СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Краеведению. VIII класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Краеведению. VIII класс. 35 часов.

Ресурсное обеспечение: Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской (с древнейших времен до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. ­– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Краеведению. VIII класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №7 им. Воронцова В.М.



«Рассмотрено» на заседании МО

Протокол №__ от _____ 201____

___________________________

подпись ФИО

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

___________________________

подпись ФИО

«___» августа 201___


«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназия №7

им. Воронцова В.М.

__________________Последова Т.Л.

Приказ №_____ от ______201____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по КРАЕВЕДЕНИЮ

VIII класс, базовый уровень

35 часов

2017 – 2018 учебный год






Разработчик программы:

Воронков Дмитрий Павлович


















Воронеж – 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по курсу Краеведение

VIII класс

(базовый уровень)


Настоящая программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом МО РФ от 9марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом // Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 412;

-Учебным планом МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М. на 2017/2018 учебный год.

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к ис-пользованию в образовательном процессе на 2017 – 2018 учебн. год:

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской (с древнейших времен до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. ­– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017.

В качестве основы для данной авторской программы использована типовая программа: Программы образовательных учреждений: История. Обществознание. 6 класс, под ред. Загладина Н.В. – М.: Просвещение, 2017.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Общая характеристика учебного предмета. Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Данный курс ставит задачи: расширить элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Программа рассчитана на использование следующих технологий: проблемно-диалогической технологии освоения нового материала, технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), технология оценивания учебных успехов, проектная технология.

Отличительные особенности технологии – почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий. Выводы мы позволяем себе только в том случае, если считаем, что уровень большинства учеников еще не позволяет им самим произвести теоретическое обобщение материала. Во всех остальных случаях ученики должны делать выводы сами, выполняя задания к тексту, осмысливая приведенные в нем факты.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.


2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов обучающимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят обучающихся начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы обучающиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие обучающихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

  • изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

  • выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

  • развивать историческое мышление обучающихся;

  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

  • развивать и стимулировать познавательные интересы обучающихся к краеведению и истории;

  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

4. Прогнозируемые результаты обучения: формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.


Материально-техническое обеспечение.

Бумажные носители: учебник, рабочая тетрадь, художественная литература и научно-популярные книги по теме.

Электронные носители: компьютер, мультимедийный проектор, авторские презентации, мультфильмы и видеофильмы по теме, интернет – ресурсы.


Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области»:

Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

  • объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.























Содержание

учебного предмета

«Краеведение»



Общий объем учебного времени: 35 часов.


Введение. 1 ч.


Раздел I. Историческое краеведение. 5 ч.

Историческое краеведение. Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика. Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины. Наука археология


Раздел II. Воронежский край в древности. 5 ч.

Палеолит в истории Воронежского края. Воронежская область в эпоху мезолита и неолита. Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области. Железный век в истории Воронежской области.


Раздел III. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. 4 ч.

Первые славяне на территории Воронежского края. Южные соседи славян. Наш край в составе древнерусских княжеств.


Раздел IV. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках. 3 ч.

Основание Воронежа. Воронежский уезд в XVII веке.


Раздел V. Воронежский край в Петровскую эпоху. 4 ч.

Воронеж – колыбель русского флота. Судостроение в Воронежском крае. Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I.


Раздел VI. Развитие Воронежской губернии в XVIII в. 3 ч.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке. Освоение и колонизация края. Воронеж во второй половине XVIII века.


Раздел VII. Воронежский край в первой половине XIX в. 5 ч.

Главные события в России в первой половине XIX века. Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века. Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Воронежские поэты – Кольцов и Никитин.


Раздел VIII. Сословия русского общества. 5 ч.

Сословия русского общества . Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии. Дворянство как сословие. Воронежское дворянство. Донское казачество.


Ресурсное обеспечение программы.

1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской (с древнейших времен до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. ­– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017.

Календарно-тематическое планирование


Тема урока


Тип урока


Кол. час.

Основное

содержание




Д/з

Сроки

1.

Введение

Делов. игра

1

Введение.


1-2 сент.


Раздел I. Историческое краеведение. 5 ч.






2.

Историческое краеведение

шк. лекц.

1

1. Что изучает краеведение.

2. История воронежского краеведения.


§ 1

4-9 сент.


3.

Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика

комб.

1

1. топонимика

2. геральдика

§ 2

11-16 сент.


4.

Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины


прак.


1

1. генеалогия

2. метрологи,

3. хронология

4. сфрагистика

5. нумизматика

§ 3

18-23 сент.


5.

Наука археология

комб.



1

1. Археология

2. археологические исследования

3. археологические памятники.

4. археологические памятники Воронежской области.

§ 4

25–29 сент.


6.

Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение»

Ур. пр. и уч. знан.

1


Контр. раб.

9-14 окт.



Раздел II. Воронежский край в древности. 5 ч.






7.

Палеолит в истории Воронежского края

шк. лек.

1

1. Четвертичный период на Земле. Наш край в четвертичном периоде.

2. Каменный век, периодизация.

3. Жизнь людей в палеолите

4. Переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае.

5. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».


§ 5

16-21 окт.


8.

Воронежская область в эпоху мезолита и неолита

шк. лекц.


1

1. Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

§ 6

23-28 окт.


9.

Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области

семин.

1

1. Медный и бронзовый века.

2. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

§ 7

6-11 нояб.


10.

Железный век в истории Воронежской области



шк. лекц.


1

1. Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия.

2. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы.

§ 8

13-18 нояб.

11.

Обобщающий урок по разделу по разделу «Воронежский край в древности».

Ур. пр. и уч. знан.

1


Контр. раб.

20-25 нояб.



Раздел III. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. 4 ч.






12.

Первые славяне на территории Воронежского края

шк. лекц.


1

1. Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине.

2. Первые славяне на Дону и Воронеже.

3. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

§ 9.

27 нояб. – 2 дек.

13.

Южные соседи славян

практ. раб.

1

1. Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

§ 10.

4-9 дек.

14.

Наш край в составе древнерусских княжеств


комб.

1

1. Наш край в составе Рязанского княжества.

2. Первое упоминание Воронежа в летописях.

3. Монгольское нашествие.

4. Наш край в составе Золотой Орды.

§ 11

11-16 дек.


15.

Обобщающий урок по разделу по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств».

Ур. пр. и уч. знан.

1


Контр. раб.

18-23 дек.


Раздел IV. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках. 3 ч.






16.

Основание Воронежа

Шк. лек.

1

1. Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа.

2. Население Воронежа. Основные занятия жителей.

3. Воронеж в Смутное время.

4. Воронежский уезд в начале XVII в.

§ 12.

9-13 янв.


17.

Воронежский уезд в XVII веке

Комб.

1

1. Строительство Белгородской засечной черты.

2. Украинские переселенцы в Воронежском крае.

3. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в.

4. Народные восстания XVII в.

§ 13.

15-20 янв.


18.

Обобщающий урок по разделу по разделу «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках».

Ур. пр. и уч. знаний

1


Контр. раб.

22-27 янв.



Раздел V. Воронежский край в Петровскую эпоху.

4 ч.






19.

Воронеж – колыбель русского флота

Шк. лек.

1


1. Время правления Петра I.

2. Азовские походы 1695, 1696 гг.

3. Строительство флота в Воронеже.

§ 14.

29 янв. – 3 февр.

20.

Судостроение в Воронежском крае

Семин.

1

1. Кумпанства.

2. Положение населения. Народные возмущения в крае.

§ 15.

5-10 февр.

21.

Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I

Прак.

1

1. Развитие экономики Воронежского края в петровское время.

2. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния

§ 16.

12-17 февр.


22.

Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в Петровскую эпоху».

Ур. пр. и уч. знан.

1


Контр. раб.

19-24 февр.


Раздел VI. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке. 3 ч






23.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке

Шк. лек.

1

1. Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в.

2. Развитие промышленности.

3. Развитие сельского хозяйства.

4. Торговля.


§ 17.

26 февр. – 3 марта


24.

Освоение и колонизация края

Комб.

1

1. Изменения границ Воронежской губернии.

§ 18.

5-10 марта


25.

Воронеж во второй половине XVIII века

Семин.

1

1. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии.

§ 19.

12-17 марта,


Раздел VII. Воронежский край в первой половине XIX века. 5 ч






26.

Главные события в России в первой половине XIX века

Прак.

1

1. Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию.

2. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

§ 20.

19-26 марта

27.

Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века

Шк. лек.

1

1. Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

§ 21.

3-7 апр.

28.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века

Шк. лек.

1

1. Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века.

2. Учебные заведения.

3.Театр.

§ 22.

9-14 апр.

29-30

Воронежские поэты – Кольцов и Никитин

Семин.

2

1. Жизнь и творчество А. В. Кольцова.

2. Жизнь и творчество И. С. Никитина.

§ 23.

16-21 апр., 23-28 апр.



Раздел VIII. Сословия русского общества. 5 ч.







31-32.

Сословия русского общества

Шк лек.


2

1. Сословное деление русского общества.

2. Духовенство

3. купечество

4. крестьянство

5.дворянство.

§ 24.

7-12 мая


33.

Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии

Комб.

1

1. Положение населения, быт и основные занятия крестьян.

§ 25.

14-19 мая

34.

Дворянство как сословие. Воронежское дворянство

Комб.

1

1. Дворянство.

2. Дворянские роды Воронежской губернии.

§ 26.

21-26 мая

35.

Донское казачество

Семин.

1

1. Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, быт казаков.

2. Роль казачества в отечественной истории.

§ 27.

28-31 мая




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!