СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа химия 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоча программа курса химии для общеобразовательной школы (2 часа в неделю) к учебнику О.С. Габриеляна

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа химия 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»






Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

Пр № 411 от 28.08 2018

Протокол № 1 от 20.08.2018

_____ Ганеев И.И.

«28» августа 2018 года





Рабочая программа



Предмет: Химия

Класс: 8

Учитель: Кудряшова Ирина Анатольевна

Стаж: 23

Категория: первая











2018-2019 учебный год





I. Пояснительная записка


  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по предмету химии на уровне основного общего образования (5 – 8 класс) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказ  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (5 – 8 класс по ФГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.


Общие цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  • Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование знаний основ науки- важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений о неорганических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии)-это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности- это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Оригинально подобранный материал по химии элементов позволяет отвечать на вопросы «почему?» и «как?», что развивает творческий потенциал учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение химии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс и органичен по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста.

Расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения. Происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений.

Объём освоенных ЗУНов позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках учебных модулей целостные технологии деятельности, с другой стороны, опыт познавательной деятельности и знаниевая база достаточны для увеличения уровня самостоятельности. Процесс обучения направлен на формирование мировоззренческой картины, присвоения знаний о наиболее общих закономерностях, которая может быть обеспечена на основе достаточно широкого разнообразия конкретных знаний о предметах, событиях, явлениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. В авторской программе О.С. Габриеляна практические работы   сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе 6 практических работ распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля  качества их сформированности


II. Место предмета в учебном плане


       Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.  Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии.

По типовой программе – 70 часов. По календарному графику школы – 70 часов. По тематическому планированию -67 часов.

Согласно действующему в МБОУ СОШ № 1 учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: предполагается обучение  в объеме 70 часов ( 2 часа в неделю)  - контрольных уроков   4 часа, - практических работ    6  часов, - лабораторных работ   12. Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2017-2018 учебный год», в 2018-2019 учебном году фактическое количество учебных часов по химии в

8 Б,В,Г,Д классе составит 67 часов Урок , выпавший на праздничный день 08.03, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 47 5.03.Урок,выпавший на праздничный день 3.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 60 30.04. Урок, выпавший на праздничный день 10.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 62 14.05. В 8 А классе 68 уроков.

Урок, выпавший на праздничный день 1.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 61 30.04.


III. Раздел «Содержание учебного предмета»

Введение

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа №1 Правила ТБ при работе в химкабинете. Приемы обращения с химическим оборудованием. № 2 «Изучение строения пламени»

Выполнение лабораторного опыта № 1 «Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов»

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения

Учащийся должен знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы: А1, Аg С, Са, Сl, Сu, Fе, Н, К, N, Мg, Na, О, Р, S, Si, Zn, их названия и произношение.

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом; спиртовкой;

классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И, Менделеева, используя по нятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;

характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;

вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные умения

определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

составлять сложный план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование;

под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул);

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);

получать химическую информацию из различных источников;

определять объект и аспект анализа и синтеза;

определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять отношения объекта с другими объектами;

определять существенные признаки объекта.

Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения:

использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь»;

описывать состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1—20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;

сравнивать свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства);

давать характеристику химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям);

определять тип химической связи по формуле вещества;

приводить примеры веществ с разными типами химической связи;

характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;

устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи;

составлять формулы бинарных соединений по валентности;

находить валентность элементов по формуле бинарного соединения.

Метапредметные умения

формулировать гипотезу по решению проблем;

составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

составлять тезисы текста;

владеть таким видом изложения текста, как описание;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование;

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;

выполнять неполное однолинейное сравнение; выполнять неполное комплексное сравнение;

Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Выполнение лабораторного опыта № 2 «Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов»

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения

использовать при характеристике веществ понятия: «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения или модификации»;

описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, элементы;

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов —металлы и неметаллы;

доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;

характеризовать общие физические свойства металлов;

устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах — металлах и неметаллах;

объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия; описывать свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов);

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

использовать при решении расчетных задач понятия: «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные условия»;

проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Метапредметные умения

составлять конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии.

Соединения химических элементов

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Практическая работа № 3.Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли Выполнение лабораторных опытов № 3-6 «« Ознакомление с образцами оксидов» «Качественная реакция на углекислый газ»» «Качественная реакция на углекислый газ» « Ознакомление с коллекцией солей »

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения

использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала рН», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;

классифицировать сложные неорганические вещества по со ставу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода;

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;

описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);

определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей;

сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу;

использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ;

устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки химических соединений;

характеризовать атомные, молекулярные, ионные металлические кристаллические решетки; среду раствора с помощью шкалы рН;

приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решетки;

проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

исследовать среду раствора с помощью индикаторов;

экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

использовать при решении расчетных задач понятия «массо вая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества»;

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворенного в нем вещества.

Метапредметные умения

составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;

определять аспект классификации; осуществлять классификацию;

знать и использовать различные формы представления классификации.

Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.7. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 8. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения:

использовать при характеристике веществ понятия: «дистилляция», «перегонка»,«кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гидролиз»;

устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей;

объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;

составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;

использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;

наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Метапредметные умения

составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов,выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);различать объем и содержание понятий;

различать родовое и видовое понятия; осуществлять родовидовое определение понятий.


Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов


Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 9. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).).10. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 11. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).12 Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II

Практическая работа 5 Свойства кислот, оснований, солей. 6. Решение экспериментальных задач

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы:

Предметные умения:

использовать при характеристике превращений веществ понятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные ре акции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

описывать растворение как физико-химический процесс; иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль);характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации; сущность электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований солей; существование взаимосвязи между основными класса ми неорганических веществ

классифицировать химические реакции по «изменению степе ней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»; составлять уравнения электролитической диссоциации кис лот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно восстановительных реакциях; устанавливать причинно следственные связи: класс вещества — химические свойства вещества; наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.


Метапредметные умения:

делать пометки, выписки, цитирование текста; составлять доклад; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ; владеть таким видом изложения текста, как рассуждение;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреакций окисления восстановления);

различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);осуществлять прямое индуктивное доказательство.

















IV. Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного курса химии


Результаты изучения химии в основной школе можно подразделить на личностные, предметные и метапредметные.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,

так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Условно метапредметные результаты назвать межпредметными. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.

Личностные результаты обучения - это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их

индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты

характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы. Всё это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

Предметные результаты освоения программы учебной дисциплины - это приобретённые учащимися умения и навыки, конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках данного учебного процесса.


Личностные результаты


У учащегося будут сформированы

•способность осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

•умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

•осознанная потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

• умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, экологическое мышление;

•умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.


Учащийся получит возможность для формирования

•внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.


Метапредметные результаты


Учащийся научится :

•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

•выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

• составлять план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическ5ие рассуждения;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов.

•преобразовывать информацию из одного вида в другой;

•уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д).


Учащийся получит возможность научиться

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•самостоятельно и учитывать выделенные учителем ориентиры действия учиться в новом учебном материале;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные умения

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Учащийся научится :

•описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу


Учащийся получит возможность научиться :

•грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества


Учащийся научится

•классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.


Учащийся получит возможность научиться

•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ.


Многообразие химических реакций


Учащийся научится

•объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения,

замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по

обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые)


Учащийся получит возможность научиться

•составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции






Многообразие веществ


Учащийся научится

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей


Учащийся получит возможность научиться

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид —соль.





















V.Календарно-тематическое планирование уроков химии

в 8 « Б. В, Г, Д» классах

2 часа в неделю (68 часов)

урока

урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

8 бвгд

« Введение» (8 часов)

1

1

4.09

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

2

2

7.09

Предмет химии. Вещества. Л. 1. Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов

1

3

3

11.09

Превращения веществ. Краткий очерк истории химии.


1

4

4

14.09

Практические работы: №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». №2 «Изучение строения пламени».

1

5

5


18.09

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Знаки ( символы ) химических элементов.

1

6

6

21.09

Химические формулы..


1

7

7

25.09

Относительная атомная масса


1

8

8

28.09

Относительная молекулярная масса. Расчеты по формуле


1


Тема 1 «Атомы химических элементов» (10 часов)


9

1

2.10

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.


1

10

2

5.10

Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов – образование изотопов.

1

11

3

9.10

Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

1

12

4

12.10

Периодическая таблица химических элементов и строение атомов.

1

13

5

16.10

Изменение числа электронов на внешнем уровне – образование ионов. Ионная химическая связь.

1

14

6

19.10

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь.

1

15

7

23.10

Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.

1

16

8

26.10

Взаимодействие атомов элементов металлов – образование металлических кристаллов.

1

17

9

6.11

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлы, неметаллы; о видах химической связи.

1

18

10

9.11

Контрольная работа № 1 по темам «Введение» и «Атомы химических элементов»

1


Тема II « Простые вещества». (6 часов)


19

1

13.11

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия.

1

20

2

16.11

Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Л.о.2. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов. Д. Образцы металлов и неметаллов

1

21

3

20.11

Количество вещества.


1

22

4

23.11

Молярная масса. Решение расчетных задач.


1

23

5

27.11

Молярный объем газообразных веществ.


1

24

6

30.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

1


Тема III « Соединения химических элементов». (13 часов)


25

1

4.12

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

1

26

2

7.12

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и ЛВС. Л.о. №3 « Ознакомление с образцами оксидов»

1

27

3

11.12

Основания. Л.о №4 «Качественная реакция на углекислый газ»»


1

28

4

14.12

Кислоты. Д. . Определение pH растворов кислоты, щёлочи и воды. . Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов

Л.о. №5 «»Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов

1

29

5

18.12

Соли как производные кислот и оснований. Д. Образцы солей.

Л. о.№ 6. « Ознакомление с коллекцией солей »

2

30

6

21.12

31

7

25.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

1

32

8

11.01

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки, атомные, ионные, металлические.

1

33

9

15.01

Чистые вещества и смеси.


1

34

10

18.01

Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

1

35

11

22.01

Решение расчетных задач с использованием понятия «массовая доля»

1

36

12

25.01

Практическая работа №3. « Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.»

1

37

13

29.01

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов»

1


Тема IV: «Изменения, происходящие с веществами». (10 часов)


38

1

1.02

Явления физические и химические.


1

39

2

5.02

Химические реакции. Д. Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или бензойной кислоты; растворение окрашенных солей; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

Д. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мелом или мрамором

1

40

3

8.02

Химические уравнения. Закон сохранения массы.


1

41

4

12.02

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторе Д. Получение гидроксида меди (II); разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови

1

42

5

15.02

Реакции соединения. Цепочки переходов Л.о. № 7 « Окисление меди в пламени спиртовки»

1

43

6

19.02

Реакции замещения. Л.о. № 8 «. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом» Д. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.


1

44

7

22.02

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакции обмена.

1

45

8

26.02

Расчеты по химическим уравнениям


1

46

9

1.03

Практическая раб. № 4. «Признаки химических реакций»


1

47

10

5.03

(8.03)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»

1


Тема V: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (20 часов)


48

1

12.03

Растворение как физико – химический процесс. Растворимость. Типы растворов.


1

49

2

15.03

Электролитическая диссоциация.


1

50

3

19.03

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).


1

51

4

22.03

Ионные уравнения реакций


1

52

5

2.04


Кислоты, определение, классификация


1

53

6

5.04

Свойства кислот. Л.о.№ 9 « Взаимодействие кислот с основаниями оксидами металлов, с металлами, с солями

1

54

7

9.04

Основания: определение и классификация


1

55

8

12.04

Свойства оснований. Л.о № 10 «. Взаимодействие щелочей с кислотами. с оксидами неметаллов. с солями. . Получение и свойства нерастворимых оснований»

1

56

9

16.04

Оксиды, их классификация


1


57

10

19.04

Свойства оксидов. Л.о. № 11 «. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. с водой.. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.с водой

1

58

11

23.04

Соли, их свойства. Л.о. № 12 « Взаимодействие солей с кислотами. с щелочами. с солями. с металлами»

1

59

12

26.04

Генетическая связь между классами неорганических соединений


1

60

13,14

30.04

(3.05)

Практическая работа №5. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей».

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

1

61

15

7.05

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Свойства электролитов»

1

62

16,17

14.05

(10.05)

Анализ контрольной работы

Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач.»

1

63

18

17.05

Окислительно-восстановительные реакции.


1

64

19

21.05

Окислительно-восстановительные реакции.


1

65

20

24.05

Обобщение знаний за курс неорганической химии 8 класса


1

66

21

28.05

Портретная галерея химиков. Защита индивидуальных проектов.


1

67

22

31.05

Химия окружающей среды. Защита проектов.


1














V.Календарно-тематическое планирование уроков химии

в 8 « А» классе

2 часа в неделю (68 часов)

урока

урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

8 бвгд

« Введение» (8 часов)

1

1

4.09

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

2

2

5.09

Предмет химии. Вещества. Л. 1. Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов

1

3

3

11.09

Превращения веществ. Краткий очерк истории химии.


1

4

4

12.09

Практические работы: №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». №2 «Изучение строения пламени».

1

5

5


18.09

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Знаки ( символы ) химических элементов.

1

6

6

19.09

Химические формулы..


1

7

7

25.09

Относительная атомная масса


1

8

8

26.09

Относительная молекулярная масса. Расчеты по формуле


1



Тема 1 «Атомы химических элементов» (10 часов)


9

1

2.10

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.


1

10

2

3.10

Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов – образование изотопов.

1

11

3

9.10

Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

1

12

4

10.10

Периодическая таблица химических элементов и строение атомов.

1

13

5

16.10

Изменение числа электронов на внешнем уровне – образование ионов. Ионная химическая связь.

1

14

6

17.10

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь.

1

15

7

23.10

Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.

1

16

8

24.10

Взаимодействие атомов элементов металлов – образование металлических кристаллов.

1

17

9

6.11

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлы, неметаллы; о видах химической связи.

1

18

10

7.11

Контрольная работа № 1 по темам «Введение» и «Атомы химических элементов»

1


Тема II « Простые вещества». (6 часов)


19

1

13.11

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия.

1

20

2

14.11

Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Л.о.2. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов. Д. Образцы металлов и неметаллов

1

21

3

20.11

Количество вещества.


1

22

4

21.11

Молярная масса. Решение расчетных задач.


1

23

5

27.11

Молярный объем газообразных веществ.


1

24

6

28.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

1



Тема III « Соединения химических элементов». (13 часов)


25

1

4.12

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

1

26

2

5.12

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и ЛВС. Л.о. №3 « Ознакомление с образцами оксидов»

1

27

3

11.12

Основания. Л.о №4 «Качественная реакция на углекислый газ»»


1

28

4

12.12

Кислоты. Д. . Определение pH растворов кислоты, щёлочи и воды. . Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов

Л.о. №5 «»Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов

1

29

5

18.12

Соли как производные кислот и оснований. Д. Образцы солей.

Л. о.№ 6. « Ознакомление с коллекцией солей »


2

30

6

19.12

31

7

25.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»


1

32

8

26.12

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки, атомные, ионные, металлические.

1

33

9

09.01

Чистые вещества и смеси.


1

34

10

15.01

Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

1

35

11

16.01

Решение расчетных задач с использованием понятия «массовая доля»

1

36

12

22.01

Практическая работа №3. « Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.»

1

37

13

23.01

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов»

1


Тема IV: «Изменения, происходящие с веществами». (11 часов)


38

1

29.01

Явления физические и химические.


1

39

2

30.01

Химические реакции. Д. Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или бензойной кислоты; растворение окрашенных солей; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

Д. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мелом или мрамором

1

40

3

5.02

Химические уравнения. Закон сохранения массы.


1

41

4

6.02

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторе Д. Получение гидроксида меди (II); разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови

1

42

5

12.02

Реакции соединения. Цепочки переходов Л.о. № 7 « Окисление меди в пламени спиртовки»

1

43

6

13.02

Реакции замещения. Л.о. № 8 «. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом» Д. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.


1

44

7

19.02

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакции обмена.


1

45

8

20.02

Расчеты по химическим уравнениям


1

46

9

26.02

Практическая раб. № 4. «Признаки химических реакций»


1

47

10

27.02

Обобщение и систематизация знаний по теме.


1

48

11

5.03

Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»



Тема V: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (20 часов)


49

1

6.03

Растворение как физико – химический процесс. Растворимость. Типы растворов.


1

50

2

12.03

Электролитическая диссоциация.


1

51

3

13.03

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).


1

52

4

19.03

Ионные уравнения реакций


1

53

5

20.03


Кислоты, определение, классификация


1

54

6

2.04

Свойства кислот. Л.о.№ 9 « Взаимодействие кислот с основаниями оксидами металлов, с металлами, с солями

1

55

7

3.04

Основания: определение и классификация


1


8

9.04

Свойства оснований. Л.о № 10 «. Взаимодействие щелочей с кислотами. с оксидами неметаллов. с солями. . Получение и свойства нерастворимых оснований»

1

56

9

10.04

Оксиды, их классификация


1


57

10

16.04

Свойства оксидов. Л.о. № 11 «. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. с водой.. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.с водой

1

58

11

17.04

Соли, их свойства. Л.о. № 12 « Взаимодействие солей с кислотами. с щелочами. с солями. с металлами»

1

59

12

23.04

Генетическая связь между классами неорганических соединений


1

60

13

24.04


Практическая работа №5. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей».


1

61

14,15

30.04

(1.05)

Обобщение и систематизация знаний по теме 5. Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Свойства электролитов»

1

62

16

7.05

Анализ контрольной работы


1

63

17

8.05

Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач.»

1

64

18

14.05

Окислительно-восстановительные реакции.


1

65

19

15.05

Окислительно-восстановительные реакции.


1

66

20

21.05

Обобщение знаний за курс неорганической химии 8 класса


1

67

21

28.05

Портретная галерея химиков.


1

68

22

29.05

Химия окружающей среды. Защита проектов.


1
















































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №1

от «20» августа 2018 года № 1

_______________ Казаринова Т.А.

Подпись руководителя МСФ.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________________ Мандрыка Г.А.

подпись


«20»августа 2018 года




45



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!