СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9 класс. Авторы учебника Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Венгерская средняя общеобразовательная школа









Согласовано Утверждаю

Заместителем директора Директор

По учебно-воспитательной работе МКОУ Венгерской СОШ

______________Г.А. Олесницкая _____________А.В. Куликова

« » августа 2017 г. Приказ №92 от «31 » августа 2017 г.











Рабочая программа

учебного предмета «Химия»

для 9 класса основного общего образования

на 2017-2018 учебный год









Разработчик программы

Учитель химии Лубошников А.В...





Венгерка 2017




Химия 9 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для обучения химии учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Программа курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений.– Издательство «Просвещение», 2014 г. //

Программа данного курса построена на основе концентрического подхода. Её особенность состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. В ней так же заложены возможности для формирования у обучающихся универсальных учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного курса

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим раскрываются свойства отдельных важных в народном хозяйстве веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими веществами. Программа курса является базой для изучения химии органических веществ в 10 классе, общей химии в 11 классе, курса общей биологии 10 – 11 класса.

Программа для 9 класса составлена с учётом модульной технологии обучения и системно-деятельностного подхода в обучении. Система контроля результатов обучения организована в соответствии с программой и модульной технологией обучения. В конце каждого модуля для оперативного контроля и коррекции знаний и умений предусмотрено проведение проверочных работ, в конце изучения разделов – проведение контрольных работ, всего 3. Все работы по контролю знаний проводятся в форме комбинированных тестов с заданиями 3-х уровней сложности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены 15 лабораторных опытов и 6 практических работ. Все лабораторные опыты являются эпизодами комбинированных уроков, носят обучающий характер, проводятся по усмотрению учителя и не оцениваются, все практические работы обязательно проводятся и оцениваются.

По сравнению с авторской программой в рабочую программу внесены следующие изменения:

Из 8 часов резервной темы «Обобщение знаний за курс основной школы» добавлено 5 часов на повторение курса 8 класса и введение в курс 9 класса для повторения окислительно-восстановительных реакций и умения производить расчёты по химическим уравнениям. Эти знания и умения особенно важны для успешного изучения курса 9 класса.

В виду большого объёма знаний и сложности темы добавлено ещё 3 часа на изучение неметаллов и их соединений из темы «Обобщение знаний за курс основной школы».

Практические работы из практикумов №1 и №2 распределены по соответствующим темам для закрепления, практического применения и контроля изученных знаний.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Согласно действующему учебному плану МКОУ Венгерской СОШ рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю, всего 70 часов.

Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета

  • Знание законов химии дает возможность управлять превращением веществ, находить способы экологически безопасного производства веществ и материалов, охраны окружающей среды от химического загрязнения;

  • Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества, призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

  • Безопасное использование веществ в повседневной жизни.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. Знать основные принципы и правила отношения к неживой природе, основы здорового образа жизни;

  2. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер безопасного изучения веществ, их использования в повседневной жизни.

  3. Иметь развитые познавательные интересы и мотивы, интеллектуальные умения для самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями


Метапредметные результаты:

  1. Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, измерять, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. Уметь работать с разными источниками информации: находить её в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. Соблюдать нормы и правила поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

  4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты. В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА (11 Ч)

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе Д. И. Менделеева. Свойства ок­сидов, кислот, оснований и солей в свете теории элек­тролитической диссоциации и окисления-восстановле­ния.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система хи­мических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Получение и исследование свойств гидроксида цинка.

ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ (16Ч)

Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая ре­шетка и металлическая химическая связь. Общие фи­зические свойства металлов. Химические свойства ме­таллов как восстановителей, а также в свете их положе­ния в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Ме­таллы в природе. Общие способы их получения. Стро­ение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — окси­ды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфа­ты, нитраты), их свойства и применение в народном хо­зяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной под­группы II группы. Строение атомов. Щелочноземель­ные металлы — простые вещества. Важнейшие соеди­нения щелочноземельных металлов — оксиды, гидро-

ксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфа­ты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и хими­ческие свойства простого вещества. Соединения алю­миния — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химиче­ские свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение желе­за и его соединений для природы и народного хозяйст­ва.

Лабораторные опыты. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомле­ние с образцами природных соединений натрия, каль­ция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные ре­акции на ионы Fe2+ и Fe3+.

ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ № 1. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ. (3 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.

ТЕМА 3. НЕМЕТАЛЛЫ (26 Ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметал­лов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «ме­талл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение ато­мов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кис­лота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства прос­того вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и примене­ние. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойст­ва белого и красного фосфора, их применение. Основ­ные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойст­ва модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: каль­цит, сода, поташ, их значение в природе и жизни чело­века.

Кремний. Строение атома, кристаллический крем­ний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соеди­нений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Ознакомление с природными сили­катами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 5. Получение углекислого газа и его распознавание.

ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ № 2. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 2. Решение экспериментальных задач «Подгруппы азота и углерода». 3. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (9 Ч)

Вещества органические и неорганические, относи­тельность этого понятия. Причины многообразия угле­родных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

А л к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о го­мологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Хи­мические свойства алканов: реакция горения, замеще­ния, разложения и изомеризации. Применение метана.

А л к е н ы. Этилен как родоначальник гомологиче­ского ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Поня­тие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимериза­ции этилена. Полиэтилен и его значение.

А л к и н ы. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реак­ция гидратации ацетилена.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные пре­дельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органи­ческих веществах. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей мо­лекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаи­модействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаи­модействие крахмала с йодом.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Количество часов

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА

10

Контрольная работа №1. Введение в курс химии 9 класса.

1

Всего

11

ТЕМА №2. МЕТАЛЛЫ

15

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов

1

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов

1

Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по получению и распознаванию веществ.

1

Контрольная работа №2. Металлы.

1

Всего

19

ТЕМА №3. НЕМЕТАЛЛЫ

27

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач «Подгруппы азота и углерода»

1

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов

1

Контрольная работа №3. Неметаллы.

1

Всего

31

ТЕМА №4. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

9

ИТОГО

70





























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА (11 ЧАСОВ).

Модули: «Периодическая система химических элементов», «Классификация химических реакций»

урока

Тема урока

Виды деятельности

Календарные сроки

Фактические сроки

Оборудование

Глава 1. Электролитическая диссоциация.

№1

Сущность процесса электоролитической диссоциации.

Характеризуют важнейшие понятия: электролитическая диссоциация, ион, электролиты и не электролиты степень электролитической диссоциации. Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации оснований, солей, определяют в водных растворах катион Н и ОН; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов.



Хлорид натрия

№2


Диссоциация кислот щелочей и солей.

Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации оснований, солей, определяют в водных растворах катион Ме и ОН; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов.




№3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

Исследовать свойства растворов электролитов. Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион».



Растворы сульфата меди, гидроксида натрия, соляной кислоты

№4

Реакция ионного обмена

Определять «окислитель» и «восстановитель».Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион».



Презентация «Классификация химических реакций»

№5

Окислительно-востановительные реакции.

Формулировать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион».



Растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты, пипетки

№6

Гидролиз солей.

Характеризуют важнейшие понятия: электролитическая диссоциация, ион, электролиты и не электролиты степень электролитической диссоциации. Объясняют механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывают уравнения диссоциации солей, определяют в водных растворах катион Ме и анион кислотного остатка; прогнозируют по ним свойства веществ, сравнивают по строению свойства ионов и атомов.




№7


Практическая работа № 1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость»

Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.




№ 8

Контрольная работа №1 по теме «Классификация химических реакций»» и «Электролитическая диссоциация»

Входной контроль уровня знаний и умений. Коррекция умений



Тестовые задания для экспертного контроля знаний

Глава 2. Многообразие веществ.

Кислород и сера.

№9

Положение кислорода в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Характеризуют особенности строения атомов и молекул, окислительно-восствновительных свойств кислорода. Закономерности изменения свойств в группе.

Объясняют взаимосвязь между радиусом атомов и изменением свойств кислорода.





№10

Строение простых веществ . Аллотропия.

Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов.




№11

Сера. Аллотропия. Физические свойства.

Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов.



Образцы серы

№12

Химические свойства серы. Применение серы.

Характеризуют сущность и причины окислительных и восстановительных свойств соединений серы, составляют уравнения ОВР.




№13

Сероводород. Сульфиды.

Составляют формулы наиболее значимых соединений сероводорода, приводят примеры их применения в народном хозяйстве.




№14

Оксид серы ( ). Сернистая кислота.

Приводят примеры применения сульфитов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств сернистой кислоты, ионные и молекулярные уравнения.



Цинк, растворы сернистой кислоты и сульфита меди

№15

Оксид серы ( ). Серная кислота.

Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств серной кислоты в ионной и молекулярной формах .


Приводят примеры применения сульфатов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств серной кислоты, ионные и молекулярные уравнения. ЛО 2. Изучение качественной реакции на сульфат-ион




№ 16

Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.

Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Составлять термохимические уравнения. Вычислять тепловой эффект реакции по её термохимическому уравнению.




№17

Практическая работа № 2 «Получение соляной кислоты и изучение её свойств».


Систематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения




Глава 3 Азот и фосфор.

№18

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Характеризуют особенности строения атома азота и окислительно-восстановительные свойства, возможные СО, причину инертности азота. Описывать схему строения атома азота, прогнозировать его ОВ свойства и СО, писать ОВР с его участием.


Составляют формулы наиболее значимых соединений хлора, приводят примеры их применения в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Распознают хлорид-ионы, составлять уравнения реакций для свойств соляной кислоты.



№19.

Азот: свойства и применение.

Составляют формулы наиболее значимых соединений хлора, приводят примеры их применения в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Распознают хлорид-ионы, составлять уравнения реакций для свойств соляной кислоты.



№20

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

Характеризуют особенности строения молекулы аммиака его физические свойства. Осваивают способы лабораторного получения, собирания и распознавания газа, восстановительные и основные свойства посредством уравнений реакций.




№21

Соли аммония.

Распознавание солей аммония. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения реакций получения солей аммония, используют качественную реакцию на ион аммония для его обнаружения



№22

Азотная кислота.

Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств азотной кислоты в ионной и молекулярной формах.



Жесткая вода, мыло, сода, спиртовка, известковая вода

№23

Соли азотной кислоты.

Составляют уравнения получения, диссоциации свойств солей азотной кислоты в ионной и молекулярной формах.



Растворы сульфата алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, пипетки. Коллекция «Алюминий»

№24

Фосфор

Строение атома фосфора и окислительно-восстановительные свойства, аллотропия

Описывать схему строения атома фосфора, прогнозировать его ОВ свойства и СО, писать ОВР с его участием



Растворы солей железа, индикаторов на ионы железа

№25

Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты

Генетический ряд соединений фосфора +5, названия и свойства веществ, фосфорные удобрения. Составляют уравнения реакций по схемам генетической связи.




№26

Минеральные удобрения

Приводят примеры применения сульфатов, ортофосфатов в народном хозяйстве. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Составляют уравнения диссоциации и кислотных свойств серной кислоты, ионные и молекулярные уравнения. ЛО 2. Изучение качественной реакции на сульфат-ион Составляют уравнения получения, диссоциации и кислотных свойств серной кислоты в ионной и молекулярной формах.


Хлорид меди, железо, соляная кислота, сульфат железа(+2), хлорид бария, спиртовки

№27

Практическая работа № 3

Осваивают реагенты для качественного определения катионов. Алгоритмы решения экспериментальных задач 2-х типов. Систематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения




№28

Практическая работа №4.

Применяют алгоритмы для решения экспериментальных задач на качественное определение веществ по катионам и их получение. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют результаты и делают выводыСистематизируют и обобщают знания, применяют алгоритмы действий. Оценивают свой уровень знаний, определяют причины затруднений и пути их устранения. Объяснять сущность реакции ионного обмена. Составляют ионные уравнения реакции и сокращенные ионные уравнения



Набор хлоридов бария, цинка, железа, гидроксид натрия, пипетки, хлорид железа (+3), спиртовки

Глава 4 Углерод и кремний.

№29

Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.

Характеризуют особенности строения атома углерода и кремния, причины аллотропии, свойства и применение алмаза, графита, активированного угля. Составляют схему строения атома углерода, прогнозируют его ОВ свойства и СО, составляют уравнения ОВР с его участием


№30

Углерод.

Характеризуют особенности строения молекулы, физические свойства. Осваивают способы лабораторного получения, собирания и распознавания газа, восстановительные и основные свойства посредством уравнений реакций.




№31

Окси углерода. (2-х и 4-х валентный.)

Приводят примеры неметаллов с разным агрегатным состоянием. Объясняют причины аллотропии и приводить примеры, сравнивать ЭО неметаллов.




№32

Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.

Характеризуют физические, химические свойства, применение угольной кислоты, влияние на организм человека. Осваивают способы получения, собирания СО2, доказательства его наличии. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 3. Получение углекислого газа и его распознавание.




№33

Кремний и его свойства. Оксид кремния ( 4-х валентный).

Характеризуют физические, химические свойства, применение оксидов углерода, влияние на организм человека. Осваивают способы получения, собирания СО2, доказательства его наличии. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 3. Получение углекислого газа и его распознавание.





№34

Кремниевая кислота и её соли.

Характеризуют физические, химические свойства, применение кремниевой кислоты.




№35

Силикатная промышленность

Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности.

Сравнивают строение и свойства кремния с углеродом, составлять уравнения реакций для свойств кремния и его соединений.


Коллекция минералов силикатов,«Силикатная промышленность»

№36

Практическая работа № 5 «Получение углерода (4) и определение его свойств. Распознавание карбонатов».

Осваивают алгоритм решения задач по химическим уравнениям, если исходное вещество в смеси или с примесями. Составляют уравнения реакций взаимного превращения солей угольной кислоты. Приводят примеры использования угольной кислоты и карбонатов. Осваивают умение распознавать карбонаты среди других солей. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО4 . Изучение качественной реакции на карбонат – ион


Образцы серы

Глава 5. Общие свойства металлов.

№37

Положение металлов периодической таблице и особенности строения их атомов.

Характеризуют положение металлов в ПСХЭ в связи с особенностями строения их атомов. Выделяют общие физические свойства металлов и связывают их с общим строением веществ. Приводят примеры генетических рядов металлов. ЛО 5. Ознакомление с образцами металлов.




№38

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Физические свойства металлов.

Характеризуют положение металлов в ПСХЭ в связи с особенностями строения их атомов. Выделяют общие физические свойства металлов и связывают их с общим строением веществ. Приводят примеры генетических рядов металлов. ЛО 5. Ознакомление с образцами металлов.



Растворы хлорида бария, сульфата меди, серной кислоты

№39

Характерные химические свойства металлов. Сплавы.




Образцы цинка, меди, железа, алюминия, их сплавов.

Глава 6. Металлы 1А- 3А- групп периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

№40

Характеристика щелочных металлов.

Характеризуют закономерности изменения и особенности свойств химических свойств щелочных Ме и их соединений. Составляют уравнения реакций для натрия




№41

Положение магния кальция в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.

Осваивают закономерности ряда активности металлов, сущность их восстановительных свойств, общие химические свойства для характеристики химических свойств отдельных металлов. По ряду металлов определяют степень активности, прогнозируют возможные ОВР и их продукты. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 6. Изучение взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.




№42

Кальций и его соединения.

Характеризуют особенности свойств кальция и его соединений. Составлять уравнения реакций для кальция и магния. Сравнивают свойства металлов и объясняют результаты сравнения. Характеризуют причины жёсткости воды и разрабатывают способы её устранения



Растворы серной кислоты хлорида бария, магний, 3-и пробирки с серной, соляной кислотами и гидроксидом натрия

№43

Алюминий.

Характеризуют особенности свойств алюминия, его оксида и гидроксида. Составляют уравнения реакций для алюминия и по генетической схеме. Приводят примеры применения алюминия и его сплавов. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 7. Получение гидроксида алюминия и его амфотерные свойства




№44

Практическая работа № 6. «Решение экспериментальных задач»

Решать экспериментальные задачи на определение состава и идентификацию веществ. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют его результаты и делают выводы.




Глава 7. Железо.

№45

Положение железа в периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа.

Характеризуют особенности элемента железа, его генетические ряды. Проводят и наблюдают химический эксперимент. ЛО 8. Изучение качественных реакции на ионы железа +2 и +3.

Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям.



Растворы хлоридов аммония и натрия, гидроксида натрия, индикатор, вода

№46

Соединения железа.

Характеризуют сущность химической и электрохимической коррозии на примере железа и его сплавов, способы защиты от коррозии.

Составляют уравнения коррозии железа под действием кислорода и кислоты и определять в них окислитель..



Коллекция азотных удобрений Образцы цинка, меди, железа, алюминия, их сплавов.

№47

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

Решать экспериментальные задачи на определение состава и идентификацию веществ. Проводят и наблюдают химический эксперимент, анализируют его результаты и делают выводы.

Приводят примеры применения нитратов в качестве азотных удобрений. Составляют по схеме уравнения реакций разложения. Обосновывают роль в природе и жизни человека





Глава 8. Металлургия.

№48

Понятие о металлургии. Металлы в современной технике.

Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям.




№49

Производство чугуна.

Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям. Решают упражнения и расчётные задачи на применение знаний по теме. Составляют уравнения реакций по схемам генетической связи.




№50

Производство стали.

Приводят примеры сплавов чёрных и цветных, свойства и применение некоторых сплавов. Решают задачи на состав сплава, на взаимодействие металлов в сплаве по химическим уравнениям.




№51

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».

Входной контроль уровня знаний и умений. Коррекция умений




Коллекция фосфорных удобрений

Глава 9. Краткий обзор важнейших органических веществ.

№52

Органическая химия.



Презентация «Аллотропия углерода»

№53

Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.




Мрамор, соляная кислота, пробирки для получения и собирания газов известковая вода

№54

Упрощенная классификация органических соединений.



Карбонаты меди, натрия, кальция, соляная кислота

№55

Предельные (насыщенные) углеводороды.

Характеризуют причины предельности. Л О 9. Изготовление моделей молекул углеводородов.

Составляют структурные формулы метана, этана, уравнения реакций горения, замещения, отщепления.




№56

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.

Характеризуют результаты непредельности, особенности свойств и значение полиэтилена. Составляют уравнения реакций горения, присоединения воды к этилену, полимеризации



Коллекция минералов – силикатов,

«Силикатная промышленность»

№57

Циклические углеводы.




Вещества для определения, индикатор, хлорид бария, нитрат серебра вода, азотная кислота

№58

Природные источники углеводородов.




Установка для получения газов, холодильник

№ 59

Производные углеводородов. Спирты.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Осваивают знания о воздействии спиртов на организм. Приводят примеры использования спиртов. Характеризуют особенности и причины многообразия органических веществ. Составляют структурные формулы органических веществ. Различают органические вещества по молекулярным формулам, приводить примеры.



Презентация «Спирты», образцы спиртов


№60

Карбоновые кислоты.

Узнают по формулам кислоты, уксусную кислоту, приводят примеры применения. Выделяют в составе карбоновой кислоты кислотный остаток и кислотный водород, пишут уравнения реакций замещения в карбоксильной группе. Понятие о жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот. Характеризуют физические свойства жиров, горение, окисление. Приводят примеры жиров.




№61

Сложные эфиры. Жиры.

Понятие об сложных эфирах, жирах. Сложные эфиры, жиры, строение и биологическая роль.

Распознают структуры по их изображениям Классифицируют приводят примеры применения и биологического значения. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций.



Презентация «Жиры» Тестовые экспертного контроля знаний задания для

№62

Углеводы.


Понятие об углеводах. Классифицируют углеводы, приводят примеры применения и биологического значения глюкозы, крахмала и целлюлозы. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций для углеводов.

Определяют их с помощью качественных реакций.



Презентация «Углеводороды»

№63

Аминокислоты.

Понятие об аминокислотах. Белки строение и биологическая роль.





№64

Белки.

Понятие об аминокислотах. Белки строение и биологическая роль.

Распознают структуры белков по их изображениям Классифицируют углеводы, приводят примеры применения и биологического значения глюкозы, крахмала и целлюлозы. Проводят и наблюдают химический эксперимент ЛО 10. Изучение качественных реакций для углеводов.

Определяют их с помощью качественных реакций



Растворы йода, сульфата меди, гидроксида натрия, глюкозы, срез картофеля, белый хлеб.

Модель молекулы белка


№65

Полимеры.


Определять принадлежность веществ к классу полимеров




№66

Лекарства


Определять принадлежность веществ к классу




№67

Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».

Коррекция и контроль знаний

Проверочный тест. Органические вещества




№68

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.





№69

Резервный урок





№70

Резервный урок




Тестовые задания для экспертного контроля знаний


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Примерная программа основного общего образования по химии (Стандарты второго поколения – М.: просвещение, 2010г.)

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: Дрофа, 2007

Учебник автора. Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.