СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса (непрофильный уровень) составлена по стандартам второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока.

Тип урока. Методы обучения. Использование ИКТ.

Теория литературы. Основные понятия

Проверяемый материал

Виды самостоятельной работы. Планируемые знания, умения и навыки.

Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности

Домашнее задание

Сроки проведения урока

Примечание


план


факт


1

Литература XIX в.

ВВЕДЕНИЕ.

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. «Прекрасное начало»


Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы

Использование компьютерной презентации.

Художественная литература как искусство слова

Знание основных тем, поднимаемых писателями ХVIII в.

Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя

Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный опрос.

*Прочитать предисловие и статью стр. 10-14

*подготовить сообщения: «Пушкин и Казань», «Молодые годы

Л.Н. Толстого», «С.Т. Аксаков и Казань», «Поэт Е.А. Боратынский и Казань»




1 неделя



2

У литературной карты Татарстана. Русские писатели XIX в. в Казани. Обзор русской литературы 1-ой половины XIX в.

Изучение нового материала.

Доклады учащихся с последующим обобщением материала; репродуктивный метод.

Использование компьютерной презентации.


Изучение отдельных фактов биографии

А. Пушкина,

Л. Толстого,

Е. Боратынского, С. Аксакова

Составление тезисов по теме «Русские писатели XIX в. в Казани»

Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный и индивидуальный опрос.

*опираясь на материал учебника охарактеризовать основные периоды творчества А. Пушкина по группам;

- «Лицейский период»

-«Петербургский период»

-«Южная ссылка»

-«Михайловский период»

-«Болдинская осень»

*прочитать статью «Песнь русским воинам» стр. 15-21, составить тезисный план.




1 неделя



3

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Анализ стихотворений: «Погасло древнее светило…», «Свободы сеятель пустынный…»


Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений.

Использование компьютерной презентации.

Классицизм

Романтизм

Вольнолюбиво поэзия

Элегия

Послание

Лироэпическая поэма

Знание фактов биографии А. Пушкина.

Анализ стихотворений (традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре)

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворения, контроль над составлением тезисов.

*прочитать с.22-36 учебника.

*выучить стихотворение по выбору учащегося: «Вновь я посетил…», пользуясь материалом учебника проанализировать его.




1 неделя


4

Лирика А. Пушкина. Стихотворения: «Подражание Корану», «Элегия», «Пророк», «Поэту»


Урок совершенствование ЗУН. Групповая, индивидуальная работа.

Стихотворение

Лирика

Философская лирика


Особенности поэзии А. Пушкина. Умение анализировать стихотворение.

Работа с учебником, составление опорных схем, совершенствование навыков выразительного чтения. Анализ лирического произведения

Опрос по домашнему заданию. Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворений.

Прочитать стр. 36-40 учебника, выразительное чтение стихотворений «Пророк», «Поэт».





2 неделя



5

«Поединок двух всадников» (поэма А. Пушкина «Медный всадник»)


Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Поэма лироэпический жанр

Особенности поэзии А. Пушкина. Умение анализировать стихотворение.

Работа со статьёй, совершенствование навыков выразительного чтения.

УМЕТЬ выделять художественные детали.

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик.

*рассказать о создании поэмы.

*выучить наизусть любой понравившийся отрывок из поэмы.




2 неделя



6

Развитие речи. Сочинение по творчеству А. Пушкина


Урок развития речи.

Совершенствование ЗУН.

Темы сочинений:

1. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

2. Образ «взыскательного художника» в лирике А. Пушкина.

3. Личность и государство в поэме А. Пушкина «Медный всадник».

4. Бунт «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Умение составлять план сочинению, умение выдержать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат.

Составление плана. Работа над сочинением по выбранной теме.

*завершить сочинение по выбранной теме.

*подготовить сообщения:

-«О жизни и творчестве М. Лермонтова;

-«Лермонтов в воспоминаниях современников»»




2 неделя



7

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Анализ стихотворений «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружен»


Урок -литературный портрет

Использование компьютерной презентации.

Байронизм

«Кольцевая» композиция

Историко-литературный процесс XIX в.

Знание биографии М. Лермонтова

Составление тезисного плана: «В чём сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?»

Сравнительный анализ лермонтовского и пушкинского «Пророков»

Прочитать стр. 65-72 учебника.

Выучить наизусть и подготовить анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»




3 неделя



8

Любовная лирика

М. Лермонтова. Стихотворения «Валерик», «Сон». Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу», «Нет, я не Байрон…»


Комбинированный урок

Использование компьютерной презентации.

Лирическая исповедь

«Интимный» патриотизм

Закрепление литературоведческих понятий

Анализ лирического текста, самостоятельный поиск при подготовке домашнего задания, знание материала урока, навыки обобщения, умение делать выводы.

Групповая работа по анализу стихотворения.

Прочитать стр. 72-78, написать конспект.

Выучить стихотворения по выбору «К***» или «Мой демон»




3 неделя



9

«Падший ангел». Поэма М. Лермонтова «Демон»


Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов

Байронизм

Богоборческая тема, духовная лирика, романтическая поэма

Закрепление литературоведческих понятий

Работа со статьёй учебника.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа.

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик

Стр. 79 учебника- выбрать тему сочинения, подобрать материал, цитатных характеристик. Написать сочинение по выбранной теме.




3

неделя



10

Н.В. Гоголь. Особенности стиля писателя, своеобразие его творческой манеры.


Урок -литературный портрет.

Использование компьютерной презентации.


Знание фактов биографии Н.Гоголя

Работа со статьёй учебника.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов.

Прочитать повесть Н. Гоголя «Невский проспект».

Прочитать статью учебника стр. 84-89, составить вопросник (план статьи в виде вопросов)





4 неделя



11

«Страшный мир» в повести

Н.В. Гоголя «Невский проспект». Соотношение мечты и действительности.


Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов


Закрепление понятий

Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов.

Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Прочитать стр. 89-98 учебника, подготовить устное сообщение.




4 неделя



12

Тема Петербурга в творчестве Н. Гоголя и А. Пушкина.



Урок-обобщение с привлечением ранее изученного материала.


Отражение «петербургской» темы в произведениях

А. Пушкина и

Н. Гоголя.

Совершенствование исследовательских навыков, развитие устной и письменной речи.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Повторить изученной о Н. Гоголя. Подготовиться к сочинению.

Выбрать тему сочинения на стр. 107 учебника.




4

неделя



13

Развитие речи.

Сочинение по творчеству

Н. Гоголя


Урок развития речи.

Творческая самостоятельная работа.

Темы сочинений:

1. «Мир «маленького человека» в петербургских повестях Н. Гоголя»

2. «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство»

3. «Конфликт мечты и действительности в повести Н. Гоголя «Невский проспект»


Сбор материала, подбор цитат. Умение раскрыть тему, использовать цитаты , правильно оформлять. Выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении.

Работа над сочинением

Подготовить вопросы для беседы с одним из писателей

1-ой половины XIX века.

Индивидуальные задания: сообщения об особенностях развития литературы 2-ой половины XIX века.




5

неделя



14

Социально-политическая ситуация в России 2-ой половины XIX века. Обзор русской литературы этого периода.


Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы.

Использование компьютерной презентации.

Славянофильство и западничество

«Физиологический »очерк

Антинигилистический роман

Народничество

«Почвенничество»

Знание основных понятий.

Совершенствование навыков тезисной записи лекции. Развитие монологической речи работа со статьёй учебника.

Проверка записи тезисов (выборочно)

Прочитать статью стр. 125-139

Подготовить сообщение:

-«Театр Островского»





5

неделя



15

А.Н. Островский. Жизнь и творчество.

Очерк жизни и творчества писателя. История создания драмы «Гроза»


Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов

Использование компьютерной презентации.

Трагикомедия

Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись

Умение пересказывать содержание пьес и высказывать свои суждения.

Развитие монологической речи учащихся, углубление знаний о многообразии литературных жанров.


Сообщения учащихся «Театр Островского»

Составление хронологической таблицы по жизни и творчеству

А. Островского

Подготовить пересказ статьи учебника стр.141-146, стр. 158-162 и драму «Гроза»





5

неделя



16

Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова.


Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов. Творческое чтение по ролям.

Трагикомедия

Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись

«Принцип качелей»

История создания драмы

Подготовка к выразительному чтению.

Творческое самостоятельное чтение.

УМЕТЬ выполнять сопоставительный анализ, делать выводы, рассуждать.


Чтение по ролям, выделение характерных особенностей драмы –поиск доказательств, составление словесных характеристик.

Прочитать с. 162-171 учебника.

Подобрать цитаты к образу Катерины. Выучить монолог Катерины «Отчего люди не летают, как птицы…»




6

неделя



17

Катерина в системе образов. Внутренний мир героини.


Урок-диспут.

Трагикомедия

Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись

«Принцип качелей»

Анализ статьи учебника. Знание текста, умение комментировать отдельные эпизоды

УМЕТЬ выполнять сопоставительный анализ, делать выводы, рассуждать

Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте

Групповые задания:

*Слово о Добролюбове.

Согласны ли вы с мнением критика, что Катерина –«луч света в темном царстве»

*Согласны ли вы с пониманием характера Катерины

Д.И. Писарева




6 неделя



18

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.


Урок-семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий раздела учебника .

Диспут.

Трагикомедия

Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись

«Принцип качелей»

Знание статьи

Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Понимание пьесы.

Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы.

Индивидуальные выступления учащихся.

ЗНАТЬ материал урока.

УМЕТЬ обобщать конспектировать; использовать критическую литературу, составлять тезисы статей.

Беседа, диспут, индивидуальные выступления.

Составление тезисов «Почему погибла Катерина?»

*Написать заметку в газету «Своеобразие пьес Островского»

*Подготовка к сочинению (темы на стр. 175 учебника), подобрать материал, составить план.



6

неделя



19

«Гроза» - самое решительное произведение Островского. (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»)


Урок-семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий раздела учебника .

Диспут.

Трагикомедия

Семейно-бытовая драма, речевая характеристика, бытопись

«Принцип качелей»

Знание статьи

Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Понимание пьесы.

Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы.

Индивидуальные выступления учащихся.

ЗНАТЬ материал урока.

УМЕТЬ обобщать конспектировать; использовать критическую литературу, составлять тезисы статей.

Беседа, диспут, индивидуальные выступления.

Составление тезисов «Почему погибла Катерина?»

*Подготовка к сочинению (темы на стр. 175 учебника), подобрать материал, составить план.


7

неделя



20

Развитие речи. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

Урок развития речи. Составление плана сочинения.

Творческая работа учащихся

Темы сочинений:

*Почему произведения А.Н. Островского называли «пьесами жизни»?

*«Религия обмана» и её служители в комедии «Свои люди – сочтёмся!»

*Образ «затерянного» города в драме А.Н. Островского «Гроза»

*Смысл названия и образная символика драмы «Гроза»

*Был ли иной путь у Катерины?

*Образ Кулигина.

*Город Калиной и его обитатели.

*Катерина и Кабаниха как два полюса народной жизни.

*Образ Катерины и трагедия совести в драме А.Н. Островского «Гроза»





УМЕТЬ составлять план сочинения, использование цитата в работе.





Самостоятельная творческая работа с последующим письменным контролем.





Завершить работу над сочинением.

Подготовить сообщения «Жизненный путь

И.А. Гончарова»



7 неделя



21

Развитие речи. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Урок совершенствования навыков по использованию цитат в письменном высказывании.



7

неделя



22

И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества писателя. Расцвет реализма в литературе второй половины XIX века.

Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы. Индивидуальные выступления учащихся.

Использование компьютерной презентации.

Роман

Реализм

Типический характер

Утопия

Автобиографизм

Социально-философский роман

«Говорящая» деталь


Знание биографии писателя

Запись тезисов.

РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельной исследовательской работы

Рецензия на устные ответы учащихся. Индивидуальный и фронтальный опрос, проверка тезисов лекции.

Работа с учебником стр. 176-179, прочитать и пересказать.

Начать читать роман «Обломов» (главы 1-10)



8 неделя



23

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и его посетители. Петербургская «обломовщина»

Урок изучения нового материала.

Беседа.

Работа с текстом.

Анализ отдельных глав.

Роман

Реализм

Типический характер

Утопия

Автобиографизм

Социально-философский роман

«Говорящая» деталь

Обломовщина


Знание тропов и стилистических фигур, умение объяснять их функцию. Знание и понимание текста. Выборочный пересказ.

Анализ начальных глав романа.

Запись тезисов.

РАЗВИВАТЬ навыки анализа прозаического текста

Рецензия на устные ответы учащихся.

Проверка тезисов лекции.

Перечитать главы, повествующие об Обломове и Штольце. Определить роль антитезы.





8

неделя



24

Обломов и Андрей Штольц. Прием антитезы.


Урок изучения нового материала.

Беседа.

Работа с текстом.

Анализ отдельных глав.

Антипод

Антитеза

Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста.

Анализ отдельных эпизодов. Запись тезисов.

РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста.

УМЕТЬ вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы, работа с текстом,

Задания по группам:

1. Любовь Ольги Ильинской.

2. Любовь Агафьи Пшеницыной.

Перечитать соответствующие главы романа.

Составить портретную характеристику



8 неделя



25

Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Урок изучения нового материала.

Беседа, работа с текстом.

Роман

Реализм

Типический характер

Утопия

Автобиографизм

Социально-философский роман

«Говорящая» деталь


Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста.

Анализ отдельных глав.

РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста.

УМЕТЬ анализировать прозаический текст, вести диалог, составлять сравнительную характеристику.


Проверка тетрадей.

Рецензия на ответ.

Фронтальный опрос.

Творческое задание на выбор:

*Написать письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам;

*Написать творческую работу «Размышления тапочек (халата, дивана) Обломова»



9 неделя



26

Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов». Проблематика романа.

Урок – исследование.

Коллективная творческая работа.

Работа в группах.

Роман

Реализм

Типический характер

Утопия

Автобиографизм

Социально-философский роман

«Говорящая» деталь


Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста.

Анализ отдельных глав. Запись тезисов.

РАЗВИВАТЬ умения работать в группе; вести диалог.

Проверка тезисов.

Рецензия на ответ

Фронтальный опрос.

Выполнение заданий по группам.

Домашнее сочинение по одной из тем:

*Это «ядовитое» слово «обломовщина»

*В чём состоит трагедия жизни Обломова?

*Обломов – общечеловеческий тип.

*Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

*Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление?



9

неделя



27

Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Урок контроля знаний.

Роман

Реализм

Типический характер

Утопия

Автобиографизм

Социально-философский роман

«Говорящая» деталь


Знание литературоведческого материала, умение применять на практике. Знание и понимание текста.

Анализ отдельных глав.

РАЗВИВАТЬ навыки самостоятельного анализа текста.

УМЕТЬ анализировать прозаический текст, вести диалог, составлять сравнительную характеристику.


Письменная работа по карточкам с творческим заданием.

Прочитать стр. 211-214 учебника и подготовить сообщения по группам:

*Биография писателя

И.С. Тургенева.

*Тургенев и Полина Виардо.

*Тургенев и журнал «Современник»





9 неделя



28

И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь.



Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы.


Использование компьютерной презентации.

Социально-психологический роман

Лирическая проза

«Тайный психологизм»

Очерк

Стихотворения в прозе

Биография писателя. Творческий путь.

Знание исторической обстановки.

Составление хронологической таблицы «Жизненный и творческий путь

И.С. Тургенева»

ЗНАТЬ о жизни и творчестве писателя.

УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные сообщения.

Проверка опорных записей

Прочитать рассказы «Певцы», «Хорь и Калиныч» или другие по выбору.

Дать характеристику образам крестьян в рассказах.





10 неделя



29

Народ от поэзии к правде.

Рассказы цикла «Записки охотника»

Урок изучения нового материала.

Анализ рассказов в контексте проблематики текста с опорой на ранее изученное

Социально-психологический роман

Лирическая проза

«Тайный психологизм»

Очерк

Стихотворения в прозе

Содержание рассказов Тургенева. Критические отзывы о рассказах Тургенева.

Составление таблицы «Человеческие типы в рассказах И.С. Тургенева»

ЗНАТЬ особенности рассказов из цикла «Записки охотника», основных героев.

Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. Выразительное чтение фрагментов текста и его анализ. Составление таблицы.

Читать роман Тургенева «Отцы и дети» (главы 1-11), ответить на вопросы.

Прочитать стр. 223-234 учебника.




10 неделя



30

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.

Урок изучения нового материала.

Работа с текстом.

Лекция учителя




Использование компьютерной презентации.

Социально-психологический роман

Лирическая проза

«Тайный психологизм»

Очерк

Стихотворения в прозе

Умение комментировать отдельные эпизоды

Работа со справочной литературой.

ЗНАТЬ историю создания, особенности композиции и систему образов романа.

УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные сообщения.

Комментированное чтение.

Записи в тетрадях

основных тезисов.

Прочитать главы 10-14 романа;

Стр. 234-239 учебника, ответить на вопрос № 6 стр. 254 учебника.

Написать фрагмент дневника:

*от имени Базарова - «Деревенский аристократ»

*от имени Павла Петровича – «Волосатый нигилист»



10 неделя



31

Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки.

Урок – практикум.

Работа с текстом.

Комментированное чтение.

Аналитическая беседа.

Нигилизм

Знание текста, умение комментировать эпизоды и делать выводы.

Самостоятельное чтение.

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова».

ЗНАТЬ средства создания художественного образа в прозаическом произведении.

УМЕТЬ анализир.-ть художественный образ.

Анализ текста, языковые особенности в речевой характеристике героев.


Дочитать роман «Отцы и дети» ответить на вопрос № 8 на стр. 254 учебника.

Написать сочинение-миниатюру «Моё первое знакомство с Базаровым»

Закончить составление таблицы «Базаров и Павел Кирсанов»



11 неделя



32

Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования.

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа и самостоятельная работа.

Социально-психологический роман

«Тайный психологизм»


Портрет поколений, его общественно-историческая основа.

Анализ теста.

ЗНАТЬ смысл названия романа, его проблематику.

УМЕТЬ делать выводы, составлять конспект урока, подбирать цитаты, характеризующие героев

Проверка выводов по основным вопросам урока.

Составление сравнительной характеристики «отцов» и «детей»

Групповые задания:

*Женские образы в романе.

*Любовь Павла Кирсанова и княгини Р.

*Николай Петрович и Фенечка.

*Аркадий и Катя.

Ответить на вопрос : «Выдержали ли герои испытание любовью?»



11 неделя



33

Любовь в жизни героев романа.

Урок-обобщение и систематизации знаний.

Сообщение учащихся.

Анализ эпизодов.

«Тайный психологизм»


Сообщения учащихся, анализ любовных эпизодов.

УМЕТЬ подбирать материал к сообщению, анализировать эпизоды, подбирать цитаты, строить монологическую речь.

Проверка подготовленных групповых заданий, коллективный анализ эпизодов.

Анализ глав 27-28

Индивидуальное задание: подготовить сообщения по темам:

*Базаров и лженигилисты.

* «Отцы и дети в русской критике»



11 неделя



34

Базаров- нигилист. Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев «Базаров»

Комбинированный урок.

Сообщения учащихся, лекция.

Нигилизм

Сообщения о нигилистах и лженигилистах

Русские критики о романе «Отцы и дети»

Подбор цитатного материала для характеристики образа Ситникова, Кукушкиной. Выписки из критических статей.

ЗНАТЬ различные оценки образа Базарова в русской критике.

УМЕТЬ работать с критической статьёй.

Проверка тезисов, цитат

Собирать материал для написания сочинения по творчеству И.С. Тургенева.

Выучить стихотворение в прозе по выбору.



12 неделя



35

Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни.



Урок-практикум.

Анализ стихотворений в прозе, выразительное чтение.


Использование компьютерной презентации

Стихотворения в прозе

Внутренний жест

Образы-символы

Чтение и анализ стихотворение

Чтение наизусть.


Чтение и анализ стихотворений.

ЗНАТЬ особенности стихотворений в прозе, их художественное своеобразие.

УМЕТЬ применять литературоведческую терминологию при анализе стихотворений.

Чтение наизусть, устный и письменный анализ стихотворений в прозе.

Написать сочинение по творчеству И.С. Тургенева по одной из предложенных тем:

*Грани народного характера в рассказах цикла «Записки охотника»

*В чём трагизм судьбы Базарова?

*Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети»

И. Тургенева.

*Жанровое и тематическое своеобразие тургеневских стихотворений в прозе.

*Е. Базаров и Павел Кирсанов в романе.

*Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.

*Устарела ли проблема «отцов» и «детей» в наше время?



12 неделя



36

Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове.

Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы.


Использование компьютерной презентации


Биография поэта. Викторина п произведениям Некрасова.

ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии.

УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение.

Составление хронлогической таблицы основных этапов жизни Некрасова. Запись лекции.

Подготовить рассказ о поэте.

Определить основные мотивы цикла «О погоде», выделить ключевые слова.

Подготовить сообщение:

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»



12 неделя



37

Гражданский пафос поэзии Некрасова. Анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «О, Муза!...», «Внимая ужасам войны…»



Урок совершенствования ЗУН.

Чтение стихотворений и их толкование.

Элегия

Лирический герой некрасовских стихотворений, средства создания художественного образа, новаторство Некрасова. Основные этапы литературоведческого анализа поэтического текста.

Анализ цикла «О погоде». Анализ стихотворений и сопоставление со стихами других поэтов.

ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии.

УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Чтение и анализ стихотворений.

Выучить стихотворение «Элегия» (А.Н. Еракову), произвести его устный анализ.

Письменный анализ стихотворения «Муза»

Прочитать стихотворения Некрасова по теме «Поэт и поэзия».

Начать читать поэму «Кому на Руси жить хорошо»



13 неделя



38

Тема поэта и гражданина в лирике поэта. «Поэт и гражданин», «Элегия», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Блажен незлобивый поэт»

Комбинированный урок

(практикум + семинар).

Слово учителя, беседа, сообщения учащихся.

Практические задания по анализу стихотворений.

Лирический эпос.

Художественное своеобразие лирики Некрасова.

Комментированное чтение, анализ стихотворений.

ЗНАТЬ биографию поэта, основные темы, идеи и образы его поэзии.

УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение

Устный опрос.

Выразительное чтение.

Комментирование.

Ответить на вопрос: «Устарела ли некрасовская позиция в наше время?»

Сообщение по теме «Некрасов и пореформенная эпоха»



13 неделя





39

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Урок изучения нового материала и актуализации ранее изученного материала.

Лекция с элементами беседы. Работа с тестом поэмы.


Анализ лирического произведения.

Комментированное чтение. Ответы на вопросы.

ЗНАТЬ жанровое своеобразие поэмы, основные темы и систему образов произведения.

УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение.

Устный опрос. Выразительное чтение. Комментирование

Работа с учебником стр. 311-314, прочитать, уметь рассказать.

Подготовить сообщения по группам:

*О Якове Нагом;

*О Ермиле Гринине;

*О Савелии – богатыре святорусском.



13 неделя



40

Поиски правды и счастья в поэме Н. Некрасова. Народное представление о счастье.

Урок совершенствования ЗУН.

Рассказ учителя с элементами беседы и комментированное чтение.


Знание содержания поэмы. Характеристика героев.

Комментированное выразительное чтение.

УМЕТЬ давать характеристики, сопоставлять героев.

Тестирование.

Ответы на вопросы.

Дочитать поэму.

Найти вставные эпизоды и определить их роль.

Перечитать главу «Крестьянка» и ответить на вопросы



14 неделя



41

Тема женской доли в поэме Н. Некрасова. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи»

Урок формирования ЗУН.

Работа с текстом.

Выразительное чтение отдельных эпизодов.


Народные идеалы и представления главной героини.

Ответы на вопросы, устные сообщения.

УМЕТЬ сравнивать и сопоставлять героев, делать выводы и обобщения.

Реализация домашнего задания.

Тестирование

Составление плана по теме «Образ Матрёны Тимофеевны»

Перечитать главы «Помещик», «Последыш».

Пересказ эпизодов «Про холопа примерного- Якова верного», легенду «О двух великих грешниках»

Выучить одну из песен Гриши Добросклонова.




14 неделя



42

Образы правдоискателей и народного заступника Гриши Добросклонова. Смысл названия поэмы.

Урок изучения нового материала.

Работа с текстом с элементами беседы.



Знание текста, умение комментировать отобранный материал.

ЗНАТЬ и УМЕТЬ сопоставлять образы и делать обобщения и выводы.

Реализация домашнего задания.

Составление плана к сообщению.

Подобрать материал к сочинению по одной из выбранных тем:

*Проблема народного счастья в поэме

Н. Некрасова.

*Образы помещиков в поэме.

*Тяжёлая доля крестьянки.

*Н. Некрасов о назначении поэта и поэзии.



14 неделя



43

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.

Урок развития речи.

Творческая работа.


Читательские и творческие способности. Выбор жанра в соответствии с темой.

УМЕТЬ собирать материал, подбирать цитаты, раскрывать тему сочинения, грамотно оформлять работу, составлять план сочинение

Оценивание творческой работы.

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о жизни и творчестве Г.Тукая.

Прочитать поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»



15 неделя





44

У литературной карты Татарстана.

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Особенности поэмы «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»

Обзорный урок с сообщениями учащихся


Знание текста поэмы.

УМЕТЬ записывать выводы по теме урока, самостоятельно сопоставлять произведения разных писателей.

Проверка записей, умения сравнивать, сопоставлять

Письменная работа по теме: «Некрасовские традиции в поэзии Г.Тукая»

Индивидуальные задания:

*Сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.

Читать поэзию Ф.И. Тютчева.



15 неделя



45

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений: «Silentium!», «Не то, что мните, вы, …», «Умом Россию не понять…»,

Урок изучения нового материала.

Сообщение учащихся, лекция и анализ стихотворений.



Биография Ф.И. Тютчева. Особенности его поэзии.

ЗНАТЬ о философском характере лирик Ф. Тютчева.

УМЕТЬ выступать, составлять тезисы, выявлять особенности стиля, анализировать стихотворения.

Устный опрос.

Выборочная проверка тезисов.

Чтение стихов поэта.

Чтение наизусть и анализ стихотворения о природе (по выбору).

Составить хронологическую таблицу по биографии поэта.




15 неделя



46

«Мыслящая поэзия» Тютчева. «День и ночь», «Наши бедные селенья…», «Нам не дано предугадать»

Урок совершенствования ЗУН.

Анализ стихотворений.


Анализ, восприятие, истолкование , оценка лирического произведения.

УМЕТЬ определять темы, идеи, настроения, размеры стихотворений, находить средства художественной выразительности.

Устный и письменный опрос.

Выучить стихотворение «Silentium!»

Написать сочинение-миниатюру:

*Человек и природа

*Величие России и её роль в мировой истории.



16

неделя



47

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева(«О, как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Последняя любовь»)

Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы.

Чтение наизусть


Знание текста стихотворений

письменный или устный анализ произведений.

УМЕТЬ самостоятельно выполнять сопоставительный анализ стихотворений, оценивать лирическое произведение.

Устный опрос.

Чтение и анализ стихотворений Ф. Тютчева о любви, одно выучить наизусть.

Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета.

Читать стихотворения

А.А. Фета



16 неделя



48

А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Анализ стихотворений «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье, трели соловья»

Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы.

Доклады учащихся.

Чтение наизусть стихотворений.


Тезисный план лекции.

Умение отмечать средства художественной выразительности.

ЗНАТЬ о глубоком психологизме лирики А.Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений.

УМЕТЬ составлять хронологическую таблицу, работать с поэтически произведением.

Запись лекции.

Чтение наизусть и анализ стихотворений.

Выступления учащихся.

Ответы на вопросы учителя.

Составить хронологическую таблицу, использую стр. 33-39, ответить на вопросы на стр.50

Выучить одно стихотворение А.А. Фета.

Сделать анализ стихотворения «На зари ты её не буди…»



16 неделя



49

Гармония слияния человека с природой. («Сияла ночь…», «Ещё майская ночь», «Заря прощается с землею»

Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы.

Анализ стихотворения.


Знание текстов стихотворений

Умение анализировать стихи, находить тропы.

ЗНАТЬ основные мотивы стихотворений А.А. Фета.

УМЕТЬ определять стихотворные размеры, сопоставлять произведения

Фронтальный опрос по биографии А. Фета.

Индивидуальные задания, связанные с определением размера стихотворений.

Изучить статью стр. 40-50 учебника.

Составить её тезисный план.

Групповые задания:

1 группа – подобрать стихотворения о природе, сделать анализ, выучить одно их них;

2 группа- подобрать стихотворения о любви сделать анализ, выучить одно их них;

3 группа - подобрать стихотворения о Родине, сделать анализ, выучить одно их них.



17 неделя



50

Красота и поэтичность любовного чувства в лирике А.А. Фета («Ещё одно забывчивое слово», Одним толчком согнать ладью живую…»

Комбинированный урок.

Лекция с элементами беседы и анализом стихотворения.


Особенности раскрытия темы любви в лирике А.Фета.

ЗНАТЬ особенности любовной лирики А.Фета.

УМЕТЬ анализировать поэтическое произведение.

Беседа об особенностях любовной лирики А.Фета на основе самостоятельно прочитанных стихотворениях.

Чтение наизусть.

Подобрать материал к одному из сочинений:

*«Не то, что мните вы, природа…» (по лирике Ф.И. Тютчева)

*Человек, природа, Вселенная в поэзии Ф. Тютчева.

* «Умом Россию не понять…» (патриотическая тема в лирике Ф. Тютчева)

* Русская природа в лирике А.А. Фета

*Философские мотивы в лирике А.Фета

*Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.Фета.

*Роль пейзажа в философской лирике Ф.Тютчева.



17 неделя



51

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Урок развития речи.

Творческая работа


Умение раскрыть тему, подбирать цитаты, делать обобщения и выводы.

УМЕТЬ осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Проверка умения излагать мысли в письменной форме.

Закончить творческую работу.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве

Н.С. Лескова.

Прочитать рассказы «Овцебык», «Очарованный странник»



17 неделя



52

Н.С. Лесков. «Русский антик». Очерк жизни и творчества.

Урок изучения нового материала.

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.


Рассказы Лескова.

ЗНАТЬ творческий путь Н. Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Лескова.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Прочитать стр. 52-62 учебника.

Составить свой рассказ о жизни и творчестве писателя.

Прочитать повесть «Очарованный странник», подготовить краткий пересказ.




18 неделя



53

«Хождение» очарованной души. Повесть Н. Лескова «Очарованный странник».

Обзорный урок с выступлениями учащихся.

Литературный сказ

Жанр путешествия

Биография Лескова.

ЗНАТЬ творческий путь Н. Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

УМЕТЬ объяснять смысл повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества в повести, роль фольклорных мотивов, характеризовать образ Ивана Флягина как смысл пробуждения русского народа.

Ответы на вопросы.

Определить мотивы русского фольклора в повести, пересказ и комментирование отдельных сцен.

Ответить на вопросы 9-10 на стр.76-77 учебника.

Составить карту путешествия Ивана Флягина.

Сочинение-рассуждение:

«Почему Иван Флягин стал праведником?»



18 неделя



54

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. Лескова.

Урок обобщения и контроля.


Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала

УМЕТЬ составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат.

Индивидуальная и коллективная

Завершить работу над сочинением.

Индивидуальное сообщение по биографии Салтыкова- Щедрина.



18 неделя



55

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

Урок изучения нового материала.

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Сатира

Хронотоп

Гротеск

Псевдоним

Закрепление литературоведческих понятий

ЗНАТЬ о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенности его сатиры.

УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя.

Беседа по вопросам.

Выступления учащихся.

Составить историко-биографический очерк по Салтыкову- Щедрину.

Составить словарик терминов, раскрывающих понятие «сатира».

Прочитать 2-3 сказки сатирика.

Прочитать «Историю одного города»



19 неделя



56

Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста».

Урок-обзор с включением анализа сказки «Богатырь»

Литературная сказка

Фольклорная стилизация

Эзопов язык

Закрепление литературоведческих понятий

ЗНАТЬ особенности и тематическое многообразие «Сказок…».

УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведений, роль художественных средств.

Опрос-беседа.

Сопоставительный анализ сказок сатирика и произведений

Н. Некрасова.


Подготовить устный анализ или отзыв на прочитанную сказку.

Составить тесты по теме «Сказки Салтыкова»



19 неделя



57

Сатира на «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Литературная беседа. Работа над текстом сказок. Аналитическая беседа.

Литературная сказка

Фольклорная стилизация

Эзопов язык

Аллегория

Закрепление литературоведческих понятий

ЗНАТЬ особенности и тематическое многообразие «Сказок…».

УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведений, роль художественных средств.

Выступление учащихся по вопросу 9 на стр. 107.

Опрос- беседа по тексту.

Придумать сатирическую сказку на школьную тему.

Читать повесть «История одного города»



19 неделя



58

«История одного города» как сатирическое произведение.

Урок-открытие.

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания.

Фантастика

Гротеск

Иносказание

Закрепление литературоведческих понятий.

Знание содержания романа.

УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.

Анализ отдельных эпизодов.

Выполнение проблемных заданий.

Ответить на вопросы, индивидуальные задания



20 неделя



59

Обличие деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.

Урок-открытие.

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания.

Фантастика

Гротеск

Иносказание

Закрепление литературоведческих понятий.

Знание содержания романа.

УМЕТЬ в процессе анализа определять проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.

Анализ отдельных эпизодов.

Выполнение проблемных заданий.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве

А.К. Толстого. Выучить одно из стихотворений поэта.



20 неделя



60

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «против течения», «Государь ты наш батюшка».

Урок изучения нового материала.

Лекция с включением выступлений учащихся.

Анализ стихотворений поэта.



Знание биографических сведений, умение анализировать лирические произведения.

ЗНАТЬ основные мотивы, темы и образы А.К. Толстого.

УМЕТЬ анализировать лирическое произведение.

Проверка тезисов лекции.

Анализ стихотворений поэта.

Прочитать стр. 110-126 учебника, составить тезисный план.

Сделать устный анализ одного из стихотворений.

Индивидуальное задание: сообщение о творчестве Л.Н. Толстого



20 неделя



61



21 неделя



62

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.К. Толстого.

Урок развития речи.

Темы сочинений:

-Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого.

- «Край ты мой, родимый край…» (Тема Родины в лирике А.К. Толстого)

-Красота природы и природа красоты в поэзии А.К. Толстого.

-Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.

УМЕТЬ составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат.

Составление плана (сложного, тезисного, цитатного)

Написать сочинение по выбранной теме.

Прочитать материал учебника «Биография Л.Н. Толстого», подготовить устное сообщение.



21 неделя



63

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь.

Урок изучения нового материала.

Лекция с включением выступлений учащихся.




Биографические сведения. Историко-литературный процесс России во 2-ой половине ХIХ века.

ЗНАТЬ основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

УМЕТЬ делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Составление хронологической таблицы, запись основных тезисов лекции.

Ответы на вопросы.

Прочитать стр. 129-145 учебника, закончить составление хронологической таблицы.

Читать роман «Война и мир»



21 неделя



64

«Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру».

Урок изучения нового материала


Знание текста «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

УМЕТЬ выявлять позицию автора через анализ сюжета, портрета, пейзажа.

Устная и письменная работа с текстом.

Завершить анализ очерка «Севастополь в декабре месяце»

Индивидуальное сообщение:

- Замысел и история создания романа «Война и мир».



22

неделя



65

История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа- эпопеи «Война и мир».

Урок изучения нового материала.

Лекция учителя, сообщения учащихся.

Роман-эпопея

Закрепление литературоведческих понятий

ЗНАТЬ историю создания романа и смысл заглавия.

УМЕТЬ видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие сюжета романа-эпопеи.

Выступления учащихся.

Прочитать стр. 146-155 учебника, составить тезисный план.

Прочитать т.1 ч.1 романа «Война и мир»

Охарактеризовать салон Анны Павловны Шерер.

П. Безухов и А. Болконский – сравнительная характеристика



22 неделя



66

Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Шерер». Петербург 1805 года.

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа, выступления учащихся, просмотр кадров кинофильма.

Антитеза

Чтение т.1 ч.1, анализ эпизода.

ЗНАТЬ авторскую позицию в данном эпизоде.

УМЕТЬ анализировать эпизод.

Проверка тезисов.

Характеристика героев.

Используемые художественные средства.

Прочитать эпизод «Именины у Ростовых»; «Приезд Андрея Болконского с женой в Лысые горы».

Подготовить сжатые пересказ эпизодов.

Объяснить их значение для понимания образов героев.



22 неделя



67

Именины у Ростовых. Лысые горы.

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа

Анализ эпизодов

Просмотр кадров кинофильма.


Знание текста романа, анализ эпизодов.

УМЕТЬ видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Характеристика героев. Используемые художественные средства.

Ответить на вопрос: «В какой семье (Ростовых, Болконских) хотели бы воспитываться вы и почему?».

Перечитать т.1 ч. 2 ответить на вопросы.

Подготовить сообщение «Подвиг Андрея Болконского и его разочарование в «наполеоновских» мечтах»



23

неделя



68

Изображение войны 1805-1807 года. Смотр войск на Браунау.

Урок-семинар.

Выполнение заданий творческого характера.


Знание фактического материала.

УМЕТЬ видеть роль приёма антитезы в изображении Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа.

Пересказ, анализ эпизода.

Комментированное чтение.

Работа по карточкам.

Прочитать стр. 159-164 учебника.

Письменная работа по выбору:

- «Истинный и ложный патриотизм»

- «Отношение толстого к войне»




23 неделя



69

Путь духовных исканий

А. Болконского и П. Безухова.

Урок изучения нового материала.

Беседа, просмотр кадров из кинофильма.

Масонство

«Ум сердца»

Диалектика души

Знание фактического материала.

УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий

А. Болконского и

П. Безухова, выявлять средства художественной выразительности, видеть приём «диалектики души» в изображении героя.

Пересказ, анализ эпизода.

Комментированное чтение.

Работа по карточкам.

Прочитать стр. 166-170 учебника.

Составить тест по т.2.

Выучить отрывок «Описание дуба».

Написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю П. Безухова», или «Андрей Болконский в моём представлении»



23 неделя



70

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

Урок изучения нового материала.

Беседа.

Просмотр кадров кинофильма.


Знание фактического материал.

ЗНАТЬ авторскую позицию в данном эпизоде.

УМЕТЬ анализировать эпизод.

Пересказ, анализ эпизода.

Комментированное чтение.

Тестирование.

Перечитать основные эпизоды ч.1-3 т.3

Найти эпизоды:

-Настрой французской армии, Наполеон накануне Бородинской битвы.

-Настрой русской армии, Кутузов накануне Бородинской битвы.



24 неделя



71

Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе.

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа

Анализ эпизодов

Просмотр кадров кинофильма.

Историзм

Авторское отступление

Знание эпизода «Бородинское сражение»

УМЕТЬ выявлять авторскую позицию, самостоятельно делать выводы по основным вопросам урока.

Сообщения учащихся.

Пересказ эпизода.

Комментированное чтение.

Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника.



24 неделя



72

Изображение Бородинской битвы как идейного композиционного центра романа.

Урок-исследование.

Проблемные задания, задания исследовательского характера.


Чтение т.3 ч.3.

Тезисы:

*Народ в изображении Толстого.

*Кутузов и Наполеон- нравственные антиподы романа, черты личности и черты полководца.

УМЕТЬ увидеть роль антитезы в изображении писателем истинного патриотизма, величие Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, делать сравнительную характеристику героев.

Составление плана сравнительной характеристики.

Составление таблицы.

Прочитать стр. 176-183 учебника.

Закончить составление таблицы «Кутузов и Наполеон».

Подготовить сообщения:

*«Дубина народной войны- партизанское движение»

*«Петя Ростов на войне»



24 неделя



73

«Дубина народной войны». Бегство французской армии. Последний период войны и её воздействие на героев.

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа

Анализ эпизодов

Просмотр кадров кинофильма.


Знать содержание т.4ч. 1-2

УМЕТЬ видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем писатель видит величие русского народа; понимать , что образы Т. Щербатого и П. Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера

Сравнение поведения великосветского общества с поведение простого русского народа во время угрозы войны.

Прочитать стр.171-176 учебника.

Рассказать по содержанию тома 4:

*о встрече Пьера с П. Каратаевым;

*о гибели Пети Ростова;

*о личности Наполеона;

*О Пьере и Наташе;

*Пьер до и после плена.



25 неделя



74

«Мысли народная» в романе Толстого. Истинный и ложный патриотизм.

Урок- семинар.

Выступления учащихся

Беседа.

Просмотр кадров кинофильма.

Историзм


Том 4.

Критерии толстовской оценки жизни.

УМЕТЬ видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем писатель видит величие русского народа.

Сообщения учащихся.

Сравнительная характеристика крестьян в имении Ростовых и Болконских и

П. Каратаева и

Т. Щербатого.

Написать сочинение-миниатюру:

1 «Скрытая теплота патриотизма»

2 «Петя Ростов в партизанском отряде».

3 «Партизанская война 1812 года»

Прочитать эпилог.



25 неделя



75

«Мысль семейная» в романе.

Урок изучения новой темы.

Лекция учителя с элементами беседы.

Выступления учащихся.

Диалектика души

Чтение эпизодов из эпилога.

УМЕТЬ видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей, представленных в романе.

Устная вопросная форма.

Перечитайте эпизоды, связанные с Наташей Ростовой.

Составьте цитатную характеристику героини.




25 неделя



76

Наташа Ростова и княжна Мария как любимые героини Л. Толстого.

Урок изучения новой темы.

Лекция учителя с элементами беседы.

Выступления учащихся.

Диалектика души

Выборочный пересказ отдельных эпизодов.

УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.


Составление развёрнутого тезисного плана «Наташа Ростова как идеал русской женщины в понимании Толстого»

Подготовить к классному сочинению, подобрать необходимый материал.



26 неделя



77

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Урок изучения новой темы.

Лекция учителя с элементами беседы.

Выступления учащихся.

Диалектика души

Выборочный пересказ отдельных эпизодов.

УМЕТЬ характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.


Составление развёрнутого тезисного плана «Наташа Ростова как идеал русской женщины в понимании Толстого»

Подготовить к классному сочинению, подобрать необходимый материал.

26

неделя



78

Развитие речи. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Урок развития речи.

Самостоятельная творческая работа


Читательские способности.

Выбор жанра сочинения.


УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме.

Работа над сочинением.


Подготовить сообщение о жизни и творчестве

Ф. М. Достоевского.

Прочитать материал учебника стр. 203-214.

Начать читать роман «Преступление и наказание»



26 неделя



79


27 неделя



80

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

Урок изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы, индивидуальные выступления учащихся.

Идеологический роман

Знание биографии писателя, основных литературоведческих понятий.

ЗНАТЬ основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, психологизм, синтетичность композиции.

УМЕТЬ выступать с сообщениями о жизни и творчестве писателя.

Самостоятельное знакомство с критической литературой по «Дневнику писателя»

Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя.

Читать роман «Преступление и наказание»



27 неделя



81

Замысел и история создания романа «Преступление и наказание»

Урок изучения нового материала.

Работа с текстом.

Философская проблематика

Идеологический роман

Знание биографии писателя, основных литературоведческих понятий.

ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

УМЕТЬ видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов.

Беседа-опрос по отдельным эпизодам романа.

Проверочная работа по содержанию романа.

Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга.

Как раскрывается городская тема в романе?

Подобрать эпизоды, рассказывающие об условиях жизни Раскольникова (опережающее задание)



27 неделя



82

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Урок изучения нового материала.

Беседа с включением сообщений учащихся.

Полифония

(Многоголосье)

Чтение эпизодов, описывающих Петербург

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа влияние на человека страшного мира призрачного Петербурга, понимание и осмысление того, что может вытолкнуть человека на обочину жизни.

Опрос.

Реализация домашнего задания.

Выступление учащихся.

Творческая работа по теме: «Петербург Достоевского».

Рассказ о быте Мармеладовых.




28 неделя



83

Мир «униженных и оскорблённых» в романе

Ф.М. Достоевского.

Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, работа с текстом, комментированное чтение.

Внутренняя речь

Прямые оценки, характеристики «униженных и оскорблённых» в романе.

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека», философскую и духовную проблематику, протест против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизм романа Достоевского, художественные приёмы раскрытия образов.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Письменно ответить на вопрос; «Как я понимаю теорию Раскольникова?»

Проследить внутреннюю речь главного героя.








28 неделя



84

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Урок изучения нового материал.

Развёрнутая характеристика с анализом ключевых глав.

Герой-«двойник»

Идея «сверхчеловека


Составление плана характеристики главного героя.

ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник».

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Комментированное чтение.

Составление плана к образу.

Завершить работу над составлением развернутой характеристики образа Раскольникова.

Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина, Свидригайорва



28 неделя



85

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

Урок-дискуссия.

Герой-«двойник», Полифония

Закрепление литературоведческих понятий.

ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник».

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Запись основных положений, сообщение учащихся по заданием на стр. 231, 233 учебника.

Задание 5 стр. 241 (письменно)

Значение образа Сони Мармеладовой в романе.

Подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки.

Написать письмо герою: Родиону Раскольникову, Соне Мармеладовой.


29 неделя



86

«Вечная» Сонечка как нравственный идеал автора.


Урок усвоения новых знаний. Беседа.

Евангельский мотив

Идея «сверхчеловека»

Закрепление литературоведческих понятий.

ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник».

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Словесный портрет Сони.

Составление плана-характеристики героини.

Письма учащихся.

Задание 8 письменно на стр. 242.

Творческое задание:

«Образ в Петербурга романе Достоевского»



29 неделя



87

«Преступление и наказание» как роман – предупреждение.

.

Урок-дискуссия на основе изученного материала.

Евангельский мотив

Идея «сверхчеловека»

Беседа по вопросу 8 стр. 242 учебника.

ЗНАТЬ опорные понятия: идея «сверхчеловека», герой – «двойник».

УМЕТЬ выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Подготовка к сочинению.

Беседа по вопросам.


Подготовиться к написанию сочинения.

Составить план по выбранной теме сочинения.



29 неделя



88

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству

Ф.М. Достоевского.

Урок контроля ЗУН.

Развитие речи. Творческая работа.

Знание идейно-художественного содержания романа, творческой манеры Достоевского.

УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме.

Проверка целостного восприятия романа.

Подготовить сообщения:

-Чехов и Левитан

-Чехов и музыка Чайковского

-Антоша Чехонте

-«Детства у меня не было…»



30 неделя



89



30 неделя



90

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.


Урок изучения нового материала.

Беседа с включением сообщений учащихся.

Лекционный материал.


Стили, жанровые особенности. Повторение терминов.

ЗНАТЬ жизненный и творческий путь А.П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

Записи основных тезисов.

Выступления учащихся.

Прочитать стр. 244-253 учебника, составить хронологическую таблицу.

Прочитать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». Какие темы поднимает Чехов в своих рассказах?




30 неделя



91

Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Ионыч», «Студент»


Урок изучения нового материала.

Беседа.

Анализ рассказов.

Чеховский сюжет

Беликовщина

Чеховская деталь

Составление кластера. Знание текстов рассказов.

ЗНАТЬ разнообразие сюжетов, тем и проблематики чеховских рассказов.

УМЕТЬ анализировать, как автор продолжает традиции русской классической литературы в решении темы «маленького человека»

Составление кластера.

Беседа.

Запись выводов урока о «футлярных людях»

Прочитать рассказ «Ионыч».

Характеристика Ионыча.

Сочинение-миниатюра «Кто такие футлярные люди»



31 неделя



92

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения. Рассказ «Дама с собачкой»

Урок изучения нового материала.

Беседа.

Работа с текстом, подбор эпизодов для иллюстрации основных идей.


Знание учащимися художественного текста.

ЗНАТЬ своеобразие раскрытия темы деградации героя рассказа.

УМЕТЬ анализировать прозаическое произведение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Выборочный пересказ.

Сообщения учащихся о биографии писателя и истории создания рассказа.

Прочитать стр. 261-266 учебника, составить развернутый план.

Рассказ «Студент» -самостоятельный анализ.

Развернутый ответ на вопрос «Есть ли настоящая жизнь у Ионыча?»



31 неделя



93

Традиции русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в рассказах «Палата№6», «Дом с мезонином».


Урок-семинар на основе самостоятельного анализа драмы.

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Чеховская ремарка

Символическая деталь

Знание учащимися текста драмы.

ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов.

УМЕТЬ анализировать драматическое произведение.

Беседа.

Индивидуальные задания по теме урока.

Задания по группам.

Рассказать:

*О судьбе Ольги;

*О судьбе Маши;

*О судьбе Ирины.

Прочитать пьесу «Вишневый сад»



31 неделя



94

А.П. Чехов «Вишневый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.


Урок изучения нового материала.

Работа с текстом.

Внутреннее действие

Подтекст

Лирическая комедия

Внутренний и внешний конфликт.

Закрепление литературоведческих понятий.

ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов.

УМЕТЬ анализировать драматическое произведение.

Записи основных положений урока.

Описание героев.

Пользуясь материалом учебника на стр. 276, составить характеристику героев: Раневская, Гаев, Аня, Трофимов, Лопахин.




32 неделя



95

«Здравствуй, новая жизнь!». Образ сада и философская проблематика пьесы.


Урок изучения нового материала.

Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы.

Интрига

Чтение по ролям

Повторение терминов.

Вопросы на стр. 276

ЗНАТЬ особенности сюжета и конфликта пьесы, систему образов.

УМЕТЬ анализировать драматическое произведение.

План характеристики.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы 4, 5 на стр. 281-282 учебника.



32 неделя



96

Система образов в пьесе «Вишневый сад».

Урок совершенствования ЗУН.

Беседа.

Комментированное чтение

Внутреннее действие

Подтекст

Лирическая комедия

Внутренний и внешний конфликт.

Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала.

ЗНАТЬ значение творчества писателя в контексте мировой литературы и театра.

УМЕТЬ определять стилистические особенности автора.

Ответы учащихся.

Тест по творчеству А.П. Чехова.

Ответить на вопросы 6-8 на стр. 282 учебника.

32 неделя



97

Подготовиться к сочинению по творчеству А.П. Чехова.

33

неделя



98

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.П. Чехова.


Урок контроля ЗУН.

Развитие речи. Творческая работа.

Темы сочинений:

- Проблема авторского идеала в чеховских рассказах. («Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Студент»)

- Философская проблематика рассказов А.П. Чехова.

- Образ «прошлого мира» в чеховской прозе.

- «Вся Россия – наш сад» (по комедии Чехова «Вишневый сад»)

УМЕТЬ подбирать цитаты к сочинению, собирать материал, выражать личное отношение к проблеме.

Проверка целостного восприятия романа.

Повторить основные тезисы записей лекция по разделам.

33 неделя



99

33 неделя



100

Промежуточная аттестация. Тест.

Контроль знаний



Совершенствование навыков тестовой работы

Проверка целостного восприятия литературы 19 века

Прочитать драму «Кукольный дом», задания по тексту драмы



34 неделя



101

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы . Поздний романтизм.

Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы

Использование компьютерной презентации.


Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала.

Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя

Проверка записей тезисов в тетрадях. Фронтальный опрос.

Индивидуальное задание- подготовить сообщение о Г.Мопассане, читать новеллу «Ожерелье»




102

Ги де Мопассан. Обзор жизни и творчества. Сюжет и композиции новеллы «Ожерелье». Система образов.

Урок изучения нового материала.

Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы.

Внутреннее действие

Подтекст

Лирическая комедия

Внутренний и внешний конфликт.


ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения.

УМЕТЬ видеть в тексте произведении

художественные приёмы создания образов.





34 неделя



103

Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Особенности конфликта, вопрос о правах женщины в драме «Кукольный дом»

Урок изучения нового материала.

Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы.


Знание учащимися текста драмы.

ЗНАТЬ значение творчества писателя в контексте мировой литературы и театра.

УМЕТЬ определять стилистические особенности автора.

Подготовить сообщение о жизни А.Рембо, прочитать стихотворение «Пьяный корабль»




35 неделя



104

А.Рембо. Жизнь и творчество. Аналитическое чтение «Пьяный корабль»

Урок изучения нового материала.

Работа с текстом.


Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала.


Выучить отрывок стихотворения наизусть, читать повесть «Гобсек»




35 неделя



105

О.Бальзак. Проблема власти и денег в повести «Гобсек»

Урок изучения нового материала.

Беседа с элементами комментированного чтения отдельных эпизодов драмы.


Понимание темы, её раскрытие на основе конкретного материала.

ЗНАТЬ историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения.

УМЕТЬ видеть в тексте произведении

художественные приёмы создания образов.

Подготовить вопросы для круглого стола по пройденным произведениям.




35 неделя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!