Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации , программы базового курса «Химия» для 10 класса авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010», - 10 класс,
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со гласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических со единений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- знакомство и развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях).
- расширение представлений о строение вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).
- сформирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы поставленных задач:
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, цитирование).
Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
Практические (устные, письменные, графические упражнения, решение задач, практикумы, лабораторные).
Объяснительно – иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично – поисковый.
Проблемный.
Формы обучения:
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
Контрольные работы.
Тестирование.
Содержание программы
Введение (4 часа)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Строение органических соединений. (7часов)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Реакции органических соединений. (4 часа)
Типы химических реакций в органической химии. Типы реакционноспособных частиц в органической химии. Решение задач на определение формулы вещества.
Углеводороды (18 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Кислородсодержащие соединения (14 часов)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
Углеводы ( 7часов )
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.
Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Окисление глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Азотсодержащие соединения (6 часов)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Биологически активные соединения ( 8часов)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса :
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно – тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Планируемый результат деятельности учащихся |
1 | Введение | 4 | Понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; Определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. |
2 | Строение органических соединений. | 7 | Характеризовать: строение атома углерода; аллотропию, связь между составом и строением органических веществ; Определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. |
3 | Реакции органических соединений. | 4 | Понимать: химическую символику: уравнения химических реакций; химические понятия: химическая реакция, классификация реакций. Определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; Составлять: уравнения химических реакций. |
4 | Углеводороды. | 18 | Понимать: химическую символику: формулы метана и этана. Называть: углеводороды по их химическим формулам; Характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); Определять: принадлежность углеводородов к предельным углеводородам; Составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (горение, дегидрирование ,взаимодействие с водой, бромом); Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). |
5 | Кислородсодержащие углеводороды. | 14 | Понимать: химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина, альдегидов, карбоновых кислот, жиров. Называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; Характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола, альдегидов, карбоновых кислот, жиров (горение); Определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; Составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства (горение); Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. |
6 | Углеводы. | 7 | Характеризовать состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. |
7 | Азотсодержащие соединения . | 6 | Понимать: химическую символику: формулы аминов, анилина, аминокислот. Называть: аминов, анилина, аминокислот по их химическим формулам; Характеризовать: связь между составом и свойствами аминов, анилина, аминокислот. (горение); Определять: принадлежность аминов, анилина, аминокислот к азотсодержащим соединениям ; Составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства (горение); Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о аминов. |
8 | Биологически активные соединения. | 8 | Характеризовать: витамины, ферменты, гормоны, лекарства. Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для : критической оценки информации о витаминах, лекарствах. |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дом. задание |
Плани ру емая | Факти ческая |
Введение . (4 часа) |
1 | 1.09 | | 1. Предмет органической химии. Органические вещества. Техника безопасности на уроках химии | 1 | | Т.Б 1 |
2 | 5.09 | | 2. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова . | 1 | | 2 |
3 | 8.09 | | 3. Строение атома углерода. | 1 | | 3 |
4 | 12.09 | | 4. Валентные состояния атома углерода. | 1 | | 4 |
Строение органических соединений. (7часов) |
5 | 15.09 | | 1.Классификация органических соединений. | 1 | | 5 |
6 | 19.09 | | 2. Классификация органических соединений по функциональным группам. | 1 | | 25-28 |
7 | 22.09 | | 3.Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | | 6 |
8 | 26.09 | | 4.Изомерия и ее виды. | 1 | | 7 Запи- си |
9 | 29.09 | | 5. Изомерия и ее виды. | 1 | | 7 до конца |
10 | 3.10 | | 6. Подготовка к контрольной работе | 1 | | повторение |
11 | 13.10 | | 7. Контрольная работа №1. «Классификация и номенклатура органических соединений» | 1 | | повторение |
Реакции органических соединений. (4 часа) |
12 | 17.10 | | 1. Типы химических реакций в органической химии. | 1 | | 8 |
13 | 20.10 | | 2. Типы химических реакций в органической химии. | 1 | | 8 |
14 | 24.10 | | 3. Типы реакционноспособных частиц в органической химии. | 1 | | 9 |
15 | 27.10 | | 4.Решение задач на определение формулы вещества | 1 | | 9, зада-ча |
Углеводороды. (18 часов) |
16 | 31.10 | | 1.Природные источники углеводородов. | 1 | | 10 |
17 | 3.11 | | 2. Алканы. | 1 | | 11 |
18 | 7.11 | | 3. Химические свойства алканов. | 1 | | 11 |
19 | 10.11 | | 4. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 1. | 1 | Практическая работа № 1. «Обнаружение углерода и водорода.» | 11 |
20 | 14.11 | | 5.Алкены. | 1 | | 12 |
21 | 17.11 | | 6. Химические свойства алкенов . | 1 | | 12 |
22 | 24.11 | | 7.Алкины. | 1 | | 13 |
23 | 28.11 | | 8. Химические свойства алкинов | 1 | | 13 |
24 | 1.12 | | 9. Решение задач на вывод формул углеводородов. | 1 | | задача |
25 | 5.12 | | 10. Алкадиены. | 1 | | 14 |
26 | 8.12 | | 11. Химические свойства алкадиенов .Каучук.. | 1 | | 14 |
27 | 12.12 | | 12. Циклоалканы. | 1 | | 15 |
28 | 15.12 | | 13. Ароматические углеводороды. | 1 | | 16 |
29 | 19.12 | | 14. Химические свойства бензола. | 1 | | 16 |
30 | 22.12 | | 15. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 2 | 1 | Практическая работа № 2. «Углеводороды» | |
31 | 26.12 | | 16. Генетическая связь между различными классами углеводородов. | 1 | | повторение |
32 | 29.12 | | 17. Подготовка к контрольной работе | 1 | | повторение |
33 | 12.01 | | 18. Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». | 1 | | повторение |
Кислородсодержащие углеводороды. (14 часов) |
34 | 16.01 | | 1. Спирты. | 1 | | 17 |
35 | 19.01 | | 2. Химические свойства спиртов. | 1 | | 17 |
36 | 23.01 | | 3. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 3. | 1 | Практическая работа № 3 «Спирты» | 17 |
37 | 26.01 | | 4.Фенолы. | 1 | | 18 |
38 | 30.01 | | 5. Альдегиды и кетоны. | 1 | | 19 |
39 | 2.02 | | 6. Альдегиды и кетоны. | 1 | | 19 |
40 | 6.02 | | 7. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 4 . | 1 | Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны». | 19 |
41 | 9.02 | | 8.Карбоновые кислоты. | 1 | | 20 |
42 | 13.02 | | 9. Карбоновые кислоты | 1 | | 20 |
43 | 16.02 | | 10. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 5. | 1 | Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты». | 20 |
44 | 20.02 | | 11.Сложные эфиры. | 1 | | 21 |
45 | 2.03 | | 12. Жиры. | 1 | | 21 |
46 | 6.03 | | 13. Подготовка к контрольной работе | 1 | | повторение |
47 | 9.03 | | 14. Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие углеводороды». | 1 | | повторение |
Углеводы. (7 часов) |
48 | 13.03 | | 1. Углеводы. | 1 | | 22 |
49 | 16.03 | | 2. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза. | 1 | | 23 |
50 | 20.03 | | 3. Химические свойства глюкозы. | 1 | | 23 |
51 | 23.03 | | 4. Полисахариды. | 1 | | 24 |
52 | 27.03 | | 5. Крахмал и целлюлоза. | 1 | | 24 |
53 | 30.03 | | 6. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 6. | 1 | Практическая работа № 6 «Углеводы.» | 24 |
54 | 3.04 | | 7. Решение задач на массовую долю. | 1 | | повторение |
Азотсодержащие соединения .(6 часов) |
55 | 6.04 | | 1.Амины. | 1 | | 25 |
56 | 10.04 | | 2. Химические свойства аминов. | 1 | | 25 |
57 | 13.04 | | 3. Аминокислоты. | 1 | | 26 |
58 | 20.04 | | 4. Белки. | 1 | | 27 |
59 | 24.04 | | 5.Нуклеиновые кислоты. | 1 | | 28 |
60 | 27.04 | | 6. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 7. | 1 | Практическая работа № 7 «Азотсодержащие соединения» | повторение |
Биологически активные соединения. (8 часов) |
61 | 1.05 | | 1.Витамины. | 1 | | 29 |
62 | 4.05 | | 2. Ферменты. | 1 | | 30 |
63 | 11.05 | | 3. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 8,9. Практическая работа № 10 | 1 | Практическая работа № 8,9 «Обнаружение витаминов». Практическая работа № 10 «Действие ферментов на различные вещества.» | 29-30 |
64 | 15.05 | | 4.Гормоны. | 1 | | 31 |
65 | 18.05 | | 5.Лекарства. | 1 | | 32 |
66 | 22.05 | | 6. Инструктаж по ТБ .Практическая работа № 11. | 1 | Практическая работа № 11 «Анализ лекарственных препаратов.» | 32 |
67 | 25.05 | | 7. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | | повторение |
68 | 29.05 | | 8. Итоговая контрольная работа . | 1 | | повторение |
| Общее количество часов | Примечание |
| 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | |
Количество уроков | 21 | 23 | 24 | |
Лабораторные работы | | | | |
Практические работы | 1 | 4 | 6 | |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 | |
Тесты | | | | |
Всего | 2 | 5 | 8 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И.Теренина. – М.: Дрофа, 2010. - 300с.
Методическая литература:
Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
Дополнительная литература:
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. «Химия». М. «Просвещение».
И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с
Л.В.Комиссарова, И.Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии. Издательство «Экзамен».2008
М.А. Рябов, Е.Ю.Невская. Тесты по химии. Издательство «Экзамен».2009
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий /
«Химия. 10 класс: Контрольные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия – 10».
Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с
Печатные пособия (тематические таблицы, демонстрационный и раздаточный материал)
Таблицы по химии:
1. таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2. таблица «Правила техники безопасности»;
3. таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;
4. комплект таблиц «Ученые химики»
Информационно-коммуникативные средства (электронные приложения – CD, DVD, учебные фильмы)
Интерактивное учебное пособия «Наглядная школа»,2012 г:
Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты.
Наглядная химия 10-11 класс.
Интернет ресурсы :
http://fcior.edu.ru
http://school/collection.edu.ru)
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
Материально-техническое обеспечение уроков
1. компьютер;
2. мультимедийный проектор;
3. проекционный экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. набор атомов для составления моделей молекул;
2. пробиркодержатели;
3. лабораторный штатив с принадлежностями;
4. штатив для пробирок;
5. химические стаканы на 50, 100 мл
6. спиртовка;
7. стеклянные трубки;
8. воронка;
9. мерные цилиндры;
10.аппарат Киппа;
11. круглодонная колба;
12. колба Вюрца;
13. стеклянные холодильники;
14. делительные воронки;
15. воронка Бюхнера;
16. установка для фильтрования под вакуумом;
17. пробирки;
18. плоскодонные колбы на 100 мл;
19. технохимические весы с разновесами;
Химические реактивы и материалы:
1. кислоты: соляная, серная, уксусная, лимонная, аскорбиновая;
2. основания: гидроксид натрия, гидроксид калия, известковая вода;
3. металлы: алюминий, цинк, железо, медь;
4. неметаллы: кислород, сера, иод;
5. соли: перманганат калия, дихромат калия, сульфит натрия, хлорид железа(III), красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера (порошок);
6. пероксид водорода, диоксид марганца;
7. этиловый спирт;
8. индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный;
9. материалы: мрамор, машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила, загрязненная поваренная соль, вода, , гранит, фильтровальная бумага, речной песок.
Коллекции:
1. коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит);
2. коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк);
3. коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф);
4. коллекция различных видов мрамора и изделий из него;
5. коллекция «Минералы и горные породы»;
6. коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;
7. коллекция бытовых смесей;
8. коллекция «Стеклянные и алюминиевые изделия»;
9. коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.