СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует БУП 2004г. и разработана на основе программы О.С.Габриелян. Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально  знания на богатом практическом материале. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Ростовская область, Морозовский район, х.Донской


Донсковская основная общеобразовательная школа

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6





«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 6

__________М.Н.Гвозденко

Приказ от_____________ №____





РАБОЧАЯ ПРОГРАММA


по химии



Основное общее образование 8 класс


Количество часов 68________________________


Учитель Шпетная Анна Николаевна


Программа разработана на основе

примерной программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы

и авторской программы О.С.Габриелян, Дрофа, 2010г.







2015-2016 учебный год


РАЗДЕЛ I Пояснительная записка

Рабочая программа «Химия» в 8 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Устав МБОУ СОШ № 6

  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6

  • Примерной программы основного общего образования по химии

  • программа «Химия» автора О.С.Габриелян 2010

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

РАЗДЕЛII Общая характеристика предмета

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально знания на богатом практическом материале. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

В качестве ценностных ориентиров для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования: 1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные – язык науки, аксиологические, исторические и др.); 2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии); 3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию ит.д.) 4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика; 5) ключевые и учебно-химические компетенции. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, в которых у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т.к. данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:  в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;  в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;  в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:  уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;  понимания необходимости здорового образа жизни;  потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;  сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у обучающихся:  навыков правильного использования химической терминологии т символики;  потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;  способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения

Обоснование части программы, формируемой участниками образовательного процесса

В рабочую программу внесены изменения : тема «практикум №1 простейшие операции с веществами» внесена в темы: Соединения химических элементов-ПР№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами; ПР №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. В тему «Изменения. Происходящие с веществами»- ПР №3. Анализ почвы и воды, ПР №4. Признаки химических реакций, ПР №5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли в растворе. Это целесообразно для закрепления теоретического материала практическими навыками. Для итогового повторения вопросов курса отведен 1час.

РАЗДЕЛ III Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержание курса химии являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю , 68 часов в год. Уровень программы - базовый. Структура программы

Тема

Количество часов

В том числе

дата

лабораторных и практических работ

контрольных работ

1

Введение. Первоначальные химические понятия

4



1.09-9.09

2

Атомы химических элементов

10


1

15.09-14.10

3.

Простые вещества

7


1

20.10-17.10

4

Соединения химических элементов

15

2 лабораторных работ

2 практических работы

1

18.10-19.01

5.

Изменения происходящие с веществами

13


5 лабораторных работы

3 практических работы

1

20.01-9.03

6.

Растворение. Растворы, свойства растворов электролитов

16

6 лабораторных работы


1

15.03-17.05

7

Практикум №2 свойства растворов электролитов

2

2 практических работ


18.05-24.05

8

Повторение вопросов курса 8 кл

1



25.05


Итого

68


13 лабораторных

7 практических работ

5


РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение . Первоночальные химические понятия(4 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1 Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

ТЕМА 2 Простые вещества (7ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации.Получение озона. Образцы белого и серого олов, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством веществм 1 моль.

ТЕМА 3 Соединения химических элементов (15 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов,. кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода(4).

Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей.. Дистилляция воды

Лабораторный опыт: Знакомство с образцами веществ разных классов. Разделение смесей

Практическая работа:

1.приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

2. Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе.

ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известн а масса раствора и массовая доля растворенного вещества

Демонстрации: Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б)возгонка иода или бензойной кислоты; в)растворение перманганата калия;г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горения магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором, мелом; в) получение гидроксида меди(2); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди(2) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторный опыт:

3.. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

4.. Окисление меди в пламени спиртовки

5.. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты 7.Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом

. Практическая работа:

3.. наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. .

4. анализ почвы воды»

5.Признаки химических реакций

. ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (2)

Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторный опыт:

8. Реакции, характерные для растворов кислот.

9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

10. Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (2)).

11 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (2))..

12. Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)..

Тема 6. Практикум № 2.Свойства растворов электролитов ( 2 часа)

ПР № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

ПР № 7. Решение экспериментальных задач.

РАЗДЕЛ V ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Основное содержание темы

Виды деятельности ученика

Введение . Первоночальные химические понятия


Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий . Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле..

различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число». Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам, рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ. Работа с текстом, составление опорного конспекта, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

работа с текстом, составление опорного конспекта, составление электронно –графических формул первых 20 элементов, составление схем химических связей, тестовая работа, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий

ТЕМА 2

Простые вещества


Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации.Получение озона. Образцы белого и серого олов, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством веществм 1 моль.

работа с текстом, составление опорного конспекта, решение задач по формулам (количество вещества, молярная масса и молярный объём), индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов


Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов,.кислот, оснований и солей.Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода(4).

Взрыв смеси водорода с воздухом.Способы разделения смесей..Дистилляция воды

Лабораторный опыт:Знакомство с образцами веществ разных классов. Разделение смесей

Практическая работа:

приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

2. Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе.

работа с текстом, составление опорного конспекта, составление формул бинарных соединений по степени окисления, классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам, решать задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества, тестовая работа, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами


Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известн а масса раствора и массовая доля растворенного вещества

Демонстрации: Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б)возгонка иода или бензойной кислоты; в)растворение перманганата калия;г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горения магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором, мелом; в) получение гидроксида меди(2); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди(2) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторный опыт:

3.. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

4.. Окисление меди в пламени спиртовки

5.. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты 7.Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом

. Практическая работа:

3.. наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. .

4. анализ почвы воды»

5.Признаки химических реакций

работа с текстом, составление опорного конспекта, составление уравнений реакций, решение задач по химическим уравнениям, наблюдать химические и физические превращения изучаемых явлений, описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента, тестовая работа, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

ТЕМА 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (2)Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторный опыт:

8. Реакции, характерные для растворов кислот.

9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

10. Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (2)).

11 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (2))..

12. Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)..


с текстом, составление опорного конспекта, проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах, давать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», конкретизировать понятие «ион», обобщать понятие «катион», «анион», исследовать свойства растворов электролитов, характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца, тестовая работа, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

Тема 6.

Практикум № 2.Свойства растворов электролитов

ПР № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

ПР № 7. Решение экспериментальных задач

работа с текстом, выполнение практической работы, оформление отчёта, вывод

РАЗДЕЛ VI Календарно-тематическое планирование

Тема 1 Введение. Первоначальные химические понятия -4 часа.


п./п.

дата

темы уроков

Кол-во ча.

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся



1

1.09

Предмет Химия. Вещества.

1

. Различать предметы изучения естественных наук. Различать понятия. Изучение правил ТБ.


Знать понятия: «химический элемент», «вещество», «атомы», «молекулы». Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент



2

2.09

Превращения веществ. Краткий очерк развития химии.

1


Различать химические и физические явления, отличать вещества по свойствам.



Знать понятия «химическая реакция».

Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами



3

8.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

Знакомятся со структурой периодической системы: период, ряд, группа, подгруппа, знаки химических элементов, обозначением химических элементов. Закрепление знаний об атоме, молекулах, кристаллах.

Знать: знаки первых 20 хим. элементов

Уметь: определять положение элемента в периодической системе, называть химические элементы



4

9.09


Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.


1

учатся читать знаки и формулы. Объясняют назначения коэффициента и индекса. Рассчитывают Аr и Мr вещества по формуле, массовою долю элемента в химическом соединении.Установливают простейшей формулы вещества.


Знать: определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава, понимать и записывать химические формулы.

Уметь: определять состав вещества по хим. Формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.


Расчетные задачи

  1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле


Тема 2: Атомы химических элементов – 10 часов.


п./п.

дата

Тема урока

Кол-во час.

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся



5


15.09

Строение атома.

1

Рассмотрение моделей строения атомов. Объясняют физического смысла атомного номера.


Знать: строение атомов, основные модели строения атомов. Протон, нейтрон, массовое число

Уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента



6


16.09

Ядерные реакции. Изотопы.

1

Объясняют физического смысла атомного номера.

Знать: определение понятия – химический элемент, изотоп.



7


22.09

Строение электронных оболочек

1

Характеристика электронов. Рассмотрение строения электронных оболочек атомов элементов 1-20. Составление электронных формул.

. Уметь: объяснять физический смысл номера группы, периода, составлять схемы первых 20 элементов системы




8



23.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома




1

Объяснение закономерностей изменений свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

Знать: формулировку периодического закона.

Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химические элементы на основе их положения в системе и особенностей строения их атомов



9


29.09

Химическая связь. Ионная химическая связь.



1


Объяснение образования ионной связи

. Знать: определение понятий - химическая связь, ион, ионная связь.

Уметь: определять тип химической связи (ионная) в соединении.



10


30.09

Ковалентная химическая связь.


1

Определение типов химической связи. Объяснение механизма образования ковалентной неполярной связи. Написание электронных и структурных формул.

. Знать понятия: «кратность связи», «длина связи», «электроотрицательность»..

Уметь: определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединении


11


6.10


ковалентная полярная связь


1

Рассмотрение схем образования молекул соединений (соляной кислоты, аммиака, воды

. Уметь: определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединении



12


7.10


Металлическая связь.



.

1

Рассмотрение механизма образования металлической химической связи

Знать: определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью


13

13.10

Обобщение и систематизация знаний об элементах - металлах и элементах - неметаллах, о видах химической связи

1

обобщают знания и представляют их в виде схем, таблиц, презентаций. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Знать основные сведения о строении атома, типы химических связей.

Уметь составлять электронные формулы атомов, схемы химических связей



14


14.10


Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов».

1

применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Знать: Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов, основные виды химической связи.

Уметь: производить расчеты по химическим формулам, составлять схемы строения атома первых 20 элементов системы, определять тип химической связи в соединении


Демонстрации:

  1. Модели атомов химических элементов

  2. Периодическая система химических элементов.

Лабораторный опыт:


.


Практическая

работа:



Контрольная

работа:

1. Атомы химических элементов.


Тема 3: Простые вещества -7 часов.


п./п.

дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся




15


20.10

Простые вещества. Металлы.

1

Объяснение связи между составом, строением и свойствами веществ. Повторение металлической связи.

Знать: общие физические свойства металлов.

Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.



16


21.10

Простые вещества – неметаллы.

1

Повторение ковалентной связи. Закрепление понятия «аллотропия». Рассмотрение физических свойств неметаллов.

Уметь: характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.



17


27.10

Количество вещества. Молярная масса.

1

Рассмотрение понятий. Выполнение расчетов по формуле и закрепление этих знаний.


Знать: определение понятий «моль», «молярная масса»,

Уметь: вычислять молярную массу по формуле, соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества.



18

28.10

Молярный объем газов. Закон Авогадро.

1

. Рассмотрение понятий. Выполнение расчетов по формуле и закрепление этих знаний.

Знать: определение молярного объема газов.

Уметь: вычислять объем газов по его количеству вещества или числа молекул газа.



19


10.11

Решение расчетных задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

1

Решение задач и упражнений.


Уметь: вычислять молярную массу по формуле, соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества; вычислять объем газов по его количеству вещества или числа молекул газа.



20


11.11

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Простые вещества».

1

обобщают знания и представляют их в виде схем, таблиц, презентаций. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Знать: общие физические свойства металлови нметаллов, определение понятий «моль», «молярная масса, молярный объем.

Уметь:вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

.Расчеты с использованием понятий «количества вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро



21


17.11

Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества».

1

применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Знать: общие физические свойства металлови нметаллов, определение понятий «моль», «молярная масса, молярный объем.

Уметь:вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

.Расчеты с использованием понятий «количества вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро


Демонстрации:

3. получение озона.

4.Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора..

  1. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль.

  2. Модель молярного объема газов.

Лабораторный опыт:






Практическая

работа:

Контрольная

работа:


2. Простые вещества.


Расчетные задачи:

  1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2.Расчеты с использованием понятий «количества вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»


Тема: Соединения химических элементов 15 часов.


п./п.

дата

Тема урока

Кол-во час.

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся




22


18.11


Степень окисления. Бинарные соединения.


1

Определение степень окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений.


Знать :понятия: «степень окисления

Уметь: определять валентность и степень окисления в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления называть бинарные соединения



23


24.11

Оксиды, летучие водородные соединения.


1

Составление формул и их названий. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений (вода, углекислый газ, оксид кальция..).


Уметь: определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов





24

25.11



Основания.

1

степени окисления, названий оснований. Знакомство с образцами оснований и индикаторов.

Уметь: определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований

Знать: качественную реакцию на распознавание щелочей



25


1.12



Кислоты.


1

Определение степени окисления. Распознавание опытным путем растворы кислот. Знакомство с образцами кислот и индикаторов.


Уметь: определять принадлежность вещества к классу кислот,

Знать: формулы и названия кислот, качественную реакцию на распознавание кислот



26-27


2.12

8.12


Соли.


2

Определение степени окисления, составление формул солей. Знакомство с образцами солей, таблицей растворимости.


Уметь: определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их.

Знать: состав и классификацию солей


28

9.12

Основные классы неорганических веществ.

Л.О.№1

1

Упражнение в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений.

Уметь:составлять формулы по названиям и названий по формулам. Расчеты по формулам соединений

Знать: классификацию веществ



29.


15.12


Кристаллические решетки.

1

Определение взаимосвязи типов кристаллических решеток и видов химической связи. Рассмотрение моделей кристаллических решеток.

Уметь: характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки




30


16.12

Чистые вещества и смеси.

ЛО№2


1

Использование знаний для практической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Знать: понятия: «чистое вещество», «смеси»; их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей.



31


22.12


Массовая и объемная доли комп.смеси в т.ч доля примесей.


1

. Нахождение массовой доли компонента в смеси.


Уметь: вычисление доли компонента в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле



32-33


23 12

29.12

Решение расчетных задач на нахождение массовой доли.

2

Нахождение массовой и объемной доли компонента в смеси

Уметь: вычисление доли компонента в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле


34

12.01

Практическая работа №1 по теме: «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием

1

Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих контроль.


Уметь: -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.- Прогнозировать, аргументировать.




35



13.01


». Практическая работа №2 по теме: «Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе


1



36

19.01


». Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов


1

применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Осуществляют итоговый и пошаговый по результату

Знать: понятия: «степень окисления, классификацию веществ,

Уметь: определять валентность и степень окисления в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления называть бинарные соединения определять принадлежность вещества к классу неорганических соединений, характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки, решать задачи.


Демонстрации:

  1. Образцы оксидов,.кислот, оснований и солей.

  2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода(4).

  3. Взрыв смеси водорода с воздухом.

  4. Способы разделения смесей..

  5. Дистилляция воды.

Лабораторный опыт:

  1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

  2. Разделение смесей

Практическая

работа:

  1. приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

2. Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе.

Контрольная работа:

3. Соединения химических элементов.


Расчетные задачи:

  1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя

3.Вычисления массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.


Тема: Изменения, происходящие с веществами 13 часов.



п./п.


датаа


Тема урока

Кол-во час


Основные виды учебной деятельности


Требования к уровню подготовки обучающихся





37


20.01


Физические явления.

ЛО№3


1

. Дальнейшее формирование навыков практической работы.

Знать:: способы очистки веществ, основанные на физических свойствах; очистку питьевой воды; перегонка нефти.

способы разделения смесей



38



26.01


Химические реакции.

Л.О. № 4

1

. Повторение признаков химической реакции и условия их протекания. Формирование закона сохранения массы и объяснения его значения.

Знать: определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии




39


27.01



Химические уравнения Реакции разложения. .

Л.О. № 5

1

Рассмотрение схем химической реакции. Составление уравнений химических реакций.


Знать: определение понятия «химическая реакция»

Уметь: составлять уравнения химических реакций отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.



40

2.02

Реакции соединения.

1

. Рассмотрение схем химической реакции. Составление уравнений химических реакций.


Уметь: отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.



41

3.02



Реакции замещения.

Л.О. № 6

1

. Рассмотрение схем химической реакции. Составление уравнений химических реакций.


Уметь: отличать реакции замещения от других типов реакций,

Знать: условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.



42

9.02



Реакции обмена.

Л.О. № 7

1

Рассмотрение схем химической реакции. Составление уравнений химических реакций.


Уметь: отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена до конца в растворах.



43-44

10.02

16.02


Расчеты по химическим уравнениям.

2

Решение задач на нахождение объема, массы или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества.

Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества .



45

17.02


Практическая работа №3 «наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

1

. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов связанных с нагреванием, обнаруживать продукты горения.


46

24.02

Практическая работа №4 «анализ почвы воды»

1

Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью изучения состава почвы, прозрачности воды.


47

1.03

Практическая работа №5«Признаки химических реакций »

1

Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью определения признаков химических реакций.




48

2.03



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1

обобщают знания и представляют их в виде схем, таблиц, презентаций. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Знать: определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, отличать типы реакции, решать задачи.




49

9.03



Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1

применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.


Демонстрации:

  1. . Примеры физических явлений

  2. . Примеры химических явлений.


Лабораторный опыт:

3.. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

4.. Окисление меди в пламени спиртовки

5.. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

7.Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом

Практическая

работа:

3.. наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. .

4. анализ почвы воды»

5.Признаки химических реакций.

Контрольная работа:

4. Изменения, происходящие с веществами.


Расчетные задачи:

  1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

  2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.


Тема: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов - 16 часов.



п./п.


дата


Тема урока


Кол-во

час.


Основные виды учебной деятельности


Требования к уровню подготовки обучающихся




50


15.03

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

Использование таблицы растворимости.



Знать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь: пользоваться таблицей растворимости



51


16.03

Электролитическая диссоциация.


1

. Растворение механизма ЭД веществ.


Знать: определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации.



52


29.03

Основные положения теории электролитической диссоциации.


1

Рассмотрение основных положений ТЭД

Знать: основные положения теории электролитической диссоциации.



53


30.03

Ионные уравнения реакции.

1

составляют уравнения реакций, определять возможность протекания реакций ионного обмена

Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.



54-55


5.04

6.04



Кислоты в свете ТЭД. Л.О. № 8


2

Характеристика химических свойств кислот, составление уравнений химических реакций.

Выполнение лабораторной работы

Знать: классификацию и химические свойства кислот.

Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде



56


12.04



Основания в свете ТЭД.

Л.О. №9, 10


1

Характеристика химических свойств оснований, составление уравнений химических реакций. Проведение лабораторных работ

Знать: классификацию и химические свойства оснований.

Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде



57

13.04



Оксиды , классификация и свойства Л.О. № 12, 13

1

Характеристика химических свойств оксидов, составление уравнений химических реакций. Выполнение лабораторной работы.

Знать: классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде


58

19.04



Соли в свете ТЭД. Л.О. № 11

1

Характеристика химических свойств солей, составление уравнений химических реакций. Выполнение лабораторной работы.

Знать: классификацию и химические свойства средних солей.

Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде



59

20.04


Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

.развивают навыки называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций.


Уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.



60

26.04

Окислительно – восстановительные реакции.

1

Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов. Работа с алгоритмом по составлению оксилительно – восстановительные реакции..

Знать: определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»

Уметь: определять окислители и восстановители, отличать окислительно – восстановительные реакции от других типов химических реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.



61


27.04

Составление окислительно – восстановительных реакций.

1

Работа с алгоритмом по составлению оксилительно – восстановительные реакции..

Уметь: расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.



62-63

4.05

10.05

Свойства веществ изученных классов в свете ОВР.

2

Рассматривают химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ОВР.

Уметь: составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно – восстановительных реакциях.



64

11.05

Контрольная работа №5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

. применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Знать: понятий «электролит»,«неэлектролит», «электролитическая диссоциация, основные положения теории электролитической диссоциации

Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена. реакции характеризующие химические свойства неорганических веществ в свете ТЭД и ОВР.


65

17.05

. Решение расчетных задач по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

1

. решение расчетных задач по химическим уравнениям, на основе знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений

Уметь: решать расчетные задачи по химическим уравнениям, на основе знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений


Практикум №2 свойства растворов электролитов 2 часа


66

18.05

Практическая работа №6

«свойства кислот, оснований, оксидов и кислот»

1

Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью изучения .свойств веществ


67


24.05

Практическая работа №7 «Решение эксперемен задач»

1

Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывают химический эксперимент с помощью языка химии, делают выводы по результатам эксперимента. Учатся осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью определения вещ.


68

25.05

Повторение вопросов за курс 8 кл

1

обобщают информацию по теме в виде схем, рефератов, презентаций.

Знать первоначальные химические понятия, сведения об атоме, соединения химических элементов, изменения, происходящие с веществами, свойства растворов электролитов.

Уметь: составлять схемы уравнений реакций, решать задачи.


демонстрации:

  1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  2. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  3. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

  4. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (2)

  5. Горение магния.

  6. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.


Лабораторный опыт:

8. Реакции, характерные для растворов кислот.

9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

10. Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (2)).

11 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (2))..

12. Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа).

Практическая

работа:

6. свойства кислот, оснований, оксидов и кислот

7.решение экспериментальных задач

Контрольная

работа:

5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.



РАЗДЕЛ VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОП

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 270с. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год)

тетради с печатной основой:

Габриелян О.С.. Химия.8: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2012

а также методических пособий для учителя:

Габриелян О. С. Настольная книга учителя – М.: изд-во «Дрофа», 2009

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. – М.: ВАКО, 2010

Денисова В. Г. Поурочные планы по учебнику Габриеляна - 2010

Габриелян О. С. Химия 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» - М.: Дрофа, 2009

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.П.А.Гуревич. Химия. Полезные сведения.Казань-2003.

2 .Б.Е.Абалонин. Избранные главы химической технологии. Казань-2000.

3. О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов . Химия. Дрофа, М.-2008.

4. Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева. Окислительно- восстановительные реакции. Дрофа, М.-2008.

5.Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории. . Дрофа, М.-2008.

6. Н.С. Павлова. Дидактические карточки – задания по химии. К учебнику О.С.Габриеляна.8 класс. Экзамен, М-2007

7. Т.А. Боровских. Тесты по химии. К учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 8 класс. . Экзамен, М-2010.

8. Контрольные и проверочные работы . Химия . Габриелян О.С. и др , М.-2008.

9. Ю.Д. Третьяков, Ю.Г. Метлин. Основы общей химии. Просвещение, М-1980

10. Чунихина Л.Л. 230 тестов по химии. 8 класс. Москва «Издат-школа»1997.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. .Дрофа, М-2008.

2. Большой справочник ХИМИЯ для поступающих в ВУЗы. .Дрофа, М-2009.

3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Химия .Габриелян и др. Дрофа, М.-2013

4. Г.И .Штремплер. .Школьный словарь химических понятий и терминов. , М.-2008.

5. Химия в таблицах и схемах. С-Петербург, 2006.

6 .В.Г. Иванов, О.В. Гева. Химия в формулах. Дрофа, М.-2008.

7. А. Е. Насонова. Химия в таблицах. 8-11 классы. Дрофа, М.-2008

Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

На уроках использую самостоятельно разработанные презентации: «Атомы химических элементов», «Химические свойства неорганических соединений», « Классификация неорганических соединений», «Знаки химических элементов», «Сравнительная характеристика металлов и неметаллов», «Обобщение по теме строение атома», «Вычисления по химическим формулам», «Схемы строения атомов», «Уравнения реакций», «Химические элементы – названия, произношение»

Мультимедийное учебное пособие;

Химия 8-11 класс – диск;

Химия 8-11 класс – Виртуальная лаборатория;

Химия 8 класс –базовый уровень;

Химические опыты со взрывом и без;

Химия базовый курс – 8,9 класс.

Самоучитель химии для всех XXI – решение задач.

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий»

РАЗДЕЛ VIII Результаты обучения

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

 основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

 Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

 Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

 Основные виды химической связи,

 Типы кристаллических решеток, ,

 Типологию химических реакций по различным признакам,

 Сущность электролитической реакции,

 Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

 Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

 Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;

 Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

 Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; правильно пишет уравнения химических реакций в молекулярном, ионной формах,, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знании в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса химии; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допу-щении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, , вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

• Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, фор¬мул, общепринятых символов, обозначения химических величин, единицу измерения.

• Неумение выделять в ответе главное.

• Неумение применять знания для решения задач и объяснения химических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

• Неумение составлять химические реакции в молекулярной и ионной формах.

• Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

• Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

• Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

• Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

• Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности в химических уравнениях.

• Пропуск или неточное написание наименований единиц химических величин.

• Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты.

• Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

• Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

• Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

• Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

• Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.





























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №6

от _________2015г №____

______________ ________________

подпись руководителя МС






СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по УВР



_______________В.Б.Деница

___ _______2015__ года



30