Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: _____________/Шарипова Л.У./
« »____________2016 г. | Утверждаю Директор: ______________/Шарипова О.Г./
« »____________2016 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель изобразительного искусства:
Маннанова Рева Габидулловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Нормативные документы
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации
г. № 23251).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Методические рекомендации
Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 5 классов
Школьный уровень
Об утверждении учебного плана МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.год. (Приказ № 46 от 1.09.2016)
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» (Приказ № 35 от 3.09.2012)
Приказ «Об утверждении внесения изменений в Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МКОУ «Кулужбаевская ООШ» №39/3 от10.08.2015г.
Общие цели и задачи учебного предмета
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России .
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения. Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, свето-тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Общая характеристика:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно -образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 ч в неделю, по 35 часов в год
Предметные области | Учебные предметы | 5кл. | 6кл. | 7кл | Всего |
Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 3 |
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность
- декоративная художественная деятельность
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Художественно - эстетическая направленность
В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства.
Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка является основой приобретения личностного опыта и основой само созидания. Исходя из природы именно изобразительного искусства и особенностей его воздействия на человека, можно сказать, что занятия изобразительностью и объемным моделированием пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве, так как непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей, эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности ребенка.
Изобразительное искусство в школе является таким предметом уникальность и значимость которого определяют нацеленностью на активизацию и укрепление правополушарных процессов, происходящих в формирующемся сознании ребенка, на развитие визуального, синтетического пространственного (основанного на связях), мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через эмоции и метафорический синтез. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира,
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства(9 часов)
Тема: Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы в народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни- как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Тема: Декор русской избы
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы(небо ,земля, подземно-водный мир) Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Тема: Внутренний мир русской избы
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет и т. д. ) . Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол ,круг предметов быта ,труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда- область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов ,их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Тема: Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм- целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Тема: Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники- способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы(будь то посев или созревание колоса), коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника , их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.
Связь времен в народном искусстве ( 7 часов )
Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи местных форм игрушек.
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Из истории развития гжельской керамики , слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм ,единство формы и декора . Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов ,тоновые контрасты ,виртуозный круговой мазок с растяжением.
Тема: Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь- главные герои росписи, розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Основные приемы городецкой росписи.
Тема: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма ,формирующие букет: замалевок, тенежка ,прокладка, бликовка , чертежка, привязка.
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни(Обобщение темы)
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Декор-человек, общество, время.(10 часов)
Тема: Зачем людям украшения.
Беседа на тему :Какую роль играет декоративное искусство в организации общества ,в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.
Тема: Декор и положение человека в обществе.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Символика украшений Древнего Египта , их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.
Тема: О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня отличительный знак любого человеческого сообщества-государства, страны , города.
Тема: Одежда говорит о человеке.
Одежда, костюм не только служат практическими целями, они являются особым знаком –знаком положения человека в обществе и его намерений ,т.е.роли.
Тема: Современная одежда по мотивам национальных костюмов .
Национальные традиции в культуре народа. Одежда и национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.
Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ.
Декоративное искусство в современном мире ( 9 часов)
Тема: Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства . Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Тема: Современное декоративное искусство. Витраж.
Монументальное искусство. Мозаика и витраж.
Тема: Создание коллективной декоративной работы из мозаики.
Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.
Тема: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
Оставшиеся уроки 4 четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.
Тематическое планирование
Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Древние корни народного искусства | Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер |
Связь времен в народном искусстве | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи местных форм игрушек. |
Декор-человек,общество, время. | Беседа на тему :Какую роль играет декоративное искусство в организации общества ,в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности. |
Декоративное искусство в современном мире | Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. |
Описание учебно - методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.Изобразительное искусство: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.И. Неменская, под редакцией Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2012. «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.Издательский центр «Вентана-Граф» 2008. 2. «Дизайн и архитектура в жизни человека» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. М: «Просвещение» 2010 под ред. Б.М.Неменского. | Изобразительное искусство. 1-4 класс. Поурочные разработки к учебнику Б.М.Неменский., Н.А.Горяева – М.: Просвещение, 2012 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Компьютер с проектором | 1 | |
Репродукции набросков художников. ИКТ | 5 | |
Таблицы ИКТ | 3 | |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы |
Ресурсы интернета |
| | 1.http://www.renclassic.ru 2.http://www.heyhey.ru/tag/фараон/ 3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/ 4.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/ |
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета
Личностными результатами является формирование
следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата | Тема урока. | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
Корректировка | |
УУД |
план | факт |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | | | ВВЕДЕНИЕ. Древние корни народного искусства | знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, | |
2 | | | Древние образы в народном искусстве | Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | | |
3 | | | Декор русской избы | знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); | | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Создавать эскизы декоративного убранства избы. | |
4 | | | Внутренний мир русской избы | Знать несколько народных художественных промыслов России; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | | Создавать эскизы декоративного убранства избы. | |
5 | | | Конструкция и декор предметов народного быта | знать несколько народных художественных промыслов России; | | | Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | |
6 | | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | | | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. | |
7 | | | Народный праздничный костюм | приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. | |
8 | | | Народные праздничные обряды | приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: | | | | |
9 | | | Древние образы в современных народных игрушках | воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. | |
10 | | | Искусство Гжели | воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; | | | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | |
11 | | | Городецкая роспись | приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | |
12 | | | Хохлома | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | | | Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями». | |
13 | | | Жостово. Роспись по металлу | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | |
14 | | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; | | Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний | Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. | |
15 | | | Тиснение и резьба по бересте | осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | |
16 | | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | |
Декор – человек, общество, время (12 ч) |
17 | | | Зачем людям украшения | освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | |
18 | | | Зачем людям украшения | | | | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | |
19 | | | Декор и положение человека в обществе | владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; | | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта | |
20 | | | Декор и положение человека в обществе | | | | | |
21 | | | Одежда «говорит» о человеке | создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | |
22 | | | Одежда «говорит» о человеке | | | | | |
23 | | | Парадная мебель и утварь. | | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | | выполнение коллективной работы «Бал во дворце» | |
24 | | | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; | | Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний | Определять, называть символические элементы герба | |
25 | | | Символы и эмблемы в современном обществе | | | | Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. | |
26 | | | Эмблема класса, спортивного клуба | развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. | |
27 | | | Герб России, Омска и Омской области. | развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | | | Определять, называть символические элементы герба | |
28 | | | Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы) | | | | Украшение предмета, вещи. | |
Декоративное искусство в современном мире (6 ч) | |
29 | | | Современное выставочное искусство. | осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | |
30 | | | Ты сам — мастер | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, | | | | |
31 | | | Лоскутная аппликация, или коллаж. | владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. | |
32 | | | Витраж в оформлении интерьера школы. | создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой. | | | | |
33 | | | Нарядные декоративные вазы | развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся | | | Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | |
34-35 | | | Декоративные игрушки. | Владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.); | | | Декоративные куклы. | |