СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 7 класса для (коррекционных) школ VIII вида

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе стандарта общеобразовательной подготовки обучающихся в специальных  (коррекционных)  школах VIII вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класса для (коррекционных) школ VIII вида»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАТИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

на заседании

проблемно-творческой группы

протокол №_______

от «______»________________20___г.

руководитель проблемно-творческой группы

________________/Онучина Р. В./

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

«______»__________________20____г.

_________________/Дорошенко Е. А./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Катичская СОШ»

_____________________/Святохо И. Н./

«_______»__________________20____г.

Адаптированная рабочая программа по истории для 7 класса







Срок реализации: 1 год


Рабочая программа составлена учителем истории высшей категории Прищеп В.П. на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.




2017 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «История России. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина : -Москва ГИЦ «Владос», 2015».

Программа курса « История России» рассчитана на 68 учебных часа, из расчета 2 учебных часа в неделю

Тестирований-6. Экскурсий - 1


Учебно-методический комплект:

    1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. – 224 с.

    2. Учебник «История России. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина : - Москва ГИЦ «Владос», 2015».


Основные цели и задачи предмета


Цели курса:

1. Формирование представлений об истории Отечества как части общемирового исторического процесса;

2. Формирование представлений о ключевых событиях истории России, эволюции России как государства;

3. Формирование представлений о жизни, быте, обычаях людей, населяющих нашу страну и нашу область;

4. Дать характеристику выдающихся личностей истории Отечества и их восприятие в современном мире.

Задачи курса:

1.Составить у учащихся целостное представление об историческом процессе;

2.Сформировать системное освещение истории Отечества в контексте единого мировосприятия;

3. Выработать ценностные ориентиры на основе социального, культурного, духовного опыта предыдущих поколений.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно- познавательный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования, психолого - возрастным особенностям учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида 7 класса. Уделено внимание формированию исторического мышления; развитию способности прослеживать логические связи; развитию мыслительной деятельности и речи; умению выражать свои мысли, используя исторические термины; умению описывать культурно-бытовые особенности разных народов и разных эпох.

В результате изучения истории курса истории по специальной коррекционной программе VIII вида учащиеся должны знать:

- определение понятия «история»;

- иметь представление о счете лет в истории;

- иметь представление о Родине;- основные исторические понятия (общество, государство, закон, культура);

- традиции народов России;

- государственные символы России.

Уметь:

– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

– по году определять век, место события в прошлом;

– узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы РФ и столицу;
– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Минимум содержания образования


Раздел 1. Введение в историю (8 час.). История – наука о прошлом человечества. Понятие о счете времени: дата, месяц, год, век. Историческая карта. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. С чего начинается Родина. Символы государства. Понятие « символы государства». Государственные символы России: государственный герб и гимн, государственный флаг. Москва – столица нашей Родины. Населенные пункты нашей Родины. Моя родословная. Родословная человека. Понятие « предки». Поколения предков, фамилия, имя, отчество – связь времен. Понятие « генеалогическое древо». История происхождения фамилий, имен и отчеств на Руси. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи обучающихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи. Дни рождения их. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Основные занятия членов семьи обучающихся. Права и обязанности каждого члена семьи.

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода (11 час.). Понятие « предки». Славяне- древние жители российских просторов. Основные занятия древних славян. Быт и обычаи древних славян. Ремесла древних славян. Языческие праздники. Верования, мудрецы и старцы предсказатели (волхвы, вещуны, кудесники). Языческие праздники.( Коляда, Масленица, Ивана Купала, Осенины). Славянские обереги. Славянские витязи- богатыри. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Личность Рюрика. Создание центра в Новгороде. Повторительно-обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».

Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян (17 час.). .Создание древнерусского государства. Первые князья. Княжеская дружина. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Древний Киев. Великий Новгород. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Защита русской земли от набегов степняков- кочевников. Богатырские заставы. Княжеские боярские подворья. Боярские хоромы. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Изба. Занятия простых людей. Правление Ярослава Мудрого. Личность Ярослава Мудрого. Летописи. Летописцы. Славянская азбука – кириллица. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности. Киевский князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Города, села, деревни. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Киевская Русь».

Раздел 4. Распад Киевской Руси (10 час.). Распад Киевской Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Образование самостоятельных государств. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Новгород Великий, торговля и ремесла новгородской земли. Новгородское вече. Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор (пословицы, поговорки, сказания). Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Быт и нравы. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси».

Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями (10 час.). Разорение и погибель русской земли. Монголо-татарское нашествие. Героическая борьба русского народа против монголо - татар. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды. Борьба против рыцарей – крестоносцев. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. Героизм русских людей. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Борьба с иноземными завоевателями».

Раздел 6. Начало объединения русских земель (10 час.). Москва – столица государства Российского. Московский князь Иван Калита и его успехи. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение битвы на Куликовом поле. Иван III. Освобождение от иноземного ига. Укрепление Московского княжества. Объединение русских княжеств в Российское государство. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель».

Повторение изученного курса (2 часа).



Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса:


№ пп.

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Введение в историю

7

3

История нашей страны с древнейшего периода

11

4

Киевская Русь

17

5

Распад Киевской Руси

10

6

Борьба Руси с иноземными завоевателями

10

7

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

10

8

Повторение

2









Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

учащихся

Дата

Введение (1ч)

1.

Введение

Сообщение новых знаний

1

Знать: представление об истории как науке.

Уметь: читать и пересказывать текст учебника


Раздел 1. Введение в историю. ( 7 ч)

2

История – наука о прошлом.

Вводный

1

Знать понятия: история, предки; что изучает история, почему необходимо изучать ее.


3

Исторические

памятники.

Комбинированный

1

Знать о различных исторических источниках, о науке археология. Какие бывают исторические памятники.


4

Наша Родина — Россия.

Комбинированный

1

Знать: что такое Родина; Россия – наша страна; Москва - столица.


5

Моя родословная

Комбинированный

1

Знать: о генеалогии. Иметь представление о понятиях: Отчизна, генеалогия, имя, отчество, фамилия

Уметь: составлять родословную своей семьи


6

Счет лет в истории

Комбинированный

1

Уметь определять последовательность событий, обозначать число, месяц, год какого-либо события. Знать, что такое: дата, век, тысячелетие


7

Историческая

карта

Комбинированный

1

Знать: что историческая карта - это графическое изображение государства в разные периоды истории.

Уметь: находить и показывать на карте различные исторические объекты.


8

Тестирование № 1 по теме: «Введение в историю».

Обобщение и

систематизация

знаний

1

Знать: изученный материал.

Уметь: применять полученные зна­ния в практической деятельности (работа с картой, лентой времени, самостоятельное выполнение заданий)


Раздел II. История нашей страны древнейшего периода (11 ч)

9

Восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов

Комбинированный

1

Знать: восточные славяне — предки русских, украинцев, белору­сов.

на какие племена были разделены восточные славяне; их места расположения.

Уметь: со­ставлять полные правильные ответы на поставленные вопро­сы, работать с учебником.


10

Роды и племена восточных славян и их старейшины

Комбинированный.


1

Знать: понятия «семья», «род», «вече», «князь», «дружина», «соплеменник», «знатные люди».

Уметь: выявить причины образования социального неравенства.


11

Славянский поселок

Комбинированный.


1

Знать : основные термины и понятия поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, лохань, изба, амбар, хлев, полати, кочерга, кадка, ухват, лук, стре­лы, купец.

Уметь: выделять, находить и объяснить новые слова и термины по содержанию рассказа; работать с иллюстрацией, исторической картой.


12

Основные занятия восточных славян.

Комбинированный.


1

Знать: условия жизни и труда восточ­ных славян; почему земледелие считалось основным занятием славян;

Уметь: работать с текстом учебника, иллюстрациями; анализировать и сравнивать исторические собы­тия


13

Ремесла восточных славян

Комбинированный.


1

Знать: условия жизни и труда восточ­ных славян.

Уметь: работать с текстом учебника, иллюстрациями; анализировать и сравнивать исторические события


14

Обычаи восточных славян

Комбинированный.


1

Знать: о традициях и обычаях восточных славян; основные термины и понятия: хоровод, плач, тризна, жернова, каравай, оберег.

Уметь: рассказывать о традициях и обычаях восточных славян


15

Верования восточных славян

Комбинированный.


1

Знать: что с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения);, что древ­ние люди были бессильны перед многими явлениями при­роды; основные термиты и понятия: духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, ку­десники, обряд, знахарь.

Уметь: извлекать новые зна­ния из прочитанного текста; самостоятельно работать с учебником.


16

Соседи восточных славян

Комбинированный.


1

Знать: о жизни и занятиях соседей восточных славян; показать различные взаимоотношения восточных сла­вян с соседями; основные термины и понятия: кочевники, юрта, дань, варяги, гость, базар.

Уметь: выделять главные мысли из текста учебника; работать с исторической картой.


17

Славянские воины и богатыри

Комбинированный.


1

Знать: о военном искусстве славян; воспиты­вать у учащихся чувство патриотизма и восхищения муже­ством, храбростью славян, их вооружение; основные термины и понятия: колчан, секира, палица, ратник, засека, дозорный, була­ва, кольчуга, шлем.

Уметь: описывать вооружение славян и способы его применения


18

Объединение восточных славян под властью Рюрика

Комбинированный.


1

Знать: при­чины объединения восточных славян под начало Рюрика; основные термины и понятия: послы, пленники, княжество; версии о происхождении слов «Россия», «Русь», «русский».

Уметь: на основании предания рассказать о возникновении нашего го­сударства


19

Тестирование №2 по теме: «История нашей страны древнейшего периода».

Повторительно-обобщающий урок

1

Знать : основной фактический материал данного периода.

Уметь: использовать полученные знания для ответов на вопросы; давать полные ответы на поставленные вопро­сы.


Раздел III. Киевская Русь (17 ч.)

20

Образование государства восточных славян — Киевской Руси

Урок изучения нового материала

1

Знать: как зарож­далась государственность у восточных славян, как оно управлялось и каковы были его особенности; основные термины и понятия полюдье, император.

Уметь: работать с учебником и иллюстрациями; делать выводы


21

Русские князья Игорь и Святослав

Комбинированный

1

Знать: о деятельности первых русских князей; основные направления внутренней и внешней политики Руси; о начале династии Рюриковичей; с какими племена­ми Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси.

Уметь: состав­лять полные и развернутые ответы, рабо­тать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с до­полнительным материалом (адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике).


22

Княгиня Ольга

Комбинированный

1

Знать: о деятельности княгиня Ольги; основные направления внутренней и внешней политики Руси; с какими племена­ми Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси.

Уметь: состав­лять полные и развернутые ответы, рабо­тать с до­полнительным материалом (адаптированные тексты, текст для дополнительного чтения в учебнике).


23

Укрепление власти князя

Комбинированный

1

Знать: как происходило укрепление власти князя. роль княжеской дружины; поче­му необходимо изучать жизнь наших предков в далеком про­шлом; основные термины и понятия: бояре, ополчение, раб, оборона, пир, братина.

Уметь: работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентировать­ся в тексте учебника.; показать на конкретных примерах укрепление единой верхов­ной власти князя.


24

Оборона Руси от врагов

Комбинированный

1

Знать: представление об обороне Руси о врагов; основные задачи Киевской Руси: защита своих земель, расширение торговых и между­народных связей; что русские люди не только защищали родную землю, но и преграждали путь кочевни­кам на запад; основные термины и понятия: дозорная служба, каган.

Уметь: работать с текстом учебника (выделять главное, находить ответ на вопросы, составление целиком рассказа); извлекать знания из исторической карты; выделить, что именно делалось для обороны Руси.


25

Крещение Руси при князе Владимире


Комбинированный

1

Знать: об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; основные термины и понятия: религия, христиане, крещение, священник, крест, молит­ва, патриарх, митрополит, проповедники, монастырь, монах, благотворительность.

Уметь: раскрыть значение принятия христианства. работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).


26

Былины — источник знаний о Киевской Руси

Комбинированный

1

Знать: что былины - являют­ся источником знаний о Киевской Руси; что такое былина и чем она отличается от сказки.

Уметь: показать с помощью былин жизнь в Киевской Руси; приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связно и развернуто излагать факты на основе источников (былин).


27

Культура и искусство Киевской Руси

Комбинированный

1

Знать: общее представление о культуре и искусстве Киевс­кой Руси; что в начале XII в. культура Киевской Руси достигла своего расцвета; что самы­ми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри; что на русскую культуру оказало большое влияние византийская культура; основные термины и понятия: алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь, кириллица.

Уметь: в процессе работы с учебни­ком находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту.


28

Княжеское и боярское подворье

Комбинированный

1

Знать: общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр; о большой силе князя, роли дружины; быт русских князей, бояр; основные термины и понятия хоромы, палаты, горница, терем, челядь, воевода, соколь­ники.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учеб­ника.


29

Жизнь и быт людей в Киевской Руси

Комбинированный

1

Знать: общее представление о жизни людей, их быте и тра­дициях в Киевской Руси; о тяжелой жизни простых лю­дей; рассказать о жизни в вотчине; основные термины и понятия: вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, смерды, холоп.

Уметь: самостоятельно работать с учебником: анализировать текст и иллюстрации.


30

История русского костюма.

Комбинированный

1

Знать: функциональность русской одежды (рабочей, праздничной, обрядовой)

Уметь: анализировать текст и иллюстрации.


31

Правление Ярослава Мудрого

Комбинированный

1

Знать: что при княжении Ярослава Мудрого были со­зданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в.; о деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; сущность «Русской Правды»; основные термины и понятия: междоусобица, «Русская Правда», закон, вира, удел.

Уметь: работать с документами: анализировать и делать выводы; поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого.


32

Образование и грамотность на Руси

Комбинированный

1

Знать: о распространении грамотности и об­разования в Киевской Руси; что понятие «культура» связано с деятельностью людей в мате­риальной и духовной областях; что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распростра­нения грамотности на Руси; основные термины и понятия: переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен.

Уметь: давать полные ответы на постановленные вопросы, работать с тетрадью по истории; слу­шать отрывки из художественной литературы.


33

Летописи и летописцы

Комбинированный

1

Знать: о древних записях, летописях, значение термина «летопись»; о том, как писались летописи, кто писал летопи­си; основные термины и понятия: летопись, летописец, Нестор, свиток

Уметь: объяс­нять значение исторических терминов; давать полные ответы на вопросы.


34

Киевский князь Владимир Мономах

Комбинированный

1

Знать: о положении Руси в конце XI — начале XII в., о деятельности Мономаха; основные понятия: удельный князь, бармы, царский венец.

Уметь: поддерживать беседу по оценке исторической деятельно­сти; извлекать знания из различных ис­точников; учить находить в учебнике ответы на вопросы.


35

Рост и укрепление древнерусских городов

Комбинированный

1

Знать: общее представление о древнерусских го­родах; об укреплении древнерусского города, о жителях города; что город в Древней Руси является центром культуры, ремесла и торговли; основные термины и понятия: тысяча, тысяцкий, кремль, торг, посад, корчма, куны.

Уметь: самостоятельно ра­ботать с учебником, извлекать новые знания и применять их на уроке.


36

Территория Брящины в VIII - X веках

Комбинированный

1

Знать: расселение славянских племён на Брянщине, их основные занятия; древние города Брянщина, причины их появления

Уметь: показывать на карте расселение славянских племён,; древнейшие города нашего края


37

Тестирование №3 по теме «Киевская Русь»

Повторительно-обобщающий урок

1

Знать: о жизни народа в период образования государства восточных славян Киевская Русь; откуда пошло название «Русь»; деятельность первых русских князей.

Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать.


Раздел IV. Распад Киевской Руси. (10ч)

38

Причины распада Киевской Руси

Урок изучения нового материала

1

Знать: причины обособления княжеств.

Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу; основные термины и понятия: раздробленность, вотчинник.

Уметь: объяснить причины обособления княжеств. выделить положительные и от­рицательные черты распада Киевской Руси; запоминать и воспроизводить изученный материал, устанавливать причинно-следственные связи; связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе тек­ста учебника, таблиц.


39

Образование самостоятельных княжеств


Комбинированный

1

Знать: о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси; что постоянная междо­усобная война князей за киевский престол разоряла Киев; го­сударство распалось на 14 самостоятельных княжеств и Нов­городскую боярскую республику; каждое княжество самостоятельно вело свое хозяйство и налаживало торговые отношения с другими народами; основные термины и понятия: период раздробленности.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи исторических яв­лений; объяснять сложные исторические понятия на ос­нове нескольких источников; выделять несколько причин, на­ходить среди них главные; проводить сравнение двух объектов.


40

Киевское княжество в XII веке

Комбинированный

1

Знать: о Киевском княжество в условиях раздроб­ленности; что в новых условиях Киевское княжество по-прежнему играло важную роль; особенности Киевского кня­жества: местоположение города, занятия населения, управ­ление; основные термины и понятия: титул.

Уметь: выделить причины, по которым за Киев шла ожесточенная борьба; объяснять значение исторических терминов; вы­ражать личностное отношение к тем или иным событиям.


41

Владимиро-Суздальское княжество


Комбинированный

1

Знать: об образовании самостоятель­ных княжеств; ознакомить с Владимиро-Суздальским княже­ством; местонахождение города, занятия населения; основные термины и понятия: Торжок, хан.

Уметь: работать с исторической картой: давать ответы на вопросы, самостоя­тельно ориентироваться в карте.


42

Основание Москвы

Комбинированный

1

Знать: об образовании Москвы; местоположение города, занятия населения

Уметь: работать с исторической картой: давать ответы на вопросы, самостоя­тельно ориентироваться в карте.


43

Господин Великий Новгород.


Комбинированный

1

Знать: что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культур­ного развития; жизнь; основные термины и понятия архиепископ.

Уметь: работать с исторической картой: проводить сравнительный анализ двух княжеств; давать оценочную характеристику исторических личностей.


44

Торговля и ремесла Новгородской земли

Комбинированный

1

Знать: жизнь, занятиям горожан; особенности развития Новгородского края, что Новгород — важнейший торговый путь; 859 год — первое упоминание о Новгороде.

Основные термины и понятия: пошлина, пристань, гусляр.

Уметь: работать с исторической картой: проводить сравнительный анализ двух княжеств; давать оценочную характеристику исторических личностей.


45

Новгородское вече

Комбинированный

1

Знать: о политической жизни Новгорода, о вечевом строе боярско-купеческой республики; основные термины и понятия: Новгородское вече, гонец, архиепископ, республика, помост.

Уметь: запоминать и воспроизводить изученный материал; самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.


46

Русская культура в XII—XIII веках


Комбинированный

1

Знать: отличительные черты культуры XII—XIII вв., определение культуры, что в XII—XIII вв. сложились исторические условия для развития культуры; памятники архитектуры; основные термины и понятия: культура.

Уметь: раскрывать отличительные черты культуры XII—XIII вв.; на основе анализа, сравнивать культурно-исторические памятники.


47

Тестирование № 4 по теме «Распад Киевской Руси»

Повторительно-обобщающий урок

1

Обобщить и систематизировать знания по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси.


Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями. (9 ч)

48

Монголо-татары

Комбинированный

1

Знать: о жизни, быте монголо-татар, организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска; основные термины и понятия пастбища, орды, караул, кумыс.

Уметь: объяснить причины завоевательной политики монголо-татар, составлять описания условий жизни, вооружения монголо-татар; элементарно анализировать исторический материал, делать выводы; проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников; запоминать и воспроизводить изученный материал.


49

Нашествие монголо-татар на Русь

Комбинированный

1

Знать: о нашествии монголо-татар на русскую землю, о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар; почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли; основные термины и понятия: тараны.

Уметь: ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.


50

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

Комбинированный

1

Знать: о героизме русского и других народов нашей стра­ны в борьбе с монголо-татарами; что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием — одна из самых трагических страниц истории Отечества; что сопротивление русских было не напрасным; что борьба русского народа с мон­голо-татарами закончилась поражением из-за раздроблен­ности Руси.

Уметь: сравнивать, анализировать, последовательно выполнять задания.


51

Русь под монголо-татарским игом

Комбинированный

1

Знать: что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов; картину жизни русского народа во время монголо-татарского ига; сущность ига монголо-татарских захватчиков; что монголо-татарское (завоевание) иго задержало развитие хозяйства, культуры; основные термины и понятия: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер.

Уметь: объяснять понятия и новые слова; ориентироваться в исторической карте, работать с печатным текстом; анализировать, обобщать.


52

Рыцари-крестоносцы

Комбинированный

1

Знать :вооружение и военный опыт рыцарей-крестоносцев; причины походов западноевропейских рыцарей на Русь; вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов; основные термины и понятия: Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр, латы.

Уметь: кратко охарактеризовать вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов; самостоятельно формулировать выводы; проводить сравнение двух объектов.


53

Александр Невский

и новгородская дружина

Комбинированный

1

Знать : почему Александр Невский стал национальным героем, Александр Невский - способный государственный деятель, мудрый дипломат и талантливый полководец;

Уметь: Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского; поддерживать беседу по оценке исторического деятеля.


54

Невская битва

Комбинированный

1

Знать: о ходе битвы на р.Неве на основе схемы; о полководческом таланте Александра Ярославовича; основные термины и понятия: герцог.

Уметь: показать героическую битву русского народа со шведами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Ярославовича; с помощью схемы составлять рассказ (ответы на вопросы); работать с кар¬той, иллюстрацией, художественной литературой.


55

Ледовое побоище

Комбинированный

1

Знать: о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; характеристику вооружения немецких и русских войск; сущность полководческого таланта Александра Невского; основные термины и понятия: фланг.

Уметь: с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; объяснять, почему Александр Невский стал национальным героем.


56

Тестирование № 5 по теме «Борьба с иноземными завоевателями»

Повторительно-обобщающий урок

1

Выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в.; привести примеры героизма и мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знание важных дат.

Закрепить умения устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; закрепить умения работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; уметь пользоваться условными обозначениями; развивать умения объяснять значения исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы.


Раздел VI. Начало объединения русских земель (10ч)

57

Возвышение Москвы

Комбинированный

1

Знать: причины возвышения Москвы; известные факты из истории Москвы; о причинах возвышения Москвы; основные термины и понятия: династия.

Уметь: раскрыть причины возвышения Москвы; раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками.


58

Московский князь Иван Калита, его успехи

Комбинированный

1

Знать: о деятельности московского князя Ивана Калиты; какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; как московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите; основные термины и понятия: свита.

Уметь: понимать действия и поступки людей в прошлом; поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам.


59

Возрождение сельского хозяйства на Руси

Комбинированный

1

Знать: что возрождение хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки образования централизованного государства; основные термины и понятия: десятина, оброк, погреб

Уметь: показывать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; развивать восприятие, память, внимание в процессе работы с планом


60

Возрождение городского хозяйства на Руси

Комбинированный

1

Знать: что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; значение терминов «посад», «торжок», «слобода»; основные термины и понятия: дворяне

Уметь: показывать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения; развивать восприятие, память, внимание в процессе работы с планом


61

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

Комбинированный

1

Знать: характеристику московского князя Дмитрия Ивановича; об укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича; его заслуги в возрождении лучших традиций русского военного искусства.

Уметь: анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника.


62

Сергий Радонежский

Комбинированный

1

Знать: краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского; его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразиться с монголо-татарами; основные термины и понятия: отшельники, пустынь, игумен, послушник, жертвовать.

Уметь: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.-


63

Битва на Куликовом поле

Комбинированный

1

Знать: факторы, определяющих победу или поражение в битве; основные термины и понятия: полк, пехота.

Уметь: самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени.


64

Значение Куликовской битвы для русского народа

Комбинированный

1

Знать: как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси; значение Куликовской битвы для развития культуры Руси, подъема национального самосознания; международное значение Куликовской битвы; Куликовская битва - величайшее событие в истории нашей страны; основные термины и понятия: памятник.

Уметь: развивать память, мышление, внимание в процессе анализа исторических фактов.


65

Иван III. Освобождение от иноземного ига

Комбинированный

1

Знать: что освобождение русских земель произошло при Иване III; роль Ивана III в свержении монголо-татарского ига; историческое значение свержения монголо-татарского ига; основные термины и понятия: пищаль, тюфяк.

Уметь: развивать восприятие, память, внимание, мышление в ходе беседы по оценке исторического действия, события.


66

Укрепление Московского государства

Комбинированный

1

Знать: какие изменения произошли в социально-экономическом развитии Московского княжества; роль Судебника в укреплении власти в стране; отличие дворянства от бояр; основные термины и понятия: монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.

Уметь: объяснить значение новых терминов «монарх», «скипетр», «держава», конкретизировать представления о государственной власти; сравнивать исторические факты; способствовать развитию запоминания и воспроизведению изученного материала.


Повторение (2ч.)

67

Тестирование № 6 по теме «Начало объединения русских земель».

Обобщение и систематизация знаний

1

Знать: о жизни народа, его борьбе за независимость; начале объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Уметь: составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.-


68

Экскурсия в музей

Экскурсия

1

Знать: историю своего села; занятия его жителей; традиции и обряды своих односельчан




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!