СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу основ светской этики 5 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу основ духовно-нравственной культуры народов России (модуль "Основы светской этики") 5 класс ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу основ светской этики 5 класс»

Управление образования Артёмовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:


Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ №56

Методического совета МАОУ СОШ № 56

_______________________

Т.Н. Новокрещенова

«___»____________ 2015 г. «___»____________ 2015 г.


Рабочая программа


по курсу основ духовно-нравственной культуры народов России (Основы светской этики)

основного общего образования

5 класса


на 2015-2016 учебный год



СОСТАВИЛА:

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Жилякова Светлана Владимировна











Нормативно – правовая база

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.; просвещение, 2010.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6.

  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 года N 189

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»






Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, авторской Программой курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа). Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М.Т. Студеникин. -3 изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 160с.: ил. – (Инновационная школа).

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена цель нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:

  • формировать нормы светской морали;

  • дать представления о светской этике;

  • познакомить учащихся с основами культур;

  • развивать представления о значении нравственных норм;

  • обобщить знания о духовной культуре и морали;

  • развивать способности к общению;

  • формировать этическое самосознание;

  • улучшать взаимоотношения детей и родителей;

  • противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил

поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.



Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов.

Даная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один час (урок).

Срок реализации программы – один учебный год.

Формы, методы и средства обучения, технологии

На ступени основного общего образования ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, проблемное обучения, ИКТ, проектная деятельность.

Используются следующие формы обучения: учебные занятия, работа с учебной и дополнительной литературой, презентации. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса)


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:


Направления развития

Результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные


  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания.


Метапредметные

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметные

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики;

  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.



Содержание учебного предмета (курса)

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России (1 час)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность (1 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (1 час)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (1 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (1 час)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (1 час)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество (1 час)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание (1 час)

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться (1 час)

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет (1 час)

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение (1 час)


















Тематическое планирование

п./п.

наименование разделов и тем

всего часов

проекты

1.

Введение

1


2.

Гражданин России

1


3.

Порядочность

1


4.

Совесть

1


5.

Доверие и доверчивость

1


6.

Милосердие и сострадание

1


7.

Правда и ложь

1


8.

Традиции воспитания

1


9.

Честь и достоинство

1


10.

Терпимость и терпение

1


11.

Мужество

1


12.

Равнодушие и жестокость

1


13.

Самовоспитание

1


14.

Учись учиться

1


15.

Речевой этикет

1


16.

Мои права и обязанности

1


17.

Итоговое повторение

1

1















Календарно - тематическое планирование


№п/п

тема урока, тип урока

дата

Основное содержание

по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Методическое сопровождение цифровые и электронные ресурсы

Д/З


план


факт

требования к результатам

(предметным и метапредметным)



контрольно – оценочная деятельность

учащийся научится

учащийся может научиться



1

Введение в предмет

(вводный)



Народы России, их духовно-

нравственная культура. Учебник «Основы духовно-

нравственной культуры народов России.

Основы светской этики», его структура

Знать: что изучается в курсе «Основы светской этики», структуру учебника

  • Работать с различными источниками и документами.



  • Чувствовать ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе.


  • Понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;



  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.



  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.



  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Самоконт роль



2

Гражданин России

(Урок первичного изучения и закрепления новых знаний)



Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство

Знать: основные понятия урока, основной закон государства, государственные символы.

Уметь: работать с картой России, описывать государственное устройство России.

устный контроль



3

Порядочность

(комбинированный)



Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Знать: основные понятия урока, нормы этики.

Уметь: работать со словарем по определению значения понятий, отвечать на вопросы.

Педагогический контроль



4

Совесть

(комбинированный)



Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.

Знать: термины и понятия, правила взаимоотношения между людьми в обществе.

Уметь: читать текст и составлять схему, оценивать свои поступки.

Педагогический контроль



5

Доверие и доверчивость

(комбинированный)



Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Знать: определения терминов и понятий, отличие доверия от доверчивости.

Уметь: работать по плану, работать со словарем.

Самоконт роль, взаимоконтроль




6

Милосердие и сострадание

(комбинированный)



Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе.

Знать: элементы общечеловеческих ценностей, основные понятия темы.

Уметь: работать в группах, отвечать на вопросы и задания.

Педагогический контроль



7

Правда и ложь

(комбинированный)



Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.

Знать: термины и понятия темы, нравственные принципы общества.

Уметь: выполнять практические задания, работать с пословицами и поговорками.

Педагогический контроль



8

Традиции воспитания

(комбинированный)



Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Знать: исторические традиции воспитания в российском обществе.

Уметь: отвечать на вопросы, работать в группе.

Педагогический контроль



9

Честь и достоинство

(комбинированный)



Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Знать: основные понятия темы, правила общения во время беседы и диспута.

Уметь: определять с помощью учителя принципы выявления межпредметных связей.

Педагогический контроль



10

Терпимость и терпение

(комбинированный)



Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость.

Знать: термины и понятия урока, основы поведения в многонациональном коллективе.

Уметь: выполнять практические задания, работать в группе.

Педагогический контроль



11

Мужество

(комбинированный с применением ИКТ)



Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.

Знать: правила анализа текстов

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы, анализировать текст.

Педагогический контроль



12

Равнодушие и жестокость

(комбинированный)



Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела.

Знать: термины и понятия темы.

Уметь: работать с иллюстративным материалом, выполнять задания развивающегося характера по ходу объяснения.

Педагогический контроль



13

Самовоспитание

(комбинированный)



Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.

Знать: основные понятия темы, правила анализа текстов.

Уметь: анализировать текст и выделять главное.

Самоконтроль



14

Учись учиться

(комбинированный)



Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии

Знать: термины и понятия урока, правила работы в группе.

Уметь: работать в группе, участвовать в учебной игре и выполнять ее правила.

Педагогический контроль



15

Речевой этикет

(комбинированный)



Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону.

Знать: средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы.

Уметь: применять полученные знания на практике.

Педагогический контроль



16

Мои права и обязанности

(комбинированный с применением ИКТ)



Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Знать: права и обязанности учащегося школы.

Уметь: работать с документами (с Уставом школы), отвечать на вопросы.

Педагогический контроль



17

Итоговый

(повторительно-обобщающий)



Обобщение и систематизация знаний учащихся по основам светской этики


Знать: правила учебного сотрудничества, правила подготовки и выполнения проектов.

Уметь: определять цели и функции участников проекта, способы взаимодействия при его подготовке, осознанно и произвольно строить устное выступление.

Представление проектов








У

У

Д

Личностные

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

Познавательные

Выразительное чтение; работа со словарем;

работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами;

чтение текстов ответы на вопросы, выполнение заданий;

соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками;

выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения;

работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей;

выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Регулятивные

Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

определение правил самовоспитания, самодисциплины;

Коммуникативные

Знание правил коллективной работы;

соблюдение правил общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

управление поведением партнѐра — контроль, коррекция, оценка его действий;

соблюдение правил вежливости и этикета;

взаимопомощь учеников в ходе подготовки проекта.



Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)

Выпускник научится:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и прочих текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Работать с различными источниками и документами.

  • Чувствовать ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

  • Понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.




Формирование компетенций на уроках основ светской этики

Методы и приемы

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Просмотр видеороликов, презентаций


Анализировать, делать выводы, формулировать мысли во внутренней и внешней речи

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Личного самосовершенствования

Поиск информации по различным источникам

Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать

  • Предметные

  • Информационные

  • Коммуникативные

Использование презентации учащихся и учителя

Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее

  • Предметные

  • Коммуникативные

  • Информационные

  • Общекультурные






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно – методическое обеспечение

  1. Примерная программа основного общего образования;

  2. Авторская Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа);

  3. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М.Т. Студеникин. -3 изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 160с.: ил. – (Инновационная школа).



Материально-техническое обеспечение:

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.



Использование электронных средств обучения позволяют:

  • активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;

  • формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;

  • формировать УУД.



Список литературы

  1. Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа);

  2. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М.Т. Студеникин. -3 изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 160с.: ил. – (Инновационная школа).