СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории для 6 класса. Рабочая программа составленая к учебникам История Средних веков (Агибалова, Донской) и История России (Данилов, Косулина).
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по истории, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по истории, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Задача курса:
- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показывать их общее черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделять при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу изученному за курс 6 класса
Данное тематическое планирование рассчитано на 40 учебных часов. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.
Содержание курса
Тема №1. Введение
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Тема №2. Рождение средневековой Европы (VI-IX вв.)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства ¬– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема №3. Византийская империя и славяне в VI-X1 вв.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема №4. Арабы в VI-XI веках
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Тема №5. Феодалы и крестьяне
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема №6. Католическая церковь в IX-XI веках. Крестовые походы.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы
Тема №7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Тема №8. Культура Западной Европы в XI-XV веках
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема №9. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Литература и учебно-методическое обеспечение
Поурочные планы. История средних веков автор Н.Ю. Колиснеченко. Волгоград, «Учитель 2004 г.»
Справочник документов Средние века
Учебник «История средних веков 6 класс»: учеб. для 6 класса общеобразовательного учреждений/Е.В. Агибалова., Г.М. Донской. –М.:
Просвещение, 2009.;
История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004
История Средних веков: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011
История в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел программы
| Тема урока | Дата | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Информационное сопровождение | Д/З |
По плану | Фактич. | |||||||||||
1 | Введение | Что и как изучает история? |
|
| 1 | Вводный | Лекция с элементами беседы
| Что такое средние века? Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. | Объяснение смысла терминов урока: средние века, средневековье исторические источники. Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира. | Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на описание и рассказ об исторических источниках |
| с.5- 11 |
2 | Рождение средневековой Европы (VI-IX вв.) |
Древние германцы и Римская империя. |
|
| 6 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев. |
Объяснение смысла терминов урока: германцы, община, племенные союзы, знать, ополчение, дружина, дружинники, великое переселение народов, гунны, готы, вандалы, франки, вестготы, остготы, англы и саксы. Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга. |
Задание на объяснение терминов. Задание на описание образа жизни, быта и религиозных верований древних германцев. Задание на сравнение богов древних греков и богов древних германцев. Работа с картой и историческим документом |
Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта.
|
П.1 с.11-17
|
|
| Королевство франков и христианская церковь в (VI-VIII вв.) |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого. | Объяснение смысла терминов урока: династия, королевство, король, графы, титул, землевладелец, зависимые крестьяне, христианская церковь, проповедь, папа римский, духовенство, миряне, монахи, монастыри, аббат, грехи, феодал. Находить отличия власти короля от власти военного вождя. Указать способы увеличения знати своих владений. Рассказать о принятии франками христианства. Дать характеристику христианской церкви. Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. | Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение власти короля и власти вождя. Задание на описание и рассказ об организации христианской церкви. Задание на доказательства того, что союз короля и церкви был взаимно выгоден. Задание на работу с картой и историческим источником. | Презентация. Плакаты. ПортретыСхемы. Таблицы. Карта. | П.2 с.18-28
|
|
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | Объяснение смысла терминов урока: империя, император, королевский двор, указы, рыцарь, феодальная раздробленность, междоусобные войны, сеньоры, вассалы, аристократия феодальная лестница. Дать оценку правления Карла Великого и сравнить его с правлением Хлодвига. Объяснить причины распада империи Карла Великого. Раскрыть причины начала феодальной раздробленности. Дать характеристику феодальной лестнице. Работа с картой и историческим документом. | Задание на объяснение терминов. Задание на объяснение причин распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности. Задание на работу с картой и историческим документом.
| Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.3 с.29-36
|
|
| Западная Европа в IX-XI вв.) |
|
| 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны. | Объяснение смысла терминов урока: королевский трон, придворные, венгры, бритты, норманны, викинги, варяги, великий путь из варяг в греки. Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. Работать с историческим документом. | Задание на объяснение терминов. Задание на объяснение того, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции. Задание на доказательства того, можно ли считать священную Римскую империю государством и почему? Рассказать об образе жизни, быте, занятиях и государствах норманнов. Работа с историческими документами и картой. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.4 с.36-44
|
|
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература. | Объяснение смысла терминов урока: Королингское Возрождение соборные школы, тривиум, квадривиум, инициалы, миниатюры, заставки, пергамент, хроники, жонглеры. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации. Характеризовать основные достижения культуры Западной Европы в раннее Средневековье и определять ее значение для | Задание на объяснение терминов. Задание на определение того, чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе. Дать ответ на вопрос кто ввел новую систему отсчета времени – от Рождества Христова и как человек в раннее Средневековье представлял себе окружающий мир. Работа с историческими документами. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.5 с.44-54
|
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Рождение средневековой Европы» |
|
| 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Раннее Средневековье. Основные черты эпохи. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины. | Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант, задание с текстом |
| Повторить термины и понятия |
3 | Византийская империя и славяне в VI-X1 вв.) |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
|
| 2 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Культура Византии. |
Объяснение смысла терминов урока: Византия, власть, скипетр, реформы, арабы, мозаика, фреска, смальта, икона. Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. Объяснить помечу попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу. Оценить положительные и отрицательные стороны правления и личности Юстиниана. Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI-XI вв. Работать с историческим документом. |
Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение образования, науки и архитектуры в Византии и в Западной Европе VI-XI вв. Задание на характеристику и оценку правления Юстиниана Задание на работу с картой и историческим документом. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.6-7 с.54-67
|
|
| Образование славянских государств. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Расселение, занятия и образ жизни славян. Образование славянских государств. | Объяснение смысла терминов урока: славяне, государство. Сравнить занятия, образ жизни германцев и славян. Характеризовать заслуги Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры. Рассказать о возникновении славянских государств с опорой на карту. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника. | Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение жизни германцев и славян. Задание анализ заслуги Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры. Задание на работу с картой и текстом учебника. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.8 с.67-73
|
4 | Арабы в VI-XI веках |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
|
| 3 2 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. |
Объяснение смысла терминов урока: Аравия, арабы, халифат, бедуины, кочевники, ислам, пророк, Коран, Аллах, султан. Рассказать о местонахождении Аравии, природных условиях, жизни и занятии населения с опорой на карту. Раскрыть систему управления арабами. Объяснить объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата. |
Задание на объяснение терминов. Задание на описание местонахождения Аравии, природных условиях, жизни и занятии населения с опорой на карту. Задание на оценку системы управления арабами. Задание на рассказ-объяснение о роли вероучений ислама и обязанностей мусульман. Задание на объяснение причин, хода и последствий завоевательных войн арабов с опорой на карту. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.9 с.73-84
|
|
| Культура стран халифата |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Образование литература, искусство, медицина. | Объяснение смысла терминов урока: мечеть, медресе, мулла, минарет, арабские цифры. Рассказывать о развитии культуры в странах халифата с опорой на дополнительную литературу. | Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение культуры Византийской империи и стран халифата. Выделить общее и особенное. Задание на работу с дополнительной литературой. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.10 с.84-90
|
5 | Феодалы и крестьяне |
В рыцарском замке |
|
| 4 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальные присяги. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. |
Объяснение смысла терминов урока: феодал, зависимые крестьяне, феодальный строй, замок, рыцарь, палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец, турнир, герб, девиз. Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала. |
Задание на объяснение терминов. Задание на рассказ-описание «Один день из жизни феодала» |
Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.11 с.90-97
|
|
| Средневековая деревня и ее обитатели |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Феодальные отношения. Натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян. | Объяснение смысла терминов урока: феодальная вотчина, поместье, господские и крестьянские наделы, повинности, барщина, оброк, крестьянская община, приусадебный участок, натуральное хозяйство. Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового крестьянина. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание крестьянина. | Задание на объяснение терминов. Задание на составление сравнительного рассказа об образе жизни, занятии и положении в обществе феодала и крестьянина. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.12 с.97-103
|
|
| Формирование средневековых городов |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков. | Объяснение смысла терминов урока: город, деревня, горожане, самоуправление, коммуны, мастер, мастерская, ученик, подмастерье, заработная плата, цехи, купцы, гильдии, ярмарки, товарное хозяйство. Назвать причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе. Раскрыть причины возникновения в городах мастерских, ремесленных цехов и купеческих гильдий. Объяснить почему рост городов привел к развитию торговли. | Задание на объяснение терминов. Задание на описание средневекового города. Задание на сравнение города-коммуны и города-республики Задание на рассказ-описание городских мастерских ремесленных цехов, купеческих гильдий и развитии торговли. Задание на сравнение натурального и товарного хозяйства. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.13 с.103-116
|
|
| Горожане и их образ жизни. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Городские богачи и бедняки. Образ жизни горожан. Город – центр культурного взаимодействия. | Объяснение смысла терминов урока: богач, бедняк, патриции, бюргеры, ратуша, нецерковные школы, университет, интеллигенция. Сравнивать типы средневековых поселений и образ жизни населения. Объяснить что нового внес город в культуру и политическую жизнь Средневековья. Работа с историческими документами. | Задание на объяснение терминов. Задание сравнение жизни людей в городах, в деревне, в замке, в монастыре. Задание на описание того, что внес город в культуру и политическую жизнь Средневековья. Задание на работу с историческими документами. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.14 с.116-123
|
6 | Католическая церковь в IX-XI веках. Крестовые походы. |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
|
| 4 2 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики , ересь. Борьба церкви с еретиками. |
Объяснение смысла терминов урока: сословия, десятина, индульгенция раскол церкви, католическая и православная церковь, еретик, ересь, инквизиция. Объяснить причины раскола христианской церкви на католическую и православную Назвать источники богатства церкви. Раскрыть причины возникновения ереси. Рассказать о борьбе церкви с еретиками. |
Задание на объяснение терминов. Задание на описание причин раскола христианской церкви. Задание на рассказ-описание источников церкви, возникновения ереси и борьбе с еретиками. Задание на установление последовательности и длительности событий. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.15 с.123-133
|
|
| Крестовые походы. |
|
| 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Крестовые походы. Последствия крестовых походов. | Объяснение смысла терминов урока: крестовые походы, крестоносцы, освобождение «Гроба Господня». Раскрыть причины, ход и последствия крестовых походов с опорой на карту. Характеризовать интересы и поведение крестоносце в завоеванных станах. | Задание на объяснение терминов. задание на описание причин, хода и последствий крестовых походов. Задание на определение интересов участников всех крестовых походов. Задание на работу с картой и историческим документом. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.16 с.133-146
|
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) |
Как происходило объединение Франции. |
|
| 10 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Возвращение французской территории. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты. |
Объяснение смысла терминов урока: денежный оброк, средние слои, объединение страны, генеральные штаты, сословная монархия. Объяснить причины усиления королевской власти во Франции. Рассказать о первых успехах объединения Франции с опорой на карту. Перечислять характерные черты сословной монархии. |
Задание на объяснение терминов. Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Задание на перечисление характерных черт политического устройства Франции. Задание на работу с картой. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.17 с.146-152
|
|
| Что англичане считают началом своих свобод. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент. | Объяснение смысла терминов урока: норманны, династия, баллада, реформы, хартия, парламент, палата лордов, палата общин. Определить главные последствия нормандского завоевания. Сравнить причины образования централизованного государства во Франции и Англии. Рассказать как и зачем возник английский парламент. | Задание на объяснение терминов. Задание на перечисление характерных черт политического устройства Франции. Задание на выявление общего и особенного в сословно-представительной монархии Франции и Англии. Задание на работу с картой | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.18с.152-161
|
|
| Столетняя война |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Причины войны. Армии двух стран. Положение крестьян и феодалов. Народная героиня Жанна д Арк. Поражение англичан. Итоги войны. | Объяснение смысла терминов урока: Столетняя война, армия, флот, партизанская война, героиня, патриот, народная освободительная война. Излагать причины, ход, итоги Столетней войны с опорой на карту. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность. | Задание на объяснение терминов. Задание на установление последовательности и длительности Столетней войны. Задание на рассказ о народной французской героине Жанне д Арк. Задание на работу с картой. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.19 с.161-171
|
|
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти. |
|
| 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера в Англии. Завершение объединения Франции и Англии. | Объяснение смысла терминов урока: восстание, Жакерия, заключенный Называть причины воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Объяснить причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснить какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на сравнение целей, реальных действий и последствий крестьянских выступлений в Англии и Франции с опорой на карту. Задание на определение существенных черт централизованного государства. Задание на выявление общего и особенного в централизованных государствах Франции и Англии. | Презентация. Плакаты. Схемы. ПортретыТаблицы. Карта. | П.20-21 с.172-182
|
|
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия населения. Реконкиста и ее хозяйство. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV-XV вв. раскол в католической церкви. | Объяснение смысла терминов урока: мавры, реконкиста, эмират, королевство, кортесы, инквизиция Показывать на карте государства расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснить причины, ход и последствия реконкисты Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия | Задание на объяснение терминов. Задание на раскрытие причин, хода, последствий реконкисты на Пиренейском полуострове с опорой на карту. Задание на объяснение образования королевства Испания и Португалия Задание на сравнение английского парламента Генеральных штатов, и Кортеса. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.22 с.182-188
|
|
| Усиление власти князей в Германии. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Германские государства в XII-XV вв. | Объяснение смысла терминов урока: князь, король, Золотая булла. Уметь анализировать и сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное. Объяснять почему в отличие от Англии и Франции в Германии возникло не единое централизованное государство, а много мелких централизованных государств-княжеств. | Задание на объяснение терминов. Задание на объяснение того, почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства. Задание на выбор дат из предложенных. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.23 с.188-192
|
|
| Расцвет итальянских городов. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Городские республики. Правление Медичи. | Объяснение смысла терминов урока: расцвет, город-государство, гвельфы, гибеллины, тиран, тирания. Указать причины роста богатств городов в Италии. Объяснить кто такие гвельфы и гибеллины, за что они боролись. Показать на примере Медичи особенности тирании как способа управления. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на объяснение того, как управлялись городские коммуны. Задание на раскрытие причины роста богатств городов Италии. Задание на описание правления Медичи, тирании, как способа управления | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.24 с.192-195
|
|
| Гуситское движение в Чехии. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Значение гуситского движения. | Объяснение смысла терминов урока: восстание, реформы, гуситы, умеренные, табориты, народное войско, сейм. Рассказать о подъеме хозяйства в Чехии. Объяснить, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о причинах, ходе и результатах гуситского движения. Работать с историческим документом. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на подготовку характеристики Яна Гуса и Яна Жижки. Задание раскрытие причин, хода и результатах гуситского движения в Чехии. Работа с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.25 с.195-203
|
|
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Балканские страны до и после завоеваний. Гибель Византии. Османская империя. | Объяснение смысла терминов урока: турки-османы, междоусобные войны, завоевание, столица. Привести факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. Раскрыть причины падения Византии. Уметь работать с текстом учебника и картой. | Задание на объяснение терминов. Задание на описание фактов, доказывающих, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. Задание на объяснение причин падения Византии. Задание на работу с картой и текстом учебника. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.26 с.203-208
|
8 | Культура Западной Европы в XI-XV веках |
Образование и философия. Литература и искусство.
|
|
| 3 2 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Средневековая наука. Технические открытия. Средневековое образование. Литература. Скульптура. Живопись. | Объяснение смысла терминов урока: корпорация, университет, факультет, декан, ректор, диспут, схоластика, трубадуры, ваганты, романский и готический архитектурные стили, рельеф, витражи, книжная миниатюра. Рассказать о содержании средневековой литературы. Раскрыть особенности средневековой архитектуры скульптуры, живописи |
Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение культуры раннего Средневековья и культуры периода раннего Возрождения. Задание на работу с дополнительной литературой. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.27-28 с.208-228
|
|
| Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии Развития мореплавания. Изобретение книгопечатание. | Объяснение смысла терминов урока: культура Возрождения, гуманисты, гуманизм, портрет, алхимия, домна, компас, астролябии, каравелла, книгопечатание, печатный станок. Уметь работать с разными источниками информации. Раскрыть что нового принесло искусство Возрождения миру. Выяснить какие технические открытия и изобретения были сделаны во времена расцвета Средневековья и позднего Средневековья. Объяснить когда и благодаря кому начались Великие географические открытия и появилось книгопечатание. | Задание на объяснение смысла терминов. Задание на раскрытие того, что нового принесло искусство Возрождения миру и почему оно так называется. Задание на выяснение того, какие технические открытия и изобретения были сделаны во времена расцвета Средневековья и позднего Средневековья. Объяснить когда и благодаря кому начались Великие географические открытия и появилось книгопечатание. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П. 29-30 с.228-241 |
9 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
Средневековый Китай и Индия. |
|
| 4 2 |
Изучение нового материала
|
Лекция с элементами беседы. |
Китай и борьба с кочевниками Особенности социального и государственного строя Китая. Культура средневекового Китая. Особенности экономического и политического развития Индии. Империя Великих Монголов. Культура средневековой Индии. |
Рассказывать о внутренней и внешней политики Китая. Объяснить причины колониальных вторжений в Китай. Рассказать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости. Раскрыть политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман. Раскрыть значение индийской культуры, ее общечеловеческую значимость. |
Задание на выявление последовательности событий. Задание на работу с текстом учебника и картой. Задание на раскрытие значения китайской и индийской культуры и ее влияние на мировую историю и культуру. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта.
|
П. 31- 32 с.241-256
|
|
| Государства доколумбовой Америки. Африка. |
|
| 2 | Изучение нового материала
| Лекция с элементами беседы | Первые земледельческие культуры, | Рассказывать о возникновении государства, религии и культуре у народов доколумбовой Америки. Раскрыть значение культуры народов доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки. Раскрыть значение культуры народов Африки, объяснить ее значение. Уметь работать с текстом учебника и картой. | Задание на сравнение политическое и общественное устройство у населения доколумбовой Америки: инков, майя, ацтеков. Задание на описание государственного устройства жизни и быта жителей Африки и сравнить их странами Востока. Задание на работу с текстом учебника и картой. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П. 33- 34 с.256-268
|
| Повторение | Повторительно –обобщающий урок по теме «Культура Западной Европы в XI-XV веках» |
|
| 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Особенности значение культуры Западной Европы в XI-XV веках для человечества. | Объяснение смысла терминов и понятий урока. Работать с историческим документом и дополнительной литературой. Правильно оформлять и составлять сообщения. | Задание на подготовку и оформление сообщений |
| с. 268-270 |
|
| Повторительно – обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества» |
|
| 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Наследие Средневековья в истории человечества. | Систематизировать и обобщать изученный ранее материал. Выбрать один ответ из ряда предложенных. | Задание на роботу с тестом и текстом. |
| Повторить термины, события |
|
|
|
|
| 40 |
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по истории, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Примерная программа основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006 г.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в.
Цели курса:
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу изученному за курс 6 класса
Данное тематическое планирование рассчитано на 28 учебных часов. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.
Содержание курса
Тема №1. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Тема №2. Русь в IX-первой половине XII в.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Тема №3. Русь во второй половине XII-XIII вв.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв)
Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Тема №4. Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Тема №5. Московское княжество в XVI в.
Иван Грозный. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. Ливонская война.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XV века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература и учебно-методическое обеспечение
Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
-Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2011
История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2007
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004
История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011
Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011
История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел программы
| Тема урока | Дата | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Информационное сопровождение | Д/З |
По плану | Фактич. | |||||||||||
| Введение | Что изучает история Отечества? |
|
| 1 | Вводный | Лекция с элементами беседы
| История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом. | Объяснение смысла терминов урока: история Отечества, археология, лингвистика, фольклористика, исторический источник, летопись. Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Выявлять типологию исторических источников по истории России | Задание на объяснение терминов. Задание на описание хронологических рамок изучаемого периода. Задание на соотнесение года с веком. Задание на выявление типологий исторических источников по истории. |
| c.4-6 |
1 | Восточные славяне |
Восточные славяне. Соседи восточных славян. |
|
| 1 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Расселение, занятия, быт, нравы и верования восточных славян. Управление восточно-славянских племен. Соседи восточных славян |
Объяснение смысла терминов урока: славяне, быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычник, дань. Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Анализировать фрагмент исторического документа. Сравнивать разные точки зрения о происхождении славян |
Задание на объяснение терминов. Задание на описание происхождения, расселения и освоение новых территорий славянами с опорой на карту. Рассказать о религиозных верованиях и управлении восточнославянских племен. Задание на раскрытие взаимоотношений славянских племен с их соседями.
|
Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.1-2 с.7-20
|
2 | Русь в IX-первой половине XII в. |
Формирование Древнерусского государства. |
|
| 6 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти. Образование государственных центров и Древнерусского государства. | Объяснение смысла терминов урока: государство, торговля, купец, ремесленник, князь, русь, полюдье. Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки». Называть предпосылки образования государства у восточных славян. Излагать точку зрения происхождения государства восточных славян. Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян. Систематизировать исторический материал в виде схемы. Анализировать фрагмент исторического документа. Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе |
Задание на объяснение терминов. Задание на раскрытие предпосылок создания Древнерусского государства и появление княжеской власти у восточных славян. Задание на рассказ-описание о государственных центрах славян с опорой на карту. Задание-рассуждение «Можно ли варягов считать создателями Древнерусского государства?». Задание на описание управления Древнерусским государством. Задание на работу с историческим документом. |
Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.3 с.20-30
|
|
| Первые киевские князья. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Князь Олег. Правление Игоря и Ольги. Походы Святослава. | Объяснение смысла терминов урока: князь, дружина, уроки, погосты, реформа, военные походы. Показывать на исторической карте походы первых русских князей. Рассказывать о главных событиях правления первых князей. Владимира. Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей. Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей. | Задание на объяснение терминов. Задание на сравнение общего и различного в деятельности первых русских князей. Задание составление характеристики личности Олега, Игоря, Ольги, Святослава Задание на работу исторической картой и историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.4 с.30-38 |
|
| Владимир Святославович. Принятие христианства. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Правление князя Владимира. Принятие христианства. Русская православная церковь. | Объяснение смысла терминов урока: княжество, оборонительные рубежи, христианство монастыри, епископ, ересь, митрополит, церковный устав. Рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. | Задание на объяснение терминов. Задание на описание правления князя Владимира Святославича. Задание на раскрытие причин принятия на Руси христианства. Задание на сравнение двух религий - язычества и христианства. Задание на составление характеристики князя Владимира Задание на работу с картой и историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.5 с.38-46
|
|
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Борьба сыновей Владимира. Правление Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. | Объяснение смысла терминов урока: междоусобные войны, бояре, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, холопы. Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого. Называть основных участников междоусобных войн. Анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда. Давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Задание на объяснение терминов. Задание на раскрытие причин усобицы между сыновьями Владимира Святославича. Задание на описание правления князя Ярослава Мудрого. Составление характеристики князя Ярослава Мудрого. Задание на работу с историческим документом и картой. | Презентация. Плакаты. Портреты Схемы. Таблицы. Карта. | П.6 с.46-58
|
|
| Культура Древней Руси. |
|
| 1
| Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество. искусство | Объяснение смысла терминов урока: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный, былины, зодчество, фрески, мозаика Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени. Раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. На основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщения. | Задание на объяснение терминов. Задание на раскрытие особенностей культуры Древней Руси. Задание на раскрытие влияния христианства на древнерусскую культуру. Задание на подготовку и оформление сообщений с опорой на дополнительную литературу | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.7 с.58-67
|
|
| Быт и нравы Древней Руси. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Повседневная жизнь. Военное дело. Жилище. Одежда. | Объяснение смысла терминов урока: образ жизни, слобода, хоромы, снаряжение воина. Описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Выявлять особенности местной культуры. Проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы. | Задание на объяснение терминов. Задание на выделение главных истоков и особенностей древнерусской культуры. Задание на описание ценностного ориентирования древнерусского общества. Задание на подготовку и оформление сообщений с опорой на дополнительную литературу | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.8 с.67-76
|
3 | Русь во второй половине XII-XIII вв. |
Начало раздробленности Древнерусского государства. |
|
| 7 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Половецкая угроза. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. Политическая раздробленность Руси. экономические и политические причины раздробленности. |
Объяснение смысла терминов урока: рать, уделы, экономика, эксплуатация, раздробленность, съезд. Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности. Называть причины междоусобной борьбы русских князей. Выявлять причины феодальной раздробленности. Раскрыть реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. |
Задание на объяснение терминов. Задание на суждение о распаде союза Ярославичей и значении Любечского съезда. Задание на характеристику личности Владимира Мономаха. Задание на раскрытие причин и последствий раздробления Древнерусского государства. Задание на работу с картой и исторически документом. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.9 с.77-89
|
|
| Главные политические центры Руси. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля) | Объяснение смысла терминов урока: республика, мужи, мятеж. Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры. Описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности. Выявлять особенности политического развития каждого княжества. На основе дополнительной исторической литературы подготовить характеристику русских князей. | Задание на объяснение терминов. Задание на выделение общего и особенного в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Задание на работу с картой. Задание на характеристику личности русских князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо с опорой на дополнительную литературу | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.10-11 с.89-101
|
|
| Нашествие с Востока. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Держава Чингисхана. Нашествие Батыя на Русь. Сопротивление завоевателям. | Объяснение смысла терминов урока: стан, фураж, хан, полон, тумен, иго. Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар. Описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Выявлять особенности и цели монгольского государства. Раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на сравнение русских воинов и кочевников с Востока, условия их жизни и занятия. Задание на определение причин завоевательных походов монголо-татар. Задание на описание направлений и продвижения войск Батыя с опорой на карту. Задание на рассказ о наиболее упорных сопротивлениях русского народа. Задание на работу с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.12 с.101-112
|
|
| Борьба Руси с западными завоевателями. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | Объяснение смысла терминов урока: ополченцы. Показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии. Определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на раскрытие целей немецких, датских и шведских рыцарей в отношении Руси. рассказать о причинах, ходе и последствиях Невской битвы и Ледового побоища с опорой на карту. Задание на составление характеристики личности Александра Невского. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.13 с.112-121
|
|
| Русь и Золотая Орда.
|
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Образование Золотой Орды. Ордынское владение на Руси. повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. | Объяснение смысла терминов урока: баскак, повинности, владычество, выход, резиденция, ярлык, численники. Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на раскрытие сути политической зависимости Руси от Золотой Орды. Задание на рассказ-описание о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Задание сравнение отношений русских земель и Золотой Орды. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.14 с.121-128
|
|
| Русь и Литва. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Формирование Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Раскрывать причины образования Литовского княжества. Раскрыть особенность Литовского государства. Объяснять значения присоединения русских земель а Великому княжеству Литовскому. | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на раскрытие причин и особенностей образования Литовского княжества. Задание на объяснения значений присоединения русских земель а Великому княжеству Литовскому. Задание на работу с картой. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.15 с.128-134
|
|
| Культура русских земель в XII-XIII вв.
|
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Особенности культуры XII-XIII вв. Наука и литература. Зодчество и живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. | Объяснение смысла терминов урока: поучения, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный. Составлять описание памятников русской культуры в данный период. Раскрывать особенности культуры русских земель. Выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | Задание на объяснение терминов. Задание на выделение общего и особенного в произведениях культуры каждого удельного княжества. Задание на сравнение и анализ исторических источников (картины, документы, произведения). Задание на подготовку и оформление сообщений с опорой на дополнительную литературу | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.16 с.134-146
|
| Повторение |
Повторительно-обобщающий урок «Русь Древняя. Политическая раздробленность на Руси» |
|
| 1 |
Контроль и оценка полученных знаний |
Урок-практикум |
Русь Древняя. Эпоха феодальной раздробленности на Руси. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины. Решение исторических задач. | Тестирование, решение кроссворда и исторических задач, терминологический диктант. Работа с текстом. |
|
Повторить даты термины, события
|
4 | Образование единого русского государства |
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. |
|
| 6 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Москва–центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. | Показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны. Раскрывать роль церкви в возрождении Руси. Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. Охарактеризовать личность князя Ивана Калиты. |
Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на раскрытия причин и предпосылок создания единого Русского государства; причин возвышения Москвы. Задание на описание политической системы Руси в XIII в. Задание на рассказ-рассуждение о политике князя Ивана Калиты. Задание на работу с картой. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.17 с.147-155
|
|
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Борьба Москвы за политическое первенство. Куликовская битва и ее значение. | Объяснение смысла терминов урока: маневр. Выявить причины победы Москвы над Тверью. Раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на раскрытия причин военного столкновения Москвы и Орды. Задание на рассказ-описание о причинах, начале, ходе и последствиях Куликовской битвы с опорой на карту. Задание на составление характеристики личности князя Дмитрия Донского | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.18с.155-165
|
|
| Московское княжество и его соседи в конце XIV-середины XV века |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Московское княжество и его политика. Василий I. Василий II. | Объяснение смысла терминов урока: диалект, уния. Давать характеристику политики Василия и Василия II. Рассказать как отразилась война в Московском княжестве на процессе объединения русских земель. | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на составление характеристики князей Василия и Василия II. Задание на работу с картой и историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.19 с.165-175
|
|
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Правление Ивана III. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. | Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов. Характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси». Систематизировать исторический материал. | Задание на объяснение терминов. Задание на определение дат и событий. Задание на рассказ-описание о свержении ордынского ига с опорой на карту. Задание на раскрытие сути значения создания единого Русского государства. Задание на работу с картой. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.20 с.175-183
|
|
| Московское государство в конце XV-начале XVI века |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. Изменения в порядке владения землей. | Объяснение смысла терминов урока: самодержец, держава, скипетр, шапка Мономаха, боярская дума, казна, дворец, пошлина, судебник, поместье. Описывать характер княжеской власти в первой половине XIV в. Рассказывать о политическом устройстве Русского государства. Описывать положение крестьян и причины ограничения их свободы. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на рассказ-рассуждение о политическом устройстве Русского государства. Задание на описание положения крестьян и причины ограничения их свободы. Задание на работу с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.21 с.183-192
|
|
| Церковь и государство в конце XV-начале XVI века |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Изменения в положении Русской православной церкви. Роль церкви в общественной жизни. | Объяснение смысла терминов урока: собор, монастыри, ереси. Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства. Определять причины противоречий церковной и светской властей. Высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей. | Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на описание изменений положения Русской православной церкви. Задание на рассказ-рассуждение о проблемах в центре церковных спорах. Задание на работу с исторических документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.22 с.193-203
|
5 | Московское княжество в XVI в. |
Реформы Избранной рады. |
|
| 5 1 |
Изучение нового материала |
Лекция с элементами беседы |
Боярское правление. Управление центральной власти. Стоглавы собор. Реформы местного управления. Военная реформа. | Объяснение смысла терминов урока: царь, венчание, Избранная рада, реформа, Судебник, приказы, Стоглав, дворяне, земский собор, централизованное государство. Рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV. Описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV. Характеризовать причины, которые вызвали необходимость реформ в стране. Доказывать, что реформы Избранной рады укрепляли прежде всего центральную власть. |
Задание на объяснение терминов. Задание на выбор дат из предложенных. Задание на рассказ-описание о детстве и начале правления Ивана IV. Задание на раскрытие сути реформ Избранной рады и появления Земских соборов. Задание на сравнение системы правления государством при Иване Ш и Иване IV. Задание на работу с историческим документом. |
Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. |
П.23 с.203-213
|
|
| Внешняя политика Ивана IV.
|
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Присоединение Казанского, Астраханского ханства и Западной Сибири. Ливонская война. | Объяснение смысла терминов урока: острог, ханство, засечная черта, ясак. Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV. Рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | Задание на объяснение терминов. Задание на определение даты или события. Задание на описание основных направлений внешней политики Ивана IV с опорой на карту. Задание на раскрытие целей, результатов и итогов Ливонской войны с опорой на карту. Задание на работу с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П.24 с.213-225
|
|
| Опричнина. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. | Объяснение смысла терминов урока: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная, земщина, террор. Называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины. Характеризовать сущность опричнины. Выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | Задание на объяснение смысла терминов. Задание на определение даты или события. Задание на объяснение причин, сути и целей введения в стране опричных порядков. Задание на выявление связи опричнины и Ливонской войны. Задание рассказ-описание итогов царствования Ивана Грозного. Работа с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П. 25 с.225-234 |
|
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
. |
|
| 1 | Изучение нового материала
| Лекция с элементами беседы. | Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Просвещение и книгопечатание. Устное народное творчество и литература. | Объяснение смысла терминов урока: публицистика регалии, энциклопедия эпос, бумага. Раскрывать особенности развития русской культуры XIV- XVI вв. Выявить влияние событий XIV- XVI вв. на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. | Задание на объяснение смысла терминов. Задание на раскрытие особенностей развития русской культуры XIV-XVI вв. Задание на рассказ-описание об Иване Федорове, развития книгопечатания и жанрах литературы Задание на работу с историческим документом. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблицы. Карта. Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта.
| П.26 с.234-245
|
|
| Архитектура, живопись и быт XV-XVI веках |
|
| 1 | Изучение нового материала
| Лекция с элементами беседы | Зодчество. Архитектура и живопись. Быт и нравы. | Объяснение смысла терминов урока: шатровый стиль, юродивый, административные здания, кафтан, полати, харчевня. Составлять описание памятников русской культуры в данный период. Раскрывать особенности культуры русских земель. | Задание на объяснение терминов. Задание на выделение общего и особенного в произведениях культуры. Задание на сравнение и анализ исторических источников (картины, документы, произведения) разных эпох. Задание на подготовку и оформление сообщений с опорой на дополнительную литературу | Презентация. Плакаты. Портреты. Схемы. Таблицы. Карта. | П. 27- 28 с.245-269
|
| Повторение |
Повторительно –обобщающий урок «Русь Московская» |
|
| 1 |
Контроль и оценка полученных знаний |
Урок-практикум | Россия с древнейших времен до конца XVI в. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины. Решение исторических задач. | Тестирование, решение кроссворда и исторических задач, терминологический диктант. Работа с текстом. |
|
|
|
|
|
|
| 28 |
|
|
|
|
|
|
|