Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 105»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
ШМО зам. дир. по УР Директор
Руководитель _____________ ___________
_____________ Г.Ф. Петрова И.С. Шувалова
«___»________ «__»_________ «__»_______
Рабочая программа
по курсу ХИМИИ 9 класса
Васильевой Людмилы Николаевны
2016-2017 учебный год
Саратов 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного об-щего образования
2. Примерной программы по химии для основной школы,
3. Программы авторского курса химии для 8-11 классов Н.Е.Кузнецовой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Курс химии 9 класса посвящён систематике химических элементов, неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции; 3) химическая технология.
Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой предыдущего года обучения. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий химии, рассмотренных в предыдущем году. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.
В программе реализованы следующие направления:
1. гуманизации содержания и процесса его усвоения;
2. экологизации курса химии;
3. интеграции знаний и умений;
4. последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, итоговая – по завершению темы или раздела школьного курса.
Виды и формы контроля: устный опрос, проверочная работа, тестирование, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с контрольно-измерительными материалами, письменные домашние задания.
Методы работы:
Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Формы работы:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Применяемые технологии:
Данный курс даёт возможность использовать в образовательном процессе многие образовательные технологии:
- технологию дифференцированного обучения,
- технологию развивающего обучения,
- технологию проблемного обучения,
- технологию игрового обучения,
- информационно-коммуникативные технологии,
-элементы здоровьесберегающих технологий,
- личностно – ориентированное обучение,
- проектно – исследовательская деятельность учащихся.
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся является устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: химические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая, тематическая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, итоговая – по завершению темы или раздела школьного курса.
Завершение изучения курса химии в 9 классе осуществляется итоговой контрольной работой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Повторение некоторых вопросов курса неорганической химии 8 класса
Химические элементы и их свойства. ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Электроотрицательность, степень окисления. Валентность. Состав и номенклатура классов неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы химии.
Тема Растворы. Теория электролитической диссоциации
растворов.
Электролиты и неэлектролиты. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим реакциям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Раздел 2. Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения
Тема 3. Общая характеристика неметаллов
Химические элементы - неметаллы. Положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения их атомов; сходства и отличия. Электроотрицательность. Степени окисления. Закономерности изменения этих величин в периодах и группах ПС. Типичные водородные и кислородные соединения неметаллов. Распространение неметаллических элементов в природе.
Простые вещества - неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства. Понятие об аллотропии. Аллотропия C, P, S.
Химические свойства простых веществ неметаллов. Причины низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения S, N, C, Si в ОВР. Общие свойства неметаллов и способы их получения.
Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений. Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от строения атомов неметаллов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов.
Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.
Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства – простых веществ. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды.
Кислородосодержащие соединения серы. Оксид серы (VI), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI) . Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты. Круговорот серы в природе и последствия его нарушения.
Демонстрации:
1. Получение пластической серы. 2. Исследование свойств серной кислоты.
Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения.
Азот как элемент и простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак, состав, строение, свойства. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Азотная кислота, состав, строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты – нитраты. Качественная реакция на азотную кислоту и её соли. Получение и применение азотной кислоты и её солей.
Фосфор как элемент и простое вещество. Аллотропия. Физические и химические свойства. Применение фосфора. Фосфорная кислота и её соли. Качественная реакция на фосфат-ион.
Демонстрация: 1. Изменение окраски индикатора в растворе аммиака. 2. Взаимодействие азотной кислоты с металлами.
Тема 6. Подгруппа углерода и её типичные представители
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, распространение в природе. Аллотропия углерода. Адсорбция. Химические свойства.
Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение, свойства, получение. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ион.
Демонстрация: 1. Наполнение углекислым газом сосудов. 2. Качественная реакция на углекислый газ. 3. Растворение углекислого газа в воде и исследование свойств полученного раствора.
Лабораторный опыт: Качественная реакция на соли угольной кислоты
Практическая работа №1. Получение оксида углерода(4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Расчетные задачи. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Раздел 3. Металлы.
Тема 7. Общие свойства металлов Положение металлов в ПС. Особенности строения атомов. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Сплавы. Общие сведения о сплавах. Коррозия металлов и способы защиты от неё
Расчетные задачи. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного
Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп
Металлы – элементы I –II А групп. Строение атомов химических элементов IА-IIА-групп, их сравнительная характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов, гидроксидов, солей. Применение щелочных и щелочноземельных металлов. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области применения. Жесткость воды и способы её устранения.
Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.
Железо - как представители d-элементов. Железо как простое вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как важнейших сплавов железо. О способах антикоррозийной защиты сплавов металлов. Краткие сведения о соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в ОВР. Соединения железа – Fe2+, Fe3+ . Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Тема 9. Общие сведения об органических соединениях
Соединения углерода – предмет самостоятельной науки – органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория А.М. Бутлерова в развитии этой науки.
Основные классы углеводородов. Алканы. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и изомеризации.
Непредельные углеводороды – алкены и алкины. Гомологический ряд, состав, номенклатура. свойства. Распространение углеводородов в природе
Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Химические свойства спиртов. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.
Практическая работа № 3 Определение качественного состава органического вещества.
Раздел 4. Химия и жизнь.
Тема 10. Человек в мире веществ
Углеводороды – загрязнители окружающей среды. Фреоны. Пестициды. Токсины. Меры предотвращения экологических последствий. Полимеры. Лекарства и лекарственные средства. Химия и средства гигиены. Минеральные удобрения.
Тема 11. Вопросы экологии и химического производства Химическая технология как наука. Взаимосвязь науки химии с химической технологией (значение учений о кинетике, катализе, энергетике химических реакций в химической технологии). Понятие о химико-технологическом процессе. Понятие о системном подходе к организации химического производства. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты.
Металлургия. Способы управления химическими реакциями в производственных условиях. Принципы химической технологии. Научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях.
Повторение за курс 9 класса
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов отведенных на изучение разделов и тем | Количество практических работ | Количество контрольных работ | Тестирование |
Повторение некоторых вопросов за курс 8 класса | 5ч | | 1 | |
| Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания. | 3ч | | | |
| Тема 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации | 10ч | | 1 | |
| Тема 3. Общая характеристика неметаллов | 3ч | | | |
| Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители | 5ч | | | |
| Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители | 5ч. | | | |
| Тема 6 Подгруппа углерода и её типичные представители | 8ч | 1 | 1 | |
| Тема7. Общие свойства металлов (4ч) | | | | |
| Тема 9. Общие сведения об органических соединениях | 7ч | 1 | | |
| Тема 10. Человек в мире веществ | 2ч | | | |
| Повторение за курс 9 класса | 4ч | | 1 | |
| Итого: | 66ч | 3 | 5 | |
Календарно-тематическое планирование
Повторение курса неорганической химии 8 класс
№ | Название темы урока | Дом. задание | Дата |
1. | Правила по технике безопасности. Химические элементы и их свойства. Степень окисления. Валентность. | | План | Факт |
2. | Окислительно-восстановительные реакции. Основные классы неорганических соединений. | | | |
Растворы. Теория электролитической диссоциации | |
1(8). | Немного о растворителях. Ионы – переносчики электрических зарядов. | § 3,4 | | |
2(9). | Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью. | § 5 | | |
3(10). | Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации. | § 6, 7 | | |
4(11). | Реакции электролитов в водных растворах и их уравнения. | § 8 | | |
5(12). | Кислоты и основания как электролиты. | § 9, 10 | | |
6(13). | Соли как электролиты. | § 11 | | |
7(14). | Подготовка к контрольной работе | | | |
8(15). | Контрольная работа №1 | | | |
Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения
1(16). | Элементы-неметаллы в периодической системе Д.И.Менделеева и в природе. | § 12 | | |
2(17). | Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и способы получения. | § 13 | | |
3(18). | Водородные и кислородные соединения неметаллов. | § 14 | | |
Подгруппа кислорода и её типичные представители | |
1(19). | Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. | § 15 | | |
2(20). | Кислород. Озон. (мимио) | § 16 | | |
3(21). | Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы. | § 17 | | |
4(22). | Сероводород. Сульфиды. | § 18 | | |
5(23). | Кислородсодержащие соединения серы (IV). | § 19 | | |
6(24). | Кислородсодержащие соединения серы (VI). | § 20. | | |
Подгруппа азота и её типичных представителей | |
1(25). | Общая характеристика элементов подгруппы азота. | § 21 | | |
2(26). | Азот как элемент и как простое вещество. | § 22 | | |
3(27). | Аммиак. | § 23 | | |
4(28). | Правила по технике безопасности. П.Р.№1. Получение аммиака и опыты с ним. | с.116 | | |
5(29). | Оксиды азота. | § 24 | | |
6(30). | Азотная кислота и её соли. | § 25 | | |
7(31). | Фосфор как элемент и простое вещество. | § 26 | | |
8(32). | Соединения фосфора. | § 27 | | |
Подгруппа углерода | |
1(33). | Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе, строение их атомов. (мимио) | § 28 | | |
2(34). | Аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода. (мимио) | § 29, 30 | | |
3(35). | Оксиды углерода. (мимио) | § 31 | | |
4(36). | Угольная кислота и её соли. (мимио) | § 32 | | |
5(37). | Правила по технике безопасности. П.Р.№2. Получение углекислого газа и изучение его свойств. | с.158 | | |
6(38). | Кремний и его свойства. Соединения кремния. | § 34 | | |
7(39). | Подготовка к контрольной работе. | | | |
8(40). | Контрольная работа №2. | | | |
Металлы. Общие свойства металлов
1(41). | Элементы-металлы. Особенности строения их атомов. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. | § 47 | | |
2(42). | Химические свойства металлов. | § 48 | | |
Металлы главных и побочных подгрупп
1(43). | Характеристика s-элементов 1А-группы периодической системы и образуемых ими простых веществ. | § 50 | | |
2(44). | Металлы IIА-группы периодической системы Д.И.Менделеева и их важнейшие свойства. | § 51 | | |
3(45). | Распространение и роль металлов IIА-группы в природе. Жёсткость воды. | § 52 | | |
4(46). | Алюминий. | § 53 | | |
5(47). | Металлы, принадлежащие к d-элементам. Железо и его важнейшие соединения. | § 54 | | |
6(48). | Правила по технике безопасности. П.Р.№3. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». | с.255 | | |
7(49). | Подготовка к контрольной работе | | | |
8(50). | Контрольная работа №3. | | | |
Органические вещества
1(51). | Возникновение и развитие органической химии – химии соединений углерода. | §35 | | |
2(52). | Классификация углеводородов. | §36 | | |
3(53). | Физические и химические свойства предельных углеводородов (алканов). | § 38 | | |
4(54). | Правила по технике безопасности. П.Р.№4. Определение качественного состава органического вещества. | с.184 | | |
5(55). | Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены). | § 39 | | |
6(56). | Непредельные углеводороды ацетиленового ряда (алкины). | § 40 | | |
7(57). | Спирты. | § 42 | | |
8(58). | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | § 43 | | |
9(59). | Жиры. | § 44 | | |
10(60). | Углеводы. | § 45 | | |
11(61). | Белки. | §46 | | |
12(62). | Решение задач и упражнений. | | | |
13(63). | Подготовка к контрольной работе. | | | |
14(64). | Контрольная работа №4. | | | |
| Резерв | | | |
Учебно-методический комплект для учителя:
Шаталов М.А. Уроки химии. Методическое пособие /Шаталов М.А., М.: «Вентана-Граф»,2007
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой.- М.: «Вентана-Граф», 2011 г
Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. М.:Вентана-Граф,2012.
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. М.:Вентана-Граф, 2012.
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"
http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий
http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов
http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных
http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)
http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ
Цифровые образовательные ресурсы
Химия. 8-11 класс: Библиотека электронных наглядных пособий (ООО ''Кирилл и Мефодий''; ФЦ ЭМТО)
Электронная библиотека наглядных пособий разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего и полного образования по химии для 8-11 классов. Библиотека ориентирована на преподавателей и учащихся общеобразовательных учебных заведений, способствует эффективному усвоению материала, помогает сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным
Химия. 8 класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца (МЕДИА)
Подробный теоретический материал, интерактивные упражнения для проверки и закрепления в конце каждого урока и каждой главы, пошаговый разбор решения задач.
Химия для всех - XXI: Решение задач: Самоучитель: Образовательная коллекция ("1С"; "ММТ И ДО")
Свыше 1100 задач различной сложности с ответами и подробным разбором решений, таблицы и справочные материалы, 159 видеофрагментов, 230 фотографий, биографии 130 знаменитых химиков, 3 химических словаря, методические рекомендации.
Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория: Учебное электронное издание (Лаборатория системы мультимедиа, МарГТУ)
Виртуальная лаборатория содержит опыты по следующим разделам: Оборудование лаборатории; Свойства неорганических веществ; Свойства органических веществ; Химические реакции; Атомы и молекулы.