Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Суминская средняя школа
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей «Естествознания» Жигачева О.И. ФИО Протокол №1 От «29»08. 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Немцева Ю.С. ФИО «01»09. 2016г. | «Утверждено» Приказ № 11/1 От «01»09. 2016г. Директор Петрова В.Н. ФИО |
Рабочая программа
по химии 9 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель биологии и химии
Жигачева О.И.
С.Сумы
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 9 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004год) по химии и авторской программы курса «Химия» 9 класс автор О.С. Габриелян М, Дрофа, 2011 г.,
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С. Габриеляна, т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.С. Габриелян, Химия 9 класс: для образовательных учреждений; М, Дрофа, 2008 г. Данный учебник включен в федеральный перечень, соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов общего образования, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.»
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы
Изучение химии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели и задачи программы обучения:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.Общая характеристика учебного предмета
1.Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 140 часов для обязательного изучения химии на ступени основного общего образования. При этом в ней предусмотрен резерв времени 7 часов, эти часы добавлены на изучение раздела «Химия и жизнь» из расчета 3 часа в 8 классе, 3 часа в 9 классе. Согласно учебному плану школы, на изучение химии на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В 8 классе 72 часа, из расчета 36 учебных недель, 2 часа в неделю. В 9 классе 68 часов, из расчета 34 учебных недели, 2 часа в неделю.
Практические работы и лабораторные опыты выполняются в полном объеме, несмотря на недостаток химических реактивов в школьной лаборатории. Использую СD «Виртуальная лаборатория», учителя химии нашего округа оказывают помощь (делятся хим. реактивами Кольцовская СОШ).
Контрольных работ- 4
7 ч- практические работы., 17- лабораторные опыты.
Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю |
8 | 72 | 2 |
9 | 68 | 2 |
2.Содержание программы учебного предмета химии
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 6ч.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт:
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»
Тема 1. Металлы – 18ч.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимических ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро –, гидро - , электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации:
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Ознакомление с образцами природных соединений:
Натрия;
Кальция;
Алюминия;
Железа.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Качественная реакция на Fe2+ и Fe3+.
Практические работы:
Осуществление цепочки химических превращений металлов.
Получение и свойства соединений металлов.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Контрольная работа №2 по теме «Металлы».
Тема 2. Неметаллы – 26ч.
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат – ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (I I) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат – ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства, применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации:
Образцы галогенов – простых веществ.
Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов.
Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты:
Качественная реакция на хлорид – ион.
Качественная реакция на сульфат – ион.
Растворение солей аммония.
Получение углекислого газа и его распознавание.
Качественная реакция на карбонат – ион.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы:
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
Получение собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».
Тема 3. Органические соединения - 10ч.
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации:
Модели молекул метана и других углеводородов.
Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Образцы этанола и глицерина.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Получение уксусно – этилового эфира.
Омыление жира.
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Горение белков (шерсти или птичьих перьев).
Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты:
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства глицерина.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 4. Химия и жизнь. (3 часа)
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Практические работы:
№ 7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 5ч.
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металлов, неметаллов и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основании и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
3. Результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения химии ученик должен знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Из них |
По авторской программе | По программе учителя | Контроль, лабораторные опыты, практические работы |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 6 | 6 | Л.О.- 1 К.Р.-1 |
2. | Тема 1. Металлы | 15 | 18 | Л.О-.5 П.Р-.3 К.Р. -1 |
3 | Практикум №1 Свойства металлов и их соединений | 3 |
4. | Тема 2. Неметаллы | 23 | 26 | Л.О-.7 П.Р-.3 К.Р-.1 |
5 | Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений | 3 |
6. | Тема 3. Органические соединения | 10 | 10 | Л.О. -4 К.Р-.1 |
7 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы (задания ОГЭ) | 8 | 5 | П.Р.-1 |
8 | Тема 4 Химия и жизнь | | 3 | П.Р.-1 |
| Итого | 68 | 68 | Л.О. -17; П.Р. -7 К.Р. - 4 |
В авторскую программу внесены следующие изменения:
По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее во время изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить в течение изучения тем.
В Рабочей программе, в отличие от авторской программы О.С. Габриеляна, сокращено количество часов на повторение и обобщение материала, изученного в 9 класса с 8ч. до 5ч. Освободившиеся 3 часа отведены на реализацию темы «Химия и жизнь», обязательную для изучения.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в рабочей программе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Тема №3 «Неметаллы» дополнена разделом «Общая характеристика кислорода».
Увеличены темы №3 «Металлы» и №4 «Неметаллы» на 3 часа каждая за счет включения практических работ.
Практические работы и лабораторные опыты выполняются в полном объеме, несмотря на недостаток химических реактивов в школьной лаборатории. Использую СD «Виртуальная лаборатория», учителя химии нашего округа оказывают помощь (делятся хим. реактивами Кольцовская СОШ).
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Практические, лабораторные, контрольные работы Д – демонстрация опытов | Домашнее задание | Дата | |
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч.) | | | |
1 | Правила ТБ в кабинете химии. Вводный инструктаж. Характеристика химического элемента. | 1 | | §1, упр. 1 – 3 | | |
2. | Характеристика химического элемента. Свойства оксидов, кислот. | . 1 | | §2, упр. 1-3; | | |
3. | Свойства оснований и солей. | 1 | | §3, упр. 1 – 3; | . | |
4 | Генетические ряды металла и неметалла | 1 | | Хим. уравнения | | |
5. | Понятие о переходных элементах. | 1 | Л.О №1 Реакции получения и свойства гидроксидов цинка . | §35-43(по уч. 8 кл.); | | |
6. | Контрольная работа № 1Повторение основных вопросов химии 8 класса. | 1 | Контрольная работа № 1 | | | |
ТЕМА 1. Металлы (18 часов) | | |
7. | Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева | 1 | Л. О № 2 Ознакомление с коллекцией образцов металлов | §4 прочитать, упр. 1-3, §5 выучить, упр. 1 – 3, §6.. | | |
8. | Химические свойства металлов как восстановителей. | 1 | Д. 1. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Л.О.№3 Взаимодействие металлов с растворами кислот | §8, упр. 1, 3; . | | |
9. | Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | 1 | Д. Опыты, демонстрирующие коррозию металлов и способы защиты их от коррозии. | §10, упр. 1-3 | | |
10 | Сплавы, их свойства и значение | 1 | Д. Образцы сплавов | §7 | | |
11 | Способы получения металлов. | . 1 | Д. Востановление металлов углем, водородом. Л.О №4 Ознакомление с коллекцией руд | §9, упр. 1 – 5; | | |
12. | Общая характеристика щелочных металлов | .1 | Д. 1. Образцы щелочных металлов. 2. Взаимодействие Na Li с водой, кислородом, неметаллами. 3. Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде | §11( до соединений щелочных металлов), упр. 1 – 2 | | |
13. | Важнейшие соединения щелочных металлов. | 1 | Д. Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени. Д. Образцы природных соединений щелочных металлов | §11 упр. 3, 4; . | | |
14. | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. | 1 | Д. 1. Образцы щелочноземельных металлов. 2. Взаимодействие Сa с водой, кислородом, неметаллами. 3. Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, их растворимость в воде. | §12 до соединений щелочноземельных металлов, упр. 1, 6; | | |
15. | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. | .1 | Д. 1 Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 2. Свойства негашеной извести | §12 до солей щелочноземельных металлов, упр. 5, 8. | |
16. | Алюминий. | 1 | Д.1 Демонстрация механической прочности оксидной пленки алюминия. Д 2 Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов Д.3 . Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей | §13 до соединений алюминия, упр. 3, 4, 7; | | |
17. | Соединение алюминия. | .1 | Л.О.№ .5 Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности. Д . Ознакомление с образцами природных соединений алюминия | §13 – «соединений алюминия», упр. 6, 8. | | |
18. | Железо. | .1 | Д. 1. Образцы сплава железа. 2. Горение железа в кислороде и хлоре. 3. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. 4. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам. | §13, 14 до соединений железа, упр. 4, 5. | | |
19. | Генетические ряды Fe2+ и Fe 3+ | 1 | Д.1 . Получение и свойства гидроксидов железа (II) и (III). Л.О.№ 6 Качественные реакции на Fe2+ и Fe 3+ | §14, упр. 2(а), 8. | | |
20 | Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | 1 | Практическая работа №1 | Оформить работу | | |
21 | Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | Практическая работа №2. | Оформить работу | | |
22 | Практическая работа №3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». | 1 | Практическая работа №3 | Оформить работу | | |
23. | Обобщение материала по теме «Металлы». | 1 | | стр. 76, 77 (2-й уровень). | | |
24. | Контрольная работа №2 по теме «Металлы». | 1 | Контрольная работа №2 | | | |
ТЕМА 3. НЕМЕТАЛЛЫ (26 часов). | | |
25. | Общая характеристика неметаллов. | .1 | . Д. 1. Ряд ЭО. 2. Модели атомных кристаллических решеток ( на примере модификаций углерода алмаза и графита) и молекулярных (на примере озона и кислорода). 3. Состав воздуха | §15, упр. 1-5. | | |
26 | Физические свойства неметаллов | 1 | | §16 | | |
27 | Водород. | .1 | Д.1 Получение водорода взаимодействием активных металлов с | §17, упр. 2-4 | | |
28. | Общая характеристика галогенов. | 1 | Д.1. Образцы галогенов – простых веществ. 2. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 3. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. | §18, | | |
29. | .Основные соединения галогенов. | 1 | Д. 1Получение и св-ва HCl. Д .2 Образцы природных хлоридов. Л.О.№ 7 Качественная реакция на хлорид-ион. | §19, 20, упр. 1-6, | | |
30. | Общая характеристика кислорода | 1 | | §21, упр. 1, 2. | | |
31. | Сера. | .1 | Д. 1. Получение пластической серы 2. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом | §22, упр. 2, 3, 6. | | |
32. | Оксиды серы (IV) и (VI). | .1 | Д. 1. Получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с H2SO4 (конц.). 2. Взаимодействие SO2 с водой и щелочью. 3. Обесцвечивание красок с помощью SO2. 4. Разбавление H2SO4 (конц.). Д. Ознакомление с образцами сульфатов | §23 | |
33 | Сероводородная, сернистая и серная кислоты. | 1 | Л.О.№8 . Качественная реакция на сульфат-ион. Д.1 . Ознакомление с образцами сульфатов | §23 | |
34 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Практическая работа №4 | Оформить работу | |
35. | Азот. Оксиды азота(11) и (4) | .1 | Д. Корни бобовых растений с клубеньками | §24 упр. 1-4, | | |
36. | Аммиак , строение , свойства, получение и применение | .1 | Д. 1. Получение, собирание и распознавание аммиака. 2. Растворение аммиака в воде. 3. Взаимодействие аммиака с хлороводородом | §25, упр. 1 – 5. | | |
37. | Соли аммония. | 1 | Д.1. Получение солей аммония. 2. Химическая возгонка хлорида аммония. Л. О.№ 9 Качественная реакция на NH4 | §26, упр. 1 – 5. | | |
38 | Азотная кислота и ее свойства и применение. | .1 | Д.1. Химические свойства HNO3 как электролита. 2. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью | §27 (до солей азотной кислоты), упр. 1 – 3 | | |
39. | Нитраты и нитриды. | .1 | Д.1 Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Д.2 Знакомство с коллекцией азотных удобрений | §27, упр. 6,7. | | |
40. | Фосфор | 1 | Д.1. Получение белого фосфора из красного. 2. воспламенение белого фосфора. | .§ 28 до кислородных соединений фосфора | | |
41. | Основные соединения фосфора. | .1 | Д.1. получение оксида фосфора (V) горением. Д2. растворение P2O5 в воде. Д 3свойства H3PO4 как электролита. Д. 4. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений. | § 28, упр. 4 – 7. | | |
42. | Углерод. | . 1 | Д.1. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 2. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворенных или газообразных веществ. 3. Горение угля в кислороде | § 28, упр. 1 – 6. | | |
43 | Оксиды углерода (II) и (IV). | .1 | Л. О.№ 10 Получение, собирание и распознавание углекислого газа | § 29 до угольной кислоты, упр. 1 – 3. | | |
44 | Угольная кислота и ее соли. | 1 | Д.1 . Знакомство с коллекцией карбонатов. Л.О.№11 Качественная реакция на карбонат ион.- Д.2 Переход карбоната кальция в гидрокарбонат и обратно. | § 30, упр. 6 – 8. | | |
45 | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота углерода». | 1 | Практическая работа №5 | Оформить работу | | |
46 | Кремний. | .1 | Д.1 Знакомство с коллекцией природных соединений кремния | § 31 до применения кремния | | |
47. | Понятие о силикатной промышленности. | .1 | Л. О. №12,13 Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента | § 30, упр. 5 – 6 | | |
48 | Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | Практическая работа №6 | Оформить работу | | |
49 | Обобщающий урок по теме «Неметаллы». | 1 | | | | |
50 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». | 1 | Контрольная работа №3 | Контрольная работа по теме «Неметаллы». | | |
ТЕМА 5. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (10 часов) | | | | |
51. | Вещества органические и неорганические. | .1 | Д. Образцы природных и синтетических веществ Л.О.№14 Изготовление моделей молекул углеводородов | § 32, упр. 1 – 3. | | |
52. | Метан и этан: строение молекул.. | .1 | Д.1. Шаростержневые модели молекул алканов. 2. Горение метана и др. углеводородов, обнаружение продуктов горения. | § 33, упр. 1 – 3. | | |
53. | Химическое строение молекулы этилена. | .1 | Д.1. Модели молекул этилена. 2. Получение этилена. 3. Горение этилена. 4. Взаимодействие С2Н4 с бромной водой и раствором перманганата калия. | § 34 | | |
54. | Понятие о предельных одноатомных спиртах. | 1 | .Д. 1.Образцы металлов, этанола, этиленгликоля, глицерина. Л.О.№15 Свойства глицерина | § 35, упр. 2,3 | | |
55. | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. | .1 | Д. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие её с металлом, оксидом металла, основанием и солью. | § 36, упр. 2,3 | | |
56 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. | 1 | | | | |
57. | Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. | 1 | Д. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты. | § 36, упр. 1,3 | | |
58. | Понятие об аминокислотах. | 1 | Д. 1. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. 2. Цветные реакции белков. 3. Денатурация белков. | § 38, упр. 2,3. | | |
59. | Понятие об углеводах. Полимеры. | 1 | Д. Реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II). Д. Образцы природных и химическихполимеров: пластмасс и волокон. Их распознавание | § 39, упр. 2,3; | | |
60. | Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения» | 1 | Контрольная работа №4 | | | |
ТЕМА 6. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (3 часа) | | | | |
61. | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | .1 | | | | |
62. | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | | | | |
63. | Практическая работа .№7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»
| 1 | Д.1 Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами. П.Р.№7 Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены | | | |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов) | | | |
64 | «Обобщение знаний по химии за курс основной школы». Периодическая таблица. Закономерности изменения свойств элементов. | 1 | тестирование | | | |
65. | «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».Типы химических связей. | 1 | тестирование | | | |
66 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы». Классификация химических реакций. | 1 | тестирование | | | |
67 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы». Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды. | 1 | тестирование | | | |
68 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы». Оксиды. Основания. Соли. Кислоты. | 1 | тестирование | | | |
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература ,рекомендованная для учителя
«Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна» 9 класс.
«Химия. Контрольные и проверочные работы» 9 класс.
Учебно –методическое пособие «Химия. 8-9 классы» Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей.
«Химия. Методическое пособие» 8-9 класс О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.
«Настольная книга учителя» 9 класс О.С. Габриелян.