Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ Козловская О.Н. ____________ Тимченко В.И.
Приказ от 01.09.2017г. № 247
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 классы (параллель), 6, 7 классы.
Учитель: Козловская Ольга Николаевна
с. Бея
2017 г
Пояснительная записка
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры;
- декоративное рисование;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Рисованию с натуры предшествует изучение изображаемого предмета. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными линиями.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для учащихся.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5-7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события. Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание учебного предмета
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Рисование с натуры – 12 ч.
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Декоративное рисование – 12 ч.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы – 4 ч.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве – 6 ч.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Содержание учебного предмета
6 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Рисование с натуры – 12 ч.
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путём показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей, последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определённой последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование – 8 ч.
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы – 7 ч.
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве – 7 ч.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Содержание учебного предмета
7класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Рисование с натуры – 14 ч.
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствования навыка правильной передачи в рисунке объёмных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование – 6 ч.
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приёмов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значение цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы – 5 ч.
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приёма загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве – 9 ч.
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование по изобразительной деятельности 5 а класс
2017-2018 учебный год
№ | Тема урока (тип урока) | Виды учебной деятельности | Дата проведения | Дата факт. проведения |
1. | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (изучение нового материала). | Просмотр видеофильма «Народные художественные промыслы». Рассматривание изделий из глины, дерева (Жостово, Палех). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
2. | Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (комбинированный.) | Демонстрация образцов узоров в полосе (стилизованные ягоды, ветки, листья). Составление узора с применением осевой линии. Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ рисунков. | | |
3. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Самостоятельная работа. Составление узора с применением осевой линии. Ровная закраска элементов узора. Анализ работы. | | |
4. | Рисование геометрического орнамента в круге (комбинированный). | Демонстрация образцов геометрических орнаментов (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ выполненной работы. | | |
5. | Рисование простого натюрморта (комбинированный). | Анализ объектов изображения (стакан и яблоко). Сравнение рисунка с объектом изображения. Установление последовательности выполнения рисунка. Передача в рисунке формы, строения и цвета предметов. Анализ. | | |
6. | Рисование симметричного узора по образцу (комбинированный). | Демонстрация симметричного узора «Бабочка». Составление узора с применением осевой линии. Анализ рисунков. | | |
7. | Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (ваза керамическая). Сравнение рисунка учащихся с объектом изображения. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Передача объёма предмета. Анализ рисунков. | | |
8. | Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). Рассматривание изделий из керамики. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
9. | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение правил дорожного движения. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Выполнение рисунка. Анализ рисунков. | | |
10. | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (детская раскладная пирамидка) Последовательность выполнения рисунка. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ | 14.11 | |
11. | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала). | Просмотр видеофильма «Богородская деревянная игрушка». Рассматривание Богородской игрушки («Кузнецы»). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
12. | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Оформление новогодних пригласительных билетов». Изготовление пригласительного билета из бумаги. Декоративное оформление билета. Анализ выполненной работы. | | |
13. | Рисование на тему «Зимние кружева» (комбинированный). | Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок). | | |
14. | Рисование на тему «Лес зимой» (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Зимний лес». Выполнение рисунка на голубой бумаге с использованием белой гуаши. Правильное изображение предметов (ближе – дальше). | | |
15. | Рисование новогодних карнавальных очков (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Карнавальные очки». Беседа. Изготовление очков из полоски плотной бумаги размером 10х30 см. Декоративное оформление. | | |
16. | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, семье» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины о школе, семье». Рассматривание картин. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. | | |
17. | Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала). | Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ. | | |
18. | Рисование на тему «Зимние развлечения» (комбинированный). | Беседа: «Зимние развлечения». Составление композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ | | |
19. | Рисование с натуры цветочного горшка с растением (комбинированный). | Анализ объекта изображения (цветочный горшок с растением). Передача в рисунке формы, строение, пропорции и цвета предмета. Рисование горшка с использованием средней (осевой) линии. Анализ | | |
20. | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. | | |
21. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (часы с прямоугольным циферблатом). Передача в рисунке формы и пропорции предмета. Выполнение рисунка. | | |
22. | Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи. | | |
23. | Декоративное рисование плаката «8 Марта» (комбинированный). | Беседа. Составление сюжетной композиции плаката. Выполнение работы. Анализ работ учащихся. | | |
24. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (коробка). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся. | | |
25. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (коробка, повёрнутая к учащимся углом). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков. | | |
26. | Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (комбинированный). | Анализ объекта изображения (скворечник). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся. | | |
27. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. | | |
28. | Рисование с натуры игрушки (комбинированный). | Анализ объекта изображения (грузовик). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ. | | |
29. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. | | |
30. | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в геометрической форме (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров из растительных декоративно переработанных элементов. Использование шаблона (круг, квадрат). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ учащихся. | | |
31. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния лиц. | | |
32. | Рисование симметричных форм – бабочка (комбинированный). | Демонстрация натуральных объектов (бабочки). Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ | | |
33. | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (одуванчики). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. | | |
34. | Составление узора в круге с применением осевых линий (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров в круге. Составление узора с применением осевых линий. Выполнение рисунка. Анализ работ учащихся. | | |
Тематическое планирование по изобразительной деятельности 5 б класс
2017-2018 учебный год
№ | Тема урока (тип урока) | Виды учебной деятельности | Дата проведения | Дата факт. проведения |
1. | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (изучение нового материала). | Просмотр видеофильма «Народные художественные промыслы». Рассматривание изделий из глины, дерева (Жостово, Палех). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
2. | Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (комбинированный.) | Демонстрация образцов узоров в полосе (стилизованные ягоды, ветки, листья). Составление узора с применением осевой линии. Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ рисунков. | | |
3. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Самостоятельная работа. Составление узора с применением осевой линии. Ровная закраска элементов узора. Анализ работы. | | |
4. | Рисование геометрического орнамента в круге (комбинированный). | Демонстрация образцов геометрических орнаментов (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов узора. Анализ выполненной работы. | | |
5. | Рисование простого натюрморта (комбинированный). | Анализ объектов изображения (стакан и яблоко). Сравнение рисунка с объектом изображения. Установление последовательности выполнения рисунка. Передача в рисунке формы, строения и цвета предметов. Анализ. | | |
6. | Рисование симметричного узора по образцу (комбинированный). | Демонстрация симметричного узора «Бабочка». Составление узора с применением осевой линии. Анализ рисунков. | | |
7. | Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (ваза керамическая). Сравнение рисунка учащихся с объектом изображения. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Передача объёма предмета. Анализ рисунков. | | |
8. | Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). Рассматривание изделий из керамики. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
9. | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение правил дорожного движения. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Выполнение рисунка. Анализ рисунков. | | |
10. | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (детская раскладная пирамидка) Последовательность выполнения рисунка. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ | | |
11. | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала). | Просмотр видеофильма «Богородская деревянная игрушка». Рассматривание Богородской игрушки («Кузнецы»). Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
12. | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Оформление новогодних пригласительных билетов». Изготовление пригласительного билета из бумаги. Декоративное оформление билета. Анализ выполненной работы. | | |
13. | Рисование на тему «Зимние кружева» (комбинированный). | Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок). | | |
14. | Рисование на тему «Лес зимой» (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Зимний лес». Выполнение рисунка на голубой бумаге с использованием белой гуаши. Правильное изображение предметов (ближе – дальше). | | |
15. | Рисование новогодних карнавальных очков (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Карнавальные очки». Беседа. Изготовление очков из полоски плотной бумаги размером 10х30 см. Декоративное оформление. | | |
16. | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, семье» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины о школе, семье». Рассматривание картин. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. | | |
17. | Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала). | Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ. | | |
18. | Рисование на тему «Зимние развлечения» (комбинированный). | Беседа: «Зимние развлечения». Составление композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ | | |
19. | Рисование с натуры цветочного горшка с растением (комбинированный). | Анализ объекта изображения (цветочный горшок с растением). Передача в рисунке формы, строение, пропорции и цвета предмета. Рисование горшка с использованием средней (осевой) линии. Анализ | | |
20. | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. | | |
21. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (часы с прямоугольным циферблатом). Передача в рисунке формы и пропорции предмета. Выполнение рисунка. | | |
22. | Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи. | | |
23. | Декоративное рисование плаката «8 Марта» (комбинированный). | Беседа. Составление сюжетной композиции плаката. Выполнение работы. Анализ работ учащихся. | | |
24. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (коробка). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся. | | |
25. | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный). | Анализ объекта изображения (коробка, повёрнутая к учащимся углом). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков. | | |
26. | Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (комбинированный). | Анализ объекта изображения (скворечник). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ рисунков учащихся. | | |
27. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. | | |
28. | Рисование с натуры игрушки (комбинированный). | Анализ объекта изображения (грузовик). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ. | | |
29. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. | | |
30. | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в геометрической форме (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров из растительных декоративно переработанных элементов. Использование шаблона (круг, квадрат). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ учащихся. | | |
31. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния лиц. | | |
32. | Рисование симметричных форм – бабочка (комбинированный). | Демонстрация натуральных объектов (бабочки). Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Анализ | | |
33. | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (одуванчики). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. | | |
34. | Составление узора в круге с применением осевых линий (комбинированный). | Демонстрация образцов узоров в круге. Составление узора с применением осевых линий. Выполнение рисунка. Анализ работ учащихся. | | |
Тематическое планирование по изобразительной деятельности 6 класс
2017-2018 учебный год
№ | Тема урока (тип урока) | Виды учебной деятельности | Дата проведения | Дата факт. Проведения |
1. | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Народные игрушки – глина, дерево». Рассматривание игрушек из глины и дерева. Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | | |
2. | Составление сетчатого узора для детской ткани (комбинированный). | Демонстрация образцов сетчатых узоров. Построение сетчатого узора с помощью механических средств. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. | | |
3. | Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (комбинированный). | Последовательный анализ объектов изображения (яблоко и груша). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ. | | |
4. | Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (комбинированный). | Последовательный анализ объектов изображения (морковь и огурец). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ. | | |
5. | Декоративное рисование – составление симметричного узора (комбинированный). | Демонстрация симметричных узоров. Составление узора с применением средней (осевой) линии. Выполнение узора. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ. | | |
6. | Знакомство с хакасским орнаментом (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Хакасский орнамент». Выделение основных цветов орнамента. Выполнение заданий презентации (раскрашивание контурного рисунка хакасского орнамента). | | |
№ | Тема урока (тип урока) | Виды учебной деятельности | Дата проведения | Дата факт. Проведения |
7. | Самостоятельное составление хакасского орнамента (комбинированный). | Демонстрация образцов хакасского орнамента (слайды презентации). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ уч-ся. | | |
8. | Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Живопись». Рассматривание картин, выявление основной мысли художника. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства. | | |
9. | Рисование с натуры игрушки (комбинированный). | Анализ объекта изображения (игрушка по выбору учеников). Передача в рисунке формы, пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ. | | |
10. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный). | Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося). Передача в рисунке формы, цвета и пропорции предметов. Выполнение рисунка. Анализ рисунков. | | |
11. | Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (комбинированный). | Беседа: «Что можно увидеть на стройке». Составление пространственной композиции рисунка. Правильное изображение предметов. Анализ | | |
12. | Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Скульптура». Ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениям | | |
13. | Рисование новогодней открытки (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Новогодние открытки». Составление композиции рисунка. Ровная закраска элементов рисунка. Анализ. | | |
14. | Рисование на тему «Зимние узоры» (комбинированный). | Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Выполнение рисунка белой гуашью на синей бумаге.Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок). | | |
15. 16. | Изготовление новогодних карнавальных масок (комбинированный) 2 часа. | Демонстрация образцов карнавальных масок. Вырезание и декоративное оформление карнавальных масок из цветной бумаги. Анализ работ учащихся | | |
17. | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (кастрюля и кружка). Передача в рисунке формы предметов. Сравнение рисунка с объектами изображения. Анализ рисунков. | | |
18. | Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. Назвать изобразительные средства используемые художн. | | |
19. | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (кофейник). Передача в рисунке формы, пропорции и цвета предмета. Анализ рисунков. | | |
20. 21. | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (комбинированный). 2 часа. | Анализ объекта изображения (ваза/кувшин). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ. | | |
22. | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (комбинированный). | Анализ объекта изображения (подсвечник со свечой). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков. | | |
23. | Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания рассматриваемых произведений живописи. | | |
24. | Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (изучение нового материала). | Построение клеток с помощью линейки. Рисование шрифта. Ровная закраска шрифта с соблюдением контура. Анализ выполненной работы. | | |
25. 26. | Иллюстрирование отрывка литературного произведения (комбинированный). 2 часа. | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Составление композиции рисунка. Выполнение работы. | | |
27. | Рисование по памяти и по представлению (комбинированный). | Беседа «Вид из окна моего дома». Вспомнить элементы пейзажа. Отражение учащимися своего наблюдения в рисунке. Выполнение рисунка. Анализ. | | |
28. | Рисование с натуры птиц (комбинированный). | Анализ объекта изображения (чучело птицы – по выбору). Передача в рисунке формы, пропорции предмета. Анализ. | | |
29. | Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (комбинированный). | Беседа: «Птицы весной». Составление пространственной композиции рисунка. Выполнение работы. Анализ. | | |
30. | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (глобус). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. Ровная закраска с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. | | |
31. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания картины, основной мысли художника, эмоционального состояния лиц. | | |
32. | Рисование на тему «Победа!» (комбинированный). | Беседа: «Победа советского народа в ВОВ». Составление пространственной композиции рисунка. Правильное изображение предметов на альбомном листе. Выполнение работы. Анализ рисунков учащихся. | | |
33. | Декоративное оформление почтового конверта (комбинированный). | Демонстрация образцов почтовых конвертов. Изготовление конверта из белой бумаги. Использование в работе канцелярского степлера. Декоративное оформление конверта. Выполнение работы. Анализ выполненных работ учащихся. | | |
34. | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (кукла-неваляшка). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков учащихся. | | |
Тематическое планирование по изобразительной деятельности 7 класс
2017-2018 учебный год
№ | Тема урока (тип урока) | Виды учебной деятельности | Дата проведения | Дата факт. проведения |
1. | Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (комбинированный). | Последовательный анализ объекта изображения (высокая коробка). Определение положения предмета в пространстве. Сравнение рисунка с объектом изображения. Анализ работы. | | |
2. | Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (комбинированный). | Анализ объекта изображения (телевизор, стопа книг и т.п.). Передача в рисунке формы, пропорции, и цвета предмета. Выполнение работы. При раскрашивании – подбор гармонически сочетающихся цветовых оттенков. Анализ. | | |
3. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись, жанры живописи» (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Живопись. Жанры живописи». Представление о работе художника-живописца. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства. | | |
4. | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (комбинированный). | Анализ объектов изображения (эмалированные кастрюля и кружка). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей, положения в пространстве и цвета предметов. Выполнение работы. Анализ рисунков. | | |
5. | Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (комбинированный). | Рассматривание объёмной геометрической фигуры (геометрического тела) –цилиндра. Беседа «Предметы цилиндрической формы» (сыр, торт). Последовательность выполнения рисунка (рисунок учителя на доске). Выполнение работы. Анализ рисунков. | | |
6. | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (комбинированный). | Рассматривание объёмной геометрической фигуры (геометрического тела) - конуса. Определение понятия «усечённый конус». Беседа «Предметы усечённой конической формы вокруг нас». Последовательность выполнения рисунка (рисунок учителя на доске). Выполнение работы. Анализ рисунков. | | |
7. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (подсвечник со свечой). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. При раскрашивании предмета – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков. | | |
8. 9. | Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения. Холодная и тёплая цветовая гамма. Композиция» (изучение нового материала). 2 часа. | Просмотр слайдов презентации «Выразительные средства живописи». Определение учащимися солнечного освещения, сумерек, пасмурной погоды на картинах известных художников. Выполнение упражнений на определение холодной и тёплой цветовой гаммы. Составление композиции картины. Определение композиции на картинах известных художников. | | |
10. | Тематическое рисование. Выполнение рисунка на основе наблюдений зарисовок осеннего леса (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Осень в картинах художников». Просмотр картин об осени учащихся прошлых лет. Составление пространственной композиции рисунка. Выбор цветовых оттенков изображаемых объектов. Анализ рисунков. | | |
11. | Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (комбинированный). | Анализ объектов изображения (чайная пара). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предметов. При раскрашивании – подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ рисунков. | | |
12. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Скульптура. Материал для скульптуры». Виртуальная экскурсия в мастерскую скульптора (инструменты скульптора). Назвать отличие скульптуры от рисунка. | | |
13. | Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Народная скульптура (игрушки)». Материал для изготовления игрушек. Виды росписи народных игрушек: работа с интерактивной доской. | | |
14. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (настольная лампа). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы. | | |
15. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура» (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Архитектура. Стили архитектуры». Беседа «Памятники архитектуры Московского Кремля». Работа с интерактивной доской – назвать стили архитектуры. | | |
16. | Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета (комбинированный). | Демонстрация образцов пригласительных билетов (показ слайдов презентации). Изготовление новогоднего пригласительного билета из бумаги. Выполнение работы. Анализ выполненной работы. | | |
17. | Выполнение рисунка на основе наблюдений зарисовок зимнего леса (комбинированный). | Просмотр слайдов презентации «Зима в картинах художников». Просмотр картин о зиме. Составление пространственной композиции рисунка. Выбор цветовых оттенков рисунка. Анализ рисунков учащихся. | | |
18. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Графика: книжная иллюстрация». Основные изобразительные средства графики. Работа с книгой (рассматривание иллюстраций). | | |
19. | Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Элементы оформления книги». Беседа. Демонстрация книги с изображением заставок, буквиц, концовок. Выполнение рисунка элементов оформления книги (по выбору учащихся). Анализ. | | |
20. | Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (два яблока разного цвета, лимон). Сравнение рисунка с объектами изображения. Передача в рисунке объёма предметов. Анализ рисунков. | | |
21. | Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (помидор, картофель, свёкла). Сравнение рисунка с объектами изображения. Передача в рисунке объёма предметов. Анализ рисунков учащихся. | | |
22. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный). | Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося – башня). Передача в рисунке формы, цвета и пропорции предметов. Анализ. | | |
23. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (ваза, кринка). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы. | | |
24. | Декоративное рисование – составление узора для вазы (комбинированный). | Демонстрация различных узоров для вазы. Составление узора с применением средней (осевой) линии. Выполнение узора. Подбор гармонически сочетающихся цветов. Анализ. | | |
25. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объекта изображения (столярные или слесарные инструменты). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы. | | |
26. | Демонстрация учебного кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Беседа. Показ изделий народного творчества (комбинированный). | Просмотр кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Беседа. Показ изделий. Хохлома. Гжель. Жостово. Палех. Городецкая роспись. Дымковская, Филимоновская, Богородская игрушки и др. Активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетическое отношение к ним. | | |
27. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. ДПТ». Городецкая роспись (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Городецкая роспись». Рассматривание расписных досок, настенных панно. Основные изображения росписи Активное и целенаправленное восприятие произведений ДПТ. | | |
28. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (чайник; самовар). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы. | | |
29. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (комбинированный). | Анализ объектов изображения (игрушки). Передача в рисунке формы, конструкции, величины составных частей и цвета предмета. Анализ работы. | | |
30. | Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (комбинированный). | Беседа: «День Победы!». Составление эскиза плаката. Выполнение текста по клеткам. Ровная закраска шрифта. Анализ рисунков учащихся. | | |
31. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о ВОВ (изучение нового материала). | Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания картины. | | |
32. | Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям (комбинированный). | Беседа «Виды спорта». Демонстрация образцов спортивных медалей. Составление эскиза медали. Выполнение работы. Анализ рисунков учащихся. | | |
33. 34. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный). 2 часа. | Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Составление композиции рисунка. Выполнение работы. | | |