СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии (7 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа пропедевтического курса химии в 7 классе 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии (7 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для обучающихся 7 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, в соответствии с ФГОС ООО, и примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), учебного плана школы.
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Химия. Вводный курс».

Цель изучения пропедевтического курса химии:

  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия».

Основные задачи изучения пропедевтического курса химии:

Образовательные:

  • формирование системы первоначальных химических понятий и специфических способов деятельности, необходимых для работы с химическими веществами;

  • формирование готовности к обучению химии на личностном и функциональном уровнях, преодоление страха перед умственным напряжением

Развивающие:

  • развитие познавательных возможностей обучающихся, умения пользоваться логико-психологическими инструментами познания;

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

  • развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого обучающегося

Воспитательные

  • воспитание интереса не только к научным знаниям, но и к самому процессу познавательной деятельности;

  • воспитание долговременной мотивации к изучению химии;

  • б) расширение кругозора и жизненного опыта учащихся в связи с изучением химии, формирование в связи с этим элементов естественно - научного мировоззрения;

  • выработка рефлексивных способностей, нацеленных на адекватную оценку своих возможностей, на приобретение системы качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности -учебной и в сфере сельскохозяйственного труда

Срок реализации программы: 2016 – 20167учебный год.

Предполагаемые результаты

Учащиеся научатся:


  • определять роль различных веществ в природе и технике;

  • объяснять роль веществ в их круговороте.

  • рассмотрение химических процессов:

  • приводить примеры химических процессов в природе;

  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

  • использование химических знаний в быту:

  • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения химии:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

      • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

      • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

      • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

      • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формирование ответственного отношения к обучению

  • Формирование интереса к предмету

  • Определение своей личной позиции, адекватной дифференцированной

  • Овладение навыками для практической деятельности

Регулятивные УУД:

      • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

      • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

      • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

      • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

      • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:

      • Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.

      • Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.

      • самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

      • Планирует ресурсы для достижения цели.

      • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

      • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

      • Выпускник получит возможность научиться:

      • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

      • Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

      • При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

      • Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

      • Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

      • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

      • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

      • троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

      • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

      • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

      • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

      • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:

      • осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

      • Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

      • Создает модели и схемы для решения задач.

      • Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

      • Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

      • Участвует в проектно- исследовательской деятельности.

      • проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

      • осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

      • дает определение понятиям.

      • устанавливает причинно-следственные связи.

      • обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

      • ставить проблему, аргументировать её актуальность.

      • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные УУД:

      • Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии

      • Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии. формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их. Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

      • устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

      • спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

      • осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

      • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;. умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      • определять роль различных веществ в природе и технике;

      • объяснять роль веществ в их круговороте.

      • рассмотрение химических процессов:

      • приводить примеры химических процессов в природе;

      • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

      • использование химических знаний в быту:

      • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

      • объяснять мир с точки зрения химии.

Содержание тем учебного курса

Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания

1

Химия в центре естествознания ( 11ч)

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. 

Моделирование

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.

Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ.

Химия и физика. 

Агрегатные состояния веществ. 

Химия и география.

Химия и биология Качественные реакции в химии.

2

Математика в химии (9ч)

Относительные атомная и молекулярная массы. 

Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества

Чистые вещества и смеси

Объемная доля газа в смеси

Массовая доля вещества в растворе. 

Массовая доля примесей. 


3

Явления, происходящие с веществами (11ч)

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ.

Дистилляция, или перегонка. 

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. 

Признаки химических реакций. 


4

Рассказы по химии (4 ч)

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики».

Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).

Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций.


 

Итого: 35 ч




Используемые сокращения:

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

Т – тестовая работа.

ТП -творческий проект

ТР - творческая работа


Типы уроков:

УОНМ - урок открытия новых знаний

УОМН- урок общеметодологической направленности


УОУР - урок отработки умений и рефлексии

УРК - урок развивающего контроля




Календарно-тематическое планирование



уорка

Дата

Тема урока


Тип урока

Текущий и промежуточный контрольконтроль

план

факт

1 четверть


1



Химия как часть естествознания. Предмет химии.

УОНЗ

ФО

2



Методы изучения естествознания.

УОНЗ

ИРД

3



Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

УОНЗ

ПР№1

4



Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

УОНЗ

ПР№ 2

5



Моделирование

УОНЗ

СР

6



Химическая символика

УОНЗ

СР

7



Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.

УОНЗ

ЛР


8



Химия и физика. Агрегатные состояния вещества

УОНЗ

ФО

2 четверть

9



Химия и география

УОНЗ

ЛР

10



Химия и биология

УОНЗ

Т

11



Качественные реакции в химии

УОНЗ

ПР

12



Относительные атомная и молекулярная массы

УОНЗ

ФО

13



Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

УОНЗ

ИРК, РЗ

14



Чистые вещества и смеси.

УОНЗ

ХД, РЗ

15



Объемная доля компонента газовой смеси.

УОНЗ

РЗ

3 четверть

16



Массовая доля вещества в растворе

УОНЗ

РЗ

17



Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

УПЗУ

ПР№3.

18



Массовая доля примесей.

УОНЗ

ФО, РЗ

19



Решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии»

УОУР

РЗ

20



Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии»

УРК

КР

21



Разделение смесей.

УОНЗ

Т

22



Фильтрование

УОНЗ

.СР

23



Адсорбция.

УОНЗ

ФО

24



Дистилляция.

УОНЗ

ИРД

25



Практическая работа № 4 «Разделение смесей»

УОУР

ПР № 4

26



Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».

УОУР

ПР №5

4 четверть

27



Химические реакции.

УОНЗ

Т

28



Признаки химических реакций.

УОНЗ

ПР

29



Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»

УОУР

ПР № 6

30



Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

УРК

ФО

31



Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами».

УРК

КР

32



Урок-брифинг «Выдающиеся русские ученые-химики»

УОУР

ТР

33



Конкурс сообщений учащихся

УОУР

ТР

34



Конкурс ученических проектов

УОУР

ТП

35



Конкурс ученических проектов

УОУР

ТП




УМК, используемый при работе по данной программе:



Габриелян О.С. Вводный курс в химию 7 класс.. М.: Дрофа, 2010-2015гг.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химии: Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2015гг.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2015гг. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.  – М.: Дрофа, 2011. –  159 с.

Рабочая тетрадь

Практикум

Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина. «Химия. Вводный курс.7 кл». – М.: Дрофа 2007 г.

Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик-плюс, 2004.

Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.

Электронные образовательные ресурсы

Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).

Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)

Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu








«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол № 1

от ___ . 08. 2016г.

Руководитель ШМО _______ /Погосян Н.А./

Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г.

___. 08.2016 г.











20