Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Суминская средняя школа
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей «Естествознания» Жигачева О.И. ФИО Протокол №1 От «29»08. 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Немцева Ю.С. ФИО «01»09. 2016г. | «Утверждено» Приказ № 11/1 От «01»09. 2016г. Директор Петрова В.Н. ФИО |
Рабочая программа
по химии 8 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель биологии и химии
Жигачева О.И.
С.Сумы
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004год) по химии и авторской программы курса «Химия» 8 класс автор О.С. Габриелян М, Дрофа, 2011г.,
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С. Габриеляна, т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.С. Габриелян, Химия 8 класс учеб. для общеобразоват. учреждений М, Дрофа, 2013 г. Данный учебник включен в федеральный перечень, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне
Изучение химии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Обшая характеристика курса
Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 140 часов для обязательного изучения химии на ступени основного общего образования. При этом в ней предусмотрен резерв времени 7 часов, эти часы добавлены на изучение раздела «Химия и жизнь» из расчета 3 часа в 8 классе, 3 часа в 9 классе. Согласно учебному плану школы, на изучение химии на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В 8 классе 72 часа, из расчета 36 учебных недель, 2 часа в неделю. В 9 классе 68 часов, из расчета 34 учебных недели, 2 часа в неделю.
Практические работы и лабораторные опыты выполняются в полном объеме, несмотря на недостаток химических реактивов в школьной лаборатории. Использую СD «Виртуальная лаборатория», учителя химии нашего округа оказывают помощь (делятся хим. реактивами Кольцовская СОШ).
4ч - контрольные работы, 10ч -практические работы., лабораторные опыты -13.
Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю |
8 | 72 | 2 |
9 | 68 | 2 |
10 | 36 | 1 |
11 | 34 | 1 |
В авторскую программу внесены следующие изменения:
По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее во время изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить в течение изучения тем.
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №2 и №3.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 12 часов вместо 10 часов за счет включения практических работ №4 и №5
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения практических работ №6 № 7, №8, №9
Практические работы и лабораторные опыты выполняются в полном объеме, несмотря на недостаток химических реактивов в школьной лаборатории. Использую СD «Виртуальная лаборатория», учителя химии нашего округа оказывают помощь (делятся хим. реактивами Кольцовская СОШ, Первотроицкая СОШ).
Содержание учебного предмета
Введение (5 ч)Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа:
№1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (15 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
Практические работы:
№2 Наблюдения за изменениями, происходящие с горячей свечей и их описание.
№3 Анализ почвы и воды.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (12ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы:
№4. Признаки химических реакций.
№5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Контрольная работа №3
ТЕМА 5 Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (20 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность; движение окрашенных ионов в электрическом поле.; зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.; взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II); горение магния; взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13 Реакции характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)
Практические работы:
№6 «Ионные уравнения»
№7 « Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
№8«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
№9 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений»
Контрольная работа №4
Химия и жизнь (3 часа)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Практические работы
№10 Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Результаты освоения учебного предмета
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формирование знаний основ науки
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
Соблюдать правила техники безопасности
Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности
Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Ученик должен знать:важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи
Ученик должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде.;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
Учебно – тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные опыты, практические работы | Контроль |
| Введение | 5ч | П.Р 1 | |
1 | Атомы химических элементов | 10ч | | №1 |
2 | Простые вещества | 7 ч | | |
3 | Соединения химических элементов | 15ч | Л.О.2 П.Р.2 | №2 |
4 | Изменения, происходящие с веществами | 12 ч | Л.О.5 П.Р.2 | №3 |
5 | Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов | 20ч | Л.О.6 П.Р.4 | №4 |
6 | Химия и жизнь | 3 ч | П.р.1 | |
| Итого | 72 ч | | |
В авторскую программу внесены следующие изменения: По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее во время изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить в течение изучения тем. 1.Увеличено число часов на изучение тем: - «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1 - Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №2 и №3. - Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 12 часов вместо 10 часов за счет включения практических работ №4 и №5 - Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения практических работ №6 и № 7. Практические работы и лабораторные опыты выполняются в полном объеме, несмотря на недостаток химических реактивов в школьной лаборатории. Использую СD «Виртуальная лаборатория», учителя химии нашего округа оказывают помощь (делятся хим. реактивами Кольцовская СОШ). Для повышения образовательного уровня и получению навыков по практическому использованию знаний, программа предусматривает выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомление учащихся с установленными правилами безопасности. Всего на ступени основного общего образования проводится, согласно примерной программы основного общего образования по химии - 21 лабораторных и практических работ. По авторской программе – 47. В связи с этим, с целью выполнения ФК ГОС 2004 года, мною были добавлены лабораторные и практические работы в 8-9 классах. Календарно – тематическое планирование |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Практические, лабораторные, контрольные работы Д – демонстрация опытов . | Домашнее задание | Дата | | |
Введение. Первоначальные химические понятия – 5ч | | | | | |
1 | Правила ТБ в кабинете химии В. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях | 1 | | Введение§ 1,2,3 Инд. Задания: сообщения о Ломоносове, БутлеровеМенделееве | | |
2 | Практическая работа №1 «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» | 1 | П/р №1 | Оформить работу, повт 1, 2,3 | | |
3 | Понятие о химическом элементе и формах его существования. | 1 | | §4 №6 | | |
4 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | Проверочная работа | §5(повт). №1-4 выучить хим. Элементы | | |
5 | Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества | 1 | | §6 №3,6,7 (писм) | | |
| Тема 1 Атомы химических элементов – 10 ч | | | | |
6 | Атомы как форма существования химических элементов | 1 | Д. 1. Модели атомов химических элементов. 2.ПСХЭ | §7№1,3, доклады (индивид. задания) | | |
7 | Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента | 1 | | §7№1-4 доклады (индивид. задания) | | |
8 | Строение электронных оболочек атомов. Электроны. | 1 | | §8№1-5 | | |
9 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома | 1 | | §9до с.53 №2-4 | | |
10 | Периодический система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 1 | | §9 стр.53-55, доклады (индивид. задания) | | |
11 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. | 1 | | §10 № 1,3,4 | | |
12 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная связь | 1 | | § 11№1-4 | | |
13 | Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи | 1 | | §9 с. 56-58 №2 | | |
14 | Взаимодействие атомов химических элементов между собой. Металлическая связь | 1 | | §13 №1-3, повт 6-12 | | |
15 | Контроль знаний по теме: «Атомы химических элементов» | 1 | К\р №1 | | | |
| Тема 2 Простые вещества- 7ч | | | | |
16 | Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева | 1 | | Выучить мат. лекции | | |
17 | Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. | 1 | Д. 1. Коллекция металлов:Fe, AI, Ca, Mg, Na, K, Hg.(последние два в запаянных ампулах) 2. Образцы белого и серо | §14 №1,3,4 доклады (индивид. задания) | | |
18 | Простые вещества – неметаллы. | 1 | Д.1. коллекция неметаллов. 2. Получение и свойства белого и красного фосфора | §15 №3,4 доклады (индивид. задания) | | |
19 | Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | | §16 №1,2 | | |
20 | Молярный объем газов. | 1 | Д. Модель молярного объема газов | §17№3,4 | | |
21, 22 | Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | 2 | Проверочная работа | Повт. § 15,16,17 | | |
| Тема 3 Соединения химических элементов – 15 ч | | | | |
23 | Степень окисления. Валентность | 1 | | §18 №1,2 | | |
24 | Составление формул бинарных соединений | 1 | | | | | |
25 | Представители оксидов и летучих водородных соединений | 1 | Л/р №1: Знакомство с образцами веществ разных классов | §19 №1-6 | | |
26 | Основания, их состав и названия | . 1 | Д.1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикатора | §20 №1-6 | | |
27 | Кислоты, их состав и названия | .1 | Д. 1. Образцы кислот. 2. Изменение окраски индикатора | §21 №1-5 | | |
28 | Соли как производные кислот и оснований | 1 | Д.1. Образцы солей кислородсодержащих кислот. Кальцит и его разновидности | §22 №1-3 | | |
29 | Аморфные и кристаллические вещества. | 1 | Д.1. Модели кристаллических решеток. 2. Возгонка бензойной кислоты или нафталина Проверочная работа | §23 №1,4,5 доклады (индивид. задания | | |
30 | Чистые вещества и смеси | 1 | Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. Способы разделения смесей. 3. Дистилляция воды. Л/р №2: Разделение смесей | §24 №1,2,4 доклады (индивид. задания) | | |
31 | Практическая работа №2 «Анализ почвы и воды» | | П.\Р №2 | Оформить работу. Повт. 23, 24 | | |
32 | Массовая и объемная доли компонента смеси | 1 | | §25 №1-3 | | |
33-34 | Расчеты, связанные с понятием «доля» | 2 | Проверочная работа | §25 №4-7 | | |
35 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» | 1 | П/р 3 | Оформить работу, повт. §24 | | |
36 | Контроль знаний по теме: «Соединения химических элементов» | 1 | | К/р №2 | | | | |
| Тема 4 Изменения, происходящие с веществами – 12 ч | | | | | |
37 | Физические явления | 1 | Д. 1.Плавление парафина; 2.Возгонка йода или бензойной к-ты; 3.Растворение перманганата калия; 4.Диффузия душистых в-в с горящей лампочки накаливания | §26 №2-4 доклады (индивид. задания) | | | |
38 | Явления, связанные с изменением состава вещества. | .1 | Д.1.Горение магния, фосфора; 2.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом); 3.Получение гидроксида меди(II). Л/р №3: Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге | §27 №1-5 доклады (индивид. задания) | | | |
39 | Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой» | 1 | П/р №4 | Оформить работу, повт §25, | | |
40 | Практическая работа №5 «Признаки химических реакций» | | П\Р №5 | | | |
41 | Понятие об экзо – и эндотермических реакциях | 1 | | Записи в тетради, повт. §27 | | |
42 | Решение задач по теме: «Экзо – и эндотермические реакции» | 1 | | Записи в тетради, повт. § 26 | | |
43 | Закон сохранения массы вещества Химические уравнения. | 1 | Л/р №4: Окисление меди в пламени спиртовки Л/р №5: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа | §28 до слов «С помощью уравнений химических реакций..»№1 | | |
44 | Реакции разложения, соединения, замещения, обмена | 1 | Д: 1.Растворение гидроксида меди в кислотах; 2.Взаимодействие оксида меди (II) с серной к-той; 3.Разложение перманганата калия; 4.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Л/р №6: Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты Л/р №7: Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом | §30,31,32, 33 | | |
45 | Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | Д: 1.Разложение пероксида водорода; 2.Электролиз воды. | §34 №2-4 | | | |
46 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | Инструктивная карточка по решению задач | Решение задач | | |
47 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | | Решение задач | | |
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | | Повт. §26-28 | | |
49 | Контроль знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | К\р №3 | | | |
| Тема 5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 20 ч | | | |
50 | Растворение как физико – химический процесс. | 1 | Д. 1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | §35 доклады (индивид. задания) | | |
51 | Понятие об электролитической диссоциации | 1 | Д. 2.Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации | §36 №1-6 | | |
52, | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) | 2 | Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. | §37 №1-5 | | |
53 | Практическая работа №6 «Ионные уравнения» | | П\Р №6 | Оформить работу, | | |
54 | Кислоты, их классификация | 1 | Д. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди Л\р №8 Реакции, характерные для растворов кислот 9соляной или серной) | §38 №1-6 | | |
55 | Основания, их классификация | 1 | Л\р №Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия) Л\р №10 Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II | §39 №1-5 | | |
56 | Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей | 1 | Л\р №11 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II)) | §42 №1-3 | | | |
57 | Соли, их свойства | 1 | | §42 №4, 5 | | |
58 | Оксиды, их классификации и химических свойствах | 1 | Д. 1.Горение магния 2.Взаимодействие хлорной и сероводородной воды Л\р №12 Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция) Л\р №13 Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа) | §41 №1-5 | | |
59,60 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 2 | | §43 №1-5 | | |
61 | Практическая работа №7 « Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» | | П\Р№7 | Оформить работу, | | |
62 | Окислительно – восстановительные реакции | 1 | | §44 №1-3, доклады (индивид. задания) | | |
63 | Урок – упражнение в составлении окислительно – восстановительных реакций | 1 | | §44 №4-8 | | |
64 | Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции | 1 | | Повт 43,37 | | |
65 | Свойства простых и сложных веществ | 1 | | Повт §36, 37 | | |
66 | Практическая работа №8«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | 1 | П\Р 8 | Оформить работу, повт. §38-41 ( в учебнике №8) | | |
67 | Практическая работа №9 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений» | 1 | П\Р №9 | Оформить работу, повт §42,43 | | |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | К\р №4 | | | | |
69 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | |
| Тема 6. Химия и жизнь | 3 | | | | |
70 | Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением | 1 | Д. Образцы лекарственных препаратов. | | | | | |
| | | | | | | | |
71 | Практическая работа №10 Знакомство с образцами лека8рственных препаратов | 1 | Практическая работа №10 Знакомство с образцами лекарственных препаратов | | | |
72 | Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота | 1 | Практическая работа №10 Знакомство с образцами лекарственных препаратов | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература ,рекомендованная для учителя:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
2.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
3..Письмо Министерства образования и науки от 19.12.2012 № 1067 «О утверждении федерального перечня учебников рекомендованных на 2012-2013 учебный год»
4. Авторская программа «Химия. 8» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2008г
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
4. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
5. Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005.
.6. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
7.. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
Литература ,рекомендованная для ученика:
1.Учебник: О.С. Габриелян, А.В. Яшукова Химия 8 класс базовый уровень; М, Дрофа, 2008 г.
2. Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
4. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
19