Рассмотрено на заседании Утверждаю «____»___________2015г.
«____»___________2016г.
Согласовано «____»___________ 2016г.
Методы научного познания.
Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Теория строения органических соединений.
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Алканы.
Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства, горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование. Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.
А л к е н ы .
Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором КМпО4 и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.
Диены.
Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Алкины.
Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
Арены.
Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Нефть и способы ее переработки.
Состав нефти. Переработка нефти: перегонка, крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Спирты.
Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенол.
Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
Альдегиды.
Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.
Карбоновые кислоты.
Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.
Сложные эфиры и жиры.
Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз, или омыление жиров. Мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Углеводы.
Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта - альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Амины.
Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин - как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
Аминокислоты.
Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами, кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.
Белки.
Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Ферменты.
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о pH среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и pH среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
Витамины.
Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.
Лекарства.
Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Пластмассы и волокна.
Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Решение задач по органической химии.
Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
№ п/п | Тема, вид/ тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Средства обучения. | Средства контроля | Дата проведения |
Введение(3ч) |
1/1 | Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе (вводный) | Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии | Знакомятся с понятиями органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимают особенности, характеризующие органические соединения | Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них | | |
2/2 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (комбинированный) | Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда. Участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере | Знакомятся с основными положениями ТХС А. М. Бутлерова. Понимают значение ТХС в современной химии. Знакомятся с понятиями гомолог, гомологический ряд, изомерия. Составляют структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находят изомеры среди нескольких структурных формул соединений | Д. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей | | |
3/3 | Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь (изучение нового материала) Валентные состояния атома углерода (урок- лекция) | Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи Первое валентное состояние - sp3- на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние - sp2- на примере молекулы этилена. создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда. Участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере | Знакомятся с современными представлениями о строении атома углерода, с ковалентной химической связью Знакомятся с понятиями атом, ион, радикал, электроотрицательность, валентность, степень окисления. Определяют тип химической связи. Составляют структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находят изомеры среди нескольких структурных формул соединений | Д. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, Н20, СН4 Д. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. | | |
Строение и классификация органических соединений (7 ч) |
4/1 | Классификация органических соединений по функциональным группам (изучение нового материала) | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбо- циклические(циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения | Знакомятся с принципами классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам на основе первоначального обзора основных классов органических соединений | Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели | | |
5/2 | Классификация органических соединений по функциональным группам (комбинированный) | Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры | Знакомятся с понятиями углеродный скелет, функциональная группа. Называют классификацию и номенклатуру органических соединений. Определяют принадлежность веществ к различным классам органических соединений | Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели | | |
6/3 | Основы номенклатуры органических соединений (исследование и рефлексия) | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок). Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК | Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК | Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей», «Основные классы органических соединений» | | |
7/4 | Изомерия в органической химии и ее виды. | Структурная изомерия и ее виды: изомерия углеродного скелета, изомерия положения (краткой связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях | Знакомятся с понятиями углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная и пространственная изомерия. Определяют изомеры и гомологи | Д. Шаростержневые модели молекул | | |
8/5 | Решение задач на вывод молекулярной формулы органических соединений (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Решение задач на вывод формул органических соединений Л. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений | Классифицируют углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливают взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Описывают генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии | | | |
9/6 | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений (обобщение и систематизация знаний) | Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе | Вычисляют массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соединений | | | |
10/7 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений» | Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений» (контроль, оценка и коррекция знаний) | Определяют типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | | | |
Химические реакции в органической химии (3 ч) |
11/1 | Типы химических реакций в органической химии. (изучение нового материала) | Реакции присоединения и замещения Г алогенирование алканов и аренов. Щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гид- рогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации | Знакомятся с понятием основные типы реакций в органической химии, Определяют типы реакций в органической химии | Д. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение феноло- формальдегидной смолы | | |
12/2 | Типы химических реакций в органической химии. (комбинированный) | Реакции отщепления и изомеризации Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации | Знакомятся с понятиями электрофил, нуклеофил. Объясняют природу и способы образования химической связи | Д. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина | | |
13/3 | Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций (обобщение и систематизация знаний) | Решение задач и упражнений, выполнение тестов | Вычисляют массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соединений | | | |
Углеводороды (18 ч) |
14/1 | Природные источники углеводородов (комбинированный) | Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав, практическое использование | Знакомятся с природными источниками углеводородов, способами переработки, называют их | Д. Коллекция «Природные источники углеводородов». | | |
15/2 | Нефть, природный газ, каменный уголь (урок- семинар) | Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых | Знакомятся с основными компонентами природного газа. Называют важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза. Осуществляют самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | Д. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. Модели молекул алканов: шаростержневые и объемные. | | |
16/3 | Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. Химические свойства алканов (изучение нового материала) | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Алканы в природе. Промышленные способы крекинга алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбок- силирование солей карбоновых кислот, ГИДРОЛИЗ AI4C3. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов Л. 2. Обнаружение Н20, сажи, С02 в продуктах горения свечи. | Знакомятся с важнейшими химическими понятиями: гомологический ряд, пространственное строение алканов. Называют правила составления названий алканов. Называют алканы по международной номенклатуре. Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами метана как основного представителя предельных углеводородов | Д. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору КМп04. Восстановление СиО, РЬО или РЬO2 с парафином. | | |
17/4 | Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений» (исследование и рефлексия) | Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений» | Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент для выяснения и подтверждения строения и свойств различных органических соединений. Проводят соотвтетст- вующую идентификацию с помощью качественных реакций | Электронное приложение к ученику базового уровня | | |
18/5 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства (изучение нового материала) | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Структурная и пространственная изомерия алкенов. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация в молекулах алкенов на примере пропена Л. 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах Л. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена | Знакомятся с правилами составления названий алкенов. Называют алкены по международной номенклатуре Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами основного представителя непредельных углеводородов. Называют качественные реакции на кратную связь | Д. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Д. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора КМпО4 Горение этена. | | |
19/6 | Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств» | Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Определяют и называют качественные реакции на важнейших представителей органических соединений. Решают экспериментальные задачи по идентификации органических соединений | Электронное приложение к учебнику базового уровня | | |
20/7 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» (обобщение и систематизация знаний) | У пражнения в составлении химических формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов. Упражнения в составлении реакций с участием алканов и алкенов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соединений Л. 3. Распознавание образцов алканов и алкенов. | Выполняют упражнения по составлению формул изомеров и гомологов, уравнений реакций с участием алканов, алкенов, алкинов; уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ | | | |
21/8 | Решение расчетных задач (практикум) | Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. Решение экспериментальных задач | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов | | | |
22/9 | Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства (изучение нового материала) | Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов Л. 4. Изготовление моделей алкинов и их изомеров | Знакомятся с правилами составления названий алкинов. Называют алкины по международной номенклатуре | Д. Получение этина С2Н2 из СаС2, ознакомление с его физическими свойствами, распознавание. | | |
23/10 | Химические свойства алкинов, их получение (комбинированный) | Реакции присоединения: галогениро- вание, гидрогалоге- нирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов Л. 5. Получение ацетилена и его окисление раствором КМпО4 или бромной водой | Знакомятся со способами образования сигма и символом, то есть л-связями, важнейшими физическими и химическими свойствами этина. как основного представителя алкинов | Д. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором КМп04. Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра | | |
24/11 | Алкадиены. Каучуки. Резина (изучение нового материала) | Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение в молекулах алкадиенов(кумулированное, сопряженное, изолированное). Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева Л. 6. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина» | Называют гомологический ряд алкадиенов. Знакомятся с правилами составления их названий. Называют алкадиены по международной номенклатуре. Знакомятся со свойствами каучука, областями его применения. Осуществляют самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | Д. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением л-связей. Деполимеризация каучука. Сгуще- ние млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчика или фикуса). Обесцвечивание растворов КМп04 и Вг2. | | |
25/12 | Циклоалканы, их строение, изомерия, номенклатура, свойства (исследование и рефлексия) | Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6С и С4Н8, конформации С6Н,2. Изомерия циклоалканов (межклассовая, не по скелету, цис-транс-изоме- рия). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства СзН6, С4Н8 | Знакомятся с важнейшими веществами - циклоалканами. Называют циклоалканы по «тривиальной» и международной номенклатуре. Определяют принадлежность органических веществ к классу циклоалканов | Д. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к растворам КМп04 и Вг2 | | |
26/13 | Ароматические углеводороды (арены). (интерактивный) | Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение л-связей бензола. Физические свойства и способы получения аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола | Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами бензола как основного представителя аренов. Выделяют главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле | Д. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол - вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, йода) бензолом из водных растворов. | | |
27/14 | Химические свойства бензола. (изучение нового материала) | Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола, механизм и условия проведения реакции. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирова- ния и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Применение бензола и его гомологов | Определяют характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов. Характеризуют строение и свойства аренов. Объясняют зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул | Д. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом раствора КМп04 (подкисленного) и Вг2 | | |
28/15 | Генетическая связь между классами углеводородов (комбинированный) | Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов | Устанавливают взаимосвязь между составом,строением и свойствами представителей классов углеводородов и кислород- и азотсодержащих соединений. Описывают генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии | Электронное приложение к учебнику базового уровня | | |
29/16 | Решение расчетных задач (урок- практикум) | Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Решение комбинированных расчетных задач | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов | | | |
30/17 | Обобщение знаний по теме «Углеводороды» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров. Выполнение тестовых заданий | Классифицируют углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливают взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Описывают генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии | | | |
31/18 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» (контроль, оценка и коррекция знаний) | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов. Анализируют результаты контрольной работы и выстраивают пути достижения желаемого уровня успешности | Электронное приложение к учебнику базового уровня | | |
Кислородсодержащие органические вещества (19 ч) |
Спирты и фенолы (4 ч) |
32/1 | Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов (изучение нового материала) | Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов | Знакомятся со строением, гомологическими рядами спиртов различных типов, основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них | Д. Физические свойства этанола, пропанола- 1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой СзН7О, С4Н10О | | |
33/2 | Химические свойства предельных спиртов (комбиниро ванный) | Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алко- голятов, взаимодействие с галогеново- дородами Л. 7 Взаимодействие глицерина с Си(ОН)2. Л. 8. Окисление этанола в этаналь. | Сравнивают и обобщают, характеризуют свойства спиртов на основе анализа строения молекул спиртов. Знакомятся с основными способами получения и применениями важнейших представителей класса спиртов | Д. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение протекания горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, ропанолом-2, глицерином. Получение сложного эфира, этена из этанола. | | |
34/3 | Фенол. (изучение нового материала) | Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов Л. 9. Взаимодействие фенола с раствором щелочи и бромной водой | Знакомятся с особенностями строения молекулы фенола и на основе этого предсказывают и называют по учебнику его свойства. Называют основные способы получения и применения фенола | Д. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с FeCl3. Реакция фенола с формальдегидом. | | |
35/4 | Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы» | Знают основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудо- ванием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Электронное приложении к учебнику базового уровня | | |
Альдегиды и кетоны (6 ч) |
36/1 | Альдегиды (изучение нового ма- териала) | Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов Л. 10 Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида | Знакомятся с функциональной группой альдегидов и кетонов, с веществами формальдегид, аце- тачьдегид, ацетон. Называют альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре. Определяют принадлежность веществ к классу альдегидов и кетонов | Д. 1. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. | | |
37/2 | Химические свойства альдегидов. (комбинированный) | Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом Л. 11. Реакция «серебряного зеркала». Л. 12. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). | Характеризуют строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида, ацетона. Объясняют зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения. Распознают альдегиды по средствам учебника | Д. Окисление бензаль- дегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). | | |
38/3 | Практическая работа № 4 «Гидроксильные и карбонильные производные углеводородов» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 4 «Гидро ксильные и карбонильные производные углеводородов» | Знают основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Электронное приложение к учебнику базового уровня | |
39/4 | Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами органических соединений | Составляют уравнения реакций, цепи превращений, решают задачи | Д. Распознавание водных растворов этанола и этаналя, водных растворов глицерина, формальдегида и фенола | |
40/5 | Решение расчетных задач (урок-практикум) | Решение расчетных и экспериментальных задач. Подготовка к уроку контроля знаний (проверочной работе, зачету и т. д.). Написание уравнений реакций с участием кетонов | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов | | |
41/6 | Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения» (контроль, оценка и коррекция знаний) | Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения» | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов. Анализируют результаты контрольной работы и выстраивают пути достижения желаемого уровня успешности | | |
" Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (9 ч) |
42/1 | Карбоновые кислоты (изучение нового материала) | Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе, их биологическая роль | Знакомятся с гомологическими рядами и основой номенкла- туры карбоновых кислот. Определяют строение карбоксильной группы | Д. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот(муравьиной, уксусной, пропионо- вой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой,стеариновой, бензойной). Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде | |
43/2 | Химические свойства карбоновых кислот. (комбинированный) | Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Представители карбоновых кислот и их применение Л. 13. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла) | Знакомятся с общими свойствами карбоновых кислот. Проводят сравнение со свойствами минеральных кислот, их значением в природе и повседневной жизни человека | Д. Сравнение pH водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору КМп04 предельной и непредельной карбоновых кислот. | |
44/3 | Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты» | Знают правила техники безопасности. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | | |
45/4 | Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура. Физические и химические свойства сложных эфиров, их применение (изучение нового материала) | Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров, номенклатура. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации гидролиза; факторы, влияющие на него Л. 14. «Выведение» жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира | Знакомятся со строением, получением, свойствами и использованием в быту сложных эфиров и жиров | Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Получение сложного эфира. | |
46/5 | Практическая работа № 6 «Синтез сложного эфира» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 6 «Синтез сложного эфира» | Знают основные правила техники безопасности. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Электронное приложение к учебнику базового уровня | |
47/6 | Решение расчетных задач (урок практикум) | Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза) | Проводят рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов | | |
48/7 | Жиры. Мыла. | Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров, омыление жиров, получение мыла. Объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении). Л 15. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора КМп04. Л.16. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде | Называют сложные эфиры по «тривиальной» и международной номенклатуре. Определяют принадлежность веществ к классу сложных эфиров | Д. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и КМпО4. | |
49/8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами. Решение расчетных и экспериментальных задач. Задачи на вывод формулы вещества | Знают важнейшие реакции спиртов (в том числе с качественной реакцией многоатомных спиртов), фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Называют основные способы их получения и области применения. Определяют возможности протекания химических превращений | Экспериментальные задачи: Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия и силиката натрия. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. Получение карбоновой кислоты из мыла | |
50/9 | Контрольная работа № 4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные» (контроль, оценка и коррекция знаний) | Контрольная работа № 4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные» | Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | | |
Углеводы (5 ч) |
51/1 | Углеводы, их состав и классификация (изучение нового материала) | Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества | Называют классификацию углеводов по различным признакам. Объясняют химические свойства на основании строения молекулы. Называют важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении | Д. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение из него сахарозы | |
50/2 | Моносахариды. Гексозы. Г люкоза и фруктоза (комбинированный, с использованием ИКТ) | Глюкоза, ее физические свойства, строение. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Глюкоза в природе, ее биологическая роль, применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств. Фруктоза в природе и ее биологическая роль Л. 17. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Л. 18. Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 при различной температуре | Знакомятся с особенностями строения глюкозы как альде- гидоспирта. Называют ее свойства и применение. Прогнозируют свойства веществ на основе их строения | Д. Реакция «серебряного зеркала». Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. | |
51/3 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (комбинированный) | Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства. Гидролиз. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров | Характеризуют строение и химические свойства крахмала и целлюлозы. Объясняют зависимость свойств крахмала и целлюлозы от их состава и строения. Выполняют химический эксперимент по распознаванию крахмала | Д. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. | |
52/4 | Практическая работа № 7 «Углеводы» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 7 «Углеводы» . Знакомство с образцами полисахаридов. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине Знакомство с коллекцией волокон. | Знают основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Электронное приложение к учебнику базового уровня | |
53/5 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводов, уравнений, иллюстрирующих цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений. Решение экспериментальных задач | Называют изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре. Определяют принадлежность веществ к различным классам. Объясняют зависимость свойств веществ от их состава и строения | Экспериментальные задачи: 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине | |
Азотсодержащие органические вещества ( 6 ч) |
58/1 | Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства аминов (изучение нового материала) | Амины. Определение аминов. Строение аминов, клас- | Знакомятся и называют классификацию, виды изомерии аминов | Д. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, | |
| сификация, изомерия и номенклатура. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами Л. 19. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов | и основы их номенклатуры. Проводят сравнение свойств аминов и аммиака. Знакомятся с основными способами получения аминов и их применением | цвет, запах, отношение к воде. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями | |
59/2 | Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенклатура. Получение аминокислот (комбиниро ванный) | Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот, Двойственность их свойств и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот Л. 20. Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 | Называют аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре. Определяют принадлежность веществ к классу аминокислот | Д. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. | |
60/3 | Белки как биополимеры, их биологические функции. Химические свойства белков. Значение белков (изучение нового материала) | Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК, их биологическая роль. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная, третичная структуры ДНК Л. 21 Растворение белков в воде и их коагуляция. | Знакомятся со строением важнейших свойств белков. Используют межпредметные связи с биологией, валеологией. Дают характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи. Практически осуществляют качественные цветные реакции на белки | Д. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. | |
61/4 | Практическая работа № 8 «Идентификация органических соединений» (исследование и рефлексия) | Практическая работа № 8 «Идентификация органических соединений» | Знакомятся с основными правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Определяют и называют качественные реакции на важнейших представителей органических соединений. Решают экспериментальные задачи по идентификации органических соединений | Электронное приложение к учебнику базового уровня | |
62/5 | Нуклеиновые кислоты (интерактивный урок) | Понятие о ДНК и РНК, о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная, третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология | Знакомятся с составными частями нуклеотидов ДНК и РНК. Проводят сравнение этих соединений, их биологических функций. Определяют последовательность нуклеотидов на комплементарном участке другой цепи по известной последовательности нуклеотидов на одной цепи ДНК | Д. Модель ДНК и различных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии | |
63/6 | Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» (контроль, оценка и коррекция знаний) | Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» | Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА |
Химия н жизнь. Биологически активные вещества (7 ч) |
64/1 | Витамины (изучение нового материала) | Понятие о витаминах, их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые витамины (С, В, РР) и жирорастворимые витамины (А, D, Е, К), Понятие об авитаминозах, гипер-и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов Л. 22. Обнаружение витамина А в растительном масле. Л. 23. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Л. 24. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца | Характеризуют витамины. Знакомятся с их классификацией и обозначением. Характеризуют водорастворимые и жирорастворимые витамины. Называют нормы потребления витаминов. Знакомятся с понятиями авитаминоз, гипер- и гиповитаминоз. Проводят профилактику авитаминозов | Д. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. | |
65/2 | Ферменты (изучение нового материала) | Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и pH среды Л. 25. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы Л. 26. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. | Знакомятся с понятием ферменты. Знакомятся с их физическими и химическими свойствами. Используют полученные знания для безопасного применения лекарственных веществ | Д. Сравнение скорости разложения Н202 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, МпО2). . | |
66/3 | Гормоны (интерактивный урок) | Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстраген, тестостерон, инсулин, адреналин. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, белковые гормоны Л. 27. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте | Знакомятся с классификацией гормонов: стероиды, производные аминокислоты, полипептидные и белковые гормоны. Характеризуют отдельных представителей гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин | Д. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина(цветная реакция на белки). | |
67/4 | Лекарства (урок- семинар с использованием ИКТ) | Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул. Антибиотики, их строение, классификация Л. 28. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия | Называют механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул. Прогнозируют свойства на основе анализа химического строения. Называют группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Характеризуют антибиотики, их классификацию по строению, типу и спектру действия. Называют безопасные способы применения лекарственных препаратов. Проводят анализ понятий: наркотики, наркомания и ее профилактика | Д. Плакаты или кодограммы с формулами амидосульфан иловой кислоты, дигидрофо- лиевой и ложной ди- гидрофолиевой кислоты, бензилпеницил- лина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. | |
68/5 | Обобщение и систематизация знаний по органической химии (исследование и рефлексия) | Обобщение и систематизация знаний по органической химии за курс 10 класса | Рассматривают химические реакции качественно и количественно с помощью расчетов. Решают задачи на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям элементов | | |
69/6 | Итоговая контрольная работа | | | | |
70/7 | Резерв | | | | |