СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Учебники линии Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/______/ Протокол №____ от «___» _________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 73 _____ _/______________/ «___» _________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _____ _____________ Приказ № ______ от «___» _________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ 8 «А», 8 «Б» классов
Гилязовой Елены Николаевны,
первая кв. категория
Принято на заседании
методического совета
протокол № ______ от
«____» _______ 2015 г.
МБОУ СШ № 73
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по химии для учащихся 8-А,Б классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Учебники линии Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
для учителя:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Программа по реализации регионального компонента основного общего образования Архангельской области по химии VIII – IX классы и среднего общего образования Архангельской области по химии (базовый и профильный уровни) X – XI классы: Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
для учащихся:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 13-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013.-176с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 5 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Особенности рабочей программы:
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Включены элементы содержания (авторская программа):
Закон Авогадро Расчетные задачи.
Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
в примерную: включены (взяты из авторской программы):
Закон Авогадро.
Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов (1,2,5,6,10):
1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
2. Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита
5. Разложение основного карбоната меди (II). 6. Реакция замещения меди железом10. Взаимодействие щелочей с индикаторами, взаимодействие оснований с кислотами.
Демонстраций:
Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства кислорода: горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа
Определение состава воздуха
Получение, собирание и распознавание водорода.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II), горение водорода
Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства воды: взаимодействие воды с кислотными и основными оксидами, с активными металлами.
В авторскую:
Исключена практическая работа по теме: «Получение соляной кислоты и изучение её свойств», т.к. отсутствует в Примерной программе и предполагает получение газа, опасного для здоровья (работа заменена демонстрацией).
Решение задач по темам: «Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях» включено в планирование, но не является обязательным, так как отсутствует в Примерной программе.
Структура рабочей программы:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• содержание тем учебного курса;
• требования к уровню усвоения учебного предмета;
• календарно-тематическое (поурочное) планирование;
• контроль уровня обученности (контрольно-измерительные материалы);
• учебно-методическое обеспечение программы (учебно-методический комплект);
• перечень литературы и средств обучения;
количество часов по программе - 68 часов, количество часов в неделю – 2 часа, количество часов на региональный компонент - 23 часа.
Распределение часов по темам:
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Лабор. опыты
| Р. к. | |
Практические работы | Контрольные работы | |||||
ИТОГИ ГОДА (34 недели) | 68 часов
| Практических работ – 6
| К. р. - 5 | Л.о. -14 | Р.К. - 23 | |
Итоги I четверти (9 недель) | 18 часов
| Практических работ - 2 | К. р. -1 | Л.о. - 6 | Р.К. - 6 | |
1. | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 18 | Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Практическая работа №2Очистка загрязненной поваренной соли | К.р. №1 | Л.о. -6 | Р.К. - 6 |
Итоги II четверти (7 недель) | 14 часов
| Практических работ - 3 | К. р. - 1 | Л.о. - 0 | Р.К. - 7 | |
2. | Тема 2. Кислород. | 5 | Практическая работа № 3 Получение и свойства кислорода. | К.р. - 0 | 0 | Р.К. - 3 |
3. | Тема 3. Водород. | 3 | Практическая работа № 4 Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) | К.р. - 0 | 0 | Р.К. - 0 |
4. | Тема 4. Растворы. Вода. | 6 | Практическая работа № 5 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | К.р.№2 | 0 | Р.К. - 4 |
Итоги III четверти (10 недель) | 20 часов
| Практических работ - н | К. р. - 2 | Л.о. - 7 | Р.К. - 6 | |
5. | Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. | 11 | Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | К.р. № 3 | 6 | Р.К. - 4 |
6. | Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома | 9 | | К.р. № 4 | 1 | Р.К. - 2 |
Итоги IV четверти (8 недель) | 16 часов
| Практических работ – нет | К. р. - 1 | Л.о. - 1 | Р.К. - 4 | |
7. | Тема 7. Химическая связь. Строение веществ | 8 | | - | - | Р.К. - 2 |
8. | Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов | 3 | | - | - | Р.К. - 0 |
9. | Тема 9. Галогены. | 5 | | К.р. № 5 | 1 | Р.К. - 2 |
Формы, методы работы: рассказ, лекция, объяснения; демонстрационные методы, работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод. Деловые игры (учебные, производственные, исследовательские); игровое проектирование и др. анализ конкретных ситуаций; имитационные упражнения.
Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
Условия реализации рабочей программы: наличие учебного кабинета по химии. Он же является и лабораторным кабинетом для выполнения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета:
1. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (таблица).
2. Электрохимический ряд напряжений металлов (таблица).
3. Таблица «Растворимость солей, оснований, кислот в воде».
4. Таблицы
Технические средства обучения:
1. Магнитофон и видеомагнитофон.
2. Мультимедийная установка.
3. Компьютер.
4. Видео - и DVD-фильмы.
Оборудование лабораторий и рабочих мест:
приборы, аппаратура, инструменты.
Неорганические вещества, реактивы, индикаторы согласно учебной программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.
Составление химических формул по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди. Реакция замещения меди железом.
Практические работы.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием
Очистка загрязненной поваренной соли
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Региональный компонент.
История химии. Вклад отечественных ученых - химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый - химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.
Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли химического элемента - полезного компонента - в сложном веществе - природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области).
Примеры природных смесей: минералы и горные породы.
Тема 2. Кислород (5 часов)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Региональный компонент.
Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.
Тема 3. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Водород – восстановитель.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.
Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Региональный компонент.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли растворенного вещества в природном растворе - минеральной воде конкретного минерального источника области.
Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования.
Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. (11 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений.
Региональный компонент.
Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).
Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.
Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).
Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (9 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Региональный компонент.
Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г. Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядер- ный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.
Тема 7. Химическая связь. Строение веществ (8 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентной и ионной связью.
Региональный компонент.
Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (5 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов –хлоридами. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, йодидов и йода.
Региональный компонент.
Соляные рассолы и источники хлоридно-натриевых минеральных вод в области.
Проявления флюорита в области. Содержание фтора в природных водах области.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 1 «Первоначальные химические понятия» - 18 часов
Учащиеся должны знать:
определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», «физические явления» и «химические явления»;
определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;
знаки первых 20 химических элементов;
понимать и записывать химические формулы веществ;
правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь:
отличать химические реакции от физических явлений;
использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
называть химические элементы;
определять валентность важнейших элементов по формуле и составлять формулы бинарных соединений по валентности;
определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
классифицировать химические реакции по типу;
расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
проводить расчеты по уравнению реакции;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2 «Кислород» - 5 часов
Учащиеся должны знать:
условия горения и способы его прекращения; понятие «тепловой эффект химической реакции»;
строение, свойства, способы получения и области применения кислорода;
состав, свойства, способы получения оксидов;
круговорот кислорода в природе;
состав воздуха
Уметь:
записывать уравнения реакции окисления;
вести расчеты по термохимическим уравнениям;
получать и собирать кислород методом вытеснения воздуха и воды;
записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3 «Водород» - 3 часа
Учащиеся должны знать:
состав молекулы водорода;
определение восстановителя;
области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности.
Уметь:
получать водород в лабораторных условиях методом вытеснения воздуха; доказывать его наличие, проверять на чистоту.
давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 4 «Растворы. Вода» - 6 часов
Учащиеся должны знать:
способы очистки воды;
понятия «растворы», «растворитель», «дистиллированная вода»;
меры по охране воды от загрязнений;
определение растворимости, массовой доли растворенного вещества;
количественный и качественный состав воды;
химические и физические свойства воды;
понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества.
Уметь:
объяснять процесс растворения с точки зрения атомно – молекулярного учения;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды;
приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества;
решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 5 «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» - 11 часов
Учащиеся должны знать:
классификацию неорганических соединений;
определение и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей;
понятие генетической связи
Уметь:
классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
доказывать химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, записывать уравнения реакций;
осуществлять схемы превращений, доказывающих генетическую связь между классами соединений;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» - 9 часов.
Учащиеся должны знать:
определение амфотерности оксида и гидроксида;
основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов, инертных газов;
определение периодического закона, периода, группы;
строение атома, состав атома, определение изотопов;
расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей;
причину периодического изменения химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном слое;
роль периодического закона для развития науки и техники;
основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Уметь:
объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов каждого семейства;
объяснять изменения свойств элементов и их соединений, причину этого;
описывать химический элемент с точки зрения строения атома;
находить черты сходства и отличия у изотопов;
записывать строение атомов элементов первых четырех периодов;
записывать электронные и электронно – графические формулы для первых 20 элементов;
давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 7 «Химическая связь. Строение веществ» - 8 часов.
Учащиеся должны знать:
определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной и ионной связи;
механизм образования связи;
определение кристаллической решетки, типы.
Уметь:
определять ковалентную и ионную связи в различных веществах, записывать схемы образования связи;
определять тип кристаллической решетки;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 8 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» - 3 часа
Учащиеся должны знать:
определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро;
определение понятия относительная плотность газов.
Уметь:
вычислять относительную плотность газов;
проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции).
Тема 9 «Галогены» - 5 часов
Учащиеся должны знать:
положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов; свойства хлора;
свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов; понимать значение качественных реакций;
положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
Уметь:
характеризовать галогены как химические элементы; обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
составлять уравнения характерных для хлора реакций;
уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ - распознавать хлориды;
составлять уравнения химических реакций (характерных для соляной кислоты реакций)
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | ТЕМА УРОКА | ТИП УРОКА | ПОНЯТИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКЕ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Эксперимент: | |
I четверть | |||||||
Тема № 1. «Первоначальные химические понятия» (18 часов) | |||||||
1 Р/К |
| Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Предмет химии. Вещества и их свойства | Предисловие, §1, упр.2,4,5 | Л.О. № 1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами ИОТ-005 | |
2 |
| Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Строение пламени. | Практическая работа | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. | | Практическая работа №1 ИОТ-005 | |
3 Р/К |
| Чистые вещества и смеси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография | §2, упр.6-7 | Л.О. № 2 Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита ИОТ-005 | |
4 |
| Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли | Практическая работа | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. | | Практическая работа №2 ИОТ-005 | |
5 |
| Физические и химические явления. Химические реакции | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций | §3 упр.10 | Д. Реакции, иллюстрирующие основные признаки реакций. ИОТ-004 Л.О. № 3 Физические и химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). ИОТ-005 | |
6 Р/К |
| Молекулы и атомы Атомно-молекулярное учение | Урок комбинированный | Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ | §4, 13 Упр. 7,8 | Д. Образцы простых и сложных веществ. ИОТ-004
| |
7 Р/К |
| Простые и сложные вещества. Химические элементы | Урок комбинированный | Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). | §5,6, упр.11-15 | Л.О. № 4 Знакомство с образцами простых и сложных веществ. ИОТ-005 | |
8 |
| Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. | §6,7,8. Табл.2 с.24 Выучить знаки химических элементов, сделать карточки со знаками ХЭ |
| |
9 |
| Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса | Урок комбинированный | Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества | §9, упр.5,11 |
| |
10 Р/К |
| Вычисление по химическим формулам. Решение расчетных задач. | Урок закрепления знаний | Расчетные задачи Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов | §10, упр. 9, 10 |
| |
11 |
| Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений | Урок закрепления знаний | Понятие о валентности химических элементов. Составление формул соединений по валентности Определение валентности элементов по формулам их соединений | §11,12 упр.4,5 |
| |
12 |
| Составление формул соединений по валентности | урок комплексного применения ЗУН | Составление формул соединений по валентности | §11,12 упр.6.7 | | |
13 Р/К |
| Закон сохранения массы веществ | Урок комбинированный | Химическая реакция. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Закон сохранения массы веществ | §14 упр.1,2 | Д. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ ИОТ-004 | |
14 |
| Химические уравнения | Урок закрепления знаний | Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения | §15, упр.4 |
| |
15 |
| Типы химических реакций | Урок комбинированный | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | §16, упр.5,6 | Л.О.№ 5 Разложение основного карбоната меди (II). Л.О. № 6 Реакция замещения меди железом ИОТ-005 | |
16 |
| Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Количество вещества, моль. Молярная масса.
| §17, Индивидуальное задание по решению задач | Д.Химические соединения количеством вещества в 1 моль. ИОТ-004 | |
17 |
| Вычисления по химическим уравнениям реакций | Урок комбинированный | Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества | §17,задачи 1,2 |
| |
18 |
| Контрольная работа № 1 по теме: «Первоначальные химические понятия» | урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | |
| |
II четверть
| |||||||
Тема № 2. «Кислород» (5 часов)
| |||||||
1(19) Р/К
|
| Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Кислород. Нахождение в природе | §18,19, упр.2,3 | Д. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. ИОТ-004 | |
2(20) Р/К |
| Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе | Урок комбинированный | Простые вещества (металлы и неметаллы) Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды | §20, §21,упр.5,6 | Д. Горение магния. Знакомство с образцами оксидов. Демонстрация реакций, характеризую щих химические свойства кислорода: горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа. ИОТ-004 | |
3(21) Р/К |
| Воздух и его состав. Топливо и способы его сжигания. | Семинар | Воздух и его состав. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений | §22, упр.10 | Д. Определение состава воздуха. ИОТ-004 | |
4(22) |
| Тепловой эффект химической реакции. | Урок комбинированный | Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции | §23, задачи 1,2. |
| |
5(23) |
| Практическая работа № 3 Получение и свойства кислорода. | Практическая работа | Практические занятия: Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. |
| Практическая работа № 3 ИОТ-005 | |
Тема № 3. «Водород» (3 часа)
| |||||||
1(24) |
| Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Водород, физические и химические свойства, получение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Водород. Нахождение в природе. Получение | §25,26 упр.5,6,7 | Д. Получение, собирание и распознавание водорода ИОТ-004 | |
2(25) |
| Свойства и применение водорода | Урок комбинированный | Водород, физические и химические свойства. Качественные реакции на газообразные вещества. Водород – восстановитель | §27 упр.5,9 | Д. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II), горение водорода. ИОТ-004 | |
3(26)
|
| Практическая работа № 4 Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) | Практическая работа | Водород, физические и химические свойства, получение и применение. | | Практическая работа № 4 ИОТ-005 | |
Тема № 4. «Растворы. Вода» (6 часов)
| |||||||
1(27) Р/К
|
| Вода – растворитель. Растворы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде. Получение кристаллов солей. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде | §28 упр.1-4 | Д.Растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей ИОТ-004 | |
2(28) Р/К |
| Массовая доля растворенного вещества в растворе | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Взвешивание. Приготовление растворов. Определение массовой доли растворенного вещества. | §28 упр.3,4 |
| |
3(29) Р/К |
| Вода и ее свойства | Урок комбинированный | Вода и ее свойства. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды | §29 упр.5,6 | Д. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Реакции, характеризующие химические свойства воды: взаимодействие воды с кислотными и основными оксидами, с активными металлами. ИОТ-004 | |
4(30) |
| Практическая работа № 5 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Практическая работа | Взвешивание. Приготовление растворов. | Приготовить в домашних условиях раствор с определенной массовой долей и подготовить отчёт | Практическая работа № 5 ИОТ-005 | |
5(31) Р/К |
| Применение воды и растворов. Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы»
| урок обобщения и систематизации знаний | Круговорот воды в природе. Вода в природе и способы её очистки. Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе | §20-29 |
| |
6(32) |
| Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода» | урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | |
| |
III четверть
| |||||||
Тема № 5. «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» (11 часов)
| |||||||
1(33) Р/К |
| Оксиды Состав оксидов и их классификация. | Урок комбинированный | Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. | §30, упр. 2 | Д. Знакомство с образцами оксидов. ИОТ-004 | |
2(34) |
| Свойства оксидов. | Урок комбинированный | Физические и химические свойства. Получение. Применение | §30, упр. 4 | Л. О. №7 Взаимодействие оксида магния с кислотами. Л. О. №8Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. ИОТ-005 | |
3(35) Р/К |
| Основания. Состав оснований и их классификация. | Урок комбинированный | Основания. Классификация. Номенклатура. | §31, упр.2,3 | Д. Знакомство с образцами оснований ИОТ-004 | |
4(36)
|
| Свойства оснований | Урок комбинированный | Основания. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. | §31, упр.5 | Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. ИОТ-004 Л. О. №9Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Л.О. № 10 Взаимодействие щелочей с индикаторами, взаимодействие оснований с кислотами.ИОТ-005 | |
5(37) Р/К
|
| Кислоты. Состав кислот и их классификация. | Урок комбинированный | Кислоты. Классификация. Номенклатура. | §32, упр.1. | Д. Знакомство с образцами кислот. ИОТ-004 | |
6(38) |
| Свойства кислот | Урок комбинированный | Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова. Применение. | §32, табл.13, упр.8. | Д. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных для кислот реакций: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. ИОТ-004 Л.О. №11Растворение железа и цинка в соляной кислоте. ИОТ-005 | |
7(39) Р/К |
| Соли. Состав солей и их классификация. | Урок комбинированный | Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. | §33, табл.15, упр.2,3. | Д. Знакомство с образцами солей. ИОТ-004 | |
8(40)
|
| Свойства солей | Урок комбинированный | Соли. Физические и химические свойства. | §33, табл.15, упр.9 | Д. Реакции, иллюстрирующих основные признаки характерных для солей реакций: вытеснение одного металла другим из раствора соли; взаимодействие с кислотами, щелочами, солями. ИОТ-004 Л.О. №12 Вытеснение одного металла другим из раствора соли. ИОТ-005 | |
9(41)
|
| Связь между отдельными классами неорганических соединений | урок обобщения и систематизации знаний | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | повт. §30-33, упр.10 | | |
10(42)
|
| Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических | Практическая работа | Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений
| | Практическая работа № 6 ИОТ-005 | |
11(43) |
| Контрольная работа № 3 по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» | урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Знать состав, химические свойства основных классов неорганических веществ; уметь называть соединения изученных классов; характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ; применять полученные знания для решения практических задач |
| | |
Тема № 6. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома » (9 часов)
| |||||||
1(44) |
| Классификация химических элементов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | §34, упр.2,3 | Л.О. №13 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей ИОТ-005 | |
2(45)
|
| Периодический закон Д.И.Менделеева | Урок комбинированный | Закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | §35, упр.3,4 | | |
3(46) |
| Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева | Урок комбинированный | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Короткий и длинный варианты периодической таблицы | §36, упр.2 |
| |
4(47) Р/К |
| Строение атома | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Состав атомных ядер | §37, упр.1,3,4 |
| |
5(48) |
| Строение атома | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева | §37, составить схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. |
| |
6(49) Р/К
|
| Значение периодического закона | Семинар | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Значение периодического закона | §38, подготовиться к защите творческих проектов по теме: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева» |
| |
7(50)
|
| Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева | Семинар | Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева | §39 |
| |
8(51)
|
| Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | урок обобщения и систематизации знаний | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | Дать характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атома (задание по вариантам) |
| |
9(52)
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» | урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | - |
| |
IV четверть
| |||||||
Тема № 7. «Химическая связь. Строение веществ» (8 часов)
| |||||||
1(53) |
| Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная | §40, 41, упр.1-4 | | |
2(54) |
| Ионная связь | Урок комбинированный | Знать определение понятий ион, ионная связь; понимать механизм образования ионной связи; уметь определять: степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях | §41, привести примеры веществ с ионным типом связи и объяснить механизм образования связи |
| |
3(55) |
| Ковалентная связь | Урок комбинированный | Знать определение понятий: химическая связь, ковалентная связь и её разновидности (полярная и неполярная); понимать механизм образования ковалентной связи; уметь определять: тип химической связи в соединениях | §41, привести примеры веществ с ковалентной связью и объяснить механизм образования связи | | |
4(56) |
| Ковалентная связь | Урок комбинированный | Знать определение понятий: химическая связь, ковалентная связь и её разновидности (полярная и неполярная); понимать механизм образования ковалентной связи; уметь определять: тип химической связи в соединениях | §41, составить схему классификации типов химической связи, задача 1 | | |
5(57) Р/К |
| Кристаллические решетки | Урок комбинированный | Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки. | §42
| Д. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. Возгонка йода. ИОТ-004 | |
6(58) |
| Степень окисления | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления. Валентность и степень окисления. Валентность элементов в свете электронной теории. Правила определения степени окисления элементов | §43 упр.5,6 |
| |
7(59) Р/К |
| Окислительно-восстановительные реакции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | §43, упр.7 |
| |
8(60) |
| Повторение и обобщение знаний по теме: Строение атома Химическая связь. Строение веществ | урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные понятия темы: химическая связь, типы химической связи, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель; уметь определять: тип химической связи в соединениях; определять степени окисления химических элементов, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, определять окислитель и восстановитель | §40-43 |
| |
Тема № 8. «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (3 часа)
| |||||||
1(61) |
| Закон Авогадро. Молярный объем газов | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции; (находить объём газа по известному количеству вещества (и производить обратные вычисления) | §44 | Д. Модель молярного объема газов. ИОТ-004 | |
2(62) |
| Относительная плотность газов | Урок комбинированный | Знать определение понятия относительная плотность газов; уметь вычислять относительную плотность газов | §44, задача 1 |
| |
3(63) |
| Объемные отношения газов при химических реакциях | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции) | §45, задача 4 |
| |
Тема № 9. « Галогены» (5 часов)
| |||||||
1(64) Р/К |
| Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. | Урок комбинированный | Галогены. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. | §46-47, упр.1,2 | Д. Распознавание соединений хлора. Знакомство с физическими свойствами галогенов ИОТ-004 | |
2(65) |
| Хлороводород. Соляная кислота и её соли | Урок комбинированный | Хлороводород. Соляная кислота и её соли. Методы анализа веществ. | §48,49,упр.2,3. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. ИОТ-004 Л.О. №14Знакомство с образцами природных соединений неметаллов –хлоридами. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, йодидов и йода. ИОТ-005 | |
3(66) Р/К |
| Сравнительная характеристика галогенов | Урок комбинированный | Знать положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов; уметь давать сравнительную характеристику галогенов. | §50,упр.5 | Д. Образцы галогенов ИОТ-004 | |
4(67) |
| Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены» | урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Понимать важность химических знаний; уметь применять полученные знания для решения программных задач | |
| |
5(68) |
| Обобщение знаний по курсу химии 8 класса | урок обобщения и систематизации знаний | Понимать важность химических знаний; уметь применять полученные знания для решения программных задач | |
|
Контрольная работа №1
по теме «Первоначальные химические понятия»
Задания
Определить валентность химических соединений по формулам.
Написать формулы соединений, используя таблицу элементов.
Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, определить тип реакции.
Написать уравнения реакций между веществами.
Решить задачи (оц.3 – 1; оц.4 – 2; оц. 5 – 3)
вариант | № задания | Данные к словарному заданию |
1 | 1 | NH3, FeCl3, Cr2O3, HCl, Al2O3, PCl5, K2S |
| 2 | а)азота(5) с кислородом; б) кальция с хлором; в) калия с серой (2) г) фосфора (3) с водородом |
| 3 | a) Cu+O2=CuO b) Mg+HCl=MgCl2+H2 в) Al(OH)3=Al2O3+H2O г) Na+S=Na2S д) CH4+O2=CO2+H2O |
| 4 | Серой (2) и алюминием |
| 5 | 1.Какое количество вещества оксида серы (4) соответствует его массе 6,4 г. 2.Какое число молекул оксида серы (4) соответствует его массе 12,8 г. 3.Какая масса Na2S получится при реакции 23 г натрия с серой? |
2 | 1 | SO3, CH4, P2O5, As2O5, CrO3, Mn2O7, H3P |
| 2 | а) алюминия с кислородом; б) азота (3) с водородом; в) магния с кислородом; г) натрия с серой |
| 3 | a) Fe(OH)3=Fe2O3+H2O b)Na+Cl2=NaCl в) H2+Cl2=HCl г)Zn+HCl=ZnCl2+H2 д) NO+O2=NO2 |
| 4 | Калием и серой |
| 5 | 1.Найти массу оксида углерода (4), соответствующую 2 моль. 2.Какой объем занимают 30 г сероводорода? 3. Какой объем кислорода необходим для получения 40 г оксида магния MgO? |
Дополнительное задание
По формуле оксида кальция СаО произведите следующие расчеты:
найдите относительную молекулярную массу;
вычислите массовую долю кислорода в этом веществе;
определите количество вещества и число атомов кальция в 7г оксида кальция.
Контрольная работа № 2 по темам
«Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»
Вариант 1
Напишите уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:
а) литием; б) углеродом; в) водородом; г) ацетиленом, формула которого С2Н2.
Отметьте экзо- и эндотермические реакции и где применяются соответствующие процессы. Под формулами веществ укажите названия продуктов реакций.
Напишите формулы следующих веществ: серной кислоты, нитрата кальция, оксида азота (4), оксида углерода (2), азотной кислоты, сульфата калия, фосфата кальция, оксида алюминия, хлорида меди (2). Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+Mg=?+H2 б) CuO+H2=?+? в) Ca+O2=? г) H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
Решите одну из задач: а) какой объем (н.у.) занимают 2 моль водорода?б) сколько молекул (н.у.) содержатся в 44,8 л водорода?в) какова масса 11,2 л кислорода? г) определите массу сахара, который нужно растворить в 1 л воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
Вариант 2
1. Напишите уравнения реакций между водородом и следующими веществами:
а) кислородом; б) оксидом железа (3); в) натрием; г) азотом, если в образовавшемся веществе азот трехвалентен; д) оксидом никеля(2).
Определите тип реакции, укажите названия продуктов реакций. Где применяются эти процессы?
Напишите формулы следующих веществ: азотной кислоты, сульфата алюминия, оксида серы (4), сернистой кислоты, оксида железа (2), нитрата меди, оксида фосфора (5), фосфата натрия, карбоната калия. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
3. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+K=?+? б) Na+O2=? в) ZnO+H2=?+? г) Na+H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
4. Решите одну из задач:
а) какой объем (н.у.) занимает 0,5 моль кислорода?
б) сколько молекул (н.у.) содержится в 11,2 л кислорода?
в) какова масса 44,8 л водорода?
г) В 200 мл воды растворили 40 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Контрольная работа № 3 по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Текстовые задания:
С какими из перечисленных веществ будет реагировать указанное соединение? Запишите уравнения возможных реакций. Укажите тип реакции и названия сложных веществ.
Закончить уравнения реакций, указав их тип. Подпишите названия оксидов, кислот, солей и оснований.
Решите схему превращений. Укажите тип реакции, названия веществ и условия протекания процесса.
Решите одну из задач (дифференцированное задание).
Задача «а» - оценка 4; Задача «б»- оценка 5.
вариант | № задания | Задание |
1 | 1 | Гидроксид натрия: оксид кремния, оксид бария, соляная кислота, серная кислота, оксид фосфора(5). |
| 2 | a) Mg+H3PO4; б) HNO3+Fe2O3; в) NaOH+H2SO4; д) CaO+SO2 |
| 3 | MgMgOMg(OH)2Mg(NO3)2 |
| 4 | а) Определите массу соли, которая получится при взаимодействии 8 г оксида меди с соляной кислотой. б) К 80 г раствора с массовой долей соли 10 % добавили 40 мл воды. Определите массовую долю соли в разбавленном растворе. |
2 | 1 | Соляная кислота: оксид железа (3), оксид серы (6), золото, цинк, гидроксид калия. |
| 2 | a) Zn+HCl; б) CaO+HNO2; в) KOH+H3PO4; г) CO2+NaOH |
| 3 | SSO2SO3H2SO4Na2SO4 |
| 4 | а) определите массу натрия, который должен прореагировать с водой для получения 11,2 л водорода. б) определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%. |
Контрольная работа № 4 по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Текстовые задания:
Охарактеризуйте элемент, исходя из его положения в периодической системе и строения атома
Обозначьте степени окисления элементов в следующих соединениях.
Решите задачу.
вариант | № задания | Задание |
1 | 1 | Алюминий |
2 | Оксид железа (3), серная кислота, гидроксид бария, сульфат меди. | |
3 | Три элемента А, Б и В находятся в одном периоде. В атоме элемента А количество электронных оболочек в два раза меньше, чем число электронов на внешнем уровне его атома. Элемент Б – самый распространенный в природе, образует с элементом А газообразное соединение АБ2. Элемент В образует щелочь, а в соединении с А и Б – соль состава В2АБ. Назовите все элементы и формулы оксида и соли. | |
2 | 1 | Хлор |
2 | Оксид меди, азотная кислота, гидроксид натрия, фосфат цинка | |
3 | Металлы А и Б принадлежат одному и тому же периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Элемент А образует только один оксид, а элемент Б – два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы, и содержит 20% кислорода. Назовите эти элементы. Напишите формулы оксидов. |
Контрольная работа № 5 по темам
«Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»
Задания
Какой объем займет при нормальных условиях:
вариант 1 – а) 0,1 моль кислорода; б) 11 г углекислого газа?
вариант 2 – а) 2,5 моль метана СН4; б) 16 г сернистого газа SO2?
Какую массу будут иметь следующие объемы газов, измеренные при н.у.:
вариант 1 – 5,6 л кислорода?
вариант 2 – 1 м3 метана СН4?
Вычислите относительную плотность:
вариант 1 – сернистого газа SO2 по водороду;
вариант 2 – углекислого газа по воздуху.
Определите относительную молекулярную массу газа, если:
вариант 1 – его плотность равна 1,94 г/л;
вариант 2 – его плотность равна 1,25 г/л.
Закончите уравнения реакций между:
вариант 1 - а) H2+Cl2; b) CuO+HCl; в) KBr+Cl2.
вариант 2 - a) H2+Br2; b) MgO+HCl; в) NaOH+Cl2NaClO+NaCl+?
№6, вариант 1:
«Какой объем хлора вступил в реакцию с водородом, если в результате образовалось 4 м3 хлороводорода?»
№ 6, вариант 2:
«Сколько литров хлора вступит в реакцию с 5 л водорода и сколько литров хлороводорода при этом образуется?»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Основная литература
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.
2. Дополнительная литература
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
3.Оборудование и приборы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество по факту |
1 |
Комплект портретов ученых-химиков | д |
2 | Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»). | д |
3 | Серия инструктивных таблиц по химии | д |
4 | Серия таблиц по неорганической химии | 1 |
1 | III. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии | 4 |
2 | Электронные библиотеки по курсу химии | 1 |
|
| |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Экран проекционный | 1 |
|
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента Общего назначения | |
1 | Весы электронные | 7 |
2 | Нагревательные приборы : - электроплитки лабораторные с открытой спиралью - спиртовки - электронагреватели для пробирок НП-1 - нагреватель для колб учебный НКУ | 2 5 7 1 |
3 | Доска для сушки посуды | 2 |
4 | Комплект электроснабжения кабинета химии | КЭМ |
1 | Демонстрационные Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии | 350 |
2 | Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства | 5 дет. |
3 | Столик подъемный | 1 |
4 | Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21 | 22 |
5 | Штатив металлический ШЛБ | 10 |
6 | Экран фоновый черно-белый (двусторонний) | 7 (микро) |
7 | Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов) | 180 шт |
1 | Специализированные приборы и аппараты Аппарат (прибор) для получения газов (Киппа) | 2 |
2 | Озонатор | 1 |
3 | Прибор для демонстрации светового эффекта реакций | 1 |
4 | Прибор для определения состава воздуха | 1 |
5 | Воронка делительная для работы с вредными веществами | 2 |
6 | Воронка делительная общего назначения | 7 |
1 | Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии Весы механические лабораторные | 3 |
2 | Весы электронные учебные лабораторные ВУЛ-50 ЭМ | 6 |
3 | Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл) | 170 + 40 |
4 | Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов | 350 |
5 | Набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16) | 65 + 20 |
6 | Прибор для получения газов | 60 |
7 | Комплекты для монтажа химического оборудования МБ | 7 |
8 | Цилиндры мерные стеклянные | 7 + 2 |
9 | Кристаллизатор | 1 |
1 |
Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, поваренной соли | 1 |
2 | Набор моделей – аппликаций для иллюстрации типов химических реакций | 1 |
3 | Набор для моделирования электронного строения атомов элементов | 1 |
| VIII.Натуральные объекты, коллекции | |
1 | Топливо | 3 |
| Реактивы (по норме) | В наличии |
| Набор № 1 ОС «Кислоты» Кислота серная 4,800 кг Кислота соляная 2,500 кг | 9 кг 5,5 кг |
| Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная 0,300 кг Кислота ортофосфорная 0,050 кг | 1 кг 0,6 кг |
| Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Калия гидроксид 0,200 кг Кальция гидроксид 0,500 кг Натрия гидроксид 0,500 кг | 0,450 кг 0,200 кг 1,400 кг |
| Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Алюминия оксид 0,100 кг Бария оксид 0,100 кг Железа (III) оксид 0,050 кг Кальция оксид 0,100 кг Магния оксид 0,100 кг Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг Калия оксид 0,100 кг Цинка оксид 0,100 кг | 0,05 кг 0,150 кг 0,050 кг 0,400 кг 0,125 кг 0,150 кг 0,050 кг 0,200 кг |
| Набор № 5 ОС «Металлы» Алюминий (гранулы) 0,100 кг Алюминий (стружка) 0,050 кг Железо восстановленное (порошок) 0,050 кг Магний (опилки) 0,050 кг Медь (гранулы, опилки) 0,050 кг Цинк (гранулы) 0,500 кг | 0,200 кг 0,200 кг 0,150 кг 0,100 кг 0,075 кг 0,300 кг |
| Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Литий 5 ампул Натрий 20 ампул | 20 ампул 25 ампул |
| Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Сера (порошок) 0,050 кг | 0,200 кг |
| Набор № 9 ОС «Галогениды» Бария хлорид 0,100 кг Железа (III) хлорид 0,100 кг Калия хлорид 0,050 кг Кальция хлорид 0,100 кг Магния хлорид 0,100 кг Меди (II) хлорид 0,100 кг Натрия хлорид 0,100 кг Цинка хлорид 0,050 кг Калия иодид 0,050 кг Калия бромид 0,050 кг | 0,100 кг 0,050 кг 0,150 кг 0,200 кг 0,200 кг 0,200 кг 0,150 кг 0,150 кг 0,150 кг 0,200 кг |
| Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Алюминия сульфат 0,100 кг Железа (II) сульфат 0,100 кг Калия сульфат 0,050 кг Кальция сульфат 0,200 кг Магния сульфат 0,050 кг Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг Натрия сульфид 0,050 кг Натрия сульфат 0,050 кг Цинка сульфат 0,200 кг | 0,450 кг 0,500 кг 0,500 кг 0,050 кг 0,175 кг 0,200 кг 0,200 кг 0,200 кг 0,100 кг 0,150 кг |
| Набор № 11 ОС «Карбонаты» Калия карбонат (поташ) 0,050 кг Меди (II) карбонат основной 0,100 кг Натрия карбонат 0,100 кг Натрия гидрокарбонат 0,100 кг Кальция карбонат 0,200 кг Магния карбонат 0,200 кг | 0,240 кг 0,500 кг 0,350 кг 0,500 кг 0,150 кг 0,150 кг |
| Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Натрия силикат 9-ти водный 0,050 кг Натрия ортофосфат трехзамещенный 0,100 кг | 0,200 кг 0,100 кг |
| Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат (калий марганцевокислый) 0,500 кг | 0,225 кг |
| Набор № 16 ОС «Нитраты» Алюминия нитрат 0,050 кг Калия нитрат 0,050 кг Кальция нитрат 0,050 кг Меди (II) нитрат 0,050 кг Натрия нитрат 0,050 кг Серебра нитрат 0, 020 кг | 0,050 кг 0,100 кг 0,100 кг 0,100 кг 0,350 кг 0,010 кг |
| Набор № 17 ОС «Индикаторы» Лакмоид 0,020 кг Метиловый оранжевый 0,020 кг Фенолфталеин 0,020 кг | 0,100 кг 0,100 кг 0,100 кг |
Список использованной литературы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
Примерная программа основного общего образования по химии
Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2008.
Стандарт основного общего образования по химии
14