Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
Класс:___3___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса « Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы учебного курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом: В. С. Кузиным, С.П. Ломовым, Е.В. Шороховым, С.Е.Игнатьевым, П.Ю.Коваленко. (Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/ 2012 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/ 2013 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/ 2014 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/ 2015 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/ 2016 учебном году.
В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:
Программа для общеобразовательных учреждений.1-4 кл. Изобразительное искусство/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2012 г.
Изобразительное искусство.3кл.: Рабочая тетрадь/Кузин В.С.
Изобразительное искусство.3 кл.: Книга для учителя/Кузин В. С.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Цели курса: развитие личности обучающихся средствами искусства; получение эмоционально - ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно - творческой деятельности.
Задачи:
Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства»- отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства ,выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того ,как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями искусства ,рисунком ,живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном ,декоративно-прикладным искусством. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала .В этот блок включены понятия композиция ,цвет ,линия, форма, объем ,ритм .
Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля - наш общий дом .Родина моя- Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту. Четвертый блок программы «Опыт художественно-творческой деятельности» практически направлен и реализуется внутри трех представленных блоков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 3 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство во 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения
Предметные результаты
получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
Учащиеся научатся
различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Согласно рекомендациям методического письма « О преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010 - 2011 учебном году» в рабочую программу добавлена тема « Дизайн» (Аппликация с элементами дизайна на тему: «Весенняя сказка цветов» - урок №33).
Учебно-тематический план
№п /п | Раздел, тема | Всего часов | Практ. занятия | Экскурсии | Форма контроля |
1 | Рисование с натуры, по памяти и по представлению | 10 | 10 | | Самостоятельная работа |
2 | Рисование на темы | 8 | 8 | | Самостоятельная работа |
3 | Декоративная работа | 7 | 7 | | Самостоятельная работа Групповая работа |
4 | Лепка | 3 | 3 | | Самостоятельная работа Коллективная работа |
5 | Аппликация | 2 | 2 | | Самостоятельная работа Групповая работа |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | | | Фронтальный опрос |
| Итого | 34 ч. | | | |
Тематическое планирование и содержание учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Вид занятий | Элементы содержания | Дата | Предметные результаты | УУД Личностные результаты |
План | Факт |
1. | Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. «Прощаемся с теплым летом» - рисование по памяти и представлению животных (жуков, стрекоз, шмелей, кузнечиков). (карандаш, акварель) | Рисование с натуры, по памяти и по представлению -1 | Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. | | | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; - слушать и понимать речь других. |
2. | Рисование с натуры листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина). Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов « перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет» (акварель) | Рисование с натуры, по памяти и по представлению-2 | Отражение в произведениях изобразительного искусства человеческих чувств, идей, отношения к природе. | | |
3. | Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению. Использование пластического и конструктивного способов лепки (пластилин) | Лепка -1 | Отражение в произведениях пластических искусств чувств и идей. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных материалов: пластилин, глина. | | | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь использовать художественные материалы (пластилин) Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания | Л.: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; Р.: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составленному с учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
4. | Декоративная работа. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра). (гуашь) | Декоративная работа - 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. | | | Научиться выделять характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров; рисовать кистью элементы узора русской матрёшки. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
5. | Рисование с натуры. «Дары осеннего сада и огорода» - рисование фруктов, овощей. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых предметов (акварель) | Рисование с натуры по памяти и по представлению-3 | Умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт). | | | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; - слушать и понимать речь других. |
6. | Аппликация. Составление мозаичного панно из кусочков цветной бумаги и засушенных листьев на тему: «Осеннее кружево листьев». | Аппликация - 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, подручные и природные материалы. Овладение навыками бумагопластики. | | | Научиться выполнять орнамент из геометрических фигур, простых по форме цветов. Научиться выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента; работать гуашевыми красками | Л.: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К. -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. |
7. | Декоративная работа. Связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором ( варежка, косынка). (карандаш, гуашь) | Декоративная работа - 2 | Освоение основ декоративно - прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. | | | Научиться правилам и технике выполнения узоров из геометрических фигур. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;: - слушать и понимать речь других. |
8. | Беседа «Действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве». | Беседа -1 | Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Знакомства с отдельными произведениями выдающихся русских художников: В.М. Васнецов, Ю. Васнецов, И. Билибин. | | | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; - слушать и понимать речь других. |
9. | Иллюстрация как произведение художника. Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» ( работа в карандаше). | Рисование на темы-1 | Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, их связь с жизнью. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. | | | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Знать понятие «иллюстрация». Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). |
10. | Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (работа в цвете). | Рисование на темы- 2 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры. | | |
11. | Рисование по представлению игрушечных машин. (карандаш, гуашь) | Рисование с натуры по памяти и по представлению – 4 | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | | | Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. |
12. | Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Рисование композиции на тему: «В сказочном подводном мире» (карандаш, акварель). | Рисование на темы-3 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И.И. Шишкин, К. Брюлов, Рафаэль Санти. | | | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии |
13. | Декоративная работа. Знакомство с народно – прикладным искусством: художественной росписью по металлу ( Жостово), по дереву (Хохлома). Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав ( узоры в полосе, прямоугольнике). (карандаш, гуашь) | Декоративная работа - 3 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома) | | | Научиться правилам и технике выполнения росписи по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома) | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания:находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. |
14. | Декоративная работа. «Готовим наряд для сказочной елки»- выполнение эскизов украшений для елки. (карандаш, акварель) | Декоративная работа - 4 | Передача настроения в творческой работе ( декоративно – прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента. | | | Научиться рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
15. | Декоративная работа. «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» - выполнение эскизов карнавальных принадлежностей. (карандаш, гуашь). | Декоративная работа -5 | Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно – конструктивной деятельности. | | | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности |
16. | Рисование на тему «Мы сажаем деревья» (карандаш, акварель). Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. | Рисование на темы-4 | Изображение по воображению ( пейзаж). Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема. | | | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
17. | Декоративная работа . Знакомство с народно – прикладным искусством: художественной росписью по керамике (Гжель), кружевом. «Орнамент в круге»- выполнение эскизов узора для украшения декоративной тарелочки. (восковые мелки, фломастеры, пастель) | Декоративная работа -6 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов ( Вологда, Вятка). Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном. | | | Научиться выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
18. | Рисование по представлению предметов быта (лейка, детское ведерко, детская лопатка) (карандаш) | Рисование с натуры по памяти и по представлению - 5 | Представление о роли изобразительных ( пластических) искусств в организации материального окружения человека ( вторая природа),его повседневной жизни. | | | Научиться самостоятельно выполнять композицию иллюстрации; выделять главное в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
19. | «Веселые игрушки» - рисование с натуры народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов – Майдан) (карандаш, гуашь) | Рисование с натуры по памяти и по представлению - 6 | Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | | | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. |
20. | Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Декорирование готовых изделий. (пластилин, глина) | Лепка - 2 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, объема, материала, конструирования. | | | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь использовать художественные материалы (пластилин, глина) Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания | Л.: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; Р.: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составленному с учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
21. | Беседа на тему «Русское народное творчество в декоративно – прикладном искусстве, выразительные средства декоративно – прикладного искусства». | Беседа - 2 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | | | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. |
22. | Конструктивный способ лепки. Лепка композиций на темы быта и труда человека. («Почтальон») (пластилин, глина) | Лепка - 3 | Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. | | | Использовать художественные материалы (пластилин, глина) |
23. | Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. «Домашние животные» - рисование по памяти и представлению кроликов, зайцев. | Рисование с натуры по памяти и по представлению - 7 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В. А. Серов, Леонардо да Винчи, Рембрандт ванн Рейн. Использование в деятельности различных материалов: акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, тушь, фломастеры. | | | Научиться рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. |
24. | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в карандаше) | Рисование на темы-5 | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | | | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе Уметь: – видеть сюжет; – построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; – детально прорисовать деда Мазая и зайцев | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
25. | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в цвете) | Рисование на темы-6 | Выбор материалов для воспроизведения своего замысла. | | |
26. | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и архитектура». | Беседа -3 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, В.И. Суриков, В. А. Серов, И. Репин. Передача настроения в творческой работе ( в живописи, графике, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линий, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. | | | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
27. | Рисование на тему: «Полет на другую планету» (карандаш, акварель). | Рисование на темы-7 | Выбор и применение выразительных средства для реализации собственного замысла в рисунке. | | | Научиться выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
28. | Рисование с натуры веточек деревьев с почками (верба, тополь) (акварель) | Рисование с натуры, по памяти и по представлению - 8 | Передача настроения в творческой работе ( в живописи) с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема. Передача пространственного положения ветки вербы. | | | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы |
29. | Декоративная работа. Выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек. | Декоративная работа - 7 | Участие в различных видах декоративно – прикладной деятельности. | | | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству |
30. | Рисование по памяти и представлению птиц (скворец, утка, голубь) | Рисование с натуры, по памяти и по представлению - 9 | Отработка графических умений и навыков. | | | Научиться рисовать силуэты птиц; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; - слушать и понимать речь других. |
31. | Беседа на тему: « Родная природа в произведениях художников». | Беседа -4 | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И.И.Левитан, А. Герасимов, Ф. Васильев, А. Куинджи, К. Моне. | | | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; - слушать и понимать речь других. |
32. | Рисование с натуры весенних цветов (мать – и – мачеха, одуванчик) (карандаш, акварель) | Рисование с натуры по памяти и по представлению - 10 | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | | | Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы. |
33. | Использование в аппликации ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени. Аппликация с элементами дизайна на тему: «Весенняя сказка цветов» | Аппликация - 2 | Выбор и применение выразительных средства для реализации собственного замысла в аппликации. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, подручные и природные материалы. | | | Уметь: – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; – анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
34. | Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель) | Рисование на темы - 8 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема. | | | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков) Уметь: – составлять композиции; – анализировать репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете цвета |
Материально-техническое обеспечение
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция) |
Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради), | К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. | П | |
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…) | П | |
Методический фонд для учителя |
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования (3 набора Коллекция насекомых для рисования Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Печатныепособия |
Таблицы (комплекты) | Д | |
| Д | |
| Д | Репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Д | |
Техническиесредстваобучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Персональный компьютер | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, | Д | |
Магнитофон | Д | |
Экранно-звуковыепособия |
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство» | Д | |
Видеофильмы соответствующего содержания | Д | |
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
Дымковскиеигрушки Гжель Слайдыкартин В. Васнецова Слайдыиллюстраций И. Билибина Слайдыкартинотечественныххудожников Западно-европейское искусство нового времени Русскоеискусство 18 века. Архитектура Изобразительноеискусствоначала 20 века Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее Старинные русские работы из бисера Хохлома - древнее и вечно живое Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа Исаакиевскийсобор Павловскийдворец Фактура в природе и в народном искусстве Мир животных в изобразительном искусстве Русскоеискусство 18 века. Скульптура Электронные презентации Бытовой жанр Художник и дети Исторический жанр Народное художественное творчество Шедевры русской живописи Россия Репина Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура На полях и стройках нашей Родины Анималистический жанр Художник Шишкин Пейзаж | | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
| Д | |
| Д | |
Фотографии и иллюстрации животных. | Д | |
Репродукции картин разных художников. | Д | |
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). | Д | |
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) | Д | |
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Муляжи овощей, грибов, фруктов. | Д | |
Натуральныеобъекты |
Гербарии культурных и дикорастущих растений. | Д | |
Живые объекты ( комнатные растения) | Д | |
Оборудованиекласса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Стол учительский тумбой | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д | |
Настенные доски | Д | |
Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К | |
Игры и игрушки |
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству» | П | |
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. | П | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К | |