22
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 10 класса (базовый уровень) соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «История» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы были использованы авторские программы 1)История. История России. 10-11 классы (авторы: Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, А.Ф.Киселев, В.П.Попов). – М.: Дрофа, 2013; 2) Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. В.И. Уколова, А.В. Ревякин. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2011 г. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» - 68 ч.
УМК: 1) Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко «История: 10 класс. Базовый уровень – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014; 2) В. И. Уколова, А. В. Ревякин. История. Всеобщая история. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2014. Данный УМК соответствует условиям реформы образования Российской Федерации в период введения ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный в 2012 г. Содержание учебников, отражая сложность человеческих отношений и состояние постоянного выбора, в котором оказываются человек и общество, может служить основой для разнообразных по форме занятий, развивая различные компетентности учащихся. Акцент в УМК делается на развитие навыков самостоятельной работы, раскрытие творческих возможностей. Предусмотрены как индивидуальная, так и коллективная деятельность на уроке. В целом методический аппарат учебника позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Учебники позволяют сформировать у учащихся представления о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире.
С целью обеспечения гимназического уровня образования и формирования цельного исторического мышления базовый уровень имеет расширение за счет введения в курс проблемных тем и дискуссионных вопросов
Принцип историзма. Вариативность истории.
Российская цивилизация: Между Западом и Востоком.
Российская историография о роли варягов в создании Древнерусского государства
Святослав: полководец или государственный деятель?
Крещение Руси: дискуссионные вопросы
Роль русско-византийских отношений для политического и культурного развития Руси
Является ли раздробленность необходимым этапом в развитии феодального государства?
Своеобразие политического и культурного развития русских земель в XII-XIII вв.: выявление общерусских начал и региональной специфики
Выбор XIII в.: Запад или Орда
Влияние ордынского ига на формирование российской цивилизации
Борьба Москвы и Твери за политическое главенство в Северо-Восточной Руси в XIV в.
Сравнительная характеристика образования централизованного государства в России и странах Западной Европы
Сопоставление исторической роли Ивана III и Ивана IV
Образ Ивана IV в историографии и искусстве
Смута – время альтернатив
Борис Годунов: первая попытка европеизации России?
Этапы становления крепостного права в России
Реформация в Европе и Раскол в России: аналогии и специфика
Личность и политическая деятельность Петра I в оценках современников и историков
Западное влияние и российские традиции в модернизации Петра I
Проблема кризиса верховной власти эпохи дворцовых переворотов.
Петр I и Екатерина II: сравнительная характеристика
Крестьянские войны в истории России: общие черты, смысл и польза
«Революция сверху» в истории России
Расширение границ России: благо или зло для потомков?
Два императора: Александр I и Наполеон.
«Декабристы разбудили Россию»?
Правительственный либерализм и радикальные общественные движения
Характерные типы русских консерваторов, либералов, революционеров
Российский терроризм XIX в.: цель и средства в соотнесении с результатом
Решение аграрного вопроса в XIX в.: «одним концом по барину, другим по мужику…»
Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. Данные проблемы перечислены выше. По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, незнании фактов или нежелании считаться с ними.
Гимназический компонент при изучении курса истории реализуется путем расширения изучаемого материала за счет:
хорошей базовой подготовки учащихся, прошедших конкурсный отбор;
кругозора и логических способностей гимназистов;
использования информационных компьютерных технологий при проведении уроков;
изучения тем по блокам;
развития самостоятельного мышления учащихся;
развития универсальных навыков и приемов.
История – важный мировоззренческий предмет, при изучении которого формируется общественное мышление, развивается эрудиция и культура, способность к самостоятельности суждений, активизируется познавательная деятельность. На основе глубоких знаний о прошлом развиваются навыки сопоставления и аргументации, понимание логики исторического процесса, умение ориентироваться в сферах внутренней и внешней политики, в идеологии, экономике и т.д., развивается умение выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Одна из главных задач, которая поднимается в ходе изучения истории в гимназии – не просто прочитать параграф учебника, но подняться на новую, более высокую ступень познания и развития. Изучение истории – не пассивное запоминание фактов и их оценок, но умение самостоятельно разобраться в обилии сведений и мнений, установить причинно-следственные связи между событиями, сравнить их с другими и дать оценку, учесть такой важный субъективный фактор истории как историческая личность. Гимназический подход к изучению истории предполагает отказ от узкой установки на кратковременное запоминание материала, для объективного освещения и понимания событий, всего исторического процесса нужен солидный багаж знаний, которые ученик получает не только на отдельных уроках истории, а в ходе всего обучения, в том числе и на других предметах. Исторический процесс многомерен и противоречив. Он базируется на различных социально-экономических условиях, захватывая миллионы людей. Следовательно, он никогда не бывает однороден. Поэтому на уроках истории в гимназии происходит отказ от одномерного, прямолинейного мышления, которое всё воспринимает исключительно либо с позитивным, либо с негативным знаком. Безусловно, ученик имеет право на пристрастие и субъективность, но он обязан, во-первых, осознавать свою субъективность, во-вторых, знать и учитывать другие концепции по данному вопросу, и, в-третьих, отстаивать свою позицию убедительными аргументами с опорой на конкретные факты, не полагаясь только на эмоции. Таким образом, речь идет о необходимости осмысления материала, а не его механическом заучивании. Данная позиция достигается за счет:
предварительного ознакомления с новой темой (во время проверки домашнего задания)
работа над темой всегда должна сопровождаться письменной фиксацией, которая дает возможность выделения главного, обобщения, построения причинно-следственной цепочки, а, главное, представляет наглядно результат мыслительной деятельности
в ходе изучения новой темы учащийся является активным звеном, а не пассивным слушателем, возникает возможность столкновения мнений учащихся и, таким образом, возникает необходимость вывода
при изучении тем блоками появляется возможность использования проблемных вопросов, а построение курса (всемирная история история России) позволяет проводить сравнения, активизировать знания по предыдущему материалу и, опять-таки, подводит к необходимости вывода
также в гимназии имеется возможность изучения материала не по одному учебнику и активно использовать библиотеку СПГ.
Одна из главных задач уроков истории в СПГ (а также всех других предметов) – подготовка человека мыслящего, который может использовать весь багаж знаний, вне зависимости от выбранной профессии за счет:
четкого распределения материала (математическая логика)
поиска причинно-следственных связей (диалектика исторического развития, многомерное мышление)
аналогия, обобщение (ассоциативное, творческое мышление)
Повышенный уровень образования достигается за счет осмысления материала, а не его заучивания.
Документы.
Основными документами, лежащими в основе разработки программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ, вступившими в силу с 01.09.2016;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции от 17.07.2015;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016 №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (новая редакция), утвержденный Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о1.07.2015 № 911-ПГ;
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» утвержденная 01.09.2015 в действующей редакции с изменениями, внесенными Приказом директора гимназии №173 от 30.08.2016;
Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»:
Положение об элективных курсах, принятое Педагогическим советом гимназии (Протокол №2 от 09.11.2012) и утвержденное директора гимназии, Приказ № от 12.11.2012.
Положение о промежуточной аттестации, утвержденное директором гимназии, Приказ №240 от 14.12.14.
Цели и задачи изучения курса
Изучение истории в средней (полной) школе базируется на знаниях, полученных учащимися в рамках учебного предмета «История» в 7-9 классах гимназии. Цели данного курса:
углубить и развить знания учащихся по истории, полученные в рамках первого концентра исторического образования, за счет более глубокого освещения актуальных проблем содержания курса, раскрытия многомерности исторического процесса;
способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся, как важнейшей задачи обучения в школе; развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых компетенций;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи курса истории в средней (полной) школе:
воспитательная:
воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой;
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развивающая:
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
развитие способностей синхронизировать события мировой и российской истории, рассматривать историю как многофакторный процесс;
образовательные:
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у обучающихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления сточки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории c древнейших времен до ХIХ в.; соотносить хронологию и проблематику истории России и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории России и других государств c древнейших времен до ХIХ в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в c древнейших времен до ХIХ в.;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий эпохи в истории России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (создание феодального государства, стадии его развития, крестьянские движения, роль города в средние века, развитие общественной мысли и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории c древнейших времен до ХIХ в.;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую.
Метапредметные результаты изучения истории в 10 классе выражаются в следующих качествах:
- уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать деятельность, использовав все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, учитывать позиции других участников образовательного процесса;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; быть способными и готовыми к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою позицию, использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты изучения истории в 10 классе:
- иметь сформированные знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представление об историографии;
- владеть системными историческими знаниями, понимать место и роль России в мировой истории;
- владеть приемами работы с историческими источниками;
- иметь сформированные умения по оцениванию различных исторических версий;
Уметь применять исторические знания в практической и общественной деятельности, общении;
- владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- владеть навыками проектной деятельности с привлечением различных источников.
Организация контроля
Обязательные формы и методы контроля | текущий контроль (устный или письменный опрос) тематический контроль (самостоятельная работа, тест или зачет) итоговый контроль (экзамен по выбору учащихся) |
Внеурочная деятельность | |
Государственные нормы оценки знаний.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.
Оценка «два» | Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. Комплекс знаний и умений, проверяемый на экзамене, освоен недостаточно. Освоены лишь единичные элементы содержания истории. Нет знания и понимания значительной или основной части программного материала в пределах поставленных вопросов или в наличии только слабо сформированные и неполные знания. Отсутствует умение применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не могут быть исправить даже при помощи учителя. Полностью не усвоил материал. Ответ отсутствует. Письменная работа не выполнена или не сдана. |
Оценка «три» | Усвоено основное содержание учебного материала, имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Освоена определенная часть элементов содержания и проверяемых умений. В том числе – поиск информации в источнике, хронология событий, факты, понятия. Частично выполнены отдельные задания на соотнесение двух рядов информации, умение группировать факты. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дано неточное, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допущены ошибки при их изложении. Существуют затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Ответ дается неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но нет достаточного понимания отдельных положений, имеющих важное значение в этом тексте. |
Оценка «четыре» | Показано знание всего изученного программного материала. В усвоении материала присутствуют незначительные ошибки и недочеты, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Допущены незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и учащийся может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Дан правильный ответ на дополнительные вопросы учителя. Нет достаточного навыка работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допущены негрубые нарушения правил оформления письменных работ. |
Оценка «пять» | Материал усвоен в полном объеме, показано глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей, изложение логичное, последовательное, четкое, используется специальная терминология, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с ответом. Материал излагается литературным языком, при ответе учащийся не повторяет дословно текст учебника, дается правильный и обстоятельный ответ на дополнительные вопросы учителя. По всем разделам освоен весь комплекс знаний и умений, проверяемых в заданиях базового и повышенного уровня. Умение составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами. Самостоятельное и аргументированное проведение анализа, обобщения, подведение итогов. Умение проводить межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; Самостоятельное и рациональное использование справочные материалы, учебника, дополнительной литературы, первоисточников, СМИ, и других информационных ресурсов. Самостоятельное применение полученных знаний в решении проблем на творческом уровне. Допускается не более одного недочета, который легко исправляется по требованию учителя. |
Оценивание тестов
Оценка "5" - 100 -90%
Оценка "4" - 89- 70%
Оценка "3" - 69-45%
Оценка "2" - 44-0%
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо учитывать:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни и личного опыта) не в контексте задания. Работа не выполнена, работа не сдана.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для учащихся
Обязательные
Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История: История России. 10 класс. Базовый уровень – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014
Уколова В.И., Ревякин А.В. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014
Дополнительные
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История. История России. 10 класс. Углубленный уровень. В 2ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2013
Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. М.: Просвещение, 2012
Буганов В.И., Зырянов П. Н., Сахаров А. Н. История России, конец XVII - XIX век. 10 класс. М.: Просвещение, 2012
Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2005
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989
Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994
Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М., 1994
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1993
Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999
Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995
Борисов Н.С. Иван III. М., 2001
Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв. М., 1986
Гордин Я.А. События и люди 14 декабря. М., 1985
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IX – XII вв. М., 1998
Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1966
Зверев В.В. Народники в истории России. М., 2002
Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…». СПб., 1992
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. М., 1999
Карпов А. Владимир Святой. М., 1997
Карпов А. Владимир Мономах. М., 2005
Ляшенко Л.М. Александр II. М., 2003
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1994
Павленко Н.И. Петр I. М., 2000
Павленко Н.И. Стратси у трона. История дворцовых переворотов. М., 1996
Павленко Н.И. Екатерина II. М., 2000
Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974
Песков А.М. Павел I. М., 1999
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1997
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск, 1987
Седов П.В. Закат Московского царства. СПб., 2006
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 2002
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989
Янин В.Л. Я послал тебе бересту… Любое издание
Для учителя
Альдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. М., 1996
Анисимов Е. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. Елизавета Петровна. — М., 2002.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.
Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
Барг М. А. Категории и методы исторической науки. -М., 1984.
Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. -М., 1987.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. -М., 1987.
Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
Брандт М. Ю., Ляшенко Л. М. Введение в историю. -М., 1994.
Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. — М., 1988.
Введение христианства на Руси. — М., 1987.
Великие социальные революции XVII—XVIII вв. М., 1990.
Вострышев М. Московские обыватели. — М., 2003.
Галкина Е. С., Родригес А. М. Кочевая периферия восточных славян и Руси (этнополитические процессы). — М., 2003.
Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.
Государственные деятели России XIX — начала XX в. Биографический справочник / сост. И. И. Линьков [и др.]. — М., 1995.
Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.
Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». — М., 1993.
Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. -М., 1985.
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М., 1969.
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М., 2001.
Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М., 2001.
Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. — М., 1989.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХIII – XIV вв. — М., 1985.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
Зайончковскии П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1958.
Захаров В. Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII—начале XIX в. — М., 2002.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856—1861 гг. — М., 1984.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М., 1991.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1960.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых. — М., 1992.
Историография истории нового времени стран Европы и Америки. — М., 1992.
История Европы. — М., 1988—1994.—Т. 1—4.
История крестьянства в Европе. — М., 1985.
Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.
Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII в. — М., 1966.
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984.
Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Руси XV—XVIII вв. — М., 1985.
Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
Ковалъченко И. Д. Методы исторического исследования. -М., 2003.
Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2004.
Козляков В. Марина Мнишек. — М., 2005.
Крещение Руси в трудах русских и советских историков. — М., 1988.
Культура России: IX—XX вв.: учебное пособие. - - М., 1996.
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.
Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762— 1914 гг. — М., 1995.
Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. — М., 1987.
Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.
Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
Малышева О. Г. Отечественная историческая наука на рубеже Х1Х-ХХ вв. — М., 2002.
Манфред А. 3. Наполеон Бонапарт. — М., 1980.
Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.
Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXI века. — М., 2005.
Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
Могилъницкий Б. Г. Введение в методологию истории. -М., 1989.
Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
Москва. Быт Х1У-Х1Х веков. — М., 2005.
Мыльников А. Петр III. — М., 2002.
Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
Очерки русской культуры XIX в.: общественно-культурная среда. — М., 1998.-Т. 1.
Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 1990.
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 1988.
Панова В. Г., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М., 1990.
Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России: 1783—1883. — М., 1986.
Песков А. М. Павел I. — М., 2003.
Пирумова Н. Л. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. — М., 1986.
Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. — М., 1997.
Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в.: принятие христианства. — М., 1988.
Рассказы по истории Средних веков / под ред. А.А.Сванидзе. — М., 1996.
Романов Б. А. Люди- и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966.
Российские консерваторы. — М., 1997.
Российские самодержцы (1801 — 1917). — М., 1991.
Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.
Румянцева М. Ф. Методология истории. — М., 2002.
Русская Америка. — М., 1996.
Русская художественная культура второй половины XIX в.: диалог с эпохой. — М., 1996.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв. — М., 1982.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
Самые знаменитые изобретатели России. — М., 2000.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в ХIV – XVII вв. — М., 1969.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая половина X в.). — М., 1980.
Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975.
Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.
Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э.—первой половине I тысячелетия н.э. — М., 1993.
Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. — М., 1990.
Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч. М., 1997.-Ч. 1.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 1956.
Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М., 1975.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991.
Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2003.
Троцкий И. III Отделение при Николае I. — Л., 1990.
Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. -М., 2000.
Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997.
Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — М., 1998.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
Христофоров И. А. «Аристократическая» оппозиция Великим реформам: конец 1850-х —середина 1870-х гг. М., 2002.
Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.
Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в XVI - XVII вв. — М., 1978.
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси. — М., 1960.
Что нужно знать о народах России: справочник. М., 1999.
Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. - М., 1991.
Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: учеб, пособие.
Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.
Образовательные ресурсы сети Интернет
Сайт Конституции Российской Федерации: http://constitution.garant.ru/history/active/
Раздел «Список актов конституционного значения 1600-1918 гг.»
Культура России: www.russianculture.ru
Сайт «Русь древняя и удельная»: www.avorhist.narod.ru
Разделы «Источники», «Публикации», «Ссылки»
Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/
Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://ege.edu.ru/
Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
Проект «Хронос» http://www.hrono.info/
Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/
Российская империя в фотографиях http://all-photo.ru/empire/
Мир словарей: http://mirslovarei.com/
Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала: http://historydoc.edu.ru
Виртуальный музей декабристов: http://decemb.hobby.ru
Герои страны: патриотический интернет-проект: http://www.warheroes.ru
Династия Романовых: http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Интернет-проект "1812 год": http://www.museum.ru/museum/l 812/
История России с древнейших времен до наших дней: http://rushistory.stsland.ru
Образование Киевской Руси: http://oldru.narod.ru
Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал: http://www.istrodina.com
Этнография народов России: http://www.ethnos.nw.ru
Всемирная история Historic.Ru: Всемирная история: http://www.historic.ru
Биография.Ру: биографии исторических личностей: http://www.biografia.ru
Великая французская революция: http://liberte.newmail.ru
Всемирная история в лицах: http://rulers.narod.ru
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова: http://lesson-history.narod.ru
«History Net/Интернет для историков» http://edu.tsu.ru/historynet/index.htm
«Я помню» http://iremember.ru/
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru/
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/
Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/
Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru/
Подготовка к ЕГЭ
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2016
ЕГЭ-2017: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, 2016.
История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 (Серия «Контрольные измерительные материалы).
ЕГЭ-2017: История / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Астрель, 2016.
Сдаем единый государственный экзамен: История / ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Дрофа, 2016.
ЕГЭ-2017. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). История/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Эксмо, 2016.
ЕГЭ-2017. История России. Методические материалы/ ФИПИ автор- составитель: Я.В. Соловьев - М.: Эксмо, 2016.
Единый государственный экзамен 2017. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Интеллект-Центр, 2016.
ЕГЭ-2017. История/ ФИПИ авторы составители: Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина – М.: Астрель, 2016.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2016. История/ ФИПИ авторы составители: Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина – М.: Астрель, 2016.
Пазин Р.В. История России. 10 класс. Тесты для промежуточной аттестации. – Ростов н/Д.: Легион, 2016