Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета приказом №
от________
от _______ протокол №____ директор школы
Рабочая программа
МБОУ Пильнинская средняя школа №2 имени А.С. Пушкина
по химии для 9-х классов
основное общее образование
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Зиновьева Мария Сергеевна
р.п. Пильна
2016г.
Планируемые результаты
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения химии на ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева, уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат –ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание
Химия. 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (6 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Тема 1. Металлы (15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Тема 2. Практикум № 1 «свойства металлов и их соединений» (3часа )
Осуществление цепочки химических превращений металлов.
Получение и свойства соединений металлов.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Тема 3. Неметаллы (23часа )
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Тема 4. Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» (3 часа)
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
6. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 5. Органические соединения (10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
§ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Прим. сроки |
|
| Введение | 6 | |
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. | 2 | |
2 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 2 | |
3 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | 1 | |
4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | 1 | |
| Глава . Металлы | 15 | |
5 | Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. | 1 | |
6 | Физические свойства металлов. | 1 | |
7 | Сплавы. Коррозия металлов. | 1 | |
8 | Химические свойства металлов. | 1 | |
9 | Металлы в природе. Получение металлов. | 1 | |
10 | Щелочные металлы. | 1 | |
11 | Соединения щелочных металлов. | 1 | |
12 | Щелочноземельные металлы. | 1 | |
13 | Соединения щелочноземельных металлов. | 1 | |
14 | Алюминий, его физические и химические свойства. | 1 | |
15 | Соединения алюминия. | 1 | |
16 | Железо, его физические и химические свойства. | 1 | |
17 | Генетические ряды железа () и железа (). | 1 | |
18 | Обобщающий урок по теме « Металлы». | 1 | |
19 | Контрольная работа №1 по теме « Металлы». | 1 | |
| Глава . Практикум 1. Свойства металлов и их соединений | 3 | |
20 | Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений». | 1 | |
21 | Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | |
22 | Практическая работа №3. «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». | 1 | |
| Глава . Неметаллы. | 23 | |
23 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | |
24 | Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | |
25 | Водород. | 1 | |
26 | Галогены. | 1 | |
27 | Соединения галогенов. | 1 | |
28 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | 1 | |
29 | Кислород. | 1 | |
30 | Сера, ее физические и химические свойства. | 1 | |
31 | Соединения серы. | 1 | |
32 | Азот, его физические и химические свойства. | 1 | |
33 | Аммиак, его физические и химические свойства. | 1 | |
34 | Соли аммония. | 1 | |
35 | Азотная кислота и ее свойства. | 1 | |
36 | Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения. | 1 | |
37 | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | |
38 | Соединения фосфора. | 1 | |
39 | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | |
40 | Оксиды углерода. Их физические и химические свойства. | 1 | |
41 | Угольная кислота и ее соли. | 1 | |
42 | Кремний, его физические и химические свойства. | 1 | |
43 | Силикатная промышленность. | 1 | |
44 | Обобщающий урок по теме «Неметаллы». | 1 | |
45 | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы». | 1 | |
| Глава IV. Практикум 2. Свойства неметаллов и их соединений | 3 | |
46 | Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | |
47 | Практическая работа №5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | 1 | |
48 | Практическая работа №6. «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | |
| Глава V. Органические соединения | 10 | |
49 | Предмет органической химии. | 1 | |
50 | Предельные углеводороды. | 1 | |
51 | Непредельные углеводороды. Этилен. | 1 | |
52 | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин. | 1 | |
53 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. | 1 | |
54 | Жиры | 1 | |
55 | Аминокислоты и белки. | 1 | |
56 | Понятие об углеводах. | 1 | |
57 | Полимеры. | 1 | |
58 | Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения». | 1 | |
| Глава V. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | |
59 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений. | 1 | |
60 | Типы химических связей и типы кристаллических решеток. | 1 | |
61 | Классификация химических реакций по различным признакам. | 1 | |
62 | Решение упражнений на классификацию химических реакций. | 1 | |
63 | Простые и сложные вещества. | 1 | |
64 | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. | 1 | |
65 | Оксиды, гидроксиды и соли в свете теории электролитической диссоциации. | 2 | |