Управление образования Иркутского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО начальных классов Протокол № От « » 2016г. Руководитель МО _____________________ | Согласовано «__»_______2016 г. Зам. директора по НМР ____________________ | Согласовано «__»_______2016 г. Зам. директора по УВР ____________________ |
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2016 г.
Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»
________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для учащихся 1 «а» класса
Образовательная область: искусство
Разработала:
ФИО: Татуревич Нинель Владимировна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории.
2016 г.
Пояснительная записка
I. Планируемые результаты освоения программного материала: личностные, метапредметные и предметные.
Требования определяют основные предметные умения и универсальные учебные действия, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших курс изобразительного искусства за 1 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В результате изучения изобразительного искусства в первом классе ученик научится:
-понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Обучающиеся достигнут следующих предметных результатов:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей -понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
II. Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических принципов:
-природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;
-преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;
-интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
1 класс Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (11 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
-Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
-Изображения всюду вокруг нас.
-Мастер Изображения учит видеть.
-Изображать можно пятном.
-Изображать можно в объеме.
-Изображать можно линией.
-Разноцветные краски.
-Изображать можно и то, что невидимо.
-Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
-Мир полон украшений.
-Цветы.
-Красоту надо уметь замечать.
-Узоры на крыльях. Ритм пятен.
-Красивые рыбы. Монотипия.
-Украшения птиц. Объёмная аппликация.
-Узоры, которые создали люди.
-Как украшает себя человек.
-Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
-Постройки в нашей жизни.
-Дома бывают разными.
-Домики, которые построила природа.
-Дом снаружи и внутри.
-Строим город.
-Все имеет свое строение.
-Строим вещи.
-Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
-Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
-Праздник весны.
-Сказочная страна.
-Времена года (экскурсия)
-Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
III. Календарно – тематическое планирование
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Проекты | Экскурсии | Практические работы |
I. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 11 часов | | | Урок №1 Экскурсия в изостудию Урок №2. Экскурсия в природу. | |
II. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8часов | | 1.Мир полон украшений Проект «Цветы» 2.Мастер Украшения помогает сделать праздник Проект «Украшаем класс» | №11 Посещение художественного музея. | |
III. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 часов | | 1.Строим город Проект «Игровой город» | Урок №27 «Город, в котором мы живем» | |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 часов | - | 1.Сказочная страна. Создание панно | Урок №32 «Урок любования» | |
| Итого | 33часа | - | 4 часов | 5 часов | |
III. 1. Поурочное планирование
| Дата | Тема урока | Количество часов |
№ п/п | Дата | Дата по факту |
| | | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 11 |
1 | 06.09 | | Все дети любят рисовать. С. 3, 8-9. Экскурсия в изостудию | 1 |
2 | 13.09 | | Изображения всюду вокруг нас С. 8–11. Экскурсия в природу. | 1 |
3 | 20.09 | | Мастер Изображения учит видеть С. 14–17 | 1 |
4 | 27.09 | | Изображать можно и то, что невидимо. Урок-игра | 1 |
5 | 04.10 | | Изображать можно пятном С. 18–23. Урок-театрализация | 1 |
6 | 11.10 | | Изображать можно в объеме С. 24–27 | 1 |
7 | 18.10 | | Изображать можно линией С. 28–31 | 1 |
8 | 25.10 | | Изображать можно линией. | 1 |
9 | 15.11 | | Разноцветные краски. С. 32–33 | 1 |
10 | 22.11 | | Художник и зрители С. 34–41 | 1 |
11 | 29.11 | | Посещение художественного музея. Экскурсия | 1 |
| | | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
12 | 06.12 | | Мир полон украшений С. 44–45 Проект «Цветы» | 1 |
13 | 13.12 | | Красоту надо уметь замечать. С. 46–47 | 1 |
14 | 20.12 | | Узор на крыльях С. 50–53 | 1 |
15 | 27.12 | | Красивые рыбы С. 54–55 | 1 |
16 | 17.01 | | Украшение птиц С. 56–57 | 1 |
17 | 24.01 | | Узоры, которые создали люди С. 58–61 | 1 |
18 | 31.01 | | Как украшает себя человек. | 1 |
19 | 14.02 | | Мастер Украшения помогает сделать праздник. С. 62–65 Проект «Украшаем класс» | 1 |
| | | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 |
20 | 21.02 | | Постройки в нашей жизни С. 67–69 | 1 |
21 | 28.02 | | Домики, которые построила природа С. 76–77 | 1 |
22 | 07.03 | | Дом снаружи и внутри С. 78–79 | 1 |
23 | 14.03 | | Строим город С. 80–83 Проект «Игровой город» | 1 |
24 | 30.03 | | Строим город С. 80–83 | 1 |
25 | 04.04 | | Все имеет свое строение С. 84–85 | 1 |
26 | 11.04 | | Постройка предметов С. 86–87 | 1 |
27 | 18.04 | | Город, в котором мы живем С. 88–89. Экскурсия | 1 |
| | | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу | 6 |
28 | 25.04 | | Совместная работа трех Братьев-Мастеров С. 91–93 | 1 |
29 | 02.05 | | Сказочная страна. С. 98–99 Создание панно | 1 |
30 | 09.05 | | Весна – пробуждение природы. Разноцветные жуки. С. 96–97 | 1 |
31 | 16.05 | | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги | 1 |
32 | 23.05 | | Урок любования. Умение видеть. Экскурсия | 1 |
33 | 30.05 | | Здравствуй, лето! С. 102–106 | 1 |
| | | Итого: | 33 часа. |
64