© 2017 3921 93
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В документе представлена рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса на 2016-17 уч.гг., составленная на основе авторской программы Неменского, в соотвествии с ФГОС. Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование. Структура программы соответствует требованиям школьного положения о рабочих программах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Лесосибирск»
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ«СОШ № 18» __________/_Е.И.Саломатова/ Протокол № ___ от «__» ___________2016 г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ № 18» ________________/Л.А.Сенюта/ «__»____________2016 г.
| «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ № 18» _________________/Н.П.Кириченко/
Приказ № ___ от «____» _____2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
(УМК «Школа России»)
5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю
Срок реализации – 2016 – 2017 уч.гг.)
Программа составлена
учителем изобразительного искусства
и технологии
Л.А.Стецюк
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (далее Программа) разработана на основе
1.Федерального Государственного Образовательного стандарта (II поколение) начального общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. —2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022564-9. Издательство «Просвещение», 2010
3.Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского (Просвещение 2006), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по изобразительному искусству в 5 классе.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели - формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Исходя из поставленной цели определятся ряд задач:
-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении учащихся;
-овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
В основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100». Актуальность содержания программы вызвана принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь учащемуся при вхождении в современное информационное пространство, в котором сочетаются самые разнообразные явления массовой культуры, влияющие на его духовный мир. Содержание программы направлено на обеспечение адаптации школьников в информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество. Программа учитывает современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Основной способ получения знаний — деятельностный подход, предусматривающий формирование у учащихся способности планировать последовательность выполнения работы, выстраивать алгоритм выполнения аналогичных заданий. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность – основные принципы организации деятельности учащихся. Практическая значимость результата деятельности достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий.
Программа «Изобразительное искусство» в 5 классе - первый год обучения основной школы- изучает направление «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» и строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ученика, развивает его средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысл изучения изобразительного искусства в 5 классе. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную историю человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала в 5 классе предполагается 35 часов в год. Программа будет реализована в 2016-2017 учебном году.
Общая характеристика учебного процесса
Основной формой проведения занятий по программе является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся:
-наблюдение,
-фронтальная беседа,
-тематическая беседа,
-дискуссия,
-учебная игра,
-экскурсия,
-самостоятельная работа,
-коллективная работа.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными:
-парная работа,
-работа по группам,
-индивидуально-коллективная работа.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ - результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-подготовка сообщений по изучаемой теме;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных), тематический подбор литературных и музыкальных произведений.
Курс изобразительного искусства в 5 классе разбит на тематические блоки, изучаемые по учебным четвертям. По окончании изучения блока программой предусмотрено обобщение темы в форме итоговой выставки, защиты творческих работ (индивидуальных и коллективных), творческого отчета по пройденной теме.
Логические связи предмета с другими предметами
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с предметами:
– математика (глазомер, пропорции, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
– литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка, литературное описание, народная поэзия);
– технология (использование разнообразных материалов при выполнении работ, технология изготовления предметов народного быта, художественных изделий, оформление работ);
– история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств, цивилизации).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
– овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды, отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
в познавательной сфере:
– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Метапредметные результаты обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с другими учебными дисциплинами. Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- умение по заданному алгоритму выполнять собственные эскизы;
- учиться отличать правильно выполненное задание;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- формировать способности к целостному художественному восприятию мира;
- развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться языком изобразительного искусства (терминология);
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
- умение согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель работы и выполнять свою роль в группе.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– уважать культуру своей страны, выраженную в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.
в познавательной сфере:
– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;
-владеть терминологией изобразительного искусства;
– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов искусств;
– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
– диалогически подходить к освоению произведения искусства;
– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;
в трудовой сфере:
– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).
Содержание учебного курса
Первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для учащихся практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Реализация программы предполагает знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности и в процессе изучения способствует формированию у учащихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи для формирования культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» (8ч).
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство как уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве, идею вечного развития и обновления природы. Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-хранитель, птица, солнечные знаки), с устройством крестьянского дома как основы осознания мироустройства, освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с конструкцией и декором предметов народного быта, значении функционального и декоративного в повседневных предметах народного быта. Деревянное зодчество Енисейского района.
Тема углубленно изучается во внеурочной деятельности учащихся:
-вышивка элементов народных узоров в технике «крест» (4 часа)
-выполнение орнаментальной композиции в народных традициях в технике «лоскутная пластика» (2 часа)
-лепка посуды в народных традициях из соленого теста с использование разнообразных элементов декорирования (тиснение, рельеф) (2 часа)
Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (9ч).
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Включение учащихся в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). Знакомство с народной глиняной игрушкой (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской), отражение в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Изучение народной керамики, отражающей разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; органическое единство формы и декора; орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; главные отличительные элементы. Художественные промыслы Енисейского района.
Тема расширяется во внеурочной деятельности учащихся:
-знакомство с народной глиняной игрушкой (лепка игрушки из глины для росписи) (2 часа)
-знакомство с искусством Жостовской росписи (создание формы из папье-маше для последующей росписи) (2 часа)
-знакомство с декоративными народными изделиями из мочала (изготовление игрушки из ниток или шпагата) (2 часа)
Тема III четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (10ч).
Русский народный костюм: связь Природа-Человек. Народные праздничные обряды. Народные праздники, связь с Природой, миропорядком и миропониманием русского человека. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета и образа в народной одежде. Традиционные праздники Енисейского района.
Тема углубляется во внеурочной деятельности учащихся:
-изготовление макета-куклы в традиционном народном костюме (4 часа)
-изготовление народной тряпичной куклы в соответствии с традициями русской культуры (4 часа)
Тема IV четверти: «Декор – человек, общество, время» (8ч).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Многообразие форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Социальная функция искусства, его роль в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Социальная роль современного декоративного искусства. Общественно-символическое значение знаков-отличий. Знакомство с образом художественной культуры древнего Египта, Древней Греции. Декоративно-знаковая, социальная роль костюма, образное, стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, символическим характером языка герба как отличительного знака, его составными частями, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе. Особенности геральдики Красноярского края. Музеи декоративно-прикладного искусства Красноярского края.
Тема расширяется на внеурочных занятиях:
-роспись декоративного панно в технике «холодный батик» с использованием традиционных народных элементов (2 часа)
-изготовление декоративной вазы из подручных материалов с использованием традиционных русских орнаментов (4 часа)
-изготовление панно-витража (4 часа)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры;
- использовать в деятельности язык декоративно-прикладного искусства;
- понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений декоративно-прикладного искусства;
- различать особенности крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- понимать условно-символический характер народного декоративного искусства;
- особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);
- использовать в работе выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный);
- составлять декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом в художественно-творческой работе;
- передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств и функциональностью предмета;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации на основе образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера, других декоративных работ, выполненных в материале;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов (Древней Руси, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы, Западной Европы);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания декоративных композиций;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека.
Ученик сможет владеть компетенциями:
-коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Система оценки достижений учащихся
Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
1.Учительский контроль
2.Самоконтроль
3.Взаимоконтроль учащихся
Программой предусмотрено использование следующих видов контроля:
1.Стартовый (входной) контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводится в начале учебного года. (Практическая работа или тест.)
2.Текущий контроль - диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. (Практическая работа).
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения больших тем, разделов программы. В рубежном контроле учитываются данные текущего контроля. (Выставка, тест)
4.Итоговый (переводной) контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить результаты работы учащихся за учебный год. (Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.) Итоговая работа в соответствии с решаемой педагогической задачей может быть проведена в самых разных формах – от отчетной выставки художественных работ до формальной работы.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания, практическая работа).
Формы контроля:
1.Викторина
2.Кроссворд
3.Тестирование
4.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
5.Представление проектной работы.
Использование накопленной оценки позволяет отразить динамику индивидуальных достижений учащимися, их продвижение в освоении планируемых результатов, наглядно продемонстрировать нарастающую успешность художественно-творческой деятельности, объем и глубину знания искусства и сведений о нем, достижение учащимися более высоких уровней учебных действий репродуктивного и продуктивного характера.
Инструментарий для оценивания результатов обученности
Критерии оценивания должны быть понятны и приняты учащимися. Одним из вариантов оценивания уровня подготовки учащихся является папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-Активность участия,
-Умение собеседника определять сущность вопроса,
-Развернутость ответов, образность, аргументированность.
-Самостоятельность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-Композиционное решение: правильное составление композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-Выбор художественного материала.
-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
-Творческий подход к выполнению работы.
Общая оценка работы учащегося складывается из вышеперечисленных компонентов.
Критерии оценки проектной деятельности:
- решение проектной проблемы;
- новизна и оригинальность;
- владение материалом, в котором проект выполнен;
- экономичность;
- эстетичность.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся (итоговая оценка)
1.Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
2.Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
3.Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
4.Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
5.Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
6.Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
7.Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
8.Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)
Отметка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Оценка «5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. |
Оценка «4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
Оценка «3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала. |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Программа обеспечена учебно-методическими комплектом для 5 класса общеобразовательных учреждений. В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского:
Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни
человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского
Рабочая тетрадь: «Твоя мастерская»: Москва «Просвещение»,2013 г
Методические пособия для учителя:
1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
2. Кашекова И.Э. «Изобразительное искусство». Планируемые рузультаты. Система заданий
Москва, «Просвещение»,2013 г,
3. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки к учебнику
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского. - М.:
Просвещение, 2012
4.Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
5.Свиридова О.В. Изобразительное искусство: поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград: учитель, 2007.
6.Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Изобразительное искусство, рабочие программы М.: Просвещение, 2011г
Оборудование (ТСО)
-Проектор
-Экран
-Компьютер
-Принтер (цветной)
-Документ-камера
-Интерактивная доска
-Графический планшет
Дидактические материалы
Пособие “Хохломская роспись “
Пособие “Гжель”
Пособие “Дымковская игрушка”
Пособие “Искусство Жостова”
Пособие “Русский народный костюм”
Пособие “Городецкая роспись”
Ресурсы
Энциклопедия искусства
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Электроннная библиотека
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Виртуальные музеи
http://www.museum.ru/ Каталог Музеи России
http://www.hermitage.ru/ Эрмитаж
http://www.rusmuseum.ru/ Русский музей
http://www.museum.ru/gmii/ Музей им. Пушкина
http://www.shm.ru/ Государственный исторический музей
http://www.tretyakov.ru/ Третьяковская галерея
http://www.artline.ru/ Галерея русских художников 20 века
http://roerich-museum.ru/ Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К
http://www.googleartproject.com Виртуальные туры по музеям мира
http://smallbay.ru/ Виртуальный музей живописи
http://www.virtualrm.spb.ru Русский музей: виртуальный филиал
http://louvre.historic.ru Лувр
http://www.artandphoto.ru/ "ART&Photo. Галереи живописи и фото российских и зарубежных художников в жанрах: пейзаж, портрет, фэнтези, природа, ню и др. Возможность добавления собственной работы и статьи по искусству.
http://www.roerich.org/ Музей Рериха в Нью-Йорке
http://www.virtualmuseum.ru/ Виртуальный музей России
http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5 Виртуальное открытие Кремля в Москве.
http://culture.ru/atlas/object/526 Российский этнографический музей. Образы России.
Интернет-галереи
http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи
http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект».
http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи
http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников.
hhttp://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.
Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
http://fcior.edu.ru/ Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов.
http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
http://www.rusedu.ru/member17917.html
http://www.mtdesign.ru/archives/category/uroki-risovaniya-guashyu Уроки рисования Марины Терешковой.
http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm Архив классической музыки.
Материалы по истории искусств
http://www.bibliotekar.ru/rusIcon/index.htm Коллекция икон. Русская средневековая иконопись
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы
http://www.openclass.ru/node/148163 Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя ИЗО
http://www.arthistory.ru/ история искусств разных эпох
http://art-history.ru/ история искусств, начиная с первобытного человека.
http://www.arthistory.ru/peredvizh.htm - сайт, посвященный истории изобразительного искусства.
http://rusart.nm.ru/ - сайт, посвященный художникам-передвижникам.
Учебно-методические материалы для учителя ИЗО
http://www.proshkolu.ru
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22838.html
http://www.uchportal.ru/dir/27-1-0-2771
http://izoiskusstvomoe.jimdo.com/к-уроку-изо/5-класс/
http://festival.1september.ru/articles/510509/
Сообщества учителей ИЗО и МХК
http://2berega.spb.ru/club/izo/list/
http://umbrag.blogspot.com/
Список литературы
Основная:
1. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б. М. Неменского. Москва «Просвещение» 2005 год
2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
3.Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
4.Изобразительное искусство 5 -7 классы. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград, 2003 год
5.Свиридова О.В. Изобразительное искусство: поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград : учитель, 2007.
6.Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Изобразительное искусство, рабочие программы М.: Просвещение, 2011г
7.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. Изобразительное искусство 5-7 классы. Москва «Просвещение» 2010.
Дополнительная для учителя:
1.Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
2.Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства / Ю. А. Арбат. — М., 1964.
3.Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. — М., 1988.
4.Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. — М., 1982.
5.Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. X—XX вв. / В. М. Василенко. — М., 1974.
6.Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды /B.С. Воронов. — М., 1972.
7.Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
8.Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 1986.
9.Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
10.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
11.Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. — М., 1981.
12.Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
13.Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. — М., 1988.
14.Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994.
15. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
16. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
17. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
18.Павлова О.В.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
19.Попова В. С. Русские художественные промыслы / Попова В. С, Каплан Н. И. — М., 1984.
20.Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. — М., 2012. — (Русская культура).
21.Свиридова О.В., Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
22. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
Дополнительная для учащихся:
1.Белова О. Ю. История искусств. М., 2000.
2.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М. 1989.
3.Воловик А. Все о рисовании. М., 2000.
4.Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.
5.Детская энциклопедия (для среднего и старшего возраста). Т.12.
6.Левин С.Д. Беседы с юным художником. М., 1988.
7.Мосин И.Г. Рисование. Екатеринбург 2000.
8.Смирнова Р. Уроки рисования. М., 2001.
9.Русская игрушка. Авт.-сост. Г. А. Дайн. М., 1987.
10.Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.
Приложение
Темы проектов:
1.” Традиционное крестьянское искусство”
2. “Деревянное зодчество Енисейска”
3.” Интерьер крестьянского дома Енисейского района”
4.” Русское обрядовое полотенце”
5. “Русский праздничный костюм северных районов России”
6. “Русские посиделки”
7. “Енисейская масленица”
8. “Русская северная игрушка”
9.” Народные художественные промыслы Енисейского района”
10.” Роспись в повседневных предметах быта”
11. “Цветы как элемент русской народной росписи”
12. “Загадки Египетской культуры”
13. “Костюм эпохи”
Темы творческих работ:
1.” Русский пряник”
2. Макет русской избы
3. Роспись деревянной посуды в русских народных традициях (разделочная доска, тарелка, ложка)
4. Вышивка в народных традициях (русское полотенце)
5. Макет русского народного праздничного костюма
6. “Русская деревянная игрушка” (для мальчиков)
7. “Народная кукла-берегиня”
8. Роспись деревянной посуды в стиле городецкой росписи
9. Жостовская роспись на форме из папье-маше
10. Изготовление щепной птицы (для мальчиков)
11. Модель Египетской гробницы
12. Макет костюма эпохи (по выбору)
13. Модель семейного (личного) герба
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы и методы контроля | № урока | Вид занятия |
1 | Древние корни народного искусства | 8 | Рубежный тематический | 8 | Проверочная работа (тест) |
| Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Декор русской избы. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа, коллективная работа |
|
|
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Современное повседневное декоративные искусство. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
2 | Связь времен в народном искусстве | 9(17) | Рубежный тематический | 9 | Проверочная работа (тест) |
| Древние образы в современных народных игрушках. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Хохломская роспись. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Связь времён в народном искусстве | 1 | Итоговый- групповая, коллективная работа |
|
|
3 | Декоративное искусство в современном мире | 10(27) | Рубежный тематический | 10 | Проверочная работа (тест) |
| Народная праздничная одежда. Головной убор. | 1 | Текущий - самостоятельная практическая работа |
|
|
| Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа, парная, коллективная работа |
|
|
| Праздничные народные гулянья. | 3 | Текущий - самостоятельная индивидуальная работа |
|
|
| Русский костюм и современная мода. | 1 | Текущий - самостоятельная индивидуальная работа |
|
|
| Современное выставочное искусство. | 2 | Текущий –индивидуальная или групповая работа |
|
|
| Ты сам – мастер. | 1 | Итоговый - групповая работа |
|
|
4 | Декор – человек, общество, время | 8(35) | Рубежный тематический |
| Диагностическая работа |
| Зачем людям украшения. | 1 | Текущий - групповая работа |
|
|
| Декор и положение человека в обществе. | 1 | Текущий - групповая работа |
|
|
| Одежда говорит о человеке. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа, парная работа |
|
|
| О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 2 | Текущий - самостоятельная практическая работа, парная работа |
|
|
| Символы и эмблемы в современном обществе. | 1 | Проектная работа (индивидуальная, групповая) |
|
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (итоговый урок) | 1 | Проектная работа (индивидуальная, групповая) | 7,8 | Защита проектных работ |
Календарно – тематическое планирование
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
5 класс
Условные обозначения, используемые в таблице: УОНЗ- урок «открытия» новых знаний, ОУиР- урок отработки умений и рефлексии, УУНЗиСД – урок усвоения новых знаний и способов действий, УССД – урок совершенствования способов действий, УОиС – урок обобщения и систематизации, КУ – комбинированный урок, УККЗиСД – урок контроля и коррекции знаний и способов действий, ОН- урок общеметодологической направленности, ЗСТ- здоровьесберегающая технология
| |||||||||
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты (предметные) | УУД | |||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | ||||||
Тема 1: Древние корни народного искусства. (8 часов) | |||||||||
1 |
| Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | УОНЗ | Объяснять смысл основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент | уважительное отношение к национальному искусству
| ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | сравнивать, сопоставлять декоративные решения традиционных образов в резьбе и росписи по дереву |
2-3 |
| Декор русской избы. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. | УУНЗиСД | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Знать единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь подчеркивать формы и конструкции узором | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов | |
4 |
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда | УОНЗ | Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Знать культуру быта, культуру труда народа, культуру человеческих отношений. Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков, создавать объекты предметной среды | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею | |
5 |
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | УФПУ | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность учащихся с точки зрения выразительности декоративной формы. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель) | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею | |
6-7 |
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | УССД | Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы | Знать органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею, сопоставлять интерьер жилищ у разных народов | |
8 |
| Современное повседневное декоративные искусство. | УОиС | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного и, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно- прикладного искусства от традиционного народного искусства | Уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. | применять установленные правила в решении задачи. | осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. | проявлять активность для решения познавательных задач | |
Тема 2: Связь времен в народном искусстве. (9 часов) | |||||||||
1-2 (9-10) |
| Древние образы в современных народных игрушках | КУ | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для определенного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Понимать значение декоративного искусства в жизни людей. Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке | уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
3-4 (11-12) |
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | УНЗиСД | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь передавать единство формы и декора. Выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
5 (13) |
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | УНЗиСД | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях Городца. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров. Осваивать приемы городецкого кистевого мазка. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Знать основные приемы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
6-7 (14-15) |
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | УНЗиСД | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Жостова. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях Жостова. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях Жостовских мастеров. Осваивать приемы Жостовского кистевого мазка. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Знать основные приемы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
8 (16) |
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Хохломская роспись. | КУ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям хохломы. Осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях хохломских мастеров. Осваивать приемы хохломского кистевого мазка. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома.). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей | участвовать в отчете поисковых групп, в презентации выставочных работ | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
9 (17) |
| Связь времен в народном искусстве. | УОиС | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Знать традиционные промыслы России (Жостово, Городец, Гжель, Хох-лома). Уметь анализировать произведения народных мастеров |
| вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
| формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала в презентации выставочных работ | подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. |
Раздел 3: Декоративное искусство в современном мире. (10 часов) | |||||||||
1 (18) |
| Народная праздничная одежда. Головной убор. | УОНЗ | Анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского головного убора с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Создавать эскиз народного головного убора в соответствии с символикой народного искусства.
| Знать разнообразие форм и украшений народного женского головного убора. Уметь создавать эскиз народного головного убора. | освоение народной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей
| ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею |
2-3 (19-20) |
| Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм. | УНЗиСД | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Знать разнообразие форм и украшений народного костюма, символику цвета в народной одежде. Уметь создавать эскизы народного праздничного костюма | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею | |
4-6 (21-23) |
| Праздничные народные гулянья. | КУ | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как традиции современного декоративно-прикладного искусства. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства | |
7 (24) |
| Русский костюм и современная мода | КУ | Осознавать место традиционного русского национального костюма в современной моде. Создавать эскиз образца современной одежды, в котором определяется колорит и основной характер народного костюма. | видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь использовать элементы народных традиций в конструкции, декоре, цветовых сочетаниях при создании художественного образа костюма. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства | |
8-9 (25-26) |
| Современное выставочное искусство. | УНЗиСД | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. | объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. умение выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа; использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
| умение находить нужную информацию и пользоваться ею | |
10 (27) |
| Ты сам – мастер. | УОиС (обобщающий урок) | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Понимать связь современной жизни и культурных традиций, наследия предыдущих поколений. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Разрабатывать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства, работать в группе, вести диалог | умение находить нужную информацию и пользоваться ею | |
Раздел 4: Декор – человек, общество, время. (8 часов) | |||||||||
1 (28) |
| Зачем людям украшения | КУ | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Определять социальную роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
| Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства |
2 (29) |
| Декор и положение человека в обществе | УНЗиСД | Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина. Уметь работать выбранными материалами | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
3-4 (30-31) |
| Одежда говорит о человеке | УНЗиСД | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского. | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
5-6 (32-33) |
| О чем рассказывают гербы и эмблемы | УОНЗиСД | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, края, страны. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Знать историю геральдики. Знать символику наших дней, символы и эмблемы современного общества. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
| |
7 (34) |
| Символы и эмблемы в современном обществе | УФПУ иССД | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта эмблемы школы, семьи, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
| Знать значение геральдического искусства в жизни современного общества. Знать символику современной геральдики, символы и эмблемы современно общества, сферы их использования, значение их элементов. Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | использовать речь для регуляции своих действий и действий членов группы, анализировать и оценивать результаты своего труда | обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | составлять план и последовательность действий, презентовать проектную работу | |
8 (35) |
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | УОиС | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по стилевым признакам. | Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах. Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных эпох. Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
17