Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Козина М.И. ________________ Протокол № ____ «____»______2015 г. | «Согласовано » Заместитель директора по УР Аникина Е.В. ______________________ «____»____________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Гимназии №1 Шарипова Г.Х. ______________________ Приказ №____ от «___»__________2015 г. |
Рабочая программа
курса «Литература»
базовый уровень, 11 класс
Козиной Марины Ивановны,
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа по русской литературе в 11 классе составлена на основе:
Программы по литературе для 10- 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, « Просвещение», 2009г.,
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»);
Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево Лаишевского муниципального района РТ», утвержденного приказом № 1 от 25.08. 2015г;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ № 263 от 31.03.2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Русская литература 20 века . В. Чалмаев . С . Зинин . М . Русское слово . 2012
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе.
Цели литературного образования в средней (полной) школе определены образовательным стандартом:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Главные задачи обучения :
1. Повышение качества обучения и уровня подготовленности обучающихся к ЕГЭ;
2. Изменение и принятие системы работы над качеством знаний в образовательный период с 10 по 11 классы с целью подготовки к ЕГЭ;
3. Совершенствование использований информационных ресурсов электронного образования РТ
Особенности программы для 11 класса в том, что они систематизируют представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяют им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко - литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса. Ученик должен уяснить, что литература – это вид искусства, понимая особенности литературного процесса как мирового , так и отечественного. Должен уяснить в процессе самостоятельной аналитической деятельности о сущности литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Круг изучаемых произведений, расширен с целью - дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, оценке их творчества современниками. В центре внимания по-прежнему остаётся художественное произведение и его анализ.
В программе отражена более глубокая работа над понятием « Индивидуальный стиль писателя».
В связи с тем, что предмет « литература» внесён в список предметов, которые учащиеся могут сдать как итоговый экзамен в виде ЕГЭ.
В данной программе предусматриваются следующие формы контроля :
- разноаспектный анализ текста
- составление заданий к текстам
-сочинение-рассуждение небольшого объема на основе исходного текста
- сочинение- описание
- сочинение- повествование
- тестирование
-работа со словарём
Формы и методы преподавания:
- Постановка учебных задач
- Фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная работа
- Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
- Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников
- Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации
- Самоконтроль, самокоррекция
- Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез
- Включение в образовательный процесс ИКТ
- Использование метода проектов
- Организация работы по алгоритму
- Учебная игра
- Вывод о степени усвоения нового материала. При необходимости – коррекция. Организация рефлексии с учётом задач, решаемых на уроке
- Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик 11 класса должен
Знать: Образную природу словесного искусства. Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей- классиков 20 век, этапы их творческой эволюции.
Историко - культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений. Основные закономерности историко- литературного процесса. Сведения об основных периодах его развития.Черты литературных направлений.
Основные теоретико - литературные понятия.
Уметь: Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь).
Анализировать эпизод ( сцену) изученного произведения.
Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.
Раскрывать роль литературы в духовном развитии общества.
Раскрывать конкретно - историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений.
Связывать литературную классику со временем написания , с современностью и с традицией.
Выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Выделять черты литературных произведений и течений при анализе произведения.
Определять жанрово- родовую специфику литературного произведения.
Сопоставлять литературные произведения и различные художественные, критические и научные интерпретации.
Выявлять авторскую позицию.
Характеризовать особенности стиля писателя.
Выразительно читать изученные произведения( или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
Составлять планы, тезисы статей на литературные темы, готовить учебно- исследовательские работы.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Учебно-тематический план
разделы | Кол-во час. | В том числе |
| | проект | вн.чт. | дом.соч.- | контр.раб.-соч. |
Введение. | 1 | | | | |
Литература начала 20 века. Писатели-реалисты начала 20 века. | 15 | | | 1 | 1 |
Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. | 18 | | 1 | 1 | |
Литература 20-ых годов 20 века. | 8 | | | 1 | |
Литература 30-ых годов 20в. | 25 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Литература периода Великой Отечественной войны | 1 | 1 | 4 | | |
Литература 50-90-ых годов (обзор). | 21 | | | | | |
Из литературы народов России. | 2 | | 2 | | |
Литература конца 20 - начала 21 веков (обзор) . | 4 | | | | |
Из зарубежной литературы | 6 | | 4 | | |
Повторение изученного материала | 1 | | | | |
| 102 | 3 | 12 | 6 | 3 |
Календарно- тематический план
№ ур. | Тема урока. | По плану | Факт. |
| Введение.(1) | | |
1 | Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20века. Философская мысль столетия. | | |
| Литература начала 20 века.(15) Писатели – реалисты. И.А.Бунин. (6) | | |
2 | Литература начала 20 века. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». | | |
3 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. | | |
4 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. | | |
5 | Тема любви в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник». Психологизм произведения. | | |
6 | Тема любви в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник». Психологизм произведения. | | |
7 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. | | |
| А.И.Куприн. (3) | | |
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок. Мир природы и человека в повести «Олеся». | | |
9 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р./р. Домашнее сочинение по творчеству И.Бунина, А.И.Куприна. | | |
10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р./р. Домашнее сочинение по творчеству И.Бунина, А.И.Куприна. | | |
| М.Горький.(6) | | |
11 | М.Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | | |
12 | М.Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | | |
13 | «На дне» как социально-философская драма. | | |
14 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно - философская проблематика. Смысл названия. | | |
15 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно - философская проблематика. Смысл названия | | |
16 | Контрольная работа по творчеству И.Бунина, А.И.Куприна М.Горького. | | |
| Серебряный век русской поэзии. 19ч. | | |
| Символизм. | | |
17 | Анализ контрольной работы, домашнего сочинения по творчеству И.Бунина, А.И.Куприна ,М.Горького. Работа над ошибками. Русский символизм и его истоки. | | |
18 | В.Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Брюсова. | | |
19 | Вн.чт. Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др. Общая характеристика. | | |
| Акмеизм. | | |
20 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | | |
21 | Н.С.Гумилев.Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева. | | |
22 | Н.С.Гумилев.Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева. | | |
| Футуризм. | | |
23 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Р/р. .Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века | | |
| А.А.Блок. (5ч.) | | |
24 | Анализ домашнего сочинения по поэзии серебряного века. А.А.Блок Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной даме». | | |
25 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь. аптека», «В ресторане», «Фабрика».Т./л.понятие об образе - символе. | | |
26 | Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге». | | |
27 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | | |
28 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | | |
29 | Вн.чт. Новокрестьянская поэзия.(Обзор). Художественные и идейно – нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор). | | |
| С.А.Есенин.(5ч.) | | |
30 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери». | | |
31 | Тема России в лирике С.Есенина. «Я покинул родимый дом», «Спит ковыль». «Русь Советская», «Возвращение на Родину». И др. | | |
32 | Любовная тема в лирике С.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др. | | |
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст». | | |
34 | Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | | |
| Литература 20-х годов 20 века.(8ч.) | | |
35 | Литературный процесс 20 века. | | |
36 | Обзор русской литературы 20-ых годов 20 века. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-ых гг. | | |
37 | Обзор русской литературы 20-ых годов 20 века. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-ых гг. | | |
38 | Поэзия 20-ых годов. Русская эмигрантская сатира. | | |
| В.В.Маяковский.(4ч.) | | |
39 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | | |
40 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | | |
41 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». | | |
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Р./р..Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. | | |
| Литература 30-ых годов 20в.( Обзор) 25 | | |
43 | Анализ домашнего сочинения по лирике А.Блока,С.Есенина,В.Маяковского.Обзор литературы 30-ых годов. | | |
| М.А.Булгаков (5) | | |
44 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». | | |
45 | История создания, проблемы и герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита». | | |
46 | История создания, проблемы и герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита». | | |
47 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Р./р. Домашнее сочинение по творчеству М.А.Булгакова. | | |
48 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Р./р. Домашнее сочинение по творчеству М.А.Булгакова. | | |
49 | Контрольная работа. Зачетная работа за 1-ое полугодие по творчеству Блока, Есенина, Маяковского, Булгакова. | | |
| А.П.Платонов.(2ч) | | |
50 | Анализ зачетной работы за 1-ое полугодие и домашнего сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского, Булгакова. Вн.чт. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»:обзор. | | |
51 | Вн.чт. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»:обзор. | | |
| А.А.Ахматова (4ч.) | | |
52 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью». | | |
53 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля». «Приморский сонет». | | |
54 | Урок-проект. Поэма А.А Ахматовой «Реквием. Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Жанр и композиция поэмы. | | |
55 | Урок-проект. Поэма А.А Ахматовой «Реквием. Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Жанр и композиция поэмы. | | |
| О.Э.Мандельштам.(2ч.) | | |
56 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и др. | | |
57 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и др. | | |
| М.И.Цветаева. (2ч.) | | |
58 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…». «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». | | |
59 | М.И.Цветаева. Тема Родины, тоска по Родине. «Давно.», «Стихи о Москве». Р./р. Домашнее сочинение по лирике А.Ахматовой, М. Цветаевой, О.Мандельштама. | | |
| М.А.Шолохов (8) | | |
60 | Р./р.Анализ домашнего сочинения по лирике А.Ахматовой, М. Цветаевой, О.Мандельштама. М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». | | |
61 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | | |
62 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | | |
63 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | | |
64 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | | |
65 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | | |
66 | Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон». | | |
67 | Контрольная (письменная ) работа по творчеству М.А.Шолохова. | | |
| Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор.) (1) | | |
68 | Анализ контрольной работы. Урок-проект. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | | |
| Литература 50-90-ых годов (обзор). (21) | | |
69 | Литература 2-ой половины 20 века Поэзия 60-ых годов. | | |
70 | Литература 2-ой половины 20 века Поэзия 60-ых годов. | | |
71 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-ых годов. Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (по выбору). | | |
72 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Тема настоящего и будущего Родины. Тема войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и др. | | |
73 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Тема настоящего и будущего Родины. Тема войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и др. | | |
74 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. | | |
75 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. | | |
76 | Вн.чт. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие. | | |
77 | Вн.чт. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие. | | |
78 | А.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя. «Один день Ивана Денисовича». | | |
79 | А.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя. «Один день Ивана Денисовича». | | |
80 | Вн.чт. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («»На представку, «Сентенция») | | |
81 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Темы и мотивы лирики поэта. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». | | |
82 | «Деревенская» проза в русской литературе. В.П.Астафьев. Человек и природа в рассказах «Царь - рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор). | | |
83 | «Деревенская» проза в русской литературе. В.П.Астафьев. Человек и природа в рассказах «Царь - рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор). | | |
84 | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (По выбору учителя.) | | |
85 | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».(По выбору учителя.) | | |
86 | И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова». «Сонет», «Как жаль, что тем, чем стало» ) и др. | | |
87 | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь как река…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» | | |
88 | Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные »темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | | |
89 | Вн.чт. Темы и проблемы в современной драматургии (А.Володин, А. Арбузов, В.Розов). А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, образы, композиция пьесы. | | |
| . Из литературы народов России.(2) | | |
90 | Вн.чт. Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим в скарб и одежду…». «Птиц выпускаю…».Тема памяти о родных местах, мудрости предков. | | |
91 | Вн.чт. Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим в скарб и одежду…». «Птиц выпускаю…».Тема памяти о родных местах, мудрости предков. | | |
| Литература конца 20- начала 21 веков (обзор) (7ч.) | | |
92 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма»,поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, вовращенная литература. | | |
93 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма»,поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, вовращенная литература. | | |
94 | Проблемы и уроки литературы 20 века. | | |
95 | Проблемы и уроки литературы 20 века. | | |
| Из зарубежной литературы (6) | | |
96 | Вн. чт. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору) | | |
97 | Вн. чт. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору | | |
98 | Вн. чт. Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Т/л. комическое в стихотворении. | | |
99 | Вн.чт. Э.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Проблемы повести «Старик и море». | | |
100 | Вн.чт. Э.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Проблемы повести «Старик и море». | | |
101 | Вн.чт.Э.М.Ремарк.«Три товарища».Трагедия и гуманизм повествования.Вн.чт. В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («»На представку, «Сентенция» | | |
102 | Повторение изученного материала.(1) | | |
Критерии оценивания достижений обучающихся по литературе.
Оценка сочинений.
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов.
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
Критерии оценивания презентаций.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | |
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | |
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | |
- ссылки – все ссылки работают | |
| Средняя оценка по дизайну | |
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
| - материал изложен в доступной форме; | |
| - систематизированный набор оригинальных рисунков; | |
| - слайды расположены в логической последовательности; | |
| - заключительный слайд с выводами; | |
| - библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | |
| Средняя оценка по содержанию | |
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
| - ученик владеет материалом своей темы; | |
Учебно- методическое обеспечение:
1. Журнал «Литература в школе».2011-2012 гг.
2. Егорова Н.В.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.11 класс. М.,Вако,2008г.
3. Учебник: Русская литература ХХ века учебник для 11 кл.в 2-х частях под редакцией В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. М., «Русское слово», 2010 г.
4. Хрестоматия в 2-х частях.11 класс. Авторы: С.А.Зинин, В.АЧалмаев, М., «Русское слово», 2005 г.
Г.Винникова . Тургенев и Россия. М., «Советская Россия»,1977 г.
.А.А.Волков.А.М.Горький. М., «Просвещение»,1975г.
С.Гейченко. Завет внуку. М. «Детская литература», 1986 г
Друзья Пушкина в 2-х томах. Переписка. Воспоминания. Дневники. М., Правда,1984 г.
5.Зарубежная литература 20 века под ред.В.Н.Богословского М., «Просвещение»1979г.
6.Н.Крыщук «Открой мои книги» Л., «Детская литература»,1986г.
7.А.А.Маяковская. Детство и юность Маяковского.М., «Детская литература», 1986г.
8.Е.Маймин Лев Толстой М., «Наука»,1978г
9.Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии М., «Молодая гвардия»,1993г.
10.Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях. М., Просвещение1990г
11.Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение, 1974 г.
12.Д.Стариков Перечитывая классику. М., «Сов.писатель»1983г.
13.П.Чехов в воспоминаниях современников. М, Художественная лит-ра, 1986 г.
Список литературы:
Программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной, М.,« Просвещение», 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2004 г.
17