Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Согласована на методическом совете ОУ Протокол №1 от «01» сентября 2017г. | | Утверждена: Директор школы __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 538-0 от 01.09.20 17г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Клекта Л.Н., учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
2017-18 уч.год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов» / Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009 (с изменениями).
Количество часов: 35 (1 час в неделю).
Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.
Сочинение – тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, - результат неумения активизировать мышление учащихся.
Старшеклассники серьёзно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, журналистов и редакторов.
Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.
Цель элективного курса - дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.
Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.
Программа направлена на достижение следующих задач:
освоить культуру устной и письменной речи;
раскрыть особенности текста;
расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.
2. Требования к уровню знаний и умений обучающихся:
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь писать сочинения в газетных жанрах;
уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
уметь владеть навыками стилистической правки текста;
активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно значимыми в учебной деятельности учащихся.
3. Тематический план
Содержание | Кол-во часов (всего) | В том числе к.р. |
Текст | 6 | |
Жанры сочинений | 29 | 1 |
Итого | 35 | 1 |
4. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматические средства связи, словесная ткань.
СОЧИНЕНИЕ - ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования (как сделать цитату частью текста). Разнообразие тематических сочинений. Объем сочинений.
Ключевые слова и выражения: прямая и косвенная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.
РЕФЕРАТ КАК ВИД ТЕКСТА
Цель реферата. Требования к реферату.
Ключевые слова и выражения:реферировать, реферативный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова-«скрепы», научная информация.
У каждого сочинения свой жанр (обзор)
Единство содержания и формы. Источник материала сочинений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Ключевые слова и выражения: авторы, авторское достоинство, произведение словесности.
ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ
Репортаж
Репортаж - один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила, построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Ключевые слова и выражения: комментатор, комментировать, репортер, динамика, «эффект присутствия», документальная точность, достоверность.
ИНТЕРВЬЮ
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобразие языка интервью. Речевая ситуация. (См. Приложение 6.)
Ключевые слова и выражения: интервьюер, интервьюировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интервью-беседа, интервью-зарисовка.
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк - один из видов очерка, широко распространенного публицистического жанра. Герой портретного очерка. Этапы работы над очерком. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Ключевые слова и выражения: публицистичность изложения, фактический материал, динамика, раскрытие темы в динамике, общественная значимость, портрет одного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.
ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)
Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Ключевые слова и выражения: зарисовка, информативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.
СТАТЬЯ
Статья - объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.
Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.
ЭССЕ
Эссе как разновидность очерка научного, исторического критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Ключевые слова и выражения: впечатления, ассоциации, раздумья, размышления, афористичность, подчеркнутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Ключевые слова и выражения: рецензент, рецензия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный анализ, субъективная оценка.
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ
Дневники великих людей. Дневник - литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Ключевые слова и выражения: творческая фантазия и воображение, заставка, личные записи.
СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения-письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
5. Список используемой учебно-методической литературы
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель»,2008.
Васильченко Н.В. Русский язык 10 - 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васильченко - Волгоград, «Учитель», 2007.
Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, - Издательство «Научная книга», 2006.
Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы – Москва, «Просвещение»,2000.
Харин Г. Экспресс-подготовка к итоговому сочинению,2014 - neznaika/pro.
http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html
Материально-техническое оборудование
Календарно-тематическое планирование
| | |
Часов | Название темы/урока |
План | Дата |
6 | Текст |
07.09 | | Введение. Текст как речевое произведение. |
14.09 | | Сочинение – это тоже текст. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика. |
21.09 | | Сочинение – это тоже текст. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика. |
28.09 | | Реферат как вид текста. |
05.10 | | Реферат как вид текста. Текст как единое целое. Стили речи. Типы речи. |
12.10 | | У каждого сочинения свой жанр (обзор). |
29 | Жанры сочинений |
19.10 | | Репортаж. Лингвистический анализ текста. |
26.10 | | Репортаж. Морфология. Словообразование. |
09.11 | | Сочинение-репортаж |
16.11 | | Сочинение-репортаж |
23.11 | | Интервью. |
30.11 | | Интервью. |
07.12 | | Портретный очерк. |
14.12 | | Портретный очерк. |
21.12 | | Актированный день Ознакомление с темой "Путевой очерк". |
28.12 | | Путевой очерк. |
11.01 | | Сочинение по картине |
18.01 | | Сочинение по картине |
25.01 | | Статья. |
01.02 | | Статья. |
08.02 | | Эссе. |
15.02 | | Эссе. |
22.02 | | Сочинение в жанре эссе. |
01.03 | | Сочинение в жанре эссе. |
15.03 | | Рецензия. |
22.03 | | Рецензия. |
05.04 | | Сочинение по литературному произведению |
12.04 | | Сочинение по литературному произведению |
19.04 | | Дневниковые записи |
26.04 | | Сочинение-письмо |
03.05 | | Сочинение-письмо |
10.05 | | Сочинение-письмо |
17.05 | | Сочинение |
24.05 | | Сочинение |
31.05 | | Анализ сочинений. |
| | |