СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по литературе 11 класс "Искусство владения словом" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по литературе 11 класс»

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»



Согласована

на методическом совете ОУ

Протокол №1

от «01» сентября 2017г.


Утверждена:

Директор школы

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 538-0 от 01.09.20 17г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ»



ДЛЯ 11 КЛАССА



НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель программы

Клекта Л.Н., учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

2017-18 уч.год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов» / Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009 (с изменениями).


Количество часов: 35 (1 час в неделю).


Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.

Сочинение – тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, - результат неумения активизировать мышление учащихся.

Старшеклассники серьёзно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, журналистов и редакторов.

Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.


Цель элективного курса - дать возможность рас­крыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.

Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.


Программа направлена на достижение следующих задач:

  • освоить культуру устной и письменной речи;

  • раскрыть особенности текста;

  • расширить и углубить знания о газетных жанрах сочине­ний;

  • научить старшеклассников понимать специфические осо­бенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

  • привить учащимся старших классов авторское достоинст­во, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочи­нений газетных жанров, воспитывает ответственность за творче­скую работу.


2. Требования к уровню знаний и умений обучающихся:

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь писать сочинения в газетных жанрах;

  • уметь отбирать фактический и языковой материал для со­чинения того или иного жанра;

  • учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

  • уметь владеть навыками стилистической правки текста;

  • активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно зна­чимыми в учебной деятельности учащихся.


3. Тематический план

Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том

числе

к.р.

Текст

6


Жанры сочинений

29

1

Итого

35

1


4. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между пред­ложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможно­сти языковых средств. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматиче­ские средства связи, словесная ткань.

СОЧИНЕНИЕ - ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах ци­тирования (как сделать цитату частью текста). Разнообразие те­матических сочинений. Объем сочинений.

Ключевые слова и выражения: прямая и косвен­ная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.

РЕФЕРАТ КАК ВИД ТЕКСТА

Цель реферата. Требования к реферату.

Ключевые слова и выражения:реферировать, ре­феративный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова-«скрепы», научная информация.

У каждого сочинения свой жанр (обзор)

Единство содержания и формы. Источник материала сочи­нений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Ключевые слова и выражения: авторы, автор­ское достоинство, произведение словесности.

ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ

Репортаж

Репортаж - один из жанров публицистики. Содержание ре­портажа. Различие между репортажем и информационной замет­кой. Правила, построения репортажа. Языковые средства в репор­таже. Формы выражения авторского «я».

Ключевые слова и выражения: комментатор, комментировать, репортер, динамика, «эффект присутст­вия», документальная точность, достоверность.


ИНТЕРВЬЮ

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разно­видности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобра­зие языка интервью. Речевая ситуация. (См. Приложение 6.)

Ключевые слова и выражения: интервьюер, ин­тервьюировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интер­вью-беседа, интервью-зарисовка.

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

Очерк документальный и недокументальный. Очерк про­блемный и портретный. Сходство и их различие. Способы вы­ражения позиции автора в очерке. Портретный очерк - один из видов очерка, широко распространенного публицистического жанра. Герой портретного очерка. Этапы работы над очерком. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Ключевые слова и выражения: публицистич­ность изложения, фактический материал, динамика, раскры­тие темы в динамике, общественная значимость, портрет од­ного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их разли­чие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Ти­пы речи путевых заметок.

Ключевые слова и выражения: зарисовка, инфор­мативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.

СТАТЬЯ

Статья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.

ЭССЕ

Эссе как разновидность очерка научного, исторического критического, публицистического характера. Жанровые особен­ности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Ключевые слова и выражения: впечатления, ас­социации, раздумья, размышления, афористичность, подчерк­нутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в ре­цензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Ключевые слова и выражения: рецензент, рецен­зия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный ана­лиз, субъективная оценка.

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дневники великих людей. Дневник - литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневни­ковых записях. Особенности текста дневника.

Ключевые слова и выражения: творческая фан­тазия и воображение, заставка, личные записи.

СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО

Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения-письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.

5. Список используемой учебно-методической литературы


  1. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель»,2008.

  2. Васильченко Н.В. Русский язык 10 - 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васильченко - Волгоград, «Учитель», 2007.

  3. Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, - Издательство «Научная книга», 2006.

  4. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы – Москва, «Просвещение»,2000.

  5. Харин Г. Экспресс-подготовка к итоговому сочинению,2014 - neznaika/pro.

  6. http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html




Материально-техническое оборудование


  • Компьютер;

  • Проектор + экран;

  • Учебные диски;

  • Комплект презентаций;

  • Интернет-ресурсы (фильмы, документы)

  1. Календарно-тематическое планирование




Часов

Название темы/урока

План

Дата

6

Текст

07.09


Введение. Текст как речевое произведение.

14.09


Сочинение – это тоже текст. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.

21.09


Сочинение – это тоже текст. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.

28.09


Реферат как вид текста.

05.10

 

Реферат как вид текста. Текст как единое целое. Стили речи. Типы речи.

12.10

 

У каждого сочинения свой жанр (обзор).

29

Жанры сочинений

19.10

 

Репортаж. Лингвистический анализ текста.

26.10

 

Репортаж. Морфология. Словообразование.

09.11

 

Сочинение-репортаж

16.11

 

Сочинение-репортаж

23.11

 

Интервью.

30.11

 

Интервью.

07.12

 

Портретный очерк.

14.12

 

Портретный очерк.

21.12

 

Актированный день Ознакомление с темой "Путевой очерк".

28.12

 

Путевой очерк.

11.01

 

Сочинение по картине

18.01

 

Сочинение по картине

25.01

 

Статья.

01.02

 

Статья.

08.02

 

Эссе.

15.02

 

Эссе.

22.02

 

Сочинение в жанре эссе.

01.03

 

Сочинение в жанре эссе.

15.03

 

Рецензия.

22.03

 

Рецензия.

05.04

 

Сочинение по литературному произведению

12.04

 

Сочинение по литературному произведению

19.04

 

Дневниковые записи

26.04

 

Сочинение-письмо

03.05

 

Сочинение-письмо

10.05

 

Сочинение-письмо

17.05

 

Сочинение

24.05

 

Сочинение

31.05

 

Анализ сочинений.