СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  базового  уровня.  рассчитана  на  1  ч   в  неделю  ( 34 часа )

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 10 класс (1 час)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по химии составлена на основе Программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для 10-11 классов общеообразовательных учреждений ( базовый уровень) О.С.Габриеляна. Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 190с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с.).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, в том числе для проведения контрольных работ - 2 часа, практических работ - 2 часа.

Промежуточная аттестация – 1ч.

  1. В рабочую программу внесены следующие изменения: Увеличено число часов на изучение тем:

- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;

- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.

  1. Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;

- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 2 .

Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.


Общая характеристика учебного предмета

Курс органической химии – это третий по счету курс химии, теоретическую основу которого составляет современная теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы.

В рамках регионального компонента - программы « Агробизнес» в заключительной теме «Биологически активные вещества» добавлены темы – «Использование биологически активных веществ в с/х производстве»., «Синтетические материалы в с/х производстве».

Изучение органической химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Цели:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные задачи программы.

систематизировать полученные знания об органических веществах в 9 классе. сформировать у обучающихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; сформировать у обучаемых на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; научить обучающихся:

-использовать международную номенклатуру названий веществ;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

-применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

показать роль органической химии в жизни современного общества.

Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, индивидуальными заданиями.





Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

-личностно-ориентированное обучение;

-ИКТ;

-метод проектов;

-исследовательские работы обучающихся;

-технологии творческих мастерских;

-игровые технологии.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы

  • лабораторные работы


Формы контроля ЗУН ;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • контрольные работы

  • тестирование

  • самостоятельные работы

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающее среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.








Общеучебные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Здоровьесберегающие

  • Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ .

  • Изучение физиологического воздействия на организм изучаемых в школьном курсе химических веществ, в том числе лекарств.

Социальные

  • Ознакомление учащихся с биографией выдающихся российских химиков: Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина .

Информационные





  • Различные формы работы с учебником.

  • Подготовка докладов учащимися.

  • Создание презентаций к уроку.

  • Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу.

  • Компьютерное тестирование.


Коммуникативные

  • Совместная работа учащихся на практических занятиях и работа в группах на обобщающих уроках.

  • Проведение учебных исследований.








В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.

Рабочая программа предусматривает: контрольных работ-2, практических работ- 2.

Используемый УМК

  1. Химия 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян – М: Дрофа, 2013г.

  2. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян – М: Дрофа, 2011г.

  3. Дидактические материалы по химии для 10 класса Пособие для учителя .А. М. Радецкий – Просвещение, 2012г.

  4. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. Габриелян О. С. 2012г.

  5. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;




использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Учебно-тематический план



п/п

Тема (глава)

Содержание учебного материала


Всего часов



Теория

Прак-тика

Контрольные работы

1

Введение. Органическая химия.

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.


1

1



2

Тема№1

Строение и классификация органических соединений. Номенклатура. Изомерия.

Валентность. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Гомология и гомологи. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2

2



3

Тема№2 Углеводороды(УВ)

Алканы

Алкены, этилен.

Алкадиены и каучуки.

Алкины, ацетилен.

Бензол и его гомологи.

Нефть


10

9


1

4

Тема №3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты

Фенол

Альдегиды и кетоны

Карбоновые кислоты

Эфиры

Углеводы

11

10


1

5

Тема№4 Азотсодержащие органические соединения

Амины

Аминокислоты

Белки

Нуклеиновые кислоты


5

4

1


6

Тема№5 «Биологически активные вещества»

Химия и здоровье. Ферменты.

Гормоны

Витамины

Лекарства

2

2



7

Тема №6 Искусственные и синтетические органические соединения

Искусственные и синтетические полимеры.

2

1

1



Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии



1





Промежуточная аттестация


1



1


Итого:


35

30

2

3



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Введение (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.

Тема 1. Теория строения органических соединений (2 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. . Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

2 «Изготовление моделей молекул углеводородов».. 3. «Получение и свойства этилена».

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 4 – Окисление спиртов., 5- Качественные реакции на глицерин, 6-Качественные реакции на альдегиды. 7 – Получение эфира и стирального порошка. 8. -Свойства глюкозы, крахмала.

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 9. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 ч)

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (2 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Синтетические материалы в с/х производстве.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.


Обобщение и систематизация знаний за курс 10 класса - 1ч


Промежуточная аттестация. - 1 ч













Контроль УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



№ п/п

Тема


Вид контроля

Дата проведения

По плану

Фактически

1

«Углеводороды»

Контрольная работа

Урок№13


2

«Кислородсодержащие органические соединения»

Контрольная работа

Урок№23


3

Промежуточная аттестация

Тест

Урок№35



Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

.


урока

Тема урока

Кол- во часов


Тип урока


Содержание урока

Виды, формы контроля

Дом. задание

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение – 1 час

1


Вводный инструктаж по ТБ.

Предмет органической химии. Органические вещества.

1

Вводный

Органическая химия, изомерия, изомеры, гомологи. Пространственное строение молекул, вещества молекулярного и не молекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология.

Фронтальная беседа

§ 1,


06.09


Тема№1 «Теория химического строения А.М. Бутлерова» - 2 часа

2

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

1

Комбинированный

Теория строения органических соединений, валентность, гомологический ряд.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова

.

фронтальная беседа

§ 2

13.09


3

Основы номенклатуры органических соединений..Виды изомерии

1

Комбинированный

Номенклатура органических соединений . тривиальная и международная номенклатура. Алгоритм.

Структурная, пространственная изомерия.

индивид. опрос

§ 2

Упр.2,


20.09


Тема№2 «Углеводороды(УВ)»- 10 часов





Контр. и пров. работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.104, 105, 112, 120.

4 (1)

Природный газ. Алканы.

1

Изучение нового материала


Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.


Текущий

§ 3, №7,12

27.09







5(2)

Алкены. Этилен, его получение, свойства, применение.

1

Комбинированный

Ссостав, строение, изомерия, номенклатуау алкенов, их физические и химические свойства и способы получения.

Л.О. №3

Получение С2Н4

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 22, 114.


§4, №4,7

04.10


6(3)

Алкадиены. Химические свойства бутадиена и изопрена. Каучуки. Резина

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура алкадиенов, их физические и химические свойства и способы получения.

Каучук: натуральный, синтетческий

Фронтальная беседа

§5, №3

11.10


7(4)

Алкины. Ацетилен, его получение, свойства, применение.

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура алкинов, их физические и химические свойства и способы получения.

Сигма и пи связи, качественная реакция

фронтальная беседа, карточки

§6, №4, 7

18.10


8(5)

Арены. Бензол: получение, свойства, применение.

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура аренов, их физические и химические свойства и способы получения.

Ароматичность

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.115, вар.1, в2А, вар.2, 2Б, вар.3, в2, вар.4 в2.

§ 7 №4

25.10


9(6)

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.


1

Комбинированный

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Природный газ. Бензин: понятие об октановом числе


фронтальная беседа,

§8, №6,7

08.11


10(7)

Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов


1

Урок-упражнение


Массовая доля элемента. Относительные плотности вещества по водороду, воздуху


индивидуальный


15.11


11(8)

Нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания


1

Урок-упражнение


Нахождение молекулярную формулу вещества по известной массе или известному объему продуктов сгорания


индивидуальный


22.11


12(9)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники»

»

1

Урок систематизации знаний

Уметь применять полученные знания на практике. Определять принадлежность веществ к соответствующему классу.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 79.

В6


29.11


13

(10)

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

1

Урок контроля ЗУН

Выполнение вариантов контрольной работы

Контрольная работа


06.12



Тема №3. «Кислородсодержащие органические соединения» -11 часов







Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124.

14(1)

Спирты.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

1

Комбинированный

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 32, стр.36, в13, стр.53, в13.

§9 сообщ.№ А17,18

13.12


15(2)

Химические свойства спиртов


1

Комбинированный

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение

Л.О №4 «Окисление спиртов»

Л.О. №5Свойства глицерина

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 51.

§9, №12,13,14

20.12


16(3)

Фенол

1

Комбинированный

Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 40, 120-121. Сборник задач и упражнений по химии. Авт. И.Г.Хомченко. Задачи 24.7, 24.9.

§10, упр.3 ,5

27.12


17(4)

Альдегиды и кетоны

1

Комбинированный

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств.


Л.О. №6 Качественные реакции на альдегидную группу.


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 85, вар.1, зад.1а,б,г, вар.2, зад. 1а, б,г.

§11, №6,7

17.01


18(5)

Карбоновые кислоты

1

Комбинированный

Одноосновные карбоновые кислоты - Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот.


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр.55, в13, стр.122.

§12, №6,8

24.01


19(6)

Сложные эфиры. Жиры

1.

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура эфиров и жиров, их физические и химические свойства и способы получения. Омыление.

Л.О №7 «Получение эфира»

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 65, 122.

§13,упр.8,11,12

31.01


20(7)

Углеводы. Моносахариды

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура углеводов, их физические и химические свойства и способы получения. Глюкоза, фруктоза.

Л.О. №8 «Качественные реакции»

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124.

§14,

№ 9,10

7.02


21(8)

Дисахариды и полисахариды.

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура углеводов, их физические и химические свойства и способы получения.

Сахара, крахмал, целлюлоза, сахароза, дисахара,

Л.О. №8 «Качественные реакции»


§15, №7

14.02


22(9)

Решение задач и выполнение упражнений .

1

Комбинированный




21.02


23

(10)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

1

Урок систематизации знаний

Уметь применять полученные знания на практике. Определять принадлежность веществ к соответствующему классу.

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 124, 125.

Подг. к к/р



24

(11)

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»

1

Урок проверки ЗУН

Выполнение вариантов контрольной работы

Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 47, 85.


28.02


Тема№4 «Азотсодержащие органические соединения» -5 часов






25(1)

Амины. Анилин

1

Комбинированный

Состав, строение, изомерия, номенклатура аминов, их физические и химические свойства и способы получения. Амины, аминогруппа, полиамиды. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина.


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 59, в12, стр.62, стр.94, вар.1, зад.1, стр.95, вар.2, зад.1, стр.96, зад.1.

§16, упр.4,5 8

7.03


26(2)

Аминокислоты

1

Комбинированный

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.


Инд.опрос

§17, упр.4

14.03


27(3)

Белки

1

Комбинированный

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.


Л.О №9 «Цветные реакции»


Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия.10 кл.» О.С.Габриеляна стр. 55, стр.95, вар.3, зад.1.

§17, 18

упр.9 ,10 11

21.03


28(4)

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

комбинированный

Выполнение упражнений Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.


Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №1, стр.174.

ТБ №46.

Повт.§ 25-28

11.04


29(5)

Практическая работа№1 «Идентификация органических соединений»

1

Урок- практикум

Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу органических веществ

Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ, использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.

Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №1, стр.178.



18.04


Тема№5 «Биологически активные вещества» - 2 часа






тест

30(1)

Ферменты. Использование биологически активных веществ в с/х производстве

1

Комбинированный

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Биодобавки, биокорма в с/х производстве.


инд.опрос

§19, инд. зад.

25.04


31(2)

Витамины. Гормоны.Лекарства

1

Комбинированный

Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней.


инд.опрос

§20, инд зад.

16.05


Тема №6 «Искусственные и синтетические органические соединения»-2 часа






инд.опрос

32(1)

Искусственные и синтетические органические вещества. Синтетические материалы в с/х производстве.

1

Комбинированный

Важнейшие искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

Л.О №10 «Коллекция пластмасс и волокон»

инд.опрос

Инд. зад.

23.05


33(2)

Практическая работа№2 «Распознавание пластмасс и волокон»

1

Урок- практикум

Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу органических веществ

Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ,

Учебник «Химия.10 кл» О.С.Габриеляна практ.работа №2, стр.181.

Практи-ческая работа

30.05


34(3)

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии


1

Обобщение и закрепление






35

Промежуточная аттестация

1

Урок проверки ЗУН









Учебно- методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2013.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2012.

  4. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 253, [3] с.

  5. Габриелян О.С. «Химия. 10 класс». Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013




Программные средства

        1. Печатные пособия

1.1. Серия таблиц по органической химии.

1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл)

1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2. Учебно-лабораторное оборудование

2.1. Набор для моделирования строения органических веществ.

2.2. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».

3. Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор № 19 ОС «Углеводороды».

3.2. Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества».

3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты органические».

3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины».

3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Мультимедийные программы к теме: «Биологически активные вещества».

4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!