Учитель: Рылина Ю.В.
Квалификационная категория: мол. специалист
2017 г.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Чем и как работает художник? (8 ч) | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 | Реальность и фантазия. (7 ч) | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
3 | О чём говорит искусство? (9 ч) | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 | Как говорит искусство? (10 ч) | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Чем и как работает художник? |
«Цветочная поляна». Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. | 1 | 8 |
«Берёза солнечным днём». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
«Природная стихия». Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря. | 1 |
Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Для художников любой материал может стать выразительным. Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. | 1 |
«Линия-выдумщица». Изображение и фантазия. | 1 |
«Птицы в лесу». Выразительные возможности акварельных красок. | 1 |
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 |
Игрушечный город. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий. (Индивидуально - групповая работа.) | 1 |
2. | Реальность и фантазия |
«Автопортрет». Изображение и реальность. | 1 | 7 |
«О чём я мечтаю»? Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса на листах бумаги по памяти. | 1 |
Изображение сказочных, несуществующих животных: драконы, кентавры. Украшение и фантазия. | |
«Узоры на стекле». Украшение и реальность. | 1 |
Кокошник. Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | 1 |
Праздничная новогодняя ёлка. | 1 |
Новогодние игрушки. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1 |
3. | О чем говорит искусство? |
Мне грустно. Мне радостно. Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. | 1 | 9 |
Добрый волшебник. Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа. | 1 |
Злой волшебник. Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа. | 1 |
Богатырские доспехи. Воин и его доспехи. Выражение характера человека через узоры и цвет. | 1 |
Портрет в зеркале. Изображение характера человека: Злая мачеха (баба Бабариха, злая волшебница). | 1 |
Портрет в зеркале. Изображение характера человека: изображение сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Добрая волшебница). | 1 |
Портрет сказочных героинь русских сказок. Сказочные персонажи: Царевна - Лебедь, баба-Яга и др. Образ сказочного героя, выраженный в портрете. | 1 |
«Дворец доброй феи и злой колдуньи». Образ здания. Цветные карандаши. | 1 |
«Дворец доброй феи и злой колдуньи». Образ здания. Гуашь или акварельные краски. | 1 |
4. | Как говорит искусство |
Перо Жар- птицы. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. (Перо-жар птицы, угасающий костёр). | 1 | 10 |
«Тихий спокойный сон и яркий звонкий праздник». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 |
«Ветка берёзы и дуба». Линия как средство выражения: характер линий. | 1 |
«Полёт мыльных пузырей». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | 1 |
«Подводный мир». Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 |
«Дом-небоскрёб». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | 1 |
«Спящий великан». Пропорции выражают характер. | 1 |
Четвероногий герой. Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером. | 1 |
Оригами «Птички». (Коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | 1 |
Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. | 1 |
5. | Итого. | 34 | 34 |
Тема раздела | № урока | Дата | Тема урока | Основные виды образовательной деятельности | Формы работы, наглядность, дом. задание |
Чем и как работает художник? (8 ч) | -
| | «Цветочная поляна». Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. | Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Осознавать существование трёх сфер художественной деятельности и их единство. Понимать, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Формировать представление о том, что существуют основные и составные цвета. Понимать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве. Запоминать имена художников и названия их произведений из приведённых на страницах учебника. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе. Формировать навыки работы кистью, смешивания красок, работы гуашью, мелками, графическими материалами. Учиться свободному заполнению всего листа бумаги изображением. Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном. Ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. | Тетр. стр. 3-5. |
-
| | «Берёза солнечным днём». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Тетр. стр. 6. |
-
| | «Природная стихия». Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря. | Тетр. стр. 7. |
-
| | Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Для художников любой материал может стать выразительным. Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. | Тетр. стр. 8-9. |
-
| | «Линия-выдумщица». Изображение и фантазия. | Тетр. стр. 10. |
-
| | «Птицы в лесу». Выразительные возможности акварельных красок. | Тетр. стр.11. |
-
| | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | Тетр. стр.12. |
-
| | Игрушечный город. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий. (Индивидуально - групповая работа.) | Тетр. стр. 13. |
Реальность и фантазия (7 ч) | -
| | «Автопортрет». Изображение и реальность. | Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Испытывать радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать. Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры. Активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Осознавать роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности. Стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. | Тетр. стр. 14. |
-
| | «О чём я мечтаю»? Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса на листах бумаги по памяти. | Тетр. стр. 15. |
-
| | Изображение сказочных, несуществующих животных: драконы, кентавры. Украшение и фантазия. | Тетр. стр. 16-17. |
-
| | «Узоры на стекле». Украшение и реальность. | Тетр. стр. 18. |
-
| | Кокошник. Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | Тетр. стр. 19. |
-
| | Праздничная новогодняя ёлка. | Тетр. стр. 20-21. |
-
| | Новогодние игрушки. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | Тетр. стр. 21. |
О чем говорит искусство? (9 ч) | -
| | Мне грустно. Мне радостно. Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. | Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Понимать, что природа эмоционально воздействует на человека. Испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства. Учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям. Испытывать чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов. Эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства. Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т. е. творчески сотрудничать). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. | Тетр. стр. 22-23. |
-
| | Добрый волшебник. Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа. | Тетр. стр. 24. |
-
| | Злой волшебник. Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа. | Тетр. стр. 25. |
-
| | Богатырские доспехи. Воин и его доспехи. Выражение характера человека через узоры и цвет. | Тетр. стр. 26-27. |
-
| | Портрет в зеркале. Изображение характера человека: Злая мачеха (баба Бабариха, злая волшебница). | Тетр. стр. 28. |
-
| | Портрет в зеркале. Изображение характера человека: изображение сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Добрая волшебница). | Тетр. стр. 29. |
-
| | Портрет сказочных героинь русских сказок. Сказочные персонажи: Царевна - Лебедь, баба-Яга и др. Образ сказочного героя, выраженный в портрете. | Тетр. стр. 30-31. |
-
| | «Дворец доброй феи и злой колдуньи». Образ здания. Цветные карандаши. | Тетр. стр. 32. |
-
| | «Дворец доброй феи и злой колдуньи». Образ здания. Гуашь или акварельные краски. | Тетр. стр. 33. |
Как говорит искусство? (10 ч) | -
| | Перо Жар- птицы. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. (Перо-жар птицы, угасающий костёр). | Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Понимать, что художник, видя красоту мира, стремится выразить её в своих произведениях. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе. Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры. Понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов. Выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников. Проявлять творческую активность в коллективных формах работы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. | Тетр. стр. 34-35. |
-
| | «Тихий спокойный сон и яркий звонкий праздник». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Тетр. стр. 36-37. |
-
| | «Ветка берёзы и дуба». Линия как средство выражения: характер линий. | Тетр. стр. 38-39. |
-
| | «Полёт мыльных пузырей». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | Тетр. стр. 40. |
-
| | «Подводный мир». Линия как средство выражения: ритм линий. | Тетр. стр. 41. |
-
| | «Дом-небоскрёб». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Тетр. стр. 42. |
-
| | «Спящий великан». Пропорции выражают характер. | Тетр. стр. 43. |
-
| | Четвероногий герой. Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером. | Тетр. стр. 12. |
-
| | Оригами «Птички». (Коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | |
-
| | Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. | Тетр. стр. 46-47. |