СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана для 11 класса. На изучение литературы отведено 170 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»

Рабочая программа по литературе для 11 класса


Составила: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы высшей категории


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;


  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;


  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Изучение литературы способствует решению специфических задач:


  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;


  • совершенствование аналитических умений: сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы в культурно-историческом контексте, сопоставления русского оригинала и его художественного перевода на родной язык для определения соответствия перевода тексту оригинала;


  • активизация речевой деятельности учащихся на русском языке: развитие умений и навыков владения стилистически окрашенной русской речью.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов(из расчета 5 часов в неделю) для обязательного изучения учебного предмета "Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса


В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.


  • Выразительное чтение


  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.


  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.


  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.


  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.


  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,


  • сравнение, сопоставление, классификация,


  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;


  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,


  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),


  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,


  • составление плана, тезисов, конспекта,


  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,


  • использование для решения познавательных и коммуникативных задачас различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,


  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.





Формы контроля:

  • беглое чтение, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана текста, пересказ разных видов, тестирование, иллюстрирование произведений и комментирование рисунков;

  • письменный анализ языковых средств, тестирование; сочинение; редактирование предложенного текста;

  • участие в дискуссии, подбор аргументов к предполагаемому тезису; сообщение о произведении; выступление перед учащимися на предложенную тему



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

  1. И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  4. А.А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

  5. В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте.

  6. С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к блоку («Имя твоё—птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».



Содержание учебного курса

Русская литература первой половины 20 века (110 часов)

Поэзия Серебряного века -8 ч.

Основные тенденции развития литературы конца 19 века – начала 20 века. Общественно-историческая обстановка в мире. Новые тенденции в искусстве. Литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века. Символизм. Творчество В.Я. Брюсова. «Сонет к форме». Творчество К.Д. Бальмонта. «Я мечтою ловил уходящие тени…». Творчество А. Белого. «Родина». Образ Родины в стихотворениях Белого и Лермонтова. Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Футуризм. Жизнь и творчество Хлебникова. «Заклятие», «Бобэоби пелись губы…». Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А. Клюева. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века.

РР. Выступление «Мой поэт» (по поэзии Серебряного века). Контрольная работа.

И.А.Бунин ( 10 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Слово», «Последний шмель». Своеобразие поэтического дарования писателя. Поэтические зарисовки, исполненные любви к родной природе. «Антоновские яблоки». Художественное своеобразие рассказа Образ русской деревни в рассказе. «Господин из Сан-Франциско». Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов. Образ главного героя. Образы-символы. Контраст и его роль в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Т/л. Углубление знаний о рассказе. Антитеза как художественный прием. «Чистый понедельник». Смысл названия, жанровое своеобразие, авторская позиция, проблема. Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник». Мастерство И.А. Бунина в изображении диалектики чувств. Образ Москвы в рассказе. Образ-рассказчика в романе. Внеклассное чтение. «Чаша жизни».

А.И. Куприн ( 4 ч.)

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Гранатовый браслет». Тема социального неравенства. Трагическая судьба главного героя. Гуманистическая позиция автора. Т/л. Развитие понятия о литературном типе, характере, художественном образе.

Развитие речи. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

А.А. Блок ( 10 ч.)

Жизнь и творчество А.А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Любовная лирика. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане», «Она пришла с мороза», «Заклятие огнем и мраком», «О, весна без конца и без краю…». Тема города. Образы «страшного мира». «Миры летят. Года летят. Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека». Тема Родины в творчестве Блока. «Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Россия». Сопоставление стихотворение Блока со стихотворением П. Хусангая «Я живу в России». Поэма «Двенадцать». История создания. Сюжет, герои, своеобразие композиции. Художественное своеобразие поэмы. Образ Христа и многозначность финала поэмы Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Поэтическое мастерство Блока. Переводы стихотворений Блока. Т/л. Обогащение знаний о художественной образности.

Развитие речи. Сочинение «Россия в творчестве Блока».

Максим Горький ( 10 ч.)

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Раннее творчество. Показ фильма . «Челкаш». Сюжет, композиция рассказа. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы. «На дне». Сравнительная характеристика героев. Т/л. Роль сравнений и метафор в романтическом произведении. Речевая характеристика как способ раскрытия героя. «На дне» История создания, жанровое своеобразие, проблематика. Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни. Система образов в пьесе. Авторские ремарки. Публицистика М. Горького «Несвоевременные мысли» и А. Блока « Интеллигенту из народа». Общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького.

Развитие речи. Сочинение «Человек в творчестве А.М. Горького»

В.В.Маяковского ( 7 часов)

Биография В.В. Маяковского. Ранняя лирика. Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Мотивы трагического одиночества, отчуждения человека. Романтическая мечта поэта о «вселенской любви», о возрождении человека. Предчувствие надвигающейся революции в раннем творчестве поэта. Влияние поэзии Маяковского на формирование национальных литератур. Тема о назначении поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Во весь голос» . Сатира Маяковского. «Прозаседавшиеся», «Помпадур». Любовная лирика. Стихотворения: « А вы могли бы?», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Особенности любовной лирики. Т/л. Традиции и новаторство в поэзии. Понятие о лирическом герое. Система стихосложения. Тоническое стихосложения.

Развитие речи. Сочинение «Мое отношение к творчеству Маяковского».

С.А. Есенин ( 9 ч.)

Жизненный и творческий путь поэта. Особенности ранней лирики поэта. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Каждый труд благослови, удача…» Стихотворения родной литературы о природе. Тема Родины. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Философская лирика Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…» Мотив быстротечности человеческой жизни, вера в бесконечность жизни. «Мы теперь уходим понемногу…» - мотив раздумий о прошедшей жизни и грусть от расставания с горячо любимой родиной. Любовная лирика. «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», Красота и искренность чувств, преклонение лирического героя перед женщиной, матерью. Образ матери. Утверждение дружбы между поэтами. Стихотворения: «На Кавказе», «Поэтам Грузии». Проблематика, своеобразие композиции, система образов. Тема личности, тема судьбы в истории. Поэма «Анна Снегина».

Развитие речи. Сочинение «Эпическое и лирическое в поэме «Анна Снегина».

125Обзор русской литературы первой половины 20 века – 1 час

А.А. Фадеев. ( 4 ч.)

Биография писателя. «Разгром». Жизнь отряда через восприятие различных героев. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Т/л Жанровые разновидности романа. Т/л Жанровые разновидности романа.

Внеклассное чтение. В.А.Эльби. «Этих дней не смолкнет слава» - 1 ч.

И.Э.Бабель. ( 1 ч.)

«Конармия». Проблематика и особенности поэтики прозы. Мастерство писателя в изображении событий и героев романа.

Н.А. Островский (2 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Как закалялась сталь». Сюжет, проблема, система образов, художественное своеобразие романа. Образ Павла Корчагина.

Внеклассное чтение. Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского - 1 ч.

А.А.Ахматова ( 4 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Драматическая судьба Ахматовой и ее отображение в поэзии. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...». Тема Родины и тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой. «Когда в тоске самоубийства…», «Нам свежесть слов и чувства простору…». Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Развитие речи. Анализ одного стихотворения Ахматовой.

М.И Цветаева ( 4 часа)

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности поэтического текста Цветаевой. «Имя твое – птица в руке…», «Бабушке», «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Дон» Тема Родины в лирике Цветаевой. «Тоска по родине! Давно…»

М.А. Булгаков ( 10 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Белая гвардия». Жанровое своеобразие романа, авторская позиция. Судьбы людей в революции. Семья Турбиных . Алексей Турбин, Елена. Сочетание реального с философскими и библейскими мотивами в романе. «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композиция романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Образ Воланда. Библейские мотивы в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности в романе.

Развитие речи. Сочинение «Добро и зло в романе Булгакова «Мастери и Маргарита».

О.Э. Мандельштам ( 4 часа)

Краткая биографическая справка о поэте – человеке гуманистических убеждений, тонком поэте-лирике, неутомимом новаторе слова. Особенности ранней лирики поэта. «Невыразимая печаль…». Античные традиции в творчестве Мандельштама. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «Tristia». Тема свободы личности «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Образ века в творчестве Мандельштама. «За гремучую доблесть грядущих веков…»

В.В. Набоков ( 5 часа)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Защита Лужина». Особенности сюжета и композиции романа. Образ Александра Ива­новича Лужина - характерный персонаж романистики Набокова. Своеобразие языка и стиля. Стихотворения: «К России», «Родина», «Расстрел», «Сон».

Внеклассное чтение. «Машенька».

Б.Л. Пастернака (4 часа)



Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. «Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь». «Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь».

Роман «Доктор Живаго». Тема творчества, любви, войны в романе. Стихотворения из романа «Доктор Живого» ( Гамлет. Гефсиманский сад).

Внеклассное чтение. Роман «Доктор Живаго». Тема творчества , любви, войны в романе.

А.П. Платонов ( 3 часа)

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Песчаная учительница». Основная тема – сострадание к людям. Образ учительницы: ее душевные качества, самобытность характера, доброе отношение к людям различных национальностей, уважение их традиций и обычаев. Значение подвига учительницы. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе

Развитие речи. Рецензия на рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница».

М.А. Шолохов ( 9 часов)

Жизненный и творческий путь писателя. «Тихий Дон». История создания, жаровое своеобразие романа-эпопеи, широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Григорий Мелехов и его путь исканий. Григорий Мелехов – правдивый, психологически верный и глубокий показ трагической судьбы героя. Вечные темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Война жестока и бессмысленна…»

Русская литература второй половины 20 века ( 31 часов)

Обзор русской литературы второй половины 20 века ( 1 ч.)

В.А. Солоухин. ( 1 час)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Подворотня». Мир детства в творчестве Солоухина

В.Ф. Тендряков ( 1 час)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Пара гнедых». Тема коллективизации.

В.П. Астафьев ( 3 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Царь-рыба». Основные сюжетные линии, главные герои, смысл названия рассказа. «Сон о Белых горах».

Внеклассное чтение. П. Астафьев «Людочка».



Ч. Айтматов ( 2 часа)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «И дольше века длится день». Сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день».

А.Т. Твардовский ( 2 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном – единственном завете. Цикл стихов «Памяти матери».

В.М.Шукшин ( 3 часа)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Срезал». Тема деревни. «Чудик». Тип героя-чудика в рассказах Шукшина.

Внеклассное чтение. Ф.А. Абрамов. «Деревянные кони» - 1 ч.



В.Т. Шаламов ( 2 часа )

Очерк жизни и творчества писателя. «Последний замер». проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования. «Шоковая терапия». Проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования.

А.И. Солженицын ( 3 ч.)

Очерк жизни и творчества писателя. «Матренин двор». История написания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Тема деревни и своеобразие ее решения. Сопоставление Матрены с женщинами - персонажами, отраженными в произведениях родной литературы.

Развитие речи. Устный рассказ «Судьба Матрены, «российской праведницы»

«Архипелаг Гулаг». Своеобразие звучания «лагерной» темы.

В. Быков ( 4 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Сотников». Своеобразие композиции повести, тема, проблема. Характеристика Сотникова и Рыбака. Мужество и трусость, Верность и предательство.

Урок развития речи. Сочинение «Подвиг человека на войне».

Внеклассное чтение. «Облава». Особенности композиции повести, Характеристика героев, тема коллективизации и несправедливого раскулачивания середняков в литературе, тема нравственного выбора.

В.И. Белов ( 2 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Привычное дело». Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции и юмор в повести.

Н.М. Рубцов ( 1 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. «Видения на холме», «Листья осенние».

И.А. Бродский ( 1 ч.)

Жизнь и творчество поэта. Лирика. «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда».

А.А.Вознесенский ( 1 час)

Жизнь и творчество поэта. «Сон». Тема ответственности человека за жизнь на земле.

А.В. Вампилов ( 3 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Провинциальные анекдоты». Тема подобострастия к чиновникам.

Внеклассное чтение. «Утиная охота».

Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века) – 11 часов.

Обзор литературы последнего десятилетия (90-годы 20 века) обзор -1 час

В.С. Маканин ( 2 часа)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Кавказский пленник». Сюжет, своеобразие композиции рассказа. Система образов. Сравнение «Кавказского пленника» Маканина с «Кавказским пленником» Пушкина, Лермонтова, Толстого.

С.Д. Довлатов ( 1 ч.)

Жизнь и творчество писателя.. «То, о чем я собираюсь рассказать… Колонка редактора». Своеобразие композиции рассказа.

Тимур Кибиров ( 1 ч.)

Жизнь и творчество поэта. «Россия – Russia»

В.Г. Распутин ( 1 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Новая профессия». Проблема, авторская позиция.

В.П. Астафьев ( 2 часа)

«Пролетный гусь». Тема, сюжет, проблема, смысл названия рассказа. Система образов. Военная тема в произведениях писателей родной литературы.

В.О.Пелевин ( 1 час)

Жизнь и творчество писателя. «Жизнь насекомых».

Т.Н. Толстая ( 1 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Кысь».

Обобщение по теме «Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века)» - 1 ч.

Литература народов России 20 века ( 7 ч.)

Обзор литературы народов России 20 века ( 1 ч.)

Р. Гамзатов ( 1 ч.)

Жизнь и творчество поэта. «Мой Дагестан», «Журавли», «Я солнце пил, как люди воду…», «Берегите друзей», «Родной язык»

Мустай Карим ( 1 ч.)

Жизнь и творчество поэта. «Не бросай огонь, Прометей». Художественное воссоздание древнего мира о Прометее. Проблема отношения людей к народному идеалу, мечте.

Юрий Рытхэу ( 3 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Когда киты уходят». Художественное своеобразие, проблема романа. Проблема гармонии человека с природой. Осуждение писателем людских пороков – гордости, презрения к обычаям своего народа – гордости, презрения к обычаям своего народа. Т/л Отличительные особенности мифа как жанра.

Внеклассное чтение. М. Федоров. «Леший»-1 ч.

Зарубежная литература 20 века ( 7 ч.)

Б. Шоу ( 2 ч.)

Жизнь и творчество драматурга. «Пигмалион». Мифологическая первооснова сюжета. Критика сословных предрассудков в пьесе, психологическая проникновенность изображения героев. Рельефность образа Элизы, нравственное превосходство изображения простой девушки над состоятельными «экспериментаторами». Тема человеческого достоинства. Т/л. Развитие понятия о драматургии

Г. Аполлинер ( 1 ч.)

Жизнь и творчество поэта. «Мост Мипабо»

Э. Хемингуэй. ( 3 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «Старик и море». Человек в мире природы, его органическая слитность с мирозданием. Тема человеческой солидарности и взаимопомощи. Традиционный для Хемингуэя мотив победы и поражения. Стилистика Хемингуэя: философичность и символика, внешняя сдержанность повествования и эмоционально насыщенный подтекст. Т/л Жанровое своеобразие повести.

Развитие речи. Защита рефератов – 1 ч.

Повторение ( 2 ч)

Резерв ( 2 ч.)





Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Отметка о выполнении


Русская литература первой половины 20 века






1

Русская литература конца 19 – начала 20 века

Урок-лекция

Основные тенденции развития литературы конца 19 века – начала 20 века. Общественно-историческая обстановка в мире. Новые тенденции в искусстве. Литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века

Знать о тенденциях развития русской литературы конца 19 века – начала 20 века, литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века. Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом


План конспекта. Сообщения учеников об искусстве рубежа веков


2

Символизм. Поэзия В.Я. Брюсова.

Урок усвоения нового материала

«Сонет к форме». Символизм.

Знать о жизни и творчестве поэта, символизме. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворения


3

Поэзия как волшебство в творчестве К.Д. Бальмонта.

Урок усвоения нового материала

«Я мечтою ловил уходящие тени…»

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворения


4

Поэзия А. Белого.

Урок усвоения нового материала

«Родина». Образ Родины в стихотворениях Белого и Лермонтова

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, сопоставлять стихотворение Белого со стихотворением Лермонтова о родине

Анализ стихотворения


5

Акмеизм. Мир образов Н.С. Гумилева

Комбинированный

Акмеизм .Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай»

Знать о жизни и творчестве поэта, понятие «акмеизм». Уметь анализировать поэтическое произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений


6

Футуризм. Поэзия В. Хлебникова

Комбинированный

Футуризм. «Заклятие», «Бобэоби пелись губы…»

Знать о жизни и творчестве поэта, понятие о футуризме. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворений


7

Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.А. Клюева

Комбинированный

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века.

Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале 19 века. Уметь выступать с устным сообщением

Сообщения учащихся


8 РР

«Мой поэт» (по поэзии Серебряного века)

Урок развития речи

Сообщение учащихся. Поэты Серебряного века

Уметь работать с разными источниками информации, выступать с устным сообщением на заданную тему, выделять изобразительные средства, объяснять их роль в поэтическом произведении

Сообщения учащихся


9

Лирика Бунина

Комбинированный

Краткие сведения о жизни и творчестве Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Слово», «Последний шмель». Своеобразие поэтического дарования писателя. Поэтические зарисовки, исполненные любви к родной природе.

Знать краткие сведения о жизни и творчестве Бунина, основные мотивы лирики. Уметь анализировать стихотворения; выделять изобразительно- выразительные средства и определять их роль в художественном тексте; выступать с устным сообщением

Устное сообщение о Бунине, презентация


10

«Антоновские яблоки»

Комбинированный

Художественное своеобразие рассказа

Знать сюжет рассказа, своеобразие стиля Бунина. Уметь анализировать текст с позицией жанра, определять тему, главную мысль, проблему рассказа

Ответы на вопросы


11

Образ русской деревни в рассказе

Комбинированный

Образ русской деревни в рассказе

Уметь анализировать текст

Сообщение «Особенности жанра произведения И.А.Бунина «Антоновские яблоки»


12

«Господин из Сан-Франциско»

Комбинированный

Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов

Знать историю создания, тематику, идею, проблематику, особенности жанра и композиции рассказа

Ответы на вопросы


13

Образ главного героя. Образы-символы

Комбинированный

Образ главного героя. Образы-символы

Уметь составлять развернутую характеристику героя; формулировать собственные ценностные ориентиры

Развернутые ответы на вопросы


14

РР

Доклад «Контраст и его роль в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Урок развития речи

Т/л. Углубление знаний о рассказе. Антитеза как художественный прием

Уметь выступать с докладом

Выступление


15

«Чистый понедельник»

Урок усвоения новых знаний

Смысл названия, жанровое своеобразие, авторская позиция, проблема

Знать смысл названия рассказа. Уметь объяснять проблемы, поднимаемые автором; выявлять авторскую позицию.

Устное высказывание


16

Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник»

Урок усвоения новых знаний

Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник». Мастерство И.А. Бунина в изображении диалектики чувств


Уметь характеризовать героев рассказа

Ответы на вопросы


17

Образ Москвы в рассказе

Комбинированный

Образ Москвы в рассказе. Образ-рассказчика в рассказе.

Уметь анализировать художественный текст; выявлять художественные детали, раскрывающие историко-культурный образ тогдашней Москвы; характеризовать образ-рассказчика

Ответы на вопросы


18

«Чаша жизни»

Урок внеклассного чтения

Своеобразие художественной манеры Бунина

Знать своеобразие художественного произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение

Развернутый ответ на вопрос


19

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Урок усвоения нового материала

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Гранатовый браслет»

Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь анализировать художественное произведение, выступать с устным сообщением

Сообщение о писателе, героях рассказа


20

Тема социального неравенства

Урок усвоения нового материала

Тема социального неравенства.

Уметь анализировать художественное произведение

Устное высказывание


21

Трагическая судьба Желткова

Урок усвоения нового материала

Трагическая судьба главного героя. Гуманистическая позиция автора. Т/л. Развитие понятия о литературном типе, характере, художественном образе

Уметь анализировать художественное произведение, определять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Тест


22 РР

Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

Урок развития речи

Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

сочинение


23

Романтический мир раннего Блока

Урок изучения нового материала

Романтический мир раннего Блока

Знать романтический мир раннего Блока. Уметь анализировать произведение, защищать презентацию о жизни и творчестве поэта

Защита презентаций


24

Стихи о любви

Комбинированный

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане», «Она пришла с мороза», «Заклятие огнем и мраком», «О, весна без конца и без краю…»

Знать содержание цикла. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывать взгляды поэта

Чтение наизусть


25

Тема города. Образы «страшного мира»

Комбинированный

«Миры летят. Года летят. Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Знать содержание цикла. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывать взгляды поэта

Анализ стихотворений


26

Тема Родины в творчестве Блока

Комбинированный

«Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Россия»

Знать содержание стихотворений.

Уметь раскрывать взгляды поэта на тему исторического пути России; вести диалог

Анализ стихотворений


27


А.А. Блок и П. Хусангай.


Урок усвоения нового материала

Сопоставление стихотворение Блока со стихотворением П. Хусангая «Я живу в России»

Уметь сопоставлять стихотворение Блока с патриотическим стихотворением П. Хусангая

Чтение наизусть


28

Поэма «Двенадцать» А.А. Блока

Урок усвоения новых знаний

История создания. Сюжет, герои, своеобразие композиции

Знать историю создания поэмы, сюжет, героев, своеобразие композиции

Устное высказывание


29

Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие

Знать художественное своеобразие поэмы

Работа с книгой


30

Образ Христа и многозначность финала поэмы

Урок усвоения новых знаний

Образ Христа и многозначность финала поэмы Авторская позиция и способы ее выражения в поэме

Знать авторскую позицию и способы ее выражения в поэме, понимать символику образа Христа и многозначность финала поэмы

Работа с книгой


31 РР

Сочинение «Россия в творчестве Блока»

Урок развития речи

Тема России в творчестве поэта

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать

Сочинение


32

Поэтическое мастерство Блока

Урок обобщения

Поэтическое мастерство Блока. Переводы стихотворений Блока. Т/л. Обогащение знаний о художественной образности

Знать переводы стихотворений Блока, о художественной образности. Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания

Тест


33

Максим Горький. Раннее творчество

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Раннее творчество. Показ фильма

Знать о жизни и творчестве писателя, особенности романтизма Горького

Сообщения учащихся


34

«Челкаш»

Урок усвоения новых знаний

Сюжет, композиция рассказа. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы

Знать сюжет рассказа. Уметь определять проблему рассказа; уметь анализировать произведение с точки зрения его темы, идеи, композиции

Пересказ


35

Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

Урок усвоения новых знаний

Сравнительная характеристика героев. Т/л. Роль сравнений и метафор в романтическом произведении. Речевая характеристика как способ раскрытия героя.

Знать смысл названия. Уметь сопоставлять образы героев, вести диалог

Сравнительная характеристика


36

Пьеса «На дне»

Комбинированный

История создания, жанровое своеобразие, проблематика. Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене

Сообщение учащихся о постановках пьесы Горького на национальной сцене


37

Спор о правде и человеке. Проблема гуманизма

Урок усвоения новых знаний

Трагические судьбы людей «дна». Философский спор о правде и человеке

Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении

Ответы на вопросы


38

Система образов в пьесе

Урок усвоения новых знаний

Система образов в пьесе. Авторские ремарки

Уметь анализировать систему образов произведения, вести диалог

Ответы на вопросы


39

Публицистика М. Горького «Несвоевременные мысли» и А. Блока « Интеллигенту из народа»

Урок-лекция

Общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького

Знать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького

Ответы на вопросы


40-41

РР

Сочинение «Человек в творчестве А.М. Горького»

Урок развития речи

Общий гуманистический пафос – вера в Человека

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


42

Контрольная работа по творчеству Бунина, Куприна, Блока, Горького

Урок контроля

Творчество Бунина, Куприна, Блока, Горького

Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания

Тест



43

Анализ контрольной работы.

В.В. Маяковского. Ранняя лирика

Урок чтения и анализа стихотворений

Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Мотивы трагического одиночества, отчуждения человека. Романтическая мечта поэта о «вселенской любви», о возрождении человека. Предчувствие надвигающейся революции в раннем творчестве поэта. Влияние поэзии Маяковского на формирование национальных литератур

Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать биографию Маяковского, тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Сообщение учащихся


44

«Юбилейное»

Урок усвоения новых знаний

Тема о назначении поэта и поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать поэтическое произведение

Выразительное чтение


45

«Разговор с фининспектором о поэзии».

Урок усвоения новых знаний

Тема о назначении поэта и поэзии

Уметь сопоставлять произведения разных поэтов; работать со словом; находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру; определять средства художественной выразительности; отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


46

Сатира Маяковского

Комбинированный

«Прозаседавшиеся», «Помпадур»

Знать сатирическую поэзию поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения; сравнивать; делать выводы, обобщения; вести диалог

Выразительное чтение


47

Любовная лирика

Комбинированный

Стихотворения « А вы могли бы?», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Особенности любовной лирики

Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, выразительно читать стихотворения и анализировать лирическое произведение

Выразительное чтение стихотворений


48

«Во весь голос»

Урок усвоения новых знаний

Тема о назначении поэта и поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать поэтическое произведение

Выразительное чтение


49

РР

Сочинение «Мое отношение к творчеству Маяковского»

Урок развития речи

Т/л. Традиции и новаторство в поэзии. Понятие о лирическом герое. Система стихосложения. Тоническое стихосложения

Знать понятие о лирическом герое; систему стихосложения. Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


50

С.А. Есенин. «Поющее сердце России»

Комбинированный

Жизненный и творческий путь поэта. Особенности ранней лирики поэта. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Каждый труд благослови, удача…» Стихотворения родной литературы о природе

Знать о жизни и творчестве поэта, особенности ранней лирики. Уметь анализировать поэтическое произведение; видеть отражение особой связи природы и человека в ранней лирике; сопоставлять стихотворения Есенина со стихотворениями родной литературы о природе

Анализ стихотворения


51

Тема Родины

Комбинированный

«Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,

Знать особенности звучания темы Родины в поэзии С.А. Есенина. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль

Поиск изобразительно-выразительных средств


52

Философская лирика Есенина

Комбинированный

«Не жалею, не зову, не плачу…» Мотив быстротечности человеческой жизни, вера в бесконечность жизни. «Мы теперь уходим понемногу…» - мотив раздумий о прошедшей жизни и грусть от расставания с горячо любимой родиной

Уметь характеризовать лирического героя стихотворений; анализировать стихотворения; выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль; сопоставлять стихотворения Есенина по своей лиричности, музыкальности, по тонкости изображения душевных переживаний со стихотворениями родной литературы

Устное высказывание


53

Любовная лирика

Комбинированный

«Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», Красота и искренность чувств, преклонение лирического героя перед женщиной, матерью

Знать особенности звучания любовной лирики Есенина. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль

Устное высказывание, поиск изобразительно-выразительных средств


54

Образ матери в творчестве Есенина

Комбинированный

Анализ стихотворения «Письмо матери»

Уметь анализировать стихотворение

Ответы на вопросы


55

«На Кавказе», «Поэтам Грузии»

Урок изучение нового материала

Утверждение дружбы между поэтами

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Анализ стихотворений


56

Поэма «Анна Снегина»

Комбинированный

Проблематика, своеобразие композиции, система образов. Тема личности, тема судьбы в истории

Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы. Уметь определять тему произведения, читать и отвечать на вопросы

Ответы на вопросы


57-58 РР

Сочинение «Эпическое и лирическое в поэме «Анна Снегина»

Урок развития речи

Взаимодействие лирического и эпического в поэме

Уметь отбирать литературный материал по теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


59

Пути развития русской литературы первой половины 20 века

Урок-лекция

Пути развития русской литературы первой половины 20 века

Знать пути развития русской литературы первой половины 20 века. Уметь составлять тезисы

Составление тезисов


60

А.А. Фадеев. «Разгром»

Комбинированный

Жизнь отряда через восприятие различных героев

Знать биографию писателя обзорно, главных героев. Уметь сжато пересказывать произведение

Развернутый ответ на вопрос


61

Морозка и Мечик.

Комбинированный

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе

Уметь сжато пересказывать произведение, сопоставлять персонажей

Ответы на вопросы


62

Образ Левинсона

Комбинированный

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Т/л Жанровые разновидности романа.

Знать жанровое своеобразие романа. Уметь определять тему и проблему произведения; характеризовать образ главного героя; вести диалог;

Ответы на вопросы


63

Особенности жанра и композиции

Урок обобщения и углубления знаний

Т/л Жанровые разновидности романа.

Знать особенности жанра и композиции романа

Индивидуальная работа


64

В.А.Эльби. «Этих дней не смолкнет слава»

Урок внеклассного чтения

Раскрытие темы революции и Гражданской войны в родной литературе. Сопоставительный анализ произведений А.А. Фадеева «Разгром» и В.А. Эльби «Этих дней не смолкнет слава»

Уметь сопоставлять произведения русской литературы с произведениями родной литературы

Ответы на вопросы


65

И.Э.Бабель. «Конармия»

Комбинированный

Проблематика и особенности поэтики прозы. Мастерство писателя в изображении событий и героев романа

Знать жизнь и творчество писателя обзорно, главных героев, основные сюжетные линии, проблему

Сообщения учащихся


66

Н.А. Островский. «Как закалялась сталь»

Урок усвоения нового материала

Сюжет, проблема, система образов, художественное своеобразие романа

Знать жизнь и творчество писателя обзорно, главных героев, основные сюжетные линии, проблему, художественное своеобразие романа

Пересказ


67

Образ Павла Корчагина

Комбинированный

Образ Павла Корчагина

Уметь характеризовать образ главного героя

Эссе


68

Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского

Урок внеклассного чтения

Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского Выразительное чтение стихотворений наизусть

Знать лирику военного времени. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Чтение наизусть


69

А.А.Ахматова. «Голос своего поколения»

Комбинированный

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Драматическая судьба Ахматовой и ее отображение в поэзии. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...»

Знать биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви

Реферат
по творчеству Ахматовой


70

Тема Родины и тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой

Комбинированный

«Когда в тоске самоубийства…», «Нам свежесть слов и чувства простору…»

Уметь читать выразительно и анализировать поэтический текст; выявлять художественное своеобразие лирики поэта: особая выразительность стиха, звукопись, своеобразие стихотворного размера стихотворений

Анализ стихотворений


71

Поэма «Реквием»

Комбинированный

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»

Знать историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Анализ текста поэмы


72 РР

Сочинение по творчеству А. Ахматовой

Урок развития речи

Сочинение по творчеству А.Ахматовой

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


73

М. Цветаева. Основные темы и мотивы лирики

Урок усвоения нового материала

Основные темы и мотивы цветаевской лирики

Знать жизнь и творчество поэта, основные темы и мотивы цветаевской лирики

Сообщения учащихся


74

«Имя твое –птица в руке…»

Комбинированный

«Имя твое – птица в руке…», «Бабушке», «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Дон»

Знать особенности поэтического текста Цветаевой;
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Анализ стихотворений


75 РР

Тема Родины в лирике Цветаевой

Урок развития речи

«Тоска по родине! Давно…»

Уметь анализировать лирическое произведение

Анализ стихотворения


76

Контрольная работа по творчеству Ахматовой и Цветаевой

Урок контроля

Творчество Ахматовой и Цветаевой

Уметь самостоятельно выполнять предложенные задания

Тест


77

Анализ контрольной работы. М.А. Булгаков. «Белая гвардия»

Урок усвоения нового материала

Анализ контрольной работы по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Жанровое своеобразие романа, авторская позиция

Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать краткие сведения о жизни и творчестве писателя, жанровое своеобразие и композицию романа. Уметь определять авторскую позицию

Устное высказывание


78

Судьбы людей в революции


Комбинированный

Судьбы людей в революции


Знать сюжет романа. Уметь анализировать художественное произведение; отстаивать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения

Фронтальный опрос


79

Семья Турбиных


Комбинированный

Семья Турбиных . Алексей Турбин, Елена


Знать содержание произведения.

Пересказ


80

Библейские мотивы в романе

Урок обобщения и углубления знаний

Сочетание реального с философскими и библейскими мотивами в романе.

Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественное произведение

Составление тезисов


81

«Мастер и Маргарита»

Комбинированный

История создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композиция романа

Знать историю создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композицию романа

Создание устных высказываний


82

Образ Воланда

Комбинированный

Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Образ Воланда

Уметь анализировать ключевые эпизоды романа, раскрывая эпическую широту, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя; вести диалог

Создание устных высказываний


83

Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»

Комбинированный

Библейские мотивы в романе

Уметь анализировать ключевые эпизоды романа, раскрывая библейские мотивы в романе

Игра «Угадай героя по фразе из романа»


84

Изображение любви как высшей духовной ценности в романе

Комбинированный

Изображение любви как высшей духовной ценности в романе

Уметь анализировать произведение

Составить сложный план к сочинению


85

Обобщение по роману «Мастер и Маргарита»

Урок обобщения

Обобщение по роману

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении

Устные высказывания


86 РР

Сочинение «Добро и зло в романе Булгакова «Мастери и Маргарита»

Урок развития речи

Соотношение добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Уметь выдерживать сочинение в одном стиле, уместно использовать цитаты.

Сочинение


87

О.Э. Мандельштам. Ранняя лирика

Урок усвоения нового материала

Краткая биографическая справка о поэте – человеке гуманистических убеждений, тонком поэте-лирике, неутомимом новаторе слова. Особенности ранней лирики поэта. «Невыразимая печаль…»

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворения


88

Античные традиции в творчестве Мандельштама

Урок усвоения новых знаний

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «Tristia»

Знать художественное своеобразие стихотворений. Уметь анализировать лирическое произведение

Анализ стихотворений


89


Тема свободы личности

Урок усвоения нового материала

Анализ поэтического текста на примере стихотворения Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Тема свободы личности

Уметь анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения


90

Образ века в творчестве Мандельштама

Комбинированный

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

Знать художественное своеобразие стихотворения. Уметь анализировать стихотворение

Ответы на вопросы


91

В.В.Набоков «Защита Лужина»

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Особенности сюжета и композиции романа

Знать особенности сюжета и композиции романа

Составление плана


92

Образ главного героя

Урок обобщения и углубления знаний

Образ Александра Ива­новича Лужина - характерный персонаж романистики Набокова. Своеобразие языка и стиля

Уметь характеризовать образ главного героя, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Устное высказывание


93

Лирика В.В.Набокова

Комбинированный

«К России», «Родина», «Расстрел», «Сон»

Уметь читать выразительно и анализировать поэтический текст; выявлять художественное своеобразие лирики поэта

Анализ стихотворений


94

«Машенька»

Урок внеклассного чтения

Тема России в творчестве Набокова. Проблематика, система образов

Знать проблематику и систему образов, уметь определять тему произведения.

Создание устных высказываний


95

Образ Машеньки

Урок внеклассного чтения

Образ Машеньки

Уметь характеризовать образ Машеньки

Ответы на вопросы


96

Лирика Б.Л. Пастернака

Урок усвоения нового материала

«Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь»

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализировать стихотворения

Анализ стихотворения


97

Роман «Доктор Живаго»

Урок внеклассного чтения

Тема творчества , любви, войны в романе

Уметь анализировать художественное произведение

Ответы на вопросы


98

Стихотворения Юрия Живаго

урок усвоения новых знаний

Стихотворения из романа «Доктор Живого» ( Гамлет. Гефсиманский сад).

Уметь анализировать стихотворения

Ответы на вопросы


99

А.П. Платонов. «Песчаная учительница»

Урок усвоения нового материала

Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Основная тема – сострадание к людям. Образ учительницы: ее душевные качества, самобытность характера, доброе отношение к людям различных национальностей, уважение их традиций и обычаев. Значение подвига учительницы. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст

Пересказ


100

Роль пейзажа в рассказе

Комбинированный

Роль пейзажа в рассказе. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе

Уметь определять роль пейзажа в рассказе, описать бурю в пустыне, сохраняя особенности языка и стиля писателя

Устный рассказ о природе родного языка


101 РР

Рецензия на рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница»

Урок развития речи

Рецензия на прочитанный рассказ Платонова

Уметь писать рецензию

Творческая работа


102

Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова

Урок-лекция с выступлениями учащихся

Жизненный и творческий путь писателя

Знать жизненный и творческий путь писателя

Сообщения учащихся


103

«Тихий Дон»

Комбинированный

История создания, жаровое своеобразие романа-эпопеи, широта эпического повествования. Сложность авторской позиции

Знать историю создания романа, жанровое своеобразие романа-эпопеи. Уметь находить черты эпического повествования, раскрывать авторскую позицию

Ответы на вопросы


104

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

Комбинированный

Картины жизни донского казачества в романе

Умение давать сопоставительную характеристику

Доклад-сообщение об истории казачества


105

События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

Урок усвоения новых знаний

События революции и Гражданской войны в романе

Знать особенности раскрытия темы разрушения семейного и крестьянского укладов во время гражданской войны. Уметь раскрывать глубину постижения исторических процессов в романе, анализировать ключевые эпизоды

Развернутые ответы на вопросы


106

Григорий Мелехов и его путь исканий

Комбинированный

Григорий Мелехов – правдивый, психологически верный и глубокий показ трагической судьбы героя

Уметь грамотно строить монологическое высказывание

Письменный ответ на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»


107

Вечные темы в романе «Тихий Дон»

Урок обобщения и углубления знаний

Вечные темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг

Уметь анализировать ключевые эпизоды, раскрывая вечные темы в романе; вести диалог. Т/л Роль пейзажа в художественном произведении

Устные ответы на вопросы


108-109 РР

Сочинение-рассуждение «Война жестока и бессмысленна…»

Урок развития речи

Композиция романа

Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения.

Сочинение


110

Контрольная работа по теме «Русская литература первой половины 20 века»

Урок контроля

Самостоятельное выполнение тестовых заданий

Уметь самостоятельно выполнять задания

Тест



Русская литература второй половины 20 века






111

Анализ контрольной работы .Обзор русской литературы второй половины 20 века

Урок-лекция

Анализ контрольной работы по произведению Шолохова «Тихий Дон». Основные направления в литературе второй половины 20 века, основные темы и проблемы

Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать основные направления в литературе второй половины 20 века, основные темы и проблемы. Уметь конспектировать лекцию

Конспект лекции


112

В.А. Солоухин. «Подворотня»

Комбинированный

Мир детства в творчестве Солоухина

Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, жанровое своеобразие и композицию рассказа. Уметь анализировать произведение; отвечать на вопросы по прочитанному художественному тексту

Ответы на вопросы


113

В.Ф. Тендряков.

«Пара гнедых»

Комбинированный

Тема коллективизации

Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, жанровое своеобразие и композицию рассказа. Уметь анализировать произведение; отвечать на вопросы по прочитанному художественному тексту

Ответы на вопросы


114

В.П. Астафьев. «Царь-рыба»

Комбинированный

Основные сюжетные линии, главные герои, смысл названия рассказа

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь выступать с устным сообщением

Сообщения учащихся


115

«Сон о Белых горах»

Урок усвоения новых знаний

Анализ отрывка

Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


116

«Машенька»

Урок внеклассного чтения

Сюжет, проблема, система образов

Знать систему образов, основные сюжетные линии, проблему рассказа

Ответы на вопросы


117

Ч. Айтматов.

«И дольше века длится день»

Комбинированный

Сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов

Уметь определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов

Ответы на вопросы


118 РР

Сочинение-рассуждение «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день»

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение

Уметь писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы

Сочинение


119

А.Т. Твардовский. Лирика

Комбинированный

«Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном –единственном завете

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворений


120

Цикл стихов «Памяти матери»

Комбинированный

Цикл стихов «Памяти матери» А.Т. Твардовского

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать их

Выразительное чтение стихотворений


121

В.М.Шукшин. «Срезал»

Комбинированный

Тема деревни

Знать о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа. Уметь анализировать художественный текст, выражать свои мысли

Устное высказывание


122

«Чудик»

Комбинированный

Тип героя-чудика в рассказах Шукшина

Уметь понимать проблему, находить в тексте фрагменты, необходимые для раскрытия основного смысла прочитанного, анализировать художественный текст

Пересказ


123 РР

Сочинение «Сельские жители в изображении Шукшина»

Урок развития речи

Тип сочинения – повествование и описание

Уметь отбирать литературный материал по теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


124

Ф.А. Абрамов. «Деревянные кони»

Урок внеклассного чтения

Образ крестьянки Милентьевны

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


125

В.Т. Шаламов. «Последний замер»

Изучение нового материала

Жизнь и творчество писателя, проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования

Знать о жизни и творчестве писателя, проблематику рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования

Ответы на вопросы


126

«Шоковая терапия»

Изучение нового материала

Проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования

Знать проблематику рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования

Ответы на вопросы


127

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

Усвоения новых знаний Урок-лекция

Очерк жизни и творчества писателя. История написания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Тема деревни и своеобразие ее решения

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


128 РР

Устный рассказ «Судьба Матрены, «российской праведницы»

Урок развития речи

Сопоставление Матрены с женщинами - персонажами, отраженными в произведениях родной литературы

Уметь в своем рассказе сопоставлять Матрену с другими персонажами - женщинами, отраженными в произведениях родной литературы

Устный рассказ


129

«Архипелаг Гулаг»

Усвоения новых знаний

Своеобразие звучания «лагерной» темы

Знать проблематику произведения, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования

Ответы на вопросы


130

В. Быков. «Сотников»

Усвоения новых знаний

Своеобразие композиции повести, тема, проблема

Знать о жизни и творчестве писателя; своеобразие композиции повести. Уметь определять тему, проблему произведения

Ответы на вопросы


131

Сотников и Рыбак

Урок обобщения и углубления знаний

Характеристика Сотникова и Рыбака. Мужество и трусость, Верность и предательство

Уметь характеризовать персонажей, формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Письменное задание по теме: «Встречаются ли люди Сотникова и Рыбака в окружающей нас жизни? Мое отношение к ним»


132 РР

Сочинение «Подвиг человека на войне»

Урок развития речи

Сочинение о подвиге

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Сочинение


133

«Облава»

Урок внеклассного чтения

Особенности композиции повести, Характеристика героев, тема коллективизации и несправедливого раскулачивания середняков в литературе, тема нравственного выбора

Знать особенности композиции повести. Уметь характеризовать героев

Ответы на вопросы


134

В.И. Белов. «Привычное дело»

Урок усвоения новых знаний

Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы.

Знать биографию писателя. Уметь анализировать художественный текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Ответы на вопросы


135

Фольклорные традиции и юмор в повести

Комбинированный

Фольклорные традиции и юмор в повести

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Ответы на вопросы


136

Н.М. Рубцов. Лирика

Комбинированный

«Видения на холме», «Листья осенние»

Знать биографию поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-художественные средства языка

Анализ стихотворения


137

И.А. Бродский. Лирика

Комбинированный

«На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда»

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Ответы на вопросы


138

А.А.Вознесенский. «Сон»

Комбинированный

«Сон». Тема ответственности человека за жизнь на земле

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Ответы на вопросы



139

А.В. Вампилов. «Провинциальные анекдоты»

Усвоения новых знаний

Тема подобострастия к чиновникам

Знать о жизни и творчестве драматурга. Уметь анализировать произведение

Развернутый ответ на вопрос


140

«Утиная охота»

Урок внеклассного чтения

Проблематика, основной конфликт, система образов

Знать проблематику пьесы, основной конфликт и систему образов

Пересказ


141

Контрольная работа по произведениям русской литературы второй половины 20 века

Урок контроля

Произведения русской литературы второй половины 20 века

Уметь самостоятельно выполнять задания

Тест



Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века)






142

Анализ контрольной работы. Обзор литературы последнего десятилетия (90-годы 20 века)

Урок-лекция

Анализ контрольной работы по произведениям русской литературы второй половины 20 века. Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века)

Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе, конспектировать лекцию, правильно строить монологическую речь, рассуждать

Конспект лекции


143

В.С. Маканин. «Кавказский пленник»

Комбинированный

Сюжет, своеобразие композиции рассказа

Знать биографию писателя, сюжет, своеобразие композиции рассказа.



144

Система образов

Урок углубления знаний

Система образов. Сравнение «Кавказского пленника» Маканина с «Кавказским пленником» Пушкина, Лермонтова, Толстого

Знать систему образов. Уметь сравнивать произведение Маканина с произведениями русской классической литературы

Описание портрета пленного боевика


145

С.Д. Довлатов. «То, о чем я собираюсь рассказать… Колонка редактора»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Довлатова. Своеобразие композиции рассказа

Знать о жизни и творчестве Довлатова. Уметь анализировать рассказ.

Анализ рассказа


146

Тимур Кибиров. «Россия – Russia»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Кибирова. Анализ стихотворения

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Анализ стихотворения


147

В.Г. Распутин. «Новая профессия»

Урок усвоения новых знаний

Проблема, авторская позиция

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение, определять проблему, выявлять авторскую позицию

Пересказ


148

В.П. Астафьев. «Пролетный гусь»

Урок усвоения новых знаний

Тема, сюжет, проблема, смысл названия рассказа

Знать сюжет, смысл названия рассказа. Уметь определять тему, проблему произведения

Краткий пересказ


149

Система образов

Урок обобщения

Военная тема в произведениях писателей родной литературы

Знать систему образов; писателей родной литературы, которые обращались к военной теме



150

В.О.Пелевин.

«Жизнь насекомых»

Урок усвоения новых знаний

Проблема, авторская позиция

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение, определять проблему, выявлять авторскую позицию

Ответы на вопросы


151

Т.Н. Толстая. «Кысь»

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие романа

Знать о жизни и творчестве писателя, художественное своеобразие романа

Ответы на вопросы


152

Обобщение по «Литературе последнего десятилетия (90-годы 20 века)»

Урок обобщения

Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века)

Знать литературу последнего десятилетия

Тест



Литература народов России 20 века






153

Обзор литературы России 20 века

Урок-лекция

Художественное богатство литературы народов России. Роль и значение русского языка в развитии национальных культур

Знать художественное богатство литературы народов России, роль и значение русского языка в развитии национальных культур

конспект


154

Р. Гамзатов. Лирика

Комбинированный

«Мой Дагестан», «Журавли», «Я солнце пил, как люди воду…», «Берегите друзей», «Родной язык»

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Выступления учащихся, презентация


155

Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей»

Урок усвоения новых знаний

Художественное воссоздание древнего мира о Прометее. Проблема отношения людей к народному идеалу, мечте

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


156

Юрий Рытхэу. «Когда киты уходят»

Комбинированный

Художественное своеобразие, проблема романа. Проблема гармонии человека с природой

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст

Ответы на вопросы


157

Осуждение писателем людских пороков

Комбинированный

Осуждение писателем людских пороков – гордости, презрения к обычаям своего народа – гордости, презрения к обычаям своего народа

Уметь анализировать художественный текст, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Устное высказывание


158

Урок обобщения по легенде. Т/л Отличительные особенности мифа как жанра

Урок обобщения и углубления знаний

Т/л Отличительные особенности мифа как жанра

Знать особенности своеобразия произведения. Уметь анализировать художественный текст, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Работа с текстом


159

М. Федоров. «Леший»

Урок внеклассного чтения

Своеобразие поэмы: жанровые особенности, композиция, средства выразительности

Знать своеобразие поэмы. Уметь пересказывать поэму; выявлять языковые средства художественной выразительности

Написание синквэйна




Зарубежная литература 20 века






160

Б. Шоу. «Пигмалион»

Комбинированный

Мифологическая первооснова сюжета. Критика сословных предрассудков в пьесе, психологическая проникновенность изображения героев.

Знать сюжет, проблематику, художественное своеобразие произведения. Уметь аргументированно рассуждать о произведении

Развернутый ответ на вопрос


161

Тема человеческого достоинства

Урок обобщения и углубления знаний

Рельефность образа Элизы, нравственное превосходство изображения простой девушки над состоятельными «экспериментаторами». Тема человеческого достоинства. Т/л. Развитие понятия о драматургии

Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественный текст

Анализ текста


162

Г. Аполлинер. «Мост Мипабо»

Комбинированный

Характер лирического героя

Знать экспериментальную направленность аполлинеровской поэзии. Уметь определять тему и идею стихотворения.

Создание устных высказываний


163

Э. Хемингуэй. «Старик и море»

Урок усвоения новых знаний

Человек в мире природы, его органическая слитность с мирозданием. Традиционный для Хемингуэя мотив победы и поражения

Знать сюжет произведения. Уметь анализировать художественный текст, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Ответы на вопросы


164

Тема человеческой солидарности и взаимопомощи

Урок усвоения новых знаний

Тема человеческой солидарности и взаимопомощи

Уметь анализировать произведение

Ответы на вопросы


165

Стилистика Хемингуэя. Т/л Жанровое своеобразие повести

Урок усвоения новых знаний

Стилистика Хемингуэя: философичность и символика, внешняя сдержанность повествования и эмоционально насыщенный подтекст

Знать жанровое своеобразие повести. Уметь находить художественные приемы, помогающие писателю передать психологическое состояние героя в момент охоты на рыбу; отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Ответы на вопросы


166 РР

Защита рефератов

Урок развития речи

Защита рефератов

Уметь грамотно защищать реферат

Защита рефератов


167

Повторение пройденного

Урок повторения

Изученные произведения

Знать содержание изученных произведений. Уметь отстаивать свою точку зрения

Ответы на вопросы


168

Контрольная работа по теме «Русская литература 19 - 20 веков»

Урок контроля

Русская литература 19 - 20 веков

Уметь самостоятельно выполнять задания

Тест


169-170

Резерв






Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1.Литература. 11 класс в 3 частях. Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, ,С.В. Жожикашвили, С.А. Леонова, Е.А. Самойловой, Ж.Н. Критаровой.- М.:Дрофа,2013

Для учащихся:

1.Литература. 11 класс в 3 частях. Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, ,С.В. Жожикашвили, С.А. Леонова, Е.А. Самойловой, Ж.Н. Критаровой.- М.:Дрофа,2013



Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!