СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии к учебнику Н.Е.Кузнецовой, 9 класс. 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т. Тенишево

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

учителей естественно-математического МБОУ «Рудницкая СОШ» «Рудницкая СОШ»

цикла МБОУ «Рудницкая СОШ» п.г.т. Тенишево п.г.т. Тенишево

п.г.т. Тенишево

____________ /Миннигалеева А.Н./ _________ /Феткулова И.И./ _______ /Хафизова Р.Х./

Протокол №1

от «____» _________ 2016 г. «____» _________2016 г. «____»________2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 9 класса

на 2016 – 2017 учебный год

составлена по УМК Н.Е.Кузнецовой

к учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н. Химия 9 класс.





Разработала:

Миннигалеева Анастасия Николаевна

учитель химии высшей категории



2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база преподавания предмета

Данная рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законами РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2012 года № 1067);

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов);

  • Приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

  • Уставом МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского муниципального района;

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан.

  • Примерной программой основного общего образования по химии;

  • Рабочей программой по химии 8 – 11 классы, по программе Н.Е.Кузнецовой – М.: Вентана- Граф, 2012 г


Общая характеристика учебного предмета

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими задачами предлагаемого курса являются:

- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.



Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа по химии предполагает изучение предмета на ступени основного общего образования в объеме 138 часов. В 8 классе – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю при использовании учебника «Химия 9» - авторы Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; издательство «Вентана-Граф», 2012 год





Результаты усвоения программы.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты.

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения, изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•'определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников


Основное содержание предмета


Тема

Всего часов

Практических работа

Контрольных работ


Повторение некоторых вопросов курса 8 класса.

2


1

Раздел 1 Теоретические основы химии

.

Тема 1. Химические реакции, закономерности протекания.

4

1

-


Тема 2. Растворы. Электролитическая диссоциация.

12

1

1

Раздел 2. Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения


Тема 3. Общая характеристика неметаллов

1

-

-


Тема 4. Подгруппа кислорода

7

-

1


Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители

9

2

1


Тема 6. Подгруппа углерода.

6

1

1

Раздел 3. Металлы


Тема 7. Общие свойства металлов.

3

-

-


Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп.

8

1

1

Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях.


Тема 9 Углеводороды

5




Тема 10. Кислородсодержащие соединения.

2

-

-


Тема 11. Биологически важные органические соединения.

3

-

1

Раздел 5. Химия и жизнь.


Тема 12. Человек в мире веществ.

2

-

-


Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение

3

-

1

Итоговое повторение

1



ИТОГО

68

6

8











Планируемые результаты

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;

  • экологизации курса химии;

  • интеграции знаний и умений;

  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.


Требования к уровню подготовки обучающихся

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка «1» ставится, если ответ ученика не соответствует требованиям программы

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к его оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

- способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.



Методическое обеспечение программы


Курс химии 9 класса строится на основе учебно-методического комплекта:

Учебники:

«Химия 9» - авторы Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; издательство «Вентана-Граф», 2012 год

Методические пособия:

Гара Н.Н. Химия: уроки 9 класс. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2012 г.

Бейгер Л.М. Химия. 8 -9 класс: Дидактический материал, самостоятельные и итоговые контрольные работы. – Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2004 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

Химия 8-9 класс. Базовый уровень. Мультимедиа обучающий курс. – г. Йошкар-Ола, Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 г.

Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание. – г. Йошкар-Ола, Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2004 г.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

www.edios.ru www.km.ru/educftion http://chemistry48.ru www.school.collecsion.ru







Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе



Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Практическая/ лабораторная работа

Оборудование/Д. эксперимент

Контроль

Региональный компонент

Дом. задание

Дата проведения

П

Ф

Повторение некоторых вопросов курса 8 класса. 2 часа

1

Повторение основных понятий химии.

УАЗ



ПС, таблицы


РТ- республика нефтехимии




2

Входной контроль

УАЗ




Входное тестирование





Раздел 1 Теоретические основы химии

Тема 1. Химические реакции, закономерности протекания. 4 часа.

1/3

Энергетика химических реакций.

УИНМ

Вещества исходные и продукты

Энергия активации


Д.Э. стр.7

Д.Э.стр.12

Цепочка превращений





2/4

Скорость химических реакций

УСЗ

Урок практическая работа

Скорость х.реакции

Факторы, влияющие на скорость х.р

П/р №1 Влияние различных факторов на скорость химических реакций







3/5

Расчеты по термохимическим уравнениям.

У применения ЗУН

Термохимические уравнения

Алгоритм решения задач



Алгоритм решения задач на термохимический расчет






4/6

Химическое равновесие.

УИНМ

Реакции, идущие до конца

Обратимые реакции

Химическое равновесие

Динамическое равновесие



Факторы, влияющие на скорость





Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации. 12 часов.

1/7

Понятие о растворах. Вещества – электролиты и неэлектролиты.

УСЗ

Растворимость

Растворитель

Полярный и неполярный растворители

Электролиты

Неэлектролиты

Лабораторный опыт: растворимость веществ стр.18


Задача термохимический расчет





2/8

Ионы – переносчики зарядов. Механизм электролитической диссоциации

УИНМ

Диполь воды

Диссоциация

Гидратированныеионы

Сольватация

Уравнения Э.диссоциации


Таблицы. СД, Д.Э. электропроводимость растворов






3/9

Свойства ионов.

УИНМ

Ионы

Отличие ионов от атомов

Окрашенные ионы

Свойства веществ- свойства ионов

Лаб. Опыт стр.30


Механизм диссоциации





4/10

Сильные и слабые электролиты.

УИНМ

Сильные и слабые электролиты

Степень диссоциации



Д.Э. Электропроводность растворов различной концентрации






5/11

Реакции ионного обмена.

УИНМ

РИО, Алгоритм записи РИО,

Условия протекания РИО до конца

Лаб. Опыт стр 37, РИО


Список си льных и слабых элек тролитов





6/12

Задачи. Расчеты по химическим уравнениям,

если одно из реагирующих веществ в избытке.

У применения ЗУН

Избыток веществ

Недостаток

Алгоритм решения задач



РИО





7/13

Кислоты как электролиты.

УСЗ

Кислоты в свете ТЭД

Классификация кислот

Свойства кислот

Ион гидроксония

Лаб.опыт Свойства кислот

Д.Э.свойства кислот

Алгоритм задачи

Производство кислот на химических заводах РТ




8/14

Основания как электролиты.

УСЗ

Основания - электролиты

Классификация

Амфотерные электролиты

Лаб. Опыт свойства оснований

Стр. 43


Свойства кислот





9/15


Соли как электролиты.

УСЗ

Соли - электролиты

Свойства солей

Способы получения солей

Лаб.опыт свойства солей

Д.Э. свойства солей






10/16

Гидролиз солей.

УИНМ

Взаимодействие соли и воды

Гидролиз

Механизм гидролиза

Лаб.опыт.:Гидролиз

Д.Э. гидролиз






11/17

Практическая работа № 2: «Свойства кислот, щелочей в свете ТЭД»

Практическая работа

Растворы

ТЭД

РИО



Индивидуальный контроль знаний по теме





12/18

Контрольная работа №1.

У. обобщения и систематизации

Повторение основ ных вопросов темы

Подготовка к контролю ЗУН на практической и индивидуальном у контролю









Раздел 2 Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения

Тема 3. Общая характеристика неметаллов- 1

1/19

Положение НеМе в ПС, в природе. Свойства НеМе и нахождение в природе.

УИНМ

НеМе в ПС

Особенности строения атома

Молекулярное строение простых веществ

Кристаллические решетки НеМе

Аллотропия


ПС, таблицы, СД, модели кристаллических решеток






Тема 4. Подгруппа кислорода 7 часов.

1/20

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Кислород и озон.

УИНМ

Халькогены Физико-химические свойства простых веществ

Кислород, озон

Окислительные свойства О2 и О3


ПС, СД , кристаллические решетки, образцы веществ






2/21

Сера как химический элемент и простое вещество.

УИНМ

Сера -элемент

Сера - простое вещество

Аллотропия серы

Л.о. ознакомление с образцами серы и ее природных соединений

Д.Э.: получение аллотропных модификаций серы

Общая характеристика халькогенов





3/22

Сероводород и сульфиды.

УИНМ

Сероводород

Сульфиды

Физиологическое воздействие

Физико-химические свойства


Д.Э.получение и свойства

Н2 S

Качественная реакция на сульфид-ион

Свойства серы





4/23

Важнейшие кислородосодержащие соединения серы. Оксиды серы: состав, строение, свойства.



УИНМ

Сернистый газ

Химические свойства оксидов

Сернистая кислота

Сульфиты

Качественная реакция на сульфит-ион


ПС, СД

сероводород





5/24

Серная кислота. Химические свойства разбавленной серной кислоты.

УСЗ

Серная кислота

Сульфаты

Качественные реакции на сульфат-ион

Лаб. Опыты: качественная реакция на

-SO42- ;определение сульфата


сульфиты

Завод им.Карпова в г. Менделеевске РТ




6/25

Концентрированная серная кислота. Производство серной кислоты.

УСЗ

Концентрированная кислота

Окислительные особенности


Д.Э.свойства концентрированной кислоты. Стр. 92-93






7/26

Контрольная работа № 2 по темам 3-4

У.контроля и коррекции

Неметаллы - на примере халькогенов



Тест по НеМе и халькогенам





Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители 9 часов

1/27

Общая характеристика элементов подгруппы азота по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева.

УСЗ

Положение в ПС

Особенности строения атома элементов 5 группы Характер изменения свойств в группе








2/28

Азот как химический элемент и простое вещество.

УИНМ

Азот -простое вещество, элемент.

Физико-химические свойства азота

Особенности химической связи в молекуле




Азот в жизни живой природы




3/29

Аммиак. Соли аммония.

УИНМ

Водородное соединение азота

Характер соединения

Физико-химические свойства

Соли аммония

Лаб. Опыт: качественная реакция на ион аммония

Л.о. Получение аммиака

Д.Э.получение аммиака

Растворение аммиака в воде

Действие на ндикатор

Горение аммиака

Взаимодействие с кислотами

Особенности азота





4/30

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и исследование его свойств».

У.практическая работа

Лабораторный способ получения аммиака

Свойства аммиака

№3«Получение аммиака и исследование его свойств».


Свойства аммиака





5/31

Оксиды азота. Значение в природе и жизни человека.










6/32

Азотная кислота. Нитраты.

УИНМ

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты

Качественная реакция


Д.Э. разложение кислоты

Взаимодействие с металлами

Качественная реакция

Свойства нитратов


Нитраты в растениях




7/33

Фосфор и его важнейшие соединения.

УИНМ

Простое вещество

Элемент -фосфор

Особенности свойств


Д.Э.превращение красного фосфора в белый

Сжигание спички

Качественная реакция на фосфат-ион

Особенности азотной кислоты

Роль фосфора для нас




8/34

Минеральные удобрения. Практическая работа «Минеральные удобрения»

У. практической работы

Минеральные удобрения и их химико-биологические функции Классификация удобрений

Питательная ценность

Микроудобрения

Правила внесения удобрений

Лаб. Опыт знакомство с образцами удобрений


Соединения фосфора

Производство удобрений в РТ

Потребность почвы в удобрениях

Внесение удобрений




9/35

Контрольная работа № 3 по теме 5 «Элементы V группы»

У. контроля и коррекции

Элементы группы азота

особенности



Тест по теме «5 группа»





Тема 6. Подгруппа углерода 6 часов

1/36

Общая характеристика подгруппы углерода по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева. Углерод как химический элемент и простое вещество.

УСЗ

Особенности строения атома элементов 4 группы

Характеристика простых веществ 4 группы

Характер изменения свойств в группе Аллотропия углерода

Сравнение аллотропных модификаций

Физико-химические свойства углерода

Адсорбция

Д.Э. адсорбция,


горение

Модели кристаллических решеток, СД







2/37

Оксиды углерода.

УИНМ

Оксиды углерода

Физико-химические свойства оксидов углерода

Качественная реакция на углекислый газ



Свойства углерода

Физиологическое воздействие оксидов углерода

Парниковый эффект




3/38

Угольная кислота и ее соли.

УИНМ

Особенности угольной кислоты

Соли угольной кислоты: гидрокарбонаты

Карбонаты

Качественная реакция на карбонат-ион

Лаб.опыт: взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

Качественная реакция



Оксиды в уравнениях реакций

Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в недрах РТ, района




4/39

Практическая работа № 3 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».

У.практическая работа

У. применения ЗУН

Подтверждение свойств углекислого газа

Распознавание карбонатов из предложенных веществ

Навык работы в лаборатории

№3 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».



Помощь при отравлении углекислым газом




5/40

Кремний и его свойства. Соединения кремния. Силикатная промышленность.

УИНМ

Особенности строения кремния и его свойства. Кремниевая кислота. Силикатная промышленность.




Силикатная промышленность РТ.




6/41

Контрольная работа № 4 по теме 6 «Элементы IV группы»

У. контроля и коррекции

Элементы группы углерода и их

особенности



Тест по теме «4 группа»





III раздел. Металлы

Тема 7. Общие свойства металлов. 3 часа

1/42

Общая характеристика металлов по их положению в ПСЭ Д.И. Менделеева. Распространение в природе и получение металлов.

УСЗ

Положение в ПС

Особенности строения атомов металлов Металлическая связь

Распространение в природе

Получение металлов


Модели кристаллических решеток

СД, презентация






2/43

Металлы как простые вещества. Особенности строения и физико-химические свойства.

УИНМ

Простые вещества Ме

Физико-химические свойства

Ряд активности металлов


Таблицы, СД, презентации

Особенности свойств Ме- строение атомов и положение в ПС

Мир до каменного века




3/44

Сплавы и их применение. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

УСЗ

Ознакомительное изучение

Виды сплавов. Коррозия Ме - ОВР

Виды коррозии

Меры защиты Ме от коррозии


Презентация, таблица

Химические свойства

Сплавы в доме и технических средствах Защита Ме от коррозии




Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп 8 часов

1/45

Металлы 1-щй группы ПСХЭ и их свойства

УИНМ

Особенности щелочных МЕ

Характер изменения свойств в группах. Свойства щелочных Ме



Коррозия





2/46

Металлы II А – группы ПСЭ Д.И. Менделеева.

УИНМ

Характер изменения свойств в группе

Щелочно-земельные Ме и их свойства


Лаб. Опыт Знакомство с природными образцами соединений кальция, магния


Щелочные Ме

Запасы соединений Са и магния в РТ, районе




3/47

Важнейшие свойства щелочноземельных металлов. Жесткость воды.

УИНМ

Распространение в природе

Жесткость воды

Химические свойства щ-з МЕ

Лаб. Опыт определение жесткости воды

Д.Э. взаимодействие кальция и магния с водой, свойства известковой воды

Характер изменения свойств в группе

Качество воды села

Проект учащихся




4/48

Алюминий и его соединения.

УСЗ

Особенности алюминия

Амфотерность

Простое вещество. Соединения алюминия

Лаб.опыт - изучение свойств алюминия, амфотерность

Д.Э. взаимодействие алюминия с оксидами Ме

Ответ на познавательный вопрос





5/49

Железо – представитель d – элементов.

УИНМ

Ме побочных подгрупп

Особенность строения атома железа


Таблицы, презентации, СД

Особенность взаимодействия Al(OH)3 со щелочами





6/50

Важнейшие соединения железа.

УСЗ

Оксиды

Гидроксиды, соли железа

Характер соединений железа

Нахождение в природе

Лабораторные опыты по свойствам соединений 2 и 3 валентного железа

Качественные реакции на ионы железа

Таблицы, презентации, СД, образцы природных соединений (руды)

Характеристика элементов побочных подгрупп





7/51

Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме « Металлы».

У. применения ЗУН

Изучение свойства МЕ методом исследования

Последовательность работы стр. 255







8/52

Контрольная работа № 4 по темам 7-8.

У.контроля и

коррекции

Свойства Ме главных и побочных подгрупп



Тестовый контроль темы





IV раздел. Общие сведения об органических соединениях


Тема 9. Углеводороды 5 часов

1/53

Возникновение и развитие органической химии

УИНМ

Органические и неорганические вещества

История становления науки. Основные положения теории Бутлерова.

Домашний эксперимент



А.М.Бутлеров

Казанская школа химиков- органиков




2/54

Классификация и номенклатура углеводородов

УИНМ

Классы углеводородов, гомологические ряды, изомеры.








3/55

Алканы. Физические и химические свойства.

УИНМ

Предельные углеводороды

Обзор свойств

Практическая работа №4

Моделирование

Таблицы, презентация, СД

Особенности органических соединений

Запасы алканов в РТ, на территории нашего района



4/56

Алкены. Этилен. Физические и химические свойства.

УИНМ

Непредельные

Особенности строения и свойств

Лаб. опыт получение этилена

Таблицы, презентация, СД


Этилен в овоще-

хранилищах




5/57

Алкины. Природные источники углеводородов.

УИНМ

Непредельные углеводороды. Алкины. Нефть и каменный уголь – источники углеводородов.

Демонстрация.Коллекции: нефть, уголь.

Таблицы, презентация, коллекции







Тема 10. Кислородсодержащие соединения 2 часа.

6/58

Понятие о спиртах (метанол, этанол, глицерин).

УИНМ

Производные углеводородов

Спирты

Свойства спиртов

Физиологическое воздействие спиртов

Лаб. опыт качественная реакция на многоатомные спирты

Образцы, таблицы, СД

Углеводороды

Физиологическое влияние соединений

Проблема алкоголизма




7/59

Понятие об альдегидах и карбоновых кислотах

УИНМ

Альдегиды, предельные карбоновые кислоты

Особенности

Отличия и сходства с минеральными

Домашний эксперимент : уксусная и лимонная кислоты


Определи вещества

Кислоты в быту





Тема 11. Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки) 3 часа

8/60

Жиры и углеводы.

УИНМ

Вещества живого организма, биологические важные вещества: жиры, углеводы.

Лаб. Опыт по определению углеводов



Вещества твоего организма




9/61

Белки

УИНМ

Вещества живого организма, биологические важные вещества: белки.

Лаб. опыты по белкам

Качественные реакции







10/62

Контрольная работа № 5 по темам 9-11

У.контроля и

коррекции

Органические вещества и их свойства



Тестовый контроль темы






V-й раздел Химия и жизнь


Тема 12. Человек в мире веществ 2 часа

1/63

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающая среда.

Полимеры. Области применения полимеров.

УИНМ

Химическая экология. Охрана окружающей среды. Важнейшие пластмассы и их применение

Демонстрации: коллекции полимеров

Д.о. свойства полимеров.

Таблицы, СД.


Производство оргсинтез и Нафис в РТ.




2/64

Химия и здоровье человека.

УИНМ

Лекарства и лекарственные средства, из значение для организма человека.

Демонстрация аптечки ПМП.

Таблица, СД, аптечка.







Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение 3 часа

1/65

Химическая технология как наука

УИНМ

Понятие химической технологии, сырья.


Таблицы, карта РФ






2/66

Металлургия и ее виды.

УИНМ

Металлургия, производство чугуна и стали

Демонстрации коллекция «Чугун и сталь»







3/67

Контрольная работа №6 по темам 12-13

УСЗ

Химическое производство и его значение.



Самостоятельная работа





Итоговое повторение 1 час

1/68

Итоговая контрольная работа № 6

УСЗ