Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Основная цель предмета
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
Задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
«Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.
Авторская программа И. А. Грошенков «Изобразительное искусство» в 1-4 классах вспомогательной школы М: «Просвещение» 2004 год.
Межпредметные связи
Русский язык. Работа с линейкой в тетради. Вычерчивание таблиц, схем.
Чтение. Рисование картин к прочитанным произведениям.
Математика. Вычерчивание геометрических фигур по заданным размерам на бумаге в клетку, по точкам при помощи линейки, измерение сторон шаблонов и т. д. Определение формы, количества деталей. Разметка по линейке.
Устная речь Связные высказывания. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Живой мир. Описание предметов и явлений.
Занимательный труд. Умение работать с линейкой, карандашом, по шаблонам.
Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Формы и виды контроля.
Формы контроля: оценивание практических работ учащихся, фронтальные беседы, устные опросы.
Вид контроля: текущий.
Характеристика учащихся 4 класса
1. Темп работы:
- быстрый у учащихся … ;
- средний у учащихся …;
- низкий у учащихся … .
2. Особенности работоспособности:
- быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся …;
- чрезмерно быстрая утомляемость… .
3. Усидчивость:
-средняя…;
-низкая… .
4. Особенности внимания:
-средний… ;
-низкий… .
5. Особенности памяти:
- Воспроизводят основные понятия программного материала… ;
- Не припоминают учебный материал… .
6. Особенности мышления:
-умения выделять существенные элементы… ;
-низкий уровень… .
7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:
-средний…;
-низкий… .
Характеристика учебного предмета
В Рабочей программе представлены 4 содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве»
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. При беседе рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета выделяется: 4 класс - 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Количество часов по четвертям
| 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Год |
Количество часов | 9 | 6 | 10 | 9 | 34 |
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др. умение самостоятельно организо-вывать свое рабочее место в зависи-мости от характера выполняемой работы; умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы ; умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками. умение ориентироваться в пространстве листа; | знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве; знание основных изобразитель-ных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства; знание законов и правил цветове-дения, светотени, построения орнамента; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняе-мыми действиями и их результатами; умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; |
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
Учебно-тематическое планирование.
Разделы | Кол-во час |
I четверть (9 ч) |
Рисование с натуры. | 4 |
Декоративное рисование. | 2 |
Рисование на темы. | 2 |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
II четверть (6 ч) |
Рисование с натуры. | 2 |
Декоративное рисование. | 1 |
Рисование на темы. | 2 |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
III четверть (10ч) |
Рисование с натуры. | 5 |
Декоративное рисование. | 2 |
Рисование на темы. | 2 |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
IV четверть (9ч) |
Рисование с натуры. | 4 |
Декоративное рисование. | 2 |
Рисование на темы. | 2 |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Критерии оценивания.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют свыше 65% заданий
Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют от 50% до 65% заданий
Оценка «3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий.
При оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.
Авторская программа И. А. Грошенков «Изобразительное искусство» в 1-4 классах вспомогательной школы М: «Просвещение» 2004 год.
И. А. Грошенков «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М: «Просвещение» 2003 год.
Наглядные пособия: технологические карты, образцы.
Технические средства обучения: ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.myshared.ru/, http://www.viki.rdf.ru/, http://www.festival.1september.ru/.
Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство.
№ п/п | Тема | Кол-во час | Дата | Планируемые предметные результаты | Виды контроля |
минимальный уровень | достаточный уровень |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). | 1 | | Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | практическая работа |
2 | Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). | 1 | | Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте. | Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать названия листьев различных деревьев. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | | Уметь правильно держать карандаш. | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | | Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. | Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Знать правила построения узора в квадрате. |
5 | Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). | 1 | | Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать правила построения узора в квадрате. |
6 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) | 1 | | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету | Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Знать понятие цилиндра. |
7 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | | Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды). | Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
8 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. | 1 | | Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды). | Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы. | |
9 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | | Знать названия игрушек, их предназначение. | Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д. | практическая работа |
10 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса). | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности. Распознавать формы простейших плоских фигур |
11 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика). |
12 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | | Знать виды транспорта, правила уличного движения. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). |
13 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. |
14 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | | Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. | Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. Знать правила построения узора в круге. Чётко и правильно осознавать цель своей работы. |
15 | Рисование на тему «Зимние забавы детей» | 1 | | Знать признаки зимы, зимние забавы детей. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. |
16 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | | Знать последовательность изображения снежинки. | Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. | |
17 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | 1 | | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли. |
18 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) | 1 | | Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. | Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное. |
19 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | | Уметь определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Знать понятие «конус». | Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. |
20 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | 1 | | Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени. Распознавать формы простейших плоских фигур |
21 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | 1 | | Знать значение праздника. | Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. |
22 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). | 1 | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора). | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы. |
23 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 1 | | Знать правила построения узора на листе бумаги. | Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. |
24 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
| 1 | | Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Распознавать формы простейших плоских фигур |
25 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | 1 | | Знать признаки весны. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. | практическая работа |
26 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. | Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей. |
Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Знать значение Дня космонавтики. |
27 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» | 1 | | Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать. |
28 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). | 1 | | Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека. | Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. |
29 | Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). | 1 | | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. | Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | практическая работа |
30 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) | 1 | | Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. | Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком. Устно описывать объекты наблюдения. |
31 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | | Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. | Знать правила построения узора в круге. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. |
32 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 1 | | Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. Знать правила построения узора в квадрате. | Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. |
33 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | | Уметь выполнять требования учителя | Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства. |
34 | Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | 1 | | Знать признаки лета. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. |