Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Романовская основная общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ
Романовская ООШ
_________О.Л.Клюшникова
Приказ № _____ от
. «____» _________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ 7 КЛАССА
Хохловой Татьяны Михайловны
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
на заседании МО на заседании
______ Т.М. Хохлова Педагогического совета
протокол № ______ школы протокол №
от «27» августа 2017г. от «31» августа2017г.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа»5.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (7 класс).
Программа предполагает использование следующего учебника по Истории России:
«История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016
Планируемые результаты изучения учебного предмета
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
(не менее 40 часов)
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
20
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
21
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.
Понятия и термины6:
Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Соборное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
Персоналии7:
Василий III. Елена Глинская. Иосиф Волоцкий. Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий Шуйский. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.
А.Ф. Адашев. Протопоп Сильвестр. А.М. Курбский. Малюта Скуратов. Митрополит Филипп (Колычев). Ермак. Хан Кучум. И.И.Болотников. Патриарх Гермоген. М.В. Скопин-Шуйский. К.Минин. Д.М.Пожарский. Патриарх Филарет. Б.И.Морозов. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. А.Л.Ордин-Нащокин. А.С. Матвеев. Степан Разин. Б. Хмельницкий.
Дионисий. Иван Федоров. Андрей Чохов. Симон Ушаков. Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий. Карион Истомин. Сильвестр Медведев. Ерофей Хабаров. Семен Дежнев. Василий Поярков.
События/даты8:
1505 – 1533 – княжение Василия III
1533 – 1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.
1533 – 1538 – регентство Елены Глинской
1547 – принятие Иваном Грозным царского титула
1549 – первый Земский собор
1550 – принятие Судебника
1552 – взятие русскими войсками Казани
1556 – присоединение к России Астраханского ханства.
1556 – отмена кормлений
1558 – 1583 – Ливонская война
1564 – издание первой российской печатной книги
1565 – 1572 – опричнина
1581 – 1585 – покорение Сибири Ермаком
1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1604 – 1618 – Смута в России
1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.
1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.
1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.
1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.
1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.
1613 – 1645 – царствование Михаила Федоровича.
1617 – Столбовский мир со Швецией
1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
1632 – 1634 – Смоленская война.
1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича
1648 – Соляной бунт в Москве
1648 – поход Семена Дежнева
1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова
1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины
1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.
1656 – 1658 – война со Швецией.
1662 – Медный бунт
1667 – Андрусовское перемирие
1670 – 1672 – восстание Степана Разина.
1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | | |
| Тема 1. Создание Московского царства (12 ч.) | | |
2 | Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы | | |
3 | Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления | | |
4 | Российское государство и общество: трудности роста | | |
5 | Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» | | |
6 | Строительство царства | | |
7 | Урок - лабораторная работа по теме «Строительство царства» | | |
8 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана IV | | |
9 | Опричнина | | |
10 | Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV» | | |
11 | Русская культура в XVI веке | | |
12 | Урок-практикум «Русская культура в XVI веке» | | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | | |
| Тема 2. Смута в России (5 ч.) | | |
14 | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | | |
15 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | | |
16 | Разгар Смуты. Власть и народ | | |
17 | Окончание Смуты. Новая династия | | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | | |
| Тема 3. «Богатырский век» (5 ч.) | | |
19 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | | |
20 | Сословия XVII века: «верхи» общества | | |
21 | Сословия XVII века: «низы» общества | | |
22 | Государственное устройство России в XVII веке | | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | | |
| Тема 4. «Бунташный век» (5 ч.) | | |
24 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | | |
25 | Формирование абсолютизма | | |
26 | Церковный раскол | | |
27 | Урок-практикум по теме «Церковный раскол» | | |
28 | Народный ответ | | |
29 | Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век» | | |
| Тема 5. Россия на новых рубежах (3 часа) | | |
30 | Внешняя политика России в XVII веке | | |
31 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | | |
32 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | | |
| Тема 6. В канун великих реформ (5 часов) | | |
33 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | | |
34 | Борьба за власть в конце XVII века | | |
35 | Культура Руси в XVII веке | | |
36 | Мир человека XVII века | | |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» | | |
| Итоговые уроки (3 ч.) | | |
38 | Итоговое повторение и обобщение | | |
39 | Орловский край в XVI-XVII вв. | | |
40 | Итоговое повторение и обобщение | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
| |
| Введение | | | |
1 | Тема 1. Создание Московского царства (12 ч.) | | | |
2 | Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы | | | с. 6-9, 14 |
3 | Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления | | | с. 10-15 |
4 | Российское государство и общество: трудности роста | | | §3 |
5 | Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» | | | § 4 |
6 | Строительство царства | | | § 5-6 |
7 | Урок - лабораторная работа по теме «Строительство царства» | | | § 5-6, рабочий лист |
8 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана IV» | | | § 7, схема |
9 | Опричнина | | | с. 51-57 |
10 | Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV» | | | с. 57- 63 |
11 | Русская культура в XVI веке | | | § 10 |
12 | Урок-практикум «Русская культура в XVI веке» | | | рабочий лист |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | | | с. 74-75, повторить… |
| Тема 2. Смута в России (5 ч.) | | | |
14 | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | | | § 11 |
15 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | | | § 12 |
16 | Разгар Смуты. Власть и народ | | | § 13 |
17 | Окончание Смуты. Новая династия | | | §14 |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | | | с. 110-111, повторить… |
| Тема 3. «Богатырский век» (5 ч.) | | | |
19 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | | | §15 |
20 | Сословия XVII века: «верхи» общества | | | §16 |
21 | Сословия XVII века: «низы» общества | | | § 17 |
22 | Государственное устройство России в XVII веке | | | § 18 |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | | | с. 144-145, повторить… |
| Тема 4. «Бунташный век» (5 ч.) | | | |
24 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | | | §19 |
25 | Формирование абсолютизма | | | § 20 |
26 | Церковный раскол | | | § 21-22 |
27 | Урок-практикум по теме «Церковный раскол» | | | рабочий лист |
28 | Народный ответ | | | § 23 |
29 | Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век» | | | с. 182-183, повторить… |
| Тема 5. Россия на новых рубежах (3 часа) | | | |
30 | Внешняя политика России в XVII веке | | | § 24-25 |
31 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | | | рабочий лист |
32 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | | | § 26 |
| Тема 6. В канун великих реформ (5 часов) | | | |
33 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | | | § 27 |
34 | Борьба за власть в конце XVII века | | | § 28 |
35 | Культура Руси в XVII веке | | | § 29 |
36 | Мир человека XVII века | | | § 30 |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» | | | с. 234-235 |
| Итоговые уроки (3 часа) | | | |
38 | Итоговое повторение и обобщение | | | с. 236-238, проекты |
39 | Орловский край в XVI-XVII вв. | | | творческие отчеты или сообщения (презентации) |
40 | Итоговый урок Защищаем проекты9 | | | |
5
6 В соответствии с Историко-культурным стандартом
7 В соответствии с Историко-культурным стандартом
8 В соответствии с Историко-культурным стандартом
9