Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ /Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ _________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №____
от «___» августа 2017г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Химия
Образовательная область: естествознание
Класс: 10
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по химии в соответствии с государственными стандартами 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений по химии 10-го класса автора О. С. Габриеляна.: Дрофа, 2009
Учебник: Габриелян, О. С. Химия. 10 класс.
Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 191 с.
с. Коргон, 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по химии для 10 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по химии для 10 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по химии к учебникам для 8-11 классов (авторы О. С. Габриелян);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Габриелян, О.С. Химия. 10 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с
Вклад учебного предмета «Химия» в общее образование
Мировая и национальная система общего образования претерпевает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным механизмом реализации модели устойчивого развития мира, приобретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобильность, личностно ориентированный характер.
Российское общее образование находится на стадии завершения модернизации и претерпевает существенные изменения во всех своих компонентах.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
В системе общего образования и выполнения его целей учебный предмет «Химия» вносит весомый вклад в обучение, развитие и воспитание школьников, в формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.
Изучение химии способствует решению общейцели естественнонаучного образования -дать единое представление о природе,сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическуюкультуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общихключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.
Цели учебного предмета «Химия»
-развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;
-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;
-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности.
Особенности класса
В классе 3 ученика. 1 девочка и 2 мальчика.
В конце 9 класса результат коэффициента обученности 9 класса за 2016-2017 учебный год по химии – 100%, а качества – 0%.
Наблюдения показали, что обучающиеся 10 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Обладают элементарными навыками самостоятельного поиска информации. Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии в 10 классе - 35 часов, т.е. 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен знать:
-Понятия органическая химия, природные, искусственные и синтетические материалы;
- основные положения ТХС, понятия изомер, гомолог, гомологический ряд, пространственное строение;
-правила составления названий классов органических соединений;
-качественные реакции на различные классы органических соединений;
-важнейшие физические и химические свойства основных представителей изученных классов органических веществ;
-классификацию углеводов по различным признакам;
-характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ;
-классификацию и виды изомерии;
-правила техники безопасности.
Уметь:
-Составлять структурные формулы изомеров;
-называть основные классы органических веществ по международной номенклатуре;
-строение, гомологические ряды основных классов органических соединений;
-составлять уравнения химических реакций, решать задачи;
-объяснять свойства веществ на основе их строения;
-уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения;
-определять возможность протекания химических реакций;
-решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по значению массовых долей химических элементов и по массе продуктов сгорания;
-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников;
-грамотно обращаться с химической посудой и оборудованием;
-использовать полученные знания для применения в быту.
Перечень контрольно-измерительных материалов
- Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 кл.:Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.
- Комиссарова Л. В. Химия: Контрольные и проверочные работы., 2002.-77с.
- Павлова Н. С. Контрольные и самостоятельные работы по химии:./Н. С. Павлова.-М.:Экзамен,2009.-221с.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 10 КЛАССЕ
Тема 1. Введение (2 часа)
Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.
Тема 2. Углеводороды (10 часов)
Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (9 часов)
Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (4часа)
Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Тема 5. Биологически активные вещества (4 часа)
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов)
Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Введение. | 2 | | |
3 | Углеводороды | 10 | 1 | 1 |
4 | Кислородсодержащие органические соединения. | 9 | 1 | 2 |
5 | Углеводы | 4 | | 1 |
6 | Азотсодержащие органические соединения. | 4 | | 2 |
| Биологически активные вещества | 6 | 1 | 3 |
Перечень контрольных работ
№ урока п/п | № урока в теме | Тема | Дата |
1 | 2 | Входная диагностика | |
2 | 12 | Углеводороды | |
3 | 21 | Кислородсодержащие соединения | |
4 | 35 | Итоговая контрольная работа по химии за 10 класс | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п (№урока в теме) | Кол-во часов | Тема урока Тип урока | Требования к уровню подготовки | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | Домашненее задание | Дата по плану |
По факту |
Введение (2 часа) |
1/1 -
| 1 | Предмет органической химии Инструктаж по ТБ -
| Знать: химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения | Коллекция органических веществ и изделий из них | Изучить § 1 -
| 05.09 |
-
|
2/2 -
| 1 | Теория строения органических соединений Входная диагностика | Знать: химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи, теория строения органических соединений Бутлерова А. М. | Модели молекул гомологов и изомеров | Повторить § 2 №. 1-3,7 | 12.09 |
-
|
Тема 1. Углеводороды и их природные источники (10 часов) |
3/1 -
| 1 | Природные источники углеводородов. Алканы -
| Уметь: называть алканы по тривиальной номенклатуре определять: принадлежность органических веществ к определенному классу алканов | Горение метана, отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул алканов | Прочитать § 3 №.7, 8 | 19.09 |
-
|
4/2 -
| 1 | Алкены -
| Знать: строение алкенов; особенности этилена, полиэтилена, их применение Уметь: называть алкены по тривиальной номенклатуре определять: принадлежность веществ к классу алкенов | Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Лабораторный опыт: изготовление моделей алкенов | Повторить § 4 №. 7 | 26.09 |
-
|
5/3 | 1 | Алкадиены. Каучуки -
| Знать: важнейшие вещества и материалы: каучуки и их применение | Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами каучуков | Прочитать § 5 №.2,3 | 03.10 |
-
|
6/4 | 1 | Алкины. Ацетилен -
| Знать: строение молекулы ацетилена, его применение Уметь: называть ацетилен по международной номенклатуре характеризовать: строение и химические свойства ацетилена | Получение и свойства ацетилена Лабораторный опыт: изготовление модели молекулы ацетилена | Прочитать § 6 №.6,7 -
| 10.10 |
-
|
7/5 | 1 | Урок-№ажнение по темам: алканы, алкены, алкины. | Приготовить сообщение «Применение нефти» | 17.10 |
-
|
8/6 | 1 | Практическая работа №1. Углеводороды | Повторить § 6 | 24.10 |
-
|
9/7 | 1 | Арены. Бензол -
| Знать: строение молекулы бензола Уметь: характеризовать химические свойства бензола | Отношение бензола к раствору перманганата калия в бромной воде | Прочитать § 7 №.3, 4 -
| 07.11 |
-
|
10/8 -
| 1 | Нефть -
| Знать: способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь: объяснять явления, происходящие при переработке нефти | Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» | Повторить § 8 №.6 | 14 |
-
|
11/9 | 1 | Подготовка к контрольной работе | Решение задач | Подготовка к к/р | Подготовиться к контрольной работе | 21 |
-
|
12/10 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды» | -
| 28 |
-
|
Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения (9 часов) |
13/1 | 1 | Спирты -
| Знать: особенность строения спиртов, этанола, глицерина Уметь: называть: спирты по тривиальной номенклатуре определять принадлежность веществ к классу спиртов | -
| Прочитать § 9 №. 13 (а), 14 | 05.12 |
-
|
14/2 | 1 | Практическая работа №2. Спирты | Оформить работу | 12 |
-
|
15/3 -
| 1 | Фенол -
| Знать: состав и строение молекулы фенола, получение и применение Уметь: характеризовать: химические и физические свойства | Д. Каменный уголь и продукты его переработки, качественные реакции на фенол | Прочитать § 10 №.5, 6 | 19 |
-
|
16/4 | 1 | Альдегиды и кетоны -
| Знать: химические понятия: функциональная группа альдегидов Уметь: называть альдегиды по тривиальной номенклатуре | Д. окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (2) | Прочитать § 11 №. 6, 7 | 26 |
17/5 | 1 | Карбоновые кислоты -
| Знать: химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот Уметь: называть уксусную кислоту по международной номенклатуре | Лабораторный опыт Свойства уксусной кислоты | Прочитать § 12 №. 6, 8, 10 | 16.01 |
-
|
18/6 | 1 | Практическая работа №3. Карбоновые кислоты | Оформить работу | 23 |
-
|
19/7 | 1 | Сложные эфиры. Жиры -
| Уметь: называть сложные эфиры по тривиальной номенклатуре определять: принадлежность веществ к классу сложных веществ | Д. Коллекция эфирных масел | Повторить § 13 №.10-11 | 30 |
-
|
20/8 | 1 | Подготовка к контрольной работе | Повторить весь материал | 06.02 |
-
|
21/9 | 1 | Контрольная работа № 2. Кислородсодержащие соединения | -
| 13 |
-
|
Тема 4. Углеводы (4 часа) |
22/1 | 1 | Углеводы. Моносахариды. -
| Знать: важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь: объяснять химические явления | Д. Ознакомление с образцами углеводов Лабораторный опыт Свойства крахмала | Прочитать § 14 №. 10-11 | 20 |
-
|
23/2 | 1 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | -
| -
| Прочитать § 15 №. 2,7 | 27 |
-
|
24/3 | 1 | Практическая работа №4. Углеводы | Оформить работу | 06.03 |
-
|
25/4 | 1 | Урок-№ажнение по темам углеводы и кислородсодержащие соединения | Решение задач | -
| Дорешать задачи | 13 |
-
|
Тема 5. Азотсодержащие соединения (4 часа) |
26/1 | 1 | Амины. Анилин -
| Уметь: определять принадлежность веществ к классу аминов | Д. Реакция анилина с бромной водой | Прочитать § 16 №. 5,7,8 | 20 |
-
|
27/2 | 1 | Аминокислоты. Белки -
| Уметь: называть аминокислоты по тривиальной номенклатуре определять: принадлежность веществ к классу аминокислоты | -
| Прочитать § 17 №. 10,11 | 03.04 |
-
|
28/3 | 1 | Нуклеиновые кислоты -
| Уметь: характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений | Д. Превращения: Этанол — этилен; этанол — этаналь — этановая кислота | Прочитать § 18 №. 6-8,10 | 10 |
-
|
29/4 | 1 | Практическая работа №5-6. Амины. Аминокислоты. Белки. Идентификация органических соединений | Оформить работу | 17 |
-
|
Тема 4. Биологически активные вещества (6 часов) |
30/1 | 1 | Ферменты -
| Знать: особенности ферментов, их функции | Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля | Прочитать § 19 №. 5-6,8 -
| 24 |
-
|
31/2 | 1 | Витамины. Гормоны. Лекарства -
| Уметь: использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами | Д. коллекция витаминных препаратов: домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | Прочитать § 20 №. 6,9 | 01.05 |
-
|
32/3 | 1 | Практическая работа №7. Обнаружение витаминов. Практическая работа №8. Действие ферментов на различные вещества | Оформить работу | 8 |
-
|
33/4 | 1 | Практическая работа №9. Анализ лекарственных препаратов. | Оформить работу | 15 |
-
|
34/5 | 1 | Подготовка к итоговой контрольной работе за год -
| Повторить весь материал | 22 |
-
|
35/6 | 1 | Итоговая контрольная работа по химии за 10 класс | -
| 29 |
-
|
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия:
- Габриелян О. С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009.-270с.
- Гольдфраб Я. Л. И др. Сборник задач и №ажнений по химии/Я. С. Гольдфарб, ю. В. Ходаков, Ю. Б. Додонов. – М.:Просвещение, 1987.-192с.
Контрольно-измерительные материалы
- Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 кл.:Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.
- Комиссарова Л. В. Химия: Контрольные и проверочные работы., 2002.-77с.
- Павлова Н. С. Контрольные и самостоятельные работы по химии:./Н. С. Павлова.-М.:Экзамен,2009.-221с.
Наглядные пособия
- Таблицы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов, типы химической связи, массовая доля вещества, химические соединения,
- Модели строения атома, кристаллические решетки
- Оборудования: колбы, пробирки, штативы, реактивы, химические вещества
Средства обучения
-учебно-лабораторные оборудования и приборы
- учебно-практическое оборудование
Экранно-звуковые пособия
- Безопасность на уроках химии
- Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.
- Химия. Электронная библиотека.
- Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс)
Интернет-ресурс
-http://megaresheba.ru/publ/reshebnik/khimija/8_klass_gabrieljan/30-1-0-1047 для учителя химии
-http://slovo.ws/resh/005/08/05/ для учителя химии
-http://kopilkaurokov.ru/himiya?class=10 уроки по химии
-http://www.gdz.name/reshebnik-2015/himija-9-klass-gabrielyan-zadanie-16-5 по химии 8-11 класс
-
-
11