СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена согласно ФГОС и Историко-культурного стандарта по истории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 6 класс»

Рабочая программа по истории 6 класс. ФГОС

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Историко-культурного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории, программам к линии учебников А.А. Вигасин - О.С. Сороко-Цюпа и Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов под ред. А.В. Торкунова. Программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного курса, календарно - тематический план (приложение).

Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на все­общую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ниях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Цели курса:

- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

- Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Формы организации учебной деятельности: урок, урок-практикум, урок-игра, урок- дискуссия и др.

Система оценивания: устный и письменный опросы (тестирование, проверка качества выполнения практических заданий), творческие задания.

Формы контроля:

тестирование;

устный опрос;

моделирование учебных ситуаций;

творческие задания по выбору обучающихся и др.

3. Описание места учебного курса «История»

Согласно учебному плану школы на изучение предмета «История» в 6 классе отведено 68 часов (2 час. в неделю).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса истории

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.



Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного курса « История».

Всеобщая история.

Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (4 час)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Византийская империя и славяне (2 час)

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Средневековый город и его обитатели (2 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь. (2 часа)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Славянские государства и Византия в 14-15 вв. (2 часа)

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XI – XV вв.(3 часа)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 час)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Итоговое повторение. (1 час)

Итоговое повторение курса История Средних веков.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Атти- лы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.



Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков

в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель.

Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Основные даты и события

860 г. — поход Руси на Константинополь 862 г. — легендарное призвание Рюрика 882 г. — захват Олегом Киева 882—912 гг. — княжение Олега в Киеве 907 г. — поход Олега на Константинополь 911 г. — договор Руси с Византией

941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией

964—972 гг. — походы князя Святослава

978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святослави

ча в Киеве

988 г. — Крещение Руси

1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого

в. — Русская Правда («краткая редакция»)

1097 г. — Любечский съезд князей

1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Моно- маха

1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого

Начало XII в. — «Повесть временных лет»

в. — Русская Правда («пространная редакция») 1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях 1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев 1223 г. — битва на реке Калке

1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем 15 июля 1240 г. — Невская битва 5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище 1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве 1327 г. — антиордынское восстание в Твери 1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва 1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем

1389—1425 гг. — княжение Василия I 1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром 15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва 1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве

1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного 1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви

1462—1505 гг. — княжение Ивана III 1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве 1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества

1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве

1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III

Основные понятия и термины

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы.

Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.

Крестово-купольный храм. Базилика. Граффити. Плин- фа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины.

Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские ордена. Крестоносцы.

Централизация. Кормление. Царь. Герб.

Основные источники

Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». Новгородская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Га- лицко-Волынская летопись. «Житие Александра Невского». «Житие Михаила Ярославича Тверского». «Задонщина». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г.

Государственные и военные деятели:

АлександрНевский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.

6. Тематическое планирование

Наименование главы

Количество часов

1

Введение. Живое Средневековье

1

2

Становление средневековой Европы

4

3

Византийская империя и славяне в 6 -11 вв.

2

4

Арабы в 6 -11 вв

1

5

Феодалы и крестьяне

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы

2


Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв)

6


Славянские государства и Византия в 14-15 вв.

2


Культура Западной Европы в Средние века

3


Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2


Повторение

1



28


Введение. История России

1


Народы и государства на территории нашей страны в древности.

5


Русь в 9- первой половине 12 в.

11


Русь в середине 12 - начале 13 вв.

5


Русские земли в середине 13 - 14 вв.

10


Формирование единого Русского государства

6


Повторение

2



40


Итого

68

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение.

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.

Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков

Изучить историческую карту мира Средневековья

Становление средневековой Европы

Показывать перемещения племен времени Великого переселения.

Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.

Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.

Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король»

Называть последовательно причины падения Западной Римской империи

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Объяснять причины ослабления коро­левской власти во Франции. Сравнить ко­ролевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

Проводить аналогию между Римской импе­рией и Священной Римской империей.

Рассказывать о представлениях средневе­кового европейца о мире. Анализировать до­стижения культуры в эпоху Карла Великого.

Объяснять значение заимствований антич­ной культуры для развития Средневековья.

Выделять особенности складывания европей­ского образования.

Доказывать, что в эпо­ху Карла Великого появился интерес к про­шлому, к нравственному подвигу человека.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Византийская империя и славяне в 6 -11 вв.

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.

Сравнивать управление государством в Византии и им­перии Карла Великого.

Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.

Расска­зывать об изменениях в архитектуре христиан­ского храма на примере храма Святой Софии.

Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины раз­вития наук и их влияние на развитие культу­ры. Объяснять, почему в Византии развива­лась преимущественно настенная живопись.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государствен­ности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.

Сравнивать управле­ние государством у южных, западных и вос­точных славян.

Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причи­ны различия судеб у славянских государств.

Арабы в 6 -11 вв

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жи­телей Аравийского полуострова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Феодалы и крестьяне

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Объяснять, что отношения между земледельцем и феода­лом регулировались законом.

Анализировать положение земледельца, его быт и образ жиз­ни.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.

Устанавливать связи между раз­витием орудий труда, различных приспо­соблений в сельском хозяйстве и экономи­ческим ростом. Выделять условия возник­новения и развития городов.

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Сравнивать жизнь го­рожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия на­родов.

Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.

Определять роль уни­верситетов в развитии городов.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содер­жание изученной главы учебник

Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы

Характеризовать положение и образ жиз­ни трёх основных сословий средневеково­го общества.

Объяснять причины усиления королевской власти.

Рассказывать о собы­тиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. .

Определять по карте путь Крестовых похо­дов,

комментировать его основные события.

Объяснять цели различ­ных участников Крестовых походов.

Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.

Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв)

Объяснять причины ослабления крепостничества, осво­бождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. .

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском тро­не.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии воль­ностей и её значение для развития страны.

Характеризовать парламент с позиции со­словного представительства.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

Выделять особенности завершения процесса объедине­ния Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

Славянские государства и Византия в 14-15 вв.

Характеризовать Чехию в XIV в.

Рассказы­вать об отношении общества к католической церкви. .

Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.

Называть итоги и последствия гуситского Находить и показывать на карте Балкан­ский полуостров, Болгарское царство, Сер­бию, государство османов и другие страны.

Объяснять, почему болгары не смогли со­хранить свободу и независимость.

Указывать причины усиления османов.

Называть по­следствия падения Византии.

Культура Западной Европы в Средние века

Объяснять причины изменения представ­лений у средневекового европейца о мире. .

Излагать смысл дискуссии о соотноше­нии веры и разума в христианском учении.

Оценивать образование и его роль в средне­вековых городах.

Составлять рассказ-экскурсию по памят­никам искусства.

Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

Объяснять значение поня­тий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.

Высказывать мнения об образе нового че­ловека с позиции средневекового человека.

Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.

Доказывать, что в XIV в. стали преоб­ладать практические знания.

Объяснять связь между использованием водяного коле­са и развитием металлургии.

Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его пе­риод.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Сравнивать дости­жения страны в разные эпохи правления.

Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столи­ца, состав населения, религия, управление.

Характеризовать религию индийцев — инду­изм.

Анализировать развитие страны в до­монгольский период.

Называть особенности буддизма.

Составлять сообщение о своеобра­зии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.

Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подго­товки сообщений на тему истории Индии.

Объяснять особенности образа жиз­ни африканских народов и их религии.

Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.

Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию рас­селения народов Центральной Африки.

Выделять своеобразие африканской культуры.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

Введение. История России

Показывать на карте расселение древ­него человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Характеризовать на основе историчес­кой карты территорию расселения вос­точных славян, природные условия, в ко­торых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань

Раскрывать причины и называть вре­мя образования Древнерусского государ­ства.

Объяснять смысл понятий государ­ство, князь, дружина, полюдье

Русь в 9- первой половине 12 в.

Показывать на исторической карте тер­риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (состав­лять хронологическую таблицу) о дея­тельности первых русских князей на ос­новании учебника и отрывков из «Повес­ти временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и Актуализировать знания из курсов все­общей истории о возникновении христи­анства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, исполь­зуя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Систематизировать исторический ма­териал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раннефеодального периода ис­тории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современно­го общества.

Русь в середине 12 - начале 13 вв.

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, поли­тическая раздробленность.

Называть хронологические рамки пе­риода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Характеризовать особенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать об особенностях полити­ческой жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской ли­тературы

Формирование единого Русского государства

Раскрывать причины и следствия объ­единения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского вели­кого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого Русского государства

Повторение

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития в России и государств Западной Европы.





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного курса « История»

Рабочая программа составлена к учебникам:

- Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2016;

- Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016год;

Дополнительная литература для обучающихся и учителя:

Литература для обучающихся


1. Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.

2. Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.

3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.

4. Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.

5. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999.

6. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.

7. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.


Литература для учителя

1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское сло­во, 2005.

2.Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя исто­рии. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.

3.Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних ве­ков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.

4.Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.

5.Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.

6.Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Дон­ской. — М. : Просвещение, 1992.

7.История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материа­лы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.

8.История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический матери­ал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.

9.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.

10.История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.

11.История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.

12.История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.

13. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.

14. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.

15. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.

16Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru - ФИПИ

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,                   статьи, карты

http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал



8. Планируемые результаты изучения учебного курса «История»

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!