№ урока | Тема урока. | Тип урока. Методы обучения. Использование ИКТ. | Теория литературы. Основные понятия | Проверяемый материал | Виды самостоятельной работы. Планируемые знания, умения и навыки. | Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности | Домашнее задание | Сроки проведения урока | Примечание |
план | факт | |
1 | Литература XIX в. ВВЕДЕНИЕ. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. «Прекрасное начало» | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Использование компьютерной презентации. | Художественная литература как искусство слова | Знание основных тем, поднимаемых писателями ХVIII в. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя | Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный опрос. | *Прочитать предисловие и статью стр. 10-14 *подготовить сообщения: «Пушкин и Казань», «Молодые годы Л.Н. Толстого», «С.Т. Аксаков и Казань», «Поэт Е.А. Боратынский и Казань» | 1 неделя | | |
2 | У литературной карты Татарстана. Русские писатели XIX в. в Казани. Обзор русской литературы 1-ой половины XIX в. | Изучение нового материала. Доклады учащихся с последующим обобщением материала; репродуктивный метод. Использование компьютерной презентации. | | Изучение отдельных фактов биографии А. Пушкина, Л. Толстого, Е. Боратынского, С. Аксакова | Составление тезисов по теме «Русские писатели XIX в. в Казани» | Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный и индивидуальный опрос. | *опираясь на материал учебника охарактеризовать основные периоды творчества А. Пушкина по группам; - «Лицейский период» -«Петербургский период» -«Южная ссылка» -«Михайловский период» -«Болдинская осень» *прочитать статью «Песнь русским воинам» стр. 15-21, составить тезисный план. | 1 неделя | | |
3 | А.С. Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Анализ стихотворений: «Погасло древнее светило…», «Свободы сеятель пустынный…» | Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений. Использование компьютерной презентации. | Классицизм Романтизм Вольнолюбиво поэзия Элегия Послание Лироэпическая поэма | Знание фактов биографии А. Пушкина. | Анализ стихотворений (традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре) | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворения, контроль над составлением тезисов. | *прочитать с.22-36 учебника. *выучить стихотворение по выбору учащегося: «Вновь я посетил…», пользуясь материалом учебника проанализировать его. | 1 неделя | | |
4 | Лирика А. Пушкина. Стихотворения: «Подражание Корану», «Элегия», «Пророк», «Поэту» | Урок совершенствование ЗУН. Групповая, индивидуальная работа. | Стихотворение Лирика Философская лирика | Особенности поэзии А. Пушкина. Умение анализировать стихотворение. | Работа с учебником, составление опорных схем, совершенствование навыков выразительного чтения. Анализ лирического произведения | Опрос по домашнему заданию. Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворений. | Прочитать стр. 36-40 учебника, выразительное чтение стихотворений «Пророк», «Поэт». | 2 неделя | | |
5 | «Поединок двух всадников» (поэма А. Пушкина «Медный всадник») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. | Поэма лироэпический жанр | Особенности поэзии А. Пушкина. Умение анализировать стихотворение. | Работа со статьёй, совершенствование навыков выразительного чтения. УМЕТЬ выделять художественные детали. | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. | *рассказать о создании поэмы. *выучить наизусть любой понравившийся отрывок из поэмы. | 2 неделя | | |
6 | Развитие речи. Сочинение по творчеству А. Пушкина | Урок развития речи. Совершенствование ЗУН. | Темы сочинений: 1. Основные темы и мотивы пушкинской лирики. 2. Образ «взыскательного художника» в лирике А. Пушкина. 3. Личность и государство в поэме А. Пушкина «Медный всадник». 4. Бунт «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Умение составлять план сочинению, умение выдержать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Составление плана. Работа над сочинением по выбранной теме. | *завершить сочинение по выбранной теме. *подготовить сообщения: -«О жизни и творчестве М. Лермонтова; -«Лермонтов в воспоминаниях современников»» | 2 неделя | | |
7 | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Анализ стихотворений «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружен» | Урок -литературный портрет Использование компьютерной презентации. | Байронизм «Кольцевая» композиция | Историко-литературный процесс XIX в. Знание биографии М. Лермонтова | Составление тезисного плана: «В чём сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?» | Сравнительный анализ лермонтовского и пушкинского «Пророков» | Прочитать стр. 65-72 учебника. Выучить наизусть и подготовить анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» | 3 неделя | | |
8 | Любовная лирика М. Лермонтова. Стихотворения «Валерик», «Сон». Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу», «Нет, я не Байрон…» | Комбинированный урок Использование компьютерной презентации. | Лирическая исповедь «Интимный» патриотизм | Закрепление литературоведческих понятий | Анализ лирического текста, самостоятельный поиск при подготовке домашнего задания, знание материала урока, навыки обобщения, умение делать выводы. | Групповая работа по анализу стихотворения. | Прочитать стр. 72-78, написать конспект. Выучить стихотворения по выбору «К***» или «Мой демон» | 3 неделя | | |
9 | «Падший ангел». Поэма М. Лермонтова «Демон» | Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов | Байронизм Богоборческая тема, духовная лирика, романтическая поэма | Закрепление литературоведческих понятий | Работа со статьёй учебника. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа. | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик | Стр. 79 учебника- выбрать тему сочинения, подобрать материал, цитатных характеристик. Написать сочинение по выбранной теме. | 3 неделя | | |
10 | Н.В. Гоголь. Особенности стиля писателя, своеобразие его творческой манеры. | Урок -литературный портрет. Использование компьютерной презентации. | | Знание фактов биографии Н.Гоголя | Работа со статьёй учебника. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов. | Прочитать повесть Н. Гоголя «Невский проспект». Прочитать статью учебника стр. 84-89, составить вопросник (план статьи в виде вопросов) | 4 неделя | | |
11 | «Страшный мир» в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Соотношение мечты и действительности. | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов | | Закрепление понятий | Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов. Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Прочитать стр. 89-98 учебника, подготовить устное сообщение. | 4 неделя | | |
12 | Тема Петербурга в творчестве Н. Гоголя и А. Пушкина. | Урок-обобщение с привлечением ранее изученного материала. | | Отражение «петербургской» темы в произведениях А. Пушкина и Н. Гоголя. | Совершенствование исследовательских навыков, развитие устной и письменной речи. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Повторить изученной о Н. Гоголя. Подготовиться к сочинению. Выбрать тему сочинения на стр. 107 учебника. | 4 неделя | | |
13 | Развитие речи. Сочинение по творчеству Н. Гоголя | Урок развития речи. Творческая самостоятельная работа. | Темы сочинений: 1. «Мир «маленького человека» в петербургских повестях Н. Гоголя» 2. «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство» 3. «Конфликт мечты и действительности в повести Н. Гоголя «Невский проспект» | Сбор материала, подбор цитат. Умение раскрыть тему, использовать цитаты , правильно оформлять. Выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении. | Работа над сочинением | Подготовить вопросы для беседы с одним из писателей 1-ой половины XIX века. Индивидуальные задания: сообщения об особенностях развития литературы 2-ой половины XIX века. | 5 неделя | | |
14 | Социально-политическая ситуация в России 2-ой половины XIX века. Обзор русской литературы этого периода. | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Использование компьютерной презентации. | Славянофильство и западничество «Физиологический »очерк Антинигилистический роман Народничество «Почвенничество» | Знание основных понятий. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции. Развитие монологической речи работа со статьёй учебника. | Проверка записи тезисов (выборочно) | Прочитать статью стр. 125-139 Подготовить сообщение: -«Театр Островского» | 5 неделя | | |
15 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Очерк жизни и творчества писателя. История создания драмы «Гроза» | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов Использование компьютерной презентации. | Трагикомедия Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись | Умение пересказывать содержание пьес и высказывать свои суждения. | Развитие монологической речи учащихся, углубление знаний о многообразии литературных жанров. | Сообщения учащихся «Театр Островского» Составление хронологической таблицы по жизни и творчеству А. Островского | Подготовить пересказ статьи учебника стр.141-146, стр. 158-162 и драму «Гроза» | 5 неделя | | |
16 | Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова. | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов. Творческое чтение по ролям. | Трагикомедия Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись «Принцип качелей» | История создания драмы | Подготовка к выразительному чтению. Творческое самостоятельное чтение. УМЕТЬ выполнять сопоставительный анализ, делать выводы, рассуждать. | Чтение по ролям, выделение характерных особенностей драмы –поиск доказательств, составление словесных характеристик. | Прочитать с. 162-171 учебника. Подобрать цитаты к образу Катерины. Выучить монолог Катерины «Отчего люди не летают, как птицы…» | 6 неделя | | |
17 | Катерина в системе образов. Внутренний мир героини. | Урок-диспут. | Трагикомедия Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись «Принцип качелей» | Анализ статьи учебника. Знание текста, умение комментировать отдельные эпизоды | УМЕТЬ выполнять сопоставительный анализ, делать выводы, рассуждать | Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте | Групповые задания: *Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением критика, что Катерина –«луч света в темном царстве» *Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И. Писарева | 6 неделя | | |
18 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | Урок-семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий раздела учебника . Диспут. | Трагикомедия Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись «Принцип качелей» | Знание статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Понимание пьесы. Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы. | Индивидуальные выступления учащихся. ЗНАТЬ материал урока. УМЕТЬ обобщать конспектировать; использовать критическую литературу, составлять тезисы статей. | Беседа, диспут, индивидуальные выступления. Составление тезисов «Почему погибла Катерина?» | *Написать заметку в газету «Своеобразие пьес Островского» *Подготовка к сочинению (темы на стр. 175 учебника), подобрать материал, составить план. | 6 неделя | | |
19 | «Гроза» - самое решительное произведение Островского. (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве») | Урок-семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий раздела учебника . Диспут. | Трагикомедия Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись «Принцип качелей» | Знание статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Понимание пьесы. Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы. | Индивидуальные выступления учащихся. ЗНАТЬ материал урока. УМЕТЬ обобщать конспектировать; использовать критическую литературу, составлять тезисы статей. | Беседа, диспут, индивидуальные выступления. Составление тезисов «Почему погибла Катерина?» | *Подготовка к сочинению (темы на стр. 175 учебника), подобрать материал, составить план. | 7 неделя | | |
20 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» | Урок развития речи. Составление плана сочинения. Творческая работа учащихся | Темы сочинений: *Почему произведения А.Н. Островского называли «пьесами жизни»? *«Религия обмана» и её служители в комедии «Свои люди – сочтёмся!» *Образ «затерянного» города в драме А.Н. Островского «Гроза» *Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» *Был ли иной путь у Катерины? *Образ Кулигина. *Город Калиной и его обитатели. *Катерина и Кабаниха как два полюса народной жизни. *Образ Катерины и трагедия совести в драме А.Н. Островского «Гроза» | УМЕТЬ составлять план сочинения, использование цитата в работе. | Самостоятельная творческая работа с последующим письменным контролем. | Завершить работу над сочинением. Подготовить сообщения «Жизненный путь И.А. Гончарова» | 7 неделя | | |
21 | Развитие речи. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | Урок совершенствования навыков по использованию цитат в письменном высказывании. | 7 неделя | | |
22 | И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества писателя. Расцвет реализма в литературе второй половины XIX века. | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Индивидуальные выступления учащихся. Использование компьютерной презентации. | Роман Реализм Типический характер Утопия Автобиографизм Социально-философский роман «Говорящая» деталь | Знание биографии писателя | Запись тезисов. РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельной исследовательской работы | Рецензия на устные ответы учащихся. Индивидуальный и фронтальный опрос, проверка тезисов лекции. | Работа с учебником стр. 176-179, прочитать и пересказать. Начать читать роман «Обломов» (главы 1-10) | 8 неделя | | |
23 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и его посетители. Петербургская «обломовщина» | Урок изучения нового материала. Беседа. Работа с текстом. Анализ отдельных глав. | Роман Реализм Типический характер Утопия Автобиографизм Социально-философский роман «Говорящая» деталь Обломовщина | Знание тропов и стилистических фигур, умение объяснять их функцию. Знание и понимание текста. Выборочный пересказ. | Анализ начальных глав романа. Запись тезисов. РАЗВИВАТЬ навыки анализа прозаического текста | Рецензия на устные ответы учащихся. Проверка тезисов лекции. | Перечитать главы, повествующие об Обломове и Штольце. Определить роль антитезы. | 8 неделя | | |
24 | Обломов и Андрей Штольц. Прием антитезы. | Урок изучения нового материала. Беседа. Работа с текстом. Анализ отдельных глав. | Антипод Антитеза | Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста. | Анализ отдельных эпизодов. Запись тезисов. РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста. УМЕТЬ вести диалог, отстаивать свою точку зрения. | Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы, работа с текстом, | Задания по группам: 1. Любовь Ольги Ильинской. 2. Любовь Агафьи Пшеницыной. Перечитать соответствующие главы романа. Составить портретную характеристику | 8 неделя | | |
25 | Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. | Урок изучения нового материала. Беседа, работа с текстом. | Роман Реализм Типический характер Утопия Автобиографизм Социально-философский роман «Говорящая» деталь | Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста. | Анализ отдельных глав. РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста. УМЕТЬ анализировать прозаический текст, вести диалог, составлять сравнительную характеристику. | Проверка тетрадей. Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. | Творческое задание на выбор: *Написать письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам; *Написать творческую работу «Размышления тапочек (халата, дивана) Обломова» | 9 неделя | | |
26 | Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов». Проблематика романа. | Урок – исследование. Коллективная творческая работа. Работа в группах. | Роман Реализм Типический характер Утопия Автобиографизм Социально-философский роман «Говорящая» деталь | Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста. | Анализ отдельных глав. Запись тезисов. РАЗВИВАТЬ умения работать в группе; вести диалог. | Проверка тезисов. Рецензия на ответ Фронтальный опрос. Выполнение заданий по группам. | Домашнее сочинение по одной из тем: *Это «ядовитое» слово «обломовщина» *В чём состоит трагедия жизни Обломова? *Обломов – общечеловеческий тип. *Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. *Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? | 9 неделя | | |
27 | Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» | Урок контроля знаний. | Роман Реализм Типический характер Утопия Автобиографизм Социально-философский роман «Говорящая» деталь | Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста. | Анализ отдельных глав. РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста. УМЕТЬ анализировать прозаический текст, вести диалог, составлять сравнительную характеристику. | Письменная работа по карточкам с творческим заданием. | Прочитать стр. 211-214 учебника и подготовить сообщения по группам: *Биография писателя И.С. Тургенева. *Тургенев и Полина Виардо. *Тургенев и журнал «Современник» | 9 неделя | | |
28 | И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь. | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Использование компьютерной презентации. | Социально-психологический роман Лирическая проза «Тайный психологизм» Очерк Стихотворения в прозе | Биография писателя. Творческий путь. Знание исторической обстановки. | Составление хронологической таблицы «Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева» ЗНАТЬ о жизни и творчестве писателя. УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные сообщения. | Проверка опорных записей | Прочитать рассказы «Певцы», «Хорь и Калиныч» или другие по выбору. Дать характеристику образам крестьян в рассказах. | 10 неделя | | |
29 | Народ от поэзии к правде. Рассказы цикла «Записки охотника» | Урок изучения нового материала. Анализ рассказов в контексте проблематики текста с опорой на ранее изученное | Социально-психологический роман Лирическая проза «Тайный психологизм» Очерк Стихотворения в прозе | Содержание рассказов Тургенева. Критические отзывы о рассказах Тургенева. | Составление таблицы «Человеческие типы в рассказах И.С. Тургенева» ЗНАТЬ особенности рассказов из цикла «Записки охотника», основных героев. | Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. Выразительное чтение фрагментов текста и его анализ. Составление таблицы. | Читать роман Тургенева «Отцы и дети» (главы 1-11), ответить на вопросы. Прочитать стр. 223-234 учебника. | 10 неделя | | |
30 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. | Урок изучения нового материала. Работа с текстом. Лекция учителя Использование компьютерной презентации. | Социально-психологический роман Лирическая проза «Тайный психологизм» Очерк Стихотворения в прозе | Умение комментировать отдельные эпизоды | Работа со справочной литературой. ЗНАТЬ историю создания, особенности композиции и систему образов романа. УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные сообщения. | Комментированное чтение. Записи в тетрадях основных тезисов. | Прочитать главы 10-14 романа; Стр. 234-239 учебника, ответить на вопрос № 6 стр. 254 учебника. Написать фрагмент дневника: *от имени Базарова - «Деревенский аристократ» *от имени Павла Петровича – «Волосатый нигилист» | 10 неделя | | |
31 | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки. | Урок – практикум. Работа с текстом. Комментированное чтение. Аналитическая беседа. | Нигилизм | Знание текста, умение комментировать эпизоды и делать выводы. | Самостоятельное чтение. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова». ЗНАТЬ средства создания художественного образа в прозаическом произведении. УМЕТЬ анализир.-ть художественный образ. | Анализ текста, языковые особенности в речевой характеристике героев. | Дочитать роман «Отцы и дети» ответить на вопрос № 8 на стр. 254 учебника. Написать сочинение-миниатюру «Моё первое знакомство с Базаровым» Закончить составление таблицы «Базаров и Павел Кирсанов» | 11 неделя | | |
32 | Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования. | Урок совершенствования ЗУН. Беседа и самостоятельная работа. | Социально-психологический роман «Тайный психологизм» | Портрет поколений, его общественно-историческая основа. | Анализ теста. ЗНАТЬ смысл названия романа, его проблематику. УМЕТЬ делать выводы, составлять конспект урока, подбирать цитаты, характеризующие героев | Проверка выводов по основным вопросам урока. Составление сравнительной характеристики «отцов» и «детей» | Групповые задания: *Женские образы в романе. *Любовь Павла Кирсанова и княгини Р. *Николай Петрович и Фенечка. *Аркадий и Катя. Ответить на вопрос : «Выдержали ли герои испытание любовью?» | 11 неделя | | |
33 | Любовь в жизни героев романа. | Урок-обобщение и систематизации знаний. Сообщение учащихся. Анализ эпизодов. | «Тайный психологизм» | Сообщения учащихся, анализ любовных эпизодов. | УМЕТЬ подбирать материал к сообщению, анализировать эпизоды, подбирать цитаты, строить монологическую речь. | Проверка подготовленных групповых заданий, коллективный анализ эпизодов. | Анализ глав 27-28 Индивидуальное задание: подготовить сообщения по темам: *Базаров и лженигилисты. * «Отцы и дети в русской критике» | 11 неделя | | |
34 | Базаров- нигилист. Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев «Базаров» | Комбинированный урок. Сообщения учащихся, лекция. | Нигилизм | Сообщения о нигилистах и лженигилистах Русские критики о романе «Отцы и дети» | Подбор цитатного материала для характеристики образа Ситникова, Кукушкиной. Выписки из критических статей. ЗНАТЬ различные оценки образа Базарова в русской критике. УМЕТЬ работать с критической статьёй. | Проверка тезисов, цитат | Собирать материал для написания сочинения по творчеству И.С. Тургенева. Выучить стихотворение в прозе по выбору. | 12 неделя | | |
35 | Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни. | Урок-практикум. Анализ стихотворений в прозе, выразительное чтение. Использование компьютерной презентации | Стихотворения в прозе Внутренний жест Образы-символы | Чтение и анализ стихотворение Чтение наизусть. | Чтение и анализ стихотворений. ЗНАТЬ особенности стихотворений в прозе, их художественное своеобразие. УМЕТЬ применять литературоведческую терминологию при анализе стихотворений. | Чтение наизусть, устный и письменный анализ стихотворений в прозе. | Написать сочинение по творчеству И.С. Тургенева по одной из предложенных тем: *Грани народного характера в рассказах цикла «Записки охотника» *В чём трагизм судьбы Базарова? *Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети» И. Тургенева. *Жанровое и тематическое своеобразие тургеневских стихотворений в прозе. *Е. Базаров и Павел Кирсанов в романе. *Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева. *Устарела ли проблема «отцов» и «детей» в наше время? | 12 неделя | | |
36 | Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове. | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Использование компьютерной презентации | | Биография поэта. Викторина п произведениям Некрасова. | ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии. УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение. | Составление хронлогической таблицы основных этапов жизни Некрасова. Запись лекции. | Подготовить рассказ о поэте. Определить основные мотивы цикла «О погоде», выделить ключевые слова. Подготовить сообщение: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» | 12 неделя | | |
37 | Гражданский пафос поэзии Некрасова. Анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «О, Муза!...», «Внимая ужасам войны…» | Урок совершенствования ЗУН. Чтение стихотворений и их толкование. | Элегия | Лирический герой некрасовских стихотворений, средства создания художественного образа, новаторство Некрасова. Основные этапы литературоведческого анализа поэтического текста. | Анализ цикла «О погоде». Анализ стихотворений и сопоставление со стихами других поэтов. ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии. УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворений. | Выучить стихотворение «Элегия» (А.Н. Еракову), произвести его устный анализ. Письменный анализ стихотворения «Муза» Прочитать стихотворения Некрасова по теме «Поэт и поэзия». Начать читать поэму «Кому на Руси жить хорошо» | 13 неделя | | |
38 | Тема поэта и гражданина в лирике поэта. «Поэт и гражданин», «Элегия», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Блажен незлобивый поэт» | Комбинированный урок (практикум + семинар). Слово учителя, беседа, сообщения учащихся. Практические задания по анализу стихотворений. | Лирический эпос. | Художественное своеобразие лирики Некрасова. | Комментированное чтение, анализ стихотворений. ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии. УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение | Устный опрос. Выразительное чтение. Комментирование. | Ответить на вопрос: «Устарела ли некрасовская позиция в наше время?» Сообщение по теме «Некрасов и пореформенная эпоха» | 13 неделя | | |
39 | История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | Урок изучения нового материала и актуализации ранее изученного материала. Лекция с элементами беседы. Работа с тестом поэмы. | | Анализ лирического произведения. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. ЗНАТЬ жанровое своеобразие поэмы, основные темы и систему образов произведения. УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение. | Устный опрос. Выразительное чтение. Комментирование | Работа с учебником стр. 311-314, прочитать, уметь рассказать. Подготовить сообщения по группам: *О Якове Нагом; *О Ермиле Гринине; *О Савелии – богатыре святорусском. | 13 неделя | | |
40 | Поиски правды и счастья в поэме Н. Некрасова. Народное представление о счастье. | Урок совершенствования ЗУН. Рассказ учителя с элементами беседы и комментированное чтение. | | Знание содержания поэмы. Характеристика героев. | Комментированное выразительное чтение. УМЕТЬ давать характеристики, сопоставлять героев. | Тестирование. Ответы на вопросы. | Дочитать поэму. Найти вставные эпизоды и определить их роль. Перечитать главу «Крестьянка» и ответить на вопросы | 14 неделя | | |
41 | Тема женской доли в поэме Н. Некрасова. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи» | Урок формирования ЗУН. Работа с текстом. Выразительное чтение отдельных эпизодов. | | Народные идеалы и представления главной героини. | Ответы на вопросы, устные сообщения. УМЕТЬ сравнивать и сопоставлять героев, делать выводы и обобщения. | Реализация домашнего задания. Тестирование Составление плана по теме «Образ Матрёны Тимофеевны» | Перечитать главы «Помещик», «Последыш». Пересказ эпизодов «Про холопа примерного- Якова верного», легенду «О двух великих грешниках» Выучить одну из песен Гриши Добросклонова. | 14 неделя | | |
42 | Образы правдоискателей и народного заступника Гриши Добросклонова. Смысл названия поэмы. | Урок изучения нового материала. Работа с текстом с элементами беседы. | | Знание текста, умение комментировать отобранный материал. | ЗНАТЬ и УМЕТЬ сопоставлять образы и делать обобщения и выводы. | Реализация домашнего задания. Составление плана к сообщению. | Подобрать материал к сочинению по одной из выбранных тем: *Проблема народного счастья в поэме Н. Некрасова. *Образы помещиков в поэме. *Тяжёлая доля крестьянки. *Н. Некрасов о назначении поэта и поэзии. | 14 неделя | | |
43 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова. | Урок развития речи. Творческая работа. | | Читательские и творческие способности. Выбор жанра в соответствии с темой. | УМЕТЬ собирать материал, подбирать цитаты, раскрывать тему сочинения, грамотно оформлять работу, составлять план сочинение | Оценивание творческой работы. | Индивидуальные задания: подготовить сообщение о жизни и творчестве Г.Тукая. Прочитать поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» | 15 неделя | | |
44 | У литературной карты Татарстана. Г.Тукай. Жизнь и творчество. Особенности поэмы «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» | Обзорный урок с сообщениями учащихся | | Знание текста поэмы. | УМЕТЬ записывать выводы по теме урока, самостоятельно сопоставлять произведения разных писателей. | Проверка записей, умения сравнивать, сопоставлять | Письменная работа по теме: «Некрасовские традиции в поэзии Г.Тукая» Индивидуальные задания: *Сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Читать поэзию Ф.И. Тютчева. | 15 неделя | | |
45 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений: «Silentium!», «Не то, что мните, вы, …», «Умом Россию не понять…», | Урок изучения нового материала. Сообщение учащихся, лекция и анализ стихотворений. | | Биография Ф.И. Тютчева. Особенности его поэзии. | ЗНАТЬ о философском характере лирик Ф. Тютчева. УМЕТЬ выступать, составлять тезисы, выявлять особенности стиля, анализировать стихотворения. | Устный опрос. Выборочная проверка тезисов. Чтение стихов поэта. | Чтение наизусть и анализ стихотворения о природе (по выбору). Составить хронологическую таблицу по биографии поэта. | 15 неделя | | |
46 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. «День и ночь», «Наши бедные селенья…», «Нам не дано предугадать» | Урок совершенствования ЗУН. Анализ стихотворений. | | Анализ, восприятие, истолкование , оценка лирического произведения. | УМЕТЬ определять темы, идеи, настроения, размеры стихотворений, находить средства художественной выразительности. | Устный и письменный опрос. | Выучить стихотворение «Silentium!» Написать сочинение-миниатюру: *Человек и природа *Величие России и её роль в мировой истории. | 16 неделя | | |
47 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева(«О, как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Последняя любовь») | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть | | Знание текста стихотворений письменный или устный анализ произведений. | УМЕТЬ самостоятельно выполнять сопоставительный анализ стихотворений, оценивать лирическое произведение. | Устный опрос. | Чтение и анализ стихотворений Ф. Тютчева о любви, одно выучить наизусть. Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета. Читать стихотворения А.А. Фета | 16 неделя | | |
48 | А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Анализ стихотворений «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье, трели соловья» | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклады учащихся. Чтение наизусть стихотворений. | | Тезисный план лекции. Умение отмечать средства художественной выразительности. | ЗНАТЬ о глубоком психологизме лирики А.Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений. УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, работать с поэтически произведением. | Запись лекции. Чтение наизусть и анализ стихотворений. Выступления учащихся. Ответы на вопросы учителя. | Составить хронологическую таблицу, использую стр. 33-39, ответить на вопросы на стр.50 Выучить одно стихотворение А.А. Фета. Сделать анализ стихотворения «На зари ты её не буди…» | 16 неделя | | |
49 | Гармония слияния человека с природой. («Сияла ночь…», «Ещё майская ночь», «Заря прощается с землею» | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Анализ стихотворения. | | Знание текстов стихотворений Умение анализировать стихи, находить тропы. | ЗНАТЬ основные мотивы стихотворений А.А. Фета. УМЕТЬ определять стихотворные размеры, сопоставлять произведения | Фронтальный опрос по биографии А. Фета. Индивидуальные задания, связанные с определением размера стихотворений. | Изучить статью стр. 40-50 учебника. Составить её тезисный план. Групповые задания: 1 группа – подобрать стихотворения о природе, сделать анализ, выучить одно их них; 2 группа- подобрать стихотворения о любви сделать анализ, выучить одно их них; 3 группа - подобрать стихотворения о Родине, сделать анализ, выучить одно их них. | 17 неделя | | |
50 | Красота и поэтичность любовного чувства в лирике А.А. Фета («Ещё одно забывчивое слово», Одним толчком согнать ладью живую…» | Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы и анализом стихотворения. | | Особенности раскрытия темы любви в лирике А.Фета. | ЗНАТЬ особенности любовной лирики А.Фета. УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение. | Беседа об особенностях любовной лирики А.Фета на основе самостоятельно прочитанных стихотворениях. Чтение наизусть. | Подобрать материал к одному из сочинений: *«Не то, что мните вы, природа…» (по лирике Ф.И. Тютчева) *Человек, природа, Вселенная в поэзии Ф. Тютчева. * «Умом Россию не понять…» (патриотическая тема в лирике Ф. Тютчева) * Русская природа в лирике А.А. Фета *Философские мотивы в лирике А.Фета *Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.Фета. *Роль пейзажа в философской лирике Ф.Тютчева. | 17 неделя | | |
51 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. | Урок развития речи. Творческая работа | | Умение раскрыть тему, подбирать цитаты, делать обобщения и выводы. | УМЕТЬ осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить. | Проверка умения излагать мысли в письменной форме. | Закончить творческую работу. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова. Прочитать рассказы «Овцебык», «Очарованный странник» | 17 неделя | | |
52 | Н.С. Лесков. «Русский антик». Очерк жизни и творчества. | Урок изучения нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. | | Рассказы Лескова. | ЗНАТЬ творческий путь Н. Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Лескова. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Прочитать стр. 52-62 учебника. Составить свой рассказ о жизни и творчестве писателя. Прочитать повесть «Очарованный странник», подготовить краткий пересказ. | 18 неделя | | |
53 | «Хождение» очарованной души. Повесть Н. Лескова «Очарованный странник». | Обзорный урок с выступлениями учащихся. | Литературный сказ Жанр путешествия | Биография Лескова. | ЗНАТЬ творческий путь Н. Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. УМЕТЬ объяснять смысл повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества в повести, роль фольклорных мотивов, характеризовать образ Ивана Флягина как смысл пробуждения русского народа. | Ответы на вопросы. Определить мотивы русского фольклора в повести, пересказ и комментирование отдельных сцен. | Ответить на вопросы 9-10 на стр.76-77 учебника. Составить карту путешествия Ивана Флягина. Сочинение-рассуждение: «Почему Иван Флягин стал праведником?» | 18 неделя | | |
54 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. Лескова. | Урок обобщения и контроля. | | Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала | УМЕТЬ составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Индивидуальная и коллективная | Завершить работу над сочинением. Индивидуальное сообщение по биографии Салтыкова- Щедрина. | 18 неделя | | |
55 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | Урок изучения нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. | Сатира Хронотоп Гротеск Псевдоним | Закрепление литературоведческих понятий | ЗНАТЬ о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенности его сатиры. УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. | Беседа по вопросам. Выступления учащихся. | Составить историко-биографический очерк по Салтыкову- Щедрину. Составить словарик терминов, раскрывающих понятие «сатира». Прочитать 2-3 сказки сатирика. Прочитать «Историю одного города» | 19 неделя | | |
56 | Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». | Урок-обзор с включением анализа сказки «Богатырь» | Литературная сказка Фольклорная стилизация Эзопов язык | Закрепление литературоведческих понятий | ЗНАТЬ особенности и тематическое многообразие «Сказок…». УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведений, роль художественных средств. | Опрос-беседа. Сопоставительный анализ сказок сатирика и произведений Н. Некрасова. | Подготовить устный анализ или отзыв на прочитанную сказку. Составить тесты по теме «Сказки Салтыкова» | 19 неделя | | |
57 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Литературная беседа. Работа над текстом сказок. Аналитическая беседа. | Литературная сказка Фольклорная стилизация Эзопов язык Аллегория | Закрепление литературоведческих понятий | ЗНАТЬ особенности и тематическое многообразие «Сказок…». УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведений, роль художественных средств. | Выступление учащихся по вопросу 9 на стр. 107. Опрос- беседа по тексту. | Придумать сатирическую сказку на школьную тему. Читать повесть «История одного города» | 19 неделя | | |
58 | «История одного города» как сатирическое произведение. | Урок-открытие. Проблемная лекция, беседа, проблемные задания. | Фантастика Гротеск Иносказание | Закрепление литературоведческих понятий. Знание содержания романа. | УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. | Анализ отдельных эпизодов. Выполнение проблемных заданий. | Ответить на вопросы, индивидуальные задания | 20 неделя | | |
59 | Обличие деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. | Урок-открытие. Проблемная лекция, беседа, проблемные задания. | Фантастика Гротеск Иносказание | Закрепление литературоведческих понятий. Знание содержания романа. | УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. | Анализ отдельных эпизодов. Выполнение проблемных заданий. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К. Толстого. Выучить одно из стихотворений поэта. | 20 неделя | | |
60 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «против течения», «Государь ты наш батюшка». | Урок изучения нового материала. Лекция с включением выступлений учащихся. Анализ стихотворений поэта. | | Знание биографических сведений, умение анализировать лирические произведения. | ЗНАТЬ основные мотивы, темы и образы А.К. Толстого. УМЕТЬ анализировать лирическое произведение. | Проверка тезисов лекции. Анализ стихотворений поэта. | Прочитать стр. 110-126 учебника, составить тезисный план. Сделать устный анализ одного из стихотворений. Индивидуальное задание: сообщение о творчестве Л.Н. Толстого | 20 неделя | | |
61 | 21 неделя | | |
62 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.К. Толстого. | Урок развития речи. | Темы сочинений: -Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. - «Край ты мой, родимый край…» (Тема Родины в лирике А.К. Толстого) -Красота природы и природа красоты в поэзии А.К. Толстого. -Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого. | УМЕТЬ составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Составление плана (сложного, тезисного, цитатного) | Написать сочинение по выбранной теме. Прочитать материал учебника «Биография Л.Н. Толстого», подготовить устное сообщение. | 21 неделя | | |
63 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. | Урок изучения нового материала. Лекция с включением выступлений учащихся. | | Биографические сведения. Историко-литературный процесс России во 2-ой половине ХIХ века. | ЗНАТЬ основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения на заданную тему. | Составление хронологической таблицы, запись основных тезисов лекции. Ответы на вопросы. | Прочитать стр. 129-145 учебника, закончить составление хронологической таблицы. Читать роман «Война и мир» | 21 неделя | | |
64 | «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру». | Урок изучения нового материала | | Знание текста «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | УМЕТЬ выявлять позицию автора через анализ сюжета, портрета, пейзажа. | Устная и письменная работа с текстом. | Завершить анализ очерка «Севастополь в декабре месяце» Индивидуальное сообщение: - Замысел и история создания романа «Война и мир». | 22 неделя | | |
65 | История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа- эпопеи «Война и мир». | Урок изучения нового материала. Лекция учителя, сообщения учащихся. | Роман-эпопея | Закрепление литературоведческих понятий | ЗНАТЬ историю создания романа и смысл заглавия. УМЕТЬ видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие сюжета романа-эпопеи. | Выступления учащихся. | Прочитать стр. 146-155 учебника, составить тезисный план. Прочитать т.1 ч.1 романа «Война и мир» Охарактеризовать салон Анны Павловны Шерер. П. Безухов и А. Болконский – сравнительная характеристика | 22 неделя | | |
66 | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Шерер». Петербург 1805 года. | Урок совершенствования ЗУН. Беседа, выступления учащихся, просмотр кадров кинофильма. | Антитеза | Чтение т.1 ч.1, анализ эпизода. | ЗНАТЬ авторскую позицию в данном эпизоде. УМЕТЬ анализировать эпизод. | Проверка тезисов. Характеристика героев. Используемые художественные средства. | Прочитать эпизод «Именины у Ростовых»; «Приезд Андрея Болконского с женой в Лысые горы». Подготовить сжатые пересказ эпизодов. Объяснить их значение для понимания образов героев. | 22 неделя | | |
67 | Именины у Ростовых. Лысые горы. | Урок совершенствования ЗУН. Беседа Анализ эпизодов Просмотр кадров кинофильма. | | Знание текста романа, анализ эпизодов. | УМЕТЬ видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных. | Характеристика героев. Используемые художественные средства. | Ответить на вопрос: «В какой семье (Ростовых, Болконских) хотели бы воспитываться вы и почему?». Перечитать т.1 ч. 2 ответить на вопросы. Подготовить сообщение «Подвиг Андрея Болконского и его разочарование в «наполеоновских» мечтах» | 23 неделя | | |
68 | Изображение войны 1805-1807 года. Смотр войск на Браунау. | Урок-семинар. Выполнение заданий творческого характера. | | Знание фактического материала. | УМЕТЬ видеть роль приёма антитезы в изображении Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | Прочитать стр. 159-164 учебника. Письменная работа по выбору: - «Истинный и ложный патриотизм» - «Отношение толстого к войне» | 23 неделя | | |
69 | Путь духовных исканий А. Болконского и П. Безухова. | Урок изучения нового материала. Беседа, просмотр кадров из кинофильма. | Масонство «Ум сердца» Диалектика души | Знание фактического материала. | УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий А. Болконского и П. Безухова, выявлять средства художественной выразительности, видеть приём «диалектики души» в изображении героя. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | Прочитать стр. 166-170 учебника. Составить тест по т.2. Выучить отрывок «Описание дуба». Написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю П. Безухова», или «Андрей Болконский в моём представлении» | 23 неделя | | |
70 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | Урок изучения нового материала. Беседа. Просмотр кадров кинофильма. | | Знание фактического материал. | ЗНАТЬ авторскую позицию в данном эпизоде. УМЕТЬ анализировать эпизод. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Тестирование. | Перечитать основные эпизоды ч.1-3 т.3 Найти эпизоды: -Настрой французской армии, Наполеон накануне Бородинской битвы. -Настрой русской армии, Кутузов накануне Бородинской битвы. | 24 неделя | | |
71 | Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе. | Урок совершенствования ЗУН. Беседа Анализ эпизодов Просмотр кадров кинофильма. | Историзм Авторское отступление | Знание эпизода «Бородинское сражение» | УМЕТЬ выявлять авторскую позицию, самостоятельно делать выводы по основным вопросам урока. | Сообщения учащихся. Пересказ эпизода. Комментированное чтение. | Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника. | 24 неделя | | |
72 | Изображение Бородинской битвы как идейного композиционного центра романа. | Урок-исследование. Проблемные задания, задания исследовательского характера. | | Чтение т.3 ч.3. Тезисы: *Народ в изображении Толстого. *Кутузов и Наполеон- нравственные антиподы романа, черты личности и черты полководца. | УМЕТЬ увидеть роль антитезы в изображении писателем истинного патриотизма, величие Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, делать сравнительную характеристику героев. | Составление плана сравнительной характеристики. Составление таблицы. | Прочитать стр. 176-183 учебника. Закончить составление таблицы «Кутузов и Наполеон». Подготовить сообщения: *«Дубина народной войны- партизанское движение» *«Петя Ростов на войне» | 24 неделя | | |
73 | «Дубина народной войны». Бегство французской армии. Последний период войны и её воздействие на героев. | Урок совершенствования ЗУН. Беседа Анализ эпизодов Просмотр кадров кинофильма. | | Знать содержание т.4ч. 1-2 | УМЕТЬ видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем писатель видит величие русского народа; понимать , что образы Т. Щербатого и П. Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера | Сравнение поведения великосветского общества с поведение простого русского народа во время угрозы войны. | Прочитать стр.171-176 учебника. Рассказать по содержанию тома 4: *о встрече Пьера с П. Каратаевым; *о гибели Пети Ростова; *о личности Наполеона; *О Пьере и Наташе; *Пьер до и после плена. | 25 неделя | | |
74 | «Мысли народная» в романе Толстого. Истинный и ложный патриотизм. | Урок- семинар. Выступления учащихся Беседа. Просмотр кадров кинофильма. | Историзм | Том 4. Критерии толстовской оценки жизни. | УМЕТЬ видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем писатель видит величие русского народа. | Сообщения учащихся. Сравнительная характеристика крестьян в имении Ростовых и Болконских и П. Каратаева и Т. Щербатого. | Написать сочинение-миниатюру: 1 «Скрытая теплота патриотизма» 2 «Петя Ростов в партизанском отряде». 3 «Партизанская война 1812 года» Прочитать эпилог. | 25 неделя | | |
75 | «Мысль семейная» в романе. | Урок изучения новой темы. Лекция учителя с элементами беседы. Выступления учащихся. | Диалектика души | Чтение эпизодов из эпилога. | УМЕТЬ видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей, представленных в романе. | Устная вопросная форма. | Перечитайте эпизоды, связанные с Наташей Ростовой. Составьте цитатную характеристику героини. | 25 неделя | | |
76 | Наташа Ростова и княжна Мария как любимые героини Л. Толстого. | Урок изучения новой темы. Лекция учителя с элементами беседы. Выступления учащихся. | Диалектика души | Выборочный пересказ отдельных эпизодов. | УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини. | Составление развёрнутого тезисного плана «Наташа Ростова как идеал русской женщины в понимании Толстого» | Подготовить к классному сочинению, подобрать необходимый материал. | 26 неделя | | |
77 | Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. | Урок изучения новой темы. Лекция учителя с элементами беседы. Выступления учащихся. | Диалектика души | Выборочный пересказ отдельных эпизодов. | УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини. | Составление развёрнутого тезисного плана «Наташа Ростова как идеал русской женщины в понимании Толстого» | Подготовить к классному сочинению, подобрать необходимый материал. | 26 неделя | | |
78 | Развитие речи. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | Урок развития речи. Самостоятельная творческая работа | | Читательские способности. Выбор жанра сочинения. | УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме. | Работа над сочинением. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. Прочитать материал учебника стр. 203-214. Начать читать роман «Преступление и наказание» | 26 неделя | | |
79 | 27 неделя | | |
80 | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы, индивидуальные выступления учащихся. | Идеологический роман | Знание биографии писателя, основных литературоведческих понятий. | ЗНАТЬ основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, психологизм, синтетичность композиции. УМЕТЬ выступать с сообщениями о жизни и творчестве писателя. | Самостоятельное знакомство с критической литературой по «Дневнику писателя» | Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя. Читать роман «Преступление и наказание» | 27 неделя | | |
81 | Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» | Урок изучения нового материала. Работа с текстом. | Философская проблематика Идеологический роман | Знание биографии писателя, основных литературоведческих понятий. | ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа. УМЕТЬ видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов. | Беседа-опрос по отдельным эпизодам романа. Проверочная работа по содержанию романа. | Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга. Как раскрывается городская тема в романе? Подобрать эпизоды, рассказывающие об условиях жизни Раскольникова (опережающее задание) | 27 неделя | | |
82 | Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» | Урок изучения нового материала. Беседа с включением сообщений учащихся. | Полифония (Многоголосье) | Чтение эпизодов, описывающих Петербург | УМЕТЬ выявлять в процессе анализа влияние на человека страшного мира призрачного Петербурга, понимание и осмысление того, что может вытолкнуть человека на обочину жизни. | Опрос. Реализация домашнего задания. Выступление учащихся. | Творческая работа по теме: «Петербург Достоевского». Рассказ о быте Мармеладовых. | 28 неделя | | |
83 | Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского. | Комбинированный урок. Аналитическая беседа, работа с текстом, комментированное чтение. | Внутренняя речь | Прямые оценки, характеристики «униженных и оскорблённых» в романе. | УМЕТЬ выявлять в процессе анализа традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека», философскую и духовную проблематику, протест против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизм романа Достоевского, художественные приёмы раскрытия образов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Письменно ответить на вопрос; «Как я понимаю теорию Раскольникова?» Проследить внутреннюю речь главного героя. | 28 неделя | | |
84 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Урок изучения нового материал. Развёрнутая характеристика с анализом ключевых глав. | Герой-«двойник» Идея «сверхчеловека | Составление плана характеристики главного героя. | ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник». УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. | Комментированное чтение. Составление плана к образу. | Завершить работу над составлением развернутой характеристики образа Раскольникова. Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина, Свидригайорва | 28 неделя | | |
85 | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | Урок-дискуссия. | Герой-«двойник», Полифония | Закрепление литературоведческих понятий. | ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник». УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. | Запись основных положений, сообщение учащихся по заданием на стр. 231, 233 учебника. | Задание 5 стр. 241 (письменно) Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки. Написать письмо герою: Родиону Раскольникову, Соне Мармеладовой. | 29 неделя | | |
86 | «Вечная» Сонечка как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | Евангельский мотив Идея «сверхчеловека» | Закрепление литературоведческих понятий. | ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник». УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. | Словесный портрет Сони. Составление плана-характеристики героини. Письма учащихся. | Задание 8 письменно на стр. 242. Творческое задание: «Образ в Петербурга романе Достоевского» | 29 неделя | | |
87 | «Преступление и наказание» как роман – предупреждение. . | Урок-дискуссия на основе изученного материала. | Евангельский мотив Идея «сверхчеловека» | Беседа по вопросу 8 стр. 242 учебника. | ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник». УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. | Подготовка к сочинению. Беседа по вопросам. | Подготовиться к написанию сочинения. Составить план по выбранной теме сочинения. | 29 неделя | | |
88 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского. | Урок контроля ЗУН. Развитие речи. Творческая работа. | | Знание идейно-художественного содержания романа, творческой манеры Достоевского. | УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме. | Проверка целостного восприятия романа. | Подготовить сообщения: -Чехов и Левитан -Чехов и музыка Чайковского -Антоша Чехонте -«Детства у меня не было…» | 30 неделя | | |
89 | 30 неделя | | |
90 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. | Урок изучения нового материала. Беседа с включением сообщений учащихся. Лекционный материал. | | Стили, жанровые особенности. Повторение терминов. | ЗНАТЬ жизненный и творческий путь А.П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. | Записи основных тезисов. Выступления учащихся. | Прочитать стр. 244-253 учебника, составить хронологическую таблицу. Прочитать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». Какие темы поднимает Чехов в своих рассказах? | 30 неделя | | |
91 | Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Ионыч», «Студент» | Урок изучения нового материала. Беседа. Анализ рассказов. | Чеховский сюжет Беликовщина Чеховская деталь | Составление кластера. Знание текстов рассказов. | ЗНАТЬ разнообразие сюжетов, тем и проблематики чеховских рассказов. УМЕТЬ анализировать, как автор продолжает традиции русской классической литературы в решении темы «маленького человека» | Составление кластера. Беседа. Запись выводов урока о «футлярных людях» | Прочитать рассказ «Ионыч». Характеристика Ионыча. Сочинение-миниатюра «Кто такие футлярные люди» | 31 неделя | | |
92 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения. Рассказ «Дама с собачкой» | Урок изучения нового материала. Беседа. Работа с текстом, подбор эпизодов для иллюстрации основных идей. | | Знание учащимися художественного текста. | ЗНАТЬ своеобразие раскрытия темы деградации героя рассказа. УМЕТЬ анализировать прозаическое произведение. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Сообщения учащихся о биографии писателя и истории создания рассказа. | Прочитать стр. 261-266 учебника, составить развернутый план. Рассказ «Студент» -самостоятельный анализ. Развернутый ответ на вопрос «Есть ли настоящая жизнь у Ионыча?» | 31 неделя | | |
93 | Традиции русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в рассказах «Палата№6», «Дом с мезонином». | Урок-семинар на основе самостоятельного анализа драмы. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. | Чеховская ремарка Символическая деталь | Знание учащимися текста драмы. | ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов. УМЕТЬ анализировать драматическое произведение. | Беседа. Индивидуальные задания по теме урока. | Задания по группам. Рассказать: *О судьбе Ольги; *О судьбе Маши; *О судьбе Ирины. Прочитать пьесу «Вишневый сад» | 31 неделя | | |
94 | А.П. Чехов «Вишневый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | Урок изучения нового материала. Работа с текстом. | Внутреннее действие Подтекст Лирическая комедия Внутренний и внешний конфликт. | Закрепление литературоведческих понятий. | ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов. УМЕТЬ анализировать драматическое произведение. | Записи основных положений урока. Описание героев. | Пользуясь материалом учебника на стр. 276, составить характеристику героев: Раневская, Гаев, Аня, Трофимов, Лопахин. | 32 неделя | | |
95 | «Здравствуй, новая жизнь!». Образ сада и философская проблематика пьесы. | Урок изучения нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы. | Интрига | Чтение по ролям Повторение терминов. Вопросы на стр. 276 | ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов. УМЕТЬ анализировать драматическое произведение. | План характеристики. Фронтальный опрос. | Ответить на вопросы 4, 5 на стр. 281-282 учебника. | 32 неделя | | |
96 | Система образов в пьесе «Вишневый сад». | Урок совершенствования ЗУН. Беседа. Комментированное чтение | Внутреннее действие Подтекст Лирическая комедия Внутренний и внешний конфликт. | Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала. | ЗНАТЬ значение творчества писателя в контексте мировой литературы и театра. УМЕТЬ определять стилистические особенности автора. | Ответы учащихся. Тест по творчеству А.П. Чехова. | Ответить на вопросы 6-8 на стр. 282 учебника. | 32 неделя | | |
97 | Подготовиться к сочинению по творчеству А.П. Чехова. | 33 неделя | | |
98 | Развитие речи. Сочинение по творчеству А.П. Чехова. | Урок контроля ЗУН. Развитие речи. Творческая работа. | Темы сочинений: - Проблема авторского идеала в чеховских рассказах. («Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Студент») - Философская проблематика рассказов А.П. Чехова. - Образ «прошлого мира» в чеховской прозе. - «Вся Россия – наш сад» (по комедии Чехова «Вишневый сад») | УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме. | Проверка целостного восприятия романа. | Повторить основные тезисы записей лекция по разделам. | 33 неделя | | |
99 | 33 неделя | | |
100 | Промежуточная аттестация. Тест. | Контроль знаний | | | Совершенствование навыков тестовой работы | Проверка целостного восприятия литературы 19 века | Прочитать драму «Кукольный дом», задания по тексту драмы | 34 неделя | | |
101 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы . Поздний романтизм. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Использование компьютерной презентации. | | Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя | Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный опрос. | Индивидуальное задание- подготовить сообщение о Г.Мопассане, читать новеллу «Ожерелье» | | | |
102 | Ги де Мопассан. Обзор жизни и творчества. Сюжет и композиции новеллы «Ожерелье». Система образов. | Урок изучения нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы. | Внутреннее действие Подтекст Лирическая комедия Внутренний и внешний конфликт. | | ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения. УМЕТЬ видеть в тексте произведении художественные приёмы создания образов. | | | 34 неделя | | |
103 | Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Особенности конфликта, вопрос о правах женщины в драме «Кукольный дом» | Урок изучения нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы. | | Знание учащимися текста драмы. | ЗНАТЬ значение творчества писателя в контексте мировой литературы и театра. УМЕТЬ определять стилистические особенности автора. | Подготовить сообщение о жизни А.Рембо, прочитать стихотворение «Пьяный корабль» | | 35 неделя | | |
104 | А.Рембо. Жизнь и творчество. Аналитическое чтение «Пьяный корабль» | Урок изучения нового материала. Работа с текстом. | | Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала. | | Выучить отрывок стихотворения наизусть, читать повесть «Гобсек» | | 35 неделя | | |
105 | О.Бальзак. Проблема власти и денег в повести «Гобсек» | Урок изучения нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы. | | Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала. | ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения. УМЕТЬ видеть в тексте произведении художественные приёмы создания образов. | Подготовить вопросы для круглого стола по пройденным произведениям. | | 35 неделя | | |