СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа рассчитана  на  3  часа  в  неделю ( 105 часов)

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧ. ХИМИЯ 8 кл. (1)»

уро-ка

Тема урока


Колич. часов


Тип урока


Содержание урока


Виды, формы контроля

Домашнее задание


Дата

проведения




По пла-ну

Фак-тически

Тема 1 . Введение – 9 часов.


1

Вводный инструктаж по т/б

Предмет химии. Вещества.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях


Фронталь-ный

Введение,

С. 3-5

№3-5

1.09


2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Химическая реакция. Алхимия.

Текущий

2, 3 №4,6

(сообщения о Ломоносове, Бутлерове Менделееве (комп. Презентация)

6.09


3.

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием.

Правила безопасности в химической лаборатории»

1

Практическая работа

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование


Самостоятельная работа


7.09


4

Практическая работа №2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

1

Практическая работа

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории.

Химическая посуда.

Самостоятельная работа


8.09


5.

Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева




1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Обозначения химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева

Работа с карточками

4. №1-4

13.09


6.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

Урок изучен. нового матер

Общее знакомство со структурой ПС: периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.


4., РТ- стр.19

14.09


7.

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Работа с ДМ

5. №8

Химические элементы

РТ -стр.22-23

15.09


8

Решение задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества

1


Химическая формула, индекс, коэффициент. Относительная атомная и молекулярная масса.



РТ-стр. 23-24

20.09


9.

Массовая доля элемента в соединении

1

урок закрепле-ния знаний

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Индивидуальный, работа с дидактич. карточками

5. №5,6

21.09



Тема 1. Атомы химических элементов.

12 часов




10(1)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ядро, Протоны, электроны, нейтроны, массовое число

Текущий

6. №3,5

22.09


11(2)

Изменения в составе ядер атомов. Изотопы .

1

Комбини-рованный

Химический элемент, изотопы

Фронталь-ный

7. № 1-4

РТ -стр.27-28

27.09


12(3)

Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Завершенный и незавершенный электронный уровень Физический смысл атомного номера, номеров группы и периода.

Индивидуальный, работа с дидактич. карточками

8. №1-4

РТ- стр.29

28.09


13(4)

Строение электронных оболочек атомов. химических элементов №1-20

1

Комбини-рованный

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.



8, РТ-стр.31

29.09


14(5)

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Порядковый номер элемента, периодический закон.

текущий

9, стр.53-55,инд. задания

РТ-стр. 33-35

04.10







15(6)

Ионная химическая связь.

1

Комбинирован-ный

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов.. Причины изменения металлических и

неметаллических свойств в периодах и группах.


текущий

9 до конца № 2,3 РТ -стр. 37

05.10


16(7)

Ковалентная неполярная химическая связь.


1

Комбинирован-ный урок

Взаимодействие атомов химических элементов неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.


текущий

10. №1-4, РТ-стр. 41-42

06.10


17(8)

Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.

1

Комбинирован-ный урок

Взаимодействие атомов химических элементов неметаллов между собой образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.


текущий

11. №1-4, РТ-стр.45-46

11.10


18(9)

Металлическая химическая связь.

1

Комбинирован-ный урок

Взаимодействие атомов химических элементов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.


текущий

12. № 1-3, РТ- стр. 49

12.10


19(10)

Решение упражнений по теме "Химическая связь"

1

Комбинирован-ный урок

Периодический закон и строение атомов. Типы химической связи.

текущий


13.10


20(11)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». Самостоятельная работа №1 «Виды связи»

1

урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Варианты самостоятельных работ

Тематичес-кий

Повторение

6-12

18.10


21(12)

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

1

урок контроля, оценки и коррекции.

Варианты контрольных работ

Проверочная работа


19.10


Тема 2. Простые вещества

9 часов

22(1)

Простые вещества – металлы.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аллотропия на примере олова. Свойства простых веществ - металлов

текущий

13., РТ -стр.53-54

20.10


23(2)

Простые вещества – неметаллы. Аллотропия.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понятие аллотропии на примере кислорода, углерода, фосфора.

текущий

14. индив. задания, РТ-стр. 58

25.10


24(3)

Количество вещества.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Моль, постоянная Авогадро Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам, миллимолярная и киломолярная массы; выполнение упраждений с использованием понятий «молярная масса», «моль».

текущий

15. №1-3,РТ-стр.62, №7

26.10


25(4)

Молярная масса вещества.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний



15, РТ -стр.63-64

27.10


26(5)

Молярный объем газообразных веществ

1

Комбинирован-ный урок

Молярный объем газов, нормальные условия, миллимолярный и киломолярный объем

Индивид.

16. №1,2, РТ-стр.67, № 3,5

08.11


27-28

(6-7)

Решение задач на вычисление количества вещества, массы, объема.

2

урок закрепле-ния знаний

Выполнение упраждений с использованием понятий «молярная масса», «моль», «молярный объем»

Работа с дидактич. карточками

№5, повтор. 15, 16

09.11


10.11


29(8)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Количество вещества. Молярный объем. Молярная масса .


Подготовка к к/р, РТ -стр.72-73

15.11


30(9)

Контрольная работа №2 «Простые вещества»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Варианты контрольных работ

Проверочная работа


16.11


Тема 3. Соединения химических элементов

17 часов

31(1)

Степень окисления.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Валентность, степень окисления, формула вещества

Текущий

17. №1,2, РТ-стр. 75-76

17.11


32(2)

Бинарные соединения металлов и неметаллов.


1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий

Текущий

18. №1-6, РТ- стр. 78, №7-9

22.11


33(3)

Оксиды. Летучие водородные соединения.

Бинарные соединения в сельском хозяйстве

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.



18, РТ-стр. 80-81(1-5)

23.11


34(4)

Основания.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Состав и названия оснований, их классификация, щелочи. Расчеты по формулам оснований

Текущий

19. №1-6, РТ-стр.86-87

24.11


35(5)

Кислоты.

Индикаторы в с/х. Кислотность почв.


1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Состав и названия кислот, их классификация.

Работа с дидактич. карточками

20. №1-5, РТ-стр.92-93

29.11


36-37

(6-7)

Соли как производные кислот и оснований.

Применение солей в с/х,

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.


текущий

21. №1-3, РТ-стр.96-97



РТ-стр. 99, 102

30.11



01.12


38(8)

Урок-упражнение Соединения химических элементов

1

урок закрепле-ния знаний

Составление формул веществ.

Индивид.

Инд.зада.

06.12


39(9)

Аморфные и кристаллические вещества . Кристаллические решётки.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Свойства кристаллических решеток. Взаимосвязь кристаллических решеток и видов химической связи.

Текущий Составление таблицы

22. №1,4,5

Инд. задания

РТ -104-106

07.12


40(10)

Чистые вещества и смеси.

Разделение смесей, очистка веществ.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование


Текущий

23. №1,2,4

РТ-стр.112(4,5)

08.12


41(11)

Практическая работа №3

Очистка загрязненной поваренной соли


1

Урок- практикум

Отчет по практической работе.

Самостоя-тельная работа

П/р 3


13.12


42-43

(12-13)

Массовая и объёмная доли компонентов в смеси.

2

Комбини-рованный

Расчет массовой доли вещества в растворе. Расчет объемной доли компонента смеси.

Текущий

Проверочная работа

24. № 1-3

РТ- 116


РТ- 118

14.12


15.12


44(14)

Массовые и объемные доли компонентов смесей и растворов применяемых в с/х.


1

Комбини-рованный

Расчет массовой доли вещества в растворе. Расчет объемной доли компонента смеси.

Текущий

Проверочная работа

Инд.зад.

20.12


45(15)

Практическая работа №4 Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества

1

Урок-практикум

Отчет по практической работе. Реактивы.

Самостоя-тельная эксперимен-тальная работа

П/р №4


21. 12


46(16)

Обобщение по теме «Соединения химических элементов».Подготовка к контрольной работе.

1

урок закрепле-ния знаний

Классификация сложных веществ, упражнения на составление формул веществ по названиям, расчеты по формулам соединений

Работа с дидактич. материалом

Повтор. 17-24

22.12


47(17)

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Варианты контрольных работ

Проверочная работа


27.12


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

16 часов




48(1)



Физические явления в химии.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и


возгонка веществ, центрифугирование.


Текущий


25. №2-4

РТ 122-124(1,2,4,5)


28.12














49(2)

Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.


текущий

26,№ 1-4

РТ- 132-133

29.12







50(3)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Химическая реакция. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Закон сохранения массы веществ.


Текущий

27. № 1-3

12.01




51-52

(4-5)

Составление уравнений химических реакций

2

Комбиниро-ыванный

Составление уравнений химических реакций. Значение индексов и коэффициентов

текущий

27.

17.01


18.01



53(6)

Реакции соединения. Цепочки превращений

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уравнения химических реакций;

индексы и коэффициенты.

Каталитические реакции.

Осуществление переходов:

SSO2H2SO3

Р—Р2О5—Н3РО4

Са—СаО—Са(ОН)2

Сущность реакций разложения.

Индивид.

30. №1-3, РТ-стр. 146(1,2)

19.01



54(7)

Реакции разложения..

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сущность реакций разложения.

Составление уравнений реакций

Индивид.

29. №1-2, РТ-стр.141-142(1-3)

24.01



55(8)

Реакции замещения. . Ряд активности металлов.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности

протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами

Индивид.

31. №2-3, РТ-стр.149-150(1-4)

25.01


56(9)

Реакции обмена. Правило Бертолле.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Индивид.

32. №3,4, РТ-стр.154-155(1-4)

26.01



57

(10)

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимодействие простых и сложных веществ с водой.

Работа с дидактич. материалом

33. №1,3,4, РТ -стр. 158(2)

31.01


58

(11)

Урок -упражнение Типы химических реакций

1

урок закрепле-ния знаний

Составление химических реакций.


РТ-стр. 159-160(6,7)

01.02


59

(12)

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

1

Урок - практикум

Отчет по практической работе


П/р №5

02.02




60-61

(13-14)

Расчёты по химическим уравнениям.

2

Комплексное применение знаний

Составление уравнения реакции по условию задачи. Расчеты по химическим уравнениям.

Индивид.

28. №2,3


07.02


08.02



62

(15)

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе

1

урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Расчеты по химическим уравнениям.

Выполнение упражнений

Работа с дидактич. материалом

Повтор.

26-33

09.02






63

(16)

Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Варианты контрольных работ

Проверочная работа


14.02



Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и

окислительно – восстановительные реакции

30 часов

64(1)

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Растворение как физико-химический процесс. Зависимость растворимости твердых веществ от температуры. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.

Текущий

34. №5,7. РТ-стр. 163-164(4-5)

15.02


65(2)

Вода в сельском хозяйстве

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Значение воды в сельском хозяйстве.

Текущий

РТ, стр. 164(6)

16.02


66(3)

Урок-проект

"Определение чистой воды"

1

Проектная деятельность

Анализ качества воды в п. Первомайский

Индиви-дуальный

РТ-стр. 165(8)

21.02


67-68

(4-5)

Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.








Текущий

35. № 1-5, РТ-стр.168-169

22.02




28.02


69(6)

Основные положения ТЭД.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.





Текущий

36. №1,2, РТ-стр.171-173

01.03


70(7)

Ионные уравнения

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Классификация ионов и их свойства. Составление ионных уравнений реакций



Работа с дидактич. карточками

37. №1,5

02.03


71(8)

Практическая работа №6

Ионные реакции

1

Урок-практикум

Отчет о практической работе


П/р №6


03.03


72(9)

Реакции ионного обмена

1

Урок закрепления

изученного материала

Уравнения реакций ионного обмена


37

07.03


73

(10)

Практическая работа №7

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


1

Урок-практикум

Отчет о практической работе


П/р №7


09.03


74-75

(11-12)

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.


Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.



Текущий

38. №3-5, РТ-стр.180-181(3,4)






РТ-стр.182-183(2-4)

14.03





15.03


76-77

(13-14)

Основания в свете ТЭД. Классификация, свойства.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.



Текущий

39. №3, РТ-стр. 186-187(4)






РТ-стр.189(4,5)

16.03




21.03


78-79

(15-16)

Оксиды, их классификация и свойства.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оксиды, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.


Текущий


40. №1,3, РТ-стр.174-175(2,3)



РТ-стр. 175-177(2,3,5)

22.03


23.03


80-81

(17-18)

Соли в свете ТЭД. Классификация, свойства.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.



Текущий

41. №1.2, РТ-стр.192-192(3)






РТ-стр. 192-193(1-3)

04.04


05.04


82-83

(19-20)

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

2

Комбини-рованный

Генетические ряды металлов и неметаллов.

Индивид.

42. №2, РТ-стр.196(2б)


42. №3, РТ-стр.197(3б)

стр.198-199(2,3)

06.04


11.04


84

(21)

Практическая работа № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»

1

Урок-практикум

Отчет по практической работе

Самост. работа


12.04


85

(22)

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Свойства растворов электролитов»

1

урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Химические свойства изученных классов веществ. Генетическая связь между классами изученных веществ. Расчетные задачи с использованием уравнения реакции

Работа с ДМ


13.04


86

(23)

Классификация химических реакций

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различные признаки классификации хим. реакций

Текущий

43

18.04


87-88

(24-25)

Окислительно – восстановительные реакции.

2

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.



Текущий

43. №1,7, РТ-стр.202-203(1-6)

19.04


20.04


89-90

(26-27)

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР

2

Урок применения знаний и умений

Классификация и химические свойства изученных классов веществ.


РТ-стр.204-205

25.04


26.04


91

(28)

Практическая работа № 9

«Решение экспериментальных задач»

1

Урок- практикум

Отчет по практической работе

Самостоя-тельная работа


27.04


92

(29)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов»

1

урок обобще-ния и системати-зации знаний

Выполнение упражнений, решение задач

Индивид.

Повтор. 34-43

02.05


93

(30)

Контрольная работа № 5

«Свойства растворов электролитов»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Варианты контрольных работ

Проверочная работа


03.05


Тема 6 . Обобщение и систематизация знаний (8 часов)

94(1)

Основные сведения о составе и строении атома химического элемента.

1

Урок применения знаний и умений

Атом. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Электронное строение атома.

Индивид.

Инд.зад.

04.05


95(2)

Характеристика химического элемента по положению в ПС

1

Урок применения знаний и умений

Положение элемента в ПС. Состав и строение атома. Свойства атома. Характеристика соединений.

Индивид.

Инд.зад.

10.05


96(3)

Виды химической связи в неорганических веществах.

1

Урок применения знаний и умений

Химическая связь. Виды связей: ковалентная полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.

Индивид.

Инд.зад.

11.05


97(4)

Основные классы неорганических соединений.

1

Урок применения знаний и умений

Классификация неорганических веществ. Признаки каждого класса веществ.

Индивид.

Инд.зад.

16.05


98(5)

Повторение. Типы химических реакций.

1

Урок применения знаний и умений

Химическая связь. Виды связей: ковалентная полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.

Индивид.

Инд.зад.

17.05


99(6)

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

1

Урок применения знаний и умений

Химические свойства изученных классов веществ. Взаимосвязь изученных классов веществ.

Индивид.

Инд.зад.

18.05


100

(7)

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции.

1

Урок применения знаний и умений

Вычисление количества вещества, массы и объема продукта реакции по известным количеству вещества, массе и объему исходных веществ.

Индивид.

Инд.зад.

23.05


101

(8)

Промежуточная аттестация

1

урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Тестирование



24.05


Тема 7. Портретная галерея великие химики (4 часа)

102

(1)

Шеренга великих химиков

Роберт Бойль,

М. В. Ломоносов.

Антуан Лоран Лавуазье.

1

урок -презентация




25.05


103

(2)


Клад Луи Бертолле.

Джон Дальтон.

Амедио Авогадро.

1

урок -презентация




30.05


104

(3)

Д.И. Менделеев

Каблуков.А.

Луи Ле Шателье.

1

урок -презентация




31.05


105

(4)

Ученье К. Льюиса.

Теория С. Аррениуса

1

урок -презентация




















Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка 8 класс химия на3 часа»

Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна - М.: Дрофа, 2011

(в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2013. 2-е издание, стереот.. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ ПСОШ программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 105 часов , 3 часа в неделю.

Количество практических работ за год – 9

Количество контрольных работ за год – 5

Промежуточная аттестация (тестирование) - 1


Информация по введению тем в рамках агробизнес-образования :


Тема 2 "Простые вещества" - Урок -проект "Биогенные элементы"

Тема 3 "Соединения химических элементов" - изучаемые вопросы: Бинарные соединения в сельском хозяйстве, Применение солей в с/х, Индикаторы в с/х. Кислотность почв.

Решение задач - Массовые и объемные доли компонентов смесей, применяемых в с/х.

Тема 4 Растворение. Растворы. Свойства растворов - Урок "Вода в сельском хозяйстве", Урок-проект "Определение чистой воды", Урок -игра "В поисках чистой воды".


Общая характеристика учебного предмета

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах, солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс

Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи :

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки. 

  • привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами. 

  • воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

  • в процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.

Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, индивидуальными заданиями.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

-личностно-ориентированное обучение; -здоровьесберегающие технологии; - проблемно – поисковое обучение; -ИКТ; -метод проектов; -исследовательские работы обучающихся; -технологии творческих мастерских; -игровые технологии.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы

  • лабораторные работы

Методы обучения химии.

Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту учащихся, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.

Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:

словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;

наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;

практические работы и лабораторные опыты..

Виды и формы контроля за усвоением знаний учащихся.

Систематический контроль за усвоением знаний учащихся позволяет корректировать и воспитывать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь учитель – ученик.

Формы контроля ЗУН ;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • контрольные работы

  • тестирование

  • самостоятельные работы

  • лабораторные работы

  • практические работы

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.













Общеучебные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Здоровьесбере-гающие

  • Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ .

  • Изучение физиологического воздействия на организм изучаемых в школьном курсе химических веществ, в том числе лекарств.

Социальные

  • Ознакомление учащихся с биографией выдающихся российских химиков: Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина и др.

Информацион-ные




  • Различные формы работы с учебником.

  • Подготовка докладов учащимися.

  • Создание презентаций к уроку.

  • Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу.

  • Компьютерное тестирование.

Коммуникатив-ные

  • Совместная работа учащихся на практических занятиях и работа в группах на обобщающих уроках.

  • Проведение учебных исследований.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающее среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


Годовой календарный график текущего контроля по химии


Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа, дата проведения

Практическая работа, дата проведения

Введение.

9




П.р. № 1,

П.р. №2


1.

Атомы химических элементов.

12


К.р. № 1



2.

Простые вещества.

9



К.р. №2




3.

Соединения химических элементов.

17


К.р. № 3



П.р. № 3

П.р. № 4


4.

Изменения, происходящие с веществами.

16


К.р. № 4


П.р. № 5



5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

30


К.р. № 5


П.р. № 6

П.р. № 7

П.р. № 8

П.р. №9



6.

Обобщение и систематизация знаний

8


Итоговая контрольная работа (Промежу- точная аттестация)


7.

Портретная галерея великих химиков.


4




Итого:

105


6

9



Перечень практических работ


Тема


1.

Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2.

Практическая работа № 2 Наблюдения за изменениями, про­исходящими с

горящей свечой, и их описание. 

3

Практическая работа №3 Анализ почвы и воды

4

Практическая работа №4 . Приготовление раствора сахара и определение

массовой доли его в растворе

5

Практическая работа № 5. Признаки химических реакций.


6

Практическая работа № 6. Ионные реакции


7.

Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


8.

Практическая работа №8. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.


9.

Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.



Содержание тем учебного курса химии 8 класса

(105 часов, 3 часа в неделю)

Введение (9 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о фи­лософском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносо­ва, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Хими­ческие формулы. Индексы и коэффициенты. От­носительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как спра­вочное пособие для получения сведений о хими­ческих элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относитель­ной молекулярной массы вещества по его хими­ческой формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле 3.*Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.

Демонстрация.* Коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

Практическая работа №1 " Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами"

Практическая работа №2 "Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание". 

Тема 1. Атомы химических элементов (12 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении ато­мов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель стро­ения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтро­ны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — об­разование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического эле­мента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о за­вершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева и строение атомов: физиче­ский смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем элек­тронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элемен­тов-неметаллов между собой — образование двух атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элемен­тов-металлов между собой — образование метал­лических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1 Атомы химических элементов

 Тема 2 Простые вещества (9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периоди­ческой системе химических элементов Д. И. Мен­делеева. Важнейшие простые вещества — метал­лы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азо­та, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию несколь­ких простых веществ — аллотропия. Аллотроп­ные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления прос­тых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газооб­разных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообраз­ных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Рас­четы с использованием понятий «количество ве­щества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов.

Получение озона. Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газо­образных веществ.

Контрольная работа №2 Простые вещества

Тема 3 Соединения химических элементов (17 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле со­единения. Составление формул бинарных соеди­нений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители окси­дов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Раствори­мость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители ще­лочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. По­нятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классифика­ция кислот. Представители кислот: серная, соля­ная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кри­сталлических решеток: ионная, атомная, моле­кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чис­тых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, свя­занные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи, 1. Расчет массовой и объем­ной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычис­ление массовой доли вещества в растворе по из­вестной массе растворенного вещества и массе ра­створителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для при­готовления определенной массы раствора с из­вестной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, ос­нований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углеро­да (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Спо­собы разделения смесей. Дистилляция воды. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Правило разбавления H2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот. Очистка загрязненной поваренной соли

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образ­цами веществ разных классов. 2. Разделение сме­сей.

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.

Практическая работа №4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Контрольная работа №3. Соединения химических элементов.


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 ч)

Понятие явлений как изменений, происходя­щих с веществами. Явления, связанные с изме­нением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка ве­ществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава ве­щества, — химические реакции. Признаки и ус­ловия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Реше­ние задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количест­ву вещества, массе или объему исходного вещест­ва. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости хи­мических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и нека­талитические реакции. Обратимые и необрати­мые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реак­ций между металлами и растворами кислот. Ре­акции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Ус­ловия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соеди­нения — взаимодействие воды с оксидами метал­лов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реак­ции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по хими­ческим уравнениям массы или количества веще­ства по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (коли­чества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явле­ний: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры хи­мических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида во­дорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их ка­пель на фильтровальной бумаге. 3а. Взаимодействие оксида магния с кислотами 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. По­мутнение известковой воды от выдыхаемого уг­лекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

Контрольная работа №4. Изменения, происходящие с веществами


Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (30 ч)

Растворение как физико-химический про­цесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как мо­дель зависимости растворимости твердых ве­ществ от температуры. Насыщенные, ненасы­щенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссо­циации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссо­циации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитиче­ской диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между элект­ролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Молекулярные и ионные урав­нения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряже­ний металлов. Взаимодействие кислот с оксида­ми металлов. Взаимодействие кислот с основа­ниями — реакция нейтрализации. Взаимодей­ствие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электро­литической диссоциации. Взаимодействие осно­ваний с кислотами, кислотными оксидами и со­лями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при на­гревании.

Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете тео­рии электролитической диссоциации. Взаимо­действие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислота­ми, основаниями и солями. Использование таб­лицы растворимости для характеристики хими­ческих свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганиче­ских веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окис­литель и восстановитель, окисление и восстанов­ление.

Реакции ионного обмена и окислительно-вос­становительные реакции. Составление уравне­ний окислительно-восстановительных реакций ме­тодом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неме­таллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их раство­ров на электропроводность. Движение окрашен­ных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концент­рации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Растворение веществ в различных растворителях. Примеры реакций, идущих до конца. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Осуществление переходов:

Р→Р2О5→Н3РО4→Са3(РО4)2

Са→СаО→Са (ОН)2

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характер­ные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида ме­ди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Ре­акции, характерные для кислотных оксидов (на­пример, для углекислого газа).

Практическая работа № 6. Ионные уравнения

Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа №8. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.

Практическая работа №9. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №5 Свойства растворов электролитов.


Тема 6. Обобщение и систематизация знаний (8 ч)

Контрольная работа №6 Основные вопросы курса 8 класса (Промежуточная аттестация)


Тема 7 Портретная галерея великих химиков (4 ч)

Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществив­ших их открытие.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Информационно – методическое обеспечение


Основная литература:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2012. – 270, [2] с. : ил.

3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010.

4. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010-2014.

5. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.

Литература для учителя:


1. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.

2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2012.

3. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2012.

4. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2010.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!