СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС к учебнику "История России. 6 класс" Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор

Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/

«__» _________2016 г. «___»__________ 2016 г. Приказ №______ от

Руководитель МО «____» _______ 2016 г.

______/ ___________/



Рабочая программа курса «История России» для 6 класса

на 2016-2017 учебный год

Составила

Учитель истории и обществознания

Омельченко Светлана Александровна




I.Пояснительная записка

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Наряду с Конституцией РФ в основу разработки единой концепции исторического образования положены Послания Президента РФ Федеральному собранию и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи.

Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа РФ, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Методология концепции курса отечественной истории представляет собой определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести:

-исторический подход – как основу формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;

- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;

- диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналей, направлений развития государства и общества;

-общественный, межнациональный и межкультурный консенсус по всем вопросам отбора содержания исторического образования, интерпретации истории России;

- неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов, ценность каждого из них для осмысления современного этапа развития страны;

- реализацию тезиса «Учебники истории не должны быть ареной политической борьбы»;

- толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.

Названные принципы нацеливают систему российского образования на учет геополитических и геостратегических реалий, тех внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия на современном этапе своего развития.

Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Основными задачами концепции выступают:

- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

- определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

- определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования (основная школа (5-9 классы)):

- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурных сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

На основе принятия единой концепции исторического образования будут разработаны учебно-методические комплексы для каждой ступени школьного исторического образования.

Результаты обучения и усвоения содержания курса «История России»

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- познавательный интерес к прошлому своей Родины;

- изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т.д.);

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность (при помощи педагога);

- использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления. С помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

- организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

- определение и использование исторических понятий и терминов;

- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих ее территорию;

- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

- использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностей ориентаций, установок;

- умение различать достоверную и вымешленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление ее результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV –начале XVI в.);

- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Содержание учебного курса «История России»

От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.) (40 часов)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племен тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Русь в конце X – начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и ее роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине XII – начале XIII в. Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIIIXIV в. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и ее влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства. Политическая карта Европы и русских земель в начале XV века. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV века. Василий Темный. Новгород и Псков в XV веке. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Содержание курса реализует учебник История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2016.



Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3.

Тема 2. Русь в IX - первой половине XII вв.

11

4.

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв.

5

5.

Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв.

10

6.

Тема 5. Формирование единого Русского государства

7

7.

Контрольная работа за курс «История России»

1


Итого

40



Календарно-тематическое планирование курса «История России» (40 часов)


п/п

Тема урока

Виды деятельности

(Метапредметные УУД)

Дата

План

Факт

Введение (1 час)

1.

Наша Родина - Россия

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совмест-

ную деятельность с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

2.

Древние люди и

их стоянки

на территории современной России

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.



3.

Неолитическая революция. Первые скотово-

ды, земледельцы, ремесленники

Коммуникативные: формировать навыки учебно-

го сотрудничества в ходе индивидуальной и группо-

вой работы, осознанно использовать речевые средства в соответст-

вии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-

лять план последовательности действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения.



4.

Образование первых

государств

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.



5.

Восточные

славяне и их соседи

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представ-лять результаты своей деятельности в различных формах.



6.

Повторительно-обобщающий

урок по теме 1

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в

ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с задан-

ным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесе-

ния необходимых коррективов.

Познавательные: обобщать информацию, анализировать и делать выводы.



Тема 2. Русь в IX – первой половине XII вв. (11 часов)

7.

Первые известия о Руси

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи,

представлять результаты своей деятельности в различных формах.



8

Становление Древнерусского государства

Коммуникативные: формировать навыки учебно-

го сотрудничества в ходе индивидуальной и группо-

вой работы, осознанно использовать речевые средства в соответст-

вии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-

лять план последовательности действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,

строить логические рассуждения, умозаключения.



9

Становление Древнерусского государства

Коммуникативные: формировать навыки учебно-

го сотрудничества в ходе индивидуальной и группо-

вой работы, осознанно использовать речевые средства в соответст-

вии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-

лять план последовательности действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,

строить логические рассуждения, умозаключения.



10.

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однознач-

ного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.



11.

Русское государство при Ярославе

Мудром


Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи,

представлять результаты своей деятельности в различных формах.



12.

Русь при наследниках Ярослава

Мудрого. Владимир Мономах

Коммуникативные: определять цели и функции участников, спо-

собы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмени-

ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совмест-

ных решений.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять

план выполнения работы; оценивать правильность выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отноше-

ния, выявляемые в ходе исследования учебного материала.



13.

Общественный строй и

церковная организация на Руси


Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представ-

лять результаты своей деятельности в различных формах.



14.

Культурное пространство Европы и

Культура

Древней Руси




Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однознач-

ного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по

одному или нескольким предложенным основаниям.



15.

Повседневная жизнь населения

Коммуникативные: определять цели и функции участников,

способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

обмениваться знаниями между членами группы для принятия

эффективных совместных решений.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять

план выполнения работы; оценивать правильность выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.



16.

Место и роль

Руси в Европе. Повторительно-обобщающий

урок по теме 2

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в

ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с задан-

ным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесе-

ния необходимых коррективов.

Познавательные: обобщать информацию, анализировать и делать выводы.



17.

Урок истории и культуры

родного края в древности

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII вв. (5 часов)

18.

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи,

представлять результаты своей деятельности в различных формах.



19.

Владимиро-Суздальское княжество

Коммуникативные: формировать навыки учебно-

го сотрудничества в ходе индивидуальной и группо-

вой работы, осознанно использовать речевые средства в соответст-

вии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-

лять план последовательности действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,

строить логические рассуждения, умозаключения.



20.

Новгородская республика

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однознач-

ного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по

одному или нескольким предложенным основаниям.



21.

Южные и юго-западные русские княжества

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять

план выполнения работы; оценивать правильность выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.



22.

Повторительно-обобщающий

урок по теме 3



Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совмест-

ную деятельность с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



Тема 4. Русские земли в середине XIIIXIV вв. (10 часов)

23.

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представ-

лять результаты своей деятельности в различных формах.



24.

Батыево

нашествие

на Русь

Коммуникативные: формировать навыки учебно-

го сотрудничества в ходе индивидуальной и группо-

вой работы, осознанно использовать речевые средства в соответст-

вии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-

лять план последовательности действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,

строить логические рассуждения, умозаключения.



25.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однознач-

ного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по

одному или нескольким предложенным основаниям.



26.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Коммуникативные: определять цели и функции участников, спо-

собы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмени-

ваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совмест-

ных решений.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять

план выполнения работы; оценивать правильность выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отноше-

ния, выявляемые в ходе исследования учебного материала.



27.

Литовское государство и

Русь

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совмест-

ную деятельность с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



28.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представ-

лять результаты своей деятельности в различных формах.



29.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.



30.

Развитие

культуры в русских землях

во второй половине XIII – XIV в.

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совмест-

ную деятельность с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



31.

Родной край в истории и

культуре Руси

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного

решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или

нескольким предложенным основаниям.



32.

Повторительно-обобщающий

урок по теме 4

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индиви-

дуальной и групповой работы.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с задан-

ным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесе-

ния необходимых коррективов.

Познавательные: обобщать информацию, анализировать и делать выводы.



Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов)

33.

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале

XV века

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах.



34.

Московское княжество в

первой

половине

XV века

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного

решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или

нескольким предложенным основаниям.



35.

Распад Золотой Орды и его последствия

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



36.

Московское государство и

его соседи во

второй

половине

XV века

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие

однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты

по одному или нескольким предложенным основаниям.



37.

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамот-

но выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: составлять план последовательно-

сти действий, формировать способность сознательно организовы-

вать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: проявлять способность решать творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах.



38.

Человек в Российском государстве

второй

половины

XV века

Коммуникативные: работать в малой группе над об-

щим заданием; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстника-

ми, формируя представление о месте истории в системе

наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учеб-

ной деятельности; соотносить свои действия с планируемы-

ми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать результаты исследова-

ний, фиксировать их результаты.



39.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с

помощью вопросов (познавательная инициатив-

ность), работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать

Учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного

решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или

нескольким предложенным основаниям.



40.

Контрольная работа за курс «История

России»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе

индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с задан-

ным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесе-

ния необходимых коррективов.

Познавательные: обобщать информацию, анализировать и делать выводы.





Описание материально-технического обеспечения

1. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2016.

2.Чернова М.Н. Рабочая тетрадь по истории России. В 2 частях. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016.

3.«Энциклопедический словарь юного историка», Москва «Педагогика-Пресс», 1994 год.

4 «История: внеклассные мероприятия 5-11 классы», автор М.Н. Чернова, издательство «Айрис-пресс», 2009 год.

5.Журнал «Преподавание истории в школе», издательство «Школьная пресса», 1997 год.

6.Журнал «История и обществознание для школьников», издательство «Школьная пресса», 2008 год.

7.Газета «История», издательство «1 сентября», 2009 год.

8. История культуры России IX-XXI веков: теория, словарь, тесты. Подготовка к ЕГЭ. Пособие с электронным интерактивным приложением/ Авт.-сост. Т.Б. Качкина. – М.: Планета, 2015.


Технические средства обучения и ИКТ

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – колонки с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!