СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

Районное управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа”











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Учитель Зайцева Ираида Вениаминовна

Класс 10

Общее количество часов по плану 102 ч.

Количество часов в неделю 3 ч.

Срок реализации ______1 год_

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, федеральным компонентом государственного стандарта общего среднего образования; программой среднего общего образования по_ русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Авторы: С.К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н. Вербовая, К.Н. Нартов, Н.С. Русина.- Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение», 2007 г.









Пояснительная записка

Данная программа по литературе для 10 класса составлена на основе:


- Федерального компонента государственного образовательного стандарта;


-Программы средней (полной) школы по русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения/ Авторы: С.К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н. Вербовая, К.Н. Нартов, Н.С. Русина . - Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение», 2007;


Обучение литературы в 10 классе осуществляется:


Литература: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в двух частях /Авт.-сост.: Н.С. Русина, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, Л.В. Тодоров.- 10-е изд., дораб.-Спб.: филиал изд-ва “Просвещение” 2008 г.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Данная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.



Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.


Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;

  коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.


Формы контроля:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

  • выразительное чтение, в том числе и наизусть,

  • развернутый ответ на вопрос,

  • выполнение заданий в тестовой форме,

  • анализ эпизода,

  • анализ стихотворения,

  • комментирование художественного текста,

  • характеристика литературного героя,

  • конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

  • сочинение на литературную тему

  • сообщение на литературную и историко-литературную темы

  • Защита проектов

  • Составление литературоведческого комментария к тексту

  • Словесное рисование

  • Составление таблицы

  • Поиск изобразительно-выразительных средств


Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
    отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д.);

  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов).


Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );

  • создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного);

  • создание письменного оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа);

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 10 классе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать:

-взаимосвязь русской литературы с общественно-историческими и культурными событиями эпохи;

-наиболее важные сведения о литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм);

-основные этапы жизненного и творческого пути изученных писателей;

-характерные особенности эпохи, отраженные в изученных произведениях;

-сюжет, особенности композиции, системы образов изученных произведений;

-типическое значение характеров в изученных произведениях;

-жанровые особенности изученных произведений;

-оценку изученных произведений в литературно-критических статьях;

-основные признаки понятий «художественный образ и художественная литература», «литературный характер», «литературный тип»;

-тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть


Учащиеся должны уметь:

-анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

-определять принадлежность произведения к одному из литературных родов(эпос, лирика, драма);

-выявлять основные проблемы произведения;

-определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

-выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку персонажей;

-обосновывать свое мнение о произведении и его персонажах;

-правильно и свободно читать вслух художественные произведения, общественно-политические и литературно-критические тексты;

-выразительно читать художественные произведения, употреблять в речи(устной и письменной) записанные в словарь слова и выражения;

-составлять план собственного устного и письменного высказывания;

-создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению (в том числе индивидуальную, сравнительную и групповую характеристику персонажей произведения);

-составлять конспект и план(в том числе тезисный) общественно-политической и литературно-критической статьи;

-готовить доклад и реферат на литературную тему(по одному источнику);

-писать рецензию или отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренные кинофильмы, телепередачи, театральные постановки;

-пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.





Место предмета в учебном плане МБОУ «Байгильдинская СОШ» :

Рабочая программа по литературе составлена для учащихся 10 класса МБОУ «Байгильдинская СОШ», рассчитана на 102 ч. в год, 3 часа в неделю.

Из них:

На изучение нового материала – 83 ч.;

на контрольные работы - 2 часа,

на уроки развития речи – 11 ч.;

на уроки внеклассного чтения – 6 ч.;

Повторение – 2 ч.

Резерв – 2 ч.


Изменения, внесенные в рабочую программу


В программе средней (полной) школы «Русский язык и литература» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения ( Авторы:С.К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, Н.С. Русина) отведено 105 ч. , а рабочей программе - 119 часов, так как в учебном плане школы МБОУ «Байгильдинская СОШ» на изучение русского языка в 5 классе отводится 3 часа в неделю , в год 102 ч.



В программе национально- региональный компонент реализуется через уроки:

-«Чувашские поэты о А.С. Пушкине»;

-«Стихи чувашских поэтов о природе»;

-«Отзвуки лиры М.Ю. Лермонтова в чувашской литературе». А также элементы компонента используются и на других уроках.

С целью расширения круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся и формирования читательской самостоятельности в программу включены уроки внеклассного чтения.

Курс литературы в 10 классе завершается повторением изученного за год




Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.














Список текстов для заучивания наизусть X класс

А. С. Пушкин

  1. Элегия «Безумных лет угасшее веселье...» или «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (по выбору учителя).

  2. Стихотворение «Я вас любил...».

  3. Вступление к поэме «Медный всадник».

  4. Монолог Бориса Годунова от слов «Достиг я высшей влас­ти...» до слов «...Да жалок тот, в ком совесть нечиста».

  5. Из романа в стихах «Евгений Онегин»:

а) Письмо Татьяны Онегину.

б) Письмо Онегина Татьяне.

в) Монолог Татьяны — ответ Онегину.

г) Лирические отступления: «В те дни, когда в садах Лицея...», заканчивая словами «Являться муза стала мне...»;

«Блажен, кто смолоду был молод...»;

«Любви все возрасты покорны...».

Пейзажные зарисовки: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе...» (или другие по выбору учителя).

М. Ю. Лермонтов

  1. Стихотворение «Дума».

  2. Стихотворение «И скучно и грустно...».

  3. Отрывок из внутреннего монолога Печорина перед дуэлью от слов «Пробегаю в памяти все мое прошедшее...» до слов «...Смешно и досадно!».

  1. В. Гоголь

Отрывок из лирического отступления в одиннадцатой главе первого тома поэмы «Мертвые души» (от слов «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?..» до слов «...в сих неведомых светом конях?..»).

Ф. И. Тютчев

  1. Стихотворение «К. Б.» («Я встретил вас...»).

2. Стихотворение «Еще земли печален вид...».

  1. А. Некрасов

  2. Отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин» (по выбору учителя).

2. Отрывки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (песня Добросклонова «Русь» и 1—2 отрывка по выбору учителя).

Н. Г. Чернышевский

Абзац о лучших людях из конца главы «Особенный человек» в романе «Что делать?» (от слов «...Мало их, но ими расцветает жизнь всех...»).

А. А. Фет

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...».

Дж. Г. Байрон

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (строфы 3, 5, 6).



Содержание курса

10 класс (102 ч.)

Русская литература конца 18-первой половины 19 века – 46 ч.

Русская литература конца 18-первой половины 19 века (краткий обзор) – 1 час

Г.Р. Державин – 1 ч.

Жизнь и творчество. «Властителям и судиям», «Снегирь». Сатирическая направленность стихотворения. Энергия лаконичного и образного стиха в строках, обличающих царей. Отношение официальных властей к стихотворению. «Снегирь» - стихотворение, написанное на смерть великого полководца А.В. Суворова. Патриотический характер произведения. Гуманистическая направленность поэзии Державина.

Т/ л. Закрепление понятия о классицизме.

А.Н. Радищев – 2 ч.

Краткие сведения о жизни и творческом пути писателя-революционера.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности композиции и стиля. Жанр путешествия; его особенности. Вера Радищева в торжество разума и справедливости.

Т/л. Углубление знаний о литературных направлениях. Сентиментализм.

В.А. Жуковский – 3 ч.

Краткие сведения о жизни и творческом пути писателя. «Певец во стане русских воинов». Отражение в стихотворении событий России с Наполеоном. Обращение поэта к «стану воинов». Образ певца и его общественная роль в оде. Диалог как форма повествования. Своеобразие композиции стихотворения.

«Лесной царь». Баллада «Лесной царь» - перевод стихотворения И.В. Гете. Использование Жуковским жанра баллады для воплощения таинственных и фантастических художественных образов. Сравнительный анализ стихотворных текстов.

Элегия «Море». Картины природы как средство выражения основной авторской мысли о существовании другого, идеального мира. Тайна моря – это постоянная связь с небом, непрерывное тяготение к нему.

Т/л. Романтизм как литературное направление. Жанры романтической поэзии. Расширение понятий о балладе, элегии.

А.С. Пушкин – 18 ч

.С.Пушкин – «родоначальник новой русской литературы». Основные темы лирики Пушкина. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило», «К морю». Особенности композиции стихотворений. «Друзьям», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Мадонна», «К***»,«Пророк», «Арион», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Перед гробницею святой…».

Поэма «Медный всадник. Образ Петра 1. Трагедия маленького человека. Философский смысл поэмы. История создания, нравственно-философские проблемы поэмы.

Трагедия «Борис Годунов». Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов.

Критика. В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина».

«Евгений Онегин». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Образ Евгения Онегина. Трагическая судьба героя. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Нравственные и социально-политические проблемы романа. Роль изобразительных средств. Образ автора. Критика. В.Г. Белинский «Сочинения А.С. Пушкина», Ф.М. Достоевский «О Пушкине». Современная критика о Пушкине. Н. Скатов, В. Непомнящий.

Поэты народов России о Пушкине. Мировое значение творчества А.С. Пушкина. Т/л. Расширение понятия о реализме и его жанрах, о литературном типе; развитие знаний учащихся о размере стиха, ритме, рифме, строфе. Чувашские поэты о Пушкине.

Развитие речи. Сочинение «Татьяна милый идеал». Внеклассное чтение. « Маленькие трагедии».

М.Ю. Лермонтов – 11 ч

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Предсказание», «Молитва», «Дума». Размышления о судьбах поколения.

Баллада «Три пальмы». Сюжет баллады и ее композиция. Философские и религиозные мотивы и их значение для раскрытия авторского замысла.

Тема одиночества в лирике. «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу».

Критика

Развитие речи. Сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова.

«Герой нашего времени». «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности 30-х годов 19 века. Смысл названия, особенности композиции. Печорин – «младший брат Онегина». Сила и одаренность натуры, противоречивость характера. Нравственные проблемы произведения. Картины природы и их роль в романе. Литературная критика. Поэты народов России о Лермонтове. М.Ю.Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина. Своеобразие творчества. Лермонтов и поэзия народов России. Отзвуки Лиры М.Ю. Лермонтова в чувашской литературе.

Развитие речи. Сочинение «Мое отношение к Печорину».

Н.В.Гоголь - 7 ч.

Жизнь и творчество. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Мертвые души». История создания. Построение 1 тома. Путешествие героя как прием воссоздания панорамы России. Образы помещиков. Способы и приемы типизации. Образ Чичикова. Приобретатель Чичиков, его авантюризм и приспособленчество. Народ и Родина в «Мертвых душах». Образ автора. Гоголевский «смех сквозь слезы». Т/л. Дальнейшее развитие понятий «реализм» и «русский реализм». Развитие понятия о литературном типе.

Критика. В.Г. Белинский о поэме Гоголя.

Развитие речи. Сочинение «Предприниматель Чичиков».

Внеклассное чтение. «Миргород». История создания, тема, проблема, особенности композиции, авторская позиция.

Ф.И. Тютчев – 3 ч.

Ф.И. Тютчев – великий художник слова России. Основные мотивы лирики.

«Цицерон», «Silentium!», «Сон на море», «Еще земли печален вид…», «Не то, что мните вы, природа…», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Молчит сомнительно Восток…», «Нам не дано предугадать…» «К.Б. ( «Я встретил вас – и все былое…»), «От жизни той, что бушевала здесь…».

Русская литература второй половины 19 века – 48 ч.

Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века (краткий обзор) – 1 ч.

Н.А. Некрасов – 6 ч.

Н.А.Некрасов – народный поэт. Очерк жизни и творчества. «Поэт и гражданин». Некрасов о назначении поэта и поэзии.

Стихотворения: «Еду ли ночью по улице темной…», «Последние песни», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «Черный день! Как нищий просит хлеба…», «Великое чувство! У каждых дверей…», «Так запой, о поэт…», «О Муза! Я у двери гроба!..».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия народной жизни. История создания. Образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Многообразие крестьянских типов. Григорий Добросклонов – народный заступник. Художественное своеобразие поэмы. Социальные мотивы в творчестве национальных поэтов. Т/л. Развитие понятия о поэме. Поэма как панорама народной жизни.

И.А. Гончаров – 3 ч.

Жизнь и творчество. Фрегат «Паллада» как отражение обстоятельств жизни писателя. Роман «Обломов». Обломовка как собирательный образ крепостнической России в представлении писателя и его героя. Образ Обломова. Обломов и Штольц – друзья и антиподы, их жизненные позиции. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?». Т/л. Развитие понятия о романе. Закрепление умений в работе с критической литературой.

Н.Г. Чернышевский – 3 ч.

Жизненный путь Чернышевского – демократа, критика, писателя. Образ Рахметова – «особенного человека».

Психология «новых людей» в романе. Т/л. Философско-публицистический роман.

А.Н. Островский – 3 ч.

Основные факты биографии Островского. Краткая характеристика состояния русской драматургии. Драма «Гроза». Борьба между у отживающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60 г.г. 19 в. Острота конфликта Катерины с «темным царством». Обобщение драмы. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

И.С. Тургенев – 6 ч.

Жизнь и творчество. Романы Тургенева – новая ступень в развитии критического реализма. «Отцы и дети». Отражение в романе основного конфликта эпохи. Базаров – центральный образ романа. Столкновение двух позиций в романе: «отцов» и «детей». «Отцы и дети» в современной роману критике. Статья Д.И. Писарева «Базаров». Т/л. Развитие понятия о романе. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. Влияние русской критики на общественное сознание, Художественная деталь в литературном произведении. Портрет, Пейзаж. Предметный мир.

Внеклассное чтение. «Дворянское гнездо».

А.К. Толстой – 1 ч.

Жизнь и творчество поэта. Стихотворения: «Средь шумного бала случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «Уж ты нива моя, нивушка…», «То было раннею весною…». Особенность поэтической силы и обаяния лирики Толстого. Т/л. Закрепление понятий о философской, пейзажной и интимной лирике.

А.А.Фет – 2 часа

Жизнь и творчество поэта. Стихотворения: «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще майская ночь…»

М.Е. Салтыков-Щедрин – 3 часа

Творческий путь писателя. Салтыков-Щедрин – величайший сатирик русской и мировой литературы. Роман «История одного города» - яркая политическая сатира на самодержавие, бюрократию, крепостничество. Сарказм и ирония в произведении.

Внеклассное чтение. «Господа Головлевы».

Н.С. Лесков – 2 ч.

Жизнь и творчество. Н.С. Лесков – создатель галереи «прелестно-жизненных», «физически ощутимых» положительных образов русских людей. Вера писателя в моральные силы народа. Рассказ «Однодум». Проблема «праведничества» в рассказе. Герой рассказа. Истоки формирования его нравственного облика. Образ Афанасия Рыжова как выражение народного этического идеала праведника. Образ рассказчика. Т/л. Закрепление понятия о жанре сказа. Художественные особенности прозаического произведения. Речевая характеристика как способ раскрытия характера героя.

Ф.М. Достоевский -6 ч.

Творчество Ф.Достоевского. Общественная среда. Демократический характер гуманизма Достоевского.

«Преступление и наказание». Обличение в романе несправедливости капиталистического общества. Раскольников и Соня Мармеладова. Образ Раскольникова. Суть его теории. Крушение теории Раскольникова. Мастерство Достоевского в психологической

обрисовке действующих лиц. Критика.

Урок развития речи. Значение Ф.М. Достоевского – великого мастера художественного слова – для мировой литературы и культуры.

Л.Н. Толстой – 9 ч.

Жизнь и творчество. «Толстой – это целый мир». Путь Толстого к «Войне и миру». «Война и мир» - героико-патриотический роман – эпопея. История создания. Основные конфликты эпопеи «Война и мир». Пути исканий главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова. Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона . Женские образы в произведении. Критика. «Война и мир» в разных видах искусства. Т/л. Понятие о жанре романа-эпопеи. Жизненная правда и художественный вымысел.

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Образы Наполеона и Кутузова.

Внеклассное чтение. «Анна Каренина».











А.П. Чехов – 3 ч.

Жизнь и творчество. «Ионыч». Драматургия. «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта произведения. Смысл названия. Значение Чехова для современного театра.

Литература народов России конца 18 - 19 века -2 ч.

К.Хетагуров – 1 ч.

Творческий путь поэта. «Перед памятником», «Я не пророк», «Утес», «Не верь, что я забыл родные наши горы…». Поэма «Фатима». Творческий путь поэта. Поэтическое изображение природы Кавказа осетинским поэтом. Особенности пейзажной лирики поэта. Возвышенность поэтических чувств в любовной лирике Хетагурова. Тема поэта и поэзии в его творчестве. Т/л. Закрепление знаний о средствах художественной выразительности в поэзии. Этнокультурный аспект изучения художественных произведений.

Габдулла Тукай – 1 ч.

Габдулла Тукай – татарский поэт-просветитель. Творческое кредо поэта – «жизнь люби, люби народ…» Идеи просветительства в творчестве татарского поэта. Любовь к родной земле, родному народу, его культуре, традициям и обычаям. Т/л. Развитие понятия о лирике и стихе. Национальный колорит и система образов.

Зарубежная литература -2 ч.

Д.Г.Байрон – 1 ч

«Паломничество Чайльд-Гарольда». Байронический герой в поэме, его разочарования, одиночество. Замещение основного персонажа образом автора. Освободительная борьба в поэме. Т/л Романтизм как важнейшее литературное направление в западноевропейской литературе в первом десятилетии 19 века.

Оноре де Бальзак – 1 ч

Краткий очерк жизни и творчества Бальзака. «Гобсек». Жизненный путь Гобсека.

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы .



Повторение – 2 ч. Резерв – 2 ч.







Учебно-тематический план


Тема урока

Кол-во часов на изучение

Развитие речи

Контрольная работа

Внеклассное чтение

1.

Русская литература конца 18-первой половины 19 века

37

6

1

2

2.

Русская литература второй половины 19 века

39

5


4

3.

Литература народов России конца 18 - 19 века

2





Зарубежная литература

2





Повторение

1


1



Резерв

2





83

11

2

6

Всего: 102 ч.













Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Отметка о выполнении


Русская литература конца 18-первой половины 19 века






1

Русская литература конца 18-первой половины 19 века

Урок - лекция

Основные направления русской литературы конца 18 – первой половины 19 века

Знать основные направления русской литературы конца 18 – первой половины 19 века

План конспекта


2

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям», «Снегирь».

Комбинированный

«Властителям и судиям», «Снегирь». Сатирическая направленность стихотворения. Энергия лаконичного и образного стиха в строках, обличающих царей. Отношение официальных властей к стихотворению. «Снегирь» - стихотворение, написанное на смерть великого полководца А.В. Суворова. Патриотический характер произведения. Гуманистическая направленность поэзии Державина.

Т/ л. Закрепление понятия о классицизме

Знать жизнь и творчество Г.В. Державина, о классицизме. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Ответы на вопросы


3

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Комбинированный

Краткие сведения о жизни и творческом пути писателя-революционера. Особенности композиции и стиля. Жанр путешествия; его особенности.

Знать краткие сведения о жизни и творческом пути писателя-революционера, особенности композиции и стиля, жанр путешествия

Сообщения учащихся


4

Вера Радищева в торжество разума и справедливости.


Урок обобщения и углубления знаний

Вера Радищева в торжество разума и справедливости.

Т/л. Углубление знаний о литературных направлениях. Сентиментализм.

Знать понятие о сентиментализме. Уметь находить черты сентиментализма в произведении, выявлять авторскую композицию

Ответы на вопросы


5

В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»

Комбинированный

Краткие сведения о жизни и творческом пути писателя. Отражение в стихотворении событий России с Наполеоном. Обращение поэта к «стану воинов». Образ певца и его общественная роль в оде. Диалог как форма повествования. Своеобразие композиции стихотворения

Знать краткие сведения о жизни и творческом пути писателя, своеобразие композиции стихотворения. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение

Выразительное чтение, сохраняя нормы литературного произношения


6

«Лесной царь»

Урок усвоения новых знаний

Баллада «Лесной царь» - перевод стихотворения И.В. Гете. Использование Жуковским жанра баллады для воплощения таинственных и фантастических художественных образов. Сравнительный анализ стихотворных текстов.

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов

Сравнительный анализ


7

Элегия «Море»

Урок усвоения новых знаний

Картины природы как средство выражения основной авторской мысли о существовании другого, идеального мира. Тайна моря – это постоянная связь с небом, непрерывное тяготение к нему. Т/Л. Романтизм как литературное направление. Жанры романтической поэзии. Расширение понятий о балладе, элегии

Знать понятия: элегия, баллада, лирический герой. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Анализ стихотворения


8

А.С. Пушкин. Основные темы лирики Пушкина

Комбинированный

А.С.Пушкин – «родоначальник новой русской литературы». Основные темы лирики Пушкина

Знать жизнь и творчество А.С. Пушкина, основные темы лирики.

Сообщения учащихся


9

Свободолюбивая лирика

Комбинированный

«Вольность», «Деревня»

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Анализ стихотворения


10 РР

«Погасло дневное светило», «К морю»

Урок развития речи

Анализ стихотворений. «Погасло дневное светило», «К морю». Особенности композиции стихотворений

Знать особенности композиции стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Ответы на вопросы


11

Тема дружбы и любви в лирике поэта.

Комбинированный

«Друзьям», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Мадонна», «К***».

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Поиск изобразительно-выразительных средств


12

Пушкин о назначении поэта и поэзии

Комбинированный

«Пророк», «Арион», «Стансы».

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Поиск изобразительно-выразительных средств


13

Философские мотивы в лирике Пушкина

Комбинированный

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Перед гробницею святой…»

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Поиск изобразительно-выразительных средств


14

Поэма «Медный всадник

Урок усвоения новых знаний

Образ Петра 1. Трагедия маленького человека. Философский смысл поэмы. История создания, нравственно-философские проблемы поэмы.

Знать историю создания , смысл поэмы. Уметь определять проблему, воспринимать и анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


15

Трагедия «Борис Годунов».

Урок усвоения новых знаний

Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов

Знать содержание произведения, его жанровое своеобразие, основные темы и проблемы, создавать устные сообщения, вести диалог

Устные сообщения


16

Критика. В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина».

Урок-обобщение

Критика. В.Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина»

Уметь доказательно формулировать свою точку зрения

Устные высказывания


17

«Евгений Онегин»

Урок комментированного чтения

«Евгений Онегин» (5ч.) - первый реалистический роман в русской литературе. История создания

Знать историю создания произведения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы». Уметь читать выразительно, соблюдая нормы литературного произношения

Выразительное чтение


18

Образ Евгения Онегина

Комбинированный

Трагическая судьба героя

Уметь характеризовать героя, высказывать собственные суждения о прочитанном произведении

Устное высказывание с анализом альтернативных суждений


19

Татьяна – любимая героиня Пушкина

Комбинированный

Татьяна – любимая героиня Пушкина

Уметь характеризовать образ героини, составлять цитатную характеристику персонажа

Составление цитатной характеристики персонажа


20

Образ автора

Урок обобщения и углубления знаний

Нравственные и социально-политические проблемы романа. Роль изобразительных средств. Образ автора

Уметь определять проблему романа, роль изобразительных средств, характеризовать образ автора

Ответы на вопросы


21

Литературная критика о Пушкине

Урок – выступление с докладами

Критика. В.Г. Белинский «Сочинения А,С. Пушкина», Ф.М. Достоевский «О Пушкине». Современная критика о Пушкине. Н. Скатов, В. Непомнящий

Уметь работать с литературной критикой.

Выступление с докладами


22

Поэты народов России о Пушкине

Комбинированный

Поэты народов России о Пушкине. Мировое значение творчества А.С. Пушкина. Т/л. Расширение понятия о реализме и его жанрах, о литературном типе; развитие знаний учащихся о размере стиха, ритме, рифме, строфе

Знать понятия о реализме и его жанрах, о литературном типе; о размере стиха, ритме, рифме, строфе. Уметь выразительно читать стихотворения , соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Выразительное чтение


23

Чувашские поэты о Пушкине

Комбинированный

Чувашские поэты о Пушкине

Уметь выразительно читать стихотворения , соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Выразительное чтение


24 РР

Сочинение «Татьяна милый идеал»

Урок развития речи

План сочинения

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связной текст с учетом норм русского литературного языка

Сочинение


25

« Маленькие трагедии»

Урок внеклассного чтения

История создания, тема, проблема, авторская позиция, художественное своеобразие

Знать историю создания, художественное своеобразие произведения. Уметь определять проблему, выявлять авторскую позицию

Ответы на вопросы


26

В лермонтовских Тарханах

Урок – заочная экскурсия

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики

Знать очерк жизни и творчества Лермонтова, основные мотивы лирики, уметь выступать с устным сообщением

Устные сообщения учащихся


27

«Предсказание», «Молитва»

Урок усвоения новых знаний

«Предсказание», «Молитва»

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворные произведения с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Анализ стихотворений


28

«Дума»

Урок усвоения новых знаний

Размышления о судьбах поколения в стихотворении

Уметь выразительно читать стихотворение, соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Ответы на вопросы


29

Баллада «Три пальмы»

Комбинированный

Сюжет баллады и ее композиция. Философские и религиозные мотивы и их значение для раскрытия авторского замысла

Знать сюжет баллады и ее композицию, философские и религиозные мотивы и их значение для раскрытия авторского замысла. Уметь анализировать балладу

Работа с текстом


30

Тема одиночества в лирике Лермонтова.

Комбинированный

«И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу». Критика

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворные произведения с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Ответы на вопросы


31 РР

Сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова.

Урок развития речи

План сочинения

Уметь сохранять логику изложения, выделять главное и существенное

Сочинение


32

«Герой нашего времени»

Урок усвоения новых знаний

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности 30-х годов 19 века. Смысл названия, особенности композиции.

Знать смысл названия, особенности композиции романа. Уметь воспринимать анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


33

Печорин – «младший брат Онегина»

Урок усвоения новых знаний

Печорин – «младший брат Онегина». Сила и одаренность натуры, противоречивость характера.

Уметь владеть различными видами пересказа

Пересказ


34

Обобщение по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок обобщения и углубления знаний

Обобщение романа. Нравственные проблемы произведения. Картины природы и их роль в романе. Литературная критика. Поэзия народов России о Лермонтове

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении, определять роль картин природы в раскрытии характера героя

Ответы на вопросы


35

Отзвуки М.Ю. Лермонтова в чувашской литературевыделять главное и существенноея

Урок усвоения новых знаний

Отзвуки М.Ю. Лермонтова в чувашской литературе

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая норм литературного произношения; анализировать стихотворные произведения с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции; выявлять средства художественной выразительности

Выразительное чтение


36 РР

Сочинение «Мое отношение к Печорину»

Урок развития речи

Сочинение-

Уметь сохранять логику изложения, выделять главное и существенное

Сочинение


37

Н.В.Гоголь Жизнь и творчество

Урок-лекция

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное

План конспекта


38

«Мертвые души»

Урок усвоения новых знаний

«Мертвые души». История создания. Построение 1 тома. Путешествие героя как прием воссоздания панорамы России.

Знать историю создания, композиционные особенности, жанровое своеобразие

Составление литературоведческого комментария к тексту


39

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Урок усвоения новых знаний

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать персонажей, анализировать художественный текст на морфологическом и фонетическом уровнях

Пересказ эпизодов в форме описания


40

Образ Чичикова

Урок усвоения новых знаний

Приобретатель Чичиков, его авантюризм и приспособленчество

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Пересказ текста в форме повествования


41

Народ и Родина в «Мертвых душах»


Урок обобщения

Народ и Родина в «Мертвых душах». Образ автора. Гоголевский «смех сквозь слезы». Т/л. Дальнейшее развитие понятий «реализм» и «русский реализм». Развитие понятия о литературном типе.

Критика. В.Г. Белинский о поэме Гоголя

Знать понятие о типе. Уметь составлять вопросы к изученному произведению, формулировать авторскую позицию.

Устное высказывание, составление вопросов


42 РР

Сочинение «Предприниматель Чичиков»

Урок развития речи

Сочинение-повествование

Уметь сохранять логику изложения, выделять главное и существенное

Сочинение


43

«Миргород»

Урок внеклассного чтения

История создания, тема, проблема, особенности композиции, авторская позиция

Знать историю создания, особенности композиции произведения. Уметь определять тему, проблему; выявлять авторскую позицию; уметь составлять вопросы к изученному произведению

Составление вопросов


44

Ф.И. Тютчев – великий художник слова России. Основные мотивы лирики.

Комбинированный

Ф.И. Тютчев – великий художник слова России. Основные мотивы лирики.

Знать о жизни и творчестве поэта, основные мотивы лирики, особенности образной системы

Сообщения учащихся


45 РР

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Урок развития речи

Нормы литературного произношения

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения

Чтение наизусть с соблюдением норм литературного произношения


46

Контрольная работа по теме « Русская литература конца 18-первой половины 19 века»

Урок контроля

Произведения писателей русской литературы конца 18 – первой половины 19 века

Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия. Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания

Тесты



Русская литература второй половины 19 века






47

Анализ контрольной работы. Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века (краткий обзор)

Урок - лекция

Анализ контрольной работы. Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века (краткий обзор)

Уметь разбирать ошибки, допущенные в контрольной работе. Уметь конспектировать лекцию

План конспекта


48

Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин»

Комбинированный

Н.А.Некрасов – народный поэт. Очерк жизни и творчества. Некрасов о назначении поэта и поэзии

Знать очерк жизни и творчества поэта. Уметь анализировать художественный текст

Сообщения учащихся, ответы на вопросы


49

Основные темы лирики Некрасова.

Урок усвоения новых знаний

Основные темы лирики Некрасова. Особенности поэтического языка поэта

Знать основные темы лирики Некрасова, особенности поэтического языка поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения

Выразительное чтение


50

«Кому на Руси жить хорошо»

Комбинированный

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия народной жизни. История создания.

Знать историю создания поэмы. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Ответы на вопросы


51

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны

Комбинированный

«Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов. Образ крестьянки Матрены Тимофеевны.

Уметь характеризовать образ Матрены Тимофеевны, отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


52

Григорий Добросклонов – народный заступник.

Урок обобщения и углубления знаний

Обобщение поэмы. Григорий Добросклонов – народный заступник. Художественное своеобразие поэмы

Знать художественное своеобразие поэмы. Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении; определять роль изобразительных средств.

Мини-сочинение


53

Социальные мотивы в творчестве национальных поэтов

Урок внеклассного чтения

Социальные мотивы в творчестве национальных поэтов. Т/л. Развитие понятия о поэме. Поэма как панорама народной жизни.

Знать социальные мотивы в творчестве национальных поэтов, понятие о поэме как панораме народной жизни. Уметь анализировать поэтическое произведение

Ответы на вопросы


54

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»

Урок-лекция с элементами беседы

И.А. Гончаров Жизнь и творчество. Фрегат «Паллада» как отражение обстоятельств жизни писателя

Знать биографические сведения о писателе, содержание фрагментов. Уметь анализировать художественное произведение

Ответы на вопросы


55

«Обломов»

Урок усвоения новых знаний

Роман «Обломов». Обломовка как собирательный образ крепостнической России в представлении писателя и его героя. Образ Обломова.

Знать сюжет романа. Уметь характеризовать образ героя, отвечать на вопросы, пересказывать

Пересказ


56

Обломов и Штольц

Урок усвоения новых знаний

Обломов и Штольц – друзья и антиподы, их жизненные позиции. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» Т/л. Развитие понятия о романе. Закрепление умений в работе с критической литературой.

Уметь характеризовать образы героев, отвечать на вопросы, работать с критической литературой

Ответы на вопросы


57 РР

Жизненный путь Чернышевского – демократа, критика, писателя

Урок развития речи

Жизненный путь Чернышевского – демократа, критика, писателя.

Уметь делать устные сообщения о жизни и творчестве Чернышевского

Выступление с презентацией


58

Образ Рахметова – «особенного человека»

Урок усвоения новых знаний

Образ Рахметова – «особенного человека»

Уметь характеризовать образ Рахметова

Письменный ответ


59

Психология «новых людей» в романе

Урок обобщения

Психология «новых людей» в романе. Картины будущего в романе. Т/л. Философско-публицистический роман

Уметь составлять вопросы к прочитанному произведению, высказывать собственные суждения о прочитанном произведении;

Составление вопросов


60

Основные факты биографии Островского

Комбинированный

Основные факты биографии Островского. Краткая характеристика состояния русской драматургии.

Знать основные факты биографии Островского. Уметь делать сообщение о писателе

Выступление


61

Драма «Гроза»

Урок усвоения новых знаний

Драма «Гроза». Борьба между у отживающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60 г.г. 19 в.

Знать содержание драмы. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


62

Конфликт Катерины с «темным царством»

Урок обобщения

Острота конфликта Катерины с «темным царством». Обобщение драмы. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, работать с критической литературой

Ответы на вопросы


63

Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Комбинированный

Жизнь и творчество. Романы Тургенева – новая ступень в развитии критического реализма.

Знать жизнь и творчество Тургенева. Уметь делать сообщение о писателе

Сообщения о писателе


64

«Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Отражение в романе основного конфликта эпохи


Знать содержание романа. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


65

Образ Базарова

Урок усвоения новых знаний

Базаров – центральный образ романа.

Уметь характеризовать образ Базарова, отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


66

Столкновение двух позиций в романе: «отцов» и «детей».

Урок усвоения новых знаний

Столкновение двух позиций в романе: «отцов» и «детей».

Знать смысл названия романа, высказывать собственные суждения о героях

Устные высказывания


67

«Отцы и дети» в современной роману критике. Статья Д.И.Писарева «Базаров»

Урок обобщения

«Отцы и дети» в современной роману критике. Статья Д.И. Писарева «Базаров». Т/л. Развитие понятия о романе. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. Влияние русской критики на общественное сознание, Художественная деталь в литературном произведении. Портрет, Пейзаж. Предметный мир.

Знать понятия о романе, замысле писателя и объективном значении художественного произведения, влиянии русской критики на общественное сознание, художественной детали. Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, работать с критической литературой

Пересказ


68

«Дворянское гнездо»

Урок внеклассного чтения

Жанр, композиция, тема, идея

Знать содержание произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


69

А.К. Толстой Лирика.

Урок усвоения новых знаний

А.К. Толстой Лирика. Особенность поэтической силы и обаяния лирики Толстого. Т/л. Закрепление понятий о философской, пейзажной и интимной лирике

Знать о жизни и творчестве поэта, особенности поэтической силы и обаяния лирики Толстого. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


70

А.А.Фет. Основные мотивы лирики.

Комбинированный

Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы лирики

Знать жизнь и творчество поэта, основные мотивы лирики. Уметь анализировать стихотворения

Поиск изобразительных средств


71 РР

Стихи чувашских поэтов о природе

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений чувашских поэтов о природе. Соблюдение норм литературного произношения

Уметь выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения

Чтение наизусть


72

Творческий путь писателя Салтыкова-Щедрина

Комбинированный

Салтыков-Щедрин – величайший сатирик русской и мировой литературы

Знать творческий путь писателя

Сообщения учащихся


73

«История одного города»

Урок усвоения новых знаний

Роман «История одного города» - яркая политическая сатира на самодержавие, бюрократию, крепостничество. Сарказм и ирония в произведении

Знать содержание произведения, понятия: сарказм, ирония. Уметь анализировать художественное произведение

Пересказ


74

«Господа Головлевы»

Урок внеклассного чтения

Жанр, композиция, тема, идея

Знать содержание произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


75

Н.С. Лесков. «Однодум»

Комбинированный

Н.С. Лесков – создатель галереи «прелестно-жизненных», «физически ощутимых» положительных образов русских людей. Вера писателя в моральные силы народа

Знать жизнь и творчество писателя, содержание рассказа. Уметь отвечать на вопросы, пересказывать

Сообщения учащихся


76

Рассказ «Однодум»

Урок обобщения

Проблема «праведничества» в рассказе. Герой рассказа. Истоки формирования его нравственного облика. Образ Афанасия Рыжова как выражение народного этического идеала праведника. Образ рассказчика. Т/л. Закрепление понятия о жанре сказа. Художественные особенности прозаического произведения. Речевая характеристика как способ раскрытия характера героя

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении; отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


77

Творчество Ф. М. Достоевского.

Урок усвоения новых знаний

Творчество Ф.Достоевского. Общественная среда. Демократический характер гуманизма Достоевского

Знать жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Уметь делать сообщение о писателе

Сообщения учащихся


78

«Преступление и наказание»

Урок усвоения новых знаний

Обличение в романе несправедливости капиталистического общества

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


79

Раскольников и Соня Мармеладова

Урок усвоения новых знаний

Раскольников и Соня Мармеладова

Уметь отвечать на вопросы, пересказывать

Ответы на вопросы


80

Образ Раскольникова

Урок усвоения новых знаний

Образ Раскольникова. Суть его теории. Крушение теории Раскольникова

Уметь характеризовать образ героя

Устные высказывания


81

Обобщение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок обобщения

Обобщение. Мастерство Достоевского в психологической

обрисовке действующих лиц. Критика.

Уметь высказывать собственное суждение о прочитанном произведении

Сочинение


82 РР

Выступление о Ф.М. Достоевском

Урок развития речи

Выступление на тему «Значение Ф.М. Достоевского – великого мастера художественного слова – для мировой литературы и культуры»

Уметь выступать с докладом

Доклад


83

Путь Л.Н. Толстого к «Войне и миру»

Урок - лекция

«Толстой – это целый мир». Путь Толстого к «Войне и миру».

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь делать сообщение о писателе

Сообщения о писателе


84

«Война и мир»

Урок усвоения новых знаний

«Война и мир» - героико-патриотический роман – эпопея. История создания

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


85

Основные конфликты эпопеи «Война и мир»

Урок усвоения новых знаний

Основные конфликты эпопеи «Война и мир»

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


86

Андрей Болконский и Пьер Безухов

Урок усвоения новых знаний

Пути исканий главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова

Уметь характеризовать героев

Словесное рисование


87

Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи

Урок усвоения новых знаний

Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи

Уметь отвечать на вопросы, пересказывать

Пересказ


88

Образы Кутузова и Наполеона

Урок развития речи

Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона

Уметь сопоставлять героев, высказывать собственные суждения о героях романа

Сочинение


89

Женские образы в произведении

Урок усвоения новых знаний

Женские образы в произведении

Уметь характеризовать персонажей; вести диалог

Участие в диалоге


90

«Война и мир» в разных видах искусства

Урок обобщения

Критика. «Война и мир» в разных видах искусства. Т/л. Понятие о жанре романа-эпопеи. Жизненная правда и художественный вымысел

Знать о жанре романа-эпопеи. Уметь участвовать в диалоге, работать с критической литературой

Участие в диалоге


91

«Анна Каренина»

Урок внеклассного чтения

Жанр, композиция, тема, идея

Знать содержание произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст с точки зрения его принадлежности, жанры, темы, идеи, композиции

Ответы на вопросы


92

А.П. Чехов. «Ионыч»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество. «Ионыч»

Знать жизнь и творчество писателя. Знать содержание рассказа

Пересказ

/


93

«Вишневый сад».


Урок усвоения новых знаний

Драматургия. «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта произведения

Знать своеобразие драматического конфликта пьесы. Уметь составлять вопросы к прочитанному произведению

Составление вопросов


94

Система образов

Урок обобщения

Смысл названия. Значение Чехова для современного театра. Т/л. Развитие понятия о композиции произведения, о драматургии. Художественный конфликт

Знать понятия о композиции произведения, о драматургии, систему образов.

Уметь участвовать в диалоге

Устные высказывания



Литература народов России конца 18-19 века






95

К.Хетагуров.

Особенности поэзии поэта

Урок усвоения новых знаний


Творческий путь поэта. Поэтическое изображение природы Кавказа осетинским поэтом. Особенности пейзажной лирики поэта. Возвышенность поэтических чувств в любовной лирике Хетагурова. Тема поэта и поэзии в его творчестве. Т/л. Закрепление знаний о средствах художественной выразительности в поэзии. Этнокультурный аспект изучения художественных произведений

Знать творческий путь поэта, особенности поэзии. Уметь анализировать произведение

Выступления учащихся


96

Габдулла Тукай. Особенности поэзии поэта

Урок усвоения новых знаний

Габдулла Тукай – татарский поэт-просветитель. Творческое кредо поэта – «жизнь люби, люби народ…» Идеи просветительства в творчестве татарского поэта. Любовь к родной земле, родному народу, его культуре, традициям и обычаям. Т/л. Развитие понятия о лирике и стихе. Национальный колорит и система образов

Знать творческий путь поэта, особенности поэзии поэта. Уметь выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений



Зарубежная литература






97

Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Урок усвоения новых знаний

Байронический герой в поэме, его разочарования, одиночество. Замещение основного персонажа образом автора. Освободительная борьба в поэме. Т/л Романтизм как важнейшее литературное направление в западноевропейской литературе в первом десятилетии 19 века

Знать краткий очерк жизни и творчества Байрона, особенности поэмы. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


98

Оноре де Бальзак.

«Гобсек»

Урок усвоения новых знаний

Краткий очерк жизни и творчества Бальзака. Жизненный путь Гобсека

Знать творческий путь Бальзака, особенности поэмы. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Ответы на вопросы



Повторение






99

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Повторение всей изученной литературы

Урок повторения

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы.

Знать изученный материал. Уметь отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


100

Контрольная работа по литературе за курс 10 класса

Урок контроля

Контрольная работа по литературе за курс 10 класса

Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания

Тест


101-102

Резервные уроки












Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:


  1. Учебник «Литература» для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения языком 10 класс в двух частях. Авт.-сост.: Н.С. Русина, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, Л.В. Тодоров.- 10-е изд., дораб.-Спб.: филиал изд-ва “Просвещение” 2008 г.

  2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений/ С.И.Ожегов; под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007


Для учителя:

1. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова . Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 класс. - М: «Вако», 2005 г.

2.Учебник «Литература» для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения языком 10 класс в двух частях. Авт.-сост.: Н.С. Русина, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, Л.В. Тодоров.- 10-е изд., дораб.-Спб.: филиал изд-ва “Просвещение” 2008 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!