Муниципальное казенное образовательное учреждение
Венгерская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
Заместителем директора Директор
По учебно-воспитательной работе МКОУ Венгерской СОШ
______________Г.А. Олесницкая _____________А.В. Куликова
« » августа 2017 г. Приказ №92 от «31 » августа 2017 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Химия»
для 9 класса основного общего образования
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы
Учитель химии Лубошников А.В...
Венгерка 2017
Химия 9 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучения химии учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Программа курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений.– Издательство «Просвещение», 2014 г. //
Программа данного курса построена на основе концентрического подхода. Её особенность состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. В ней так же заложены возможности для формирования у обучающихся универсальных учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного курса
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим раскрываются свойства отдельных важных в народном хозяйстве веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими веществами. Программа курса является базой для изучения химии органических веществ в 10 классе, общей химии в 11 классе, курса общей биологии 10 – 11 класса.
Программа для 9 класса составлена с учётом модульной технологии обучения и системно-деятельностного подхода в обучении. Система контроля результатов обучения организована в соответствии с программой и модульной технологией обучения. В конце каждого модуля для оперативного контроля и коррекции знаний и умений предусмотрено проведение проверочных работ, в конце изучения разделов – проведение контрольных работ, всего 3. Все работы по контролю знаний проводятся в форме комбинированных тестов с заданиями 3-х уровней сложности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены 15 лабораторных опытов и 6 практических работ. Все лабораторные опыты являются эпизодами комбинированных уроков, носят обучающий характер, проводятся по усмотрению учителя и не оцениваются, все практические работы обязательно проводятся и оцениваются.
По сравнению с авторской программой в рабочую программу внесены следующие изменения:
Из 8 часов резервной темы «Обобщение знаний за курс основной школы» добавлено 5 часов на повторение курса 8 класса и введение в курс 9 класса для повторения окислительно-восстановительных реакций и умения производить расчёты по химическим уравнениям. Эти знания и умения особенно важны для успешного изучения курса 9 класса.
В виду большого объёма знаний и сложности темы добавлено ещё 3 часа на изучение неметаллов и их соединений из темы «Обобщение знаний за курс основной школы».
Практические работы из практикумов №1 и №2 распределены по соответствующим темам для закрепления, практического применения и контроля изученных знаний.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Согласно действующему учебному плану МКОУ Венгерской СОШ рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю, всего 70 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Знание законов химии дает возможность управлять превращением веществ, находить способы экологически безопасного производства веществ и материалов, охраны окружающей среды от химического загрязнения;
Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества, призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
Безопасное использование веществ в повседневной жизни.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
Знать основные принципы и правила отношения к неживой природе, основы здорового образа жизни;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер безопасного изучения веществ, их использования в повседневной жизни.
Иметь развитые познавательные интересы и мотивы, интеллектуальные умения для самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
Метапредметные результаты:
Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, измерять, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Уметь работать с разными источниками информации: находить её в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Соблюдать нормы и правила поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты. В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА (11 Ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Получение и исследование свойств гидроксида цинка.
ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ (16Ч)
Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидро-
ксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Лабораторные опыты. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ № 1. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ. (3 ч)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.
ТЕМА 3. НЕМЕТАЛЛЫ (26 Ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» — «неметалл».
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 5. Получение углекислого газа и его распознавание.
ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ № 2. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 2. Решение экспериментальных задач «Подгруппы азота и углерода». 3. Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 5. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (9 Ч)
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
А л к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.
А л к е н ы. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
А л к и н ы. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие крахмала с йодом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов |
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА | 10 |
Контрольная работа №1. Введение в курс химии 9 класса. | 1 |
Всего | 11 |
ТЕМА №2. МЕТАЛЛЫ | 15 |
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов | 1 |
Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов | 1 |
Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по получению и распознаванию веществ. | 1 |
Контрольная работа №2. Металлы. | 1 |
Всего | 19 |
ТЕМА №3. НЕМЕТАЛЛЫ | 27 |
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | 1 |
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач «Подгруппы азота и углерода» | 1 |
Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов | 1 |
Контрольная работа №3. Неметаллы. | 1 |
Всего | 31 |
ТЕМА №4. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | 9 |
ИТОГО | 70 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА (11 ЧАСОВ).
Модули: «Периодическая система химических элементов», «Классификация химических реакций»
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Календарные сроки | Фактические сроки | Оборудование |
Глава 1. Электролитическая диссоциация. |
№1 | Сущность процесса электоролитической диссоциации. | Характеризуют важнейшие понятия: электролитическая диссоциация, ион, электролиты и не электролиты степень электролитической диссоциации. Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации оснований, солей, определяют в водных растворах катион Н и ОН; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов. | | | Хлорид натрия |
№2 | Диссоциация кислот щелочей и солей. | Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации оснований, солей, определяют в водных растворах катион Ме и ОН; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов. | | | |
№3 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | Исследовать свойства растворов электролитов. Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». | | | Растворы сульфата меди, гидроксида натрия, соляной кислоты |
№4 | Реакция ионного обмена | Определять «окислитель» и «восстановитель».Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». | | | Презентация «Классификация химических реакций» |
№5 | Окислительно-востановительные реакции. | Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». | | | Растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты, пипетки |
№6 | Гидролиз солей. | Характеризуют важнейшие понятия: электролитическая диссоциация, ион, электролиты и не электролиты степень электролитической диссоциации. Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации солей, определяют в водных растворах катион Ме и анион кислотного остатка; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов. | | | |
№7 | Практическая работа № 1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость» | Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | | | |
№ 8 | Контрольная работа №1 по теме «Классификация химических реакций»» и «Электролитическая диссоциация» | Входной контроль уровня знаний и умений. Коррекция умений | | | Тестовые задания для экспертного контроля знаний |
Глава 2. Многообразие веществ. Кислород и сера. |
№9 | Положение кислорода в периодической системе химических элементов, строение их атомов. | Характеризуют особенности строения атомов и молекул, окислительно-восствновительных свойств кислорода. Закономерности изменения свойств в группе. Объясняют взаимосвязь между радиусом атомов и изменением свойств кислорода. | | | |
№10 | Строение простых веществ . Аллотропия. | Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов. | | | |
№11 | Сера. Аллотропия. Физические свойства. | Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов. | | | Образцы серы |
№12 | Химические свойства серы. Применение серы. | Характеризуют сущность и причины окислительных и восстановительных свойств соединений серы, составляют уравнения ОВР. | | | |
№13 | Сероводород. Сульфиды. | Составляют формулы наиболее значимых соединений сероводорода, приводят примеры их применения в народном хозяйстве. | | | |
№14 | Оксид серы ( ). Сернистая кислота. | Приводят примеры применения сульфитов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств сернистой кислоты, ионные и молекулярные уравнения. | | | Цинк, растворы сернистой кислоты и сульфита меди |
№15 | Оксид серы ( ). Серная кислота. | Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств серной кислоты в ионной и молекулярной формах . Приводят примеры применения сульфатов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств серной кислоты, ионные и молекулярные уравнения. ЛО 2. Изучение качественной реакции на сульфат-ион | | | |
№ 16 | Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания. Химическое равновесие. | Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Составлять термохимические уравнения. Вычислять тепловой эффект реакции по её термохимическому уравнению. | | | |
№17 | Практическая работа № 2 «Получение соляной кислоты и изучение её свойств». | Систематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения | | | |
Глава 3 Азот и фосфор. |
№18 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. | Характеризуют особенности строения атома азота и окислительно-восстановительные свойства, возможные СО, причину инертности азота. Описывать схему строения атома азота, прогнозировать его ОВ свойства и СО, писать ОВР с его участием. Составляют формулы наиболее значимых соединений хлора, приводят примеры их применения в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Распознают хлорид-ионы, составлять уравнения реакций для свойств соляной кислоты. | | | |
№19. | Азот: свойства и применение. | Составляют формулы наиболее значимых соединений хлора, приводят примеры их применения в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Распознают хлорид-ионы, составлять уравнения реакций для свойств соляной кислоты. | | | |
№20 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. | Характеризуют особенности строения молекулы аммиака его физические свойства. Осваивают способы лабораторного получения, собирания и распознавания газа, восстановительные и основные свойства посредством уравнений реакций. | | | |
№21 | Соли аммония. | Распознавание солей аммония. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения реакций получения солей аммония, используют качественную реакцию на ион аммония для его обнаружения | | | |
№22 | Азотная кислота. | Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств азотной кислоты в ионной и молекулярной формах. | | | Жесткая вода, мыло, сода, спиртовка, известковая вода |
№23 | Соли азотной кислоты. | Составляют уравнения получения, диссоциации свойств солей азотной кислоты в ионной и молекулярной формах. | | | Растворы сульфата алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, пипетки. Коллекция «Алюминий» |
№24 | Фосфор | Строение атома фосфора и окислительно-восстановительные свойства, аллотропия Описывать схему строения атома фосфора, прогнозировать его ОВ свойства и СО, писать ОВР с его участием | | | Растворы солей железа, индикаторов на ионы железа |
№25 | Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты | Генетический ряд соединений фосфора +5, названия и свойства веществ, фосфорные удобрения. Составляют уравнения реакций по схемам генетической связи. | | | |
№26 | Минеральные удобрения | Приводят примеры применения сульфатов, ортофосфатов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств серной кислоты, ионные и молекулярные уравнения. ЛО 2. Изучение качественной реакции на сульфат-ион Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств серной кислоты в ионной и молекулярной формах. | | | Хлорид меди, железо, соляная кислота, сульфат железа(+2), хлорид бария, спиртовки |
№27 | Практическая работа № 3 | Осваивают реагенты для качественного определения катионов. Алгоритмы решения экспериментальных задач 2-х типов. Систематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения | | | |
№28 | Практическая работа №4. | Применяют алгоритмы для решения экспериментальных задач на качественное определение веществ по катионам и их получение. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют результаты и делают выводыСистематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения | | | Набор хлоридов бария, цинка, железа, гидроксид натрия, пипетки, хлорид железа (+3), спиртовки |
Глава 4 Углерод и кремний. |
№29 | Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. | Характеризуют особенности строения атома углерода и кремния, причины аллотропии, свойства и применение алмаза, графита, активированного угля. Составляют схему строения атома углерода, прогнозируют его ОВ свойства и СО, составляют уравнения ОВР с его участием | | | |
№30 | Углерод. | Характеризуют особенности строения молекулы, физические свойства. Осваивают способы лабораторного получения, собирания и распознавания газа, восстановительные и основные свойства посредством уравнений реакций. | | | |
№31 | Окси углерода. (2-х и 4-х валентный.) | Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов. | | | |
№32 | Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе. | Характеризуют физические, химические свойства, применение угольной кислоты, влияние на организм человека. Осваивают способы получения, собирания СО2, доказательства его наличии. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 3. Получение углекислого газа и его распознавание. | | | |
№33 | Кремний и его свойства. Оксид кремния ( 4-х валентный). | Характеризуют физические, химические свойства, применение оксидов углерода, влияние на организм человека. Осваивают способы получения, собирания СО2, доказательства его наличии. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 3. Получение углекислого газа и его распознавание. | | | |
№34 | Кремниевая кислота и её соли. | Характеризуют физические, химические свойства, применение кремниевой кислоты. | | | |
№35 | Силикатная промышленность | Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности. Сравнивают строение и свойства кремния с углеродом, составлять уравнения реакций для свойств кремния и его соединений. | | | Коллекция минералов силикатов,«Силикатная промышленность» |
№36 | Практическая работа № 5 «Получение углерода (4) и определение его свойств. Распознавание карбонатов». | Осваивают алгоритм решения задач по химическим уравнениям, если исходное вещество в смеси или с примесями. Составляют уравнения реакций взаимного превращения солей угольной кислоты. Приводят примеры использования угольной кислоты и карбонатов. Осваивают умение распознавать карбонаты среди других солей. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО4 . Изучение качественной реакции на карбонат – ион | | | Образцы серы |
Глава 5. Общие свойства металлов. |
№37 | Положение металлов периодической таблице и особенности строения их атомов. | Характеризуют положение металлов в ПСХЭ в связи с особенностями строения их атомов. Выделяют общие физические свойства металлов и связывают их с общим строением веществ. Приводят примеры генетических рядов металлов. ЛО 5. Ознакомление с образцами металлов. | | | |
№38 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Физические свойства металлов. | Характеризуют положение металлов в ПСХЭ в связи с особенностями строения их атомов. Выделяют общие физические свойства металлов и связывают их с общим строением веществ. Приводят примеры генетических рядов металлов. ЛО 5. Ознакомление с образцами металлов. | | | Растворы хлорида бария, сульфата меди, серной кислоты |
№39 | Характерные химические свойства металлов. Сплавы. | | | | Образцы цинка, меди, железа, алюминия, их сплавов. |
Глава 6. Металлы 1А- 3А- групп периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева. |
№40 | Характеристика щелочных металлов. | Характеризуют закономерности изменения и особенности свойств химических свойств щелочных Ме и их соединений. Составляют уравнения реакций для натрия | | | |
№41 | Положение магния кальция в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. | Осваивают закономерности ряда активности металлов, сущность их восстановительных свойств, общие химические свойства для характеристики химических свойств отдельных металлов. По ряду металлов определяют степень активности, прогнозируют возможные ОВР и их продукты. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 6. Изучение взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. | | | |
№42 | Кальций и его соединения. | Характеризуют особенности свойств кальция и его соединений. Составлять уравнения реакций для кальция и магния. Сравнивают свойства металлов и объясняют результаты сравнения. Характеризуют причины жёсткости воды и разрабатывают способы её устранения | | | Растворы серной кислоты хлорида бария, магний, 3-и пробирки с серной, соляной кислотами и гидроксидом натрия |
№43 | Алюминий. | Характеризуют особенности свойств алюминия, его оксида и гидроксида. Составляют уравнения реакций для алюминия и по генетической схеме. Приводят примеры применения алюминия и его сплавов. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 7. Получение гидроксида алюминия и его амфотерные свойства | | | |
№44 | Практическая работа № 6. «Решение экспериментальных задач» | Решать экспериментальные задачи на определение состава и идентификацию веществ. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют его результаты и делают выводы. | | | |
Глава 7. Железо. |
№45 | Положение железа в периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа. | Характеризуют особенности элемента железа, его генетические ряды. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 8. Изучение качественных реакции на ионы железа +2 и +3. Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям. | | | Растворы хлоридов аммония и натрия, гидроксида натрия, индикатор, вода |
№46 | Соединения железа. | Характеризуют сущность химической и электрохимической коррозии на примере железа и его сплавов, способы защиты от коррозии. Составляют уравнения коррозии железа под действием кислорода и кислоты и определять в них окислитель.. | | | Коллекция азотных удобрений Образцы цинка, меди, железа, алюминия, их сплавов. |
№47 | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» | Решать экспериментальные задачи на определение состава и идентификацию веществ. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют его результаты и делают выводы. Приводят примеры применения нитратов в качестве азотных удобрений. Составляют по схеме уравнения реакций разложения. Обосновывают роль в природе и жизни человека | | | |
Глава 8. Металлургия. |
№48 | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. | Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям. | | | |
№49 | Производство чугуна. | Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям. Решают упражнения и расчётные задачи на применение знаний по теме. Составляют уравнения реакций по схемам генетической связи. | | | |
№50 | Производство стали. | Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям. | | | |
№51 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы». | Входной контроль уровня знаний и умений. Коррекция умений | | | Коллекция фосфорных удобрений |
Глава 9. Краткий обзор важнейших органических веществ. |
№52 | Органическая химия. | | | | Презентация «Аллотропия углерода» |
№53 | Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. | | | | Мрамор, соляная кислота, пробирки для получения и собирания газов известковая вода |
№54 | Упрощенная классификация органических соединений. | | | | Карбонаты меди, натрия, кальция, соляная кислота |
№55 | Предельные (насыщенные) углеводороды. | Характеризуют причины предельности. Л О 9. Изготовление моделей молекул углеводородов. Составляют структурные формулы метана, этана, уравнения реакций горения, замещения, отщепления. | | | |
№56 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. | Характеризуют результаты непредельности, особенности свойств и значение полиэтилена. Составляют уравнения реакций горения, присоединения воды к этилену, полимеризации | | | Коллекция минералов – силикатов, «Силикатная промышленность» |
№57 | Циклические углеводы. | | | | Вещества для определения, индикатор, хлорид бария, нитрат серебра вода, азотная кислота |
№58 | Природные источники углеводородов. | | | | Установка для получения газов, холодильник |
№ 59 | Производные углеводородов. Спирты. | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Осваивают знания о воздействии спиртов на организм. Приводят примеры использования спиртов. Характеризуют особенности и причины многообразия органических веществ. Составляют структурные формулы органических веществ. Различают органические вещества по молекулярным формулам, приводить примеры. | | | Презентация «Спирты», образцы спиртов |
№60 | Карбоновые кислоты. | Узнают по формулам кислоты, уксусную кислоту, приводят примеры применения. Выделяют в составе карбоновой кислоты кислотный остаток и кислотный водород, пишут уравнения реакций замещения в карбоксильной группе. Понятие о жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот. Характеризуют физические свойства жиров, горение, окисление. Приводят примеры жиров. | | | |
№61 | Сложные эфиры. Жиры. | Понятие об сложных эфирах, жирах. Сложные эфиры, жиры, строение и биологическая роль. Распознают структуры по их изображениям Классифицируют приводят примеры применения и биологического значения. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций. | | | Презентация «Жиры» Тестовые экспертного контроля знаний задания для |
№62 | Углеводы. | Понятие об углеводах. Классифицируют углеводы, приводят примеры применения и биологического значения глюкозы, крахмала и целлюлозы. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций для углеводов. Определяют их с помощью качественных реакций. | | | Презентация «Углеводороды» |
№63 | Аминокислоты. | Понятие об аминокислотах. Белки строение и биологическая роль. | | | |
№64 | Белки. | Понятие об аминокислотах. Белки строение и биологическая роль. Распознают структуры белков по их изображениям Классифицируют углеводы, приводят примеры применения и биологического значения глюкозы, крахмала и целлюлозы. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций для углеводов. Определяют их с помощью качественных реакций | | | Растворы йода, сульфата меди, гидроксида натрия, глюкозы, срез картофеля, белый хлеб. Модель молекулы белка |
№65 | Полимеры. | Определять принадлежность веществ к классу полимеров | | | |
№66 | Лекарства | Определять принадлежность веществ к классу | | | |
№67 | Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения». | Коррекция и контроль знаний Проверочный тест. Органические вещества | | | |
№68 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | | | | |
№69 | Резервный урок | | | | |
№70 | Резервный урок | | | | Тестовые задания для экспертного контроля знаний |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Примерная программа основного общего образования по химии (Стандарты второго поколения – М.: просвещение, 2010г.)
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: Дрофа, 2007
Учебник автора. Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.