СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Золотые петельки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее – женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт. Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде.

Любовь к вязанию и другим рукодельным работам, привитая детям в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь, и эстафета рукодельного мастерства передается из поколения в поколение.

В основу программы положены типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Вязание на спицах» Л.С. Пучковой и «Вязание крючком» Т.И. Еременко, а также личный опыт педагога и его методические разработки.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают традиции народного творчества в вязании.

В процессе обучения вязанию у детей вырабатываются чувство пропорции, ритма, цвета, развивается художественный вкус, способность чувствовать и понимать прекрасное.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, основанному на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности.

Полученных на занятиях сведений будет обучающимся вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги, а все остальное будет зависеть от вкуса и фантазии, трудолюбия и пытливости детей.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной творческой личности.

Вязание – один из старинных и увлекательных видов рукоделия. Оно развивает познавательную и творческую активность, любознательность, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Занятия вязанием воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, учат не только смотреть, но и видеть.

Отличительные особенности программы. Во-первых, содержание программы включает в себя как практическое освоение приемов вязания, так и сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), истории костюма. Изучение традиционных художественных промыслов России позволяет расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствует воплощению своего оригинального замысла в творческих изделиях. Во-вторых, программа творческого объединения «Золотые петельки» предусматривает овладение всеми видами художественного вязания – вязание крючком, спицами.

Принципы работы с детьми в творческом объединении «Золотые петельки»: принцип создания ситуации успеха позволяет обучающимся проявлять самостоятельность и инициативу, принцип вариативности – дает обучающимся возможность выполнять задания в зависимости от уровня способностей и их личных интересов, по принципу последовательности каждый предыдущий год занятий создает для обучающегося основу для овладения новыми умениями в следующем году. Материал излагается от простого к сложному, от знакомого – к незнакомому.

Теоретические занятия, беседы, экскурсии проводятся с учетом возрастных возможностей детей. На практических занятиях младшие дети вяжут сувениры, игрушки; старшие дети выполняют более сложные работы – одежду, скатерти, салфетки.


Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:

1. Конвенция о правах ребёнка.

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).

3. Конституция РФ.

4. Федеральный закон «Об образовании».

5. Концепция модернизации российского образования.

6. Национальная доктрина образования в РФ.


Цель программы: создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, приобретения практических умений и навыков и формирования нравственных качеств обучающихся посредством занятий художественным вязанием.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить обучающихся с материалами, инструментами и их свойствами;

- обучить техническим приемам вязания крючком, спицами;

- обучить технологии изготовления декоративных изделий и одежды.

Воспитательные:

- привить интерес к вязанию как виду художественного творчества;

- содействовать формированию стремления к самостоятельному творчеству.

Развивающие:

- способствовать раскрытию творческих способностей;

- способствовать развитию стремления к самовыражению.


Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 3 года обучения – 108 часов занятий. Программа разработана для учащихся 9-16 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Режим работы – 1 раза в неделю по 1 часу, всего 36 часов.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Из них

Теория Практика

1

Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности


1


1


2

Основы вязания крючком и спицами

Пряжа, приспособления

Элементы вязания, узоры, простые схемы. Чтение, запись. Выполнение геометрических фигур

11

2

9


1

1


1

8

3

Салфетки

Вязание простых салфеток

8

1

7

4

Сувениры

Прихватки

Игрушки

15

6

9


1

1


5

8

5

Выставка изготовленных изделий.

1


1


Итого

36 часов

6

30


2 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Из них

Теория Практика

1

Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности


1


1


2

Основы вязания крючком

Элементы вязания крючком

Цветовая гамма

11

2

9


1

1


1

8

3

Основы вязания на спицах

Приемы вязания, простые схемы, выполнение образцов

Вязание на 4 спицах

11

2


9


1


1


1


8

4

Салфетки, сувениры

Вязание салфеток, сувениров, одежды


12


1


11

5

Выставка изготовленных изделий.

1


1


Итого

36 часов

6

30


3 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Из них

Теория Практика

1

Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности


1


1



2

Вязание крючком

Вязание салфеток, игрушек, одежды

17

3

14

3

Вязание на спицах

Вязание на 2 и 4 спицах

17

3

14

4

Выставка изготовленных изделий.

1


1


Итого

36 часов

7

29








































Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение 1 ч

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности:

Теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины.


Раздел 2. Основы вязания крючком и спицами 11 ч

Тема 1. Пряжа и приспособления. Теория и практика: подбор пряжи для выполнения изделия: толщина, цвет. Выбор инструментов для выполнения. 2 ч

Тема 2. Элементы вязания крючком, спицами. Теория: объяснения, разбор схем, обозначение элементов схем, чтение схем, запись. 9 ч

Практика: цепочка из воздушных петель, столбик без накида, полустолбик, столбики с накидами, сединительные столбики. Элементарные узоры. Выполнение простых узоров.

Спицы: набор петель, лицевая гладь, обработка и выравнивание края изделия. Изнаночные петли, узоры из лицевых и изнаночных петель. Простые схемы. Элементарные узоры из лицевых, изнаночных петель и петель с накидом


Раздел 3. Салфетки 8 ч

Тема 1. Вязание простых салфеток. Теория: подбор по методической литературе салфеток, разбор и изучение схем.

Практика: самостоятельный выбор салфеток по вспомогательной литературе и выполнение работы.


Раздел 4. Сувениры 15 ч

Тема 1. Прихватки. Теория: подбор по методической литературе прихваток, разбор схем.

Практика: вязание прихваток «Клубничка», «Солнышко», «Сердечко» и др. 6 ч

Тема 2. Игрушки. Теория: подбор по методической литературе игрушек, сувениров. Разбор схем.

Практика: Вязание цыпленка, грелок на чайник, игрушек. 9 ч


Раздел 5. Выставка изготовленных изделий 1 ч

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества


2 год обучения

Раздел 1.Введение 1 ч

Тема 1.1. Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности. Теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины,

- правила пользования электроприборами.


Раздел 2. Основы вязания крючком 11 ч

Тема 1. Элементы вязания крючком. Теория: пряжа и приспособления. Выбор инструментов для выполнения. Элементы вязания крючком: цепочка из воздушных петель, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1,2,3 накидами, соединительные столбики, пико, резинка

Практика: выполнение образцов. Узоры: разбор и чтение схем. Выполнение сложных узоров. 2 ч

Тема 2. Цветовая гамма. Теория: разбор цветового круга, сочетание цвета нитей в изделии.

Практика: вязание многоцветных изделий, соединение нитей. 9 ч


Раздел 3. Основы вязания на спицах 11 ч

Тема 1. Приемы вязания, простые схемы, выполнение образцов. Теория: лицевые и изнаночные петли, накид. Чтение и запись схем.

Практика: набор петель, лицевая гладь, обработка и выравнивание края изделия. Изнаночные петли, узоры из лицевых и изнаночных петель. Простые схемы. Элементарные узоры из лицевых, изнаночных петель и петель с накидом. Выполнение образцов. Платочная, чулочная, английская вязка, букле. 2 ч

Тема 2. Вязание на 4-х спицах. Теория и практика: набор и распределение петель на 4 спицы. Вязание носочков. 9 ч.


Раздел 4. Салфетки, сувениры 12 ч

Тема 1. Вязание салфеток, сувениров. Теория: подбор по методической литературе изделий, разбор и изучение схемы

Практика: самостоятельный выбор изделия по вспомогательной литературе (салфетки, сувениры, шапочки, сумочки и т.п.), изучение схемы, расчет количества петель.



Раздел 5. Выставка изготовленных изделий 1 ч

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества



3 год обучения

Раздел 1. Введение 1 ч

Тема 1. Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности: теория:

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины,

- правила пользования электроприборами,


Раздел 2. Вязание крючком 17 ч

Тема 1. Вязание салфеток, игрушек, одежды. Разбор сложных схем вязания. Подбор моделей, выполнение образцов, самостоятельная работа по выбранным моделям

Практика: выполнение образцов, расчет количества петель на изделие. Самостоятельная работа по выбранным моделям (блузки, топы, салфетки, прихватки, пончо, игрушки, сувениры).


Раздел 3. Вязание на спицах 17 ч

Тема 1. Вязание на 2 и 4 спицах. Теория: схемы вязания, разбор рисунков. Резинки, перехваты, букле.

Практика: выполнение образцов, расчет количества петель на изделие. Вязание на двух и четырех спицах (Шарфы, носки, шапочки, кофты, свитеры).


Раздел 4. Выставка изготовленных изделий 1 ч

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате первого года обучения дети будут знать:

-общие сведения из истории вязания;

-виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления;

-правила безопасной работы;

-иметь представление о пропорции, цветовом решении изделий;

-условные обозначения, используемые при вязании и спицами;

-последовательность технологических операций при вязании изделий

крючком и спицами;

-правила ухода за вязаными изделиями.

будут уметь:

-подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями

для вязания изделий;

-рассчитывать количество петель;

-пряжи и узора и количество пряжи для изготовления изделия;

-вязать простые изделия крючком и спицами;

-выполнять творческие работы с использованием разных техник

вязания;

-пользоваться схемами и другими описаниями для выполнения изделий;

-выполнять окончательную отделку и мелкий ремонт вязаных изделий;

-соблюдать правила безопасной работы.

Прогнозируемые результаты.

Ожидаемые результаты соотнесены с поставленными задачами, дифференцируются по годам обучения и делятся на теоретические знания и практические умения и навыки, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

В результате I года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком;

- основные виды декоративно-прикладного искусства;

- материалы и их свойства;

- технические приемы вязания крючком.

- основные элементы вязания.

Будут уметь:

- читать простые схемы вязания;

- выполнять элементарные узоры;

- вязать простые салфетки, прихватки и игрушки;

-участвовать в конкурсах.

В результате II года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком и спицами, утюгом;

- правила подбора цветов пряжи в соответствии с цветовой гаммой;

- технические приемы вязания крючком и спицами;

- технологию изготовления декоративных изделий.

Будут уметь:

- читать схемы вязания крючком и на спицах;

- выполнять узоры и рисунки крючком и спицами;

- вязать салфетки, прихватки и игрушки, одежду;

-участвовать в конкурсах.

В результате III года обучения дети будут знать:

- правила техники безопасности при работе с крючком, спицами, утюгом;

- основные виды декоративно-прикладного искусства;

- технические приемы вязания крючком, спицами.

- технологию изготовления декоративных изделий и одежды;

- новинки моды.

Будут уметь:

- читать и выполнять узоры и рисунки крючком, спицами;

- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

- вязать предметы быта, одежду, игрушки;

- создавать оригинальные изделия от замысла до конечного продукта;

-участвовать в конкурсах.

Результатами обучения будут:

- эмоциональное и эстетическое восприятие мира обучающимся;

- устойчивая мотивация к личной и совместной творческой деятельности;

- проявление нравственных качеств: отзывчивости, ответственности за свою работу.

Оценка работ учащихся производится в конце каждого занятия. Дети сами выбирают лучшие работы. Наиболее удачные решения применяют в своих новых изделиях.

Формы подведения итогов реализации программы

Эффективность образовательного процесса оценивается по высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей и личностных качеств, по активному участию в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

В течение года проводятся выставки готовых работ. В таких выставках принимают участие все учащиеся.

Лучшие работы отбираются для конкурсов, выставок.

Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения.


Календарно-тематический план


п/п

Тема занятия

Дата проведения

По плану По факту

1

Введение

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности



2

Пряжа, приспособления



3

Подбор пряжи для выполнения изделия: толщина, цвет. Выбор инструментов для выполнения



4

Элементы вязания крючком, спицами. Разбор схем, обозначение элементов схем, чтение схем.



5

Выполнение цепочки из воздушных петель



6

Выполнение столбика без накида, полустолбика



7

Выполнение столбика с накидами, соединительного столбика



8

Выполнение простых узоров



9

Набор петель, лицевая гладь



10

Изнаночные петли, узоры из лицевых и изнаночных петель.



11

Простые схемы



12

Элементарные узоры из лицевых, изнаночных петель и петель с накидом



13

Подбор по методической литературе салфеток, разбор схем.



14

Вязание по кругу



15

Расчёт при вязания салфетки



16

Вязания салфетки «Звёздочка»



17

Вязание салфетки «Цветочек»



18

Вязание салфетки «Солнышко»



19

Вязание салфетки «Снежинка»



20

Обработка ажурного края



21

Подбор по методической литературе прихваток, разбор схем.



22

Вязание прихватки «Клубничка»



23

Вязание прихватки «Солнышко»



24

Вязание прихватки «Сердечко»



25

Вязание прихватки «Грибочек»



26

Вязание прихватки «Яблочко»



27

Подбор по методической литературе игрушек. Разбор схем.



28

Вязание цыпленка



29

Вязание попугая



30

Вязание куклы



31

Выполнение волос, пальцев куклы



32

Подбор по методической литературе сувениров. Разбор схем



33

Вязание сувениров



34

Вязание украшений



35

Грелка на чайник



36

Участие в выставке декоративно-прикладного творчества
























Ресурсное обеспечение

Методическое обеспечение.

Программа предусматривает включение детей в простейшие трудовые отношения. Полнота реализации задач программы невозможна без формирования у детей адекватной мотивации трудовой деятельности – важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и другой задач программы помогают такие способы и формы работы с детьми, как индивидуальные и групповые, дидактические игры, практические и теоретические занятия, беседы.

Для выполнения практических занятий по программе используются простейшие наглядные пособия, дидактические материалы, образцы готовых изделий различных возрастных групп.


Литература:


  1. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений 1-4, 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

  2. Припеченкова С.И., Глушкова Э.Ю. Уроки труда 5 кл. Макраме. Вышивание. – Волгоград. Учитель, 2001

  3. Медрано М. Современная вышивка крестом. – М.: ЗАО Издательский дом «Бурда», 2004

  4. Журнал «Мозаика вышивки».- М.: ООО Элкосистемы, 2006

  5. Митителло К. «Аппликация». – М.: ЭКСМО, 2003

  6. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск, Полымя, 1998

  7. Е.Г. Вакуленко «Методика обучения аппликации соломкой». - М.: РИЦ АЛЬФА МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003


Данная литература рекомендована родителям для дополнительной работы с учащимися.

Список литературы для педагога


  1. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа, всегда общение [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Моск. рабочий, 1983. – 78 с. – (Беседы о пропагандистском мастерстве).

  2. Болховитинов В.Н. Твое свободное время [Текст]: занимательные задачи, опыты, игры / В.Н. Болховитинов, Колтовой Б.И., Лаговский И.К.; переплет Б. Чупрыгина. - М.: Детская литература, 1975. - 464 с. с ил.

  3. Волина В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.

  4. Воспитание и развитие личности в социуме [Текст]: комплексно-целевая программа / отв. за вып. Л.Г. Нещерет. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, Арабеск, 2000. – 101 с.

  5. Воспитание увлечением [Текст]: формирование и деятельность клубных объединений / сост. В.Е. Триодин. – М.: Профиздат, 1987. – 144 с.

  6. Еременко Т.И. Вязание крючком. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 50-57.

  7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. От 05.12.2006) «Об образовании» [Текст] / «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006 № 50

  8. Конституция Российской Федерации (с гимном России) [Текст] – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 32с.

  9. Максимова М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова.- М.: Легпромбытиздат, 1991. – 52с

  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]: книга для учителя – воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России. Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 300 с.

  11. Немов Р.С. Путь к коллективу [Текст]: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник А.Г. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: – 3-е изд., доп./ Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.: ил.

  13. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение [Текст] / В.В. Полукаров. – М.: Знания, – 1988. -170с.

  14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1988, с. 14-26.

  15. Пучкова Л.С. Вязание на спицах. Культура быта/ Л.С. Пучкова. М.: Просвещение, 1986, с. 44-50.

  16. Святелик З.И. Учим детей вязать [Текст]: альбом/ З.И. Святелик. – К.: Рад. шк. 1986. – 88с.

  17. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский, сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

  18. Устав Центра внешкольной работы г. Углича.

  19. Хорват Ф. Вежливость на каждый день [Текст]: / Ф. Хорват, пер. со словац. Н. Шульгиной, Ю. Орлик . - М.: Мол. гвардия, 1981. – 192 с., ил.


Список литературы для обучающихся


1. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. [Текст]: Тарасенко С.Ф. М., Просвещение. 1992.

2. Ханашевич Д. Я вяжу и вышиваю [Текст]: альбом по вязанию крючком / Д. Ханашевич. – М.: «Малыш», 1987. – 24с. С ил.

2. Журналы: «Чудесные мгновения», «Валя Валентина», «Вязание», «Маленькая Diana», «Узоры», «Ксюша», «Sandra», «Для ДАМ», «Рукоделие для всех», «Вяжем сами».






















Цыпленок пушистый (спасибо за цыпленка Оксане Сорока. Все взято из книги Тарасенко С. Ф. "Забавные поделки крючком и спицами")

Цыпленок представляет собой шарик, связанный длинными петлями. Всю работу по изготовлению такой птицы вы можете выполнить за пару часов.



Нам понадобится:
- 20 г пряжи желтого или оранжевого цвета
- клеенка для глаз
- замша или драп для клюва и глаз
- крючок №2

Порядок работы.

Голову-туловище вяжите длинными петлями по схеме, постепенно прибавляя, а затем убавляя число столбиков. Перед тем, как закрыть вязание, деталь небейте. Не забудьте, что ряды длинных петель надо чередовать с рядами столбиков без накида. Ноги и клюв у цыпленка драповые, глаза и ресницы клеенчатые. Вначале пришейте ноги и клюв, потом приклейте глаза. Лапы, глаза и клюв можно сделать и из пластмассы.




Попугай (высота ок.20 см)


Нам понадобится:
- пряжа (100% овечьей шерсти, 125 м/50 г) - по 50 г желтой, красной, синей, зеленой и черной, немного белой.
- спицы: 5 спиц и крючок №3,5
- набивка
- 2 пуговицы для глаз

Основной узор, спицы №3,5: лицевая гладь.
Плотность вязания: 22п х 34р = 10 х 10 см.

Порядок работы.

Спинка: Набрать синей нитью 11 п. и вязать лицевой гладью. При этом пометить среднюю петлю, и в 4-м ряду с обеих сторон от средней петли прибавлять по одной петле, вывязывая ее лицевой скрещенной из протяжки. Эти прибавления сделать в каждом 4-м ряду еще 6 раз, затем в каждом 2-м ряду еще 4 раза = 33 петли.
В 48-м ряду перед средней петлей провязать 2 петли вместе с наклоном влево (1-ю п. снять, как лицевую, 2-ю п. провязать лицевой и протянуть ее через снятую петлю) и после средней петли провязать 2 п. вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 2-м ряду 3 раза, в каждом 4-м ряду еще 9 раз. Затем закрыть оставшиеся 7 петель.
Живот: набрать желтой нитью 19 петель и вязать лицевой гладью. При этом пометить среднюю петлю и в 4-м ряду с обеих сторон от средней петли прибавлять по 1 петле, вывязывая ее лицевой скрещенной из протяжки. Эти прибавления повторить в каждом 4-м ряду 2 раза, в каждом 2-м ряду еще 10 раз = 45 петель.
В 50-м ряду перед средней петлей провязать 2 петли вместе с наклоном влево и после средней петли провязать 2 петли вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 2-м ряду еще 7 раз, затем в каждом 4-м ряду еще 4 раза.
Одновременно в 72-м ряду с обеих сторон вязать по 3 петли белой нитью, остальные петли продолжать вязать желтой нитью. После этого в каждом ряду с обеих сторон вязать еще 3 раза на 2 петли больше белой, соответственно меньше желтой нитью, затем вязать все петли белой нитью. При этом каждый цветной участок вязать от отдельного клубка, и при смене цвета нити на изнаночной стороне работы перекрещивать. Через 84 ряда закрыть оставшиеся 21 п.
Хвост. Набрать синей нитью 32 п. и распределить их на 4-х спицах. Затем вязать 1-ю п. 1-й и 3-й спиц и последнюю петлю 2-й и 4-й спиц в каждом круговом ряду изнаночными, остальные петли - лицевыми.
В 9-м круговом ряду 2-ю и 3-ю п. 1-й и 3-й спиц провязать с наклоном влево, и последние 2 лиц.п. 2-й и 4-й спиц провязать вместе лицевой.
Эти убавления повторить в каждом 12-м круговом ряду еще 3 раза, затем оставшиеся 16 петель стянуть рабочей нитью.
Крючком связать перья на верхней стороне хвоста: во 2-м ряду от начала прикрепить красную нить и связать 1 соед.ст. в 1-ю лицевую п., *7 в.п., 1 ст. б/н во вторую от крючка петлю, затем вязать по 1 ст. б/н в остальные в.п., по 1 соед.ст. в следующие 2 петли, связанные на спицах*, повторять от *.
Все последующие ряды перьев так же вязать в каждый 4-й ряд хвоста, при этом выполнить всего 4 ряда красных, 3 ряда желтых и 5 рядов зеленых перьев.
Кроме того в каждом ряду перьев вязать перья на 1 в.п. длиннее, т.е. во 2-м р. - 8 в.п., в 3-м - 9 в.п., в 4-м - 10 в.п. и т.д. Так в последнем ряду получится 18 в.п.
Крыло. Набрать желтой нитью 44 п., распределить их на 4 спицах и вязать лицевой гладью. В 4-м круговом ряду 2-ю и 3-ю п. 1-й и 3-й спиц провязать вместе с наклоном влево, 3-ю и 2-ю от конца петли 2-1 и 4-1 спиц провязать вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 6-м круговом ряду еще 5 раз, затем закрыть оставшиеся 20 петель.
После этого связать крючком поверх крыльев перья, как на хвосте, но выполнить 5 р. красных, 2 ряда желтых и 3 ряда зеленых. Затем плоско сшить закрытые петли.
Второе крыло вязать аналогично.
Лапка. Набрать черной нитью в два сложения 24 петли, распределить их на 4 спицах и вязать 1 круговой ряд изнаночными, затем лицевой гладью.
В 10-м круговом ряду равномерно убавить 4 п. = 20 п.
В 17-м круговом ряду закрыть 10 п. и на оставшихся 10 п. вязать еще 10 рядов лицевой гладью в прямом и обратном направлениях, затем закрыть все петли.
Начальный край плоско сшить.
Вторую лапку вязать аналогично.
Верхняя половинка клюва. Набрать черной нитью 14 п. и вязать лицевой гладью. При этом закрыть в каждом 2-м р. 5 раз по одной петле, после этого закрыть оставшиеся 2 петли. Боковые края обвязать 1 рядом ст. б/н.
Нижняя половинка клюва. Набрать черной нитью 12 петель и вязать лицевой гладью. При этом закрыть в каждом 2-м ряду 5 раз по 1 петле, после этого закрыть оставшиеся 2 петли. Боковые края обвязать 1 р. ст.б/н.
Сборка. Спинку пришить к животу, оставляя последние 10 р. открытыми. Последние 10 р. и край закрытых петель пришить к отверстию на голове, образованному краем закрытых петель живота. Птицу набить снизу и слегка стянуть отверстие.
Набить хвост и лапки плотно, а крылья только слегка, и пришить их.
Верхнюю половинку клюва пришить над нижней так, чтобы острие было сверху. Клюв слегка набить и пришить. Пришить глаза.
На голове крючком связать хохолок из красных перьев различной длины.



Вязаные крючком куклы
  • Версия для печати

Автор: Annet | Все статьи автора
11.04.2006

На создание этой игрушки меня вдохновили куклы Нели Болгерт. Я позаимствовала основной принцип изготовления ее кукол, немного изменив пропорции и сделала расчеты рядов и петель для своих ниток и крючка.

 

Основной узор

Столбики без накида (ст.б/н), воздушные петли (в.п.) и соединительные столбики (с/ст.) Если не дается других указаний вязать ст. б/н по спирали.начало ряда отметить булавкой или цветной ниткой. Ст.б/н вязать всегда за обе нити предыдущего ряда. В неупомянутых рядах число стб/н остается таким же как и в предыдущем. Чтобы изделие хорошо держало форму, вязать плотно.

Вам потребуется:
  • пряжа (250 м/100 г) около 100 г телесного цвета и около 100 гр разноцветной для волос и одежды (у меня на длинные густые волосы ушло около 50гр пряжи)

  • крючок №2

  • игла для вышивания с большим ушком

  • синтетическая вата (холофайбер)

  • 2 подходящих пуговицы или готовые глазки (их в магазинах тканей продают)

Голова

Связать серой нитью 4 в.п. и замкнуть в кольцо 1 с/ст.

1 ряд. вязать по кругу 6 ст. б/н.

2 ряд. 2 ст. б/н. в каждый ст. б/н. (12 ст).

3 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 2-й ст. б/н. (18 ст).

4 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 3-й ст. б/н. (24 ст).

5 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 4-й ст. б/н. (30 ст).

6 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 5-й ст. б/н. (36 ст).

7 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 6-й ст. б/н. (42 ст).

8 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 7-й ст. б/н. (48 ст).

9 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 8-й ст. б/н. (54 ст).

10 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 9-й ст. б/н. (60 ст).

26 ряд. каждый 9-й ст.б/н и каждый 10-й ст.б/н вязать вместе.

27 ряд. каждый 8-й ст.б/н и каждый 9-й ст.б/н вязать вместе.

28 ряд. каждый 7-й ст.б/н и каждый 8-й ст.б/н вязать вместе.

29 ряд. каждый 6-й ст.б/н и каждый 7-й ст.б/н вязать вместе.

30 ряд. каждый 5-й ст.б/н и каждый 6-й ст.б/н вязать вместе.

31 ряд. Сначала набить голову синтетической ватой, а затем продолжить вязание каждый 3-й ст.б/н и каждый 4-й ст.б/н вязать вместе.

32 ряд. каждый 2-й ст.б/н и каждый 3-й ст.б/н вязать вместе.

33 ряд. каждый 2-й ст.б/н и каждый 3-й ст.б/н вязать вместе.

34 ряд. каждый 2 ст.б/н вязать вместе, пока отверстие не будет закрыто, нить срезать и затянуть.

 

Туловище

Вяжется  с нижнего края . Связать серой нитью 4 в.п. и замкнуть в кольцо 1 с/ст.

1 ряд. вязать по кругу 6 ст. б/н.

2 ряд. 2 ст. б/н. в каждый ст. б/н. (12 ст).

3 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 2-й ст. б/н. (18 ст).

4 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 3-й ст. б/н. (24 ст).

5 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 4-й ст. б/н. (30 ст).

6 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 5-й ст. б/н. (36 ст).

7 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 6-й ст. б/н. (42 ст).

8 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 7-й ст. б/н. (48 ст).

9 ряд. 2 ст. б/н. в каждый 8-й ст. б/н. (54 ст).

Если нижняя часть туловища отличается по цвету от верхней, начиная с 16 ряда вяжем нитью другого цвета.

23 ряд. каждый 8-й ст.б/н и каждый 9-й ст.б/н вязать вместе.

24 ряд. каждый 7-й ст.б/н и каждый 8-й ст.б/н вязать вместе.

25 ряд. каждый 6-й ст.б/н и каждый 7-й ст.б/н вязать вместе.

26 ряд. каждый 5-й ст.б/н и каждый 6-й ст.б/н вязать вместе.

27 ряд. Сначала набить туловище синтетической ватой, а затем продолжить вязание каждый 3-й ст.б/н и каждый 4-й ст.б/н вязать вместе.

28 ряд. каждый 2-й ст.б/н и каждый 3-й ст.б/н вязать вместе.

29 ряд. каждый 2-й ст.б/н и каждый 3-й ст.б/н вязать вместе.

30 ряд. каждый 2 ст.б/н вязать вместе, пока отверстие не будет закрыто, нить срезать и затянуть.

Руки

Для руки набрать цепочку из 30 в.п. и вязать ст. б/н. Прямоугольник 22 ряда в высоту, сложить его вдоль лицевой стороной внутрь и сшить с виде трубы. Вторую руку связать точно также.

Ноги

Для ноги набрать цепочку из 40 в.п. и вязать ст. б/н. Прямоугольник 22 ряда в высоту, сложить его вдоль лицевой стороной внутрь и сшить с виде трубы. Вторую ногу связать точно также.

Ладошки

Вяжем овал 7х10см (2 штуки) – набрать цепочку из 10 в.п. и вязать по кругу 9 рядов ст. б/н, при этом в каждом ряду делаем прибавки –

1-4 ряды на острых концах овала с каждой стороны 3 центральных столбика провязываем дважды,

5-6 ряды - на острых концах овала с каждой стороны 4 центральных столбика провязываем дважды,

7 ряд - на острых концах овала с каждой стороны 5 центральных столбиков провязываем дважды

8-9 ряд - на тупых сторонах овала с каждой стороны 5 центральных столбиков провязываем дважды

Пальцы

Большой и мизинец – 4 овала. Набрать цепочку из 15 в.п. и вязать 2 ряда по кругу, на острых концах овала с каждой стороны 3 центральных столбика провязываем дважды.

Указательный и безымянный – 4 овала. Набрать цепочку из 19 в.п. и вязать 2 ряда по кругу, на острых концах овала с каждой стороны 3 центральных столбика провязываем дважды.

Средний – 2 овала. Набрать цепочку из 21 в.п. и вязать 2 ряда по кругу, на острых концах овала с каждой стороны 3 центральных столбика провязываем дважды.

Стопы

4 овала 7х10см, вяжутся также как ладошки.

Уши

Набрать цепочку из 5 в.п.

1 ряд – 5 ст.б/н, вязание повернуть

2 ряд – 1 в.п подъема, 1-й столбик провязать дважды, 3 ст.б/н, 5-й столбик провязать дважды (7 ст.б/н), вязание повернуть

3 ряд – 1 в.п подъема, 7 ст.б/н, повернуть

4 ряд – 1 в.п подъема, 1-й и 2–й , 3-й и 4-й столбики провязать вместе, ст.б/н ,6-й и 7-й столбики провязать вместе, повернуть (4 ст.б/н)

5 ряд - 1 в.п подъема, 1-й и 2–й , 3-й и 4-й столбики провязать вместе (2 ст.б/н)

6 ряд – все ухо по кругу обвязать столбиками без накида.

Второе ухо вязать точно также.

 

Нос

Связать серой нитью 4 в.п. и замкнуть в кольцо 1 с/ст.

1-3 ряд. вязать по кругу 6 ст. б/н.

 

Сборка

Пришить голову к туловищу (линия соединения должна быть в виде круга, также потом пришиваются и руки-ноги).

Сшиваем вместе по 2 овала для ступней, плотно набиваем их (при сшивании оставляем небольшое отверстие, которое потом зашиваем), заготовки-трубы для ног пришиваем к ступням (по кругу), набиваем ноги и пришиваем их к туловищу.

Овалы для пальцев складываем поперек, сшиваем и набиваем пальчики, складываем поперек овал для ладошки и к месту сгиба пришиваем указательный, средний, безымянный палей и мизинец, сшиваем и набиваем ладошку, пришиваем большой палец. Заготовки-трубы для рук пришиваем к ладошкам, набиваем руки и пришиваем их к туловищу.

Нос пришиваем чуть ниже середины лица.

Уши пришиваем по бокам головы, примерно на уровне носа.

Приклеиваем или пришиваем глазки (я в последнее время пользуюсь уже готовыми глазками и просто приклеиваю их на суперклей, но если вы делаете куклу для маленького ребенка, который может глазки откусить и подавиться, лучше их просто вышить нитками)

Вышиваем рот и брови (для бровей используются те же нитки, что и для волос)

Делаем волосы – для этого отрезаем много-много одинаковых кусочков пряжи, по длине вдвое больше планируемой длины волос, каждый кусочек складываем пополам, продеваем крючком через голову куклы и затягиваем – точно также как делают кисти на шарфах. Я обычно сначала намечаю отдельными кисточками линию волос вокруг всей головы, а потом просто равномерно заполняю кистями все пространство внутри этого контура.

Осталось только одеть нашу куклу в красивый наряд и она готова.




Розовая Мариша

Перед вами вязаная кукла. Она не имеет соперниц. Обнимите ее, прижмите к себе и поймете, какая она теплая, мягкая, добрая и трогательная. В магазине такую не найдешь. Эту Розовую Маришу сделала Маргарита Васильевна Максимова - автор популярной в свое время книги "Азбука вязания", по которой многие женщины научились вязать прелестные вещи. Теперь Маргарита Васильевна учит этому искусству юное поколение.









Для куклы:

Больше всего потребуется розовых ниток -100 г.

Начнем вязание с головы (диаметр ее -15 см). Спицы № 2,5-3. Вязание чулочное (лицевая гладь).

Наберите из розовой пряжи 11 петель (кромочные входят в этот счет).

1-й ряд - 1 лицевая, 1 лицевую из протяжки вывяжите (кто не знает: протяжка - часть нити между двумя петлями с изнаночной стороны), чтобы не было большой дырки, подцепите протяжку на правую спицу и переведите на левую, перекрестив нити протяжки, 1 лицевая, 1 лицевая из протяжки - и так чередовать до конца ряда. Получилось 20 петель.

2-й ряд - изнаночные петли, 3-й ряд - 1 лицевая, 1 лицевая из протяжки - и так чередовать, пока не получится 38 петель, 4-й и 6-й ряды - изнаночные петли; 5-й ряд - лицевые петли; 7-й ряд - 1 лицевая, 1 лицевая из протяжки, 2 лицевые (от+ до + повторять до конца ряда. И так во всех рядах, где встречается знак +). На спице - 56 петель, 8-й и 10-й ряды - изнаночные петли; 9-й ряд - лицевые петли; 11-й ряд -1 лицевая +1 лицевая из протяжки, 3 лицевые+. На спице образовалось 74 петли, 12-й и 14-й ряды - изнаночные петли; 13-й ряд - лицевые петли; 15-й ряд -1 лицевая,+1 лицевая из протяжки, 4 лицевые+. На спице - 92 петли.

Начиная с 16-го по 30 ряд вязать чулочным вязанием 15 рядов по прямой, затем сделать убавления петель.

31-й ряд - 2 вместе лицевой, 3 лицевые. Чередовать до конца ряда (на спице - 74 петли), 32-й и 34-й ряды - изнаночные петли, 33-й - лицевые петли, 35-й ряд - 2 вместе лицевой, 2 лицевые. Повторить до конца ряда (56 петель). 36 и 38-й ряды - изнаночные петли, 37-й ряд - лицевые петли, 39-й ряд - 2 вместе лицевой, 1 лицевая. Повторить до конца ряда (на спице 38 петель), 40-й и 42-й ряды - изнаночные петли, 41-й ряд - лицевые, 43-й ряд - провязать все петли по 2 вместе (осталось 20 петель). 44-й ряд - изнаночные петли. 45-й ряд - провязать по 2 вместе лицевой (на спице осталось 11 петель). 46-й - изнаночные петли. Их нанизать на нитку и туго стянуть. Полотно сшейте вертикальным трикотажным швом и набейте ватой - получилась голова. В нижнее отверстие вставьте стержень длиной 15 - 20 см, предварительно обмотав его тканью, чтобы к нему можно было пришить голову.

Руки. Наберите из розовой пряжи 26 петель (кромочные входят в этот счет) и провяжите чулочным вязанием 42 ряда по прямой (ширина полотна 7-8 см).

43-й ряд - +2 вместе лицевой, 8 лицевых. 2 вместе лицевой+. От знака + повторить один раз. 44-й ряд - +2 вместе изнаночной, 6 изнаночных, 2 вместе изнаночной. От знака + повторить один раз. 45-й ряд - +2 вместе лицевой, 4 лицевые, 2 вместе лицевой. От знака + повторить один раз. 46-й ряд - изнаночные петли. Все петли нанизьте на нить, туго стяните и сшейте полотно вертикальным трикотажным швом.

Аналогично выполните заготовку для второй руки. Набейте их ватой и перевяжите нижнюю часть, образуя кисть (кулачок).

Ноги. Наберите из розовой пряжи 30 петель (кромочные входят в этот счет) и провяжите чулочным вязанием 32 ряда по прямой. Поменяйте пряжу на синюю (цвет ботинок) и провяжите еще 8 рядов.

41-й ряд - +2 вместе лицевой, 10 лицевых, 2 вместе лицевой. От знака + повторить один раз. 42-й ряд - + 2 вместе изнаночной, 8 изнаночных, 2 вместе изнаночной. От знака + повторить один раз. 43-й ряд - + 2 вместе лицевой, 6 лицевых, 2 вместе лицевой. От знака + повторить один раз. 44-й ряд - + 2 вместе изнаночной, 4 изнаночных, 2 вместе изнаночной. От знака + повторить один раз. 45-й ряд - лицевые петли. Все петли нанизьте на нить, стяните, сшейте полотно вертикальным трикотажным швом и набейте ноги ватой.

Туловище. Размер 20 х 22 см. Для него можно использовать старый трикотаж: свитера и кофты, рукава от них, рейтузы, майки, безрукавки...

Сшейте полотно с боков, снизу вшейте ноги, через верхнее отверстие туго набейте ватой, вставьте стержень с пришитой головой и зашейте верхнюю часть туловища.

Платье. Оно из трикотажного шарфика. Сшейте его вокруг и слегка соберите с одного края на прочную нить (оставьте концы подлиннее), наденьте на туловище и затяните концы нитей под головой - получилось платье. На уровне «плеч» пришейте к нему руки и прикройте швы готовым воротничком, бантом или, как у Мариши, наденьте манишку - ее можно сшить из любого красивого шарфика.

Подол платья и края манишки украсьте бахромой из остатков цветной пряжи: каждую нить длиной 9-20 см сложите пополам и протяните крючком за петлю сквозв полотно. Затяните петлю, пропустив в нее 2 конца нити.

Волосы. Для них нужна толстая пряжа. Нарежьте 25-30 нитей длиной 45-50 см. На голове наметьте линию пробора и пришейте к нему каждую нить отдельно за середину швом «назад иголка», двигаясь от лба к затылку. Челку сделайте из нескольких коротких нитей. Стяните волосы в хвосты яркими резинками.

Лицо. Пришейте глазки, вышейте реснички, прикрепите носик, ротик, подкрасьте щечки сухими румянами - любимая кукла готова.



















Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»







Согласовано Утверждено

Зам. директора по ВР Директор школы

______Турищева О.В. _____А.В. Матяшова









Программа кружка

«Золотые петельки»





Руководитель: Белкина В.О.







п. Новокасторное, 2015г.


21