СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по истории для обучающихся 6-х классов с ОВЗ, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту, в том числе с использованием дистанционных технологий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по истории для 6 класса
основной школы
(базовый уровень)
(домашнее обучение)
Составитель – учитель истории и социальных дисциплин
Сумкина Анна Александровна
Высшая квалификационная категория
2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень), Федерального базисного учебного плана, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год, Учебного плана МБОУ «СОШ № 1», авторской программы «История средних веков» под редакцией Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, Примерных программ по истории основного общего образования (базовый уровень), составители: А. А. Данилова и Л. Г. Косулина. Программы для общеобразовательных учреждений. «История России с древнейших времён до конца 16 в. 6 кл.» М.: Просвещение, 2008г., требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе.
В программе представлен интегративный курс: всеобщей истории эпохи Средневековья и Истории России с древнейших времён до конца XVI в.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья, которым по медицинским показаниям рекомендовано домашнее обучение (но с абсолютно сохранённым интеллектом), в том числе с использованием дистанционных технологий. В связи с этими рекомендациями и специальным Учебным планом для таких учащихся предусмотрена укороченная нагрузка в 1 час в неделю, соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа (16 часов на изучение всеобщей истории и 18 часов на изучение истории России).
Данная программа ориентирована на УМК:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. Под ред. А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2012 г.
2. А. В. Игнатов. Всеобщая история. История средних веков. Методические рекомендации (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского). М.: Просвещение, 2012.
3. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 кл. М.: Просвещение, 2012.
4. Атлас и контурные карты по истории Средних веков. М., Дрофа, ДИК, 2012 г.
5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М.: «Просвещение», 2013. Серия «Сферы»
6. А. А. Данилов, А. В. Лукутин, И. А. Аратасов. История. России с древнейших времен до конца ХVI века. Тетрадь-тренажёр. 6 класс. М.: «Просвещение», 2013. Серия «Сферы»
7. И. А. Артасов. История. России с древнейших времен до конца ХVI века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс. М.: «Просвещение», 2013. Серия «Сферы»
8. История. России с древнейших времен до конца ХVI века. Иллюстрированный учебный атлас. 6 класс/Под ред. А. А. Данилова.
9. А. А. Данилов. История. России с древнейших времен до конца ХVI века. Рассказы по истории. 6 класс. М.: «Просвещение», 2013. Серия «Сферы»
10. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Данилова (1DVD)
11. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочное тематическое планирование. 6 класс. Под ред. А. А. Данилова. М.: «Просвещение», 2009 г.
12. А. В. Лукутин, В. В. Тороп. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные методические рекомендации. 6 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• формирование ценностных ориентаций и убеждений в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Интегративная цель изучения курса отечественной истории в 6 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути нашей страны в IX-XVI вв., ее социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Курс призван внести свой вклад в формирование исторического сознания учащихся как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления об истории, личностные эмоционально-чувственные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, стоящих перед педагогом и учащимися:
• показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
• изучение источников знаний о прошлом;
• изучение исторического летоисчисления;
• изучение исторической карты;
• усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории России IX-XVI вв.;
• усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
• формирование на основе личностно-эмоционального осмысления отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, позитивному разрешению возникающих противоречий;
• гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.
В основу курса положен ряд научно-исторических, дидактических, методических принципов и требований.
1) Курс истории в основной школе должен опираться на современные представления, сложившиеся в исторической науке, отвечать требованию научности, доступности, учета возрастных особенностей учеников 6 класса.
2) Курс истории в основной школе должен включать в себя сопоставление альтернативных оценок и подходов к анализу ключевых явлений и процессов, событий и исторических личностей.
3) Учащиеся должны получить представления обо всем многообразии исторического бытия России и мира в IX - XVI вв.
4) Содержание курса учитывает необходимость реализации межпредметных и внутрикурсовых связей.
5) Изучение истории предполагает широкое использование разнообразных исторических источников.
6) Изучение истории в основной школе основано на сочетании систематичности с образностью.
Структура курса подчинена хронологическому принципу, что в полной мере отвечает специфике основной школы, закладывающей первоначальные представления об истории средневекового мира и истории нашей страны в IX-XVI вв.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как: проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная (в том числе с использованием дистанционных технологий).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
II. Содержание рабочей программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (16 ч)
Раздел I. Раннее Средневековье (6 ч)
Становление средневековой Европы в VI—XI вв. (3 ч)
Что изучает история Средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Древние германцы и Римская империя. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
Королевство Франков и христианская церковь. Франки (расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство). Появление государства. Феодалы и крестьяне. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Организация церкви. Монастыри и монахи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье; англосаксы и нормандское завоевание. Складывание феодальных отношений в странах Европы.
Византийская империя и славяне в VI—XI вв. (2 ч)
Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. (1 ч)
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.
Раздел II. Расцвет Средневековья (3 ч)
Феодалы и крестьяне. (1 ч.)
Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Европейское рыцарство (образ жизни и правила поведения).
Средневековый город в Центральной и Западной Европе. (1 ч.)
Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Быт горожан. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города-республики.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (1 ч.)
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Крестовые походы. Ереси и преследование еретиков.
Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч)
Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. (3 ч)
Франция. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные штаты. Образование централизованного государства.
Англия. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. Социальные выступления.
Столетняя война. Причины и итоги. Жанна д'Арк.
Обострение социальных противоречий в XIV в. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста. Сословные монархии. Объединение Кастилии и Арагона.
Германия и Италия в XII – XV вв. (1 ч.)
Усиление власти германских князей. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов. Расцвет итальянских городов.
Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (1 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны, их значение.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Турки-османы и их завоевания на Балканах. Падение Византии.
Культура стран Европы в XI—XV вв. (2 ч)
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Сословный характер культуры. Быт и праздники.
Наука и образование. Появление университетов. Церковные школы. Развитие знаний и церковь.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре (архитектура, скульптура, живопись).
Развитие наук и техники. Начало книгопечатания в Европе. Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм.
Раздел IV. Вдали от Европы (1 ч)
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 ч)
Китай. Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей.
Индия. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат.
Культура народов Востока. Культура правителей и культура подданных. Традиционные искусства и ремесла. Архитектура. Литература (поэзия).
Доколумбова Америка. Народы Америки. Государства. Культура.
Африка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ. РОССИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДОКОНЦА XVI В.» (18 ч)
1. РУСЬ ДРЕВНЯЯ (5 ч.)
Введение. Что изучает история Отечества.
Восточные славяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Особенности управления и военной организации.
Соседи восточных славян. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь «из варяг в греки».
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение.
Первые киевские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности.
Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и образ жизни земледельческого населения и горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ (5 ч.)
Начало дробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Устав Владимира Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.
Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке, Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.
Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич, Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в ХII-ХIII вв. Особенности культуры ХII-ХIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве», Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покров а Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
III. РУСЬ МОСКОВСКАЯ (8 ч.)
Усиление Московского княжества. Москва - центр борьбы с Ордой. Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.
Московское государство в конце XV - начале XVI в. Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума.
Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне, Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва - Третий Рим» - попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.
Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические. итоги развития Русского государства в начале ХVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.
Опричнина и итоги правления Ивана IV. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны.
Русская культура в XIV-XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи минеи. Домострой. Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства.
Быт XIV - XVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.
Итоговое повторение и обобщение. Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование главы | Количество часов |
1 | Раннее средневековье | 6 |
| 2.1. Становление средневековой Европы в VI—XI вв. | 3 |
| 2.2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. | 2 |
| 2.3. Арабы в VI-XI вв. | 1 |
2 | Расцвет Средневековья | 3 |
| 3.1. Феодалы и крестьяне. | 1 |
| 3.2. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 1 |
| 3.3. Католическая церковь. Крестовые походы | 1 |
3 | «Осень» Средневековья | 6 |
| 4.1. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 3 |
| 4.2. Германия и Италия в XI – XIV вв. | 1 |
| 4.3. Культура стран Европы в XI—XV вв. | 2 |
4 | Вдали от Европы | 1 |
| 4.1. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 |
5 | Русь Древняя | 5 |
6 | Политическая раздробленность Руси | 5 |
7 | Русь Московская | 8 |
| Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (6 КЛАСС)
№
| Тема и тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Оснащение урока (в том числе ЦОРы) | Дата | |||
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | По плану | Фактически | ||||
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI века). (3 ч.) | ||||||||
1 | Что изучает история Средних веков. Образование варварских королевств. Христианская церковь . Урок изучения нового материала | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Занятия, хозяйственное и общественное устройство древних германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Называть хронологические рамки средневековья. Умение работать с лентой времени. Умение анализировать ист. источники и делать выводы. Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Умение использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. | Сопоставление хронологических рамок «древнего мира» и «средних веков». Показать взаимосвязь веры в богов, с одной стороны и природных условий и занятий германцев, с другой стороны Сравнить власть короля и власть вождя | § 1,2, контурная карта 1 (зад. 1, 2), термины, индивидуальные задания | Карты «Европа в V – VII вв.», «Европа в VIII – IX вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
2. | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность в IX—XI веках. Комбинированный урок | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | На основе изученного материала определять причины и следствия событий | Причины распада империи Причины феодальной раздробленности | § 3, 4, даты, индивид. задания, контурная карта 1 (зад. 3 – 9) | Карта «Европа в X – XI вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
3. | Англия в раннее Средневековье. Комбинированный урок | Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Умение рассказывать. Умение использовать дополнит. материал по теме | | § 5, термины, вопросы и задания, план | репродукции, иллюстрации учебника, карточки с заданиями |
|
|
Тема 2. Византийская империя и славяне вVI—XI веках. 2 ч. | ||||||||
4. | Византия при Юстиниане. Культура Византии. Изучение нового материала | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов | Сравнение с Западной Римской империей Умение анализировать и сравнивать исторические факты | Почему Восточная Римская империя сохранила свою целостность, а Византия укрепила её государственность? Сравнение развития культуры в Западной Европе и в Византии | § 6, 7, контурная карта 2, термины, индивид. задания | Карта «Византийская империя и славяне в V – XI вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
5. | Образование славянских государств. Комбинированный урок | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Умение самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план | Выполнение заданий в Рабочей тетради | § 8, термины, вопросы и задания | Карточки с заданиями, репродукции |
|
|
Тема 3. Арабы в VI—XI веках. (1 ч). | ||||||||
6 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Комбинированный урок | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. Образование, наука, литература, искусство, медицина. | Умение объяснять влияние природного фактора на образ жизни, занятия и историю. Знание основ вероучения ислама, понимание его роли в создании Арабского государства. Умение объяснить причины распада Арабского халифата. Рассказывать о развитии культуры в странах халифата | Работа с контурными картами. Подготовка сообщений о развитии образования, науки и литературы Выделить особенности и ценности культуры Арабского Востока | §9, 10, контурная карта 3, термины, индивид. задания | Карта «Арабы в VI – XI вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (1 ч.) | ||||||||
7 | В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели. Комбинированный урок | Замок феодала. Жизнь и быт феодалов. Рыцарство. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Умение раскрывать суть отношений внутри феодального класса. Описывать условия, образ жизни, занятия феодала и зависимого крестьянина с помощью текста, иллюстраций в учебнике и доп. материала | Составление рассказа «День феодала» Сравнение положения зависимого крестьянина с положением раба | § 11, 12, термины, индивид. задания | репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (1 ч.) | |||||||||
8 | Формирование средневековых городов. Торговля. Городское ремесло. Комбинированный урок | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Борьба с сеньорами. Коммуны. Зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан Жизнь и быт горожан. | Умение объяснять логическую связь между развитием хозяйства, феодальными отношениями и возникновением городов как поселений ремесленников. Знать основные понятия, понимать особенности ремесла как производства. Уметь объяснять изменение роли ремесленного цеха со временем. Понимать особенности ср.век. торговли. Описывать облик средневекового города. | Сравнить натуральное и товарное хозяйство Составить рассказ «Средневековый город» | § 13 - 15, термины, индив. задания. | репродукции, иллюстрации учебника |
|
| |
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы. (1 ч.) | |||||||||
9 | Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Комбинированный урок | Разделение христианства на католицизм и православие. Источники богатства церкви. Светские правители и церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов и их последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Объяснять причины раскола христианской церкви, источники богатства. Раскрывать причины возникновения ересей. Раскрывать причины и последствия | Определение участников крестовых походов | § 16, 17, термины, индив. Задания, контурная карта 4 | Карта «Европа XI – начале XIII вв. Крестовые походы», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV века). (3 ч.) | |||||||||||||
10 | Объединение Франции. Начало своих свобод в Англии. Урок изучения нового материала | Усиление королевской власти. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским папой. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Называть характерные черты сословно-представительной монархии Умение сравнивать | Почему королевская власть пользовалась поддержкой тех или иных слоёв населения? Выявить общее и особенное в сословной монархии Франции и Англии | § 18, 19, знать лексические значения крылатых фраз, индив. задания. | репродукции, иллюстрации учебника |
|
| |||||
11 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Комбинированный урок | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Жанна Д' Арк. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение объединения Франции и усиление королевской власти. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность. Называть причины, цели восставших, действия и итоги Объяснить причины укрепления централизованного государства во Франции и в Англии. | Рассказать о событиях войны с помощью карты. Сравнение восстаний Выявить существенные черты централизованного государства. Сравнение централизованных государств в Англии и во Франции | § 20, 21, контурная карта 5, термины, индивид. задания | Карта «Европа в XIV – XV вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
| |||||
12 | Реконкиста. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Комбинированный урок | Государства Пиренейского полуострова. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Политическое развитие Германии. Политическая раздробленность. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Культура итальянских городов. | Показывать на карте государства Пиренейского полуострова. Объяснять понятие «реконкиста» и причины образования самостоятельных государств: Испании и Португалии Умение анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное | Сравнение кортесов с парламентом и генеральными штатами Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованное государство | § 22, 23, даты, контурная карта 8а, индив. задания | Карта «Европа в XIV – XV вв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
| |||||
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (1 ч.) | |||||||||||||
13 | Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Комбинированный урок | Чехия в XIV веке. Национальное движение в Чехии. Ян Гус. Ян Жижка. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Объяснять понятия темы, характер национального движения в Чехии. Ход и результаты | Охарактеризовать взгляды Яна Гуса. Раскрыть причины успехов таборитов | § 24, 25, контурная карта 8б, термины, даты, индив. задания. | Карта «Европа в XIV – XVвв.», репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
Тема 9. Культура Западной Европы в XI—XV веках. (2 ч.) | ||||||||
14 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Комбинированный урок | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Сословный характер культуры. Быт и праздники. Появление университетов. Церковные школы Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре. Скульптура и живопись | Умение работать с текстом Раскрывать особенности стилей, умение работать с разными источниками информации | Показать изменения, произошедшие по сравнению с ранним средневековьем | § 26-28, термины, индивид. задания, сообщения. | репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
15 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Комбинированный урок | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и техники. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство Раннего Возрождения | Показать изменения, произошедшие по сравнению с ранним средневековьем | § 29, 30, даты, индив. задания | репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (1 ч.) | ||||||||
16 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Комбинированный урок | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая и её влияние на мировую культуру. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Народы Америки. Культура доколумбовой Америки, её общемировая значимость. Культура народов Африки их быт и жизнь | Понимать особенности развития. Рассказывать о развитии и значении культуры | Умение составлять сложный план | § 31, 32, контурная карта 9, термины, даты, индив. задания | репродукции, иллюстрации учебника |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (6 КЛАСС)
№ | Тема и тип урока | Цель | Основное содержание | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Оснащение урока (в том числе ЦОРы) | Дата | |
По плану | Фактически | |||||||
Тема 1. Русь Древняя (5 ч.) | ||||||||
1.
| Введение. Восточные славяне в древности Изучение нового материала | Знакомство с новым учебным предметом «История России»; со структурой УМК. Сформировать у учащихся общие представления о происхождении и расселении восточнославянских племен, их занятиях, верованиях и системе управления; продолжить формирование умений работы с исторической картой. | Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни славян. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Понятия: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, идол, старейшина, вождь, вече, родовая община, вервь, народное ополчение | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами | Учебник, § 1, с. 8-9, выполнить задания тетради- тренажера | Учебник, с. 4-6 Рассказы по истории, с. 4-5 Атлас, с. 1 Электронное приложение (1) |
|
|
2.
| Соседи восточных славян. Формированье древнерусского государства Комбинированный урок | познакомить учащихся с народами и государствами, соседствующими со славянами; дать представление об их занятиях; раскрыть процесс взаимовлияния славян и их соседей. рассмотреть предпосылки, причины и этапы складывания государства у восточных славян; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами | Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с соседями. Восточные славяне и Византия. Путь «из варяг в греки». Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Повесть временных лет о призвании варягов. Образование государственных центров - Новгорода и Киева. Начало Древнерусского государства со столицей в Киеве. Организация власти в Древнерусском государстве Понятия: колонизация, государство, каган, каганат, дань, иудаизм, ислам, путь «из варяг в греки», государство, дружина, варяги, Повесть временных лет, князь, полюдье | Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. | Учебник, § 2, 3, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 6 (Соседи восточных славян) Атлас, с. 2, с. 3 Электронное приложение (2) |
|
|
3
| Первые киевские князья. Князь Владимир. Крещение Руси Комбинированный урок | сформировать представления учащихся о деятельности первых киевских правителей, об их внутренней и внешней политике рассмотреть деятельность князя Владимира I, его внутреннюю и внешнюю политику; раскрыть причины и значение принятия Русью христианства. | Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Борьба за киевский престол. Внутренняя и внешняя политика князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Понятия: погост, уроки, реформа, усобица, монотеизм, ислам, иудаизм, христианство, православие, католичество, двоеверие, митрополит, епископ, Церковный устав, ересь. | Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. Выделять особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, выделять отличия новой религии от язычества, определять значение принятия христианства для Руси | Учебник, § 4, 5, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 8-12, 14 Атлас, с. 4, 5 Электронное приложение (4,5) |
|
|
4
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Комбинированный урок | рассмотреть время княжения Ярослава Мудрого, его внутреннюю и внешнюю политику; выявить основные категории населения русского общества; показать влияние экономического развития на общественные отношения. | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Система управления. Укрепление княжеской власти. Внешняя политика Ярослава. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Понятия: княжеские усобицы, Правда Ярослава, Русская Правда, лествичная система, наместник, посадник, династический брак, вотчина, боярин, люди, смерд, закуп, рядович, холоп, народность. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы. | Учебник, § 6, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 16 Атлас, с. 8-9 Электронное приложение (6) |
|
|
5
| Культура и быт Древней Руси Комбинированный урок | сформировать представление о характере древнерусской культуры; определить факторы, повлиявшие на ее развитие; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры, образом жизни и нравами жителей Руси. | Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Ценностные ориентации древнерусского общества. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Начало летописания. Литература. Зодчество, изобразительное искусство, ремесло. Быт и образ жизни различных слоев населения Древней Руси. Понятия: культура, летопись, устав, житие, миниатюра, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, фольклор, боян, сруб, хоромы, зипун, кожух, епанча, понёва. | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры. Сравнивать образ жизни разных групп населения. | Учебник, § 7, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 18 (Просвещение на Руси) Электронное приложение (7) |
|
|
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ (5 ч.) | ||||||||
6
| Начало дробления Древнерусского государства . Главные политические центры Руси Комбинированный урок | проанализировать причины и выявить последствия распада Древнерусского государства. показать, что в период раздробленности в политическом развитии земель проявились различные тенденции, свидетельствующие о начале формирования трех типов государственности; познакомить с деятельностью русских князей. | Причины раздробления Древнерусского государства. Любечский съезд князей и его решения. Правление Владимира Мономаха. Основные положения Устава Владимира Мономаха. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси. Освоение Северо-Восточной Руси; Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв.; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский; возвышение Владимиро- Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо. Природные, хозяйственные, социальные и политические особенности Новгородской земли. Особенности географического положения Галицко- Волынского княжества. Занятие населения. Объединение Волыни и Галича Понятия: политическая раздробленность, усобица, Любечский съезд, удел, монархия, республика, вече, посадник, тысяцкий, владыка, аристократия. | Объяснять причины возникновения раздробленности на Руси, выделять последствия Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. | Учебник, § 8, 9, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 20 (Владимир Мономах) Атлас, с. 8 Электронное приложение (8,9) |
|
|
7 | Нашествие с востока. Отражение удара с запада Комбинированный урок | рассмотреть этапы Батыева нашествия на Русь, раскрыть причины поражения Руси от монголов. показать значение для Руси отпора немецкой и шведской агрессии на северо-западе, объяснить значение Невской битвы и Ледового побоища, рассмотреть борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. | Держава Чингисхана. Сражение на реке Калке. Нашествие Батыя на Русь. Борьба русского народа против завоевателей. Причины поражения Руси от монголов. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва и Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского Понятия: нойон, курултай, нашествие, рыцари-крестоносцы, рыцарский орден, агрессия. | Умение работать с картой. Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). | Учебник, § 10, 11, выполнить индивид. задания | Рассказы по истории, с. 24, 26 Атлас, с. 16-19 Электронное приложение (10, 11) |
|
|
8 | Русь и Золотая Орда Комбинированный урок | показать процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами, определить последствия ордынского владычества, дать представление об организации ордынской власти на Руси. | Образование Золотой Орды. Вассальная зависимость русских земель от Орды. Русь и Орда при Александре Невском. Последствия ордынского владычества, изменения характера княжеской власти на Руси. Понятия: Золотая Орда, улус, ярлык, баскак, «ордынский выход». | Уметь определять сущность и последствия монголо- татарского ига. Работать с документами | Учебник, § 12, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 28 Атлас, с. 16-17 Электронное приложение (12) |
|
|
9 | Русь и Литва Комбинированный урок | дать представление о формировании и характере Литовско-Русского государства, определить характер взаимоотношений русских земель и Великого княжества Литовского в ХIII - XIV вв., показать значение присоединения русских земель к Литве | Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Понятия: католицизм. | Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты | Учебник, § 13, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 30 Атлас, с. 20-21 Электронное приложение (13) |
|
|
10 | Культура русских земель в XII-XIII вв. Комбинированный урок | сформировать представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности, познакомить учащихся с выдаюшимися достижениями русской культуры XII-XIII вв. | Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Понятия: культурные традиции, литературные жанры, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм. | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе | Учебник, § 13, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 32 Электронное приложение (13) |
|
|
ТЕМА 3. РУСЬ МОСКОВСКАЯ (8 ч.) | ||||||||
11 | Усиление Московского княжества. Москва - центр борьбы с Ордой Комбинированный урок | показать процесс возрождения Северо-Восточной Руси в конце ХIII - начале XIV в., раскрыть причины возвышения Москвы, рассмотреть политику московских князей в борьбе за объединение. сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси, рассказать о подготовке и ходе сражения. | Предпосылки объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Иван Калита. Причины возвышения Москвы. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Понятия: трехполье, вотчина, удельные князья, полк, рать | Определять причины и предпосылки создания единого государства. Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Определять роль личности в истории | Учебник, § 15, 16, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 34, 36 Атлас, с. 22-25 Электронное приложение (15, 16) |
|
|
12 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Создание единого русского государства Комбинированный урок | рассмотреть процесс развития Русского государства в период феодальной войны второй четверти ХV в. и взаимоотношений Руси с ее ближайшими соседями. рассмотреть основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, объяснить значение падения ордынского ига в 1480 г. | Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III, Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Понятия: диалект, уния, народность, Стояние на Угре. | Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь устанавливать причинно- следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. | Учебник, § 17, 18, выполнить индивид. задания тетради- тренажера | Рассказы по истории, с. 38 Атлас, с. 24-29 Электронное приложение (17, 18) |
|
|
13 | Московское государство в конце ХV - начале XVI в. Комбинированный урок | сформировать представление о системе управления единым Русским государством в конце XV - начале XVI в. | Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества. Понятия: самодержавие, скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, уезд, пошлина, Дворец, Казна, волость, стан, наместник, волостель, кормление, местничество, поместье, вотчинник, судебник, Юрьев день, казачество. | Умение определять изменения в социально- экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Учебник, § 19, выполнить индив. задания | Атлас, с. 28-29 Электронное приложение (19) |
|
|
14 | Церковь и государство в конце ХV - начале XVI в. Комбинированный урок | сформировать представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества. | Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва - Третий Рим» - попытка духовного обоснования русской самодержавной власти. Понятия: ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие. | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси | Учебник, § 20, выполнить индив. задания | Электронное приложение (20) |
|
|
15 | Реформы Избранной Рады. Внешняя политика Ивана IV Комбинированный урок | рассмотреть начальный период правления Ивана IV, раскрыть сущность основных реформ Избранной рады. сформировать представление об основных направлениях внешней политики Ивана IV. | Боярское правление. Елена Глинская. Венчание на царство Ивана IV. Восстание 1547 г. Избранная рада. Начало Земских соборов. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Основные направления внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Ливонская война. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Понятия: копейка, рубль, царь, венчание на царство, боярское правление, Избранная рада, Земский собор, Стоглав, губной староста, земский староста, стрельцы, засечная черта, острог, ясак. | Уметь устанавливать причинно- следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями | Учебник, § 21, 22, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 40 Атлас, с. 32 Электронное приложение (21,22) |
|
|
16 | Русская культура в XIV-XVI вв. Комбинированные уроки | дать представление о формировании национальной русской культуры в XIV - XVI вв. | Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI вв. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи минеи. Домострой. Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирование национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства. Понятия: полуустав, эпос, исторические песни, хождения (хожения), публицистика, Четьи минеи, энциклопедия, Домострой, шатровый стиль, иконостас, юродивый. | Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Давать характеристику описательную произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения | Учебник, § 23, выполнить индив. задания | Рассказы по истории, с. 42 Электронное приложение (23) |
|
|
17 | Быт в XV-XVI вв. Комбинированный урок | сформировать представление о быте русских людей в XV-XVI вв. | Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза. Понятия: административные здания, кафтан, тулуп, сарафан, козырь, летник, опашень. | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. | Учебник, § 24, с. 72-75, выполнить задания тетради- тренажера | Рассказы по истории, с. 46 (Царская трапеза) Электронное приложение (24) Тетрадь-тренажер, с. 42 (№ 4), с. 54 (№ 4) |
|
|
18 | Итоговое повторение | | Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками | Знать основные положения изученного курса истории России за 6 класс. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Учебник | Атлас Электронное приложение |
|
|
IV. Требования к уровню подготовки выпускников
в результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
• основные виды исторических источников;
• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
• работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);
• работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
• работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
• описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
• анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
• понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
• анализировать причины текущих событий в России и мире;
• высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
• использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся 6 класса:
- по Всеобщей истории (истории средневековья):
1.1. Называть хронологические рамки средневековья.
2.1. Называть:
имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.
5.4. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
- по истории России с древности до к. XVI в.:
1.1. Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1.1; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
3.1. Называть, показывать на исторической карте:
территории расселения восточнославянских племен;
основные древнерусские города;
крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
основные центры собирания русских земель;
территорию Русского государства в XV— XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные черты:
экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положения разных групп населения;
развития русских земель под властью Орды;
политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
5.4. Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно- представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина.
Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.
Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.
6.1. Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV
V. Литература и средства обучения
1. Печатные пособия.
1.1. Литература для учителя.
Сухов В. В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы: дидактические материалы/В. В. Сухов [и др.]. - М.: Дрофа, 2000.
Борисов С. Н. Иван III. – М.: 2006.
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XVI вв. – М.: 1993.
Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX – XVI вв. М.: 1991.
Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. – М.: 2004
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). – М.: 2001
Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьёва для детей. – М.: 1996.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в россии XV в. – М.: 1991.
Зимин А. А. Опричнина. – М.: 2001.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV- XVI столетий. – М.: 1982.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времён Ивана Грозного. – М.: 1982
История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI вв. – М., 1996.
Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. – СПб.: 2009
Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М.: 1989
Кульпин Э. С. Золотая Орда. М.: 2007
Петрухин В. Я., Беляев Л. А. Русь в Средние века. – М.: 2002
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: 2001
Скруынников С. Г. Иван Грозный. – С.: 2007.
Скрынников С. Г. Ермак. – М.: 1992.
Хрестоматия по истории России. В 4 т./Сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: 1994. – т. 1.
Янин В. Л. Очерки истории Средневекового Новгорода. – М.: 2008
1.2. Дополнительная методическая литература.
О. В. Арсланова, К.А. Соловьёв. Поурочные разработки по истории средних веков.
Г.И. Годер, Г. А. Ртищева. Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 кл., 2006 г.
Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков, 2006 г.
Цветкова Г. А. Тематический контроль по истории. Средние века.
Эльфонд И. Я. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. Саратов «Лицей», 2000
Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев. Тесты по истории России.
Л. И. Зверева. Тестовые задания по истории России (с древнейших времён до конца XVIII века). 6 – 7 классы
Интеллектуальные игры для школьников
История России с древнейших времён до конца XVI века. Контрольные задания. Разноуровневые тесты. Кроссворды. Другие дидактические материалы. Н. Ю. Бухарева
Рабочая тетрадь. История России. 6 - 7 класс. Майорова.
И. Я. Лернер. Задачи по истории Отечества. 6-7 класс. К учебнику А. А. Преображенского и Б. А. Рыбакова.
Тесты по истории России с древнейших времён до конца XVI в. к учебнику Сахарова 6 кл. Кишенкова.
Тесты. История России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 и 10 кл. В. М. Кадневский.
2. Наглядные пособия.
2.1. Настенные исторические карты (некоторые карты взаимозаменяемы)
Арабы в VI – XIвв..
Европа в V – VIIвв.
Европа в VI – 1-й пол.VIIвв.
Византийская империя и славяне в V – XIвв. (1 шт.)
Европа в VIII – IXвв.
Европа в XIV – XVвв.
Европа XI – нач.XIIIвв. Крестовые походы.
Европа в X – XIвв.
Российское государство в XVIв.
Образование Российского централизованного государства (XIVв.)
Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIIIв.
Русь в XIIIв.
Русские княжества в XII – XIIIвв. (до нашествия Батыя)
Киевская Русь в IX – XIIвв.
Древнерусское государство в IX – XIвв.
Древнейшие народы и государства на территории нашей страны (IVв. до н. э. - IIв. н.э.)
Первобытнообщинный строй и древнейшие государства в нашей стране.
2.2. Картины, аппликации, альбомы
Картины по истории Средних веков/Под ред. Сказкина
3. Информационно-коммуникативные средства.
Внеклассная работа в школе. История. 5-11 классы. [Электронный ресурс]. - Волгоград. Издательство «Учитель» - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Энциклопедия. История России. 862-1917. [Электронный ресурс]. - М.: «Интерактивный мир» - 1 электрон. опт. диск (СD-RОМ).
Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Электронное приложение. Издательство «Глобус» - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Повторение и контроль знаний. История россии. Интерактивные дидактические материаы. 6 класс. Электронное приложение. Издательство «Планета» - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.history.ru http://www.hist.msu.ru http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/muzeu.htm |
Исторические Фото- документы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html httр://wwwhumаnitiеs.еdu.гu/db/sесt/44/6 http://www.sovr.ru http://www.archeologia.ru http://www.shm.ru http://www.hist.msu.ru/ER http://www.hrono.ru/libris/index.php http://www.kreml.ru/ru | |
Исторические фото- документы, записи песен, гимнов, речей | http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6 | |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolаеv/index.html | |
Презентации | http://viki.rdf.ru http://prezentacii.com/istori http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://ooc-sсhооl.гu http://www.openclass.ru http://www.history.lact.ru http://mirppt.ucoz.ru http://www.proshkolu.ru http://ppt-presentation.ru | |
Справочные и дополнительные материалы по истории | Исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word= lanskiy http://www.rusarchives.ru |
5. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г. Руководитель ШМО ________/Е. В. Шароухова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2015 г. |