РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по химии составлена на основе Программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для 10-11 классов общеообразовательных учреждений ( базовый уровень) О.С.Габриеляна. Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 190с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с.).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, в том числе для проведения контрольных работ - 2 часа, практических работ - 2 часа.
Промежуточная аттестация – 1ч.
В рабочую программу внесены следующие изменения: Увеличено число часов на изучение тем:
- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;
- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.
Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 2 .
Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Общая характеристика учебного предмета
Курс органической химии – это третий по счету курс химии, теоретическую основу которого составляет современная теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.
Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.
В рамках регионального компонента - программы « Агробизнес» в заключительной теме «Биологически активные вещества» добавлены темы – «Использование биологически активных веществ в с/х производстве»., «Синтетические материалы в с/х производстве».
Изучение органической химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Цели:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основные задачи программы.
систематизировать полученные знания об органических веществах в 9 классе. сформировать у обучающихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; сформировать у обучаемых на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; научить обучающихся:
-использовать международную номенклатуру названий веществ;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
-применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
показать роль органической химии в жизни современного общества.
Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, индивидуальными заданиями.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ;
-метод проектов;
-исследовательские работы обучающихся;
-технологии творческих мастерских;
-игровые технологии.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
практические работы
лабораторные работы
Формы контроля ЗУН ;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
контрольные работы
тестирование
самостоятельные работы
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающее среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Общеучебные | Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. |
Здоровьесберегающие | Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ . Изучение физиологического воздействия на организм изучаемых в школьном курсе химических веществ, в том числе лекарств. |
Социальные | |
Информационные | Различные формы работы с учебником. Подготовка докладов учащимися. Создание презентаций к уроку. Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу. Компьютерное тестирование. |
Коммуникативные | |
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.
Рабочая программа предусматривает: контрольных работ-2, практических работ- 2.
Используемый УМК
Химия 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян – М: Дрофа, 2013г.
Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян – М: Дрофа, 2011г.
Дидактические материалы по химии для 10 класса Пособие для учителя .А. М. Радецкий – Просвещение, 2012г.
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. Габриелян О. С. 2012г.
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема (глава) | Содержание учебного материала | Всего часов | Теория | Прак-тика | Контрольные работы |
1 | Введение. Органическая химия. | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения. | 1 | 1 | | |
2 | Тема№1 Строение и классификация органических соединений. Номенклатура. Изомерия. | Валентность. Основные положения теории химического строения органических соединений. Гомология и гомологи. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 2 | 2 | | |
3 | Тема№2 Углеводороды(УВ) | Алканы Алкены, этилен. Алкадиены и каучуки. Алкины, ацетилен. Бензол и его гомологи. Нефть | 10 | 9 | | 1 |
4 | Тема №3. Кислородсодержащие органические соединения | Спирты Фенол Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты Эфиры Углеводы | 11 | 10 | | 1 |
5 | Тема№4 Азотсодержащие органические соединения | Амины Аминокислоты Белки Нуклеиновые кислоты | 5 | 4 | 1 | |
6 | Тема№5 «Биологически активные вещества» | Химия и здоровье. Ферменты. Гормоны Витамины Лекарства | 2 | 2 | | |
7 | Тема №6 Искусственные и синтетические органические соединения | Искусственные и синтетические полимеры. | 2 | 1 | 1 | |
| Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | | 1 | | | |
| Промежуточная аттестация | | 1 | | | 1 |
| Итого: | | 35 | 30 | 2 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (2 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. . Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
2 «Изготовление моделей молекул углеводородов».. 3. «Получение и свойства этилена».
Контрольная работа №1 «Углеводороды»
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 4 – Окисление спиртов., 5- Качественные реакции на глицерин, 6-Качественные реакции на альдегиды. 7 – Получение эфира и стирального порошка. 8. -Свойства глюкозы, крахмала.
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 9. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (2 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Синтетические материалы в с/х производстве.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.
Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Обобщение и систематизация знаний за курс 10 класса - 1ч
Промежуточная аттестация. - 1 ч
Контроль УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Вид контроля | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | «Углеводороды» | Контрольная работа | Урок№13 | |
2 | «Кислородсодержащие органические соединения» | Контрольная работа | Урок№23 | |
3 | Промежуточная аттестация | Тест | Урок№35 | |
Требования к уровню подготовки (результаты обучения)
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
.
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Дом. задание | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение – 1 час |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Органические вещества. | 1 | Вводный | Органическая химия, изомерия, изомеры, гомологи. Пространственное строение молекул, вещества молекулярного и не молекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология. | Фронтальная беседа | § 1, | 06.09 | |
Тема№1 «Теория химического строения А.М. Бутлерова» - 2 часа |
2 | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 | Комбинированный | Теория строения органических соединений, валентность, гомологический ряд. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова . | фронтальная беседа | § 2 | 13.09 | |
3 | Основы номенклатуры органических соединений..Виды изомерии | 1 | Комбинированный | Номенклатура органических соединений . тривиальная и международная номенклатура. Алгоритм. Структурная, пространственная изомерия. | индивид. опрос | § 2 Упр.2, | 20.09 | |
Тема№2 «Углеводороды(УВ)»- 10 часов | | | | | Контр. и пров. работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.104, 105, 112, 120. |
4 (1) | Природный газ. Алканы. | 1 | Изучение нового материала | Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств. | Текущий | § 3, №7,12 | 27.09 | | | | | | |
5(2) | Алкены. Этилен, его получение, свойства, применение. | 1 | Комбинированный | Ссостав, строение, изомерия, номенклатуау алкенов, их физические и химические свойства и способы получения. Л.О. №3 Получение С2Н4 | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 22, 114. | §4, №4,7 | 04.10 | |
6(3) | Алкадиены. Химические свойства бутадиена и изопрена. Каучуки. Резина | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура алкадиенов, их физические и химические свойства и способы получения. Каучук: натуральный, синтетческий | Фронтальная беседа | §5, №3 | 11.10 | |
7(4) | Алкины. Ацетилен, его получение, свойства, применение. | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура алкинов, их физические и химические свойства и способы получения. Сигма и пи связи, качественная реакция | фронтальная беседа, карточки | §6, №4, 7 | 18.10 | |
8(5) | Арены. Бензол: получение, свойства, применение. | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура аренов, их физические и химические свойства и способы получения. Ароматичность | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.115, вар.1, в2А, вар.2, 2Б, вар.3, в2, вар.4 в2. | § 7 №4 | 25.10 | |
9(6) | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. | 1 | Комбинированный | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Природный газ. Бензин: понятие об октановом числе | фронтальная беседа, | §8, №6,7 | 08.11 | |
10(7) | Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов | 1 | Урок-упражнение | Массовая доля элемента. Относительные плотности вещества по водороду, воздуху | индивидуальный | | 15.11 | |
11(8) | Нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания | 1 | Урок-упражнение | Нахождение молекулярную формулу вещества по известной массе или известному объему продуктов сгорания | индивидуальный | | 22.11 | |
12(9) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники» » | 1 | Урок систематизации знаний | Уметь применять полученные знания на практике. Определять принадлежность веществ к соответствующему классу. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 79. | В6 | 29.11 | |
13 (10) | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 1 | Урок контроля ЗУН | Выполнение вариантов контрольной работы | Контрольная работа | | 06.12 | |
Тема №3. «Кислородсодержащие органические соединения» -11 часов | | | | | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124. |
14(1) | Спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. | 1 | Комбинированный | Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 32, стр.36, в13, стр.53, в13. | §9 сообщ.№ А17,18 | 13.12 | |
15(2) | Химические свойства спиртов | 1 | Комбинированный | Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение Л.О №4 «Окисление спиртов» Л.О. №5Свойства глицерина | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 51. | §9, №12,13,14 | 20.12 | |
16(3) | Фенол | 1 | Комбинированный | Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 40, 120-121. Сборник задач и упражнений по химии. Авт. И.Г.Хомченко. Задачи 24.7, 24.9. | §10, упр.3 ,5 | 27.12 | |
17(4) | Альдегиды и кетоны | 1 | Комбинированный | Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств. Л.О. №6 Качественные реакции на альдегидную группу. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 85, вар.1, зад.1а,б,г, вар.2, зад. 1а, б,г. | §11, №6,7 | 17.01 | |
18(5) | Карбоновые кислоты | 1 | Комбинированный | Одноосновные карбоновые кислоты - Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.55, в13, стр.122. | §12, №6,8 | 24.01 | |
19(6) | Сложные эфиры. Жиры | 1. | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура эфиров и жиров, их физические и химические свойства и способы получения. Омыление. Л.О №7 «Получение эфира» | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 65, 122. | §13,упр.8,11,12 | 31.01 | |
20(7) | Углеводы. Моносахариды | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура углеводов, их физические и химические свойства и способы получения. Глюкоза, фруктоза. Л.О. №8 «Качественные реакции» | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124. | §14, № 9,10 | 7.02 | |
21(8) | Дисахариды и полисахариды. | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура углеводов, их физические и химические свойства и способы получения. Сахара, крахмал, целлюлоза, сахароза, дисахара, Л.О. №8 «Качественные реакции» | | §15, №7 | 14.02 | |
22(9) | Решение задач и выполнение упражнений . | 1 | Комбинированный | | | | 21.02 | |
23 (10) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | Урок систематизации знаний | Уметь применять полученные знания на практике. Определять принадлежность веществ к соответствующему классу. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124, 125. | Подг. к к/р | | |
24 (11) | Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | Урок проверки ЗУН | Выполнение вариантов контрольной работы | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 47, 85. | | 28.02 | |
Тема№4 «Азотсодержащие органические соединения» -5 часов | | | | |
25(1) | Амины. Анилин | 1 | Комбинированный | Состав, строение, изомерия, номенклатура аминов, их физические и химические свойства и способы получения. Амины, аминогруппа, полиамиды. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 59, в12, стр.62, стр.94, вар.1, зад.1, стр.95, вар.2, зад.1, стр.96, зад.1. | §16, упр.4,5 8 | 7.03 | |
26(2) | Аминокислоты | 1 | Комбинированный | Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. | Инд.опрос | §17, упр.4 | 14.03 | |
27(3) | Белки | 1 | Комбинированный | Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Л.О №9 «Цветные реакции» | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 55, стр.95, вар.3, зад.1. | §17, 18 упр.9 ,10 11 | 21.03 | |
28(4) | Генетическая связь между классами органических соединений. | 1 | комбинированный | Выполнение упражнений Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ. | Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №1, стр.174. ТБ №46. | Повт.§ 25-28 | 11.04 | |
29(5) | Практическая работа№1 «Идентификация органических соединений» | 1 | Урок- практикум | Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу органических веществ Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ, использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием. | Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №1, стр.178. | | 18.04 | |
Тема№5 «Биологически активные вещества» - 2 часа | | | | | тест |
30(1) | Ферменты. Использование биологически активных веществ в с/х производстве | 1 | Комбинированный | Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Биодобавки, биокорма в с/х производстве. | инд.опрос | §19, инд. зад. | 25.04 | |
31(2) | Витамины. Гормоны.Лекарства | 1 | Комбинированный | Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней. | инд.опрос | §20, инд зад. | 16.05 | |
Тема №6 «Искусственные и синтетические органические соединения»-2 часа | | | | | инд.опрос |
32(1) | Искусственные и синтетические органические вещества. Синтетические материалы в с/х производстве. | 1 | Комбинированный | Важнейшие искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы. Л.О №10 «Коллекция пластмасс и волокон» | инд.опрос | Инд. зад. | 23.05 | |
33(2) | Практическая работа№2 «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | Урок- практикум | Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу органических веществ Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ, | Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №2, стр.181. | Практи-ческая работа | 30.05 | |
34(3) | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | 1 | Обобщение и закрепление | | | | | |
35 | Промежуточная аттестация | 1 | Урок проверки ЗУН | | | | | |
Учебно- методический комплект
Габриелян О.С. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2013.
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2012.
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 253, [3] с.
Габриелян О.С. «Химия. 10 класс». Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013
Программные средства
Печатные пособия
1.1. Серия таблиц по органической химии.
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор для моделирования строения органических веществ.
2.2. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор № 19 ОС «Углеводороды».
3.2. Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества».
3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты органические».
3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Мультимедийные программы к теме: «Биологически активные вещества».
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.