Составила: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Поэзия Серебряного века -8 ч.
Основные тенденции развития литературы конца 19 века – начала 20 века. Общественно-историческая обстановка в мире. Новые тенденции в искусстве. Литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века. Символизм. Творчество В.Я. Брюсова. «Сонет к форме». Творчество К.Д. Бальмонта. «Я мечтою ловил уходящие тени…». Творчество А. Белого. «Родина». Образ Родины в стихотворениях Белого и Лермонтова. Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Футуризм. Жизнь и творчество Хлебникова. «Заклятие», «Бобэоби пелись губы…». Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А. Клюева. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века.
РР. Выступление «Мой поэт» (по поэзии Серебряного века). Контрольная работа.
Краткие сведения о жизни и творчестве Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Слово», «Последний шмель». Своеобразие поэтического дарования писателя. Поэтические зарисовки, исполненные любви к родной природе. «Антоновские яблоки». Художественное своеобразие рассказа Образ русской деревни в рассказе. «Господин из Сан-Франциско». Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов. Образ главного героя. Образы-символы. Контраст и его роль в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Т/л. Углубление знаний о рассказе. Антитеза как художественный прием. «Чистый понедельник». Смысл названия, жанровое своеобразие, авторская позиция, проблема. Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник». Мастерство И.А. Бунина в изображении диалектики чувств. Образ Москвы в рассказе. Образ-рассказчика в романе. Внеклассное чтение. «Чаша жизни».
А.И. Куприн ( 4 ч.)
Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Гранатовый браслет». Тема социального неравенства. Трагическая судьба главного героя. Гуманистическая позиция автора. Т/л. Развитие понятия о литературном типе, характере, художественном образе.
Развитие речи. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.
А.А. Блок ( 10 ч.)
Жизнь и творчество А.А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Любовная лирика. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане», «Она пришла с мороза», «Заклятие огнем и мраком», «О, весна без конца и без краю…». Тема города. Образы «страшного мира». «Миры летят. Года летят. Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека». Тема Родины в творчестве Блока. «Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Россия». Сопоставление стихотворение Блока со стихотворением П. Хусангая «Я живу в России». Поэма «Двенадцать». История создания. Сюжет, герои, своеобразие композиции. Художественное своеобразие поэмы. Образ Христа и многозначность финала поэмы Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Поэтическое мастерство Блока. Переводы стихотворений Блока. Т/л. Обогащение знаний о художественной образности.
Развитие речи. Сочинение «Россия в творчестве Блока».
Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Раннее творчество. Показ фильма . «Челкаш». Сюжет, композиция рассказа. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы. «На дне». Сравнительная характеристика героев. Т/л. Роль сравнений и метафор в романтическом произведении. Речевая характеристика как способ раскрытия героя. «На дне» История создания, жанровое своеобразие, проблематика. Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни. Система образов в пьесе. Авторские ремарки. Публицистика М. Горького «Несвоевременные мысли» и А. Блока « Интеллигенту из народа». Общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького.
Развитие речи. Сочинение «Человек в творчестве А.М. Горького»
Биография В.В. Маяковского. Ранняя лирика. Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Мотивы трагического одиночества, отчуждения человека. Романтическая мечта поэта о «вселенской любви», о возрождении человека. Предчувствие надвигающейся революции в раннем творчестве поэта. Влияние поэзии Маяковского на формирование национальных литератур. Тема о назначении поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Во весь голос» . Сатира Маяковского. «Прозаседавшиеся», «Помпадур». Любовная лирика. Стихотворения: « А вы могли бы?», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Особенности любовной лирики. Т/л. Традиции и новаторство в поэзии. Понятие о лирическом герое. Система стихосложения. Тоническое стихосложения.
Развитие речи. Сочинение «Мое отношение к творчеству Маяковского».
С.А. Есенин ( 9 ч.)
Жизненный и творческий путь поэта. Особенности ранней лирики поэта. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Каждый труд благослови, удача…» Стихотворения родной литературы о природе. Тема Родины. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Философская лирика Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…» Мотив быстротечности человеческой жизни, вера в бесконечность жизни. «Мы теперь уходим понемногу…» - мотив раздумий о прошедшей жизни и грусть от расставания с горячо любимой родиной. Любовная лирика. «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», Красота и искренность чувств, преклонение лирического героя перед женщиной, матерью. Образ матери. Утверждение дружбы между поэтами. Стихотворения: «На Кавказе», «Поэтам Грузии». Проблематика, своеобразие композиции, система образов. Тема личности, тема судьбы в истории. Поэма «Анна Снегина».
Развитие речи. Сочинение «Эпическое и лирическое в поэме «Анна Снегина».
А.А. Фадеев. ( 4 ч.)
Биография писателя. «Разгром». Жизнь отряда через восприятие различных героев. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Т/л Жанровые разновидности романа. Т/л Жанровые разновидности романа.
Внеклассное чтение. В.А.Эльби. «Этих дней не смолкнет слава» - 1 ч.
И.Э.Бабель. ( 1 ч.)
«Конармия». Проблематика и особенности поэтики прозы. Мастерство писателя в изображении событий и героев романа.
Н.А. Островский (2 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Как закалялась сталь». Сюжет, проблема, система образов, художественное своеобразие романа. Образ Павла Корчагина.
Внеклассное чтение. Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского - 1 ч.
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Драматическая судьба Ахматовой и ее отображение в поэзии. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...». Тема Родины и тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой. «Когда в тоске самоубийства…», «Нам свежесть слов и чувства простору…». Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
Развитие речи. Анализ одного стихотворения Ахматовой.
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности поэтического текста Цветаевой. «Имя твое – птица в руке…», «Бабушке», «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Дон» Тема Родины в лирике Цветаевой. «Тоска по родине! Давно…»
М.А. Булгаков ( 10 ч.)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Белая гвардия». Жанровое своеобразие романа, авторская позиция. Судьбы людей в революции. Семья Турбиных . Алексей Турбин, Елена. Сочетание реального с философскими и библейскими мотивами в романе. «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композиция романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Образ Воланда. Библейские мотивы в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности в романе.
Развитие речи. Сочинение «Добро и зло в романе Булгакова «Мастери и Маргарита».
О.Э. Мандельштам ( 4 часа)
Краткая биографическая справка о поэте – человеке гуманистических убеждений, тонком поэте-лирике, неутомимом новаторе слова. Особенности ранней лирики поэта. «Невыразимая печаль…». Античные традиции в творчестве Мандельштама. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «Tristia». Тема свободы личности «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Образ века в творчестве Мандельштама. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
В.В. Набоков ( 5 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Защита Лужина». Особенности сюжета и композиции романа. Образ Александра Ивановича Лужина - характерный персонаж романистики Набокова. Своеобразие языка и стиля. Стихотворения: «К России», «Родина», «Расстрел», «Сон».
Внеклассное чтение. «Машенька».
Б.Л. Пастернака (4 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. «Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь». «Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь».
Роман «Доктор Живаго». Тема творчества, любви, войны в романе. Стихотворения из романа «Доктор Живого» ( Гамлет. Гефсиманский сад).
Внеклассное чтение. Роман «Доктор Живаго». Тема творчества , любви, войны в романе.
А.П. Платонов ( 3 часа)
Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Песчаная учительница». Основная тема – сострадание к людям. Образ учительницы: ее душевные качества, самобытность характера, доброе отношение к людям различных национальностей, уважение их традиций и обычаев. Значение подвига учительницы. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе
Развитие речи. Рецензия на рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница».
М.А. Шолохов ( 9 часов)
Жизненный и творческий путь писателя. «Тихий Дон». История создания, жаровое своеобразие романа-эпопеи, широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Григорий Мелехов и его путь исканий. Григорий Мелехов – правдивый, психологически верный и глубокий показ трагической судьбы героя. Вечные темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг.
Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Война жестока и бессмысленна…»
В.А. Солоухин. ( 1 час)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Подворотня». Мир детства в творчестве Солоухина
В.Ф. Тендряков ( 1 час)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Пара гнедых». Тема коллективизации.
В.П. Астафьев ( 3 ч.)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Царь-рыба». Основные сюжетные линии, главные герои, смысл названия рассказа. «Сон о Белых горах».
Внеклассное чтение. П. Астафьев «Людочка».
Ч. Айтматов ( 2 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «И дольше века длится день». Сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развитие речи. Сочинение-рассуждение «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день».
А.Т. Твардовский ( 2 ч.)
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном – единственном завете. Цикл стихов «Памяти матери».
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Срезал». Тема деревни. «Чудик». Тип героя-чудика в рассказах Шукшина.
Внеклассное чтение. Ф.А. Абрамов. «Деревянные кони» - 1 ч.
В.Т. Шаламов ( 2 часа )
Очерк жизни и творчества писателя. «Последний замер». проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования. «Шоковая терапия». Проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования.
А.И. Солженицын ( 3 ч.)
Очерк жизни и творчества писателя. «Матренин двор». История написания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Тема деревни и своеобразие ее решения. Сопоставление Матрены с женщинами - персонажами, отраженными в произведениях родной литературы.
Развитие речи. Устный рассказ «Судьба Матрены, «российской праведницы»
«Архипелаг Гулаг». Своеобразие звучания «лагерной» темы.
В. Быков ( 4 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Сотников». Своеобразие композиции повести, тема, проблема. Характеристика Сотникова и Рыбака. Мужество и трусость, Верность и предательство.
Урок развития речи. Сочинение «Подвиг человека на войне».
Внеклассное чтение. «Облава». Особенности композиции повести, Характеристика героев, тема коллективизации и несправедливого раскулачивания середняков в литературе, тема нравственного выбора.
В.И. Белов ( 2 ч.)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Привычное дело». Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции и юмор в повести.
Н.М. Рубцов ( 1 ч.)
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. «Видения на холме», «Листья осенние».
И.А. Бродский ( 1 ч.)
Жизнь и творчество поэта. Лирика. «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда».
Жизнь и творчество поэта. «Сон». Тема ответственности человека за жизнь на земле.
А.В. Вампилов ( 3 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Провинциальные анекдоты». Тема подобострастия к чиновникам.
Внеклассное чтение. «Утиная охота».
Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века) – 11 часов.
В.С. Маканин ( 2 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Кавказский пленник». Сюжет, своеобразие композиции рассказа. Система образов. Сравнение «Кавказского пленника» Маканина с «Кавказским пленником» Пушкина, Лермонтова, Толстого.
С.Д. Довлатов ( 1 ч.)
Жизнь и творчество писателя.. «То, о чем я собираюсь рассказать… Колонка редактора». Своеобразие композиции рассказа.
Жизнь и творчество поэта. «Россия – Russia»
В.Г. Распутин ( 1 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Новая профессия». Проблема, авторская позиция.
В.П. Астафьев ( 2 часа)
«Пролетный гусь». Тема, сюжет, проблема, смысл названия рассказа. Система образов. Военная тема в произведениях писателей родной литературы.
Жизнь и творчество писателя. «Жизнь насекомых».
Т.Н. Толстая ( 1 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Кысь».
Обобщение по теме «Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века)» - 1 ч.
Р. Гамзатов ( 1 ч.)
Жизнь и творчество поэта. «Мой Дагестан», «Журавли», «Я солнце пил, как люди воду…», «Берегите друзей», «Родной язык»
Жизнь и творчество поэта. «Не бросай огонь, Прометей». Художественное воссоздание древнего мира о Прометее. Проблема отношения людей к народному идеалу, мечте.
Жизнь и творчество писателя. «Когда киты уходят». Художественное своеобразие, проблема романа. Проблема гармонии человека с природой. Осуждение писателем людских пороков – гордости, презрения к обычаям своего народа – гордости, презрения к обычаям своего народа. Т/л Отличительные особенности мифа как жанра.
Внеклассное чтение. М. Федоров. «Леший»-1 ч.
Б. Шоу ( 2 ч.)
Жизнь и творчество драматурга. «Пигмалион». Мифологическая первооснова сюжета. Критика сословных предрассудков в пьесе, психологическая проникновенность изображения героев. Рельефность образа Элизы, нравственное превосходство изображения простой девушки над состоятельными «экспериментаторами». Тема человеческого достоинства. Т/л. Развитие понятия о драматургии
Г. Аполлинер ( 1 ч.)
Жизнь и творчество поэта. «Мост Мипабо»
Э. Хемингуэй. ( 3 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «Старик и море». Человек в мире природы, его органическая слитность с мирозданием. Тема человеческой солидарности и взаимопомощи. Традиционный для Хемингуэя мотив победы и поражения. Стилистика Хемингуэя: философичность и символика, внешняя сдержанность повествования и эмоционально насыщенный подтекст. Т/л Жанровое своеобразие повести.
Развитие речи. Защита рефератов – 1 ч.
| Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Отметка о выполнении |
| Русская литература первой половины 20 века | | | | | |
1 | Русская литература конца 19 – начала 20 века | Урок-лекция | Основные тенденции развития литературы конца 19 века – начала 20 века. Общественно-историческая обстановка в мире. Новые тенденции в искусстве. Литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века | Знать о тенденциях развития русской литературы конца 19 века – начала 20 века, литературные течения русской поэзии конца 19 – начала 20 века. Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом | План конспекта. Сообщения учеников об искусстве рубежа веков | |
2 | Символизм. Поэзия В.Я. Брюсова. | Урок усвоения нового материала | «Сонет к форме». Символизм. | Знать о жизни и творчестве поэта, символизме. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворения | |
3 | Поэзия как волшебство в творчестве К.Д. Бальмонта. | Урок усвоения нового материала | «Я мечтою ловил уходящие тени…» | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворения | |
4 | Поэзия А. Белого. | Урок усвоения нового материала | «Родина». Образ Родины в стихотворениях Белого и Лермонтова | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, сопоставлять стихотворение Белого со стихотворением Лермонтова о родине | Анализ стихотворения | |
5 | Акмеизм. Мир образов Н.С. Гумилева | Комбинированный | Акмеизм .Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай» | Знать о жизни и творчестве поэта, понятие «акмеизм». Уметь анализировать поэтическое произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | |
6 | Футуризм. Поэзия В. Хлебникова | Комбинированный | Футуризм. «Заклятие», «Бобэоби пелись губы…» | Знать о жизни и творчестве поэта, понятие о футуризме. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворений | |
7 | Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.А. Клюева | Комбинированный | Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века. | Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале 19 века. Уметь выступать с устным сообщением | Сообщения учащихся | |
8 РР | «Мой поэт» (по поэзии Серебряного века) | Урок развития речи | Сообщение учащихся. Поэты Серебряного века | Уметь работать с разными источниками информации, выступать с устным сообщением на заданную тему, выделять изобразительные средства, объяснять их роль в поэтическом произведении | Сообщения учащихся | |
9 | Лирика Бунина | Комбинированный | Краткие сведения о жизни и творчестве Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Слово», «Последний шмель». Своеобразие поэтического дарования писателя. Поэтические зарисовки, исполненные любви к родной природе. | Знать краткие сведения о жизни и творчестве Бунина, основные мотивы лирики. Уметь анализировать стихотворения; выделять изобразительно- выразительные средства и определять их роль в художественном тексте; выступать с устным сообщением | Устное сообщение о Бунине, презентация | |
10 | «Антоновские яблоки» | Комбинированный | Художественное своеобразие рассказа | Знать сюжет рассказа, своеобразие стиля Бунина. Уметь анализировать текст с позицией жанра, определять тему, главную мысль, проблему рассказа | Ответы на вопросы | |
11 | Образ русской деревни в рассказе | Комбинированный | Образ русской деревни в рассказе | Уметь анализировать текст | Сообщение «Особенности жанра произведения И.А.Бунина «Антоновские яблоки» | |
12 | «Господин из Сан-Франциско» | Комбинированный | Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов | Знать историю создания, тематику, идею, проблематику, особенности жанра и композиции рассказа | Ответы на вопросы | |
13 | Образ главного героя. Образы-символы | Комбинированный | Образ главного героя. Образы-символы | Уметь составлять развернутую характеристику героя; формулировать собственные ценностные ориентиры | Развернутые ответы на вопросы | |
14 РР | Доклад «Контраст и его роль в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Урок развития речи | Т/л. Углубление знаний о рассказе. Антитеза как художественный прием | Уметь выступать с докладом | Выступление | |
15 | «Чистый понедельник» | Урок усвоения новых знаний | Смысл названия, жанровое своеобразие, авторская позиция, проблема | Знать смысл названия рассказа. Уметь объяснять проблемы, поднимаемые автором; выявлять авторскую позицию. | Устное высказывание | |
16 | Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник» | Урок усвоения новых знаний | Любовь и счастье в представлении героев рассказа Бунина «Чистый понедельник». Мастерство И.А. Бунина в изображении диалектики чувств | Уметь характеризовать героев рассказа | Ответы на вопросы | |
17 | Образ Москвы в рассказе | Комбинированный | Образ Москвы в рассказе. Образ-рассказчика в рассказе. | Уметь анализировать художественный текст; выявлять художественные детали, раскрывающие историко-культурный образ тогдашней Москвы; характеризовать образ-рассказчика | Ответы на вопросы | |
18 | «Чаша жизни» | Урок внеклассного чтения | Своеобразие художественной манеры Бунина | Знать своеобразие художественного произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение | Развернутый ответ на вопрос | |
19 | А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» | Урок усвоения нового материала | Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. «Гранатовый браслет» | Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь анализировать художественное произведение, выступать с устным сообщением | Сообщение о писателе, героях рассказа | |
20 | Тема социального неравенства | Урок усвоения нового материала | Тема социального неравенства. | Уметь анализировать художественное произведение | Устное высказывание | |
21 | Трагическая судьба Желткова | Урок усвоения нового материала | Трагическая судьба главного героя. Гуманистическая позиция автора. Т/л. Развитие понятия о литературном типе, характере, художественном образе | Уметь анализировать художественное произведение, определять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Тест | |
22 РР | Сочинение по творчеству Бунина и Куприна | Урок развития речи | Сочинение по творчеству Бунина и Куприна | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | сочинение | |
23 | Романтический мир раннего Блока | Урок изучения нового материала | Романтический мир раннего Блока | Знать романтический мир раннего Блока. Уметь анализировать произведение, защищать презентацию о жизни и творчестве поэта | Защита презентаций | |
24 | Стихи о любви | Комбинированный | «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане», «Она пришла с мороза», «Заклятие огнем и мраком», «О, весна без конца и без краю…» | Знать содержание цикла. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывать взгляды поэта | Чтение наизусть | |
25 | Тема города. Образы «страшного мира» | Комбинированный | «Миры летят. Года летят. Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека» | Знать содержание цикла. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывать взгляды поэта | Анализ стихотворений | |
26 | Тема Родины в творчестве Блока | Комбинированный | «Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Россия» | Знать содержание стихотворений. Уметь раскрывать взгляды поэта на тему исторического пути России; вести диалог | Анализ стихотворений | |
27 | А.А. Блок и П. Хусангай. | Урок усвоения нового материала | Сопоставление стихотворение Блока со стихотворением П. Хусангая «Я живу в России» | Уметь сопоставлять стихотворение Блока с патриотическим стихотворением П. Хусангая | Чтение наизусть | |
28 | Поэма «Двенадцать» А.А. Блока | Урок усвоения новых знаний | История создания. Сюжет, герои, своеобразие композиции | Знать историю создания поэмы, сюжет, героев, своеобразие композиции | Устное высказывание | |
29 | Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» | Урок усвоения новых знаний | Художественное своеобразие | Знать художественное своеобразие поэмы | Работа с книгой | |
30 | Образ Христа и многозначность финала поэмы | Урок усвоения новых знаний | Образ Христа и многозначность финала поэмы Авторская позиция и способы ее выражения в поэме | Знать авторскую позицию и способы ее выражения в поэме, понимать символику образа Христа и многозначность финала поэмы | Работа с книгой | |
31 РР | Сочинение «Россия в творчестве Блока» | Урок развития речи | Тема России в творчестве поэта | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать | Сочинение | |
32 | Поэтическое мастерство Блока | Урок обобщения | Поэтическое мастерство Блока. Переводы стихотворений Блока. Т/л. Обогащение знаний о художественной образности | Знать переводы стихотворений Блока, о художественной образности. Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания | Тест | |
33 | Максим Горький. Раннее творчество | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Раннее творчество. Показ фильма | Знать о жизни и творчестве писателя, особенности романтизма Горького | Сообщения учащихся | |
34 | «Челкаш» | Урок усвоения новых знаний | Сюжет, композиция рассказа. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы | Знать сюжет рассказа. Уметь определять проблему рассказа; уметь анализировать произведение с точки зрения его темы, идеи, композиции | Пересказ | |
35 | Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы | Урок усвоения новых знаний | Сравнительная характеристика героев. Т/л. Роль сравнений и метафор в романтическом произведении. Речевая характеристика как способ раскрытия героя. | Знать смысл названия. Уметь сопоставлять образы героев, вести диалог | Сравнительная характеристика | |
36 | Пьеса «На дне» | Комбинированный | История создания, жанровое своеобразие, проблематика. Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене | Сообщение учащихся о постановках пьесы Горького на национальной сцене | |
37 | Спор о правде и человеке. Проблема гуманизма | Урок усвоения новых знаний | Трагические судьбы людей «дна». Философский спор о правде и человеке | Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении | Ответы на вопросы | |
38 | Система образов в пьесе | Урок усвоения новых знаний | Система образов в пьесе. Авторские ремарки | Уметь анализировать систему образов произведения, вести диалог | Ответы на вопросы | |
39 | Публицистика М. Горького «Несвоевременные мысли» и А. Блока « Интеллигенту из народа» | Урок-лекция | Общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького | Знать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького | Ответы на вопросы | |
40-41 РР | Сочинение «Человек в творчестве А.М. Горького» | Урок развития речи | Общий гуманистический пафос – вера в Человека | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
42 | Контрольная работа по творчеству Бунина, Куприна, Блока, Горького | Урок контроля | Творчество Бунина, Куприна, Блока, Горького | Уметь самостоятельно выполнять тестовые задания | Тест | |
43 | Анализ контрольной работы. В.В. Маяковского. Ранняя лирика | Урок чтения и анализа стихотворений | Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Мотивы трагического одиночества, отчуждения человека. Романтическая мечта поэта о «вселенской любви», о возрождении человека. Предчувствие надвигающейся революции в раннем творчестве поэта. Влияние поэзии Маяковского на формирование национальных литератур | Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать биографию Маяковского, тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского | Сообщение учащихся | |
44 | «Юбилейное» | Урок усвоения новых знаний | Тема о назначении поэта и поэзии | Уметь выразительно читать и анализировать поэтическое произведение | Выразительное чтение | |
45 | «Разговор с фининспектором о поэзии». | Урок усвоения новых знаний | Тема о назначении поэта и поэзии | Уметь сопоставлять произведения разных поэтов; работать со словом; находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру; определять средства художественной выразительности; отвечать на вопросы | Ответы на вопросы | |
46 | Сатира Маяковского | Комбинированный | «Прозаседавшиеся», «Помпадур» | Знать сатирическую поэзию поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения; сравнивать; делать выводы, обобщения; вести диалог | Выразительное чтение | |
47 | Любовная лирика | Комбинированный | Стихотворения « А вы могли бы?», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Особенности любовной лирики | Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, выразительно читать стихотворения и анализировать лирическое произведение | Выразительное чтение стихотворений | |
48 | «Во весь голос» | Урок усвоения новых знаний | Тема о назначении поэта и поэзии | Уметь выразительно читать и анализировать поэтическое произведение | Выразительное чтение | |
49 РР | Сочинение «Мое отношение к творчеству Маяковского» | Урок развития речи | Т/л. Традиции и новаторство в поэзии. Понятие о лирическом герое. Система стихосложения. Тоническое стихосложения | Знать понятие о лирическом герое; систему стихосложения. Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
50 | С.А. Есенин. «Поющее сердце России» | Комбинированный | Жизненный и творческий путь поэта. Особенности ранней лирики поэта. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Каждый труд благослови, удача…» Стихотворения родной литературы о природе | Знать о жизни и творчестве поэта, особенности ранней лирики. Уметь анализировать поэтическое произведение; видеть отражение особой связи природы и человека в ранней лирике; сопоставлять стихотворения Есенина со стихотворениями родной литературы о природе | Анализ стихотворения | |
51 | Тема Родины | Комбинированный | «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», | Знать особенности звучания темы Родины в поэзии С.А. Есенина. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль | Поиск изобразительно-выразительных средств | |
52 | Философская лирика Есенина | Комбинированный | «Не жалею, не зову, не плачу…» Мотив быстротечности человеческой жизни, вера в бесконечность жизни. «Мы теперь уходим понемногу…» - мотив раздумий о прошедшей жизни и грусть от расставания с горячо любимой родиной | Уметь характеризовать лирического героя стихотворений; анализировать стихотворения; выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль; сопоставлять стихотворения Есенина по своей лиричности, музыкальности, по тонкости изображения душевных переживаний со стихотворениями родной литературы | Устное высказывание | |
53 | Любовная лирика | Комбинированный | «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», Красота и искренность чувств, преклонение лирического героя перед женщиной, матерью | Знать особенности звучания любовной лирики Есенина. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль | Устное высказывание, поиск изобразительно-выразительных средств | |
54 | Образ матери в творчестве Есенина | Комбинированный | Анализ стихотворения «Письмо матери» | Уметь анализировать стихотворение | Ответы на вопросы | |
55 | «На Кавказе», «Поэтам Грузии» | Урок изучение нового материала | Утверждение дружбы между поэтами | Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Анализ стихотворений | |
56 | Поэма «Анна Снегина» | Комбинированный | Проблематика, своеобразие композиции, система образов. Тема личности, тема судьбы в истории | Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы. Уметь определять тему произведения, читать и отвечать на вопросы | Ответы на вопросы | |
57-58 РР | Сочинение «Эпическое и лирическое в поэме «Анна Снегина» | Урок развития речи | Взаимодействие лирического и эпического в поэме | Уметь отбирать литературный материал по теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
59 | Пути развития русской литературы первой половины 20 века | Урок-лекция | Пути развития русской литературы первой половины 20 века | Знать пути развития русской литературы первой половины 20 века. Уметь составлять тезисы | Составление тезисов | |
60 | А.А. Фадеев. «Разгром» | Комбинированный | Жизнь отряда через восприятие различных героев | Знать биографию писателя обзорно, главных героев. Уметь сжато пересказывать произведение | Развернутый ответ на вопрос | |
61 | Морозка и Мечик. | Комбинированный | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе | Уметь сжато пересказывать произведение, сопоставлять персонажей | Ответы на вопросы | |
62 | Образ Левинсона | Комбинированный | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Т/л Жанровые разновидности романа. | Знать жанровое своеобразие романа. Уметь определять тему и проблему произведения; характеризовать образ главного героя; вести диалог; | Ответы на вопросы | |
63 | Особенности жанра и композиции | Урок обобщения и углубления знаний | Т/л Жанровые разновидности романа. | Знать особенности жанра и композиции романа | Индивидуальная работа | |
64 | В.А.Эльби. «Этих дней не смолкнет слава» | Урок внеклассного чтения | Раскрытие темы революции и Гражданской войны в родной литературе. Сопоставительный анализ произведений А.А. Фадеева «Разгром» и В.А. Эльби «Этих дней не смолкнет слава» | Уметь сопоставлять произведения русской литературы с произведениями родной литературы | Ответы на вопросы | |
65 | И.Э.Бабель. «Конармия» | Комбинированный | Проблематика и особенности поэтики прозы. Мастерство писателя в изображении событий и героев романа | Знать жизнь и творчество писателя обзорно, главных героев, основные сюжетные линии, проблему | Сообщения учащихся | |
66 | Н.А. Островский. «Как закалялась сталь» | Урок усвоения нового материала | Сюжет, проблема, система образов, художественное своеобразие романа | Знать жизнь и творчество писателя обзорно, главных героев, основные сюжетные линии, проблему, художественное своеобразие романа | Пересказ | |
67 | Образ Павла Корчагина | Комбинированный | Образ Павла Корчагина | Уметь характеризовать образ главного героя | Эссе | |
68 | Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского | Урок внеклассного чтения | Военная лирика в творчестве Я. Ухсая и А. Твардовского Выразительное чтение стихотворений наизусть | Знать лирику военного времени. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Чтение наизусть | |
69 | А.А.Ахматова. «Голос своего поколения» | Комбинированный | Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Драматическая судьба Ахматовой и ее отображение в поэзии. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...» | Знать биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви | Реферат по творчеству Ахматовой | |
70 | Тема Родины и тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой | Комбинированный | «Когда в тоске самоубийства…», «Нам свежесть слов и чувства простору…» | Уметь читать выразительно и анализировать поэтический текст; выявлять художественное своеобразие лирики поэта: особая выразительность стиха, звукопись, своеобразие стихотворного размера стихотворений | Анализ стихотворений | |
71 | Поэма «Реквием» | Комбинированный | Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием» | Знать историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности | Анализ текста поэмы | |
72 РР | Сочинение по творчеству А. Ахматовой | Урок развития речи | Сочинение по творчеству А.Ахматовой | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
73 | М. Цветаева. Основные темы и мотивы лирики | Урок усвоения нового материала | Основные темы и мотивы цветаевской лирики | Знать жизнь и творчество поэта, основные темы и мотивы цветаевской лирики | Сообщения учащихся | |
74 | «Имя твое –птица в руке…» | Комбинированный | «Имя твое – птица в руке…», «Бабушке», «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Дон» | Знать особенности поэтического текста Цветаевой; Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности | Анализ стихотворений | |
75 РР | Тема Родины в лирике Цветаевой | Урок развития речи | «Тоска по родине! Давно…» | Уметь анализировать лирическое произведение | Анализ стихотворения | |
76 | Контрольная работа по творчеству Ахматовой и Цветаевой | Урок контроля | Творчество Ахматовой и Цветаевой | Уметь самостоятельно выполнять предложенные задания | Тест | |
77 | Анализ контрольной работы. М.А. Булгаков. «Белая гвардия» | Урок усвоения нового материала | Анализ контрольной работы по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Жанровое своеобразие романа, авторская позиция | Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать краткие сведения о жизни и творчестве писателя, жанровое своеобразие и композицию романа. Уметь определять авторскую позицию | Устное высказывание | |
78 | Судьбы людей в революции | Комбинированный | Судьбы людей в революции | Знать сюжет романа. Уметь анализировать художественное произведение; отстаивать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения | Фронтальный опрос | |
79 | Семья Турбиных | Комбинированный | Семья Турбиных . Алексей Турбин, Елена | Знать содержание произведения. | Пересказ | |
80 | Библейские мотивы в романе | Урок обобщения и углубления знаний | Сочетание реального с философскими и библейскими мотивами в романе. | Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественное произведение | Составление тезисов | |
81 | «Мастер и Маргарита» | Комбинированный | История создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композиция романа | Знать историю создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композицию романа | Создание устных высказываний | |
82 | Образ Воланда | Комбинированный | Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Образ Воланда | Уметь анализировать ключевые эпизоды романа, раскрывая эпическую широту, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя; вести диалог | Создание устных высказываний | |
83 | Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» | Комбинированный | Библейские мотивы в романе | Уметь анализировать ключевые эпизоды романа, раскрывая библейские мотивы в романе | Игра «Угадай героя по фразе из романа» | |
84 | Изображение любви как высшей духовной ценности в романе | Комбинированный | Изображение любви как высшей духовной ценности в романе | Уметь анализировать произведение | Составить сложный план к сочинению | |
85 | Обобщение по роману «Мастер и Маргарита» | Урок обобщения | Обобщение по роману | Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении | Устные высказывания | |
86 РР | Сочинение «Добро и зло в романе Булгакова «Мастери и Маргарита» | Урок развития речи | Соотношение добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Уметь выдерживать сочинение в одном стиле, уместно использовать цитаты. | Сочинение | |
87 | О.Э. Мандельштам. Ранняя лирика | Урок усвоения нового материала | Краткая биографическая справка о поэте – человеке гуманистических убеждений, тонком поэте-лирике, неутомимом новаторе слова. Особенности ранней лирики поэта. «Невыразимая печаль…» | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворения | |
88 | Античные традиции в творчестве Мандельштама | Урок усвоения новых знаний | «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «Tristia» | Знать художественное своеобразие стихотворений. Уметь анализировать лирическое произведение | Анализ стихотворений | |
89 | Тема свободы личности | Урок усвоения нового материала | Анализ поэтического текста на примере стихотворения Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Тема свободы личности | Уметь анализировать поэтический текст | Анализ стихотворения | |
90 | Образ века в творчестве Мандельштама | Комбинированный | «За гремучую доблесть грядущих веков…» | Знать художественное своеобразие стихотворения. Уметь анализировать стихотворение | Ответы на вопросы | |
91 | В.В.Набоков «Защита Лужина» | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Особенности сюжета и композиции романа | Знать особенности сюжета и композиции романа | Составление плана | |
92 | Образ главного героя | Урок обобщения и углубления знаний | Образ Александра Ивановича Лужина - характерный персонаж романистики Набокова. Своеобразие языка и стиля | Уметь характеризовать образ главного героя, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Устное высказывание | |
93 | Лирика В.В.Набокова | Комбинированный | «К России», «Родина», «Расстрел», «Сон» | Уметь читать выразительно и анализировать поэтический текст; выявлять художественное своеобразие лирики поэта | Анализ стихотворений | |
94 | «Машенька» | Урок внеклассного чтения | Тема России в творчестве Набокова. Проблематика, система образов | Знать проблематику и систему образов, уметь определять тему произведения. | Создание устных высказываний | |
95 | Образ Машеньки | Урок внеклассного чтения | Образ Машеньки | Уметь характеризовать образ Машеньки | Ответы на вопросы | |
96 | Лирика Б.Л. Пастернака | Урок усвоения нового материала | «Определение поэзии». «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь» | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализировать стихотворения | Анализ стихотворения | |
97 | Роман «Доктор Живаго» | Урок внеклассного чтения | Тема творчества , любви, войны в романе | Уметь анализировать художественное произведение | Ответы на вопросы | |
98 | Стихотворения Юрия Живаго | урок усвоения новых знаний | Стихотворения из романа «Доктор Живого» ( Гамлет. Гефсиманский сад). | Уметь анализировать стихотворения | Ответы на вопросы | |
99 | А.П. Платонов. «Песчаная учительница» | Урок усвоения нового материала | Краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя. Основная тема – сострадание к людям. Образ учительницы: ее душевные качества, самобытность характера, доброе отношение к людям различных национальностей, уважение их традиций и обычаев. Значение подвига учительницы. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст | Пересказ | |
100 | Роль пейзажа в рассказе | Комбинированный | Роль пейзажа в рассказе. Т/л. Своеобразие языка художественного произведения. Развитие понятия о рассказе | Уметь определять роль пейзажа в рассказе, описать бурю в пустыне, сохраняя особенности языка и стиля писателя | Устный рассказ о природе родного языка | |
101 РР | Рецензия на рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» | Урок развития речи | Рецензия на прочитанный рассказ Платонова | Уметь писать рецензию | Творческая работа | |
102 | Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова | Урок-лекция с выступлениями учащихся | Жизненный и творческий путь писателя | Знать жизненный и творческий путь писателя | Сообщения учащихся | |
103 | «Тихий Дон» | Комбинированный | История создания, жаровое своеобразие романа-эпопеи, широта эпического повествования. Сложность авторской позиции | Знать историю создания романа, жанровое своеобразие романа-эпопеи. Уметь находить черты эпического повествования, раскрывать авторскую позицию | Ответы на вопросы | |
104 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | Комбинированный | Картины жизни донского казачества в романе | Умение давать сопоставительную характеристику | Доклад-сообщение об истории казачества | |
105 | События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон» | Урок усвоения новых знаний | События революции и Гражданской войны в романе | Знать особенности раскрытия темы разрушения семейного и крестьянского укладов во время гражданской войны. Уметь раскрывать глубину постижения исторических процессов в романе, анализировать ключевые эпизоды | Развернутые ответы на вопросы | |
106 | Григорий Мелехов и его путь исканий | Комбинированный | Григорий Мелехов – правдивый, психологически верный и глубокий показ трагической судьбы героя | Уметь грамотно строить монологическое высказывание | Письменный ответ на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?» | |
107 | Вечные темы в романе «Тихий Дон» | Урок обобщения и углубления знаний | Вечные темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг | Уметь анализировать ключевые эпизоды, раскрывая вечные темы в романе; вести диалог. Т/л Роль пейзажа в художественном произведении | Устные ответы на вопросы | |
108-109 РР | Сочинение-рассуждение «Война жестока и бессмысленна…» | Урок развития речи | Композиция романа | Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения. | Сочинение | |
110 | Контрольная работа по теме «Русская литература первой половины 20 века» | Урок контроля | Самостоятельное выполнение тестовых заданий | Уметь самостоятельно выполнять задания | Тест | |
| Русская литература второй половины 20 века | | | | | |
111 | Анализ контрольной работы .Обзор русской литературы второй половины 20 века | Урок-лекция | Анализ контрольной работы по произведению Шолохова «Тихий Дон». Основные направления в литературе второй половины 20 века, основные темы и проблемы | Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе. Знать основные направления в литературе второй половины 20 века, основные темы и проблемы. Уметь конспектировать лекцию | Конспект лекции | |
112 | В.А. Солоухин. «Подворотня» | Комбинированный | Мир детства в творчестве Солоухина | Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, жанровое своеобразие и композицию рассказа. Уметь анализировать произведение; отвечать на вопросы по прочитанному художественному тексту | Ответы на вопросы | |
113 | В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых» | Комбинированный | Тема коллективизации | Знать краткие сведения о жизненном и творческом пути писателя, жанровое своеобразие и композицию рассказа. Уметь анализировать произведение; отвечать на вопросы по прочитанному художественному тексту | Ответы на вопросы | |
114 | В.П. Астафьев. «Царь-рыба» | Комбинированный | Основные сюжетные линии, главные герои, смысл названия рассказа | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь выступать с устным сообщением | Сообщения учащихся | |
115 | «Сон о Белых горах» | Урок усвоения новых знаний | Анализ отрывка | Уметь анализировать художественный текст | Ответы на вопросы | |
116 | «Машенька» | Урок внеклассного чтения | Сюжет, проблема, система образов | Знать систему образов, основные сюжетные линии, проблему рассказа | Ответы на вопросы | |
117 | Ч. Айтматов. «И дольше века длится день» | Комбинированный | Сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов | Уметь определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов | Ответы на вопросы | |
118 РР | Сочинение-рассуждение «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день» | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение | Уметь писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы | Сочинение | |
119 | А.Т. Твардовский. Лирика | Комбинированный | «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном –единственном завете | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворений | |
120 | Цикл стихов «Памяти матери» | Комбинированный | Цикл стихов «Памяти матери» А.Т. Твардовского | Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать их | Выразительное чтение стихотворений | |
121 | В.М.Шукшин. «Срезал» | Комбинированный | Тема деревни | Знать о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа. Уметь анализировать художественный текст, выражать свои мысли | Устное высказывание | |
122 | «Чудик» | Комбинированный | Тип героя-чудика в рассказах Шукшина | Уметь понимать проблему, находить в тексте фрагменты, необходимые для раскрытия основного смысла прочитанного, анализировать художественный текст | Пересказ | |
123 РР | Сочинение «Сельские жители в изображении Шукшина» | Урок развития речи | Тип сочинения – повествование и описание | Уметь отбирать литературный материал по теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
124 | Ф.А. Абрамов. «Деревянные кони» | Урок внеклассного чтения | Образ крестьянки Милентьевны | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст | Ответы на вопросы | |
125 | В.Т. Шаламов. «Последний замер» | Изучение нового материала | Жизнь и творчество писателя, проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования | Знать о жизни и творчестве писателя, проблематику рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования | Ответы на вопросы | |
126 | «Шоковая терапия» | Изучение нового материала | Проблематика рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной темы» и характера повествования | Знать проблематику рассказа, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования | Ответы на вопросы | |
127 | А.И. Солженицын. «Матренин двор» | Усвоения новых знаний Урок-лекция | Очерк жизни и творчества писателя. История написания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Тема деревни и своеобразие ее решения | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст | Ответы на вопросы | |
128 РР | Устный рассказ «Судьба Матрены, «российской праведницы» | Урок развития речи | Сопоставление Матрены с женщинами - персонажами, отраженными в произведениях родной литературы | Уметь в своем рассказе сопоставлять Матрену с другими персонажами - женщинами, отраженными в произведениях родной литературы | Устный рассказ | |
129 | «Архипелаг Гулаг» | Усвоения новых знаний | Своеобразие звучания «лагерной» темы | Знать проблематику произведения, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования | Ответы на вопросы | |
130 | В. Быков. «Сотников» | Усвоения новых знаний | Своеобразие композиции повести, тема, проблема | Знать о жизни и творчестве писателя; своеобразие композиции повести. Уметь определять тему, проблему произведения | Ответы на вопросы | |
131 | Сотников и Рыбак | Урок обобщения и углубления знаний | Характеристика Сотникова и Рыбака. Мужество и трусость, Верность и предательство | Уметь характеризовать персонажей, формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Письменное задание по теме: «Встречаются ли люди Сотникова и Рыбака в окружающей нас жизни? Мое отношение к ним» | |
132 РР | Сочинение «Подвиг человека на войне» | Урок развития речи | Сочинение о подвиге | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Сочинение | |
133 | «Облава» | Урок внеклассного чтения | Особенности композиции повести, Характеристика героев, тема коллективизации и несправедливого раскулачивания середняков в литературе, тема нравственного выбора | Знать особенности композиции повести. Уметь характеризовать героев | Ответы на вопросы | |
134 | В.И. Белов. «Привычное дело» | Урок усвоения новых знаний | Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. | Знать биографию писателя. Уметь анализировать художественный текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | |
135 | Фольклорные традиции и юмор в повести | Комбинированный | Фольклорные традиции и юмор в повести | Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | |
136 | Н.М. Рубцов. Лирика | Комбинированный | «Видения на холме», «Листья осенние» | Знать биографию поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, выделять изобразительно-художественные средства языка | Анализ стихотворения | |
137 | И.А. Бродский. Лирика | Комбинированный | «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда» | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Ответы на вопросы | |
138 | А.А.Вознесенский. «Сон» | Комбинированный | «Сон». Тема ответственности человека за жизнь на земле | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Ответы на вопросы | |
139 | А.В. Вампилов. «Провинциальные анекдоты» | Усвоения новых знаний | Тема подобострастия к чиновникам | Знать о жизни и творчестве драматурга. Уметь анализировать произведение | Развернутый ответ на вопрос | |
140 | «Утиная охота» | Урок внеклассного чтения | Проблематика, основной конфликт, система образов | Знать проблематику пьесы, основной конфликт и систему образов | Пересказ | |
141 | Контрольная работа по произведениям русской литературы второй половины 20 века | Урок контроля | Произведения русской литературы второй половины 20 века | Уметь самостоятельно выполнять задания | Тест | |
| Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века) | | | | | |
142 | Анализ контрольной работы. Обзор литературы последнего десятилетия (90-годы 20 века) | Урок-лекция | Анализ контрольной работы по произведениям русской литературы второй половины 20 века. Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века) | Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе, конспектировать лекцию, правильно строить монологическую речь, рассуждать | Конспект лекции | |
143 | В.С. Маканин. «Кавказский пленник» | Комбинированный | Сюжет, своеобразие композиции рассказа | Знать биографию писателя, сюжет, своеобразие композиции рассказа. | | |
144 | Система образов | Урок углубления знаний | Система образов. Сравнение «Кавказского пленника» Маканина с «Кавказским пленником» Пушкина, Лермонтова, Толстого | Знать систему образов. Уметь сравнивать произведение Маканина с произведениями русской классической литературы | Описание портрета пленного боевика | |
145 | С.Д. Довлатов. «То, о чем я собираюсь рассказать… Колонка редактора» | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество Довлатова. Своеобразие композиции рассказа | Знать о жизни и творчестве Довлатова. Уметь анализировать рассказ. | Анализ рассказа | |
146 | Тимур Кибиров. «Россия – Russia» | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество Кибирова. Анализ стихотворения | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворения | |
147 | В.Г. Распутин. «Новая профессия» | Урок усвоения новых знаний | Проблема, авторская позиция | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение, определять проблему, выявлять авторскую позицию | Пересказ | |
148 | В.П. Астафьев. «Пролетный гусь» | Урок усвоения новых знаний | Тема, сюжет, проблема, смысл названия рассказа | Знать сюжет, смысл названия рассказа. Уметь определять тему, проблему произведения | Краткий пересказ | |
149 | Система образов | Урок обобщения | Военная тема в произведениях писателей родной литературы | Знать систему образов; писателей родной литературы, которые обращались к военной теме | | |
150 | В.О.Пелевин. «Жизнь насекомых» | Урок усвоения новых знаний | Проблема, авторская позиция | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение, определять проблему, выявлять авторскую позицию | Ответы на вопросы | |
151 | Т.Н. Толстая. «Кысь» | Урок усвоения новых знаний | Художественное своеобразие романа | Знать о жизни и творчестве писателя, художественное своеобразие романа | Ответы на вопросы | |
152 | Обобщение по «Литературе последнего десятилетия (90-годы 20 века)» | Урок обобщения | Литература последнего десятилетия (90-годы 20 века) | Знать литературу последнего десятилетия | Тест | |
| Литература народов России 20 века | | | | | |
153 | Обзор литературы России 20 века | Урок-лекция | Художественное богатство литературы народов России. Роль и значение русского языка в развитии национальных культур | Знать художественное богатство литературы народов России, роль и значение русского языка в развитии национальных культур | конспект | |
154 | Р. Гамзатов. Лирика | Комбинированный | «Мой Дагестан», «Журавли», «Я солнце пил, как люди воду…», «Берегите друзей», «Родной язык» | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Выступления учащихся, презентация | |
155 | Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей» | Урок усвоения новых знаний | Художественное воссоздание древнего мира о Прометее. Проблема отношения людей к народному идеалу, мечте | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст | Ответы на вопросы | |
156 | Юрий Рытхэу. «Когда киты уходят» | Комбинированный | Художественное своеобразие, проблема романа. Проблема гармонии человека с природой | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать художественный текст | Ответы на вопросы | |
157 | Осуждение писателем людских пороков | Комбинированный | Осуждение писателем людских пороков – гордости, презрения к обычаям своего народа – гордости, презрения к обычаям своего народа | Уметь анализировать художественный текст, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Устное высказывание | |
158 | Урок обобщения по легенде. Т/л Отличительные особенности мифа как жанра | Урок обобщения и углубления знаний | Т/л Отличительные особенности мифа как жанра | Знать особенности своеобразия произведения. Уметь анализировать художественный текст, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Работа с текстом | |
159 | М. Федоров. «Леший» | Урок внеклассного чтения | Своеобразие поэмы: жанровые особенности, композиция, средства выразительности | Знать своеобразие поэмы. Уметь пересказывать поэму; выявлять языковые средства художественной выразительности | Написание синквэйна | |
| Зарубежная литература 20 века | | | | | |
160 | Б. Шоу. «Пигмалион» | Комбинированный | Мифологическая первооснова сюжета. Критика сословных предрассудков в пьесе, психологическая проникновенность изображения героев. | Знать сюжет, проблематику, художественное своеобразие произведения. Уметь аргументированно рассуждать о произведении | Развернутый ответ на вопрос | |
161 | Тема человеческого достоинства | Урок обобщения и углубления знаний | Рельефность образа Элизы, нравственное превосходство изображения простой девушки над состоятельными «экспериментаторами». Тема человеческого достоинства. Т/л. Развитие понятия о драматургии | Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественный текст | Анализ текста | |
162 | Г. Аполлинер. «Мост Мипабо» | Комбинированный | Характер лирического героя | Знать экспериментальную направленность аполлинеровской поэзии. Уметь определять тему и идею стихотворения. | Создание устных высказываний | |
163 | Э. Хемингуэй. «Старик и море» | Урок усвоения новых знаний | Человек в мире природы, его органическая слитность с мирозданием. Традиционный для Хемингуэя мотив победы и поражения | Знать сюжет произведения. Уметь анализировать художественный текст, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | |
164 | Тема человеческой солидарности и взаимопомощи | Урок усвоения новых знаний | Тема человеческой солидарности и взаимопомощи | Уметь анализировать произведение | Ответы на вопросы | |
165 | Стилистика Хемингуэя. Т/л Жанровое своеобразие повести | Урок усвоения новых знаний | Стилистика Хемингуэя: философичность и символика, внешняя сдержанность повествования и эмоционально насыщенный подтекст | Знать жанровое своеобразие повести. Уметь находить художественные приемы, помогающие писателю передать психологическое состояние героя в момент охоты на рыбу; отвечать на вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | |
166 РР | Защита рефератов | Урок развития речи | Защита рефератов | Уметь грамотно защищать реферат | Защита рефератов | |
167 | Повторение пройденного | Урок повторения | Изученные произведения | Знать содержание изученных произведений. Уметь отстаивать свою точку зрения | Ответы на вопросы | |
168 | Контрольная работа по теме «Русская литература 19 - 20 веков» | Урок контроля | Русская литература 19 - 20 веков | Уметь самостоятельно выполнять задания | Тест | |
169-170 | Резерв | | | | | |
1.Литература. 11 класс в 3 частях. Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, ,С.В. Жожикашвили, С.А. Леонова, Е.А. Самойловой, Ж.Н. Критаровой.- М.:Дрофа,2013
1.Литература. 11 класс в 3 частях. Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, ,С.В. Жожикашвили, С.А. Леонова, Е.А. Самойловой, Ж.Н. Критаровой.- М.:Дрофа,2013
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page