СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Г.С.Меркина для 6 класса по ФГОС: пояснительная записка,нормативные документы,цели,задачи,место предмета в учебном плане школы,планируемые результаты, требования. ТП, КТП, содержание предмета,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 30.08.2017 №199__

_____________ С.А. Гордиенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 6 класс

Количество часов 99

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна







Пояснительная записка

Рабочая программа курса по литературе для 6 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • приказ Управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2016-2017 учебный год»;

  • приказ МБОУ Донской СОШ от 26.05.2017 № 130 «Об утверждении недельного учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Донской средней общеобразовательной школы Зерноградского района имени генерала армии Лелюшенко Д.Д. на 2017-2018 учебный год»;

  • Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 №266 );

  • Авторская программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

  • региональный компонент содержания образования в Ростовской области .


Цели и задачи изучения литературы


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• культуроведческий подход;
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.


Место учебного предмета в учебном плане


При соотнесение прогнозируемого планирования с составленным на 2017-2018 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 99 часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).

класс

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

6класс

«Литература»

инвариантная

в неделю

в год




3 часа

По программе

99 часов

Фактически

99 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.



Класс

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;


• выразительно читать легенды, предания, сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;


• пересказывать легенды, предания, сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для этих жанров художественные приёмы;


• выявлять в легендах, преданиях и сказках характерные художественные приёмы;


• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, предании, легенде, обосновывая свой выбор;


• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;


  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;



• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст; интерпретировать прочитанное;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах;






Класс

Личностные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;


  • устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;


• сравнивая фольклорные произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа.





Класс


6

Метапредметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• видеть черты русского национального характера в героях фольклорных произведений,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.



• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

























Содержание учебного предмета, курса

Введение

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).


Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.


Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.


Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.



Из русской литературы XVIII века


М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.


Из русской литературы ХIХ века


В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И.Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.


Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.


И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.


Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».


В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.


А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.


Из русской литературы XX века


И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.


А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.


С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.


М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.


Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».



Из поэзии о Великой Отечественной войне

А.А. АХМАТОВА

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: военный плакат.


Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.


Из зарубежной литературы


«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.


Я. и В. ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.


О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.


Для заучивания наизусть


М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).


Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».


Из героического эпоса

«Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).


Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».


Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».


Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер.с польского.)



Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из мифологии

3

3

Из устного народного творчества

4

4

Из древнерусской литературы

3

5

Из литературы 18 века

2

6

Из русской литературы 19 века

48

7

Из русской литературы 20 века


18

8

Из поэзии о Великой Отечественной войне

4

9

Из зарубежной литературы

10

10

Повторение изученного в 6 классе

2


ИТОГО

99
































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата план

Дата факт

Название раздела,темы,урока

Кол-во часов

Вид контроля


1 четверть-24 часа Т-2 К.р-1


Введение- 1 ч.

1

4.09


О литературе, читателе и писателе.

1


Из мифологии – 3 ч.

2

5.09


«Пять веков». Миф, мифологический сюжет.

1


3

6.09


Мифы о героях. «Прометей».

1


4

11.09


Мифы о героях. «Яблоки Гесперид». Тест

1

Тест

Из устного народного творчества-4 ч.

5

12.09


Из славянской мифологии. Предания и легенды.

1


6

13.09


«Солдат и смерть». Легенда.

1


7

18.09


«Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание.

1


8

19.09


«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Волшебная сказка.Тест

1

Тест

Из древнерусской литературы – 3 ч.

9

20.09


Входной контроль.

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

1


10

25.09


«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1


11

26.09


«Поучение» Владимира Мономаха. Особенность жанра. Нравственная проблематика.

1


Из русской литературы XVIII века- 2 ч.

12

27.09


М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1


13

2.10


«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

1


Из русской литературы XIX века – 48 ч.

14

3.10


В. А. Жуковский. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

1


15

4.10


Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения.

1


16

9.10


Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором.

1


17

10.10


А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

1


18

11.10


Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня».

1


19

16.10


Лирика А.С.Пушкина. «Зимнее утро»

1


20

17.10


Двусложные размеры.

1


21

18.10


Двусложные размеры.

1

22

23.10


Конкурс выразительного чтения

1


23

24.10


А.С. Пушкин «Дубровский».Историческая эпоха в романе.

История создания.

1


24

25.10


Ссора Дубровского с Троекуровым.

1


2 четверть- 23 час Т-1 С-2 К.р-1


25

7.11


Отец и сын Дубровские.

1


26

8.11


«Благородный разбойник» Владимир Дубровский.

1


27

13.11


Дубровский и Маша

Троекурова.

1


28

14.11


Изображение крестьянского бунта в романе. Тест

1

Тест

29

15.11


Р. р. Обучение сочинению на литературную тему.

1


30

20.11


Р.р. Сочинение по роману «Дубровский» А.С.Пушкина

1

Р.р. Сочинение по роману «Дубровский» А.С.Пушкина

31

21.11


М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1


32

22.11


Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус».

1


33

27.11


«Листок». Мотив одиночества в лирике.

1


34

28.11


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1


35

29.11


Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя.

1


36

4.11


Андрий и Остап. Сравнительный анализ образов героев.

1


37

5.12


Трагизм конфликта отца и сына.

1


38

6.12


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя. Тест.

1


39

11.12


Р. р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1


40

12.12


Р. р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Р. р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

41

13.12


Контрольная работа за I полугодие

1

Контрольная работа за I полугодие

42

18.12


И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге».

1


43

19.12


И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1


44

20.12


Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк».

1


45

25.12


Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда …»,

1


46

26.12


Трехсложные размеры стиха.

1


47

27.12


Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века.

1



3 четверть-31час С-3 Т-2 К.р.-1


48

10.01


Л.Н.Толстой. Анализ глав повести «Детство».

1


49

15.01


Анализ глав повести «Детство».


1


50

16.01


Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

1


51

17.01


В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын.

1


52

22.01


Дружба Васи, Валека и Маруси.

1


53

23.01


Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Тест

1

Тест

54

24.01


Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася»

1

Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася»

55

29.01


Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

1


56

30.01


А.П.Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка».

1


57

31.01


Р.р.Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни»

1

Р.р.Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни»

58

5.02


Контрольная работа «Из литературы 19 века»

1

Контрольная работа «Из литературы 19 века»

Из русской литературы XX века- 18 ч.

59

6.02


И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». 

1


60

7.02


Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...»

1


61

12.02


А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.

1


62

13.02


Дети и взрослые в рассказе «Тапёр».

1


63

14.02


А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов.

1


64

19.02


С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке».

1


65

20.02


«Песнь о собаке».

1


66

21.02


С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.

1


67

26.02


М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1


68

27.02


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности

жанра.

1


69

28.02


Настя и Митраша.

1


70

5.03


Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

1


71

6.03


Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести.

1


72

7.03


Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения.Тест

1

Тест

73

12.03


Р. р. Подготовка к сочинению по сказке - были «Кладовая солнца».

1


74

13.03


Р. р.  Сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».

1

Р. р.  Сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».

75

14.03


Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

1


76

19.03


Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».

1


Из поэзии о Великой Отечественной войне -11 ч.

77

20.03


М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.

1


78

21.03


С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны.

1


4 четверть-21 час К-2


79

2.04


Д.С.Самойлов., Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга.

1


80

3.04


Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

1


81

4.04


Историческое изображение человеческой судьбы.

1


82

9.04


Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний

поклон».

1


83

10.04


В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Проблематика рассказа.

1


84

11.04


Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви.

1


85

16.04


Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения.

1


86

17.04


Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1


87

18.04


Контрольная работа за II полугодие

1

Контрольная работа за II полугодие

Из зарубежной литературы-12ч.

88

23.04


Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.

1


89

24.04


История создания, тематика, проблематика.

1


90

25.04


Краткие сведения о братьях Гримм.

1


91

28.04


«Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы.

1


92

7.05


О.Генри. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез.

1


93

8.05


Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1


94

14.05


Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.


1

Итоговая к. р.


95

15.05


Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе

1


96

16.05


«Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа.

1


97

21.05


Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

1


98

22.05


Повторение изученного в 6 классе.

1


99

23.05


Рекомендации для летнего чтения

1


4 четверть-21 час К.р-2

За год-99 часов Т-5 К.р.-5 С-5





Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

2. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:в 2 частях. Автор-составитель Г.С. Меркин /М., ООО «Русское слово-учебник», 2015 г.

3. Планирование и материалы к уроку «Литература.6 класс» Авторы – составители: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. /Москва, «Русское слово», 2007г.

4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику "Литература. 6 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"-РС",2011 г.

5. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 6 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" -РС",2010 г.





























«РАССМОТРЕНО »

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

протокол от 28.08.2017 №1

Руководитель ШМО

__________Ткачук С.Л..
































«СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета

протокол от 29.08.2017 №1



Руководитель МС

__________Тарасенко И.А



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!