Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, в соответствии с ФГОС ООО, За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О. С. «Химия 8 класс» М.: ДРОФА, Вертикаль, 2016
Цели изучения химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
1. Сформировать знание основных понятий и законов химии;
2. Воспитывать общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год.
Планируемые результаты.
В результате изучения химии на базовом уровне
Учащиеся получат возможность научиться понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Учащиеся получат возможность научится:
называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Место курса в учебном плане школы
Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Содержание тем учебного курса.
Введение. Первоначальные химические понятия(8 час)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ПР № 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
ПР № 2 Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
Использование ИКТ: презентация «История химии», «Химическая символика»
Проект: Химические сюжеты в научно-фантастических произведениях.
ТЕМА 2
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Использование ИКТ: презентация «Атом», «Бинарные соединения», «Виды химической связи»
КР № 1 по теме: «Атомы химических элементов»
Проект: Мирный и опасный атом
ТЕМА 3
Простые вещества (7ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Использование ИКТ: презентация «Металлы», «Неметаллы»
КР № 2 по теме: «Простые вещества»
Проект: Металлы в жизни человека
ТЕМА 4
Соединения химических элементов (12ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ПР № 3 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ПР № 4 . Анализ почвы и воды.
Использование ИКТ: презентации «Кислоты в природе», «Значение солей», «Аморфные и кристаллические вещества»
Проекты: Природные вещества и материалы, и их применение в искусстве. Значение соли в жизни человека
КР № 3 по теме: «Соединения химических элементов»
ТЕМА 5
Изменения, происходящие с веществами (13 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Проект: Нахождение различных способов очистки веществ
ПР № 5. Признаки химических реакций.
Использование ИКТ: презентация«Явления, происходящие с веществами», CD «Химия 8. Видеодемонстрации»
КР № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (20 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ПР № 6 Ионные реакции
ПР № 7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
ПР № 8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
ПР № 9 Решение экспериментальных задач.
Проекты: Мир индикаторов, Кислоты в природе.
Использование ИКТ: CD «Химия 8. Видеодемонстрации»
КР № 5 Итоговая за курс химии 8 класса
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
При составлении рабочей программы учителя могут вносить свои дополнения и изменения в предлагаемые материалы.
Сокращения используемые в рабочей программе.
Виды контроля:
ЛР - лабораторная работа
ФО - фронтальный опрос
РЭЗ - решение экологических задач
ИР - индивидуальная работа
ТП - творческий проект
ИРД - индивидуальная работа у доски
ИРК - индивидуальная работа по карточкам
СР - самостоятельная работа
ПР - проверочная работа
ЭД - экологический диктант
Т - тестовая работа
КР- контрольная работа
ТР - творческая работа
Типы уроков:
УОУР - урок отработки умений и рефлексии
УРК - урок развивающего контроля
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УОМН- урок общеметодологической направлен ности
Календарно-тематическое планирование курса по химии, 8 класс
Дата | № | Тип урока | Тема урока | Формы контроля | |
план | факт | |
1 четверть | |
Тема проекта «Химические сюжеты в научно-фантастических произведениях» | |
Введение (5 часов) | |
| | 1 | УОНЗ | Предмет химии. Вещества | ФО | |
| | 2 | УОМН | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | ФО | |
| | 3 | УОУР | Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2 Наблюдение за горящей свечой. | СР | |
| | 4 | УОМН | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | ИРК | |
| | 5 | УОНМ | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Т | |
Тема 1.Атомы химических элементов(8 часов) | |
| | 6 | УОНЗ | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. | ИРД | |
| | 7 | УОНЗ | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. | ИРК | |
| | 8 | УОНЗ | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. | ИРК | |
| | 9 | УОНЗ | Ионы. Ионная химическая связь. | ИРД | |
| | 10 | УОНЗ | Ковалентная связь. | ИРД | |
| | 11 | УОНЗ | Металлическая химическая связь. | ИРД | |
| | 2 | УРК | Обобщение и систематизация знаний по темам 1,2. | ПР, ФО | |
| | 13 | УРК | Контрольная работа №1 по теме1 и 2. | КР | |
Тема 2.Простые вещества (7 часов) | |
| | 14 | УОНЗ | Простые вещества -металлы. | ФО | |
| | 15 | УОНЗ | Простые вещества -неметаллы. | ФО | |
| | 16 | УОНЗ | Количество вещества | ИРК | |
| | 17 | УОНЗ | Количество вещества | ИРД | |
2 четверть | | |
Тема проекта «Значение соли в жизни человека» | | |
| | 18 | УОНЗ | Молярный объем газов. | ИРК | |
| | 19 | УОМН | Молярный объем газов. | ИРД | |
| | 20 | УОУР | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | ПР | |
Тема 3.Соединение химических элементов ( 15 часов) | |
| | 21 | УОНЗ | Степень окисления | ФО | |
| | 22 | УОНЗ | Важнейшие классы бинарных соединений. | Т | |
| | 23 | УОНЗ | Основания. | ФО | |
| | 24 | УОНЗ | Кислоты. | ИРД | |
| | 25 | УОНЗ | Соли. | ИРД | |
| | 26 | УОМН | Соли. | ИРД | |
| | 27 | УРК | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | ПР | |
| | 28 | УОНЗ | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | ФО | |
| | 29 | УОМН | Чистые вещества и смеси. | Т | |
| | 30 | УОУР | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. | СР | |
| | 31 | УОНЗ | Массовая доля компонентов и смеси. | ИРК | |
3 четверть Тема проекта «Мой любимый химический элемент» | |
| | 32 | УОМН | Массовая доля компонентов и смеси. | ИРК | |
| | 33 | УОУР | Практическая работа№4. Приготовление раствора сахара с заданноймассовой долей растворенного вещества. | СР ПР | | |
| | 34 | УРК | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» и «Соединения химических элементов". | | |
| | 35 | УРК | Контрольная работа №2.по темам 2 и 3. | КР | |
Тема 4.Изменения, происходящие с веществами(11 часов) | |
| | 36 | УОНЗ | Явления физические и химические. Химические реакции. | ФО | |
| | 37 | УОМН | Явления физические и химические. Химические реакции. | ИРД | |
| | 38 | УОНЗ | Химические уравнения. | ИРД | |
| | 39 | УОНЗ | Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения | ИРК | |
| | 40 | УОМН | Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения | | |
| | 41 | УОНЗ | Типы химических реакций.Реакции замещения, обмен | Т |
| | 42 | УОМН | Типы химических реакций. Реакции замещения, обмена | ФО |
| | 43 | УОУР | Расчеты по химическим уравнениям. | СР |
| | 44 | УОУР | Практическая работа №5. Признаки химических реакций. | СР |
| | 45 | УРК | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | ПР |
| | 46 | | Контрольная работа №3. по теме 4. | КР |
Тема 5.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
| | 47 | УОНЗ | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | беседа |
| | 48 | УОНЗ | Электролитическая диссоциация | ФО |
| | 49 | УОМН | Электролитическая диссоциация | ИРК |
| | 50 | УОНЗ | Ионные уравнения реакций | ИРД |
| | 51 | УОУР | Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | СР |
| | 52 | УОНЗ | Кислоты, их классификация и свойства. | ФО |
| | 53 | УОМН | Кислоты, их классификация и свойства. | | Т |
| |
4 четверть |
Тема проекта «Кислоты в природе» |
| | 54 | УОНЗ | Основания, их классификация и свойства. | ИРД |
| | 55 | УОМН | Основания, их классификация и свойства. | ИРК |
| | 56 | УОНЗ | Оксиды, их классификация и свойства | ФО | |
| | 57 | УОМН | Оксиды, их классификация и свойства | ИРК | |
| | 58 | УОНЗ | Соли, их свойства. | ИРК |
| | 59 | УОМН | Соли, их свойства. | Т |
| | 60 | УОНЗ | Генетическая связь между классами неорганических соединений | ФО |
| | 61 | УОУР | Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | СР |
| | 62 | УРК | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | ПР |
| | 63 | УРК | Контрольная работа №4 по теме Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | КР |
| | 64 | | Анализ контрольной работы. | |
| | 65 | УОНЗ | Окислительно-восстановительные реакции. | ФО |
| | 66 | УОМН | Окислительно-восстановительные реакции. | ИРД |
| | 67 | УОУР | Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. | | СР |
| | 68-70 | УОУР | Повторение Защита проектов | | | ТР ТП |
Учебно методическое обеспечение используемое при работе по данной программе
Габриелян О. С. «Химия 8 класс» М.: ДРОФА, Вертикаль, 2015
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003
О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» – М.: Дрофа, 2013
Коллекции:
Топливо
Нефть
Стекло
Пластмассы
Полезные ископаемые
Оборудование:
Штатив для пробирок
Лабораторные штативы
Пробирки
Прибор для подтверждения закона сохранения массы веществ
Прибор для изучения состава воэдуха
Держатели для пробирок
Газоотводные трубки
Спиртовки
Весы аптекарские
Таган
Треугольник фарфоровый
Аппарат Киппа
Сетки металлические
Ложечки для сжигания веществ
Колбы различных объёмов
Стаканы химические
Стеклянные цилиндры
Стеклянные пипетки
Стеклянные трубочки
Воронки
Фарфоровая посуда
Учебные таблицы:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде
Электрохимический ряд напряжения металлов
Плакаты по химии для 8-11 класов
Медиаресурсы.
CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Список литературы
Денисова В. Г., Мастер – класс учителя химии 8-11 классы. М.: Планета 2010 – 272
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003
О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» – М.: Дрофа, 2013
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
Маркина И. В. , Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № 1 от ___ 08. 2016г. Руководитель ШМО _______ /Погосян Н.А./ | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. ___. 08.2016 г. |
9