СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС. Расчитана на 2 часа в неделю, базовый уровень. УМК Габриелян.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Белогривская средняя общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области



Рассмотрено на заседании Утверждаю «____»___________2015г.

методического совета школы Директор _____________ Н.Т.Адова

протокол № _____

«____»___________2016г.



Согласовано «____»___________ 2016г.

Заместитель директора по УВР

___________ С.В.Архипова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия»

10 КЛАСС














Разработала:

Балашова Татьяна Леонидовна

Учитель химии и биологии




















Белогривка – 2016 год

Планируемые результаты освоения содержания курса

В результате освоения курса «химия « 10 класса ученик будет:

  • давать определения изученным понятиям; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

  • объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соеди­нений;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

  • исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлеж­ность к основным классам соединений;

  • обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

  • структурировать учебную информацию;

  • интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

  • объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

  • объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием их электронных конфигураций;

  • моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • характеризовать изученные теории;

  • самостоятельно добывать новые для себя химические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, приме­нять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изу­чения различных сторон окружающей действительности;

  • использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использовать различные источники для получения химической информации, понимать зависимость содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.


Содержание курса химии в 10 классе

Учебно-тематический план (базовый уровень)

Двухчасовой курс

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе, контр, раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

1

Введение

4


1

Фаза постановки и решения системных задач

2

Строение и классификация органических соединений

7


3

Химические реакции в органической химии

3

1

4

Углеводороды

19

1

5

Кислородсодержащие органические вещества

19

2

6

Углеводы

5


7

Азотсодержащие органические вещества

6

1

Рефлексивная фаза

8

Химия и жизнь. Биологически активные вещества

5


9

резерв

2


Итого


68

5


Введение

Методы научного познания.

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, прове­дения химического эксперимента.

Тема 1. Теория строения органических соединений

Теория строения органических соединений.

Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изоме­рия и изомеры.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изго­товление моделей молекул органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

Алканы.

Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомо­логический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства, горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование. Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикаль­ного галогенирования алканов.

А л к е н ы .

Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором КМпО4 и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Диены.

Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряжен­ных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

Алкины.

Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым спосо­бами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

Арены.

Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.

Нефть и способы ее переработки.

Состав нефти. Переработка нефти: перегонка, крекинг. Риформинг низкосортных нефтепро­дуктов. Понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегид­ратации этанола, ацетилена - гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее пере­работки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты.

Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель много­атомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенол.

Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование ка­менного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и при­менение фенола.

Альдегиды.

Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальде­гида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.

Карбоновые кислоты.

Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойст­ва уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

Сложные эфиры и жиры.

Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфи­ров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз, или омыле­ние жиров. Мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Углеводы.

Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта - альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и цел­люлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Приме­нение этих полисахаридов.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спир­ты. Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства. Рас­творимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфир­ных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств рас­творов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения

Амины.

Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин - как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. При­менение анилина.

Аминокислоты.

Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как ам­фотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами, кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетиче­ских волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незамени­мые аминокислоты.

Белки.

Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Понятие о генетической связи и генетических рядах.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Рас­творение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол - этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (II); этанол - этаналь — этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по идентификации органиче­ских соединений.

Тема 5. Химия и жизнь

Биологически активные вещества.

Ферменты.

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о pH среды. Особен­ности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температу­ры и pH среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

Витамины.

Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Вита­мин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорас­творимых витаминов.

Гормоны.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную ре­гуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологиче­ская активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представи­тели гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

Лекарства.

Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Искусственные и синтетические органические соединения.

Пластмассы и волокна.

Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолеку­лярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетча­тое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные пред­ставители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливи­нилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: аце­татное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Решение задач по органической химии.

Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.

Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикатор­ной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

Лабораторные опыты. 15. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема, вид/ тип урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Характеристика основных видов деятельности (предметный результат)


Средства обучения.

Средства контроля

Дата проведения

Введение(3ч)

1/1

Предмет ор­ганической химии. Ме­сто и роль органиче­ской химии в системе наук о при­роде

(вводный)

Предмет органичес­кой химии. Особен­ности строения и свойств органиче­ских соединений. Значение и роль ор­ганической химии в системе естествен­ных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории раз­вития органической химии

Знакомятся с поняти­ями органическая химия, природные, искусственные и синтетические ор­ганические соедине­ния. Понимают осо­бенности, характери­зующие органиче­ские соединения

Д. Коллекция органи­ческих веществ, мате­риалов и изделий из них



2/2

Теория строения ор­ганических соединений А. М. Бутле­рова (комби­нированный)

Основные положе­ния теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строе­ние и свойства ор­ганических веществ. Изомерия на приме­ре бутана и изобу­тана. Предпосылки

создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда. Участие в съезде врачей и естество­испытателей в г. Шпейере

Знакомятся с основ­ными положениями ТХС А. М. Бутлеро­ва. Понимают значе­ние ТХС в современ­ной химии. Знако­мятся с понятиями гомолог, гомологиче­ский ряд, изомерия.

Составляют структур­ные формулы изоме­ров предложенных углеводородов, а также находят изо­меры среди несколь­ких структурных формул соединений

Д. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Коллекция полимеров,

природных и синтети­ческих каучуков, ле­карственных препара­тов, красителей



3/3

Строение атома угле­рода. Кова­лентная хи­мическая связь (изуче­ние нового материала)

Валентные состояния атома угле­рода (урок- лекция)

Электронное облако и орбиталь, их фор­мы. Электронные и электронно-графи­ческие формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Кова­лентная химическая связь и ее разновид­ности. Сравнение обменного и до­норно-акцептор­ного механизмов образования кова­лентной связи

Первое валентное состояние - sp3- на примере молекул метана и других алканов. Второе ва­лентное состояние - sp2- на примере молекулы этилена.

создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда. Участие в съезде врачей и естество­испытателей в г. Шпейере

Знакомятся с совре­менными представ­лениями о строении атома углерода, с ко­валентной химиче­ской связью

Знакомятся с поня­тиями атом, ион, радикал, электроотрицательность, валентность, сте­пень окисления. Определяют тип хи­мической связи.

Составляют структур­ные формулы изоме­ров предложенных углеводородов, а также находят изо­меры среди несколь­ких структурных формул соединений

Д. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, Н20, СН4

Д. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров

природных и синтети­ческих каучуков, ле­карственных препара­тов, красителей.



Строение и классификация органических соединений (7 ч)

4/1

Классифи­кация орга­нических соединений по функцио­нальным группам (изучение нового ма­териала)

Классификация ор­ганических соеди­нений по строению углеродного скелета: ациклические (алка­ны, алкены, алкины, алкадиены), карбо- циклические(цикло­алканы и арены) и гетероциклические соединения

Знакомятся с прин­ципами классифика­ции по строению углеродного скелета и функциональным группам на основе первоначального об­зора основных клас­сов органических соединений

Д. Образцы предста­вителей различных классов органических соединений и их мо­дели



5/2

Классифи­кация орга­нических соединений по функцио­нальным группам (комбиниро­ванный)

Классификация ор­ганических соеди­нений по функцио­нальным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кисло­ты, сложные эфиры

Знакомятся с понятия­ми углеродный ске­лет, функциональная группа. Называют классификацию и номенклатуру ор­ганических соедине­ний. Определяют принадлежность ве­ществ к различным классам органиче­ских соединений

Д. Образцы предста­вителей различных классов органических соединений и их мо­дели



6/3

Основы но­менклатуры органических соединений (исследова­ние и реф­лексия)

Номенклатура три­виальная и ИЮПАК. Принципы образова­ния названий орга­нических соедине­ний по ИЮПАК: замещения родона­чальной структуры, старшинства харак­теристических групп (алфавитный порядок). Рацио­нальная номенкла­тура как предшест­венник номенкла­туры ИЮПАК

Называют изучаемые вещества по «триви­альной» номенклату­ре и номенклатуре ИЮПАК

Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей», «Ос­новные классы орга­нических соединений»



7/4

Изомерия в органиче­ской химии и ее виды.

Структурная изоме­рия и ее виды: изо­мерия углеродного скелета, изомерия

положения (краткой связи и функцио­нальной группы), межклассовая изо­мерия. Пространст­венная изомерия и ее виды: геомет­рическая и оптиче­ская. Биологическое значение оптической изомерии. Отраже­ние особенностей строения молекул геометрических и оптических изо­меров в их назва­ниях

Знакомятся с понятия­ми углеродный ске­лет, функциональная группа; гомология,

структурная и про­странственная изо­мерия.

Определяют изомеры и гомологи

Д. Шаростержневые модели молекул



8/5

Решение за­дач на вывод молекуляр­ной форму­лы органи­ческих со­единений (комплекс­ное приме­нение зна­ний, умений, навыков)

Решение задач на вывод формул органических со­единений

Л. 1. Изготовление моделей молекул ве­ществ — представите­лей различных клас­сов органических соединений

Классифицируют уг­леводороды по строе­нию углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливают взаи­мосвязь между соста­вом, строением и свой­ствами углеводородов. Описывают генети­ческие связи между классами углеводоро­дов с помощью род­ного языка и языка химии




9/6

Обобщение и системати­зация знаний о строении и классифи­кации орга­нических соединений (обобщение и система­тизация знаний)

Выполнение упраж­нений по изготов­лению моделей мо­лекул, выполнение тестов. Подготовка к контрольной ра­боте

Вычисляют массовые доли элементов в со­единении по предло­женной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соеди­нений




10/7

Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классифи­кация орга­нических соединений»

Контрольная рабо­та № 1 по теме «Строение и клас­сификация органи­ческих соединений» (контроль, оценка и коррекция знаний)

Определяют типы химических связей. Уверенно пользуются химической термино­логией и символикой




Химические реакции в органической химии (3 ч)

11/1

Типы хими­ческих реак­ций в орга­нической

химии.

(изучение нового ма­териала)

Реак­ции присое­динения и замещения Г алогенирование алканов и аренов. Щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения.

Гидрирование, гид- рогалогенирование, галогенирование. Реакции полимери­зации и поликон­денсации

Знакомятся с поняти­ем основные типы реакций в органиче­ской химии,

Определяют типы ре­акций в органической химии

Д. Обесцвечи­вание бромной воды этиленом и ацетиленом.

Получение феноло-

формальдегидной

смолы



12/2

Типы хими­ческих реак­ций в орга­нической химии. (комби­нированный)

Реакции от­щепления и изомериза­ции Понятие о реакциях отщепления (элими­нирования). Дегид­рирование алканов. Дегидратация спир­тов. Дегидрохлори­рование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации

Знакомятся с поня­тиями электрофил, нуклеофил. Объясня­ют природу и спосо­бы образования хи­мической связи

Д. Деполимеризация полиэтилена. Полу­чение этилена и эта­нола. Крекинг керо­сина



13/3

Обобщение и системати­зация знаний о типах хи­мических реакций (обобщение и система­тизация знаний)

Решение задач и упражнений, вы­полнение тестов


Вычисляют массовые доли элементов в со­единении по предло­женной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соеди­нений




Углеводороды (18 ч)

14/1

Природные источники углеводоро­дов (комби­нированный)

Понятие об углево­дородах. Природные источники углево­дородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фрак­ционная перегонка, термический и ката­литический крекинг. Природный газ, его состав, практиче­ское использование

Знакомятся с природ­ными источниками углеводородов, спо­собами переработки, называют их

Д. Коллекция «При­родные источники углеводородов».



15/2

Нефть, при­родный газ, каменный уголь (урок- семинар)

Каменный уголь. Коксование камен­ного угля. Проис­хождение природ­ных источников углеводородов. Риформинг, алкили­рование, аромати­зация нефтепродук­тов. Экологические аспекты добычи, переработки и ис­пользования полез­ных ископаемых


Знакомятся с основ­ными компонентами природного газа. На­зывают важнейшие направления исполь­зования нефти: в ка­честве энергетиче­ского сырья и основы химического синтеза. Осуществляют само­стоятельный поиск химической инфор­мации с использова­нием различных источников

Д. Растворение пара­фина в бензине и ис­парение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отно­шение к воде (раство­рение, сравнение плотностей, смачива­ние). Разделение сме­си бензин-вода с по­мощью делительной воронки. Модели мо­лекул алканов: шаро­стержневые и объ­емные.



16/3

Алканы. Строение, номенклату­ра, получе­ние и физи­ческие свой­ства.

Химические свойства алканов (изу­чение нового материала)

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Алканы в природе. Промышленные способы крекинга алканов, фракцион­ная перегонка неф­ти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбок- силирование солей карбоновых кислот, ГИДРОЛИЗ AI4C3. Реакции замещения. Горение алканов в различных усло­виях. Термическое разложение алка­нов. Изомеризация алканов. Примене­ние алканов

Л. 2. Обнаружение Н20, сажи, С02 в про­дуктах горения свечи.


Знакомятся с важ­нейшими химиче­скими понятиями: гомологический ряд, пространственное строение алканов. Называют правила составления названий алканов. Называют алканы по междуна­родной номенклатуре. Знакомятся с важней­шими физическими и химическими свойствами метана как основного пред­ставителя предель­ных углеводородов

Д. Отноше­ние метана, пропано­бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору КМп04. Восста­новление СиО, РЬО или РЬO2 с парафином.



17/4

Практическая работа № 1 «Качествен­ный анализ органиче­ских соеди­нений» (ис­следование и рефлексия)

Практическая рабо­та №1 «Качествен­ный анализ органи­ческих соединений»

Проводят, наблюда­ют и описывают хи­мический экспери­мент для выяснения и подтверждения строения и свойств различных органиче­ских соединений. Проводят соотвтетст- вующую идентифи­кацию с помощью ка­чественных реакций

Электронное приложе­ние к ученику базово­го уровня



18/5

Алкены: строение, изомерия, номенклату­ра, физиче­ские свойст­ва (изучение нового ма­териала)

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Структурная и про­странственная изо­мерия алкенов. Номенклатура и фи­зические свойства алкенов. Получение этиленовых углево­дородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляриза­ция в молекулах алкенов на примере пропена

Л. 5. Обнаружение непредельных соедине­ний в нефтепродуктах

Л. 6. Ознакомление с образцами полиэти­лена и полипропилена

Знакомятся с прави­лами составления названий алкенов. Называют алкены по международной номенклатуре

Знакомятся с важней­шими физическими и химическими свой­ствами основного представителя непре­дельных углеводоро­дов. Называют каче­ственные реакции на кратную связь

Д. Модели молекул структурных и про­странственных изоме­ров алкенов. Объем­ные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола.

Д. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание эте­ном раствора КМпО4 Горение этена.




19/6

Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств» (исследова­ние и реф­лексия)

Практическая рабо­та № 2 «Получение этилена и изучение его свойств»

Грамотно обращают­ся с химической по­судой и лаборатор­ным оборудованием. Определяют и назы­вают качественные реакции на важней­ших представителей органических соеди­нений. Решают экс­периментальные за­дачи по идентифика­ции органических соединений

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня



20/7

Обобщение и системати­зация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» (обобщение и система­тизация знаний)

У пражнения в со­ставлении химиче­ских формул изо­меров и гомологов веществ классов алканов и алкенов. Упражнения в со­ставлении реакций с участием алканов и алкенов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соеди­нений

Л. 3. Распознавание образцов алканов и алкенов.


Выполняют упраж­нения по составле­нию формул изоме­ров и гомологов, уравнений реакций с участием алканов, алкенов, алкинов; уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами ве­ществ




21/8

Решение расчетных задач (прак­тикум)

Решение расчетных задач на установле­ние химической формулы вещества по массовым долям элементов. Решение экспериментальных задач

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании химии углеводородов




22/9

Алкины. Строение, изомерия, номенклату­ра. Физиче­ские свойст­ва (изучение нового ма­териала)

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетиле­на и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура аце­тиленовых углево­дородов.

Получение: метано­вый и карбидный способы. Физиче­ские свойства алкинов

Л. 4. Изготовление моделей алкинов и их изомеров

Знакомятся с прави­лами составления на­званий алкинов. Называют алкины по международной номенклатуре

Д. Получение этина С2Н2 из СаС2, озна­комление с его физи­ческими свойствами, распознавание.




23/10

Химические свойства алкинов, их получе­ние (комби­нированный)

Реакции присоеди­нения: галогениро- вание, гидрогалоге- нирование, гидрата­ция (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация аце­тилена в бензол. Применение алки­нов. Окисление алкинов. Особые свойства терми­нальных алкинов

Л. 5. Получение аце­тилена и его окисле­ние раствором КМпО4 или бромной водой

Знакомятся со спосо­бами образования сигма и символом, то есть л-связями, важнейшими физиче­скими и химически­ми свойствами этина. как основного пред­ставителя алкинов

Д. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором КМп04. Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра



24/11

Алкадиены. Каучуки. Резина (изу­чение нового материала)


Общая формула ал­кадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физи­ческие свойства. Взаимное располо­жение в молекулах алкадиенов(куму­лированное, сопря­женное, изолирован­ное). Особенности строения сопряжен­ных алкадиенов, их получение. Аналогия в химиче­ских свойствах

алкенов и алкадие­нов. Полимериза­ция алкадиенов. Натуральный и син­тетический каучуки. Вулканизация кау­чука. Резина. Рабо­ты С. В. Лебедева

Л. 6. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина»

Называют гомологи­ческий ряд алкадие­нов. Знакомятся с правилами состав­ления их названий. Называют алкадиены по международной номенклатуре. Зна­комятся со свойства­ми каучука, областя­ми его применения. Осуществляют само­стоятельный поиск химической инфор­мации с использова­нием различных источников

Д. Модели (шаростерж­невые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаим­ным расположением л-связей. Деполимери­зация каучука. Сгуще- ние млечного сока каучуконосов (моло­чая, одуванчика или фикуса). Обесцвечи­вание растворов КМп04 и Вг2.




25/12

Циклоалка­ны, их строе­ние, изоме­рия, номенк­латура, свойства (исследова­ние и реф­лексия)

Понятие о циклоал­канах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6С и С4Н8, конформации С6Н,2. Изомерия циклоал­канов (межклассо­вая, не по скелету, цис-транс-изоме- рия). Химические свойства циклоал­канов: горение, раз­ложение, радикаль­ное замещение, изо­меризация. Особые свойства СзН6, С4Н8

Знакомятся с важней­шими веществами - циклоалканами. Называют циклоал­каны по «тривиаль­ной» и международ­ной номенклатуре. Определяют принад­лежность органиче­ских веществ к клас­су циклоалканов

Д. Шаростержневые модели молекул цик­лоалканов и алкенов. Отношение циклогек­сана к растворам КМп04 и Вг2



26/13

Ароматиче­ские углево­дороды (арены).

(интерак­тивный)

Бензол как предста­витель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряже­ние л-связей бензо­ла. Физические свойства и способы получения аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола

Знакомятся с важней­шими физическими и химическими свойствами бензола как основного пред­ставителя аренов.

Выделяют главное при рассмотрении бензола в сравне­нии с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле

Д. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол - вода с помощью делительной

воронки. Растворение в бензоле различных органических и неор­ганических (например, серы) веществ. Экст­рагирование красите­лей и других веществ (например, йода) бен­золом из водных рас­творов.




27/14

Химические свойства бензола. (изучение нового ма­териала)

Химические свой­ства бензола. Реак­ции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкили­рование. Примене­ние бензола и его гомологов. Ради­кальное хлориро­вание бензола, ме­ханизм и условия проведения реак­ции. Каталитиче­ское гидрирование бензола. Механизм

реакций электро­фильного замеще­ния: галогенирова- ния и нитрования бензола и его гомо­логов. Сравнение реакционной спо­собности бензола и толуола в реак­циях замещения. Применение бензола и его гомологов

Определяют характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов. Характеризу­ют строение и свойст­ва аренов. Объясняют зависимость реакци­онной способности алкинов от строения их молекул

Д. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и рас­твору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание то­луолом раствора КМп04 (подкислен­ного) и Вг2



28/15

Генетиче­ская связь между клас­сами углево­дородов (комбиниро­ванный)

Выполнение упраж­нений на генетиче­скую связь, получе­ние и распознава­ние углеводородов

Устанавливают взаимосвязь между составом,строением и свойствами пред­ставителей классов углеводородов и ки­слород- и азотсодер­жащих соединений. Описывают генети­ческие связи между классами углеводо­родов с помощью родного языка и язы­ка химии

Электронное прило­жение к учебнику ба­зового уровня



29/16

Решение расчетных задач (урок- практикум)

Решение расчетных задач на вывод фор­мул органических веществ по массо­вой доле и по про­дуктам сгорания. Решение комбини­рованных расчет­ных задач

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании химии углеводородов




30/17

Обобщение знаний по теме «Углеводо­роды» (ком­плексное при­менение зна­ний, умений, навыков)

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углево­дородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводо­родов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изоме­ров. Выполнение тестовых заданий


Классифицируют углеводороды по строению углерод­ного скелета и нали­чию кратных связей. Устанавливают взаи­мосвязь между со­ставом, строением и свойствами углево­дородов. Описывают генетические связи между классами углеводородов с помо­щью родного языка и языка химии




31/18

Контрольная работа № 2 по теме «Уг­леводороды» (контроль, оценка и коррекция знаний)

Контрольная рабо­та № 2 по теме «Углеводороды»

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании химии углеводородов. Анализируют резуль­таты контрольной работы и выстраива­ют пути достижения желаемого уровня успешности

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня



Кислородсодержащие органические вещества (19 ч)

Спирты и фенолы (4 ч)

32/1

Спирты. Со­став, клас­сификация

и изомерия спиртов

(изучение нового ма­териала)

Состав и класси­фикация спиртов. Изомерия спиртов

(положение гидро­ксильных групп, межклассовая, уг­леродного скелета). Физические свойст­ва спиртов, их полу­чение. Межмолеку­лярная водородная связь. Особенности электронного строе­ния молекул спиртов

Знакомятся со строе­нием, гомологически­ми рядами спиртов

различных типов, ос­новами номенклату­ры спиртов и типами изомерии у них

Д. Физические свой­ства этанола, пропа­нола- 1 и бутанола-1.

Шаростержневые мо­дели молекул изоме­ров с молекулярной формулой СзН7О, С4Н10О



33/2

Химические

свойства

предельных

спиртов

(комбиниро­

ванный)

Химические свой­ства спиртов, обу­словленные нали­чием в молекулах гидроксогрупп: образование алко- голятов, взаимодей­ствие с галогеново- дородами

Л. 7 Взаимодействие глицерина с Си(ОН)2.

Л. 8. Окисление эта­нола в этаналь.


Сравнивают и обоб­щают, характеризуют свойства спиртов на основе анализа строения молекул спиртов. Знакомятся с основными спосо­бами получения и применениями важ­нейших представите­лей класса спиртов

Д. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение протекания горения этилового и пропилового спир­тов. Сравнение скоро­стей взаимодействия натрия с этанолом, ропанолом-2, глице­рином. Получение сложного эфи­ра, этена из этанола.



34/3

Фенол. (изучение нового ма­териала)

Фенол, его физиче­ские свойства и по­лучение. Химиче­ские свойства фе­нола как функция его строения. Ки­слотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах орга­нических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формаль­дегидом. Качест­венная реакция на фенол. Примене­ние фенола. Клас­сификация фенолов

Л. 9. Взаимодействие фенола с раствором щелочи и бромной водой

Знакомятся с особен­ностями строения молекулы фенола и на основе этого предсказывают и называют по учеб­нику его свойства. Называют основные способы получения и применения фенола

Д. Растворимость фе­нола в воде при обыч­ной и повышенной температуре. Вытесне­ние фенола из фено­лята натрия угольной кислотой. Реакция фе­нола с FeCl3. Реакция фенола с формальде­гидом.




35/4

Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы» (исследова­ние и реф­лексия)

Практическая рабо­та № 3 «Спирты и фенолы»

Знают основные пра­вила техники безо­пасности при работе в химическом каби­нете. Грамотно об­ращаются с химиче­ской посудой и лабо­раторным оборудо-

ванием. Знают и на­зывают наиболее широко распростра­ненные полимеры и их свойства

Электронное приложе­нии к учебнику базо­вого уровня



Альдегиды и кетоны (6 ч)

36/1

Альдегиды (изучение нового ма- териала)

Альдегиды и кето­ны. Строение их мо­лекул, изомерия, номенклатура. Особенности строе­ния карбонильной группы. Физические свойства формаль­дегида и его гомо­логов. Отдельные представители аль­дегидов и кетонов

Л. 10 Знакомство с физическими свой­ствами отдельных представителей альде­гидов и кетонов: аце­тальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида

Знакомятся с функ­циональной группой альдегидов и кето­нов, с веществами формальдегид, аце- тачьдегид, ацетон. Называют альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре. Опре­деляют принадлеж­ность веществ к классу альдегидов и кетонов

Д. 1. Шаростержневые модели молекул аль­дегидов и изомерных им кетонов.




37/2

Химические свойства альдегидов. (комбини­рованный)

Химические свой­ства альдегидов, обусловленные на­личием в молекуле карбонильной груп­пы атомов (гидри­рование, окисление аммиачными рас­творами оксида се­ребра и гидроксида меди (II)).

Качественные ре­акции на альдеги­ды. Повторение реакции поликон­денсации фенола с формальдегидом

Л. 11. Реакция «се­ребряного зеркала».

Л. 12. Окисление аль­дегидов гидроксидом меди (II).


Характеризуют строе­ние и химические свойства формальде­гида и ацетальдегида, ацетона. Объясняют зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения. Распознают альдеги­ды по средствам учебника

Д. Окисление бензаль- дегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидрокси­дом меди (II).




38/3

Практическая работа № 4 «Гидроксильные и карбо­нильные производные углеводоро­дов» (иссле­дование и рефлексия)

Практическая ра­бота № 4 «Гидро ксильные и карбо­нильные производ­ные углеводородов»

Знают основные пра­вила техники безо­пасности при работе в химическом каби­нете. Грамотно обращаются с химической посудой и лаборатор­ным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свой­ства

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня


39/4

Систематиза­ция и обоб­щение зна­ний о спир­тах, фенолах и карбониль­ных соедине­ниях

Упражнения в со­ставлении уравне­ний реакций с уча­стием спиртов, фенолов, альдеги­дов, а также на ге­нетическую связь между классами органических соединений

Составляют уравне­ния реакций, цепи превращений, реша­ют задачи

Д. Распознавание вод­ных растворов этанола и этаналя, водных растворов глицерина, формальдегида и фенола


40/5

Решение рас­четных задач

(урок-прак­тикум)

Решение расчетных и эксперименталь­ных задач. Подготовка к уроку контроля зна­ний (проверочной работе, зачету и т. д.). Написание уравнений реакций с участием кетонов

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании химии углеводородов



41/6

Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсо­держащие соединения» (контроль, оценка и коррекция знаний)

Контрольная рабо­та № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержа­щие соединения»

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании хи­мии углеводородов. Анализируют резуль­таты контрольной работы и выстраива­ют пути достижения желаемого уровня успешности



"

Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (9 ч)

42/1

Карбоновые кислоты

(изучение но­вого мате­риала)

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной

группы. Классифи­кация и номенкла­тура карбоновых кислот. Физиче­ские свойства кар­боновых кислот и их зависимость от строения моле­кул. Карбоновые кислоты в природе, их биологическая роль

Знакомятся с гомоло­гическими рядами и основой номенкла-

туры карбоновых ки­слот. Определяют строение карбок­сильной группы

Д. Знакомство с физи­ческими свойствами некоторых карбоновых

кислот(муравьиной, уксусной, пропионо- вой, масляной, щаве­левой, лимонной, олеиновой,стеарино­вой, бензойной). Воз­гонка бензойной ки­слоты. Отношение различных карбоно­вых кислот к воде


43/2

Химические свойства кар­боновых ки­слот. (комбиниро­ванный)

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодей­ствие с металлами, оксидами метал­лов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кисло­ты. Реакция этери­фикации, условия ее проведения. Представители кар­боновых кислот и их применение

Л. 13. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, рас­твором стеарата калия (мыла)

Знакомятся с общими свойствами карбоно­вых кислот. Проводят сравнение со свойст­вами минеральных кислот, их значением в природе и повсе­дневной жизни чело­века

Д. Сравнение pH вод­ных растворов му­равьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получе­ние приятно пахнуще­го сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору КМп04 предельной и непре­дельной карбоновых кислот.



44/3

Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты» (исследова­ние и реф­лексия)

Практическая ра­бота № 5 «Карбо­новые кислоты»

Знают правила тех­ники безопасности.

Грамотно обращают­ся с химической по­судой и лаборатор­ным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свой­ства



45/4

Сложные эфиры: полу­чение, строе­ние, номенк­латура. Физические и химические свойства сложных эфиров, их применение (изучение но­вого мате­риала)

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров, номенклатура. Обратимость реак­ции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерифи­кации гидролиза; факторы, влияю­щие на него

Л. 14. «Выведение» жирного пятна с хлоп­чатобумажной ткани при помощи сложного эфира

Знакомятся со строе­нием, получением, свойствами и исполь­зованием в быту сложных эфиров и жиров

Шаростержневые модели молекул слож­ных эфиров и изомер­ных им карбоновых кислот. Получение сложного эфира.



46/5

Практическая работа № 6 «Синтез сложного эфира» (ис­следование и рефлексия)

Практическая ра­бота № 6 «Синтез сложного эфира»

Знают основные пра­вила техники безо­пасности. Грамотно обращаются с хими­ческой посудой и ла­бораторным оборудо­ванием. Знают и на­зывают наиболее широко распростра­ненные полимеры и их свойства

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня


47/6

Решение рас­четных задач (урок прак­тикум)

Решение расчет­ных задач на опре­деление выхода продукта реакции (в %) от теоретиче­ски возможного, установление фор­мулы и строения вещества по продук­там его сгорания (или гидролиза)

Проводят рефлексию собственных дости­жений в познании химии углеводородов



48/7

Жиры. Мыла.

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров, омыление жиров, получение мыла. Объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС. Объяснение мою­щих свойств мыла и СМС (в срав­нении).

Л 15. Распознавание сливочного масла и маргарина с помо­щью подкисленного

теплого раствора КМп04.

Л.16. Сравнение мою­щих свойств хозяйст­венного мыла и СМС в жесткой воде

Называют сложные эфиры по «тривиаль­ной» и международ­ной номенклатуре. Определяют принад­лежность веществ к классу сложных эфиров

Д. Отношение сли­вочного, подсолнеч­ного и машинного ма­сел к водным раство­рам брома и КМпО4.



49/8

Обобщение и системати­зация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» (комплексное применение знаний, уме­ний, навыков)

Упражнения в со­ставлении уравне­ний реакций с уча­стием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генети­ческую связь меж­ду ними и углево­дородами. Решение расчетных и экспе­риментальных за­дач. Задачи на вы­вод формулы ве­щества

Знают важнейшие реакции спиртов (в том числе с каче­ственной реакцией многоатомных спир­тов), фенола, альде­гидов, карбоновых кислот, глюкозы. Называют основные способы их получе­ния и области приме­нения. Определяют возможности проте­кания химических превращений

Экспериментальные

задачи:

  1. Распознавание рас­творов ацетата натрия, карбоната натрия и си­ликата натрия.

  2. Распознавание об­разцов сливочного масла и маргарина.

  3. Получение карбоно­вой кислоты из мыла


50/9

Контрольная работа № 4 по теме «Кар­боновые ки­слоты и их производные» (контроль, оценка и коррекция знаний)

Контрольная рабо­та № 4 по теме «Карбоновые ки­слоты и их произ­водные»

Демонстрируют уме­ние определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической термино­логией и символикой



Углеводы (5 ч)

51/1

Углеводы, их состав и классифи­кация (изуче­ние нового материала)

Моно-, ди- и поли­сахариды. Предста­вители каждой груп­пы. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества

Называют класси­фикацию углеводов по различным при­знакам. Объясняют химические свойства на основании строе­ния молекулы. На­зывают важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на ос­новании различий в строении

Д. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие саха­розы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение из него сахарозы


50/2

Моносахари­ды. Гексозы. Г люкоза и фруктоза (комбиниро­ванный, с ис­пользованием ИКТ)

Глюкоза, ее физиче­ские свойства, строе­ние. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость хими­ческих свойств глю­козы от строения молекулы. Взаимо­действие с гидро­ксидом меди при комнатной темпера­туре и нагревании, этерификация, реак­ция «серебряного зеркала», гидриро­вание. Реакции бро­жения глюкозы (спиртовое и молоч­нокислое). Глюкоза в природе, ее биоло­гическая роль, при­менение. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химиче­ских свойств. Фрук­тоза в природе и ее биологическая роль

Л. 17. Ознакомление с физическими свой­ствами глюкозы (ап­течная упаковка, таблетки).

Л. 18. Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 при различной темпе­ратуре

Знакомятся с особен­ностями строения глюкозы как альде- гидоспирта. Назы­вают ее свойства и применение. Про­гнозируют свойства веществ на основе их строения

Д. Реакция «серебря­ного зеркала». Взаи­модействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой.



51/3

Полисахари­ды. Крахмал и целлюлоза (комбиниро­ванный)

Крахмал и целлю­лоза (сравнительная характеристика). Физические свойст­ва полисахаридов. Химические свойст­ва. Гидролиз. Каче­ственная реакция на крахмал. Полиса­хариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искус­ственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неор­ганическими и кар­боновыми кислота­ми - образование сложных эфиров

Характеризуют строение и химиче­ские свойства крах­мала и целлюлозы. Объясняют зависи­мость свойств крах­мала и целлюлозы от их состава и строе­ния. Выполняют хи­мический экспери­мент по распознава­нию крахмала

Д. Ознакомление с физическими свой­ствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахма­ла в воде. Получение нитрата целлюлозы.


52/4

Практическая работа № 7 «Углеводы» (исследова­ние и реф­лексия)

Практическая ра­бота № 7 «Угле­воды» . Знакомство с образцами полиса­харидов.

Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине

Знакомство с коллекцией волокон.



Знают основные пра­вила техники безо­пасности при работе в химическом каби­нете. Грамотно обра­щаются с химической посудой и лаборатор­ным оборудованием. Называют наиболее широко распростра­ненные полимеры и их свойства

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня


53/5

Систематиза­ция и обоб­щение зна­ний по теме «Углеводы» (комплексное применение знаний, уме­ний, навыков)

Упражнения в со­ставлении уравне­ний реакций с уча­стием углеводов, уравнений, иллю­стрирующих цепоч­ки превращений и генетическую связь между клас­сами органических соединений. Реше­ние эксперимен­тальных задач

Называют изученные вещества по «триви­альной» и междуна­родной номенклатуре. Определяют принад­лежность веществ к различным классам. Объясняют зависи­мость свойств ве­ществ от их состава и строения

Экспериментальные задачи: 1. Распознава­ние растворов глюко­зы и глицерина.

2. Определение нали­чия крахмала в меде, хлебе, маргарине


Азотсодержащие органические вещества ( 6 ч)

58/1

Амины: строе­ние, класси­фикация,

номенклату­ра, получение. Химические свойства аминов (изу­чение нового материала)

Амины. Определе­ние аминов. Строе­ние аминов, клас-

Знакомятся и назы­вают классификацию, виды изомерии аминов

Д. Физические свой­ства метиламина: аг­регатное состояние,



сификация, изоме­рия и номенклатура. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстанов­ление нитросоедине­ний аммиака, восста­новление нитросо­единений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойст­ва аминов: взаимо­действие с водой и кислотами

Л. 19. Изготовление шаростержневых мо­делей молекул изо­мерных аминов

и основы их номенк­латуры. Проводят сравнение свойств аминов и аммиака. Знакомятся с основ­ными способами получения аминов и их применением

цвет, запах, отноше­ние к воде.

Горение метиламина. Взаимодействие ани­лина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями


59/2

Аминокисло­ты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенкла­тура.

Получение

аминокислот

(комбиниро­

ванный)

Состав и строение молекул аминокис­лот. Изомерия ами­нокислот, Двойст­венность их свойств и ее причины. Взаимодействие аминокислот с осно­ваниями, образова­ние сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с силь­ными кислотами. Образование внутри­молекулярных солей. Реакция поликонден­сации аминокислот

Л. 20. Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2

Называют аминокис­лоты по «тривиаль­ной» и международ­ной номенклатуре. Определяют принад­лежность веществ к классу амино­кислот

Д. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтра­лизация щелочи ами­нокислотой. Нейтра­лизация кислоты ами­нокислотой.



60/3

Белки как биополиме­ры, их био­логические функции. Химические свойства бел­ков. Значение белков (изу­чение нового материала)

Белки как природ­ные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и тре­тичная структуры белков. Химиче­ские свойства бел­ков: горение, дена­турация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Глобальная про­блема белкового голодания и пути ее решения. Поня­тие ДНК и РНК, их биологическая роль.

Понятие о нуклео­тиде, пиримидино­вых и пуриновых основаниях. Пер­вичная, вторичная, третичная структу­ры ДНК

Л. 21 Растворение белков в воде и их коагуляция.

Знакомятся со строе­нием важнейших свойств белков. Ис­пользуют межпред­метные связи с био­логией, валеологией. Дают характеристику белкам как важней­шим составным час­тям пищи. Практиче­ски осуществляют качественные цвет­ные реакции на белки

Д. Растворение и оса­ждение белков. Дена­турация белков. Каче­ственные реакции на белки.



61/4

Практическая работа № 8 «Идентифи­кация орга­нических соединений» (исследова­ние и реф­лексия)

Практическая ра­бота № 8 «Иден­тификация органи­ческих соединений»

Знакомятся с основ­ными правилами техники безопасно­сти при работе в хи­мическом кабинете.

Грамотно обращают­ся с химической по­судой и лаборатор­ным оборудованием. Определяют и назы­вают качественные реакции на важней­ших представителей органических соеди­нений. Решают экс­периментальные за­дачи по идентифика­ции органических соединений

Электронное прило­жение к учебнику базового уровня


62/5

Нуклеиновые кислоты (ин­терактив­ный урок)

Понятие о ДНК и РНК, о нуклео­тиде, пиримидино­вых и пуриновых основаниях. Пер­вичная, вторичная, третичная структу­ры ДНК. Биологи­ческая роль ДНК и РНК. Генная ин­женерия и биотех­нология

Знакомятся с состав­ными частями нук­леотидов ДНК и РНК. Проводят сравнение этих соединений, их биологических функций. Определя­ют последователь­ность нуклеотидов на комплементарном участке другой цепи по известной после­довательности нук­леотидов на одной цепи ДНК

Д. Модель ДНК и раз­личных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансген­ных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изго­товленных с помощью генной инженерии


63/6

Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодер­жащие со­единения» (контроль, оценка и коррекция знаний)

Контрольная рабо­та № 5 по теме «Углеводы и азот­содержащие со­единения»

Демонстрируют уме­ние определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической термино­логией и символикой



РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА

Химия н жизнь. Биологически активные вещества (7 ч)

64/1

Витамины (изучение но­вого мате­риала)

Понятие о витами­нах, их классифи­кация и обозначе­ние. Нормы потреб­ления витаминов. Водорастворимые витамины (С, В, РР) и жирораствори­мые витамины (А, D, Е, К), Понятие об авитаминозах, гипер-и гиповитаминозах. Профи­лактика авитами­нозов

Л. 22. Обнаружение витамина А в расти­тельном масле.

Л. 23. Обнаружение витамина С в яблоч­ном соке.

Л. 24. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца

Характеризуют вита­мины. Знакомятся с их классификацией и обозначением. Характеризуют водорастворимые и жиро­растворимые витами­ны. Называют нормы потребления витами­нов. Знакомятся с по­нятиями авитаминоз, гипер- и гиповитами­ноз. Проводят профи­лактику авитаминозов

Д. Образцы витамин­ных препаратов. Поли­витамины. Иллюстра­ции фотографий жи­вотных с различными формами авитаминозов.



65/2

Ферменты

(изучение но­вого мате­риала)

Понятие о фермен­тах как о биологи­ческих катализато­рах белковой при­роды. Особенности строения и свойств с неорганическими катализаторами. Значение в биоло­гии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Осо­бенности строения и свойств фермен­тов: селективность и эффективность. Зависимость ак­тивности фермента от температуры и pH среды

Л. 25. Ферментатив­ный гидролиз крахма­ла под действием ами­лазы

Л. 26. Разложение пе­роксида водорода под действием каталазы.

Знакомятся с поняти­ем ферменты. Знакомятся с их фи­зическими и химиче­скими свойствами. Используют получен­ные знания для безо­пасного применения лекарственных ве­ществ

Д. Сравнение скоро­сти разложения Н202 под действием фер­мента (каталазы) и неорганических ка­тализаторов (KI, FеCl3, МпО2).

.



66/3

Гормоны (интерак­тивный урок)

Понятие о гормонах как биологически активных вещест­вах, выполняющих эндокринную регу­ляцию жизнедея­тельности орга­низмов. Понятие о классификации гормонов. Отдель­ные представители

гормонов: эстраген, тестостерон, инсу­лин, адреналин. Классификация гормонов: стерои­ды, производные аминокислот, бел­ковые гормоны

Л. 27. Испытание рас­творимости адренали­на в воде и соляной кислоте

Знакомятся с класси­фикацией гормонов: стероиды, производ­ные аминокислоты, полипептидные и белковые гормоны. Характеризуют от­дельных представи­телей гормонов: эст­радиол, тестостерон, инсулин, адреналин

Д. Плакат или кодо­грамма с изображени­ем структурных фор­мул эстрадиола, тесто­стерона, адреналина. Взаимодействие адре­налина с раствором FeCl3. Белковая при­рода инсулина(цвет­ная реакция на белки).



67/4

Лекарства (урок- семинар с использова­нием ИКТ)

Понятие о лекарст­вах как химиотера­певтических пре­паратах. Группы лекарств: сульфа­миды, антибиотики (пенициллин), ас­пирин. Безопасные способы примене­ния лекарственных форм. Краткие ис­торические сведе­ния о возникнове­нии и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарст­венных препаратов, строение молекул. Антибиотики, их строение, класси­фикация

Л. 28. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия

Называют механизм действия некоторых лекарственных пре­паратов, строение молекул. Прогнози­руют свойства на ос­нове анализа химиче­ского строения. Называют группы лекарств: сульфами­ды (стрептоцид), антибиотики (пени­циллин), аспирин. Характеризуют анти­биотики, их класси­фикацию по строе­нию, типу и спектру действия. Называют безопасные способы применения лекарст­венных препаратов. Проводят анализ по­нятий: наркотики, наркомания и ее про­филактика

Д. Плакаты или кодо­граммы с формулами амидосульфан иловой кислоты, дигидрофо- лиевой и ложной ди- гидрофолиевой кисло­ты, бензилпеницил- лина, тетрациклина, цефотаксима, аспи­рина.



68/5

Обобщение и системати­зация знаний по органиче­ской химии (исследова­ние и реф­лексия)

Обобщение и си­стематизация зна­ний по органиче­ской химии за курс 10 класса

Рассматривают хи­мические реакции качественно и коли­чественно с помо­щью расчетов.

Решают задачи на вы­вод формулы орга­нического вещества по продуктам сгора­ния и массовым до­лям элементов



69/6

Итоговая контрольная работа





70/7

Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!