СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное планирование уроков истории в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

Рабочая программа по истории (6 класса)

Характеристика разделов программы учебного предмета


1. Пояснительная записка.

В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы.

В пояснительной записке могут быть изложены особенности образовательного учреждения и связанные с ними особенности изучения предмета, могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Эта часть программы характеризует место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, вклад учебного предмета в общее образование обучающегося, устанавливает межпредметные связи, на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой.

Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей, связанных с реализацией содержания учебного предмета в той линии учебников, в соответствии с которой разрабатывается программа.


3. Место учебного предмета в учебном плане.

В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, может определяться резерв свободного учебного времени.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе определяются личностные и метапредметные результаты, предусмотренные стандартом, которые формируются при изучении конкретного учебного предмета. Предметные результаты в программе должны отражать полностью предметные результаты, предусмотренные стандартом. Результаты могут быть пополнены, по сравнению с предусмотренными в стандарте, в зависимости от того учебного комплекта, по которому готовится программа.


5. Содержание учебного предмета.

Данный раздел является важной частью программы. Он отражает содержание учебного предмета на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, фактически, даётся обязательный минимум содержания по предмету, этот раздел является единым для всех программ по конкретному учебному предмету, независимо от той линии учебников, по которой готовится программа, и обеспечивает единство образовательного пространства по предмету. Раздел «Содержание учебного предмета» должен быть взят из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам в соответствии с последовательностью изучения материала в выбранной предметной линии учебников, указываются контрольные, проверочные и другие работы, проектная деятельность. По каждой теме или разделу определяются основные виды учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих освоение курса. Тематическое планирование формируется по классам и составляется на весь период изучения предмета на ступени.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Планируемые результаты изучения курса детализируют предметные результаты, предусмотренные стандартом, строятся по крупным разделам или темам курса. Планируемые результаты по предмету должны быть взяты из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Календарно – тематическое планирование уроков истории в 6 классе составлено на основе программы, рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.) Авторы программы: Программа по истории государства и народов России с древнейших времен до наших дней под редакцией А.А.Данилова, Д.Д.Данилова. М., «Просвещение», 2007г.

В соответствии с приказом «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. на изучении истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Планирование составлено на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 32 учебных часа. На изучение всеобщей истории всего 36 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности). В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до ХУII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к ХУII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

владеть компетенциями:

• коммуникативной компетенцией;

• смыслопоисковой компетенцией;

• компетенцией личностного саморазвития;

• информационно-поисковой;

• рефлексивной компетенцией;

• учебно-познавательной компетенцией;

• профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до ХVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.


Календарно-тематическое планирование для 6 класса ориентировано на использование:

Учебные пособия:
  1. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков». М., «Просвещение» 1997 год.

  2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России» М., «Просвещение» 2003 год.

Методические пособия:

  1. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.

  2. О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.

  3. А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.

  4. В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы. М., «Вако» 2003 год.

  5. А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.

  6. Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.

КИМ:

  1. М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.

  2. Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.

  3. В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа – Пресс» 1997 год.

  4. Н.В.Девятайкина «Тесты по истории средних веков», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002г.

  5. А.В.Репин «История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов, «Лицей», 2006г.

  6. Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Internet:

http://fcior.edu.ru/ (использование модулей может меняться в зависимости работы компьютерного класса).

CD:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории. История средних веков.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. До XIX в.

  3. «Всеобщая история. 6 класс Средние века» (Cordis Media)

  4. История России и её соседей «Аванта +»

  5. Большая электронная детская энциклопедия «Искусство», «Архитектура».



уроков

Название тем и уроков.

Цели изучения темы.

Планируемый результат

Обратная связь

§

Средства обучения

Кол-во часов

Сроки

Раздел I. Раннее средневековье 12

Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. 7

1.

Введение

Объяснить, какое место занимают средние века во всемирной истории, каковы источники наших знаний об этом периоде.

Называть хронологические рамки периода Средневековья, объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.

Пон.: «Средние века», архивы, хроники

Анализ иллюстраций учебника с. 6-11.

Игра «Жили ли они?»


Карта мира, лента времени

1

1 нед.

2.

Великое переселение народов и образование варварских государств.

Сформировать у учащихся представления о хозяйстве и социальном строе древних германцев, показать значение великого переселения народов.

Показывать на ист. карте территорию расселения германских племён на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германцев.

Объяснять значение понятий, называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать ист. материал в виде схемы «Управление государством франков».

Пон.: германцы, знать, герцоги, дружина, Великое переселение народов, гунны, готы.

Устный опрос, игра «Расшифруй надпись»


Составление схемы.

1

Карта «Великое переселение народов»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 1 (слайд 3)

1

1 нед.

3.

Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого.

Показать, как возникло Франкское королевство, и чем власть короля отличалась от власти военного вождя. Раскрыть причины принятия христианства франками.

Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом.

Пон: франки, государство, империя, император.


Устный опрос, инд. тест

Таблица «Изменения в управлении франков к началу VI в.»

2-3

Карта «Франкское государство в V- начале IX в.»

К.М. №5 (10, 19, 29, 30)

1

2 нед.

4.

Христианская церковь в раннее средневековье

Показать этапы и особенности образования империи Карла Великого.

Описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий.

Пон.: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри.

Устный опрос, инд. тест

2

С.23-26

Карта «Франкское государство в V- начале IX в.»

1

2 нед.

5.

Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы.

Показать причины наступления периода феодальной раздробленности, раскрыть содержание этого понятия.

Описывать занятия и образ жизни разных социальных слоёв раннефеодального общества.

Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница».

Пон.: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

Устный опрос, инд. тест, решение исторической задачи.

3


1

3 нед.

6.

Западная Европа в IX-XI вв.

Раскрыть причины успеха военных походов норманнов, показать результаты этих завоеваний.

Показывать на исторической карте направление походов норманнов. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.

Пон.: рыцари круглого стола, бриты, норманны, варяги.

Устный опрос, инд. тестовые задания

4

Современная политическая карта

1

3 нед.

7.

Повторение

Систематизировать и обобщить изученный материал


Игры «Переводчик», «вассал-сеньор», «продолжи рассказ».



1

4 нед.

Византия и славянский мир 3

8.

Византийское тысячелетие

Сформировать у учащихся представления о политическом и культурном развитии Византийском империи в VI-XI вв.

Называть существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Высказывать и аргументировать своё отношение к личности и деятельности императора Юстиниана.

Таблица «Направления внешней политики Юстиниана», решение ист. задач

6-7

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 3 (15-19)

1

4 нед.

9.

Образование славянских государств.


Показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н.э.; определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.

Игра «Древо познания»

Устный опрос.



1

5 нед.

10.

Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв.

Сформировать у учащихся представления о культуре Западной и Центральной Европы в период Раннего Средневековья.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Составлять описания средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы.

Сообщения учащихся, кроссворд.

5,7


1

5 нед.

Тема 3 . Арабский мир в в VI-XI вв. 3

11.

Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Показать, как образовался и распался Арабский халифат, как сложились основные направления в исламе. Сформировать представления о достижениях науки и особенностях культуры стран халифата.

Показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и её влияние на европейскую культуру.

Пон.: ярмарка, храм Кааба, Медина, г. Мекка, Мухаммед, Коран, шариат.

Устный опрос.

Кроссворд

14-15

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 4 (4,6,15,17,28,34)

1

6 нед.

12.

Возникновение ислама и объединение арабов.

Показать, как ислам способствовал объединению арабов

Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные верования мусульман и христиан.

Пон.: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Личн.: Мухаммед

Игра «Исторический снежный ком»


Карта «Арабы в VII-IX вв.». Хрестоматия с. 143-150.

1

6 нед.

Раздел II. Расцвет средневековья. 10

Тема 4. Феодальное общество 5

13.

Крестьяне и сеньоры.

Показать, в чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами, раскрыть содержание понятия «натуральное хозяйство»

Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.

Составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия.

Пон.: барщина, оброк, натуральное хозяйство

Устный опрос, инд. тест


Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок №7 (26-30)

1

7 нед.

14.

Рыцарство: на войне и дома.

Познакомить учащихся с жизнью и бытом рыцарей.

Описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Театрализованное представление



1

7 нед.

15.

Возникновение и расцвет средневековых городов.

Объяснить учащимся, почему и как возникли средневековые города. Показать причины и последствия борьбы городов с сеньорами; сформировать представления о том, чем занимались и как жили горожане, входившие в разные слои городского населения.

Описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов.

Пон.: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление.

Рассказ «Что я видел в средневековом городе?»


Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 21 (3,4,7,12)

1

8 нед.

16.

Ремесло в средневековом городе. Торговля и денежное дело в Европе.

Выявить основные признаки средневекового городского ремесла; показать особенности развития торговли и денежного дела в средневековой Европе.

Описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов.

Пон.: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.

Игра «Новый материал преподаёт… класс»

18-19

Хрестоматия с. 172-183

1

8 нед.

17.

Повторение.

Систематизировать и обобщить изученный материал


Рыцарский турнир («Кто я?»; «Разгадай кроссворд»; «Знаешь ли ты историю военного искусства?», «Проанализируй историч. Источник», «Знаешь ли ты даты?»)



1

9 нед.

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. 2

18.

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

Показать причины разделения церкви; объяснить, что из себя представляла католическая организация. Объяснить, какие представления об устройстве общества утверждала католическая церковь; что проповедовали еретики, и как церковь боролась с ними

Называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы.

Пон.: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

Устный опрос

20-21


1

9 нед.

19.

Крестовые походы и их последствия

Показать, чем было вызвано участие крестьян и фермеров в крестовых походах, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах; показать, какие последствия они имели для народов Ближнего Востока и Западной Европы.

Показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы.

Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Таблица

22-23

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 8 (8-12, 21, 23, 30)

1

10 нед.

Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. 3

20.

Франция: объединение страны.

Показать, как началось и происходило объединение Франции.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.

Пон.: Генеральные штаты, сословная монархия.

Личн.: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII

Устный опрос

24

Карта «Англия и Франция в XI-XIV вв.»

1

10 нед.

21.

Англия: от норманнского завоевания до парламента.

Сформировать у учащихся представление о причинах образования централизованного государства в Англии; показать значение Великой хартии вольностей.

Показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции.

Пон.: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Личн.: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный.

Таблица «Реформы Генриха II»

25-26

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 2 (22-24, 35,36)

1

11 нед.

22.

Германия в XII-XIV вв.

Объяснить, почему в Германии не возникло единого централизованного государства, и в чём проявился рост независимости имперских князей от центральной власти.

Показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии.

Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны.

Игра «Рассказ с ошибками», «Продолжи рассказ»



1

11 нед.

Раздел III. Позднее средневековье 6

Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. 3

23.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Показать причины, ход и последствия восстания Уота Тайлера, Жакерии.

Показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о событиях и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.

Анализировать причины, характер войны. Выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество. Сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы.

Устный опрос (игры «Герой, дата, событие», «Интервью с историческими героями»)



1

12 нед.

24.

Столетняя война.

Показать причины и значение Столетней войны.

Показывать на исторической карте ход Столетней войны; называть имена участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Анализировать причины, характер войны и последствия.

Высказывать свои суждения о деятельности Жанны д’ Арк и Карла VII.


Устный опрос

27

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок № 15 (4,5,7,

8, 16,19-24)

1

12 нед.

25.

Усиление королевской власти в конце XV в. в Англии и во Франции.

Показать причины и последствия усиления королевской власти в конце XV в. в Англии и во Франции.

Рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII.

Пон.: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Игра «Крестики-нолики»

30


1

13 нед.

Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. 2

26.

Гуситское движение в Чехии.

Сформировать у учащихся представление о причинах, основных этапах и значении гуситского движения в Чехии.

Показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.

Анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать материал в виде таблиц и схем.

Давать оценку деятельности руководителям гуситских войн.

Устный опрос

32

Карта «Чехия в XIII-XV вв.»

1

13 нед.

27.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Сформировать представление об образовании, расцвете и упадке Османской империи в XIX-XVI веках.

Показывать на исторической карте территории, завоёванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.

Тест



1

14 нед.

28.

Повторение

Систематизировать и обобщить изученный материал


Игра «Я-исследователь»



1

14 нед.

История России.

Раздел I. Возникновение и развитие Древнерусского государства 22

Тема I. Русь Древняя. 12

29.

Введение. Что изучает история Отечества.

.

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Выявлять типологию исторических источников по истории России.

Устный опрос


Иллюстрации археологических раскопок, находок. Лента времени.

1

15 нед.

30.

Восточные славяне.

Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, традициях восточных славян

Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян.

Пон.: родовая община, племя, производящее хозяйство.

Устный опрос (игра «исторический снежный ком»)

1

Карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»

К.М. Урок №2 «Восточные славяне в древности» (3-11)

1

15 нед.

31.

Соседи восточных славян.

Сформировать представление учащихся об отношениях славян с соседями.

Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Игра «Найди ошибки»

2

Карты «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.», «Расселения восточных славян»

1

16 нед.

32-33.

Формирование древнерусского государства.

Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян.

Пон.: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Тест

3

К.М. Урок №4 «Образование Древне русского государства» (3-14)

2

16-1 нед.7

34-35.

Первые киевские князья.

Сформировать у учащихся представление о правлении первых русских князей. причины принятия христианства на Руси.

Показывать на исторической карте походы первых русских князей.

Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Пон.: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская православная церковь. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей.

Личн.: Князья Олег, Игорь, Святослав, Владимир, княгиня Ольга

Игра «Древо познания»




Устный опрос (О ком идёт речь? Переводчик), инд. тест

4

Карта «Киевская Русь в IX-XII вв.»

2

17-18 нед.

36-37.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Показать учащимся особенности причины расцвета древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Пон.: усобица, посадник, наместник, династический брак.

Личн.: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Устный опрос

6

Карта «Киевская Русь в IX-XII вв.»


18-19 нед.

38.

Культура Древней Руси.

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Составлять описание памятников древнерусской культуры.

Пон.: миниатюра, житие, фреска, мозаика.

Личн.: Нестор

Сообщенияи презентации учащихся.

7

Хрестоматия по истории России, фото и видеоматериалы по истории русской культуры.

1

19 нед.

39.

Быт и нравы Древней Руси.

Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси.

Описывать быт, образ жизни различных слоёв населения Древней Руси. Выявлять особенности местной культуры.

Устный опрос

8


1

20 нед.

40.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя».

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.


Тест



1

20 нед.

Тема II. Политическая раздробленность на Руси. 8

41.

Начало раздробления Древнерусского государства.

Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины феодальной раздробленности.

Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода феодальной раздробленности; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

Пон.: раздробленность экономическая, эксплуатация, удел.

Личн.: Владимир Мономах

Устный опрос

9

Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.»


1

21 нед.

42-43.

Главные политические центры Руси.

Рассмотреть с учащимися развитие основных политических центров Руси.

Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Сравнивать политическое и экономическое развитие политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

Пон.: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Личн.: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Устный опрос, инд. тест

Таблица

10-11

К.М. Урок №9 «Политическая раздробленность Руси».(4-12)

2

21-22 нед.

44-45.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Сформировать у учащихся представление о монгольской державе и причинах поражения Руси.

Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Пон.: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Личн.: Чингисхан, хан Батый

Игры «Что? Где? Когда?», «Найди ошибки»


Тест

12

Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.»


2

22-23 нед.

46-47.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Рассмотреть с учащимися причины наступления западных завоевателей на Русь и их итоги.

Показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского.

Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Личн.: Александр Невский

Устный опрос

13

Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.»

Схемы битв в учебнике.

2

23-24 нед.

48.

Русь и Золотая Орда в XIII в.

Показать учащимся положение Руси под татаро-монгольским игом.

Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси.

Пон.: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Игра «Древо познания»

14

Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.»


1

24 нед.

49.

Культура русских земель в XII-XIII веках.

Сформировать у учащихся представление о культуре русских земель в XII-XIII веках.

Составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Пон.: архитектурный ансамбль, канон, уникальный.

Личн.: Дмитрий Солунский

Сообщения и презентации учащихся

16


1

25 нед.

50.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси».

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.


Урок-викторина



1

25 нед.

Раздел II. Возникновение русского единого государства (XIV-XVI вв.) 18

Тема 1. Русь Московская 6

51-52.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Сформировать у учащихся представление о предпосылках объединения русских земель.

Показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси.

Пон.: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Личн.: Иван Калита

Устный опрос, инд. тест


Игра «Рассказ с ошибками»

17

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)»

2

26 нед.

53-54.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Рассмотреть с учащимися причины превращения Москвы в центр борьбы с ордынским владычеством.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Пон.: централизация, национальное самосознание.

Личн.: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.

Устный опрос

18

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)»

Схема битвы в учебнике.

2

27 нед.

55.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Сформировать у учащихся представление о процессе создания единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси».

На основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III.

Пон.: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Личн.: Иван III, Василий III.

Тест

20


1

28 нед.

56.

Повторение.



Игра «Звёздный час»



1

28 нед.

Тема 2. Россия в XVI в. 12

57.

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

Показать учащимся преобразования, связанные со становлением московского государства.

Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Пон.: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, Юрьев день.

Личн.: Иван III.

Устный опрос

Игра «Восстанови карту», «Переводчик»

21

Карта «Объединение русских земель в 1462-1533гг.», хронологическая таблица «Этапы объединения русских земель вокруг Москвы»

1

29 нед.

58.

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

Сформировать у учащихся представление об особенностях взаимоотношения церкви и государства.

Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Высказывать суждения о значении деятельности церковных деятелей.

Пон.: благотворительность, дьякон, нестяжатели, иосифляне, ересь.

Личн.: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим.

Устный опрос

22


1

29 нед.

59.

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады

Рассмотреть с учащимися причины и содержание реформ Избранной рады.

Рассказывать о правлении Е.Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV.

Составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки.

Пон.: Земский собор, приказы, централизованное государство.

Личн.: Елена Глинская, Иван IV, А.Курбский, А.Адашев.

Игра «Древо познания»


Тест

23

Карта «Российское государство в XVI в.»

1

30 нед.

60-61.

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

Рассмотреть с учащимися основные направления и результаты внешней политики.

Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств.

Пон.: засечная черта, Речь Посполитая, острог

Устный опрос

Игры «Что? Где? Когда?», «Отгадай термин»

24

Карта «Российское государство в XVI в.»

2

30 -31 нед.

62-63

Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина.

Рассмотреть с учащимися причины, суть, последствия опричнины.

Называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России.

Пон.: опричнина, земщина, посад, крепостное право.

Устный опрос

Тест

25

Карта «Российское государство в XVI в.»

2

31-32 нед.

64-65

Русская культура и быт XVI века.

Сформировать у учащихся представление об особенностях развития русской культуры.

Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания.

Пон.: шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Сообщения и презентации учащихся

26


2

32-33 нед.

66

Повторительно-обобщающий урок по теме Русь Московская.

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.


Урок-викторина «Россия в XVI в.»



1

33 нед.

67-68

Итоговое повторение.

Обобщить материал, отражающий особенности исторического развития в период средневековья.


Устный опрос


Итоговый тест


Презентация «Русь. Московская Русь. Россия»

2

34 нед.



Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.



Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся на основной ступени общего образования (они могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности).

В рамках когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа России; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края;

  • формирование образа социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики, государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств, переживание стыда и вины при нарушении норм морали.