СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федеральных государственных образовательных  стандартов,  авторской программы «Изобразительное искусство» 4 класс Л.Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская УМК «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2015г

Протокол заседания №___ Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2015г. «__» август 2015г.



Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

начального общего образования

4 класс


Срок реализации 2015-2016 у/г



Разработчик : Яловенко О.П. учитель нач. классов



с. Поломошное 2015


Пояснительная записка учебного предмета «Изобразительное искусство» начального образования.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская УМК «Начальная школа XXI века», основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ». Программа составлена для учащихся 4 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2015-2016 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.


Учебно-методический комплект:

Авторская программа:

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Изобразительное искусство:интегрированная программа: 1 – 4 классы - М.: Вентана Граф,2013

Учебник: Л.Г. Савенкова Изобразительное искусство 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012,2013

Рабочие тетради:

Л.Г. Савенкова: Изобразительное искусство 4 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2013

Обоснование выбора используемого УМК.

  • входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • Учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно – методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен и тенденций в искусстве.


Основные цели:

-формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

-активизацию самостоятельной творческой деятельности;

-развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны

Задачи:

-воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

-развивать творческий потенциал ребенка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально – чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

-формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно- прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

-формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

-развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

- воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям ( с учетом многонациональности России);

- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве(мотивация);

- общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно – нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

-воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

-развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

-совершенствование индивидуальных способностей;

-формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально – ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора,


Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок, экскурсия..

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактические; репродуктивные, проблемно – поисковые, дедуктивные, самостоятельная работа, исследовательские

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение и др.

Режим занятий: 6 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи: Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.).




Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Согласно приказу № 35 от 30.08.15 добавлен 1 час на резервное время.


Планируемые результаты

Личностные, предметные, метапредметные результаты с индикаторами их усвоения


Личностные результаты








Базовый уровень

-целостное, гармоничное восприятие мира;

-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- умение доводить работу до конца;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе.

Повышенный уровень

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты

Базовый уровень

Регулятивные УУД.

-постановка учебной задачи и контроль её выполнения ;

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения

Познавательные УУД

-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

-умение проводить самостоятельные исследования;

-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи,разных видах и жанрах искусства.

Коммуникативные УУД

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини- рассказы по своему сюжету.

Повышенный уровень

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД

-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

Коммуникативные УУД

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметные результаты



Базовый уровень

- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Повышенный уровень

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности.


Содержание тем учебного курса


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса)

Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

Работа на плоскости

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».

Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.

Понимать, что такое пространственное окружение.

Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений?

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.

Видеть и замечать красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной

Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.

Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета

Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы

Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.

Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать цветом настроение в работе

5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде

Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках?

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.

Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме

Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»

Создавать свои «Путевые зарисовки».

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением

Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.

Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Владеть графическими компьютерными программами

8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках.

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека

Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски с фигур одноклассников

9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.

Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.

Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)

Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.

Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).

Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами

12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности

Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей

Работа в объёме и пространстве

Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.

Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.

Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Создавать небольшие этюды.

Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)

Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.

Лепить человека по наблюдению.

Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах»

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.

Работать по памяти и наблюдению.

Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.

Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине

Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»

Декоративно-прикладная деятельность

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Создавать коллективную композицию на тему.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте

Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях

Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.

Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.

Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.

Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.

Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.

Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.

Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины

Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).

Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов.

Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»

Работа на плоскости

Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.

Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».

Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Использовать для этого поисковые системы Интернета

2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)

Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»

Распределять сюжеты среди учащихся в группе.

Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.

Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате)

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).

Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).

Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-простран­ственной среде (интерьере школы).

Переключаться с одной деятельности на другую

6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке

Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).

Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Определять цветовой и средовой характер композиции

7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей

Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству

Декоративно-прикладная деятельность

Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.

Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными

Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)

Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна»

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка»

Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.

Оформлять класс и школу к праздничным датам

11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы

Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.

Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности

Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения

Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.

Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.

Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».

Уметь работать в сотворчестве с другими детьми

3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».

Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства

Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета — вода, круг — солнце, ромб (квадрат) с точками — пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).

Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания

Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)

Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника

Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.

Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).

Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)






Материально – техническое и учебно –методическое обеспечение


N

Наименование средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся

1

Учебник: Л.Г. Савенкова Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в - М.: Вентана – Граф

2

Л.Г.Савенкова Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф

3

Детские познавательные журналы и др.

4

Энциклопедии из библиотечного фонда школы


Для учителя

1

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы - М.: Вентана Граф,2011


Электронные учебные пособия (диски)

1

Шедевры русской живописи

2

CD - ROM Мурзилка. «Художественное творчество» Возраст 6+

3

CD - ROM Форма. «Секреты живописи для маленьких художников» Возраст 4+


Технические средства обучения


Интерактивная доска, Цифровой фотоаппарат, Ноутбук, мультимедиа

Создание и показ презентаций, работа в сети Интернет, работа с ЦОР


Интернет - ресурсы

1

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

2

http://pedlib.ru – Педагогическая библитека

3

http://zavuch.info –Завуч инфо

4

http://prezentacii.com –Готовые презентации

5

http://nsportal.ru –Социальная сеть работников образования

6

http://openclass.ru –открытый класс










Календарно – тематическое планирование по ИЗО 4 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч, 1 ч резерва)


№п/п

Тема урока


Кол-во часов

Вид заня

тий

Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения

Характеристика учебной деятельности

Дата

план

факт

Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

1

Пейзажи родного края. У.с.6-15

1

п

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):


Работа на плоскости Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

1.09


, 2

Композиция по мотивам былин, сказаний и мифов.

У.с 16-18

1

п

Проведение коллективного исследования (путешествия) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений?

8.09


3

Архитектура разных народов.

У. с 30

1

т/п

Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления

15.09


4

Проект моего дома

У.с.48-49

1

п

Обсуждение своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета нужного настроение, используя нужную цветовую гамму. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

22.09


5

Народная архитектура в природной среде


1

П

Овладение навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.

Создание графическими средствами выразительных образов архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

29.09


6

Пейзажные композиции с архитектурными сооружениями «Цветущий луг»


1

т/п

Создание своих «Путевых зарисовок». Передача в работе воздушной перспективы, первого, второго и третьего плана, пространственных отношений между предметами в конкретном формате. Передача пространственных отношений между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

6.10


7

Сюжетные композиции

1

т/п

Создание сюжетных композиций, передача в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловых связей между объектами изображения, колорит, динамику. Использование контраста для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр.

13.10


8

Сюжетные композиции на бытовые темы

У.с. 52 -71

1

П

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников

20.10


9

Тематический натюрморт из бытовых предметов.

У.с. 74-75

1

П

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу.

Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы

27.10


10

Объёмно-пространственная композиция «Масленица»

У.с. 123-124


1

П

Демонстрация умения работать в коллективе в условиях сотворчества. Передача в рисунке настроения, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

10.11


11

Урок - исследование: изучение традиций народа.

1

т/п

Самостоятельное решение творческой задачи при работе над композицией. Передача в композиции пропорции, характерных черт лица и фигуры человека графическими средствами , сюжетно-смысловой связи объектов изображения, индивидуальной характеристики персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила

17.11


12

Знакомство с народными праздниками. (Лепка.)

1

т/п

Работа в объёме и пространстве

Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

24.11


13

Пропорции человека и их отображение в объёме.


1

П

Работа с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка человека по наблюдению. Передача характера героя через его одежду, движения, позу, жест.

1.12


14

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве.

У.с. 38-39, 42-43

1

П

Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Работа по памяти и наблюдению. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.

8.12


15

Декоративное украшение и убранство жилищ.

«Деревенская улица»

У.с. 52-71

1

т/п

Декоративно-прикладная деятельность Создание своего орнамента, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создание коллективной композиции на тему. (примерная тема «Деревенская улица»). Сотрудничество с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

15.12


16

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве

У.с. 96-97

1

т/п

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

22.12


17

Изображение замкнутого пространства (Проект интерьера) Ус. 72-73

1

П

Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.

12.01


Развитие фантазии и воображения (11 часов)

18

Народные мотивы в творчестве композиторов



1

П

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):


Работа на плоскости Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Использовать для этого поисковые системы Интернета

19.01


19

Заочная экскурсия «Искусство разных эпох и народов».

1

т/п

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

26.01


20

Коллаж на тему народной песни

1

П

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др.

2.02


21

Лепка по мотивам народной музыки и танца «Хоровод»

1

п

Создание композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

9.02


22

«Путешествие на машине времени»

1

п

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создание необычной, фантастической среды (в классе, в своей комнате дома). Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-простран­ственной среде (интерьере школы).

16.02


23

Народная игрушка «Сказочная рыба»

1

т/п

Изучение формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передача в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ.

1.03


24

Декоративно-прикладное искусство разных народов.

У.с. 98-101

1

П

Декоративно-прикладная деятельность

Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Создание аппликации, расписывание силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

15.03


25

Символика узоров народного орнамента. «Древо мира»

У.с. 94-95

1

т/п

Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными

22.03


26

Бумажная пластика кукольного персонажа «Весна - красна» 

У.с. 126-137

1

т/п

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.

5.04


27

Коллективное панно «Космическая

музыка»

1

п

Создание коллективного панно, эскизов и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения к событию.

Оформление класса и школы к праздничным датам

12.04


28

Художественная роспись. Элементы окружающей природы в декоре У.с.126-

1

т/п

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участие в коллективном проекте, связанном с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создание творческого продукта (как составной части проектной работы)

19.04


Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика) (6 часов)

29

Композиция и сюжет в декоративно-прикладном искусстве.

1

т/п

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, (фотографии, рисунки, иллюстрациинаглядный материал):


Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Создание своей композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

26.04


30

Лепка героев народных сказок У.с.114-115

1

П

Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми Работа в небольших группах.

3.05


31

Народная архитектура: форма, декоративное украшение У.с. 30-44

1

П

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

10.05


32

Сакральное искусство

У.с.76-93

1

т/п

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

17.05


33

Анималистический жанр

У.с.105

1

Т/п

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

24.05


34

Особенности изображения человека в разных видах искусстваУ.с.106

1

Т/п

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создание собственной небольшой композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)

31.05


35

Резервный урок

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!