СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Изобразительному искусству (5-7 классы) для обучающихся с умственной отсталостью

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Изобразительному искусству для обучающихся с умственной отсталостью. Разработана в соответствии с АООП для обучающихся с УО. Для 5, 6, 7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Изобразительному искусству (5-7 классы) для обучающихся с умственной отсталостью»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР Директор школы

____________ Козловская О.Н. ____________ Тимченко В.И.

Приказ от 01.09.2017г. № 247






Рабочая программа

по изобразительному искусству





5 классы (параллель), 6, 7 классы.









Учитель: Козловская Ольга Николаевна










с. Бея

2017 г

Пояснительная записка


Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;


  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;


  • улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;


  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;


  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;


  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;


  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;


  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.


Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры;

- декоративное рисование;

- рисование на темы;

- беседы об изобразительном искусстве.


Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Рисованию с натуры предшествует изучение изображаемого предмета. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными линиями.


Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для учащихся.


Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты.


Беседы об изобразительном искусстве. В 5-7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события. Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты:


Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.



Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.





Содержание учебного предмета


5 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)


Рисование с натуры – 12 ч.

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.



Декоративное рисование – 12 ч.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).


Рисование на темы – 4 ч.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.



Беседы об изобразительном искусстве – 6 ч.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.









Содержание учебного предмета


6 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)


Рисование с натуры – 12 ч.

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путём показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей, последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определённой последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.


Декоративное рисование – 8 ч.

Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.


Рисование на темы – 7 ч.

Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.


Беседы об изобразительном искусстве – 7 ч.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.




Содержание учебного предмета


7класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)


Рисование с натуры – 14 ч.

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствования навыка правильной передачи в рисунке объёмных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке оттенков изображаемых объектов.



Декоративное рисование – 6 ч.

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приёмов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значение цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.



Рисование на темы – 5 ч.

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приёма загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.



Беседы об изобразительном искусстве – 9 ч.

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.




Тематическое планирование по изобразительной деятельности 5 а класс

2017-2018 учебный год

Тема урока

(тип урока)

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата факт. проведения

1.

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (изучение нового материала).

Просмотр видеофильма «Народные художественные промыслы». Рассматривание изделий из глины, дерева (Жостово, Палех). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.



2.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (комбинированный.)

Демонстрация образцов узоров в полосе (стилизованные ягоды, ветки, листья). Составление узора с применением осевой линии. Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ рисунков.



3.

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Самостоятельная работа. Составление узора с применением осевой линии. Ровная закраска элементов узора. Анализ работы.



4.

Рисование геометрического орнамента в круге (комбинированный).

Демонстрация образцов геометрических орнаментов (построение четы­рёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ выполненной работы.



5.

Рисование простого натюрморта (комбинированный).

Анализ объектов изображения (стакан и яблоко). Сравнение рисунка с объектом изображения. Установление последовательности выполнения рисунка. Передача в рисунке формы, строения и цвета предметов. Анализ.



6.

Рисование симметричного узора по образцу (комбинированный).

Демонстрация симметричного узора «Бабочка». Составление узора с применением осевой линии. Анализ рисунков.




7.

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (ваза керамическая). Сравнение рисунка учащихся с объектом изображения. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Передача объёма предмета. Анализ рисунков.



8.

Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). Рассматривание изделий из керамики. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.



9.

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение правил дорожного движения. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Выполнение рисунка. Анализ рисунков.




10.

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (детская раскладная пирамидка)

Последовательность выполнения рисунка. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ

14.11


11.

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала).

Просмотр видеофильма «Богородская деревянная игрушка». Рассматривание Богородской игрушки («Кузнецы»). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.




12.

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Оформление новогодних пригласительных билетов». Изготовление пригласительного билета из бумаги. Декоративное оформление билета. Анализ выполненной работы.



13.

Рисование на тему «Зимние кружева»

(комбинированный).



Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок).



14.

Рисование на тему «Лес зимой» (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Зимний лес». Выполнение рисунка на голубой бумаге с использованием белой гуаши. Правильное изображение предметов (ближе – дальше).



15.

Рисование новогодних карнавальных очков (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Карнавальные очки». Беседа. Изготовление очков из полоски плотной бумаги размером 10х30 см. Декоративное оформление.



16.

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, семье» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины о школе, семье». Рассматривание картин. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц.




17.

Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала).

Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ.



18.

Рисование на тему «Зимние развлечения» (комбинированный).

Беседа: «Зимние развлечения». Составление композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ




19.

Рисование с натуры цветочного горшка с растением (комбинированный).

Анализ объекта изображения (цветочный горшок с растением). Передача в рисунке формы, строение, пропорции и цвета предмета. Рисование горшка с использованием средней (осевой) линии. Анализ



20.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков.



21.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (часы с прямоугольным циферблатом). Передача в рисунке формы и пропорции предмета. Выполнение рисунка.



22.

Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи.



23.

Декоративное рисование плаката «8 Марта» (комбинированный).

Беседа. Составление сюжетной композиции плаката. Выполнение работы. Анализ работ учащихся.



24.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (коробка). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка.

Анализ рисунков учащихся.



25.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (коробка, повёрнутая к учащимся углом). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков.



26.

Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (комбинированный).

Анализ объекта изображения (скворечник). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся.




27.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный).

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста.



28.

Рисование с натуры игрушки (комбинированный).

Анализ объекта изображения (грузовик). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ.



29.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный).

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста.



30.

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в геометрической форме (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров из растительных декоративно переработанных элементов. Использование шаблона (круг, квадрат). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ учащихся.



31.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния лиц.



32.

Рисование симметричных форм – бабочка (комбинированный).

Демонстрация натуральных объектов (бабочки). Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ



33.

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (одуванчики). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка.



34.

Составление узора в круге с применением осевых линий (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров в круге. Составление узора с применением осевых линий. Выполнение рисунка. Анализ работ учащихся.






Тематическое планирование по изобразительной деятельности 5 б класс

2017-2018 учебный год

Тема урока

(тип урока)

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата факт. проведения

1.

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (изучение нового материала).

Просмотр видеофильма «Народные художественные промыслы». Рассматривание изделий из глины, дерева (Жостово, Палех). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.



2.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (комбинированный.)

Демонстрация образцов узоров в полосе (стилизованные ягоды, ветки, листья). Составление узора с применением осевой линии. Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ рисунков.



3.

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Самостоятельная работа. Составление узора с применением осевой линии. Ровная закраска элементов узора. Анализ работы.



4.

Рисование геометрического орнамента в круге (комбинированный).

Демонстрация образцов геометрических орнаментов (построение четы­рёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ выполненной работы.



5.

Рисование простого натюрморта (комбинированный).

Анализ объектов изображения (стакан и яблоко). Сравнение рисунка с объектом изображения. Установление последовательности выполнения рисунка. Передача в рисунке формы, строения и цвета предметов. Анализ.



6.

Рисование симметричного узора по образцу (комбинированный).

Демонстрация симметричного узора «Бабочка». Составление узора с применением осевой линии. Анализ рисунков.




7.

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (ваза керамическая). Сравнение рисунка учащихся с объектом изображения. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Передача объёма предмета. Анализ рисунков.



8.

Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). Рассматривание изделий из керамики. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.



9.

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение правил дорожного движения. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Выполнение рисунка. Анализ рисунков.




10.

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (детская раскладная пирамидка)

Последовательность выполнения рисунка. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ



11.

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала).

Просмотр видеофильма «Богородская деревянная игрушка». Рассматривание Богородской игрушки («Кузнецы»). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.




12.

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Оформление новогодних пригласительных билетов». Изготовление пригласительного билета из бумаги. Декоративное оформление билета. Анализ выполненной работы.



13.

Рисование на тему «Зимние кружева»

(комбинированный).



Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок).



14.

Рисование на тему «Лес зимой» (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Зимний лес». Выполнение рисунка на голубой бумаге с использованием белой гуаши. Правильное изображение предметов (ближе – дальше).



15.

Рисование новогодних карнавальных очков (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Карнавальные очки». Беседа. Изготовление очков из полоски плотной бумаги размером 10х30 см. Декоративное оформление.



16.

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, семье» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины о школе, семье». Рассматривание картин. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц.




17.

Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала).

Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ.



18.

Рисование на тему «Зимние развлечения» (комбинированный).

Беседа: «Зимние развлечения». Составление композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ




19.

Рисование с натуры цветочного горшка с растением (комбинированный).

Анализ объекта изображения (цветочный горшок с растением). Передача в рисунке формы, строение, пропорции и цвета предмета. Рисование горшка с использованием средней (осевой) линии. Анализ



20.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков.



21.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (часы с прямоугольным циферблатом). Передача в рисунке формы и пропорции предмета. Выполнение рисунка.



22.

Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи.



23.

Декоративное рисование плаката «8 Марта» (комбинированный).

Беседа. Составление сюжетной композиции плаката. Выполнение работы. Анализ работ учащихся.



24.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (коробка). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка.

Анализ рисунков учащихся.



25.

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный).

Анализ объекта изображения (коробка, повёрнутая к учащимся углом). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков.



26.

Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (комбинированный).

Анализ объекта изображения (скворечник). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся.




27.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный).

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста.



28.

Рисование с натуры игрушки (комбинированный).

Анализ объекта изображения (грузовик). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ.



29.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный).

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста.



30.

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в геометрической форме (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров из растительных декоративно переработанных элементов. Использование шаблона (круг, квадрат). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ учащихся.



31.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния лиц.



32.

Рисование симметричных форм – бабочка (комбинированный).

Демонстрация натуральных объектов (бабочки). Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ



33.

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (одуванчики). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка.



34.

Составление узора в круге с применением осевых линий (комбинированный).

Демонстрация образцов узоров в круге. Составление узора с применением осевых линий. Выполнение рисунка. Анализ работ учащихся.






Тематическое планирование по изобразительной деятельности 6 класс

2017-2018 учебный год


Тема урока

(тип урока)

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата факт. Проведения

1.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Народные игрушки – глина, дерево». Рассматривание игрушек из глины и дерева. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.



2.

Составление сетчатого узора для детской ткани (комбинированный).

Демонстрация образцов сетчатых узоров. Построение сетчатого узора с помощью механических средств. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков.



3.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (комбинированный).

Последовательный анализ объектов изображения (яблоко и груша). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ.



4.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (комбинированный).

Последовательный анализ объектов изображения (морковь и огурец). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ.



5.

Декоративное рисование – составление симметричного узора (комбинированный).

Демонстрация симметричных узоров. Составление узора с применением средней (осевой) линии. Выполнение узора. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ.



6.

Знакомство с хакасским орнаментом (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Хакасский орнамент». Выделение основных цветов орнамента. Выполнение заданий презентации (раскрашивание контурного рисунка хакасского орнамента).




Тема урока

(тип урока)

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата факт. Проведения

7.

Самостоятельное составление хакасского орнамента (комбинированный).

Демонстрация образцов хакасского орнамента (слайды презентации). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ уч-ся.



8.

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Живопись». Рассматривание картин, выявление основной мысли художника. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства.



9.

Рисование с натуры игрушки (комбинированный).

Анализ объекта изображения (игрушка по выбору учеников). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ.




10.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный).

Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося). Передача в рисунке формы, цвета и пропорции предметов. Выполнение рисунка. Анализ рисунков.



11.

Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (комбинированный).

Беседа: «Что можно увидеть на стройке». Составление пространственной композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ



12.

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Скульптура». Ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениям




13.

Рисование новогодней открытки (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Новогодние открытки». Составление композиции рисунка. Ровная закраска элементов рисунка. Анализ.



14.

Рисование на тему «Зимние узоры» (комбинированный).

Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок).



15.

16.

Изготовление новогодних карнавальных масок (комбинированный) 2 часа.

Демонстрация образцов карнавальных масок. Вырезание и декоративное оформление карнавальных масок из цветной бумаги. Анализ работ учащихся




17.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (кастрюля и кружка). Передача в рисунке формы предметов. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ рисунков.



18.

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. Назвать изобразительные средства используемые художн.



19.

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (кофейник). Передача в рисунке формы, пропорции и цвета предмета. Анализ рисунков.



20.

21.

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (комбинированный). 2 часа.

Анализ объекта изображения (ваза/кувшин). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ.




22.

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (комбинированный).

Анализ объекта изображения (подсвечник со свечой). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков.



23.

Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи.



24.

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (изучение нового материала).

Построение клеток с помощью линейки. Рисование шрифта. Ровная закраска шрифта с соблюдением контура. Анализ выполненной работы.



25.

26.

Иллюстрирование отрывка литературного произведения (комбинированный).

2 часа.

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Составление композиции рисунка. Выполнение работы.




27.

Рисование по памяти и по представлению (комбинированный).

Беседа «Вид из окна моего дома». Вспомнить элементы пейзажа. Отражение учащимися своего наблюдения в рисунке. Выполнение рисунка. Анализ.



28.

Рисование с натуры птиц (комбинированный).

Анализ объекта изображения (чучело птицы – по выбору). Передача в рисунке формы, пропорции предмета. Анализ.



29.

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (комбинированный).

Беседа: «Птицы весной». Составление пространственной композиции рисунка. Выполнение работы. Анализ.




30.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (глобус). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. Ровная закраска с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков.



31.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания картины, основной мысли художника, эмоционального состояния лиц.



32.

Рисование на тему «Победа!» (комбинированный).

Беседа: «Победа советского народа в ВОВ». Составление пространственной композиции рисунка. Правильное изображение предметов на альбомном листе. Выполнение работы. Анализ рисунков учащихся.



33.

Декоративное оформление почтового конверта (комбинированный).

Демонстрация образцов почтовых конвертов. Изготовление конверта из белой бумаги. Использование в работе канцелярского степлера. Декоративное оформление конверта. Выполнение работы. Анализ выполненных работ учащихся.



34.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (кукла-неваляшка). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков учащихся.





























Тематическое планирование по изобразительной деятельности 7 класс

2017-2018 учебный год


Тема урока

(тип урока)

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата факт. проведения

1.

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (комбинированный).

Последовательный анализ объекта изображения (высокая коробка). Определение положения предмета в пространстве. Сравнение рисунка с объектом изображения. Анализ работы.



2.

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (комбинированный).

Анализ объекта изображения (телевизор, стопа книг и т.п.). Передача в рисунке формы, пропорции, и цвета предмета. Выполнение работы. При раскрашивании – подбор гармонически сочетающихся цветовых оттенков. Анализ.



3.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись, жанры живописи» (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Живопись. Жанры живописи». Представление о работе художника-живописца. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства.



4.

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (комбинированный).

Анализ объектов изображения (эмалированные кастрюля и кружка). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей, положения в пространстве и цвета предметов. Выполнение работы. Анализ рисунков.



5.

Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (комбинированный).

Рассматривание объёмной геометрической фигуры (геометрического тела) –цилиндра. Беседа «Предметы цилиндрической формы» (сыр, торт). Последовательность выполнения рисунка (рисунок учителя на доске). Выполнение работы. Анализ рисунков.





6.

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (комбинированный).

Рассматривание объёмной геометрической фигуры (геометрического тела) - конуса. Определение понятия «усечённый конус». Беседа «Предметы усечённой конической формы вокруг нас». Последовательность выполнения рисунка (рисунок учителя на доске). Выполнение работы. Анализ рисунков.



7.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (подсвечник со свечой). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков.



8.

9.


Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения. Холодная и тёплая цветовая гамма. Композиция» (изучение нового материала).

2 часа.


Просмотр слайдов презентации «Выразительные средства живописи». Определение учащимися солнечного освещения, сумерек, пасмурной погоды на картинах известных художников. Выполнение упражнений на определение холодной и тёплой цветовой гаммы. Составление композиции картины. Определение композиции на картинах известных художников.






10.

Тематическое рисование. Выполнение рисунка на основе наблюдений зарисовок осеннего леса (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Осень в картинах художников». Просмотр картин об осени учащихся прошлых лет. Составление пространственной композиции рисунка. Выбор цветовых оттенков изображаемых объектов. Анализ рисунков.



11.

Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (комбинированный).

Анализ объектов изображения (чайная пара). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предметов. При раскрашивании – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков.



12.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Скульптура. Материал для скульптуры». Виртуальная экскурсия в мастерскую скульптора (инструменты скульптора). Назвать отличие скульптуры от рисунка.



13.

Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Народная скульптура (игрушки)». Материал для изготовления игрушек. Виды росписи народных игрушек: работа с интерактивной доской.



14.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (настольная лампа). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы.



15.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура» (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Архитектура. Стили архитектуры». Беседа «Памятники архитектуры Московского Кремля». Работа с интерактивной доской – назвать стили архитектуры.




16.

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета (комбинированный).

Демонстрация образцов пригласительных билетов (показ слайдов презентации). Изготовление новогоднего пригласительного билета из бумаги. Выполнение работы. Анализ выполненной работы.





17.

Выполнение рисунка на основе наблюдений зарисовок зимнего леса (комбинированный).

Просмотр слайдов презентации «Зима в картинах художников». Просмотр картин о зиме. Составление пространственной композиции рисунка. Выбор цветовых оттенков рисунка. Анализ рисунков учащихся.



18.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Графика: книжная иллюстрация». Основные изобразительные средства графики. Работа с книгой (рассматривание иллюстраций).



19.

Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Элементы оформления книги». Беседа. Демонстрация книги с изображением заставок, буквиц, концовок. Выполнение рисунка элементов оформления книги (по выбору учащихся). Анализ.



20.

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (два яблока разного цвета, лимон). Сравнение рисунка с объектами изображения. Передача в рисунке объёма предметов. Анализ рисунков.




21.

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (помидор, картофель, свёкла). Сравнение рисунка с объектами изображения. Передача в рисунке объёма предметов. Анализ рисунков учащихся.



22.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный).

Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося – башня). Передача в рисунке формы, цвета и пропорции предметов. Анализ.



23.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (ваза, кринка). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы.



24.

Декоративное рисование – составление узора для вазы (комбинированный).

Демонстрация различных узоров для вазы. Составление узора с применением средней (осевой) линии. Выполнение узора. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ.



25.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объекта изображения (столярные или слесарные инструменты). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы.



26.

Демонстрация учебного кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Беседа. Показ изделий народного

творчества (комбинированный).

Просмотр кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Беседа. Показ изделий. Хохлома. Гжель. Жостово. Палех. Городецкая роспись. Дымковская, Филимоновская, Богородская игрушки и др. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетическое отношение к ним.





27.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. ДПТ». Городецкая роспись (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Городецкая роспись». Рассматривание расписных досок, настенных панно. Основные изображения росписи Активное и целенаправленное восприятие произведений ДПТ.



28.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (чайник; самовар). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы.



29.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный).

Анализ объектов изображения (игрушки). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы.



30.

Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (комбинированный).

Беседа: «День Победы!». Составление эскиза плаката. Выполнение текста по клеткам. Ровная закраска шрифта. Анализ рисунков учащихся.



31.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о ВОВ (изучение нового материала).

Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания картины.



32.

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям (комбинированный).

Беседа «Виды спорта». Демонстрация образцов спортивных медалей. Составление эскиза медали. Выполнение работы. Анализ рисунков учащихся.



33.

34.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). 2 часа.

Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Составление композиции рисунка. Выполнение работы.