«Согласовано» Руководитель МО ________/Савельева Т. А./ Протокол №____от «___»___________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ МО Плавский район «ЦО № 1» ____/Калпахчева И. М./ «____»________2017г | «Утверждаю» Директор МБОУ МО Плавский район «ЦО №1» _______/Степочкин О. С./ Приказ №______от «_____»__________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Старухиной Людмилы Александровны, высшей категории
по химии 8-9 классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______от
«_____»__________2017г
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач. Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Срок реализации программы 2 года.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание программы
8 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 70 ч)
Введение (5 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практические работы. 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 2. Наблюдение за горящей свечой
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
ТЕМА 2
Простые вещества (6 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Образец красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (13 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практические работы. 3. Анализ почвы и воды. 4. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами(10 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 3. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 4. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 5. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы. 5. Признаки химических реакций. 6. Получение водорода и определение его свойств. 7. Получение и свойства кислорода.
ТЕМА 5
Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 ч)
Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, влияние температуры, величина поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Действие катализатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип ЛеШателье.
Демонстрации.Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от величины площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с серной кислотой разной концентрации при разных температурах) от катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV). Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды. Примеры обратимых реакций; смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III) в растворе.
Лабораторный опыт. 7. Изучение влияния условий на скорость химических реакций.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (19 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). 13. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
Практические работы. 8. Ионные реакции. 9. Условия протекания химических реакций между растворами до конца. 10. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 11. Решение экспериментальных задач.
9 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1
Металлы (14 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
ТЕМА 2
Неметаллы (28ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие серы с металлами, кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы. 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». 5. Получение аммиака и изучение его свойств. 6.
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».
ТЕМА 3
Органические соединения (13 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Практические работы. 7. Получение этилена и изучение его свойств. 8. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению органических веществ.
Тема 4
Химия и жизнь (6 часов)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
ТЕМА 5
Обобщение знаний по химииза курс основной школы (3 ч)
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток.
Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Учебно-тематический план
(Неорганическая химия 8 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: |
Уроки | Практические работы | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 5 | 4 | 1(2) | | |
2 | Атомы химических элементов | 9 | 8 | - | | 1 |
3 | Простые вещества | 6 | 5 | - | | 1 |
4 | Соединения химических элементов | 13 | 11 | 2 | 2 | - |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 10 | 6 | 3 | 4 | 1 |
6 | Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | 6 | 6 | - | 1 | - |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 19 | 15 | 3(4) | 6 | 1 |
| Всего: | 68 | 55 | 9(11) | 13 | 4 |
Резерв - 2 часа
Учебно-тематический план
(Неорганическая химия 9 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: |
Уроки | Практические работы | Лабораторные опыты | Контрольные работы |
1 | Повторение основных вопросов курса8 класса и введение в курс 9 класса. | 4 | 4 | - | 1 | - |
2 | Металлы. | 14 | 12 | 1(3) | 5 | 1 |
3 | Неметаллы | 28 | 24 | 3 | 7 | 1 |
4 | Органические соединения. | 13 | 10 | 3(2) | 4 | 1 |
5 | Химия и жизнь | 6 | 6 | 1 | - | - |
6 | Обобщение знаний по химииза курс основной школы. | 3 | 2 | - | - | 1 |
| Всего: | 68 | 57 | 7(8) | 17 | 4 |
Резерв – 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ
и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов
и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методическое обеспечение.
Тема самообразования: «Использование мультимедийных технологий для повышения мотивации обучения обучающихся»
Типы уроков, используемые при обучении
Название | Структура | Вид учебных занятий |
1 | 2 | 3 |
Урок изучения и первичного за- крепления новых знаний | Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании | Лекция, экскурсия, ис- следовательская лабора- торная работа, учебный и трудовой практикум |
Урок закрепления знаний | Логика закрепления знаний: • актуализация опорных знаний; • определение границ (возможностей) применения этих знаний; • пробное применение знаний; • упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний; • упражнения с переносом знаний в новые условия | Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация |
Урок комплексно- го применения ЗУН учащимися | Логика процесса комплексного применения ЗУН: • актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний; • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; • усвоение образца комплексного применения ЗУН; • применение обобщенных ЗУН в новых условиях; • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков | Практикум, лабораторная работа, семинар |
Урок обобщения и систематизации знаний | Логика процесса обобщения и систематизации знаний: • подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; • вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочника ми, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов; • обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися); • подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем | Семинар, конференция, круглый стол |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Уровни контроля и коррекции знаний: • уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; • уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях; • уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит, что ученик овладел знаниями на 2-м уровне и научился переносить их в новые условия | Контрольная работа, за- чет, коллоквиум, общественный смотр знаний |
Комбинированный урок | • Организационный этап. • Этап проверки домашнего задания. • Этап всесторонней проверки знаний. • Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. • Этап усвоения новых знаний. • Этап закрепления знаний. • Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | |
УМК обучающегося
1. О. С Габриелян. Химия. 8 класс. М. Дрофа. 2013.
2. О. С. Габриелян. Химия. 9 класс. М. Дрофа. 2010.
3. Рабочая тетрадь. О. С. Габриелян. А. В. Якушева. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику Химия 8 класс
УМК учителя
1. О. С Габриелян. Химия. 8 класс. М. Дрофа. 2013.
2. О. С. Габриелян. Химия. 9 класс. М. Дрофа. 2010.
3. Рабочая тетрадь. О. С. Габриелян. А. В. Якушева. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику Химия 8 класс
4. М. А. Рябов, Е. Ю. Невская. Тесты по химии к учебнику О. С Габриеляна «Химия. 8 класс», «Химия. 9 класс» в 2-х частях.
5. А. А. Дроздов Поурочное планирование по химии. М. Экзамен. 2006.
6. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. 9 класс. М. Дрофа. 2002.
6. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Якушева. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М. Дрофа. 2002.
Список литературы.
1. Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент Государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по химии. М. Дрофа. 2008.
Тематическое планирование по химии 8 класс.
(2 часа в неделю, всего 70 часов).
№ п/п | Тема урока. | Материал учебника. | Практическая часть. |
Введение (5 часов) |
1 | Предмет химии. Вещества. | § 1. | |
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. | § 2, 3. | |
3 | Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдение за горящей свечой. | | Пр.р. №1,2. |
4 | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | § 4. | |
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | § 5. | |
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов). |
6 | Основные сведения о строении атомов. | § 6. | |
7 | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | § 7. | |
8 | Строение электронных оболочек атомов. | § 8. | |
9 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | § 9. | |
10 | Ковалентная химическая связь. | § 10. | |
11 | Ковалентная полярная химическая связь. | § 11. | |
12 | Металлическая химическая связь. | § 12. | |
13 | Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов». | § 6-12. | |
14 | Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов» | | |
Тема 2. Простые вещества (6 часов). |
15 | Простые вещества – металлы и неметаллы. | § 13, 14. | |
16 | Количество вещества. | § 15. | |
17 | Молярный объем газов. | § 16. | |
18 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. | § 13-16. | |
19 | Контрольная работа по теме «Простые вещества». | | |
20 | Урок-обобщение. | | |
Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов). |
21 | Степень окисления. | § 17. | |
22 | Оксиды. | § 18. | Лаб опыт 1Знакомство с образца-ми веществ разных классов. |
23 | Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов. | § 18. | |
24 | Основания. | § 19. | Лаб опыт 1 Знакомство с образца-ми веществ разных классов. |
25 | Кислоты. | § 20. | Лаб опыт 1 Знакомство с образца-ми веществ разных классов. |
26 | Соли. | § 21. | Лаб опыт 1 Знакомство с образца-ми веществ разных классов. |
27 | Соли (продолжение). | § 21. | |
28 | Кристаллические решетки. | § 22. | |
29 | Чистые вещества и смеси. | § 23. | Лаб опыт 2 Разделение смесей |
30 | Анализ почвы и воды. | | Пр.р. №3. |
31 | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | § 24. | |
32 | Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | | Пр.р. №4. |
33 | Решение расчетных задач. Подготовка к самостоятельной работе. | § 24. | |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 часов). |
34 | Физические явления в химии. | § 25. | Лаб.опыт 3 Окисление меди в пла-мениспир-товки, 4По-мутнение известковой воды |
35 | Химические реакции. | § 26, 27. | |
36 | Признаки химических реакций. | | Пр.р. №5 |
37 | Уравнения химических реакций, Реакции разложения, соединения и замещения. | § 27. | Лаб опыт 5 Получение углекислого газа, 6 За-мещение меди в раст |
38 | Получение водорода и определение его свойств. | | Пр.р. №6 |
39 | Получение и свойства кислорода. | | Пр.р. №7 |
40 | Реакции обмена. | § 27. | |
41 | Расчеты по химическим уравнениям. | § 28. | |
42 | Подготовка к контрольной работе по теме 4. | § 25-28. | |
43 | Контрольная работа по теме 4. | | |
Тема 5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 часов). |
44 | Скорость химической реакции. | § 29. | |
45 | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. | § 30. | Лаб.опыт 7 Изучение влияния условий на скорость химич. Реакций. |
46 | Катализаторы. | § 31. | |
47 | Необратимые и обратимые реакции. | § 32. | |
48 | Химическое равновесие и способы его смещения. | § 33. | |
49 | Урок-упражнение. | | |
Тема 6.Растворение. Растворы. Реакции обмена и окислительно-восстановительные реакции (19 часов). |
50 | Растворение. Растворимость веществ в воде | § 34. | |
51 | Растворение. Растворимость веществ в воде | § 34 | |
52 | Электролитическая диссоциация. | § 35 | |
53 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | § 36 | |
54 | Ионные уравнения. | § 37. | |
55 | Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами до конца. | | Пр.р.№8, 9. |
56 | Кислоты, их классификация и свойства. | § 38 | |
57 | Химические свойства кислот. | § 38 | Лаб.опыт 8 Реакции растворов кислот (со-ляной или серной). |
58 | Основания, их классификация и свойства. | § 39 | Лаб.опыт 9 Реакции растворов щелочей, 10 Получ. И свойства нер. Основ. |
59 | Оксиды, их классификация и свойства. | § 40 | Лаб.опыты 11 Реакции для основн. Оксидов, 12 Реакции для кислот. Оксидов. |
60 | Соли, их классификация и свойства. | § 41 | |
61 | Химические свойства солей. | § 41 | Лаб. Опыт 13 Реакции растворов солей |
62 | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | | Пр.р. №10. |
63 | Генетическая связь между классами веществ. | § 42 | |
64 | Решение экспериментальных задач. | | Пр.р. №11. |
65 | Окислительно-восстановительные реакции. | § 43 | |
66 | Окислительно-восстановительные реакции. | § 43 | |
67 | Обобщение по курсу химии 8 класса | Подгот. К к/р | |
68 | Итоговая контрольная работа. | | |
Тематическое планирование по химии 9 класс.
№ п/п | Тема урока. | Материал учебника. | Практическая часть. |
Введение. Общая характеристика химических элементов. (4 часа). |
1 | Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. | § 1 | |
2 | Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. | § 1 | |
3 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | § 2 | Лаб. Опыт1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | § 3 | |
Тема 1. Металлы (14 часов). |
5 | Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Общие физические свойства металлов. | § 5, 6 | Лаб. Опыт2. Ознакомление с образцами металлов |
6 | Химические свойства металлов. | § 8 | Лаб. Опыт3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. |
7 | Химические свойства металлов. | § 8 | |
8 | Получение металлов. | § 9 | Лаб. Опыт4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. |
9 | Сплавы. Коррозия металлов. | § 7, 10 | |
10 | Щелочные металлы. | § 11 | |
11 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | § 12 | |
12 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | § 12 | |
13 | Алюминий. | § 13 | |
14 | Алюминий (продолжение). | § 13 | Лаб. Опыт5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. |
15 | Железо. | § 14 | Лаб. Опыт 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. |
16 | Железо (продолжение). | § 14 | |
17 | Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы». | | Пр.р.№1 Пр.р.№2 Пр.р.№3 |
18 | Контрольная работа по теме «Металлы». | | |
Тема 2. Неметаллы (28 часов). |
19 | Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух. | § 15 | |
20 | Химические элементы в клетках живых организмов. | § 16 | |
21 | Водород. Строение атома и молекулы. Свойства водорода, его получение и применение. | § 17 | |
22 | Общая характеристика галогенов. Галогены –простые вещества. | § 18 | |
23 | Соединения галогенов. Получение и применение галогенов. | § 19 | |
24 | Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | § 20 | Лаб. Опыт7. Качественная реакция на хлорид-ион. |
25 | Общая характеристика халькогенов. Кислород. | § 21 | |
26 | Сера – простое вещество. Соединения серы | § 22, 23 | |
27 | Серная кислота. | § 23 | Лаб. Опыт8. Качественная реакция на сульфат-ион. |
28 | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | | Пр.р.№4 |
29 | Азот – простое вещество. | § 24 | |
30 | Аммиак. | § 25 | |
31 | Соли аммония. | § 26 | Лаб. Опыт9. Распознавание солей аммония. |
32 | Получение аммиака и изучение его свойств. | | Пр. р. №5 |
33 | Кислородные соединения азота. | § 27 | |
34 | Соли азотной кислоты. | § 27 | |
35 | Фосфор. Соединения фосфора. | § 28 | |
36 | Биологическое значение фосфора. Его применение. | § 28 | |
37 | Углерод. | §29 | |
38 | Оксиды углерода. | § 30 | Лаб.опыт10. Получение углекислого газа и его распознавание. |
39 | Угольная кислота и ее соли. | § 30 | Лаб.опыт11. Качественная реакция на карбонат-ион. |
40 | Минеральные удобрения | В тетради. | |
41 | Кремний. | § 31 | |
42 | Соединения кремния. | § 31 | Лаб.опыт12. Ознакомление с природными силикатами. |
43 | Применение кремния и его соединений. | В тетради. | Лаб.опыт13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. |
44 | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | | Пр.р.№6. |
45 | Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы». | § 15-31 | |
46 | Контрольная работа по теме «Неметаллы». | | |
Тема 3. Органические вещества (13 часов). |
47 | Предмет органической химии. | § 32 | |
48 | Предельные углеводороды. | § 33 | Лаб.опыт14. Изготовление моделей молекул углеводородов. |
49 | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. Ацетилен. | § 34 | |
50 | Получение этилена и изучение его свойств. | | Пр.р. №7 |
51 | П/работа «Изготовление моделей углеводородов» | . | |
52 | Спирты. Альдегиды. | . § 35 | |
53 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. | § 36 | |
54 | Жиры. | § 37 | Лаб.опыт15. Свойства глицерина |
55 | Аминокислоты. Белки. | В тетради. | |
56 | Углеводы. | § 39 | Лаб.опыт16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) . Лаб.опыт17. Взаимодействие крахмала с иодом. |
57 | Полимеры. | § 40 | |
58 | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению органических веществ. | | Пр.р. №8 |
59 | Контрольная работа по теме «Первоначальные представления об органических веществах». | | |
Тема 4 Химия и жизнь (6 часов) |
60 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье | | |
61 | Химические элементы в клетках живых организмов. | | |
62 | Бытовая химическая грамотность. П/работа № 9 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены». | | Пр.р. № 9 |
64 | Химия и пища. | | |
65 | Природные источники углеводородов и их применение. | | |
66 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | | |
Повторение и обобщение знаний по химии за курс основной школы (2 часа). |
67 | Повторение курса химии за 9 класс. | | |
68 | Годовая контрольная работа. | | |
18