Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
Класс:___4___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 8 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса « Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы учебного курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом: В. С. Кузиным, С.П. Ломовым, Е.В. Шороховым, С.Е.Игнатьевым, П.Ю.Коваленко. (Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253) ?
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/ 2012 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/ 2013 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/ 2014 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/ 2015 учебном году.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/ 2016учебном году.
В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:
Программа для общеобразовательных учреждений.1-4 кл. Изобразительное искусство/ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2012 г.
Изобразительное искусство.4кл.: Рабочая тетрадь/Кузин В.С.
Изобразительное искусство.4 кл.: Книга для учителя/Кузин В. С.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Цели курса:
развитие личности обучающихся средствами искусства;
получение эмоционально - ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно - творческой деятельности.
Задачи:
Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России и других стран;
Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности, совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства»- отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства ,выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того ,как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями искусства ,рисунком ,живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном ,декоративно-прикладным искусством. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала .В этот блок включены понятия композиция ,цвет ,линия, форма, объем ,ритм .
Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля - наш общий дом .Родина моя- Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту. Четвертый блок программы «Опыт художественно-творческой деятельности» практически направлен и реализуется внутри трех представленных блоков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год в 4 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство в 4 классе.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Учебно-тематический план
№п /п | Раздел, тема | Всего часов | Практ. занятия | Экскурсии | Форма контроля |
1 | Рисование с натуры, по памяти и по представлению | 12 | 12 | | Самостоятельная работа |
2 | Рисование на темы | 7 | 7 | | Самостоятельная работа |
3 | Декоративная работа | 7 | 7 | | Самостоятельная работа Групповая работа |
4 | Лепка | 2 | 2 | | Самостоятельная работа Коллективная работа |
5 | Аппликация | 2 | 2 | | Самостоятельная работа Групповая работа |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | | | Фронтальный опрос |
| Итого | 34 ч. | | | |
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта).
Тематическое планирование и содержание учебного предмета
№ | Тема урока | Элементы содержания | Часы | Вид деят-ти | Материалы | Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р). | Дата |
| план | факт |
I четверть |
1 | Выполнение живописных упражнений. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | 1 | С натур.1 | Живописные материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | |
2 | Рисование с натуры «Натюрморта из овощей и фруктов». | Эстетическое восприятие и основы изобразительного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт). | 1 | С натур.2 | Гуашь, акварель, мелки | | |
3 | Рисование на заданную тему «Осень в городе». Отражение в тематических рисунках явлений действительности. Изучение композиционных закономерностей. | Освоение основ рисунка, живописи | 1 | На тему 1 | Графические и живописные материалы | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | | |
4 | Беседа на тему «Пейзаж». Жанры изобразительного искусства. | Красота родной природы в творчестве русских художников: К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. | 1 | Беседа 1 | | | |
5 | Аппликация на тему «Осенняя симфония в лесу». Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев. | Овладение навыками бумагопластики. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, подручные и природные материалы. | 1 | Аппл. 1 | Цветная бумага, гуашь, клей | | |
6 | Декоративная работа «Роспись кухонной разделочной доски». Народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник. | Освоение основ народного и современного декоративно – прикладного искусства. | 1 | Декор.1 | Бумага, гуашь | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник ,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | | |
7 | Иллюстрирование сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Иллюстрирование различных литературных произведений (сказка). | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | 1 | На тему 2 | Живописные и графические материалы | | |
8 | Рисование с натуры отдельных предметов призматической или цилиндрической формы (коробка, бидон) | Изображение с натуры | 1 | С натур 3 | Графические материалы | | |
| ИТОГО: | | 8 | | | | | |
II четверть |
9 | Рисование на заданную тему «На уборке урожая». Выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. | Опыт художественно – творческой деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | 1 | На тему3 | Графические и живописные материалы | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану П.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; | | |
10 | Рисование с натуры и по памяти зверей . | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И.И.Шишкин, И.И.Левитан. | 1 | С нат.4 | Графические материалы | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средствомформирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | | |
11 | Иллюстрирование басен И.Крылова «Квартет», «Свинья под дубом». Иллюстрирование различных литературных произведений (басня). | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры. | 1 | На тему 4 | Графические и живописные материалы | | |
12 | Дизайн в нашей жизни. Декоративная работа. Выполнение эскиза игрушки «Весёлая карусель». Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции. | Передача настроения в творческой работе (декоративно – прикладном искусстве) с помощью цвета, композиции, пространства. | 1 | Декор.2 | Гуашь, акварель, бумага | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | |
13 | Беседа на тему «Прославленные центры народных художественных промыслов». | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | 1 | Беседа 2 | | | |
14 | Лепка пряника и роспись готового изделия. | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Участие в различных видах изобразительной, декоративно – прикладной и художественно – конструкторской деятельности | 1 | Лепка 1 | Пластилин, глина, гуашь | | |
15 | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко». | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. | 1 | На тему5 | Графические и живописные материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | | |
16 | Беседа на тему «Натюрморт». Жанры изобразительного искусства. | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. | 1 | Беседа 3 | | | |
| ИТОГО: | | 8 | |
III четверть |
17 | Рисование с натуры натюрморта из двух предметов быта (разной окраски). | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью линии, штриха, пятна, объема. | 1 | С нат. 5 | Графические и живописные материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | | |
18 | Рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека. | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся зарубежных художников: А.А.Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. Ван Гог, К.Моне. Изображение с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека. | 1 | С нат.6 | Графические материалы | | |
19 | Рисование на заданную тему «Катание с гор». | Передача настроения в творческой работе ( в живописи) с помощью цвета, тона, композиции, пространства. | 1 | На тему 6 | Живописные материалы | | |
20 | Лепка героев русских народных сказок. | Передача настроения в творческой работе ( скульптуре) с помощью объёма, материала, орнамента, конструирования. | 1 | Лепка 2 | Пластилин | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | | |
21 | Декоративная работа росписи «Сказочные птицы». Произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок. | Участие в различных видах декоративно – прикладной деятельности. | 1 | Декор. 3 | Любые материалы | | |
22 | Знакомство с законами перспективы. | Задания по изображению: круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта, фронтальная, угловая перспективы) | 1 | С нат.7 | Графические материалы | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану П.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; | | |
23 | Рисование на заданную тему «Ребята на экскурсии» | Выбор и применение выразительных средства для реализации собственного замысла в рисунке. Изображение с натуры, по памяти и воображению (пейзаж). | 1 | На тему 7 | Графические и живописные материалы | | |
24 | Сюжетная аппликация на тему «Бременские музыканты» братьев Гримм | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. | 1 | Апл.2 | Цветная бумага, гуашь, клей | | |
| ИТОГО: | | 8 | | | | | |
IV четверть |
25 | Рисование по памяти бабочки, стрекозы или жука (по коллекциям). | Зрительные представления и впечатления от натуры, восхищение красотой окружающего мира. | 1 | С нат.8 | Графические и живописные материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | |
26 | Беседа на тему «Бытовой жанр». | Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. | 1 | Беседа 4 | | | |
27 | Дизайн в нашей жизни. Оформление предметов быта. Примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.) | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии. | | Декор.4 | Графические материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | |
28 | Декоративная работа. Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя (роспись готового изделия). | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. | 1 | Декор.5 | Гуашь, акварель, бумага | | |
29 | Рисование с натуры шара. | Образное содержание искусства. | 1 | С нат.9 | Живописные материалы | | |
30 | Рисование по памяти птиц. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. | Отработка графических умений и навыков. | 1 | С нат.10 | Рисование на заданную тему | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; | | |
31 | Декоративная работа. Выполнение эскизов памятного кубка. | Передача настроения в творческой работе ( в живописи, графике) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. | 1 | Декор.6,7 | Графические материалы | | |
32 | Эскиз коллективного мозаичного панно « Слава спорту» |
33 | Рисование с натуры «Цветка в вазе». | Особенности художественного творчества: художник и зритель. | 1 | С нат.11 | Живописные материалы | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; | | |
34 | Рисование с натуры чайника простой формы. | Совершенствование графических умений и навыков | 1 | С нат. 12 | Любые материалы | | |
| ИТОГО: | 10 | |
| ВСЕГО: | 34 | |