).

Смогут объяснить, почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило ,только в присутствии археологов (П).

Смогут составить рассказ о том, как участвовали в археологических раскопках от первого лица (Что обнаружили и что рассказал ученый археолог о найденных вами орудиях труда, предметах, украшениях или других исторических источниках) (К)

§5

6

Наука о

народах – наука о

прошлом

19.09

22.09

Что такое этнография. Преданья

старины глубокой. История в песне

Этнография, сказание, миф, историческая песня

Научатся характеризовать этнографию, как науку, анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения

Будет сформировано освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах

Смогут высказать версии, какую помощь в изучении прошлого оказывают этнографы историкам (Р).

На основе работы с текстом учебника, иллюстрациями, заданиями в рабочей тетради смогут перечислить и охарактеризовать сведения, которые могут получить историки о жизни людей в прошлом из народных песен, мифов и сказаний (П).

Посетив музей в своей территории, побеседовав с родителями, знакомыми, смогут подготовить сообщение о том, какую одежду носили в нашей местности, нарисовать её, описав, как называются детали народного костюма (К)


§6

7

Знать своих предков. Знать

историю

24.09

23.09

Что значит родословие. Из истории имен. Отчество. История в фамилиях

Генеалогия, отчество,

фамилия

Смогут объяснить понятие «генеалогия», научатся раскрывать главные составляющие памяти человека: история семьи, происхождение имени, географические названия

Будет сформировано уважение к истории своей семьи и страны в целом

Смогут высказать предположения о роли генеалогии в изучении истории (Р).

Смогут подготовить сообщение о происхождении своего имени, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета (П).

Работая в группах, смогут подобрать материал о зависимости фамилии от занятия людей (К)


§7

8

Географические названия – свидетели прошлого


Всё имеет название. Как возникает название. Названия стран мира

Географические названия. Россия - моя Родина

Научатся бережно относиться к географическим названиям

Будет сформировано значение географических названий для изучения исторического прошлого

Смогут выдвинуть версии, для чего дают названия различным географическим объектам (Р).

Смогут проанализировать на конкретных примерах своего края, города, села, как название улиц, площадей помогает историкам изучить историю родного края (П, К)

§8

9

О прошлом рассказывают гербы

26.09

29.09

Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации

Герб, геральдика, Государственный герб Российской Федерации

Научатся объяснять понятия: герб, геральдика, герольд; научатся определять информацию, заложенную в гербах

Будет сформировано уважение к государственным символам России

Смогут определить, какую помощь оказывает геральдика в изучении прошлого. Познакомившись с гербом Российской империи, смогут его описать и указать какие элементы этого герба входят в современный герб (П).

Работая в группе, научатся характеризовать современный герб своего края, области, перечислять фигуры, изображенные на нем (К)

§9

10

Знамя и герб сопровождают историю

01.10

30.09

Из истории знамени. Флаг – отличительный знак. Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации

Знамя. Флаг. Знамя победы, Государственный флаг Российской Федерации

Будет сформировано логическое мышление, навыки работы с текстом учебника, знакомясь с иллюстрациями в учебнике

Будет сформировано уважение к государственным символам

Смогут высказать предположение, почему во время сражения воины стремились захватить знамя противника (Р).

Работая в группах, проанализируют, на каких зданиях в вашем городе, районе, области развевается флаг Российской Федерации, а на каких флаг республики, края (К)


§10

11

Из истории гимнов

03.10

06.10

Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации

Гимн, государственный гимн Российской Федерации

Смогут охарактеризовать историю создания гимнов, проанализировать, как менялись символы при изменении государственного строя

Будет сформировано чувство гражданственности патриотизма уважение к государственным символам


Смогут высказать предположения, для чего гимны создавались в древности (Р).

Смогут познакомиться с гимном своего города, края (П)

§11

История Древнего мира

Раздел 1

Первобытный мир

Глава 1

У истоков истории

12

Возникновение человека

08.10

07.10

Древнейшие предки человека. Занятия и жилища. Овладение огнем

Орудия труда. Каменный век, первобытные люди, собирательство

Научатся объяснять понятия: орудия труда, каменный век, первобытные люди, собирательство, показывать на карте места расселения первобытных людей

Будет сформирован историко-географический образ территории расселения первобытных людей

Смогут высказать версии отличия первобытного человека от обезьяны (Р).

Научатся давать характеристику орудиям труда первобытного человека, определять, какую роль они играли в жизни людей и анализировать изменения в жизни людей, происшедшие в результате использования огня (П).

Смогут составить рассказ о занятиях первобытных людей (К)

§1

13

Появление современного человека

10.10

13.10

Неандертальский человек, современный человек, род и племя

Родовая

община

Научатся называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины

Смогут доказать и аргументировать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности

Смогут высказать предположения, как повлияло изменение климата на жизнь и занятия людей (Р).

Научатся на основе технологии продуктивного чтения, работая с текстом учебника (стр. 15), выделяя признаки родовой общины самостоятельно дать определение «родовой общине» (П).

Смогут выразить свое мнение на утверждение «Борьба за существование научила людей всему» (К)

§2

14

Зарождение искусства и религиозных верований

15.10

14.10

Знания первобытных людей. Представления об окружающем мире

Миф,

скульптура, живопись,

обряд, магия

Смогут объяснить значение понятий: миф, скульптура, живопись, обряд, магия, характеризовать верования первобытных людей

Будут осознавать значение мифов, как памятников духовной культуры древних народов и исторических источников

Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р).

Работая с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике, смогут объяснить, почему среди рисунков древних художников преобладали изображения крупных животных (П).

Смогут, работая в группе, придумать вариант мифа, объясняющего какое-либо явление природы (К)

§3

15

Человечество на пути

к новому обществу

17.10

20.10

Первые земледельцы и скотоводы. Изобретение ткацкого станка и керамики. Наступление металлов. Соседская община. Появление нового общества

Керамика

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях, связанных с появлением земледелия

Смогут давать собственную оценку изменениям, произошедшим в результате перехода к земледелию и скотоводству

Смогут выдвинуть версии, кого называли знатью (Р).

Научатся находить достоверную информацию, о том, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу «Можно ли было с исчезновением родовой общины избежать появления неравенства». Свое мнение аргументировать (К)




§4

Раздел 2

Древний Восток

16

Образование государства в долине Нила

22.10

21.10

Природа Древнего Египта. Образование государства Древний Египет

Ирригация, государство

Научатся характеризовать природные условия Египта и их влияние на занятия жителей

Смогут высказывать свое мнение и давать оценочное суждение об объединении Египта и создании государства Древний Египет

Смогут выдвинуть версии «Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила» (Р).

Смогут объяснить, почему без создания ирригационной системы в Египте земледелием заниматься было бы невозможно (П).

Смогут высказать свою точку зрения «Можно ли говорить на примере Древнего Египта о связи между природными условиями страны и занятиями жителей», привести примеры, подтверждающие эту точку зрения (К)

§5

17

Религиозные верования в Древнем Египте

24.10

27.10

Боги Древнего Египта. Миф о боге Осирисе. Представления о загробном мире. Почитание животных

Боги, гробница, бальзамирование

Смогут характеризовать религиозные верования в Древнем Египте

Смогут выразить свое отношение о нравственности и гуманистических ценностях древнеегипетской религии

Обучающиеся смогут классифицировать богов Древнего Египта и дать логическое объяснение, почему египтяне почитали тех или иных богов больше всего, а также выяснить, зачем египтяне – язычники строили храмы (П).

Научатся составлять простой план мифа об Осирисе, используя памятку №4 (Р)

§6

18

Правитель Древнего Египта

29.10

28.10

Фараон. Пирамиды Древнего Египта

Фараон, древнеегипетские пирамиды

Научатся характеризовать полномочия, которыми обладал фараон, и объяснять в чем проявлялось обожествление фараона

Смогут выразить свое отношение к древнеегипетским пирамидам, как к одному из чудес света и важнейшему памятнику исторической архитектуры

Смогут выдвинуть версии, почему смерть фараона считалась потрясением для всей страны (Р).

Смогут составить рассказ о фараоне от имени древнего египтянина (П, К)

§7

19

Подданные фараона

31.10

10.11

Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины. Земледельцы и ремесленники.

Рабы

Жрецы,

святилище

Смогут описать жизнь египетского вельможи, чиновника, писца, жреца, воина, земледельца, раба по приведенным рисункам, документам и материалам параграфа; проанализировать положение социальных слоев древнеегипетского общества,

Смогут дать оценку жизни жителей Древнего Египта с позиции справедливости, представляя ее с точки зрения древних египтян и человека

XXI века

Знакомясь с иллюстрациями в учебнике, смогут спрогнозировать, чья жизнь была особенно трудной в Древнем Египте (Р).

Научатся составлять описание рисунка, приведенного в учебнике по заданному алгоритму (стр.50, из чего состояло вооружение египетского воина) (П, Р).

Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К)

§8

20

Повседневная жизнь древних египтян

12.11

11.11

Жилище, одежда, еда, семья, праздники и развлечения древних египтян

Храм

Смогут охарактеризовать жилища, одежду, быт древних египтян, используя рисунки в учебнике и текст параграфа

Будет сформировано уважительное отношение к культуре Древнего Египта

Смогут высказать предположения, почему гробницы и храмы строили из камня, а дома из недолговечного материала (Р).

Смогут составить рассказ о древнеегипетской семье: а) знатного человека, б) земледельца, ремесленника (П, К)

§9

21

Культура Древнего Египта

14.11

17.11

Письменность, научные знания, образование, искусство Древнего Египта

Иероглифы

Научатся рассказывать о письменности древних египтян

Смогут высказывать суждения о вкладе научных знаний и достижений искусства древних египтян в мировую

культуру

Научатся работать по плану, характеризуя научные знания древних египтян (Р).

Научатся описывать произведения древнеегипетского искусства (П).

Научатся высказывать свое мнение о художественных достоинствах древнеегипетского искусства


§10

Глава 3

Древняя Азия

22

Шумер и

Аккад

19.11

18.11

Природные условия занятия населения, шумеры, шумерская культура, Аккад. «Поэма о Гильгамеше»

Междуречье, город-государство, клинопись

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии, раскрывать значение понятий: Междуречье, город-государство, клинопись

Смогут высказывать суждения о достижениях древних шумеров

Смогут по предложенному алгоритму сравнить природные условия Египта и Шумера.

Научатся составлять план ответа к теме «Достижения древних шумеров» (П). Смогут выразить свое мнение об общих закономерностях образования государства в Древнем Египте и Междуречье (К)



§11

23

Древний

Вавилон

21.11

24.11

Вавилонское царство при Хаммурапи. Религиозные верования вавилонян. Чудеса Вавилона

Деспотия,

закон

Смогут объяснить понятие закон, рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, «Из законов царя Хаммурапи», объясняя, почему было

ограничено долговое рабство

Смогут объяснить, почему имя царя Хаммурапи вошло в мировую историю

Смогут высказать версии, каковы были источники рабства в Вавилоне (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам «Религиозные верования вавилонян, шумеров и древних египтян» (составят таблицу).

Смогут выражать свое отношение к словам греческого историка Геродота «Вавилон устроен так прекрасно, как ни один из известных наших городов», подтверждая свою точку зрения примерами (К)


§12

24

Ассирийская держава

26.11

25.11

Местоположение и природные условия. Ассирийское войско. Отношение ассирийцев к населению покоренных областей и стран

Военная

держава

Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, называть особенности государства и общества, рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении

Будет сформирован историко-географический образ Ассирийской державы

Смогут высказать предположения, как местоположение и природные условия повлияли на занятия населения (Р).

Работая с текстом учебника, смогут проанализировать ассирийскую армию и сравнить её с армиями других государств Древнего Востока (П).

Существует точка зрения, что в Ассирии имелись многочисленные группы населения, жившие исключительно ради войны и за её счет. Согласны ли вы с данным утверждением? Свою точку зрения подтвердите (К)

§13

25

Финикия

28.11

01.12

Природные условия и занятия населения. Первые мореплаватели. Финикийский алфавит

Финикийские города – Тир, Библ, Сидон, Арвад; пурпур, колонии,

алфавит

Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города

Смогут оценить культурный опыт древних финикийцев и выразить свое отношение к нему

Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р).

Научатся работать с дополнительными историческими источниками и информационными ресурсами Интернета (П).

Смогут составить рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия. Смогут подготовить и представить презентацию о финикийских изобретениях (К)






§14

26

Древняя

Палестина

03.12

02.12

Природные условия Палестины. Ветхий Завет. Борьба евреев с филистимлянами. Древнееврейское царство

Библия,

Ветхий Завет, единобожие, ковчег

Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами

Смогут оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный опыт еврейского

народа

Смогут объяснить почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П).

Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П).

Смогут назвать главные из десяти заповедей, данных Моисею и оценить их в современном мире (К)

§15

27

Древняя Персия

05.12

08.12

Создание Персидской державы. Персидская держава при Дарии I. Персидская армия. Религиозные верования древних персов

Государство, держава, великая держава

Обучающиеся смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу

Смогут понимать и давать оценку действий персов с позиций жителей Древнего Востока (перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина)

Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р).

Научатся сравнивать, анализировать, составляя таблицу по заданным признакам, персидскую и ассирийскую армии: что между ними общего, чем различались (П). Смогут выразить свое отношение к утверждению, что Персидская держава по размерам территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего Востока. Смогут доказать свою точку зрения (К)

§16

28

Древняя

Индия

10.12

09.12

Местоположение и природа. Древнейший период в истории Индии. Арии. Возникновение Варн. Знаменитые поэмы Индии

Государство, джунгли, сахарный тростник, переселение душ, «Рамаяна»


Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения;

показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, рассказывать о древнейшем периоде в

истории Индии

Будет сформировано уважительное отношение к индийской истории и культуре

Научатся прогнозировать, объясняя ,в чем смысл деления индийского общества на Варны (Р).

Научатся структурировать материал, сравнивая природные условия Индии и других государств Древнего Востока, используя памятку в учебнике №8 (П).

Смогут выразить свое отношение к индийским поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна», определить их нравственный смысл

§17

29

Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии

12.12

15.12

Индуизм. Буддизм. Повседневная жизнь в Древней Индии

Каста,

брахманы, отшельник, «неприкасаемые», неравенство, Будда, буддизм

Обучающиеся смогут объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны

Обучающиеся смогут определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века


Обучающиеся смогут спрогнозировать причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии (Р).

Обучающиеся смогут сравнить положение различных слоев населения индийского общества (П).

Обучающиеся смогут подготовить сообщение о достижениях древних индийцев, используя различные источники информации (К)

§18

30

Древний

Китай

17.12

16.12

Образование единого Китайского царства. Правление династии Цинь.

Самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Открытия и изобретения древних китайцев

Южно-Китайское море, гунны, Великая Китайская стена.


Научатся рассказывать о правлении Цинь Шихуанди, используя памятку №3, характеризовать открытия и изобретения, которые были сделаны древними

китайцами

Смогут дать оценку культурному вкладу древних китайцев в мировую цивилизацию

Смогут высказать предположения, для чего китайцы строили Великую китайскую стену (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам природные условия Китая, Египта и Месопотамии. Чем они различались и как влияли на занятия древних китайцев (П).

Смогут высказать свое мнение об отношении к системе взаимной ответственности, существовавшей в Древнем Китае (К)

§19

Раздел 3

Древняя Греция

Глава 4

Древнейшая Греция

31

Природа Древней Греции и занятия древних

греков

19.12

22.12

Балканский полуостров и его природа. Занятия древних греков. Древние греки и море

Античность, эллины

Научатся показывать и характеризовать на карте месторасположение Древней Греции, её природные условия и объяснять, как они повлияли на занятия древних греков (используя памятку № 5)

Будет сформирован историко-географический образ Древней Греции

Научатся прогнозировать занятия древних греков, знакомясь с территорией расселения (Р).

Смогут по заданным признакам сравнить природные условия Древней Греции и стран Древнего Востока (П).

Работая с исторической картой, текстом учебника и историческим источником, смогут составить рассказ о путешествиях древних греков (П, К)

§20

32

Древнейшие государства Греции. Крит и Микены

24.12

23.12

Остров Крит. Миф о Минотавре и Тесее. Археологическое подтверждение мифа. Критская

держава. Древние Микены

Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Остров Крит, герои мифа о Тесее и Минотавре, Дедал и Икар,дорийцы

Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства и Микен, выявлять и характеризовать отличительные признаки критской цивилизации

Смогут выявить нравственный контекст в мифе о Дедале и Икаре

Научатся высказывать версии, что помогло царям Крита властвовать на всем Эгейском море (Р).

Работая с текстом учебника, смогут выявить различия в жизни людей на Крите и в Микенах и определить, что было общего у этих государств с государствами Древнего Востока (П).

Используя дополнительную литературу и источники Интернета, смогут подготовить рассказ о том, как был найден Кносский дворец (К)

§21

33

Верования древних

греков

26.12

12.01

Греческие боги. Религиозные церемонии. Боги и люди

Мифы

Научатся извлекать информацию из древнегреческой мифологии, определяя ,где вымысел, где исторический факт

Будет сформировано уважительное отношение к древнегреческой мифологии, как важному источнику исторической информации

Смогут высказать версии, почему греки называли своих богов олимпийцами (Р).

Смогут составить сравнительную таблицу «Отличие греческих богов от богов Египта» (П).

Смогут подготовить сообщения, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета об одном из подвигов Геракла (К)

§22

34

«Илиада» и «Одиссея» правда и вымысел

14.01

13.01

Древние певцы и сказатели. Гомер.

О чем рассказывает «Илиада». О чем рассказывает «Одиссея». Как поэмы Гомера помогли найти Трою

Поэма, Гомер. Ахиллес. «Ахиллесова пята», «Троянский конь»

Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэм «Илиада», «Одиссея». Научатся давать определения понятиям, оценку персонажам поэмы

Развитие эстетического сознания через освоение общемирового культурного наследия - поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р).

Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по истории Троянской войны и судьбе героев поэмы (П).

Смогут объяснить значение крылатых выражений «нить Ариадны», «ахиллесова пята», «Троянский конь», «яблоко раздора», и их использование в современной жизни

§23


Глава 5. Государства-полисы Древней Греции

35

Греческий полис-город государство

16.01

19.01

Полис и его жители. Земледелие в Греции. Колонизация и её значение

Аристократия, демос, власть, полис,

колонизация, метрополия, колония

Смогут объяснить понятия: аристократия, демос, власть, полис, колонизация, метрополия, колония

Будет сформировано отношение к греческому полису, как прообразу демократического устройства общества

Смогут высказать предположения ,почему греки основывали поселения вдали от родины (Р).

Смогут проанализировать природные условия Балканского полуострова. (П).

Смогут привести аргументы, доказывающие величие греческой колонизации (К)


§24

36

Установление демократического строя в Афинах

21.01

20.01

Первый афинский законодатель – Драконт. Реформа Солона и её значение в жизни афинского полиса. Тирания в Афинах

Драконт,

Солона

Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона

Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности

Научатся работать по плану, сравнивая законы Драконта и Солона (Р, П).

Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П).

Смогут выразить свое мнение по вопросу «Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны?»


§25

37

Спарта

23.01

26.01

Спарта и её жители. Законы Спартанского государства. Воспитание спартанцев, жизненные идеалы

Илоты. Лаконичная речь

Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство Древней Спарты, объяснять значение понятия «илоты», анализировать законы в Спарте

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества

Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р).

Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя положение различных слоев населения Спарты и доказывая, что спартанское войско было действительно лучшим в Греции. (П).

Смогут изложить свое мнение о воспитании в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К)


§26

Глава 6

Греко-персидские войны

38-39

Борьба греков за свою свободу

28.01

27.01

Причины, начало греко-персидских войн, сражение при Марафоне. Строительство греческого флота. Вторжение армии Ксеркса. Фермопильская битва. Саламинское сражение

Стратег, фланги,

триеры

Научатся объяснять причины греко-персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, сообщившим грекам о победе в Марафоне, сражении при Марафоне, смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения и анализировать причины победы греков

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности на основе подвига греков в битве при Марафоне, подвига 300 спартанцев и царя Леонида.

Научатся составлять рассказ о греко-персидских войнах, используя памятку №10, приведенную в учебнике (Р).

Научатся составлять хронологическую таблицу по заданным критериям (вопрос №1 стр. 154 учебник) (П).

Смогут высказать свои версии, почему маленький народ победил огромную военную державу

§27-28

Глава 7

Расцвет Греции и величие Афин

40

Греческий полис и его жители

30.01

02.02

Права гражданина. Воспитание гражданина. Рабы

Гражданин

Научатся давать характеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали греческие граждане, сравнивая с положением раба

Будет сформировано уважительное отношение к правам человека

Смогут высказать версии, кого греки считали гражданином (Р).

Работая с текстом учебника, выявят различия между воспитанием мужчины и женщины Греции (П).

Аристотель говорил: «…Одни люди по природе свободны, другие-рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо. Смогут выразить согласие или несогласие с этим утверждением. Обосновать свою точку зрения (К)



§29

41

Развитие демократии при Перикле

04.02

03.02

Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн. Управление в Афинах. Деятельность Перикла

Совет пятисот, гелиэя,

остракизм

Научатся характеризовать деятельность

Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин

Смогут делать выводы о роли личности в истории на примере деятельности Перикла в

Афинах

Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р).

Работая с текстом учебника, смогут проанализировать, что производили афинские ремесленники и почему Афины называли торговым центром Эллады (П).

Могут выразить свое отношение к остракизму – это плохо или хорошо? Привести доказательства своей точки зрения (К)


§30

42

Олимпийские игры

06.02

09.02

Место олимпийских игр в жизни греков. Основные состязания. Награждение победителей

Ипподром, атлет.

Стадион, олимпионик, церемония

Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении Олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации

Формирование межэтнической толерантности к Олимпийскому движению

Научатся выстраивать версии, определяя значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня (Р).

Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, описывая соревнования, которые включались в Олимпийское движение (П).

Используя ИКТ, смогут найти и представить информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах различных олимпиад (К)


§31

43

Повседневная жизнь древних

греков

11.02

10.02

Одежда. Еда. Семья

Туника, агора

Научатся отбирать информацию из источников, предложенных учителем о повседневной жизни древних греков, рассказывать о жизни взрослых, воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции

Будет сформировано уважительное отношение к социальному институту – семье. Смогут осознавать ценность здоровья для всех людей, роль оптимизма в восприятии мира человеком

Научатся планировать пути достижения целей, сравнивая труд и отдых жителей Древней Греции и Древнего Востока (Р). Научатся составлять рассказ о пире древних греков от лица одного из гостей, используя памятку № 3,5 (П, К).

Работая в группах, смогут представить диалог современного человека и древнего грека о семье. (Чему мог бы удивиться каждый из них) (К)




§32

44

Греческая наука

13.02

16.02

Любовь к мудрости – по-гречески «философия». История, медицина в Греции

Палестры, алфавит,

стило

Научатся рассказывать о том, как представляли устройство Вселенной древнегреческие ученые, раскрывать достижения древнегреческих ученых, об образовании в Древней Греции используя термины: палестры, алфавит, стило

Будет сформировано понимание значительного вклада древнегреческими историками-философами в общемировое культурное

наследие

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию, на какие вопросы, греческие философы пытались найти ответы (Р).

Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам об ученых Древней Греции и их вкладе в мировую культуру (П).

Смогут представить свое мнение о Геродоте, которого часто называют «отцом истории». Обосновать свое мнение и привести аргументы, подтверждающие или опровергающие его (К)


§33

45

Архитектура и скульптура Древней Греции

18.02

17.02

Особенности греческой архитектуры. Афинский акрополь. Греческая скульптура

Фронтон,

дорическая и ионическая колонны,

ордер

Научатся представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, объяснять устройство древнегреческого храма, используя термины: фронтон, дорическая и ионическая колонны, ордер

Смогут оценить значение древнегреческой культуры в мировой истории

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию, анализируя древнегреческие архитектурные постройки (Р).

Научатся описывать устройство древнегреческого храма, сравнивая его с древневосточными храмами, обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявляя и объясняя различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока (П).

Используя ИКТ, смогут найти информацию о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета и представить информацию об одном из них, конкретизируя материал презентацией

§34

46

Рождение театра.

Театральные представления

20.02

24.02

Происхождение театра и его оборудование. Как проходили театральные представления. Великие поэты Греции

Трагедии, комедии, театр

Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии, называть выдающихся авторов трагедий и комедий, приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире

Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры


Используя памятку № 3, смогут рассказать об оборудовании греческого театра и указать, чем он отличается от современного (Р).

Работая с историческими источниками информации и ресурсами Интернета, научатся подбирать информацию о великих трагиках Древней Греции (П).

Научатся работать в группе, распределяя роли, взаимодействуя между собой и представляя трагедии и комедии древнегреческих поэтов (К)


§35

Глава 8

Упадок Греции. Возвышение Македонии

47

Греция и Македония в IV веке до н.э.

25.02

02.03

Пелопонесская война и ослабление греческих полисов. Укрепление Македонии при Филиппе II. Организация македонского войска. Установление власти Македонии над Грецией

Эллины

Научатся объяснять причины ослабления Греции после Пелопонесской войны, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован позитивный познавательный интерес к истории на примере личности Александра Македонского

Смогут высказать версии о том, каким образом Филиппу II удалось превратить Македонию в могущественное государство (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут дать характеристику македонской армии (П).

Смогут подобрать факты и выразить свое мнение «Почему греки, успешно отразив нашествие персов, потерпели поражение от царя Македонии?» (К)


§36

Глава 9

Завоевания Александра Македонского

48

Он хотел завоевать весь мир

27.02

03.03

Начало правления Александра Македонского. «У его ног будет лежать весь мир». Индийский поход

Держава

Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья

Смогут давать оценку деятельности Александра Македонского, осознавать роль личности в истории

Научатся прогнозировать исторические события на основе ранее изученного материала по истории Древней Греции, отвечая на проблемный вопрос «Будет ли прочной держава Александра

Македонского?» (Р).

Используя памятку № 10, смогут составить рассказ о завоеваниях Александра

Македонского.

Используя различные источники дополнительной информации, смогут подготовить электронную презентацию об Александре Македонском (П)

§37

49

Александрия Египетская

04.03

09.03

Основание Александрии. Фаросский маяк. Великие ученые Александрии

Фаросский маяк

Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира

Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Смогут высказать свои предположения, почему Фаросский маяк называют чудом света (Р).

По памяткам № 3, 6 научатся рассказывать об Александрии Египетской (П).

Научатся, работая в группе, составлять кроссворд «Путешествие по Александрии Египетской».

Смогут подготовить сообщение «Великие ученые Александрии» (К)

§38

Раздел IV

Древний Рим

Глава 10

Ранний Рим

50

Древняя Италия и начало города Рима

06.03

10.03

Апеннинский полуостров. Италики. Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Ромул-первый римский царь. Похищение сабинянок

Италики, латины, весталки

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован историко-географический образ древней Италии

Научатся высказывать версии, почему Италию называли «страной телят и овец» (Р).

Используя памятку № 8, научатся сравнивать природные условия Италии и Древней Греции и смогут сделать вывод, каким занятиям способствовали природные условия Италии (П).

Смогут подготовить сообщение о Древнем Риме и представить его, используя различные исторические источники и интернет-ресурсы (П, К)

§39

51

Рим в эпоху царей

11.03

16.03

Цари Рима. Этруски. Рим и этруски. Сервий Туллий

Этруски

Научатся характеризовать, как происходили выборы царей в Риме, сравнивать власть фараона в Египте и царя в Риме

Смогут охарактеризовать и оценить вклад этрусков в развитие римской цивилизации

Научатся высказывать предположения о жизни этрусков, работая с рисунками в учебнике (фрагменты росписи этрусской гробницы) (Р, К).

Работая в паре, используя текст учебника, научатся сравнивать реформы Сервия Туллия и Солона. Определят, что в них общего и чем они отличаются (П, К)

§40

52

Рождение Римской республики. Борьба

патрициев и плебеев

13.03

17.03

Падение царской власти и образование республики. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы. Ход борьбы. Успехи плебеев

Республика, консул, патриции, плебеи, народный

трибун

Научатся объяснять смысл понятий: республика, консул, патриции, плебеи, народный трибун, охарактеризовать причины падения царской власти в Риме

Будет сформировано представление о

социально-политическом устройстве Древнего Рима

Смогут по предложенному алгоритму определить устройство Римской республики (Р).

Смогут сравнить положение плебеев и патрициев, объяснить причины борьбы между ними (П).

Работая с документом (стр. 232, отрывок из «Законов двенадцати таблиц»), смогут высказать свое мнение «Чем положение должника в Риме отличалось от положения должника в Вавилонии времен царя Хаммурапи» (К)

§41

53

Завоевание Римом

Италии

18.03

06.04

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова победа

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова

победа

Научатся объяснять словосочетания:

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова победа

Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова победа» и объяснить в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни

Научатся выдвигать версии, формулируя причины победы римлян над народами Апенинского полуострова (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить «Какие причины позволили Риму за короткий срок превратиться в хозяина Италии» (П).

Работая в парах, используя памятку № 10, составят план рассказа «Война римлян с галлами» (К)


§42

Глава 11.

Расцвет Римской республики

54

Армия Древнего Рима

20.03

07.04

Вооружение римского легионера. Боевое построение легиона. Устройство римского лагеря. Осада крепости римским войском. Триумф

Легионер,

триумф

Достижения Римского военного искусства

Смогут оценить вклад римлян в развитие военного искусства

Работая с иллюстрациями в учебнике, смогут охарактеризовать вооружение римского легионера (Р, П).

Работая в группах, научатся сравнивать римский легион с греческой фалангой, назвав преимущества у легиона и фаланги (П, К).

Научатся составлять рассказ по иллюстрации «Триумфальная процессия в Риме», выражая свое мнение о значении данного события для полководца и его армии (К, П)

§43

55

Рим и

Карфаген

01.04


13.04

Первая Пуническая война (264-241 годы до н.э). Начало Ганнибаловой войны. Битва при Каннах (216 год до н.э.). Завершение Ганнибаловой войны. Третья Пуническая война (149-146 годы до н.э.)

Пунические войны

Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий пунических войн, объяснять причины победы Рима в пунических

войнах

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций


Научатся работать по плану, заполняя таблицу «Пунические войны» (Р).

Работая с текстом учебника, смогут дать характеристику плану войны с Римом, разработанному Ганнибалом (П).

Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической информации (К)

§44

56

Завоевания Рима на Востоке

03.04

14.04

Рим и Македония. «Свобода Греции». Антиох III. Римляне в Азии. Покорение Греции. Римские провинции

Провинции

Научатся работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся приводить аргументы, что Римская республика к концу II века до н.э. превратилась в самое могущественное государство во всем Средиземноморье (П).

Работая с картой, смогут определить и назвать территории, превращенные римлянами в провинции, и дать характеристику положению жителей в провинции (П).

Смогут оценивать римские завоевания с нравственных позиций, аргументируя свое мнение (К)

§45

57

Государственное устройство Римской республики

08.04

20.04

Народное собрание. Магистраты.

Сенат

Народное собрание магистраты, сенат

Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме

Смогут объяснить вклад Римской республики в развитие демократических традиций

Смогут высказать предположение: «Могло ли государственное устройство Рима быть долговечным?» (Р).

Научатся сравнивать Народное собрание в Риме и в Афинах (П).

Смогут составить рассказ об увиденном и услышанном, представляя, что попали на заседание римского сената, используя памятки № 3, 5 (П, К)

§46

58

Римское общество: его нравы и обычаи

10.04



21.04

Нобилитет. Плебеи. Римская семья. Идеал гражданина

Нобилитет, всадники, патрон, клиенты

Научатся описывать жизнь римлян, относящихся к разным слоям общества, по плану, предложенному

учителем

Будет сформировано уважение к семейным традициям на примере изучения жизни римских семей, их традиций и ценностей


Смогут высказать предположения, что могло объединить разные слои римского общества (Р).

Работая с текстом учебника, смогут дать характеристику каждой группе населения римского общества (П).

Смогут выразить свое отношение к идеальным качествам римского гражданина и желание или нежелание им соответствовать (К)


§47

59

Повседневная жизнь римского общества

15.04

27.04

Римский дом.

Одежда римлян. Развлечения римлян. Верования римлян

Амфитеатр, гладиатор

Научатся сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков

На примере образования в Древнем Риме будет сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету

Работая с памяткой № 4 в учебнике, смогут составить рассказ об одежде римлян (Р).

Научатся работать с дополнительной исторической литературой. Выяснят имена римских богов и сопоставят их с именами известных греческих богов (П).

Смогут выразить свое отношение к гладиаторским боям и состязаниям колесниц в Риме: «О каких человеческих качествах римлян может свидетельствовать это увлечение» (К)



§48

60

Рабство в Риме

17.04

28.04

Положение рабов. Восстание Спартака (974-71 годы до н.э.)

Вольноотпущенник, раб

Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

Смогут дать нравственную оценку римскому рабовладению и восстанию Спартака

Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить, почему именно в истории Рима были массовые восстания рабов и почему эти восстания терпели неудачу (П).

Смогут выразить свое мнение «Почему именно в Риме возникла поговорка «Сколько рабов, столько врагов» (К)

§49

Глава 12

Кризис и падение Римской республики

61

Начало

гражданских войн в Риме

22.04

04.05

Причины гражданских войн, Братья Гракхи. Марий и Сулла. Диктатура Суллы

Гражданская война,

реформы

Смогут объяснить понятия реформа и гражданские войны, рассказывать, как изменилось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме, объяснять причины и результаты реформ, рассказывать о судьбе братьев Гракхов

Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме

Научатся высказывать предположения, объясняя причины гражданских войн в Риме (Р).

Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения братьев Гракхов (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Могли ли преобразования Суллы вывести республику из кризиса», приводя примеры, подтверждающие эту позицию (К)

§50

62

Гай Юлий Цезарь

24.04

05.05

Первый триумвират. Завоевание Галлии (58-51 годы до н.э.) Жребий брошен. Диктатура Цезаря». «И ты Брут»

«Перейти Рубикон», «Жребий брошен»

Смогут объяснить словосочетания: «Перейти Рубикон», «Жребий брошен» и можно ли их употреблять в современной жизни. Смогут охарактеризовать реформы Цезаря и, почему считается, что он опередил время

Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории

Научатся высказывать версии: «Почему возник заговор против Цезаря?» (Р).

Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П).

Работая в группах, используя дополнительную литературу, научатся составлять таблицу по заданным признакам

«Основные вехи биографии Цезаря» (К)



§51

63

Октавиан Август и

рождение Римской республики

29.04

11.05

Второй триумвират. Гибель республики. Октавиан и Антоний. Рождение Римской империи

Империя

Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа

Смогут оценить социально-политическое устройство Рима в правление Октавиана Августа (после падения Римской республики)

Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р).

Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики.

Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики (П).

Смогут представить свое мнение в виде письменного ответа на вопрос: «Почему римляне, ненавидя царскую власть, признали единоличную власть Октавиана Августа?» (К)

§52

Глава13

Римская империя

64

Императоры Рима I-II веков

06.05

12.05

Расцвет империи. Нерон (54-68 годы) император-актер; Веспасиан

(69-79 годы) император-шутник;

Марк Аврелий

(161-180 годы) император-философ; Коммод (180-192 годы) император-гладиатор

«Какой артист погибает»

Смогут назвать имена знаменитых императоров Рима

Смогут дать оценку действиям римских императоров II века

Научатся по заданному плану составлять характеристику римских императоров (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить, при каких обстоятельствах появились высказывания «Какой артист погибает», «Деньги не пахнут».

Смогут составить письменный ответ на вопрос «Во время каких императоров вы бы хотели жить в Риме, а во время каких нет», используя аргументы (П). Подготовят презентацию о римских императорах и представят ее на уроке (К)

§53

65

Вечный

город

08.05

18.05

На улицах Рима. На форуме. В Колизее. В Пантеоне. В термах

Колизей, форум, пантеон, термы

Обучающиеся смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем древнего Рима; смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира


На примере древнеримской архитектуры будет сформировано осознанное отношение к общекультурному мировому наследию

Научатся работать по плану, приводить доказательства, что II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам «золотой век» республики и империи? (Как изменилось положение различных слоев населения. Кто потерял особые привилегии?) (П).

Смогут подготовить и представить презентацию о культурных памятниках древнего Рима (К)

§54

66

Культура Римской

империи

13.05

19.05

Римляне-строители. «Закон суров, но это закон». Римская поэзия

Законы

двенадцати таблиц

Смогут проанализировать смысл выражения «Все дороги ведут в Рим»;

познакомятся с римскими поэтами Вергилием, Горацием, Овидием


Смогут оценить вклад римского права в мировую юриспруденцию

Смогут высказать свои предположения, объясняя выражение «Все дороги ведут в Рим» (Р).

Смогут работать в парах по заданию: «Сравнить по заданным признакам достижения греков и римлян в культуре, указывая, в чем греки превзошли римлян, а римляне греков. Свое мнение аргументировать» (П, К)

§55

67

Возникновение христианства

15.05

25.05

Проповедь Иисуса Христа. Христианская церковь. Гонения на христиан. Император Константин и победа христианства

Христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостол

Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы.

Получат возможность рассказывать, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи; Составят исторический портрет императора Константина

Смогут дать оценку принятия христианства для истории Древнего Рима

Смогут высказать свои версии, почему римские власти враждебно относились к христианам (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут объяснить причины распространения христианства по всей Римской империи (П, К)


§56

68

Римская

империя в III- V веках

20.05

26.05

Кризис рабовладельческих отношений. Императорская власть. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи

Колоны

Научатся показывать на карте направление переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи, называть и объяснять причины

падения Западной

Римской империи

Будет сформирована нетерпимость к любым видам насилия на примере вторжения варварских племен в Рим

Смогут высказать предположения, почему рабов заменяют колоны (Р).

Смогут объяснить, работая с текстом учебника и картой в конце учебника, что означало «Великое переселение народов» (П, К). Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, смогут подготовить письменное обоснование, почему пала именно Западная Римская империя, а Восточная Римская империя, получившая название Византийской империи, будет существовать еще в течение многих столетий

§57

69

Итоговое

повторение

22.05

26.05

28.05

26.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!