Рабочая программа составлена учителем истории высшей категории Прищеп В.П. на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
Рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «История России. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина : -Москва ГИЦ «Владос», 2015».
Программа курса « История России» рассчитана на 68 учебных часа, из расчета 2 учебных часа в неделю
Тестирований-6. Экскурсий - 1
1. Формирование представлений об истории Отечества как части общемирового исторического процесса;
2. Формирование представлений о ключевых событиях истории России, эволюции России как государства;
3. Формирование представлений о жизни, быте, обычаях людей, населяющих нашу страну и нашу область;
4. Дать характеристику выдающихся личностей истории Отечества и их восприятие в современном мире.
2.Сформировать системное освещение истории Отечества в контексте единого мировосприятия;
3. Выработать ценностные ориентиры на основе социального, культурного, духовного опыта предыдущих поколений.
Учебно- познавательный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования, психолого - возрастным особенностям учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида 7 класса. Уделено внимание формированию исторического мышления; развитию способности прослеживать логические связи; развитию мыслительной деятельности и речи; умению выражать свои мысли, используя исторические термины; умению описывать культурно-бытовые особенности разных народов и разных эпох.
В результате изучения истории курса истории по специальной коррекционной программе VIII вида учащиеся должны знать:
- иметь представление о Родине;- основные исторические понятия (общество, государство, закон, культура);
- государственные символы России.
– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
– узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы РФ и столицу;
– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
Введение (1ч) |
1. | Введение | Сообщение новых знаний | 1 | Знать: представление об истории как науке. Уметь: читать и пересказывать текст учебника | |
Раздел 1. Введение в историю. ( 7 ч) |
2 | История – наука о прошлом. | Вводный | 1 | Знать понятия: история, предки; что изучает история, почему необходимо изучать ее. | |
3 | Исторические памятники. | Комбинированный | 1 | Знать о различных исторических источниках, о науке археология. Какие бывают исторические памятники. | |
4 | Наша Родина — Россия. | Комбинированный | 1 | Знать: что такое Родина; Россия – наша страна; Москва - столица. | |
5 | Моя родословная | Комбинированный | 1 | Знать: о генеалогии. Иметь представление о понятиях: Отчизна, генеалогия, имя, отчество, фамилия Уметь: составлять родословную своей семьи | |
6 | Счет лет в истории | Комбинированный | 1 | Уметь определять последовательность событий, обозначать число, месяц, год какого-либо события. Знать, что такое: дата, век, тысячелетие | |
7 | Историческая карта | Комбинированный | 1 | Знать: что историческая карта - это графическое изображение государства в разные периоды истории. Уметь: находить и показывать на карте различные исторические объекты. | |
8 | Тестирование № 1 по теме: «Введение в историю». | Обобщение и систематизация знаний | 1 | Знать: изученный материал. Уметь: применять полученные знания в практической деятельности (работа с картой, лентой времени, самостоятельное выполнение заданий) | |
Раздел II. История нашей страны древнейшего периода (11 ч) |
9 | Восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов | Комбинированный | 1 | Знать: восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. на какие племена были разделены восточные славяне; их места расположения. Уметь: составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником. | |
10 | Роды и племена восточных славян и их старейшины | Комбинированный. | 1 | Знать: понятия «семья», «род», «вече», «князь», «дружина», «соплеменник», «знатные люди». Уметь: выявить причины образования социального неравенства. | |
11 | Славянский поселок | Комбинированный. | 1 | Знать : основные термины и понятия поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, лохань, изба, амбар, хлев, полати, кочерга, кадка, ухват, лук, стрелы, купец. Уметь: выделять, находить и объяснить новые слова и термины по содержанию рассказа; работать с иллюстрацией, исторической картой. | |
12 | Основные занятия восточных славян. | Комбинированный. | 1 | Знать: условия жизни и труда восточных славян; почему земледелие считалось основным занятием славян; Уметь: работать с текстом учебника, иллюстрациями; анализировать и сравнивать исторические события | |
13 | Ремесла восточных славян | Комбинированный. | 1 | Знать: условия жизни и труда восточных славян. Уметь: работать с текстом учебника, иллюстрациями; анализировать и сравнивать исторические события | |
14 | Обычаи восточных славян | Комбинированный. | 1 | Знать: о традициях и обычаях восточных славян; основные термины и понятия: хоровод, плач, тризна, жернова, каравай, оберег. Уметь: рассказывать о традициях и обычаях восточных славян | |
15 | Верования восточных славян | Комбинированный. | 1 | Знать: что с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения);, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы; основные термиты и понятия: духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесники, обряд, знахарь. Уметь: извлекать новые знания из прочитанного текста; самостоятельно работать с учебником. | |
16 | Соседи восточных славян | Комбинированный. | 1 | Знать: о жизни и занятиях соседей восточных славян; показать различные взаимоотношения восточных славян с соседями; основные термины и понятия: кочевники, юрта, дань, варяги, гость, базар. Уметь: выделять главные мысли из текста учебника; работать с исторической картой. | |
17 | Славянские воины и богатыри | Комбинированный. | 1 | Знать: о военном искусстве славян; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством, храбростью славян, их вооружение; основные термины и понятия: колчан, секира, палица, ратник, засека, дозорный, булава, кольчуга, шлем. Уметь: описывать вооружение славян и способы его применения | |
18 | Объединение восточных славян под властью Рюрика | Комбинированный. | 1 | Знать: причины объединения восточных славян под начало Рюрика; основные термины и понятия: послы, пленники, княжество; версии о происхождении слов «Россия», «Русь», «русский». Уметь: на основании предания рассказать о возникновении нашего государства | |
19 | Тестирование №2 по теме: «История нашей страны древнейшего периода». | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Знать : основной фактический материал данного периода. Уметь: использовать полученные знания для ответов на вопросы; давать полные ответы на поставленные вопросы. | |
Раздел III. Киевская Русь (17 ч.) |
20 | Образование государства восточных славян — Киевской Руси | Урок изучения нового материала | 1 | Знать: как зарождалась государственность у восточных славян, как оно управлялось и каковы были его особенности; основные термины и понятия полюдье, император. Уметь: работать с учебником и иллюстрациями; делать выводы | |
21 | Русские князья Игорь и Святослав | Комбинированный | 1 | Знать: о деятельности первых русских князей; основные направления внутренней и внешней политики Руси; о начале династии Рюриковичей; с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси. Уметь: составлять полные и развернутые ответы, работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом (адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике). | |
22 | Княгиня Ольга | Комбинированный | 1 | Знать: о деятельности княгиня Ольги; основные направления внутренней и внешней политики Руси; с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси. Уметь: составлять полные и развернутые ответы, работать с дополнительным материалом (адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике). | |
23 | Укрепление власти князя | Комбинированный | 1 | Знать: как происходило укрепление власти князя. роль княжеской дружины; почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом; основные термины и понятия: бояре, ополчение, раб, оборона, пир, братина. Уметь: работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника.; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя. | |
24 | Оборона Руси от врагов | Комбинированный | 1 | Знать: представление об обороне Руси о врагов; основные задачи Киевской Руси: защита своих земель, расширение торговых и международных связей; что русские люди не только защищали родную землю, но и преграждали путь кочевникам на запад; основные термины и понятия: дозорная служба, каган. Уметь: работать с текстом учебника (выделять главное, находить ответ на вопросы, составление целиком рассказа); извлекать знания из исторической карты; выделить, что именно делалось для обороны Руси. | |
25 | Крещение Руси при князе Владимире | Комбинированный | 1 | Знать: об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; основные термины и понятия: религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники, монастырь, монах, благотворительность. Уметь: раскрыть значение принятия христианства. работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). | |
26 | Былины — источник знаний о Киевской Руси | Комбинированный | 1 | Знать: что былины - являются источником знаний о Киевской Руси; что такое былина и чем она отличается от сказки. Уметь: показать с помощью былин жизнь в Киевской Руси; приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связно и развернуто излагать факты на основе источников (былин). | |
27 | Культура и искусство Киевской Руси | Комбинированный | 1 | Знать: общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси; что в начале XII в. культура Киевской Руси достигла своего расцвета; что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри; что на русскую культуру оказало большое влияние византийская культура; основные термины и понятия: алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь, кириллица. Уметь: в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту. | |
28 | Княжеское и боярское подворье | Комбинированный | 1 | Знать: общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр; о большой силе князя, роли дружины; быт русских князей, бояр; основные термины и понятия хоромы, палаты, горница, терем, челядь, воевода, сокольники. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника. | |
29 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | Комбинированный | 1 | Знать: общее представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси; о тяжелой жизни простых людей; рассказать о жизни в вотчине; основные термины и понятия: вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, смерды, холоп. Уметь: самостоятельно работать с учебником: анализировать текст и иллюстрации. | |
30 | История русского костюма. | Комбинированный | 1 | Знать: функциональность русской одежды (рабочей, праздничной, обрядовой) Уметь: анализировать текст и иллюстрации. | |
31 | Правление Ярослава Мудрого | Комбинированный | 1 | Знать: что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в.; о деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; сущность «Русской Правды»; основные термины и понятия: междоусобица, «Русская Правда», закон, вира, удел. Уметь: работать с документами: анализировать и делать выводы; поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. | |
32 | Образование и грамотность на Руси | Комбинированный | 1 | Знать: о распространении грамотности и образования в Киевской Руси; что понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; основные термины и понятия: переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен. Уметь: давать полные ответы на постановленные вопросы, работать с тетрадью по истории; слушать отрывки из художественной литературы. | |
33 | Летописи и летописцы | Комбинированный | 1 | Знать: о древних записях, летописях, значение термина «летопись»; о том, как писались летописи, кто писал летописи; основные термины и понятия: летопись, летописец, Нестор, свиток Уметь: объяснять значение исторических терминов; давать полные ответы на вопросы. | |
34 | Киевский князь Владимир Мономах | Комбинированный | 1 | Знать: о положении Руси в конце XI — начале XII в., о деятельности Мономаха; основные понятия: удельный князь, бармы, царский венец. Уметь: поддерживать беседу по оценке исторической деятельности; извлекать знания из различных источников; учить находить в учебнике ответы на вопросы. | |
35 | Рост и укрепление древнерусских городов | Комбинированный | 1 | Знать: общее представление о древнерусских городах; об укреплении древнерусского города, о жителях города; что город в Древней Руси является центром культуры, ремесла и торговли; основные термины и понятия: тысяча, тысяцкий, кремль, торг, посад, корчма, куны. Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекать новые знания и применять их на уроке. | |
36 | Территория Брящины в VIII - X веках | Комбинированный | 1 | Знать: расселение славянских племён на Брянщине, их основные занятия; древние города Брянщина, причины их появления Уметь: показывать на карте расселение славянских племён,; древнейшие города нашего края | |
37 | Тестирование №3 по теме «Киевская Русь» | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Знать: о жизни народа в период образования государства восточных славян Киевская Русь; откуда пошло название «Русь»; деятельность первых русских князей. Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать. | |
Раздел IV. Распад Киевской Руси. (10ч) |
38 | Причины распада Киевской Руси | Урок изучения нового материала | 1 | Знать: причины обособления княжеств. Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу; основные термины и понятия: раздробленность, вотчинник. Уметь: объяснить причины обособления княжеств. выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси; запоминать и воспроизводить изученный материал, устанавливать причинно-следственные связи; связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. | |
39 | Образование самостоятельных княжеств | Комбинированный | 1 | Знать: о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси; что постоянная междоусобная война князей за киевский престол разоряла Киев; государство распалось на 14 самостоятельных княжеств и Новгородскую боярскую республику; каждое княжество самостоятельно вело свое хозяйство и налаживало торговые отношения с другими народами; основные термины и понятия: период раздробленности. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений; объяснять сложные исторические понятия на основе нескольких источников; выделять несколько причин, находить среди них главные; проводить сравнение двух объектов. | |
40 | Киевское княжество в XII веке | Комбинированный | 1 | Знать: о Киевском княжество в условиях раздробленности; что в новых условиях Киевское княжество по-прежнему играло важную роль; особенности Киевского княжества: местоположение города, занятия населения, управление; основные термины и понятия: титул. Уметь: выделить причины, по которым за Киев шла ожесточенная борьба; объяснять значение исторических терминов; выражать личностное отношение к тем или иным событиям. | |
41 | Владимиро-Суздальское княжество | Комбинированный | 1 | Знать: об образовании самостоятельных княжеств; ознакомить с Владимиро-Суздальским княжеством; местонахождение города, занятия населения; основные термины и понятия: Торжок, хан. Уметь: работать с исторической картой: давать ответы на вопросы, самостоятельно ориентироваться в карте. | |
42 | Основание Москвы | Комбинированный | 1 | Знать: об образовании Москвы; местоположение города, занятия населения Уметь: работать с исторической картой: давать ответы на вопросы, самостоятельно ориентироваться в карте. | |
43 | Господин Великий Новгород. | Комбинированный | 1 | Знать: что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культурного развития; жизнь; основные термины и понятия архиепископ. Уметь: работать с исторической картой: проводить сравнительный анализ двух княжеств; давать оценочную характеристику исторических личностей. | |
44 | Торговля и ремесла Новгородской земли | Комбинированный | 1 | Знать: жизнь, занятиям горожан; особенности развития Новгородского края, что Новгород — важнейший торговый путь; 859 год — первое упоминание о Новгороде. Основные термины и понятия: пошлина, пристань, гусляр. Уметь: работать с исторической картой: проводить сравнительный анализ двух княжеств; давать оценочную характеристику исторических личностей. | |
45 | Новгородское вече | Комбинированный | 1 | Знать: о политической жизни Новгорода, о вечевом строе боярско-купеческой республики; основные термины и понятия: Новгородское вече, гонец, архиепископ, республика, помост. Уметь: запоминать и воспроизводить изученный материал; самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью. | |
46 | Русская культура в XII—XIII веках | Комбинированный | 1 | Знать: отличительные черты культуры XII—XIII вв., определение культуры, что в XII—XIII вв. сложились исторические условия для развития культуры; памятники архитектуры; основные термины и понятия: культура. Уметь: раскрывать отличительные черты культуры XII—XIII вв.; на основе анализа, сравнивать культурно-исторические памятники. | |
47 | Тестирование № 4 по теме «Распад Киевской Руси» | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обобщить и систематизировать знания по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси. | |
Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями. (9 ч) |
48 | Монголо-татары | Комбинированный | 1 | Знать: о жизни, быте монголо-татар, организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска; основные термины и понятия пастбища, орды, караул, кумыс. Уметь: объяснить причины завоевательной политики монголо-татар, составлять описания условий жизни, вооружения монголо-татар; элементарно анализировать исторический материал, делать выводы; проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников; запоминать и воспроизводить изученный материал. | |
49 | Нашествие монголо-татар на Русь | Комбинированный | 1 | Знать: о нашествии монголо-татар на русскую землю, о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар; почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли; основные термины и понятия: тараны. Уметь: ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями. | |
50 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | Комбинированный | 1 | Знать: о героизме русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами; что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием — одна из самых трагических страниц истории Отечества; что сопротивление русских было не напрасным; что борьба русского народа с монголо-татарами закончилась поражением из-за раздробленности Руси. Уметь: сравнивать, анализировать, последовательно выполнять задания. | |
51 | Русь под монголо-татарским игом | Комбинированный | 1 | Знать: что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов; картину жизни русского народа во время монголо-татарского ига; сущность ига монголо-татарских захватчиков; что монголо-татарское (завоевание) иго задержало развитие хозяйства, культуры; основные термины и понятия: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер. Уметь: объяснять понятия и новые слова; ориентироваться в исторической карте, работать с печатным текстом; анализировать, обобщать. | |
52 | Рыцари-крестоносцы | Комбинированный | 1 | Знать :вооружение и военный опыт рыцарей-крестоносцев; причины походов западноевропейских рыцарей на Русь; вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов; основные термины и понятия: Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр, латы. Уметь: кратко охарактеризовать вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов; самостоятельно формулировать выводы; проводить сравнение двух объектов. | |
53 | Александр Невский и новгородская дружина | Комбинированный | 1 | Знать : почему Александр Невский стал национальным героем, Александр Невский - способный государственный деятель, мудрый дипломат и талантливый полководец; Уметь: Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского; поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. | |
54 | Невская битва | Комбинированный | 1 | Знать: о ходе битвы на р.Неве на основе схемы; о полководческом таланте Александра Ярославовича; основные термины и понятия: герцог. Уметь: показать героическую битву русского народа со шведами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Ярославовича; с помощью схемы составлять рассказ (ответы на вопросы); работать с кар¬той, иллюстрацией, художественной литературой. | |
55 | Ледовое побоище | Комбинированный | 1 | Знать: о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; характеристику вооружения немецких и русских войск; сущность полководческого таланта Александра Невского; основные термины и понятия: фланг. Уметь: с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; объяснять, почему Александр Невский стал национальным героем. | |
56 | Тестирование № 5 по теме «Борьба с иноземными завоевателями» | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в.; привести примеры героизма и мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знание важных дат. Закрепить умения устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; закрепить умения работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; уметь пользоваться условными обозначениями; развивать умения объяснять значения исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы. | |
Раздел VI. Начало объединения русских земель (10ч) |
57 | Возвышение Москвы | Комбинированный | 1 | Знать: причины возвышения Москвы; известные факты из истории Москвы; о причинах возвышения Москвы; основные термины и понятия: династия. Уметь: раскрыть причины возвышения Москвы; раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками. | |
58 | Московский князь Иван Калита, его успехи | Комбинированный | 1 | Знать: о деятельности московского князя Ивана Калиты; какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; как московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите; основные термины и понятия: свита. Уметь: понимать действия и поступки людей в прошлом; поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам. | |
59 | Возрождение сельского хозяйства на Руси | Комбинированный | 1 | Знать: что возрождение хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки образования централизованного государства; основные термины и понятия: десятина, оброк, погреб Уметь: показывать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; развивать восприятие, память, внимание в процессе работы с планом | |
60 | Возрождение городского хозяйства на Руси | Комбинированный | 1 | Знать: что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; значение терминов «посад», «торжок», «слобода»; основные термины и понятия: дворяне Уметь: показывать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; развивать восприятие, память, внимание в процессе работы с планом | |
61 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском | Комбинированный | 1 | Знать: характеристику московского князя Дмитрия Ивановича; об укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича; его заслуги в возрождении лучших традиций русского военного искусства. Уметь: анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. | |
62 | Сергий Радонежский | Комбинированный | 1 | Знать: краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского; его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразиться с монголо-татарами; основные термины и понятия: отшельники, пустынь, игумен, послушник, жертвовать. Уметь: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.- | |
63 | Битва на Куликовом поле | Комбинированный | 1 | Знать: факторы, определяющих победу или поражение в битве; основные термины и понятия: полк, пехота. Уметь: самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. | |
64 | Значение Куликовской битвы для русского народа | Комбинированный | 1 | Знать: как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси; значение Куликовской битвы для развития культуры Руси, подъема национального самосознания; международное значение Куликовской битвы; Куликовская битва - величайшее событие в истории нашей страны; основные термины и понятия: памятник. Уметь: развивать память, мышление, внимание в процессе анализа исторических фактов. | |
65 | Иван III. Освобождение от иноземного ига | Комбинированный | 1 | Знать: что освобождение русских земель произошло при Иване III; роль Ивана III в свержении монголо-татарского ига; историческое значение свержения монголо-татарского ига; основные термины и понятия: пищаль, тюфяк. Уметь: развивать восприятие, память, внимание, мышление в ходе беседы по оценке исторического действия, события. | |
66 | Укрепление Московского государства | Комбинированный | 1 | Знать: какие изменения произошли в социально-экономическом развитии Московского княжества; роль Судебника в укреплении власти в стране; отличие дворянства от бояр; основные термины и понятия: монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы. Уметь: объяснить значение новых терминов «монарх», «скипетр», «держава», конкретизировать представления о государственной власти; сравнивать исторические факты; способствовать развитию запоминания и воспроизведению изученного материала. | |
Повторение (2ч.) |
67 | Тестирование № 6 по теме «Начало объединения русских земель». | Обобщение и систематизация знаний | 1 | Знать: о жизни народа, его борьбе за независимость; начале объединения русских земель вокруг Московского княжества. Уметь: составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.- | |
68 | Экскурсия в музей | Экскурсия | 1 | Знать: историю своего села; занятия его жителей; традиции и обряды своих односельчан | |