Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 25 VI вида»
с. Красногвардейское
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена с учетом авторской программы «Подготовка к школе детей с нарушениями ОДА» Зелениной С.Н. В основе программы подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008
Маханеева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2010; Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. М: «Вента-Граф» 2008г.
На изучение курса «Литературное чтение» в подготовительном классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 ч. Данная программа рассчитана на 131 час в связи с праздничными днями (9 марта, 11 мая)
Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Формирование интереса к процессу обучения.
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Обогащение словарного запаса детей.
Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
В системе данного курса по обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
Согласные звонкие и глухие.
Ударение.
На изучение каждой буквы отводится два занятия. На первом занятии по каждой теме дети учатся выделять изучаемый звук в слове, наблюдают за его артикуляцией, определяют, какой это звук (гласный или согласный); учатся находить слова с данным звуком в тексте и запоминать их (что способствует обогащению словарного запаса учащихся).
Далее дети упражняются в определении места звука в слове (в начале, середине или конце).
На следующем этапе идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук. Важно научить ребенка различать понятия звук и буква. ( Звук – то, что мы слышим и произносим, а буква – то, что мы видим и пишем. Буква – это «одежда» для звука).
Затем идет штриховка буквы (гласные буквы штрихуются красным цветом, согласные – синим, зеленым). Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой ширины и высоты. Эта работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.
На втором занятии предлагаются упражнения, которые способствуют развитию навыка звукобуквенного анализа слов. Эта работа проводится поэтапно:
Для развития графических навыков ребенка, подготовки руки к письму на втором занятии по теме предлагаются упражнения по обводке различных рисунков и узоров по контуру, раскрашивание. Дети учатся работать по подробной инструкции (алгоритму).
На уроках используется различный литературный материал: загадки, сказки, стихи, народные и авторские ( С. Маршака, В. Степанова, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Шибаева, Г. Юдина, Э. Успенского, Г. Виеру и др.)
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Выделять слова в предложении, определять их место.
Составлять предложение с заданным словом.
Иметь представление о вопросительном предложении.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.
Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что…»)
Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки
Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; пересказать отрывок из сказки, рассказа.
1. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008
2. Маханеева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2010
3. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2004
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. М: «Вента-Граф» 2008г.
№ | Тема | Содержание работы | Развитие и укрепление мелкой моторики | Кол. часов | Дата |
1 | Слово | Игра «Слова». Выделение звука ш | Правила пользования карандашом. Рисование (солнце). Штриховка рисунка | 1 | |
2 | Слово | Игра «Слова». | Рисование и штриховка предметов | 1 | |
3 | Предложение | Составление предложений по сюжетной картинке | Работа с шаблонами. Штриховка | 1 | |
4 | Предложение | Схемы предложений | Штриховка изображения овощей и фруктов | 1 | |
5 | Слово Предложение | Слова - признаки предметов. Составление предложений | Штриховка изображения овощей и фруктов | 1 | |
6 | Словесный состав предложения | Состав предложения. Схемы предложений | Штриховка изображения овощей и фруктов | 1 | |
7 | Словесный состав предложения | Состав предложения. Схемы предложений | Штриховка изображения овощей и фруктов | 1 | |
8 | Слово. Словесный состав предложения | Обобщающий урок. Игры «Слова», «Живые слова» | Схемы предложений в тетради | 1 | |
9 | Части слова | Деление слов на слоги | Рисование в тетради в линию «Орешки для белки» | 1 | |
10 | Деление слов на части - слоги | Состав предложения. Схемы предложений. Деление слов на слоги | Схемы предложений в тетради | 1 | |
11 | Слоговое строение слова | Упражнения на деление слов на слоги. Игра «Живые слова» | Работа в тетради по образцу | 1 | |
12 | Слоговое строение слова | Составление слов по количеству слогов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
13 | Слоговое строение слова | Составление слов по количеству слогов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
14 | Слоговое строение слова | Составление слов по количеству слогов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
15 | Слоговое строение слова | Игра «Конец слова за тобой». Составление слов по количеству слогов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
16 | Слоговой состав слова | Работа со схемами слова. Игра «Живые слова». Игра «Конец слова за тобой». | Работа в тетради по образцу | 1 | |
17 | Слоговой состав слова | Игра «Говори – не задерживай» | Работа в тетради по образцу | 1 | |
18 | Слоговой состав слова. Ударный слог | Понятие – ударный слог. Знак ударения | Работа в тетради по образцу | 1 | |
19 | Слоговой состав слова. Ударение | Определение ударения в словах. Игра «Эхо» | Работа в тетради по образцу | 1 | |
20 | Слоговой и звуковой состав слова | Обобщающий урок. Гласные и согласные звуки. Игра «Назови все звуки в слове» | Работа в тетради по образцу | 1 | |
21 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. | Работа в тетради по образцу | 1 | |
22 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
23 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
24 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
25 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
26 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
27 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
28 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
29 | Звуковой анализ слов | Выделение звуков в слове и нахождение их местоположения. Слоговой анализ слов | Работа в тетради по образцу | 1 | |
30 | Слоговой и звуковой анализ слов | Обобщающий урок | Работа в тетради по образцу | 1 | |
31 | Обследование фонематического слуха | Работа с тестовыми заданиями | | 1 | |
32 | Мир звуков. Звуки речи | Повторение понятий: звук, звуки речи | Повторение названий пальцев рук. Игра «Гребешок» | 1 | |
33 | Гласные и согласные звуки | Повторение понятий: гласные и согласные звуки | Пальчиковые игры. | 1 | |
34 | Знакомство с алфавитом | Дать понятие – алфавит. | Пальчиковые игры. | 1 | |
35 | Гласный звук [a], буква А, а | Выделение звука [a] в слове. Понятие: гласный (свободный звук) | Правила пользования ручкой. Штриховка и письмо печатной буквы А, а. | 1 | |
36 | Гласный звук [a], буква А, а | Выделение звука [a] в слове. Понятие: гласный (свободный звук) | Штриховка и письмо печатной буквы А, а. Игра «Домик» | 1 | |
37 | Гласный звук [о], буква О, о | Выделение звука [о] в слове. Определение места звука [о] в слове | Штриховка и письмо печатной буквы О, о | 1 | |
38 | Гласный звук [о], буква О, о | Выделение звука [о] в слове. Определение места звука [о] в слове | Письмо печатной буквы О, о. Обводка по контуру | 1 | |
39 | Гласный звук [ы], буква ы | Определение места звука [ы] в слове. Определение количества звуков в слове | Штриховка и письмо печатной буквы ы. | 1 | |
40 | Гласный звук [ы], буква ы | Определение места звука [ы] в слове. Определение количества звуков в слове | Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка» | 1 | |
41 | Гласный звук [и], буква И, и | Определение места звука [и] в слове. Определение количества звуков в слове | Штриховка и письмо печатной буквы И, и. | 1 | |
42 | Гласный звук [и], буква И, и | Определение места звука [и] в слове. Определение количества звуков в слове | Обводка рисунка сверху вниз. Игры «Шарик», «Домик» | 1 | |
43 | Гласный звук [у], буква У, у. | Узнавание слова по количеству звуков | Письмо печатной буквы У, у. | 1 | |
44 | Гласный звук [у], буква У, у. | Узнавание слова по количеству звуков | Обводка по контуру. Игра «Петушок» | 1 | |
45 | Согласные звуки [н], [н`], буква Н, н. | Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н`] в слове | Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. | 1 | |
46 | Согласные звуки [н], [н`], буква Н, н. | Особенности звуков [н], [н`]. Игра «Камень – вата» | Обводка по контуру. | 1 | |
47 | Понятие «слог». Чтение слогов с буквой Н, н. | Упражнение в чтении слогов с буквой Н, н. | Работа в тетради по образцу | 1 | |
48 | Согласные звуки [м], [м`], буква М, м. | Определение согласных и гласных звуков по артикуляции | Штриховка и письмо печатной буквы М, м. | 1 | |
49 | Согласные звуки [м], [м`], буква М, м. | Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м`] | Обводка рисунка по контуру. | 1 | |
50 | Согласные звуки [т], [т`], буква Т, т. | Определение согласных и гласных звуков по артикуляции | Штриховка и письмо печатной буквы Т, т | 1 | |
51 | Согласные звуки [т], [т`], буква Т, т. | Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции | Игра «Мешочек – коробочка» | 1 | |
52 | Согласные звуки [к], [к`], буква К, к | Выбор слов по количеству звуков. Определение твердости и мягкости звуков [к], [к`]. | Штриховка и письмо печатной буквы К, к | 1 | |
53 | Согласные звуки [к], [к`], буква К, к | Обозначение звуков слова условными знаками | Обводка по контуру | 1 | |
54 | Согласные звуки [р], [р`], буква Р, р | Выбор слова сданным звуком, определение места звука в слове. Определение количества слогов | Штриховка и письмо печатной буквы Р, р | 1 | |
55 | Согласные звуки [р], [р`], буква Р, р | Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове | Игра «Замок». Обводка линий слева направо | 1 | |
56 | Согласные звуки [л], [л`], буква Л, л | Упражнение в определении звуков [л], [л`] в словах и слогах | Штриховка и письмо печатной буквы Л, л | 1 | |
57 | Согласные звуки [л], [л`], буква Л, л | Упражнение в определении звуков [л], [л`] в словах и слогах | Обводка линий слева направо | 1 | |
58 | Согласные звуки [в], [в`], буква В, в | Упражнение в определении звуков [в], [в`] в словах. Определение количества слогов в слове | Штриховка и письмо печатной буквы В, в. | 1 | |
59 | Согласные звуки [в], [в`], буква В, в | Построение звуковой модели слова. Обозначение звуков буквами | Обводка наклонной линии с крючком влево | 1 | |
60 | Согласные звуки [с], [с`], буква С, с | Определение места звука [с], [с`] в слове. Анализ особенностей артикуляции глухих согласных | Штриховка и письмо печатной буквы С, с. | 1 | |
61 | Согласные звуки [с], [с`], буква С, с | Построение звуковых моделей слов | Штриховка рисунков изогнутыми линиями | 1 | |
62 | Согласные звуки [п], [п`], буква П, п | Выбор слов, начинающихся на данный звук из текста. Выбор гласной буквы для обозначения мягкости согласных | Штриховка и письмо печатной буквы П, п. | 1 | |
63 | Согласные звуки [п], [п`], буква П, п | Определение количества слогов в слове. Выбор пропущенной буквы в словах | Печатание букв под диктовку | 1 | |
64 | Согласные звуки [з], [з`], буква З, з | Анализ артикуляции звонких согласных [з], [з`], сопоставление их с глухими [с], [с`]. | Штриховка и письмо печатной буквы З, з | 1 | |
65 | Согласные звуки [з], [з`], буква З, з | Выбор слова к звуковой модели. Объединение слов в группы по первому звуку | Обводка рисунка | 1 | |
66 | Согласные звуки [б], [б`], буква Б, б | Упражнения в слоговом и звуковом анализе слов. Сопоставление звуков [б], [б`] - [п], [п`] | Штриховка и письмо печатной буквы Б, б | 1 | |
67 | Согласные звуки [б], [б`], буква Б, б | Сопоставление звуков [б], [б`] - [п], [п`]. Объединение слов в группы поколичеству слогов | Обводка рисунка. Игры «Грабли», «Шарик» | 1 | |
68 | Согласные звуки [д], [д`], буква Д, д | Звуковой анализ слов со звуками [д], [д`]. повторение букв, обозначающих гласные звуки. | Штриховка и письмо печатной буквы Д, д. | 1 | |
69 | Согласные звуки [д], [д`], буква Д, д | Сопоставление звуков [т], [т`] - [д], [д`]. | Обводка рисунка. | 1 | |
70 | Согласный мягкий звук [й], буква Й, й | Наблюдение за особенность артикуляции согласного звука [й]. Выбор слов со звуком[й]. | Штриховка и письмо печатной буквы Й, й | 1 | |
71 | Согласный мягкий звук [й], буква Й, й | Упражнение в звуковом анализе слов с мягким согласным[й]. | Обводка узора под диктовку | 1 | |
72 | Буква Я, я в начале слова | Анализ произношения слов, начинающихся со звука [йа], обозначение их буквой Я | Штриховка и письмо печатной буквы Я, я | 1 | |
73 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков | Анализ звука [а] после мягких согласных и обозначение его буквой Я (мя, ля, тя, дя) | Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру | 1 | |
74 | Согласные звуки [г], [г`], буква Г, г | Определение места звука [г], [г`] в слове и обозначение их условными знаками | Штриховка и письмо печатной буквы Г, г. Письмо волнообразной линии по образцу. | 1 | |
75 | Согласные звуки [г], [г`], буква Г, г | Сопоставление звонких и глухих согласных [г], [г`] - [к], [к`]. | Обводка рисунка. Игра «Петушок» | 1 | |
76 | Согласный мягкий звук [ч], буква Ч. ч | Выбор слов с данным звуком, определение его места в слове. | Штриховка и письмо печатной буквы Ч, ч | 1 | |
77 | Согласный мягкий звук [ч], буква Ч. ч | Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком. Подбор слов к звуковой схеме | Обводка петлеобразной линии. Игра «Зайка и зеркало» | 1 | |
78 | Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш | Анализ артикуляции твердого согласного [ш], определение места звука в словах | Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш | 1 | |
79 | Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш | Упражнение в звуковом анализе слов со звуком [ш] | Обводка волнообразной линии. Игра «Краб» | 1 | |
80 | Гласный звук [э], буква Э, э | Анализ артикуляции гласного звука [э] | Штриховка и письмо печатной буквы Э, э | 1 | |
81 | Гласный звук [э], буква Э, э | Выбор слов с данным звуком в начале слова | Обводка овальных фигур. Игра «Землемерка» | 1 | |
82 | Буква Е, е в начале слова | Наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [йэ], обозначение их буквой Е | Штриховка и письмо печатной буквы Е, е. Штриховка вытянутых фигур | 1 | |
83 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков | Анализ звука [э] после мягких согласных и обозначение его буквой Е. Звуковой анализ таких слов | Обводка по образцу. Игры «Грабли», «Большой веер» | 1 | |
84 | Буква Ё, ё | Звуковой анализ слов | Штриховка и письмо печатной буквы Е, е. | 1 | |
85 | Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж | Выбор слов с данным звуком, определение его места в словах | Штриховка и письмо печатной буквы Ж, ж | 1 | |
86 | Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж | Составление звуковых схем с данным звуком и обозначение звуков буквами | Обводка рисунков по образцу. Игры «Замок», «Шарик» | 1 | |
87 | Согласные звуки [х], [х`], буква Х, х | Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х], определение места звука [х] в словах | Штриховка и письмо печатной буквы Х, х | 1 | |
88 | Согласные звуки [х], [х`], буква Х, х | Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами | Обводка и штриховка фигур под диктовку. Игры «Кукольный веер», «Домик» | 1 | 28.04 |
89 | Буква Ю, ю в начале слова | Наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [йу], обозначение их буквой У | Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю | 1 | 29.04 |
90 | Буква Ю, ю – показатель мягкости согласных звуков | Анализ звука [у] после мягких согласных и обозначение его буквой Ю. Звуковой анализ таких слов | Игра «Гребешок» | 1 | 04.05 |
91 | Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц | Выбор слов с данным звуком, определение его места в словах | Обводка по образцу. Штриховка и письмо печатной буквы Ц, ц | 1 | 05.05 |
92 | Согласные звуки [ф], [ф`], буква Ф, ф | Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами | Обводка по образцу. | 1 | 06.05 |
93 | Согласные звуки [ф], [ф`], буква Ф, ф | Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами | Штриховка и письмо печатной буквы Ф, ф | 1 | 12.05 |
94 | Буквы ь, ъ | Упражнение в звуковом анализе слов | Обводка по образцу. | 1 | 13.05 |
95 | Буквы ь, ъ | Упражнение в звуковом анализе слов | Штриховка и письмо печатной букв ь, ъ | 1 | 18.05 |
96 | Согласный мягкий звук [щ`], буква Щ, щ | Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком. | Штриховка и письмо печатной буквы Щ, щ | 1 | 19.05 |
97 | Согласный мягкий звук [щ`], буква Щ, щ | Подбор слов к звуковой схеме | Обводка по образцу. | 1 | 20.05 |
98 | Обследование на конец учебного года | Работа с тестовыми заданиями | | 1 | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой