Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нельхайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»: Руководитель методического объединения __________ Е.А.Халбаева Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | «Согласовано»: заместитель директора по УВР._________ Е.В.Ильенко «29» августа 2016 г | «Утверждено»: директор МБОУ Нельхайская СОШ _______ О.В.Архинчеева Протокол № 1 от «30» августа 2016 г. Приказ № 60 от 30. 08.2016 г. |
Рабочая программа
по химии для обучающихся 8 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель:
Тулонова Евдокия Петровна
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для обучающихся 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Изучение курса реализуется через УМК:
Программы общеобразовательных учреждений. Химии 8 -11 классы/ О.С. Габриелян- 2 изд. – М.: Просвещение, 2012
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, 2011 – 270, [2] с.: ил.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.
Цели:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
сформировать знание основных понятий и законов химии
воспитывать общечеловеческую культуру
учить наблюдать, применять полученные знания на практики
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводится в целях контроля эффективности образовательного процесса.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
Формы текущего контроля:
устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;
письменный контроль - контрольная работа, практическая работа. Контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы проводится в форме итоговой контрольной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии обучающийся должен знать/ понимать:
химическую символику: знаки химических элементов;
химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы;
основные законы: периодический закон;
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём;
растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
уметь:
называть химические элементы;
объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
объяснять сущность реакций ионного обмена;
характеризовать химические свойства изученных веществ;
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебного предмета
Введение (10 часов).
Основные понятия: химический элемент, вещества простые и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент. Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых 20 химических элементов. Периодическая система химических элементов. Группа, период. Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». Контрольная работа № 1 «Введение».
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов).
Основные понятия: протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая. Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов».
Тема 2. Простые вещества (4 часа).
Основные понятия: простые вещества – металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем. Решение задач по теме «Количество вещества. Молярный объем газов».
Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов).
Основные понятия: степень окисления. Оксиды, основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные и кристаллические. Закон постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе». Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)». Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 часов).
Основные понятия: Сущность химических реакций и условия их протекания. Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: соединения, замещения, обмена, разложения. Вода и её свойства. Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей». Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям реакций». Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».
Тема 5. Химические свойства классов неорганических веществ (21 час).
Основные понятия: Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли, в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР. Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций». Решение упражнений по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ.
Тематическое планирование
по химии
Класс - 8
Количество часов по учебному плану:
Всего – 70 часов; в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных работ - 5
Плановых практических работ - 5
№ п/т | Дата по плану | Дата по факту | Раздел, тема урока | Кол. часов |
Введение (10 часов) |
1 | 06.09.16 | | Предмет химия. Вещества. | 1 |
2 | 07.09.16 | | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 |
3 | 13.09.16 | | Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 |
4 | 14.09.16 | | История развития химии. | 1 |
5,6 | 20.09.16 21.09.16 | | Химические знаки и формулы. | 2 |
7 | 27.09.16 | | Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 |
8,9 | 28.09.16 04.10.16 | | Mr. и массовая доля химического элемента в веществе. | 2 |
10 | 05.10.16 | | Контрольная работа № 1 «Введение». | 1 |
Тема № 1 . «Атомы химических элементов» (9 часов) |
11 | 11.10.16 | | Основные сведения о строении атома. Состав ядра. | 1 |
12 | 12.10.16 | | Электронное строение атомов. | 1 |
13 | 18.10.16 | | Изменения строения атомов в периодах и главных подгруппах. | 1 |
14 | 19.10.16 | | Ионная связь. | 1 |
15 | 25.10.16 | | Ковалентная связь. | 1 |
16 | 26.10.16 | | Ковалентная полярная связь. | 1 |
17 | 08.11.16 | | Металлическая связь. | 1 |
18 | 09.11.16 | | Атомы химических элементов. | 1 |
19 | 15.11.16 | | Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов». | 1 |
Тема № 2. «Простые вещества» (4 часа) |
20 | 16.11.16 | | Простые вещества - металлы и неметаллы. | 1 |
21 | 22.11.16 | | Количество вещества. | 1 |
22 | 23.11.16 | | Молярный объем газов. | 1 |
23 | 29.11.16 | | Решение задач по теме «Количество вещества. Молярный объем газов». | 1 |
Тема № 3. «Соединения химических элементов» (13 часов) |
24,25 | 30.11.16 06.12.16 | | Степень окисления. | 2 |
26 | 07.12.16 | | Сложные вещества. Бинарные соединения. | 1 |
27 | 13.12.16 | | Основания. | 1 |
28 | 14.12.16 | | Кислоты. | 1 |
29 | 20.12.16 | | Соли. | 1 |
30 | 21.12.16 | | Составление формул классов веществ по названиям, номенклатура. | 1 |
31 | 27.12.16 | | Кристаллические решетки. | 1 |
32 | 28.12.16 | | Чистые вещества и смеси. | 1 |
33 | 17.01.17 | | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | 1 |
34 | 18.01.17 | | Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе». | 1 |
35 | 24.01.17 | | Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)». | 1 |
36 | 25.01.17 | | Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов». | 1 |
Тема № 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 часов) |
37 | 31.01.17 | | Физические явления в химии. | 1 |
38 | 01.02.17 | | Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей». | 1 |
39 | 07.02.17 | | Химические реакции: признаки и условия протекания. | 1 |
40 | 08.02.17 | | Химические уравнения. | 1 |
41 | 14.02.17 | | Расставление коэффициентов. | 1 |
42 | 15.02.17 | | Реакции соединения и разложения. | 1 |
43 | 21.02.17 | | Реакции замещения и обмена. | 1 |
44 | 22.02.17 | | Обобщение сведений о классификации реакций. | 1 |
45 | 28.02.17 | | Классификация химических реакций. | 1 |
46 | 01.03.17 | | Расчеты по уравнениям реакций. | 1 |
47,48 | 07.03.17 08.03.17 | | Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям реакций». | 2 |
49 | 14.03.17 | | Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами». | 1 |
Тема № 5. «Химические свойства классов неорганических веществ» (21 час) |
50 | 15.03.17 | | Растворение, растворы, электролиты, неэлетролиты. | 1 |
51 | 21.03.17 | | Электролитическая диссоциация. | 1 |
52 | 22.03.17 | | Кислоты, щелочи, основания как электролиты. | 1 |
53,54 | 04.04.17 05.04.17 | | Реакции ионного обмена. | 2 |
55 | 11.04.17 | | Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций». | 1 |
56 | 12.04.17 | | Химические свойства кислот. | 1 |
57 | 18.04.17 | | Химические свойства оснований. | 1 |
58 | 19.04.17 | | Классификация и свойства оксидов. | 1 |
59 | 25.04.17 | | Химические свойства оксидов. | 1 |
60 | 26.04.17 | | Соли: классификация и свойства. | 1 |
61 | 02.05.17 | | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 |
62 | 03.05.17 | | Решение упражнений по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ» | 1 |
63 | 09.05.17 | | Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». | 1 |
64,65 | 10.05.17 16.05.17 | | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 |
66,67 | 17.05.17 23.05.17 | | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 2 |
68 | 24.05.17 | | Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ». | 1 |
69,70 | 30.05.17 31.05.17 | | Работа над ошибками. Резевный урок. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010, 2011.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.
Для учителя:
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 классы: методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна. М.: Дрофа, 2013. -222.
Денисова В.Г. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2011.-171.
Троегубова Н.П. Химия. 8 класс: контрольно- измерительные материалы. – М.:ВАКО 2011.-112
Дополнительная литература:
Денисова В.Г. мастер – класс учителя химии. Выпуск № 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ. Лекции, семинары. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. – 240 с. – (Современная школа)
Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс 8-11 классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко – М.: Экзамен, 2009 – 527 с.
Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2009 – 192 с.
Интернет – ресурсы:
http//www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http//www.mon/gow.ru – министерство образования науки Российской Федерации.
http//www.fsu.mto.ru – Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
http//him.lseptcmber.ru – Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
Контроль и оценка планируемых результатов
Оценка планируемых результатов осуществляется на основании «Положения о форме и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»
Контрольных работ – 5 (см. Приложения 1 – 1 - 5)
Контрольная работа № 1 «Введение».
Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов».
Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».
Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».
Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ».
Практических работ – 5 (см. Приложения 2 – 1 - 5)
Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».
Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей».
Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций».
Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».
Практическая работа № 1
«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.
Ход работы
1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)
 | Чугунная подставка Стержень Муфта Лапка Кольцо |
2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)
 | 1.Сосуд 2.Фитиль 3.Металлическая трубка с диском 4.Колпачёк | 1.Снять колпачок 2.Прроверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда 3. Зажечь спиртовку горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!) 4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком. |
3. Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)
4. Фильтрование
приготовить фильтровальную бумагу;
смочить фильтровальную бумагу;
вложить в воронку;
жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;
фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.
Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.
Практическая работа № 2
«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.
Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.
Реактивы: Сахар, вода.
Ход работы
Определить массу сахара (взвесить);
Приготовить раствор;
Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.
Д
ано:
Н2О, С12Н22О12
mсахара=.
Vводы = 50мл.
______________
ωсахара =?
ωводы = ?
Nсах. = ?
Практическая работа № 3
«Очистка поваренной соли от примесей»
Инструктаж по технике безопасности
Цель работы: Научиться проводить разделение смесей, очистку веществ, фильтрование.
Оборудование: смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.
Ход работы
Фронтальное обсуждение последовательности действий при разделении смеси песка и соли.
Оформление работы.
Практическая работа № 4
«Признаки химических реакций»
Инструктаж по технике безопасности
Цель работы: 1) провести химические реакции; 2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.
Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl, роданид калия, мел (CaCO3), FeCl3, Na2SO4, BaCl2.
Ход работы
Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II)
Cu + O2 =
Тип реакции:
Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой.
CuO + H2SO4 =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой
CaCO3 + HCl =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
FeCl3 + KSCN =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
Na2CO3 + CaCl2 =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Приложение № 10
Практическая работа № 5
«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.
Реактивы: HCl, NaOH, Zn, AgNO3, Ca(OH)2, CaO.
Ход работы
Уравнения реакций | Наблюдения, тип реакции |
HCl + NaOH = HCl + Zn = CaO + HCl = AgNO3 + NaCl = Ca(OH)2 + CO2 = |
|
Выводы:
Задание:
Осуществить реакции;
Определить какие свойства (кислот, оснований, оксидов и солей) характеризует каждая реакция;
Определить тип реакции, обратимость;
Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.
11