СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса « Изобразительное искусство»  для 3 класса составлена на основе   Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы учебного курса «Изобразительное искусство»   для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом: В. С. Кузиным, С.П. Ломовым, Е.В. Шороховым, С.Е.Игнатьевым, П.Ю.Коваленко.  (Изобразительное искусство.  1-4 классы.  Программа для общеобразовательных учреждений/  В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа

Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Изобразительное искусство»

Класс:___3___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2015/2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса « Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы учебного курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом: В. С. Кузиным, С.П. Ломовым, Е.В. Шороховым, С.Е.Игнатьевым, П.Ю.Коваленко. (Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011).

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/ 2012 учебном году.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/ 2013 учебном году.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/ 2014 учебном году.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/ 2015 учебном году.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/ 2016 учебном году.

В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:

  • Программа для общеобразовательных учреждений.1-4 кл. Изобразительное искусство/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011.

  • В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2012 г.

  • Изобразительное искусство.3кл.: Рабочая тетрадь/Кузин В.С.

  • Изобразительное искусство.3 кл.: Книга для учителя/Кузин В. С.



Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование

эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.


Цели курса: развитие личности обучающихся средствами искусства; получение эмоционально - ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно - творческой деятельности.

Задачи:

  1. Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

  2. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру;

  3. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  4. Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности.


Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства»- отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства ,выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того ,как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями искусства ,рисунком ,живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном ,декоративно-прикладным искусством. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала .В этот блок включены понятия композиция ,цвет ,линия, форма, объем ,ритм .

Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля - наш общий дом .Родина моя- Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту. Четвертый блок программы «Опыт художественно-творческой деятельности» практически направлен и реализуется внутри трех представленных блоков.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 3 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формирование основ гражданственности;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного

развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Уникальность и значимость курса определяются нацелен­ностью на духовно-нравственное воспитание и развитие спо­собностей, творческого потенциала ребёнка, У младших школьников развивается способность воспри­ятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оцени­вания.

Направленность на деятельностный и проблемный подхо­ды в обучении искусству диктует необходимость эксперимен­тирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания вырази­тельного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес уча­щихся к художественному творчеству.

Планируемые результаты по предмету

изобразительное искусство во 3 классе.


Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

· положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.


Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.


Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).


Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.


Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.


Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.


· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения


Предметные результаты

  • получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

Учащиеся научатся

  • различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

  • добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

  • узнавать ведущие художественные музеи России.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • Согласно рекомендациям методического письма « О преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010 - 2011 учебном году» в рабочую программу добавлена тема « Дизайн» (Аппликация с элементами дизайна на тему: «Весенняя сказка цветов» - урок №33).

  • Учебно-тематический план

№п /п

Раздел, тема

Всего часов

Практ. занятия

Экскурсии

Форма контроля

1

Рисование с натуры, по памяти и по представлению

10

10


Самостоятельная работа

2

Рисование на темы

8

8


Самостоятельная работа

3

Декоративная работа

7

7


Самостоятельная работа

Групповая работа

4

Лепка

3

3


Самостоятельная работа

Коллективная работа

5

Аппликация

2

2


Самостоятельная работа

Групповая работа

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4



Фронтальный опрос


Итого

34 ч.
















Тематическое планирование и содержание учебного предмета

п/п

Тема урока

Вид занятий

Элементы содержания

Дата

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

План

Факт

1.

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. «Прощаемся с теплым летом» -

рисование по памяти и представлению животных (жуков, стрекоз, шмелей, кузнечиков).

(карандаш, акварель)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению -1

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства.



Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

- слушать и понимать речь других.


2.

Рисование с натуры листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина). Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов « перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет» (акварель)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению-2

Отражение в произведениях изобразительного искусства человеческих чувств, идей, отношения к природе.




3.

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению. Использование пластического и конструктивного способов лепки (пластилин)

Лепка -1

Отражение в произведениях пластических искусств чувств и идей. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных материалов: пластилин, глина.



Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания

Л.:

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;

Р.:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.

Декоративная работа. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

(гуашь)

Декоративная работа - 1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.




Научиться выделять характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров; рисовать кистью элементы узора русской матрёшки.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5.

Рисование с натуры. «Дары осеннего сада и огорода» - рисование фруктов, овощей.

Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых предметов (акварель)


Рисование с натуры по памяти и по представлению-3

Умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт).




Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

- слушать и понимать речь других.


6.

Аппликация. Составление мозаичного панно из кусочков цветной бумаги и засушенных листьев на тему: «Осеннее кружево листьев».

Аппликация - 1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, подручные и природные материалы. Овладение навыками бумагопластики.



Научиться выполнять орнамент из геометрических фигур, простых по форме цветов.



Научиться выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента; работать гуашевыми красками

Л.:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.

К.

-осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.

7.

Декоративная работа. Связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором ( варежка, косынка). (карандаш, гуашь)

Декоративная работа - 2

Освоение основ декоративно - прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.



Научиться правилам и технике выполнения узоров из геометрических фигур.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;:

- слушать и понимать речь других.

8.

Беседа «Действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве».

Беседа -1

Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Знакомства с отдельными произведениями выдающихся русских художников: В.М. Васнецов, Ю. Васнецов, И. Билибин.



Знать основные жанры произведений изобразительного искусства

Уметь:

– высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;

– рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве


Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

- слушать и понимать речь других.

9.

Иллюстрация как произведение художника. Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка  о царе Салтане» ( работа в карандаше).

Рисование на темы-1

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, их связь с жизнью. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.



Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).


10.

Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина «Сказка  о царе Салтане» (работа в цвете).

Рисование на темы- 2

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры.



11.

Рисование по представлению игрушечных машин. (карандаш, гуашь)

Рисование с натуры по памяти и по представлению – 4

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.



Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.


12.

Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Рисование композиции на тему: «В сказочном подводном мире» (карандаш, акварель).

Рисование на темы-3








Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И.И. Шишкин, К. Брюлов, Рафаэль Санти.



Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии

13.

Декоративная работа. Знакомство с народно – прикладным искусством: художественной росписью по металлу ( Жостово), по дереву (Хохлома). Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав ( узоры в полосе, прямоугольнике). (карандаш, гуашь)

Декоративная работа - 3

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома)



Научиться правилам и технике выполнения росписи по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома)

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П.:

- добывать новые знания:находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

14.

Декоративная работа. «Готовим наряд для сказочной елки»- выполнение эскизов украшений для елки.

(карандаш, акварель)

Декоративная работа - 4

Передача настроения в творческой работе ( декоративно – прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.



Научиться рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

15.


Декоративная работа. «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» - выполнение эскизов карнавальных принадлежностей.

(карандаш, гуашь).

Декоративная работа -5

Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно – конструктивной деятельности.



Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

16.

Рисование на тему «Мы сажаем деревья» (карандаш, акварель). Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению.

Рисование на темы-4

Изображение по воображению ( пейзаж). Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема.



Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

17.

Декоративная работа . Знакомство с народно – прикладным искусством: художественной росписью по керамике (Гжель), кружевом. «Орнамент в круге»- выполнение эскизов узора для украшения декоративной тарелочки.

(восковые мелки, фломастеры, пастель)

Декоративная работа -6

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов ( Вологда, Вятка). Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.



Научиться выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

18.

Рисование по представлению предметов быта (лейка, детское ведерко, детская лопатка)

(карандаш)

Рисование с натуры по памяти и по представлению - 5

Представление о роли изобразительных ( пластических) искусств в организации материального окружения человека ( вторая природа),его повседневной жизни.



Научиться самостоятельно выполнять композицию иллюстрации; выделять главное в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

19.

«Веселые игрушки» - рисование с натуры народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов – Майдан)

(карандаш, гуашь)

Рисование с натуры по памяти и по представлению - 6

Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.



Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

20.

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Декорирование готовых изделий.

(пластилин, глина)

Лепка - 2

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, объема, материала, конструирования.



Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин, глина)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания

Л.:

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;

Р.:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

21.

Беседа на тему «Русское народное творчество в декоративно – прикладном искусстве, выразительные средства декоративно – прикладного искусства».

Беседа - 2

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.



Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.


22.

Конструктивный способ лепки. Лепка композиций на темы быта и труда человека. («Почтальон»)

(пластилин, глина)

Лепка - 3


Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.




Использовать художественные материалы (пластилин, глина)

23.

Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. «Домашние животные» - рисование по памяти и представлению кроликов, зайцев.

Рисование с натуры по памяти и по представлению - 7

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В. А. Серов, Леонардо да Винчи, Рембрандт ванн Рейн. Использование в деятельности различных материалов: акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, тушь, фломастеры.




Научиться рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

24.

Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в карандаше)

Рисование на темы-5


Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.



Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

Уметь:

– видеть сюжет;

– построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом;

– детально прорисовать деда Мазая и зайцев

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


25.

Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
(работа в цвете)

Рисование на темы-6


Выбор материалов для воспроизведения своего замысла.



26.

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и архитектура».

Беседа -3

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, В.И. Суриков, В. А. Серов, И. Репин. Передача настроения в творческой работе ( в живописи, графике, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линий, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.



Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

27.

Рисование на тему: «Полет на другую планету» (карандаш, акварель).

Рисование на темы-7


Выбор и применение выразительных средства для реализации собственного замысла в рисунке.



Научиться выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

28.

Рисование с натуры веточек деревьев с почками (верба, тополь)

(акварель)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению - 8

Передача настроения в творческой работе ( в живописи) с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема. Передача пространственного положения ветки вербы.



Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы

29.

Декоративная работа. Выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек.

Декоративная работа - 7


Участие в различных видах декоративно – прикладной деятельности.



Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные

Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству

30.

Рисование по памяти и представлению птиц (скворец, утка, голубь)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению - 9

Отработка графических умений и навыков.



Научиться рисовать силуэты птиц; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П.:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

- слушать и понимать речь других.

31.

Беседа на тему: « Родная природа в произведениях художников».

Беседа -4

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И.И.Левитан, А. Герасимов, Ф. Васильев, А. Куинджи, К. Моне.




Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделий;

- слушать и понимать речь других.


32.

Рисование с натуры весенних цветов (мать – и – мачеха, одуванчик)

(карандаш, акварель)

Рисование с натуры по памяти и по представлению - 10

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.



Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

33.

Использование в аппликации ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Аппликация с элементами дизайна на тему: «Весенняя сказка цветов»


Аппликация - 2

Выбор и применение выразительных средства для реализации собственного замысла в аппликации. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, подручные и природные материалы.



Уметь:

– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами;

– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

34.

Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце»

(карандаш, акварель)

Рисование на темы - 8


Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема.



Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков)

Уметь:

– составлять композиции;

– анализировать репродукции;

– выполнять рисунок карандашом и в цвете цвета



















Материально-техническое обеспечение

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

 

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция)

  • Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради),

К





Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

  • Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

П




  • Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…)

П





Методический фонд для учителя

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования (3 набора

  • Коллекция насекомых для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Печатныепособия

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.

Д




  • Плакаты по основным темам изобразительного искусства

Д



  • Портреты художников

Д


Репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету


Д


Техническиесредстваобучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д




Магнитная доска.

Д


Персональный компьютер

Д


Мультимедийный проектор.

Д


Сканер, принтер, цифровая фотокамера,

Д


Магнитофон

Д



Экранно-звуковыепособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство»

Д








Видеофильмы соответствующего содержания

Д




Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


Д


  • Дымковскиеигрушки

  • Гжель

  • Слайдыкартин В. Васнецова

  • Слайдыиллюстраций И. Билибина

  • Слайдыкартинотечественныххудожников

  • Западно-европейское искусство нового времени

  • Русскоеискусство 18 века. Архитектура

  • Изобразительноеискусствоначала 20 века

  • Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее

  • Старинные русские работы из бисера

  • Хохлома - древнее и вечно живое

  • Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа

  • Исаакиевскийсобор

  • Павловскийдворец

  • Фактура в природе и в народном искусстве

  • Мир животных в изобразительном искусстве

  • Русскоеискусство 18 века.

  • Скульптура

Электронные презентации

  • Бытовой жанр

  • Художник и дети

  • Исторический жанр

  • Народное художественное творчество

  • Шедевры русской живописи

  • Россия Репина

  • Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура

  • На полях и стройках нашей Родины

  • Анималистический жанр

  • Художник Шишкин

  • Пейзаж



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д



  • Серии фотографий и иллюстраций природы

Д


Фотографии и иллюстрации животных.

Д


Репродукции картин разных художников.

Д


Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Д


Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Д


Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д


Натуральныеобъекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Д



Живые объекты ( комнатные растения)

Д


Оборудованиекласса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский тумбой

Д


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Д



Настенные доски

Д


Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К



Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству»

П




Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

П



Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!